Научная статья на тему '"труды и дни": даты жизни и творчества Эзры Паунда'

"труды и дни": даты жизни и творчества Эзры Паунда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"труды и дни": даты жизни и творчества Эзры Паунда»

Эзра Паунд (1885-1972)

«ТРУДЫ И ДНИ»: ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЭЗРЫ

ПАУНДА составил Ян ПРОБШТЕЙН1

"LABOURS AND DAYS": EZRA POUND TIMELINE COMPILED BY IAN PROBSTEIN

1885, 30 октября - в семье Гомера Лумиса Паунда (1848-1942) и Изабеллы Уэстон (1860-1948) в г. Хэйли, шт. Айдахо (в то время - территория) родился единственный ребенок - Эзра Лумис Уэстон Паунд.

1 Составлено на основе: Carpenter, H. A Serious Character: The Life Of Ezra Pound. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1988; Moody, D. Ezra Pound: Poet. A Portrait of the Man and His Work. Vol. I: The Young Genius 1885-1920. Oxford, UK: Oxford University Press, 2007; Moody, D. Ezra Pound: Poet. A Portrait of the Man and His Work. Vol. II: The Epic Years 1921-1939. Oxford, UK: Oxford University Press, 2014. Moody, D. Ezra Pound: Poet. A Portrait of the Man and His Work. Vol. III: The Tragic Years 1939-1972. Oxford, UK: Oxford University Press, 2015; Pound, E. Cathay. London: Elkin Mathews, 1915; Pound, E. Posthumous Cantos, ed. by M. Bacigalupo. Manchester: Carcanet Press, 2015.

1887,апрель

1889

1892

1893, июль 1894

1896, 7 ноября

1898

1898-1900 1901

1902,

июнь-август 1903

— мать, недовольная жизнью в Хэйли, вместе с 18-месячным сыном перебралась к родственникам в Нью-Йорк. Гомер Паунд последовал за ними.

— Гомер Паунд получил должность оценщика монетного двора г. Филадельфии, куда переезжает семья и поселяется в Дженкинтауне, шт. Пенсильвания.

— Эзра Паунд посещает начальную частную квакерскую школу мисс Элиотт.

— родители покупают дом в г. Уинкотте, шт. Пенсильвания.

Паунд посещает школу миссис Хикок Челтен Хиллз.

— Паунд посещает частную школу Флоренс Ри-дпат в г. Уинкотте; год спустя школа становится государственной.

— стихотворение 11-летнего Паунда, лимерик об Уильяме Дженнингсе Брайане, кандидате в президенты США от демократической партии, опубликован в газете Jenkintown Times Chronicle.

— мать и тетушка Фрэнсис берут Эзру Паунда в трехмесячную поездку по Европе, где они путешествуют по Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии и Италии; первое посещение Эзрой Паундом Венеции.

— Паунд посещает Челтенхэмскую военную академию; муштра действует на него угнетающе.

— в 15-летнем возрасте принят в Пенсильванский университет; знакомится с Уильямом Карлосом Уильямсом и с Хильдой Дулитл (впоследствии поэтессой, писавшей под псевдонимом ХД), дочерью профессора астрономии и директора планетария. С 1901 по 1907 гг. пишет «Книгу Хильды», рукописную книгу стихов, которая будет издана посмертно.

— родители берут Эзру во вторую поездку по Европе.

— Паунд переводится в колледж Гамильтон, в г. Клинтон, шт. Нью-Йорк, где изучает древнегреческий, латынь, провансальский, французский, испанский, итальянский, древнеанглийский. Набрасывает первые кантос под влиянием Данте.

1905 — в мае в Hamilton Literary Magazine опубликована

«Белингальная альба»; заканчивает колледж Гамильтон со степенью бакалавра филологии и поступает в аспирантуру Пенсильванского университета, где изучает романские языки под руководством профессора Реннерта.

1906, весна — получает степень магистра искусств. Поступает в докторантуру с заявленной темой «Образ шута в пьесах Лопе де Веги» и получает стипендию Гаррисона и грант в $500 для путешествия по Европе. Посещает Испанию и Францию, где слушает лекции в Сорбонне, а затем проводит неделю в Лондоне.

— с апреля по июнь путешествует по Европе по стипендии: посещает Гибралтар, Мадрид, Париж и Лондон.

— получает степень магистра в романских языках и литературе.

— первое эссе Паунда о латыни рафаэлитов было опубликовано в Book News Monthly. У Паунда возникает конфликт с зав. кафедры английского языка Феликсом Шеллингом из-за его замечаний во время лекций последнего; напр., Паунд утверждал, что Бернард Шоу не хуже Шекспира. В итоге Шеллинг заявил ему, что тот зря теряет время в университете, и Паунд забрал документы, не закончив диссертации.

1907, сентябрь — принят на работу преподавателем романских язы-

ков (французского и испанского) в колледже Уобаш в. г. Кроуфордсвилл, шт. Индиана. Паунд сватается к Хильде Дулитл, но ее родители ему отказывают.

1908 — уволен из колледжа за аморальное поведение. По

словам Паунда, он в рождественскую ночь приютил у себя английскую актрису, о чем его домовладелицы, сестры Халл, сообщили президенту колледжа.

1908, 17 марта — Паунд отплывает из Нью-Йорка и прибывает

в Гибралтар с 80 долларами в кармане на корабле, перевозившем скот. В Гибралтаре зарабатывает как гид. Первый человек, который помог Паунду (по словам самого Паунда - «буквально спас меня»), Юсуф Бенамор, гибралтарский еврей, работавший экскур-

1906

13 июня сентябрь

соводом, водит Паунда в синагогу; свои впечатления Паунд опишет в канто XXII, а также в стихотворении «Цветенье лотоса».

1908, апрель — отплывает на корабле из Гибралтара в Геную.

Путешествует по северной Италии: посещает Павию, Верону.

конец мая-

начало июня — переезжает в Венецию, где издает за свой счет первую книгу стихов A Lume Spento («При погашенных свечах»), 100 экземпляров были проданы по 6 пенсов за каждый.

1908, август — переезжает в Лондон, где убеждает издателя и книготорговца Элкина Мэтьюза выставить его книгу стихов «Пятнадцать стихотворений на святки» (A Quinzaine for This Yule. London: Pollock, 1908) на продажу. Впервые становится известен как поэт. Посылает экземпляр Уильяму Батлеру Йейтсу, которого считал величайшим из живущих поэтов; Йейтс ответил, что книга очаровательная. Так завязалась дружба, которая длилась до смерти Йейтса.

1908, декабрь — Паунд опубликовал вторую книгу стихов «Пятнад-

цать стихотворений на святки».

1909,

январь-февраль — получает должность лектора, заменяя внезапно умершего преподавателя в Риджентском политехническом институте, где преподает курс «Развитие литературы в южной Европе», который станет основой книги «Дух романской культуры». Знакомится с писательницей Оливией Шекспир, близкой подругой У.Б. Йейтса; она приглашает его в свой салон, где Паунд знакомится со многими литераторами и с ее дочерью Дороти, которая в 1914 г. станет его женой.

1909, июнь — Элкин Мэтьюз издает Personae («Маски») -первую книгу Паунда, снискавшую коммерческий успех. Было опубликовано много благожелательных рецензий и отзывов в Times Literary Supplement (литературном приложении к Times), Daily Telegraph и др., но поэт Руперт Брук опубликовал отрицательную рецензию в Cambridge Review. В дальнейшем Паунд

1911,

22 февраля

много раз редактировал, дополнял и переиздавал эту книгу.

1909, сентябрь — Элкин Мэтьюз издает книгу «Торжества» (Exulta-

tions), в которую вошли 27 стихотворений.

1910 — вновь преподает в Риджентском политехническом

институте; читает курс «Средневековая литература»; опубликована работа «Дух романской культуры», первая литературоведческая книга Паунда.

1910, июнь — Паунд на 8 месяцев возвращается в США с целью

убедить архитекторов изменить дизайн строившейся Нью-Йоркской Публичной библиотеки. В New York Times писали, что Паунд почти ежедневно приходил в контору архитекторов и кричал на них. В этот период Паунд пишет эссе об Америке, впоследствии собранные в книгу Patria Mia (опубл. 1950). Опубликована книга переводов стихотворений провансальских трубадуров Provenga. Boston: Small; Maynard, 1910.

— несмотря на то, что Паунд заболел желтухой, он отплывает из США на корабле «Мавритания» и через 6 дней прибывает в Саутгемптон. Проведя несколько дней в Лондоне, уезжает в Париж, где работает над новой книгой стихов «Канцоны» (в том же, 1911 г. ее издаст Элкин Мэтьюз) и общается с Маргарет Ланир Крэвенс (1881-1912), его приятельницей и меценаткой, назначившей Паунду большую стипендию. Год спустя она покончит с собой.

1911, май — Хильда Дулитл прибывает в Лондон с поэтессой

Фрэнсис Грегг и ее матерью.

1911, июль — Паунд путешествует по Италии, посещает Сир-миону, Верону, Мантую, Гоито, Милан, где работает в библиотеке «Амброзиана».

1911, август — посещает Фрайбург, где встречается с профессором Эмилем Леви, чтобы обсудить стихи Арнаута Даниэля; навещает Форда Мэдокса Хефнера (Форда) в Гессене.

1911, август — Паунд возвращается в Англию. Редактор журнала New Age А.Р. Орейдж приглашает Паунда вести еженедельную колонку, что стало источником стабиль-

1911, сентябрь

1912, февраль 1912, май-июль 1912, август

1912, октябрь

1913

1913,

с апреля по май 1913, лето

ного заработка. В редакции журнала New Age Паунд знакомится с Клиффордом Дугласом и становится сторонником его идеи социального кредита.

— Фрэнсис Грегг и ее мать решают вернуться в Соединенные Штаты; Хильда Дулитл решает остаться и поселяется на той же улице, Черч Вок (Church Walk), где живут Паунд и Ричард Олдингтон, в которого она влюбляется и впоследствии выходит замуж. Все трое начинают обсуждать и разрабатывать идеи, легшие в основу течения «имажизм».

— представил рукопись книги «Ответные выпады» (Ripostes) в издательство Свифт и Ко.

— предпринял пешее путешествие по Южной Франции.

— по приглашению Гарриет Монро становится зарубежным сотрудником (фактически соредактором) чикагского журнала Poetry, в котором публикует стихи У.Б. Йейтса, Джеймса Джойса, Роберта Фроста, Д.Г. Лоуренса, Х.Д. и Ричарда Олдингтона.

— опубликована книга «Ответные выпады», написанная самым современным на тот момент языком. Опубликованы переводы сонетов и баллад Гвидо Кавальканти.

— Паунд знакомится с Мэри Феноллоза, вдовой американского дипломата и исследователя японского искусства Эрнеста Феноллозы (1853-1908), уже знакомой с его стихами по публикациям в журнале Poetry. Она решает передать ему архив мужа, так как, по ее словам, искала как раз такого человека, для которого поэзия была бы выше филологии. Паунд начинает работать над архивами и переводами стихов, которые составят книгу «Катай» (Cathay; в пер. А. Кистя-ковского - «Поднебесная»), а также переводом пьес японского театра но.

— посещает Париж, Сирмиону и Венецию, где встречается с Хильдой Дулитл и Ричардом Олдингтоном.

— тесно сотрудничает с Уиндемом Льюисом и скульптором Анри Годье-Бжеска.

1913, ноябрь — Филиппо Томмазо Маринетти посещает Лондон.

1913, ноябрь — Паунд становится неофициальным литературным секретарем У.Б. Йейтса, с которым уезжает в Стоун Коттедж в Сассексе, где в течение зимы Паунд читает вслух Йейтсу, так как у того начинаются проблемы со зрением, и помогает редактировать книгу Йейтса «Ответственность» (1914). Это была первая из трех зим, которую они провели вместе. «Персоны» и «Торжества», собранные в одной книге, опубликованы в Лондоне.

1913, декабрь — по рекомендации Йейтса завязывает переписку

с Джеймсом Джойсом.

1914 — Паунд редактирует и публикует антологию «Има-жисты» (Des Imagistes).

1914, 20 апреля — женится на Дороти Шекспир (1886-1973).

1914, июнь — совместно с Уиндемом Льюисом издает первый номер журнала BLAST и активно разрабатывает идеи вортицизма. Приехавшая из США поэтесса Эми Лоуэлл устраивает обед в честь имажистов. Впоследствии на свои деньги она издает вторую антологию имажистов, в которую стихи Паунда включены не были. Паунд называет это «эмижизмом» и заявляет, что имажизм умер. С 1914 г. начинает публикацию романа Дж. Джойса «Портрет художника в юности» в журнале Egoist, а впоследствии помогает издать роман отдельной книгой.

1914, сентябрь — знакомится с Т.С. Элиотом. Начало Первой миро-

вой войны, унесшей жизни многих ближайших друзей Паунда.

1915 — опубликована книга «Катай» («Поднебесная»; Cathay. London: Elkin Mathews, 1915).

1915, июнь — Паунд помогает опубликовать «Песнь любви

Дж. Альфреда Пруфрока» Элиота в журнале Poetry. Пишет отцу, что начал работать над стихотворением большого объема, которое впоследствии станет первым вариантом «Кантос».

1916-1917 — сотрудничает одновременно в трех журналах: с 1917 г. под псевдонимом Уильям Этелинг пишет музыкальные обозрения в журнале New Age, ежене-

дельно печатает статьи в Little Review и Egoist и сверх того, продолжает сотрудничать с журналом Poetry.

1916 — опубликованы 2 издания книги Lustra в Англии

(London: Elkin Mathews, сентябрь 1916 и сокр. вар. -октябрь 1916), а через год в США (New York: Knopf, 1917). Публикует «Мемуары» памяти Годье-Бжески, включая опубликованные литературные произведения скульптора и избранные письма. Под фамилиями Эрнеста Феноллозы и своей издает книгу «Но или достижение: изучение классического театра Японии» с предисловием У Б. Йейтса (London: Macmillan, 1916; New York: Knopf, 1917).

1917, январь — публикует канто I в журнале Poetry. В июне-августе были опубликованы еще две канто.

1918 — издает книгу прозы «Паваны и разделения» (Pavannes & Divisions, New York: Knopf, 1918), которую потом переименует в «Паваны и отступления» (Pavannes & Divagations).

1919,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

апрель-сентябрь — путешествует с Дороти по Франции: они посещают Тулузу, Прованс и Париж; в августе к ним присоединяется Т. С. Элиот и вместе с Паундом посещает замок Эксидёй.

1919 — Паунд собрал в одном томе эссе, опубликованные в Little Review, и назвал книгу «Провокации». Опубликовал «Оммаж Сексту Проперцию» в журнале Poetry. Гарриет Монро опубликовала также письмо профессора латыни Чикагского университета У.Дж. Хейла, который заявил, что Паунд невообразимо невежественен. Паунд написал резкий ответ, который редактор не сочла возможным опубликовать. Опубликована книга Quia Pauper Amavi (London: Egoist, 1919). Паунд публикует IV канто (Родкер издает частным образом в Лондоне). Пишет «Песни ада».

1920 — с мая по июль посещает Париж и Венецию. 8 июня встречается с Джеймсом Джойсом и его сыном Джорджио в Сирмионе. Начинает сотрудничать с журналом Dial (тесное сотрудничество продлится до 1929).

1920, июнь — публикует поэму «Хью Сельвин Моберли» (Hugh Selwyn Mauberley), по мнению многих, самую сильную и совершенную из всех написанных Паундом; поэма была своего рода прощанием с Англией, так как Паунд, по его собственным словам, устал от торгашеского духа Англии, а Элиот писал их общему покровителю Джону Куинну, что «отсутствие такта нанесло Паунду огромный ущерб». Паунды решают перебраться в Париж.

1920, декабрь — Паунды переселяются в Париж. Паунд знакомится

и быстро сходится с Марселем Дюшаном, Фернаном Леже, Тристаном Тцара, Жаном Кокто, Франсисом Пикабиа, Бранкузи, Э.Э. Каммингсом, Э. Хемингуэем, Гертрудой Стайн, продолжает общаться с Элиотом, Джойсом, Фордом. Знакомится с дочерью американского мультимиллионера Натали Барни, совместно с которой впоследствии организует благотворительный фонд "Bel Esprit", что можно перевести, как «благородный дух».

1921,

январь-март — Вместе с Дороти живет во французской Ривьере.

Посылает первую серию «Парижских писем» в журнал Dial.

Опубликована книга «Стихотворения 1918-1921» (New York: Boni & Liveright, 1921).

1922, 3 анваря — Элиот привозит рукопись «Бесплодной земли».

Паунд редактирует его поэму, убеждая Элиота значительно сократить и переделать ее. С помощью фонда "Bel Esprit" опубликованы «Бесплодная земля» Элиота и «Улисс» Джойса. Паунд продолжает работу над «Кантос» («Песни ада»).

1922, лето — Паунды в Италии. Паунд впервые посетил Римини, Равенну и Верону. В Римини, впервые увидев самое знаменитое архитектурное сооружение города - церковь Св. Франциска, так называемый замок Римини -Темпио Малатеста (Храм Малатесты), недостроенный при жизни Сиджизмондо Малатесты; Паунд увлекся противоречивой, но сильной личностью государя Римини - кондотьера, поэта, архитектора, военного

1922, осень

1922, октябрь

1923,

январь-апрель

1923, февраль

1923, май

1923

1923, 1 июня

1923

1923, лето

инженера, мецената, который, по его мнению, был одним из тех, кто «двигал культуру вперед». Первые наброски «Кантос Малатесты».

— знакомится с Уильямом Бёрдом, владельцем "Three Mountain Press", где впоследствии будут опубликованы многие книги Паунда.

— в журнале Dial опубликована «Бесплодная земля» Элиота.

— Паунд в Италии. Продолжает исследования и работает над «Кантос Малатесты».

— Паунд совершает пеший поход по Италии вместе с Э. Хемингуэем.

— канто VIII (впоследствии канто II) опубликована в майском номере журнала Dial.

— в салоне Натали Барни в Париже знакомится со скрипачкой Ольгой Радж (1895-1996), которая становится его возлюбленной, и с молодым композитором Джоржем Энтейлом, учеником Эрнеста Блоха, автором экспериментальной, диссонансной музыки, в которой поэт уловил близость исканиям «вортицистов» и своим собственным.

— Паунд посещает лекцию художника Ф. Леже об использовании техники и машины в искусстве. Леже знакомит Паунда с поэтом Блэзом Сандраром, и втроем они обсуждают проблемы симультанного или синхронного искусства.

— Паунд помогает Форду Мэдоксу Форду с финансированием журнала Transatlantic Review, договорившись о помощи с Джоном Куинном. Гертруда Стайн, Хемингуэй и сам Паунд давали материалы; Джойс дал фрагменты, не вошедшие в «Поминки по Финнега-ну». Кантос XII и XIII опубликованы в Transatlantic Review. Журнал издавался до 1925 г., пока не иссякли средства.

Паунд проводит лето с Ольгой Радж и Джорджем Эн-тейлом на юге Франции. Он пишет несколько пьес для скрипки, «Трактат по гармонии», в котором выделил

1924,январь

1924, май 1924, октябрь

1924, декабрь

1925, январь

1925, февраль 1925, март 1925, май 1925, 9 июля

1925

19-23 декабря

главный, по его мнению, элемент в музыке - время, доказывая, что звуки или сочетания звуков любой высоты могут следовать один за другим, если временной интервал между ними точно выверен. Энтейл помог Паунду завершить и оркестровать его собственную оперу - «Завещание» (фр. Le Testament), написанную по одноименному произведению Франсуа Вийона. В июле 1923 г. опубликован первоначальный вариант «Кантос Малатесты» в журнале Criterion, редактором которого стал Т. С. Элиот.

— Паунды, плохо переносившие парижские зимы и начавшие страдать от болезней, решили перебраться в Рапалло (Италия), и Ольга Радж последовала за ними.

— Паунды посещают Перуджу и Ассизи.

— Паунд в Рапалло пишет «Энтейл и трактат по гармонии» (Antheil and the Treatise on Harmony. Paris: Three Mountain Press, 1924).

— Паунды живут в Таормине.

— встречается с Йейтсом в Сиракузах на Сицилии. Опубликован «Набросок XVI кантос» (Paris: Three Mountains Press, 1925).

— Паунд пишет матери, что «Рапалло - один из лучших портов, которые, вероятно, можно найти».

— поселяется в мансарде на Виа Марсала 12 (ныне № 20, кв. 5) в Рапалло.

— помещает экземпляр «Набросок XVI кантос» в Библиотеке Малатесты в Чезене.

— У Ольги Радж рождается от Паунда дочь Мэри, впоследствии де Ракевилтц. Ольга решает отдать ее на воспитание немецкоговорящей крестьянке, которая согласилась воспитывать девочку за 200 лир в месяц. Литературный журнал This Quarter («Этот квартал») посвящает первый номер Паунду, помещая приношения Джойса и Хемингуэя. В зимнем номере Паунд опубликовал кантос XVII-XIX.

— Т. С. Элиот посещает Паунда в Рапалло.

1926, декабрь

1927, март

1926, 6 мая — Ольга Радж и композитор Альфредо Казелла исполняют музыку Паунда и Э. Сати в Риме.

1926, июнь — премьера отрывков из оперы Паунда «Завещание» в Париже.

1926 — Паунд сообщил Дороти о рождении дочери. В мар-

те 1926 г. вскоре после возвращения из Египта Дороти также призналась ему, что беременна. Не сообщив об этом друзьям и близким, они отправились в Париж на премьеру оперы Паунда; 10 сентября Хемингуэй отвез Дороти в американский госпиталь в Париже, где родился сын Омар. Паунд юридически признал его, хотя это был не его ребенок. Впоследствии воспитанием внука занялась бабушка, Оливия Шекспир.

— Книга «Маски» (Personae), собрание стихотворений, издана в Нью-Йорке (New York: Boni & Liveright, 1926).

— Паунд начал издавать свой журнал «Изгнанник» (Exile), но вышло только четыре номера. Поначалу дела складывались более чем удачно: материалы давали Йейтс, Каммингс, Хемингуэй, Бэйзил Бантинг, Уильям Карлос Уильямс и другие. Литературовед Вильхельм считает, что Паунд сам нанес немало вреда журналу редакционными статьями, посвященными Конфуцию, и даже восхвалявшими Ленина.

— Паунд награжден премией журнала Dial за перевод «Од» Конфуция. Родители, не видевшие сына с 1914 г., навестили Паунда в Рапалло, а так как Гомер Паунд к тому времени уже вышел на пенсию, они решают перебраться в Рапалло на постоянное место жительства. Перевод «Великого учения» Конфуция опубликован Университетом Вашингтона.

сентябрь — «Набросок кантос XVII-XXVII» опубликован изда-

тельством Джона Родкера в Лондоне.

октябрь — Ольга Радж покупает маленький дом в Венеции.

ноябрь — опубликованы «Избранные стихотворения» Паун-

да с предисловием Элиота (London: Faber & Gwyer, 1928).

1928

1929

24 октября

1930

1930, август

1931, январь

1932, январь 1932, май

1932

август

1932, июнь 1932

1933, 30 января

— Гомер и Изабелла Паунд переезжают в Рапалло на постоянное место жительства. Поэт Бэйзил Бантинг также переезжает в Рапалло, где живет до 1933 г.

— крах Уолл-стрита и начало Великой депрессии 1930-х гг.

— издан «Набросок XXX кантос» издательством Нэнси Кунард (Paris: Hours Press, 1930; впоследствии издан в Нью-Йорке - New York: Farrar & Rinehart, 1933). Паунд начинает сотрудничество с литературным ежемесячником L'Indice (редактор Джино Сави-отти), который издавался в Генуе. Ольга Радж сняла верхний этаж в доме в Сан-Амброджио, в деревушке, расположенной на горе между Рапалло и Дзоагли.

— Паунд посещает Биеннале современного искусства в Венеции; хвалит павильон футуристов в статье «Прекрасная Венеция» ("Venezia bella"), опубликованной в журнале L'Indice в феврале 1931 г.

— оперу Паунда «Завещание Франсуа Вийона» транслируют по Би-би-си. Паунд начинает работу над второй радио-оперой «Кавальканти».

— издает книгу «Гвидо Кавальканти: рифма» (Guido Cavalcanti: Rime) за свой счет в Генуе (Genoa: Edizione Marzano, 1932).

— книга Эзры Паунда «Профиль/Антология, собранная в MCMXXXI» опубликована в Милане издателем Джованни Шайвиллером (Milan: Giovanni Scheiwiller, 1932).

— по рекомендации Джойса, который не смог принять предложение, читает лекции о Кавальканти в Палаццо Векио во Флоренции как часть «Недели культуры».

— закончил работу над оперой «Кавальканти», которую назвал «песенная драмедия».

— начинает сотрудничать в английской газете New English Weekly.

— издана книга «Как читать» (How to Read. London: Harmsworth, 1931). Паунд продолжает работу над «Кантос».

— Ольга Радж, дававшая скрипичные концерты для Бенито Муссолини, представила Паунда дуче - вопре-

1933, февраль

1933,

21-31 марта 1933, апрель 26-28 июня

10 октября

1934

ки настоятельному совету Хемингуэя не знакомиться и не сближаться с Муссолини. Паунд пытался агитировать Муссолини принять теорию социального кредита Кларенса Дугласа и подарил Муссолини свою книгу «Набросок XXX кантос», на что тот заметил: «Это занимательно».

— пишет книгу «Джефферсон и/или Муссолини». Начинает переписку с конгрессменом Джорджем Тинкхэмом из Массачусетса.

— читает курс из 9 лекций о поэзии и экономике в Университете Боккони в Милане.

— Издана книга «Азбука экономики» (ABC of Economics. London: Faber, 1933).

— Паунд организует «Неделю Моцарта» в Рапалло. Йейтс, ненадолго приехавший туда, находит Паунда сильно изменившимся и поглощенным политикой и экономикой. Рапалло посещает также американский поэт Луис Зукофски.

Лето Паунд проводит в Сиене с Ольгой Радж, которая начала работать как секретарь графа Гвидо Киджи Са-рачини и Академии Киджиана. Позднее Ольга, Мария и Паунд переезжают в Венецию.

— Паунд организует первый концертный сезон (Музыкальная зима) в Рапалло; участвуют дирижер Герхарт Мюнх, Ольга Радж и др. музыканты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— к Паунду приезжает Джеймс Лафлин (1914-1997), тогда студент Гарварда, в будущем основатель издательства "New Directions", по рекомендации своего школьного преподавателя Фитца Дадли из престижной частной школы в Коннектикуте; он хочет учиться в так называемом «Эзуверситете» (Паунда все близкие называли «Эз»). Паунд издает книги «Азбука чтения» (New Haven, CT: Yale University Press, 1934) и «Обновляй» (Make It New. London: Faber, 1934; New Haven, CT: Yale University Press, 1935). Сэмюэл Беккетт охарактеризовал «Обновляй» как «образование при помощи провокации, спартанская маевтика».

1935, январь — начинает нерегулярные передачи на римском радио. Издает брошюру «Социальный кредит: воздействие» (Social Credit: An Impact, London: Nott, 1935) и книгу «Джефферсон и/или Муссолини» (Jefferson and/or Mussolini. London: Nott, 1935). Все более занимается экономическими и политическими вопросами; прочел ряд лекций по этим вопросам, обвиняя евреев в «узуре» (ростовщичестве), всемирном еврейском заговоре, подвергая яростным нападкам «Новый курс» президента Рузвельта; занимается активной перепиской с политиками, членами Конгресса и сената США.

1935, октябрь — Италия оккупирует Абиссинию (Эфиопию), что

Муссолини оправдывает защитой христианского населения от преследования и называет необходимой мерой для развития экономики Италии, имевшей ограниченную сырьевую базу. Лига наций ввела экономические санкции против Италии; Паунд заметил, что качество итальянских сыров после этого значительно улучшилось.

1936 — Джеймс Лафлин основывает издательство "New Directions" и начинает издавать ежегодную антологию «Новые направления в поэзии и прозе» (выходила до 1991 г.), куда включает произведения Паунда, УК. Уильямса, Э.Э. Каммингса, Марианны Мур, Элизабет Бишоп, Генри Миллера, Уоллеса Стивенса и др.

1936, январь — Паунд и Ольга Радж пропагандируют музыку Ан-

тонио Вивальди.

1936, февраль — канто XLV («Узура») опубликована в журнале Prosperity английского общества социального кредита.

1936, июль — начинается гражданская война в Испании.

1936, ноябрь — Германия и Италия образуют «Ось».

1936, декабрь — Паунд отсылает кантос XLV-LI в издательство "Faber".

1937 — выходит книга Паунда «Вежливые эссе» (Polite Essays. London: Faber, 1937), впоследствии (1940) переизданная в "New Directions".

1937,

февраль-март

— Паунд пишет «Путеводитель по культуре».

1937, июнь — в лондонском издательстве "Faber" выходит «Пятая

декада кантос».

1938, январь — Паунда избирают в Национальный институт ис-

кусств и литературы США.

1938, март — Германия аннексирует Австрию.

1938, июль — «Путеводитель по культуре» опубликован издательством "Faber".

1938, 2 октября — умирает мать Дороти, Оливия Шекспир, и по просьбе Дороти Паунд едет в Англию помочь в организации похорон; впервые за 8 лет видится и общается со своим 12-летним сыном Омаром. Знакомится также с предводителем английских фашистов Освальдом Мосли и по возвращении начинает эпизодические передачи на Римском радио, в которых, помимо литературных вопросов и конфуцианства уделяет все больше внимания экономике и политике и продолжает нападки на Рузвельта и евреев.

1938, 9 ноября — В Германии произошла «Хрустальная ночь»

(Kristallnacht), во время которой синагоги, еврейские магазины и дома были разграблены и сожжены. Нацисты приняли закон, по которому за убытки должны были платить евреи.

1939, 28 января — У.Б. Йейтс умирает во Франции.

1939, апрель — Италия аннексирует Албанию. Опубликована книга Паунда «Для чего нужны деньги» (изд. "Greater Britain Publications").

1939,

апрель-июнь — по собственному почину Паунд отправляется в США, стремясь предотвратить вступление Америки во Вторую мировую войну и агитируя против экономического курса Рузвельта; заводит знакомства в Вашингтоне, встречается с сенатором Бора и конгрессменом Тинкхэмом, которые придерживались изоляционистского курса, но в политическом смысле поездка не увенчалась успехом. Встречается также со старыми друзьями У.К. Уильямсом, Э.Э. Каммингсом, Л. Зукофски, Ф.М. Фордом; все они считают, что Паунд больше занят экономикой и политикой, нежели литературой.

1939, июнь

26 июня 1 сентября

1940

10 июня 1941, январь

1941, январь 1941, июль

1941, октябрь

1941, декабрь

1942, 29 января 1942,

25 февраля

1943, 26 июля

— колледж Гамильтона награждает Паунда почетной степенью доктора. Через неделю Паунд вернулся в Италию и начал печатать яростные статьи в итальянской прессе и в газете английских фашистов Action, владельцем которой был Мосли.

— во Франции умирает Форд Мэдокс Форд.

— Германия нападает на Польшу. Начало Второй мировой войны.

— изданы кантос LII-LXXI, так называемые «Китай-ские/Адамса» (London: Faber, 1940) и «Избранные стихотворения» (A Selection of Poems. New York: New Directions, 1940).

— Италия объявляет войну Франции и Англии.

— Паунд начинает регулярные 10-минутные передачи на итальянском радио «Американский час». Выходившие в эфир раз в неделю, они записывались заранее, ради чего Паунд ездил из Рапалло раз в месяц на неделю в Рим. За содержанием следила Служба слежения за иностранными радиопередачами. После нападения японцев на Перл-харбор 7 декабря 1941 г. Паунд попытался вернуться в США, но ему было отказано во въезде. Он возобновил передачи на радио.

— в Цюрихе умирает Джеймс Джойс.

— Госдепартамент США ограничивает срок действия американского паспорта Паунда шестью месяцами, только для его возвращения в США.

— Федеральная комиссия по средствам информации США (FCC) начинает следить за радиопередачами Паунда.

— Паунд на время прекращает радиопередачи.

— Паунд возобновляет радиопередачи.

— умирает отец Эзры Паунда, Гомер Паунд.

Паунд издает на итальянском языке Конфуция (Con-fucio: Stadio integrale) и «Визитную каточку» (Carta da visita).

— Паунд заочно обвинен в государственной измене. Он пишет письмо генеральному прокурору (министру юстиции) Фрэнсису Биддлу, в котором защищает

1943, июль июль-сентябрь

1943,

12 сентября

1944

1944, декабрь

1944, май

1944, июнь

право на свободу слова. Продолжает передачи под псевдонимом. Ольга Радж утратила право собственности на свой дом в Венеции и переехала с 19-летней Марией в Сант-Амброджо, расположенное в горах выше Рапалло.

— Италия капитулировала, и Муссолини отстранен от власти указом короля Виктора-Эммануила III.

— Паунд пешком (ок. 450 миль) добирается до Болоньи, где пережидает авианалет в бомбоубежище, затем добирается на поезде до Вероны, а оттуда вновь пешком на север. После посещения дочери в Гаисе возвращается в Рапалло.

— Муссолини похищает отряд немецкого спецназа под предводительством Отто Скорцени; под нацистской протекцией организуется марионеточная Итальянская социалистическая республика (SRI) со столицей в г. Сал0 на озере Гарда на севере Италии. Многие министерства переведены в Милан. Паунд начинает писать тексты передач и другую пропагандистскую литературу для нового правительства.

— Паунд поддерживает связь с режимом Муссолини в республике Сал0.

— пишет и публикует итальянские кантос LXXII и LXXIII в газете моряков республики Сал0. Издает на итальянском ряд книг: «Америка, Рузвельт и причины данной войны» (L'America, Roosevelt e le Cause della Guerra Presente. Venice: Edizioni Popolari, 1944), «Введение в экономическую природу США» (Introduzione alla Natura Economica degli S.U.A. Venice: Edizioni Popolari, 1944) и «Золото и работа» (Oro e Lavoro. Rapallo: Tip. Moderna, 1944).

— немецкое командование приказывает очистить прибрежную зону Рапалло. Эзра и Дороти Паунды перебираются жить к Ольге Радж в Сант-Амброджо. Образуется сложный треугольник.

— книга Паунда «Введение в экономическую природу США» на итальянском языке опубликована в Венеции

1944, июнь

1944, 15 августа 1944, 25 августа 1944,сентябрь

1944, декабрь

1945, февраль 1945, апрель 28

1945.2 мая

1945.3 мая

1945,24 мая

издательством "RCI press". В том же издательстве под названием «Евангелие от Конфуция» (ит. Testamento di Confucio) в Венеции опубликован перевод Конфуция на итальянский, выполненный Паундом и Альберто Лукини.

— союзники занимают Рим. Высадка союзных войск в Нормандии.

— войска союзников взяли Флоренцию.

— освобождение Парижа.

— избранные статьи Паунда на итальянском языке из журнала Meridiano di Roma, собранные в книгу Orientamenti («Восточные»), опубликованы в Венеции издательством "RCI press".

— итальянский перевод книги Паунда «Джефферсон и/или Муссолини» опубликован в Венеции издательством "RCI press".

— итальянский перевод «Незыблемого стержня» Конфуция опубликован в Венеции издательством "RCI press".

— партизаны взяли в плен Муссолини, Клару Петаччи и ряд министров республики Сал0, которых затем расстреляли.

— немецкие войска в Италии подписали капитуляцию.

— через три дня после расстрела партизанами Муссолини, Клары Петаччи и ряда министров республики Сал0 партизаны арестовали Паунда в его доме в Рапалло. Его допросили в штабе партизан, но затем передали в ведение американской контр-разведки в Генуе, где его допрашивал специальный агент ФБР Фрэнк Эмприм, назначенный президентом Гувером.

— Паунда перевели в дисциплинарную тюрьму для особо опасных преступников в Пизе, где содержали в зарешеченной камере 6х6 («клетке для горилл») под открытым небом. Через две недели с 60-летним Паундом случился обморок, он потерял сознание и на время утратил память. Его перевели в больницу, разрешили читать газеты и писать и назначили психиатров для обследования. Паунд пишет «Пизанские кантос».

Сохранившиеся черновики на туалетной бумаге свидетельствуют о том, что он начал набрасывать их еще будучи в «клетке для горилл». Из газет Паунд узнает о процессах над фашистами и коллаборационистами во Франции, Швеции, Англии и других странах.

15 ноября — Паунда на самолете доставляют в Вашингтон.

25 ноября — Паунду предъявлено официальное обвинение

в измене родине. Его адвокату Джулиану Корнеллу удается доказать, что Паунд был невменяемым, и поэта помещают в психиатрическую тюрьму-лечебницу св. Елизаветы в г. Вашингтоне. В камере не было окон, а через девять глазков в стальной двери психиатры и персонал наблюдали за Паундом.

1946 — Дороти наконец удалось обменять паспорт и при-

ехать в США. Она была признана официальным опекуном Паунда. Ему разрешили 15-минутные свидания с женой и посетителями. Джеймс Лафлин предложил опубликовать кантос LXXIV-LXXXIV («Пизанские песни»), но Паунд решил подождать более подходящего момента.

1947, январь — адвокат Джулиан Корнелл попросил освободить Паунда под залог, в чем было отказано, но начальник больницы доктор Оверхользер перевел его в другое здание «Седар Ворд» рядом со своим жильем, где Паунд проведет следующие 12 лет. Теперь у него есть возможность принимать посетителей и выходить на длительные прогулки. Работа над «Пизанскими песнями» продолжается.

Паунд работает над новым переводами Конфуция: «Незыблемый стержень» (The Unwobbling Pivot), «Великое учение» («Да Сюэ», The Great Digest) и драмами Софокла («Трахинянки» и «Электра»).

1947, май — «Незыблемый стержень» и «Великое учение» («Да

Сюэ») опубликованы издательством "New Directions".

1948, январь — Ольга Радж частным образом опубликовала в Си-

ене 6 радиопередач Паунда под заголовком «Если это предательство...» (If This Be Treason...) и распространяла бесплатно.

1948, февраль — Паунда переводят в здание «Честнат Уорд» в больнице св. Елизаветы, где он останется до своего освобождения в 1958 г.

1948, 30 июля — Джеймс Лафлин опубликовал «Кантос» Эзры Па-

унда, включая «Пизанские кантос» (New York: New Directions, 1948).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Паунд знакомится и близко сходится с Юстасом Мул-ленсом, придерживавшимся крайне правых взглядов, впоследствии автором книг, пропагандирующих крайний шовинизм и антисемитизм, доходивший до отрицания Холокоста. Написание одной из книг Мулленса, принадлежащей к жанру «теории заговора» и посвященной критике Федеральной резервной системы США, было вдохновлено Паундом.

1949,

февраль — Комиссия вновь учрежденной Библиотекой кон-

гресса США престижной национальной Боллингенов-ской премии решала, кого ею наградить. Сторонники Паунда, среди которых были Т. С. Элиот, Аллен Тейт, Конрад Эйкен, Эми Лоуэлл, Кэтрин Энн Портер и Теодор Спенсер, добились присуждения премии Паунду, несмотря на влиятельных противников, среди которых были такие поэты, как Пулитцеровский лауреат и президент Общества поэтов США Роберт Хиллиер, Карл Шапиро, а также жена генерального прокурора США Кэтрин Гэррисон Чапин и другие. Конгрессмен Джейкоб Джэвитц добился учреждения комиссии по расследованию деятельности комиссии по присуждению Боллингеновской премии. В результате было решено премию Паунду оставить, но впредь Боллингеновскую премию передать в ведение Йельского университета.

1949 — опубликованы «Избранные стихотворения» Паун-

да (Selected Poems. New York: New Directions, 1949). С помощью ассистента-китайца он начал работу над переводом «Од» Конфуция. Продолжается кампания за освобождение Паунда, в которой принимают участие Т. С. Элиот, Э. Хемингуэй, Роберт Фрост, Арчибальд Маклиш, Габриэла Мистраль, Жан Кокто, Грэм

1950

1951

1952

1952

1953, март-май

1953, ноябрь

1953, июль

1954, январь

Грин, Игорь Стравинский, Уильям Сароян и даже Генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд.

— опубликовано собрание стихотворений Паунда «Маски» (Personae: The Collected Poems of Ezra Pound. New York: New Directions, 1950), «Семьдесят кантос» (Seventy Cantos. London: Faber, 1950) и книга эссе PaMa Mia (Chicago: R.F. Seymour, 1950). Несмотря на то, что Паунд публично осудил антисемитизм, он близко сходится с посетившим его в больнице св. Елизаветы Джоном Каспером, членом Ку-Клукс-Клана, симпатизировавшим фашистам и нацистам. Каспер основал издательство "Square Dollar", где были опубликованы некоторые книги Паунда на политические и экономические темы, и открыл книжный магазин «Обновляй» ("Make it New"), выставив их в витрине; вместе с книгами Паунда в магазине продавали ку-клукс-кла-новскую и нацистскую символику. Считается, что дружба с такими, как Каспер и Муллинз, помешала досрочному освобождению Паунда.

— опубликован перевод Конфуция: «Незыблемый стержень» «Великое учение» («Да Сюэ»).

— Шери Мартинелли, муза и возлюбленная Паунда, приезжает в Вашингтон из Нью-Йорка и начинает регулярно его навещать. Паунд работает над следующим разделом - «Кантос Перфоратора».

— «Маски» опубликованы в Англии как Personae: Collected Shorter Poems (London: Faber, 1952).

— Мэри де Ракевилтц, дочь Эзры Паунда, приезжает из Италии.

— в журнале Hudson Review опубликованы «Тра-хинянки» Софокла в переводе Паунда (Sophocles.

Women of Trachis).

— под редакцией Хью Кеннера опубликована книга «Переводы Эзры Паунда» (The Translations of Ezra Pound, ed. by Hugh Kenner. New York: New Directions, 1953).

— опубликована книга «Литературные эссе Эзры Паунда» с предисловием Т.С. Элиота (Literary Essays of

Ezra Pound, ed. and with an introd. by T.S. Eliot. London: Faber and Faber, 1954)

1954, сентябрь — опубликована книга переводов китайской поэзии

(The Classic Anthology, Defined by Confucius. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1954). Хемингуэю присуждена Нобелевская премия; он заявил, что готов отказаться от нее в пользу Эзры Паунда. В интервью журналу Paris Review он сказал, что Паунда следует освободить, а Каспера посадить вместо него.

1955, июнь — Ольга Радж во второй раз приезжает в США и по-

сещает Паунда.

1955 — в Италии опубликованы «Кантос Перфоратора» (Section Rock-Drill, LXXXV-XCVde los Cantares. Milan: All'Insegna del Pesce d'Oro, 1955).

1955, октябрь — мировая общественность отмечает 70-летие Па-унда. Джеймс Лафлин издал брошюру «Эзре Паунду к семидесятилетию», в которой участвовал Хемингуэй, написавший также включенное в брошюру открытое письмо в New York Times. Корреспондент газеты Corriere della sera Джованни Папини опубликовал открытое письмо послу Италии в США Луче с требованием ходатайствовать об освобождении Паунда перед правительством США.

1955, 5 декабря — Хемингуэй заявил по радио в передаче Йельской радиовещательной корпорации, посвященной 70-летнему юбилею Паунда, что его «продолжающееся заключение противоречит конституции Соединенных Штатов».

1956 — «Кантос Перфоратора» опубликованы в США (Section Rock-Drill, LXXXV-XCV de los Cantares. New York: New Directions, 1956).

1957,

23 октября — Роберт Фрост встречается с заместителем генерального прокурора США Уильямом Роджерсом, изъявившим желание увидеться с авторами письма в поддержку освобождения Эзры Паунда. В Le Figaro опубликована статья «Лунатик в св. Елизавете» в защиту Паунда, за которой последовали статьи в New Republic, Esquire и Nation. Арчибальд Маклиш пишет

1957,

октябрь-декабрь

1958

1958, 30 июня

9 июля

1959, 10 июля 1959,

11-15 января

1959,

27 февраля 1959,

19-21 сентября 1959, сентябрь

письмо президенту университета Джонса Хопкинса Мильтону Эйзенхауэру, брату президента США, с просьбой поддержать кампанию за пересмотр дела Паунда и его освобождения из больницы св. Елизаветы. Опубликованы «Трахинянки» Софокла в переводе Паунда (New Directions, 1957).

— Паунд пишет кантос CVII-CIX (посвященные выдающемуся английскому юристу Эдварду Коку), завершающие раздел «Престолы».

— Маклиш нанимает известного и очень высокооплачиваемого адвоката Трумана Альтмана, который впоследствии отказался от гонорара. 18 апреля Паунд был освобожден.

— Паунд, Дороти и Марселла Спэнн, ставшая секретарем и очередной возлюбленной Паунда, садятся на теплоход с символичным названием «Христофор Колумб».

— «Христофор Колумб» прибыл в Неаполь. Паунд явился встречавшим его друзьям и репортерам, вскинув руку в фашистском приветствии.

— Эзра Паунд, Дороти и Марселла Спэнн отправляются в Брюнненбург к Мэри и Борису де Ракевилтцу.

— Эзра Паунд, Дороти и Марселла Спэнн посещают озеро Гарда; Паунд начинает работу над канто CX. Остальные кантос из раздела «Наброски и фрагменты» Паунд набрасывает в записной книжке с января по август 1959 г.

— Эзра Паунд, Дороти и Марселла Спэнн поселяются в Рапалло.

— Эзра Паунд, Дороти и Марселла Спэнн посещают Венецию.

— в результате действий Дороти и Мэри, скрытых ими от Эзры Паунда, Марселла Спэнн вынуждена возвратиться в Америку.

1960, июнь 1960, 22 июня

1959, 4 октября — Эзра Паунд и Дороти возвращаются в Брюннен-

бург. У Паунда начинается депрессия. 1959 — В Италии опубликованы «Престолы», один из за-

ключительных разделов «Кантос» (Thrones: XCVI-CIX de los Cantares. Milan: Vanni Scheiwiller, 1959).

1960, 10 января — Эзра Паунд едет в Рим к своему старинному другу

Дадоне, где остается до июня.

1960,

февраль-март — Дональд Холл берет у Паунда большое интервью для журнала Paris Review, одного из самых престижных литературных журналов США.

— Эзра Паунд возвращается в Рапалло.

— пьеса Софокла «Трахинянки» в переводе Паунда поставлена в нью-йоркском «Ливинг-театре» (Living Theatre). У Паунда начинаются приступы затяжной депрессии. Его сын Омар пишет доктору Оверхользе-ру, начальнику больницы св. Елизаветы, что его «отец считает 13 лет, проведённых в св. Елизавете, мученичеством, а труд всей жизни "Кантос" - бесцельным».

— Эзра и Дороти Паунды едут в Брюнненбург. Эзра Паунд в плохом состоянии, перестает есть. Его на две недели помещают в больницу Мерано, но депрессия продолжается.

— Эзра Паунд вновь едет в Рим к Дадоне.

— Дадоне вызывает Мэри, которая на месяц помещает отца в больницу "Casa di Cura", где его навещает Ольга Радж.

— Ольга и Мэри забирают Эзру Паунда из римской больницы, перевозят в Мерано, где также помещают в лечебницу, где он останется до апреля 1962 г.

— умирает Хильда Дулитл (ХД).

— опубликованы переводы «Любовные стихотворения древнего Египта» (С Ноэлем Стоком) - Love Poems of Ancient Egypt. (With Noel Stock). New York: New Directions, 1962. Опубликовано интервью Паунда Дональду Холлу в журнале Paris Review - "Ezra Pound and Hall Donald. Interview." Paris Review 128 (1962).

1960, 15 июля

1961,март 1961,май

1961, 15 июня

1961,

27 сентября 1962

1962, 26 апреля

1963, 4 марта 1964

1965, 4 января

1965, июль

— Мэри перевозит Паунда в Рапалло, где за ним ухаживает Ольга Радж. У Паунда обнаружено серьезное увеличение простаты, приведшее к заражению крови мочой. Ему делают операцию в больнице доктора Ба-чигалупо. После этого и до своей смерти Паунд живет с Ольгой Радж в Сант-Амброджо и Венеции.

— умирает Уильям Карлос Уильямс.

— опубликовано новое издание «Кантос» (The Cantos I-CIX, new edition. London: Faber, 1964). Опубликована антология «От Конфуция до Каммингса», составленная Эзрой Паундом совместно с Марселлой Спэнн (Confucius to Cummings: An Anthology of Poetry, ed. by E. Pound with M. Spann. New York: New Directions, 1964).

— умирает Томас Стернз Элиот. Паунд написал некролог и поехал в Лондон на похороны. После этого он посетил вдову Йейтса в Дублине. В Нью-Йорке опубликовано издание «Кантос» (The Cantos I-XCV. New York: New Directions, 1965). Опубликованы ранние стихи (A Lume Spento, and Other Early Poems. New York: New Directions, 1965).

— Паунда приглашает Джанкарло Менотти принять участие в фестивале «Двух миров» в Сполетто в качестве почетного гостя. На фестивале исполняется «Завещание Вийона», поставленное как балет. Паунд выступает с чтением стихов Марианны Мур, Роберта Лоуэлла и собственных «Кантос». С этой поры до 1971 г. Паунд становится постоянным участником фестиваля.

1965, 21 октября-

3 ноября

1965,

4-11 ноября

— Эзра Паунд и Ольга Радж приезжают в Париж по приглашению Доминик де Ру (Dominique de Roux), чтобы отметить 80-летие Паунда.

— в качестве подарка к 80-летию Натали Барни оплатила Эзре Паунду и Ольге Радж поездку в Грецию.

1966

1966, январь 1966, июнь

1966, октябрь 1967

1968, январь 1968, апрель

1968, июнь

1970

1971, июль

1972, 5 февраля

— архив Паунда приобретает библиотека Бейнеке Йельского университета, где учреждается Центр изучения творчества Эзры Паунда и его современников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Паунд посещает могилу Джойса в Цюрихе и отдает распоряжение, чтобы его самого похоронили в г. Хэй-ли в штате Айдахо.

— Паунд приезжает в Париж на премьеру пьесы Сэмюэла Беккета «Конец вечеринки» (Fin de partie), а Беккет приходит к нему в гостиницу для беседы.

— Паунда в Венеции посещает Аллен Гинзберг.

— в Лондоне опубликованы «Избранные кантос» (Selected Cantos. London: Faber, 1967). Паунд приезжает в Нью-Йорк на выставку черновика «Бесплодной земли» с его пометками; посещает колледж Гамильтон, где Джеймса Лафлина награждают почетной степенью доктора, а Паунду аплодируют стоя.

— Паунд беседует с Пьером Паоло Пазолини и записывает с ним интервью для итальянского телевидения.

— Опубликован раздел «Кантос» «Наброски и фрагменты» (Drafts and Fragments: Cantos CX-CXVII. New York: New Directions, 1968).

— Эзра Паунд и Ольга Радж прилетают в Нью-Йорк на открытие выставки, посвященной факсимильному изданию «Бесплодной земли» Элиота с корректурой и заметками Паунда в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Паунд приглашен на заседание Академии американских поэтов. Гамильтон-колледж награждает Джеймса Лафлина почетной докторской степенью, Паунд его сопровождает, и все стоя аплодируют Паунду.

— издана антология критических работ Паунда и о Паунде, куда вошли также интервью (Ezra Pound. A Critical Anthology, ed. J.P. Sullivan. Hammondsworth: Penguin, 1970).

— Паунда выдвинули на соискание престижной медали Эмерсона-Торо Американской академии искусств и наук, но совет академии отменил награждение Паунда.

— умирает Марианна Мур. Эзра Паунд организует мемориальную службу в Венеции и читает стихотворение Мур «Что [такое] годы?» ("What Are Years?").

1972,

26 октября

1972,

30 октября

1972,

3 ноября

1973,

8 декабря

1996, 15 марта

2010, 2 марта

— Дороти Паунд подает петицию в Вашингтонский суд, чтобы ее освободили от обязанностей опекуна и назначили опекунский совет.

— Паунд не в силах встать с кровати в свой 87-й день рождения. Он помещен в гражданскую больницу Венеции, где и умер во сне 1 ноября. При нем находилась Ольга Радж. Дороти была не в состоянии приехать на похороны, так как была слишком слаба; она умерла на год позже его.

— четыре гондольера отвезли гроб с телом поэта на остров Сан-Микеле.

— Дороти Паунд умирает неподалеку от Кембриджа, в Англии.

— в Брюнненбурге в возрасте 101 года умирает Ольга Радж; похоронена в Венеции рядом с Эзрой Паундом.

— в Принстоне, США, в возрасте 83 лет умирает Омар Шекспир Паунд (Омаг Shakespear Pound, род. 10 сентября 1926), сын Дороти, которого признал юридическим сыном Эзра Паунд. Омар Паунд закончил колледж Гамильтон, alma mater своего отца (специализировался в антропологии и французском), восточный факультет Лондонского университета и университет Мак-Гил (специализировался в истории Персии и арабских стран); был писателем, переводчиком, поэтом и преподавателем Принстонского университета. Он автор книги переводов «Арабские и персидские стихотворения», нескольких книг собственных стихотворений; среди книг, которые он издал, - «Эзра Паунд и Дороти Шекспир: переписка 1908-1914» (1984) и «Эзра Паунд и Маргарет Крэвенс: трагическая дружба 1910-1912» (1988). Омар Паунд таккже был соавтором «Описательной библиографии Уиндема Льюиса» (1978) и одним из основателей Фонда Уиндема Льюиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.