Том 157, кн. 3
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гуманитарные науки
2015
УДК 94.3
ЦАРИЦА ЭВРИДИКА: К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕЙ МАКЕДОНИИ
К.А. Киляшова Аннотация
В статье на примере царицы Эвридики рассматривается вопрос о политической роли женщины при македонских царях династии Аргеадов. На основании приведённых источников и литературы делается вывод о постепенном вовлечении женщин в политическую жизнь древнемакедонского государства.
Ключевые слова: Аминта III, Эвридика, Птолемей Алорит, Македония.
В последние десятилетия в историографии появилось множество публикаций, касающихся положения женщин в обществе и их роли в мировой истории (см., например, [1, с. 5; 2, с. 3; 3, с. 8; 4, р. 12; 5]). Данная тенденция связана с активным использованием гендерных подходов к истории. Гендер определяется учёными как социокультурный конструкт взаимоотношения полов и предполагает исследование изменения роли женщин в связи с общественными сдвигами в экономике, политике, культуре .
Как правило, на примере Афин выстраивается своеобразная модель классического греческого полиса, в котором положение женщин было определено политической и культурной идеологией, согласно которой женщина не имела права участвовать в общественной жизни полиса. Её главная роль повсеместно определялась рождением и воспитанием детей. Однако известно, что в спартанском обществе женщины располагали большей свободой, чем в Афинах [5]. Основания для подобной организации общества неразрывно связаны с политической и социальной структурой полиса. Данное положение применимо и к древней Македонии, в которой господствовала монархическая форма правления. Но власть царя из династии Аргеадов распространялась лишь на Нижнюю Македонию, а горными областями страны управляли многочисленные местные правители2.
В начале IV в. до н. э. Македония находилась в весьма трудном внутри-и внешнеполитическом положении. Данная ситуация обусловливалась хаотичностью в престолонаследии и наличием многочисленных претендентов на престол. В 394 г. до н. э. в условиях внутренней нестабильности новым царём стал
1 О понятии гендер и о проблемах и методах исследования тендерной истории см., например, [6, с. 42; 7, с. 10-18; 8].
2 О македонском царском доме, в частности о политических институтах Македонии, см., например, [9, р. 80-84; 10, р. 30-31].
Аминта III3. По свидетельствам античных авторов, правление Аминты началось с тяжёлых войн с иллирийцами и олинфянами (Diod. XIV. 92. 3; Just. VII. 4. 6).
Вторжение иллирийцев стало достаточно серьёзной угрозой для нового македонского царя , так что в сложившихся условиях возникла необходимость в новом политическом союзе. В итоге Аминта III заключил союз с царским домом Линкестиды, женившись на Эвридике (Strabo. VII. 7. 8). Считается, что Эвридика приходилась внучкой Аррабею, царю линкестов, однако даже с учётом этих сведений вопрос о происхождении Эвридики остаётся открытым.
В 1982 г. в ходе археологических раскопок в Эгах были найдены постаменты статуй с посвятительной надписью, в которой упоминается женское имя Evpväim Eippa («Эвридика, дочь Сирры»). Учитывая примерную датировку надписи, М. Андроникос пришёл к выводу, что женщиной, сделавшей посвящения, была жена Аминты III - царица Эвридика [11]. Это означает, что Эвридика была дочерью Сирры, этническая принадлежность которого вызывает вопросы в историографии. К. Мортенсен, ссылаясь на Аристотеля (Arist. Polit. 1311b. 13-14), полагал, что Сирра был иллирийцем [12, р. 49]. Э. Карни и Н. Хэммонд отрицают, что Сирра был иллирийского происхождения, склоняясь более в пользу его связи с линкестийской династией [10, р. 43; 13, р. 239]. Они приводят в доказательство рассказ Плутарха (Plut. Alex. 9), согласно которому Аттал на свадьбе Филиппа II в 337 г. до н. э. ссылался на незаконнорождённость Александра, мать которого была из Эпира5. Поэтому указанные исследователи считают, что Аттал не стал бы поднимать вопрос о происхождении Александра, если бы мать Филиппа тоже не была македонянкой. Несмотря на наличие разных мнений в историографии по вопросу о происхождении Эвридики, определённо, что её матерью была дочь Аррабея, а её отцом - Сирра . Тем более что женитьба на женщине линкестийско-иллирийского происхождения в то время, когда на западных рубежах Македонии была крайне напряжённая ситуация, вполне отвечает политике Аргеадов заключать династические браки с чужеземками в своих политических целях. В частности, позже аналогичную политику по отношению к своим соседям будет проводить сын Аминты III - Филипп II (Athen. XIII. 557. b-e).
Определённая информация об Эвридике содержится в сообщении Юстина. По его сведениям, царица родила Аминте трёх сыновей - Александра, Пердикку и Филиппа - отца Александра Македонского (Just. VII. 4. 5). Однако, согласно сообщению Юстина, кроме Эвридики, у Аминты III была и другая жена - Гигея: «от Гигеи же у Аминты были сыновья Архелай, Арридей и Менелай» (Just. VII. 4. 5). Несомненно, возникает вопрос об очерёдности брачных союзов Аминты
3 «...Павсаний тоже царь македонян, умер после одного года правления, будучи убит Аминтой, который захватил царство и царствовал двадцать четыре года» (Diod. XIV. 89. 1).
4 Диодор сообщает, что Аминта был изгнан из Македонии, и два года вместо него правил Аргей (Diod. XIV. 92. 3). Клавдий Элиан также акцентирует внимание на изгнании Аминты из страны: «.Царь Аминта, когда соседние варвары разбили его наголову, отказался от царства и решил даже совсем покинуть страну. Ему было довольно спасти хотя бы свою жизнь» (VH. IV. 8).
5 «.Аттал, дядя невесты, опьянев во время пиршества, стал призывать македонян молить богов, чтобы у Филиппа и Клеопатры родился законный наследник престола» (Plut. Alex. 9).
6 Данная информация содержится у Страбона: «Так, линкесты подпали под власть Аррабея из рода Бакхиадов. Евридика, мать Филиппа, сына Аминты, была внучкой Аррабея по дочери, а Сирра - дочерью» (Strabo. VII. 7. 8). Эти сведения подтверждаются надписью на постаменте статуи, найденной в Эгах.
с Эвридикой и Гигеей. По мнению ряда исследователей, Гигея была первой женой [4, р. 42]. Предполагают, что она была из Аргеадов, причём ссылаются на то, что в тот период упоминание данного имени встречается только среди представительниц правящей династии. Возникает вопрос: если первой женой была Гигея, почему её сыновья не претендовали на престол? Возможно, причина в том, что Гигея на самом деле была женой не Аминты III, а одного из его предшественников - Аминты II. Известно, что после смерти Архелая в 399 г. до н. э. до воцарения Аминты III в 394 г до н. э. на македонском троне сменилось три царя, информация о которых крайне противоречива. Наибольшие трудности вызывает вопрос об упоминании в источниках имени Аминта. Однако если придерживаться точки зрения Р. Эррингтона (Errington R.M.), что Аминта II был сыном Архелая, а не Менелая, сына Александра I (цит. по [9, р. 233]), то можно по информации, приведённой Аристотелем, утверждать, что Архелай выдал свою младшую дочь за своего сына Аминту (Arist. Polit. 1311b. 13-14). Мотивом такого союза Аристотель считал необходимость примирения Аминты с сыном Орестом, рождённым от второй жены Клеопатры . Аристотель не называет эту дочь Архелая по имени, и Юстин, таким образом, единственный, кто сообщает нам о Гигее. Однако если доверять сведениям Юстина, что старший сын Аминты от Гигеи был назван Архелаем, то этот факт является дополнительным аргументом в пользу идентификации младшей дочери царя Архелая, упомянутой Аристотелем, с Гигеей. Если брачный союз Гигеи и Аминты II был заключён ещё при жизни царя Архелая, правившего Македонией четырнадцать лет (413399 гг. до н. э.), как о том определённо сообщает Аристотель, то к моменту смерти Аминты II в 394 г до н. э. у него вполне могли родиться три сына. Тогда информация Диодора о том, что Александр, сын Аминты III, был старшим из сыновей по отношению к своим двум младшим братьям - сыновьям Эвридики (Diod. XVI. 2. 4), является вполне достоверной. Это объясняет, почему дети, рождённые в браке Аминты II и Гигеи, не претендовали на престол после смерти Аминты III, но являлись позже потенциальной угрозой для царя Филиппа II (Just. VIII. 3. 10) [10, р. 699-701].
Поскольку брачный союз с Эвридикой был политически мотивирован, то он, по-видимому, был заключён ещё в 390 г до н. э., в самом начале царствования Аминты III. Именно в этот период Македония подверглась нашествию иллирийцев [14, р. 34]. Юстин критически относится к Эвридике, негативно оценивая её действия как жены и матери: «Он [Аминта] также мог погибнуть от коварных козней своей жены Евридики, которая договорилась со своим зятем о том, что выйдет за него замуж, убив мужа, а царство передаст ему, своему любовнику; однако дочь донесла и о прелюбодеянии своей матери, и о преступном замысле» (Just. VII. 4. 5). Подобные сведения не сообщаются другими авторами, а встречаются только у Юстина. Он также является единственным автором, кто повествует и о дочери Эвридики - Эвриное (Just. VII. 4. 7). Трудно оценить достоверность передаваемой историком информации, но если она верна, то стоит
7 «Тот [Архелай] обещал выдать за него [Кратея] одну из своих дочерей, но обещания своего не сдержал: старшую дочь выдал, теснимый в войне с Сиррою и Аррабеем, за элимейского царя, младшую - за своего сына Аминту, рассчитывая таким образом примирить последнего со своим сыном, рождённым от Клеопатры» (Arist. Polit. 1311b. 13-14).
предположить, что в данном случае имела место попытка насильственного захвата власти. Эвридика была избавлена от наказания, согласно Юстину, из-за их общих детей. Но, возможно, Аминта просто был дальновидным политиком и не захотел разорвать свой шаткий союз с Иллирией, который основывался на дальнейшем сохранении брачных уз с Эвридикой. Не известно, как складывались в будущем отношения между царём и царицей, но Юстин считал, что Аминта скончался в глубокой старости и по естественным причинам (Just. VII. 4. 8).
Новый царь - старший сын Аминты и Эвридики Александр начал войну с иллирийцами. Рассматривая свидетельства Диодора (Diod. XVI. 2. 2.) и Юс-тина (Just. VII. S. l), Н. Хэммонд пришёл к выводу, что в начале своего царствования Александр откупился от войны с иллирийцами, договорившись с ними о размере выкупа и дав им в заложники своего брата Филиппа [10, р. 181]. Принимая во внимание иллирийское происхождение Эвридики, можно сделать вывод о том, что Филипп находился в заложниках у своих родственников. Поэтому, возможно, уже после урегулирования отношений с Иллирией, он был направлен в Фивы.
Все остальные свидетельства об Эвридике связаны в первую очередь с Птолемеем Алоритом, мужем Эвриное, который, по сообщениям античных авторов, стал любовником царицы и выступил против её сына Александра. В результате Птолемей убил царя на свадебном пиру (Athen. XIV. 629; Diod. XV. 71. 1), позже женился на Эвридике и объявил себя регентом при малолетних наследниках (Diod. XV. 71. 1). Юстин обвиняет Эвридику в причастности к гибели сына: «Спустя немного времени, Александр пал жертвой козней матери своей Еври-дики» (Just. VII. б. 4). Достоверной информации об участии Эвридики в данном преступлении нет, поэтому не стоит утверждать, что она могла пойти на такой шаг. Это доказывают сведения Плутарха, в которых говорится, что Эвридика приложила все усилия, чтобы самой научиться писать и обучить своих детей (Plut. Mor. 14bc). Скорее всего, брак с Птолемеем был вынужденной мерой, поскольку у Эвридики не было альтернативы в своих действиях. По мнению Э. Карни, так как Птолемей убил Александра, Эвридика действовала таким образом, чтобы обеспечить передачу власти её оставшимся сыновьям [4, р. 44]. Маловероятно, чтобы она добровольно вышла замуж за Птолемея и участвовала в убийстве своего собственного сына. Подобный пример уже встречался в истории Македонии, когда жена македонского царя Пердикки II Клеопатра вышла замуж за своего пасынка Архелая, который, по свидетельству Платона (Gorg. 471), устранил всех претендентов на трон (Arist. Polit. 1311b. 1S).
Притязания Птолемея напрямую связаны с его происхождением. Вероятнее всего, он был из числа македонской знати, что подтверждает его брак с дочерью Аминты . В таком случае брачный союз с Эвридикой являлся политическим ходом. Но, если происхождение Эвридики и её позиция при дворе были весомы, что свидетельствует о её последующей поддержке со стороны афинского стратега Ификрата, тогда возникает вопрос: почему она не прибегла к помощи своих сподвижников или не попросила поддержки у Линкестидов?
8 На основании союза между Аминтой и Афинами ок. 375-373 гг. до н. э. и присутствия в списке послов имени Птолемея Н. Хэммонд, выдвинул гипотезу, что Птолемей был сыном Аминты II [10, р. 71].
Возможно, её действия напрямую связаны с личным желанием управлять страной совместно с Птолемеем. Однако очередной претендент на престол - Пав-саний - вторгся в Македонию, пытаясь захватить власть. С целью сохранения трона Эвридика пошла на беспрецедентный шаг: она обратилась к афинскому стратегу Ификрату с призывом о помощи и получила её немедленно.
Данная информация содержится в речи Эсхина: «Вскоре после смерти Аминты и старшего из братьев Александра, когда Пердикка и Филипп были ещё детьми, а Эвридике, их матери, изменили люди, считавшиеся её друзьями, с целью захвата власти в страну возвращается Павсаний, бывший изгнанником. Обстоятельства благоприятствовали ему; у него теперь было много сторонников. Имея в своём распоряжении эллинское войско, он взял Антемунт, Терму, Стрепсу и некоторые другие укрепления. Македоняне были не единодушны, но большинство их сочувствовало Павсанию. В такой обстановке афиняне избрали стратегом для похода на Амфиполь Ификрата. <...> Ификрат прибыл в те места, сначала с небольшим флотом, - больше для ознакомления с обстановкой, чем для осады города. "В этот момент, - рассказывал я Филиппу, -твоя мать Евридика пригласила его к себе и, как передают все присутствовавшие, она подвела в объятья Ификрата твоего брата Пердикку, а тебя [Филиппа] посадила на его колени, так как ты был ещё ребенком, и сказала: "Отец этих детей Аминта, когда был жив, усыновил тебя и дружески относился к Афинскому государству, поэтому тебе следует в личных отношениях быть братом этих детей, а в общественных делах - нашим другом". После этого она тут же настоятельно просила и о вас, и о себе, и о царстве - вообще о спасении. Выслушав её, Ификрат изгнал Павсания из Македонии и сохранил вам престол» ^Л. II. 26-29).
Как известно, Эсхин был сторонником Филиппа II в Афинах, но это ещё не означает, что информация, предоставленная оратором, не заслуживает доверия. Эвридика в действительности обратилась за помощью к Афинам и в силу своего положения получила её. Возможно, данный факт доказывает, что Эвридика не была безвольным орудием в руках регента Птолемея. На фоне Птолемея Эвридика обладала законным правом в запросе внешней помощи как равноправная представительница своих сыновей. Итак, вся информация о царице, которую мы имеем, относится к царствованию Аминты и Птолемея Алорита.
Найденная надпись ЕЬриЫка Ырра ЕшХегаг («Эвридика, дочь Сирры, [воздвигла эту статую] Эвклее») является первым документальным свидетельством об Эвридике. М. Андроникос по аналогии с храмом Эвклеи в Афинах, построенным, вероятно, как напоминание о битве при Марафоне, предположил, что храм Эвклеи в Эгах прославлял победу Македонии над греками при Херонее в 338 г. до н. э. [15, р. 49]. Весьма важным моментом является установление причастности Эвридики к культу Эвклеи. Культ богини был распространён повсеместно и ассоциировался со славой, доброй репутацией и честью. Если предположение, что речь идёт о матери Филиппа II, верно, тогда следует ответить на вопрос о том, с какой целью она стала приверженницей данного культа? Чтобы понять это, необходимо разобраться с примерными хронологическими рамками посвящения. Так как точная дата остаётся неизвестной, возможно, что данное событие произошло в царствование одного из её сыновей.
Очередное упоминание об Эвридике мы встречаем в речи Эсхина, произнесённой в 343 г. до н. э. Допустим, Эвридика уже умерла к этому времени и не успела рассказать сыну об обстоятельствах данного события. Так как Филипп три года провёл в качестве заложника в Фивах, а часть жизни в походах, его взаимоотношения с матерью могли быть не настолько близкими и доверительными. Даже если Эвридика на момент воцарения Филиппа была жива, шансы проявить себя в качестве советницы в царствование сына у неё не было, поэтому, чтобы как-то реализовать свой потенциал, она посвящает свою жизнь культу Эвклеи. Ведь в Македонии, как и в Греции, женщина в полной мере могла проявлять себя в религиозном плане (мы можем видеть это на примере матери Александра Великого - Олимпиады). Несмотря на отсутствие информации об Эвридике в царствование Филиппа II, известно, что её внук Александр Великий поручил афинскому скульптуру Леохару создать для него статуи, одна из которых была изваянием Эвридики (Paus. V. 20. 9-10). Строительство статуи и прилегающего к ней здания должно было, по мнению историков [9, р. 322], прославлять новую царскую власть Аргеадов, которая представляла собой объединение европейской и азиатской монархической традиции. Сообщение Павсания, таким образом, не даёт нам предлога усомниться в почтенном отношении царя Александра к Эв-ридике.
Итак, подведём некоторые итоги. До появления Эвридики первостепенной задачей македонских женщин в окружении царей было рождение детей и участие в заключении политически выгодных союзов. Данное положение объясняется потребностью македонских царей не только в наследниках, но и в укреплении дипломатических связей с соседними государствами. Однако с начала IV в. до н. э в правящей македонской династии Аргеадов происходят многочисленные конфликты, связанные с хаотичностью престолонаследия и борьбой за власть. Примечательно, что в этих условиях, начиная с царицы Эвридики, жены Аминты III, происходит вовлечение женщин при македонском дворе в активную политическую деятельность, что подтверждается амбициями Эвридики в стремлении сохранить устойчивое положение для себя и своих сыновей.
Summary
K.A. Kilyashova. Queen Eurydice: On the Question of the Political Role of Women in Ancient Macedonia.
The role of women during the time of the Argead dynasty of Macedonia is considered in the paper by the example of Queen Eurydice. Based on the cited sources and literature, the conclusion is made about the gradual integration of women in the political life of the ancient Macedonian society.
Keywords: Amyntas III, Eurydice, Ptolemy of Aloros, Macedonia.
Источники
Aesch. - Aeschines. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press; London: William Heinemann
Ltd, 1919. - 560 p.
Arist. Polit. - Aristotle: in 23 v. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press; London, William
Heinemann Ltd, 1944. - V. 21. - 720 p.
Athen. - Athenaeus Naucratitae Dipnosophistarum. Libri XV. - Lipsiae: in aedibus B.G. Teu-bneri, 1887. - V. 5. - 553 p.
Diod. - Diodorus of Sicily: in 12 v. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press; London: William Heinemann Ltd, 1952. - V. 4-5. - 448 p.
Gorg. - Plato: in 12 v. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press; London, William Heinemann Ltd, 1925. - V. 3: Lysis. Symposium. Gorgias. - 560 p.
Just. - Justinus M.J. Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1994. - V. 2. - 352 p.
Paus. - Pausanias. Description of Greece: in 10 v. - London: William Heinemann Ltd; N. Y.: Putnam Ltd, 1935. - V. 5. - 304 p.
Plut. Alex. - Plutarch's Lives: in 10 v. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press; London: William Heinemann, Ltd., 1919. - V. 7. - 640 p.
Plut. Mor. - Plutarch's Moralia: in 15 v. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press; London: William Heinemann Ltd, 1936. - V. 5. - 528 p.
Strabo. - Strabo J.R.S.S. The Geography of Strabo: in 8 v. - Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press; London: William Heinemann Ltd, 1924. - V. 3. - 556 p.
VH. -Aelian Cl. Various History. - London: Thomas Dring Ltd, 1665. - 314 p.
Литература
1. Женщины-легенды / Сост., науч. ред. и авт. предисл. В.А. Федосик. - Минск: Беларусь, 1993. - 336 с.
2. Женщина в античном мире: сб. ст. / Отв. ред. Л.П. Маринович, С.Ю. Сапрыкин. -М.: Наука, 1995. - 276 с.
3. Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. -М.: Молодая гвардия, 2005. - 240 с.
4. Carney E. Olympias Mother of Alexander the Great. - N. Y.; London: Routledge, 2006. -212 p.
5. Стройков Д.И. К вопросу о влиянии женщин на принятие политических решений в Спарте классического и эллинистического периодов // Науч. вед. БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. - 2010. - № 13, Вып. 15. - С. 11-15.
6. Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. - 1997. - № 6. - С. 41-58.
7. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. - М.: РОССПЭН, 2002. - 352 с.
8. Пушкарёва Н.Л. Гендерные исследования: Рождение, становление, методы и перспективы // Вопр. истории. - 1998. - № 6. - С. 76-86.
9. Borza E.N. In the Shadow of Olympus: the Emergence of Macedon. - Princeton, N. J.: Princeton Univ. Press, 1992. - 366 p.
10. HammondN.G.L., Griffith G.T. A History of Macedonian. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1979. - V. II. - 756 p.
11. Андроникос М. Царские гробницы в Вергине // Вестн. древней истории. - 1990. -№ 1. - С. 107-129.
12. Mortensen K. The Career of Bardylis // Ancient World. - 1991. - V. 22. - P. 49-59.
13. A Companion to Ancient Macedonia / Ed. by J. Roisman, I. Worthington. - Chichester; Malden, Mass.: Wiley-Blackwell, 2011. - 696 p.
14. Worthington I. Philip II of Macedonia. - New Haven, London: Yale Univ. Press, 2008. -303 p.
15. AndronikosM. Vergina: The Royal Tombs and the Ancient City. - Athens: Ekdotike Athenon, 1984. - 244 p.
Поступила в редакцию 30.11.14
Киляшова Кристина Алексеевна - соискатель кафедры всеобщей истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: kristina. kilyashova@mail.ru