Научная статья на тему 'Труды Е. П. Ильина как энциклопедия современной психологии'

Труды Е. П. Ильина как энциклопедия современной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2708
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ СВОЙСТВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ / СОМАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / SYSTEMIC DESCRIPTIONS OF THE PROPERTIES OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE PERSONALITY / SOMATIC PROPERTIES / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROPERTIES OF THE PERSONALITY / MENTAL STATES / MENTAL PROCESSES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROPERTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цагарелли Юрий Алексеевич

Статья посвящена трудам Е. П. Ильина, совокупность которых по фундаментальности, точности описаний и полноте охвата с уверенностью можно назвать энциклопедией современной психологии. В рамках единой авторской концепции Е. П. Ильин создал подробные системные описания свойств, находящихся на всех иерархических уровнях структуры человека и психологической структуры личности: соматические свойства, психофизиологические свойства, психические состояния, психические процессы, психологические свойства, социально-психологические свойства личности. Соматические свойства Е. П. Ильин начал описывать в начале своего научного творчества, после получения базового медицинского образования. Позже в двух томах исторических очерков и многочисленных статьях большое внимание он уделил решению проблемы взаимосвязей физиологического и психического.Психофизиологическим свойствам посвящено немало книг и статей Е. П. Ильина. Его новаторским вкладом в развитие психофизиологии является открытие двух свойств нервной системы: «внешнего» и«внутреннего» баланса нервной системы; изобретение ряда аппаратурных методик для диагностики типологических свойств нервной системы и двигательной памяти; описания типологических симптомокомплексов свойств нервной системы. Психическим состояниям посвящены работы Е. П. Ильина, в которых он энциклопедически полно и убедительно описывает мотивационно-волевые состояния, эмоциональные, а также состояния монотонии, психического пресыщения, эмоционального выгорания, психического напряжения, эмоционального стресса.Психические процессы, по Е. П. Ильину, проявляются в способностях человека. Он сформулировал авторскую теорию способностей, где способности понимаются как сплав психических функций и врожденных задатков.Психологическим свойствам личности посвящен ряд книг Е. П. Ильина. В одной из последних его работ «Психология совести: вина, стыд, раскаяние» описаны важнейшие нравственные психологические свойства личности: совесть, честность, стыдливость и другие. Е. П. Ильин указывает, что в современном мире совесть и честность выходят на первый план при профессиональном отборе в организации. Социально-психологическим свойствам посвящена монография«Психология общения и межличностных отношений». Детально описаны формы воздействия на партнеров, различные виды манипуляции, а также эмоциональные состояния в процессе общения, возрастные и половые особенности общения. Содержание работ Е. П. Ильина охватывает основные отрасли и направления современной психологии. При этом каждая из написанных им книг энциклопедична в области, заявленной в названии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цагарелли Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The works of E. P. Ilyin as an encyclopaedia of modern psychology

The paper is devoted to the scientific heritage left by E. P. Ilyin, whose works are characterised by fundamentality, descriptive accuracy and expertise, and thus can be defined as an encyclopaedia of modern psychology. Within the framework of his scientific perspective, E. P. Ilyin created detailed systemic descriptions of properties located at all hierarchical levels of an individual’s structure and the psychological structure of personality: somatic and psychophysiological properties, mental states and processes, and psychological and socio-psychological properties of an individual.Somatic properties were described by E. P. Ilyin in the beginning of his scientific work, shortly after he had received medical education. Later, in two volumes of historical essays and numerous articles, he focused on solving the problem of interrelations between the physiological and the mental.A number of books and papers by E. P. Ilyin are devoted to psychophysiological properties. His made an innovative contribution to the development of psychophysiology by discovering two new properties of the nervous system the “external” and “internal” balance of the nervous system, by inventing of a number of instrumental methods for diagnosing the typological properties of the nervous system and motor memory, and by describing typological symptom complexes of the properties of the nervous system.In his research devoted to mental states, E. P. Ilyin offered detailed and reliable descriptions of motivational-volitional and emotional states, and the states of monotony, mental satiation, emotional burnout, and emotional stress.Mental processes, according to E. P. Ilyin, are manifested in the abilities of the individual. He formulated an original theory of abilities, where abilities are defined as a composition of psychic functions and innate inclinations. Another series of books by E. P. Ilyin are devoted to the psychological properties of the personality. One of his latest works, “Psychology of Conscience: Guilt, Shame, Remorse”, describes some the most important moral psychological properties of a person: conscience, honesty and others. Ilyin suggested that in the modern world, conscience and honesty come to the fore in the sphere of professional selection.The monograph “Psychology of Communication and Interpersonal Relations” is devoted to sociopsychological properties. It offers detailed and accurate descriptions of the forms of partner influence, various types of manipulation, and emotional states in the process of communication, as well as ageand gender-specific features of communication.The author concludes that the content of E. P. Ilyin’s works covers the main branches and areas of modern psychology. Each of the books written by him is encyclopaedic in the area declared in the title.

Текст научной работы на тему «Труды Е. П. Ильина как энциклопедия современной психологии»

Психология человека в образовании, 2019, т. 1, № 4 Psychology in Education, 2019, vol. 1, no. 4 _www.psychinedu. ru

УДК 159.9

Теоретические исследования DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-4-330-340

Труды Е. П. Ильина как энциклопедия современной психологии

Сведения об авторе

Юрий Алексеевич Цагарелли, SPIN-код: 1267-6229, ORCID: 0000-0002-7733-7520, e-mail: yutsagarelli@yandex.ru

Для цитирования:

Цагарелли, Ю. А. (2019) Труды Е. П. Ильина как энциклопедия современной психологии. Психология человека в образовании, т. 1, № 4, с. 330-340.

DOI: 10.33910/2686-9527-2019-14-330-340 Получена 28 октября 2019; прошла рецензирование 11 ноября 2019; принята 11 ноября 2019. Права:

© Автор (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ю. А. Цагарелли01

1 Международное научно-производственное объединение «Акцептор», 420003, Россия, г. Казань, ул. Сабан, д. 7

Аннотация. Статья посвящена трудам Е. П. Ильина, совокупность которых по фундаментальности, точности описаний и полноте охвата с уверенностью можно назвать энциклопедией современной психологии. В рамках единой авторской концепции Е. П. Ильин создал подробные системные описания свойств, находящихся на всех иерархических уровнях структуры человека и психологической структуры личности: соматические свойства, психофизиологические свойства, психические состояния, психические процессы, психологические свойства, социально-психологические свойства личности.

Соматические свойства Е. П. Ильин начал описывать в начале своего научного творчества, после получения базового медицинского образования. Позже в двух томах исторических очерков и многочисленных статьях большое внимание он уделил решению проблемы взаимосвязей физиологического и психического.

Психофизиологическим свойствам посвящено немало книг и статей Е. П. Ильина. Его новаторским вкладом в развитие психофизиологии является открытие двух свойств нервной системы: «внешнего» и «внутреннего» баланса нервной системы; изобретение ряда аппаратурных методик для диагностики типологических свойств нервной системы и двигательной памяти; описания типологических симптомокомплексов свойств нервной системы. Психическим состояниям посвящены работы Е. П. Ильина, в которых он энциклопедически полно и убедительно описывает мотивационно-волевые состояния, эмоциональные, а также состояния монотонии, психического пресыщения, эмоционального выгорания, психического напряжения, эмоционального стресса. Психические процессы, по Е. П. Ильину, проявляются в способностях человека. Он сформулировал авторскую теорию способностей, где способности понимаются как сплав психических функций и врожденных задатков.

Психологическим свойствам личности посвящен ряд книг Е. П. Ильина. В одной из последних его работ «Психология совести: вина, стыд, раскаяние» описаны важнейшие нравственные психологические свойства личности: совесть, честность, стыдливость и другие. Е. П. Ильин указывает, что в современном мире совесть и честность выходят на первый план при профессиональном отборе в организации. Социально-психологическим свойствам посвящена монография «Психология общения и межличностных отношений». Детально описаны формы воздействия на партнеров, различные виды манипуляции, а также эмоциональные состояния в процессе общения, возрастные и половые особенности общения.

Содержание работ Е. П. Ильина охватывает основные отрасли и направления современной психологии. При этом каждая из написанных им книг энциклопедична в области, заявленной в названии.

Ключевые слова: системные описания свойств психологической структуры личности, соматические свойства, психофизиологические свойства личности, психические состояния, психические процессы, социально-психологические свойства.

The works of E. P. Ilyin as an encyclopaedia of modern psychology

Yu. A. Tsagarelli™

1 International Scientific and Production Association "Actseptor, 7 Saban Str., Kazan 420003, Russia

Abstract. The paper is devoted to the scientific heritage left by E. P. Ilyin, whose works are characterised by fundamentally, descriptive accuracy and expertise, and thus can be defined as an encyclopaedia of modern psychology. Within the framework of his scientific perspective, E. P. Ilyin created detailed systemic descriptions of properties located at all hierarchical levels of an individual's structure and the psychological structure of personality: somatic and psychophysiological properties, mental states and processes, and psychological and socio-psychological properties of an individual. Somatic properties were described by E. P. Ilyin in the beginning of his scientific work, shortly after he had received medical education. Later, in two volumes of historical essays and numerous articles, he focused on solving the problem of interrelations between the physiological and the mental. A number of books and papers by E. P. Ilyin are devoted to psychophysiological properties. His made an innovative contribution to the development of psychophysiology by discovering two new properties of the nervous system — the "external" and "internal" balance of the nervous system, by inventing of a number of instrumental methods for diagnosing the typological properties of the nervous system and motor memory, and by describing typological symptom complexes of the properties of the nervous system. In his research devoted to mental states, E. P. Ilyin offered detailed and reliable descriptions of motivational-volitional and emotional states, and the states of monotony, mental satiation, emotional burnout, and emotional stress. Mental processes, according to E. P. Ilyin, are manifested in the abilities of the individual. He formulated an original theory of abilities, where abilities are defined as a composition of psychic functions and innate inclinations. Another series of books by E. P. Ilyin are devoted to the psychological properties of the personality. One of his latest works, "Psychology of Conscience: Guilt, Shame, Remorse', describes some the most important moral psychological properties of a person: conscience, honesty and others. Ilyin suggested that in the modern world, conscience and honesty come to the fore in the sphere of professional selection.

The monograph "Psychology of Communication and Interpersonal Relations" is devoted to sociopsychological properties. It offers detailed and accurate descriptions of the forms of partner influence, various types of manipulation, and emotional states in the process of communication, as well as age- and gender-specific features of communication.

The author concludes that the content of E. P. Ilyin's works covers the main branches and areas of modern psychology. Each of the books written by him is encyclopaedic in the area declared in the title.

Author

Yury A. Tsagarelli, SPIN: 1267-6229, ORCID: 0000-0002-7733-7520, e-mail: yutsagarelli@yandex.ru For citation:

Tsagarelli, Yu. A. (2019) The works of E. P. Ilyin as an encyclopaedia

of modern psychology. Psychology in Education, vol. 1, no. 4, pp. 330-340.

DOI: 10.33910/2686-9527-2019-14-330-340

Received

28 October 2019; reviewed 11 November 2019; accepted 11 November 2019. Copyright:

© The Author (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Keywords: systemic descriptions of the properties of the psychological structure of the personality, somatic properties, psychophysiological properties of the personality, mental states, mental processes, socio-psychological properties.

25 декабря 2015 года ушел из жизни Евгений Павлович Ильин. Огромную потерю понесли не только родные, близкие и многочисленные ученики этого великого Человека, Учителя, Ученого, Творца, но и вся отечественная и мировая психология.

Отличительной характеристикой творчества Е. П. Ильина является ее уникальная панорам-ность, воплощенная в рекордном количестве

фундаментальных трудов, охвативших разные направления теоретической и практической психологии. Не считая огромного количества статей и других публикаций в периодической печати, Е. П. Ильин опубликовал 40 книг (в том числе 3 книги в соавторстве). В числе изданных работ Е. П. Ильина: 14 монографий, 9 учебников, 6 учебных пособий. Перечень книг Е. П. Ильина представлен в списке литературы данной статьи.

11 книг Е. П. Ильина многократно переиздавались (см. приложение), что свидетельствует о большой востребованности его трудов.

Совокупность трудов Е. П. Ильина по фундаментальности, точности описаний и полноте охвата с уверенностью можно назвать энциклопедией современной психологии. Ибо эта совокупность соответствует понятию «энциклопедия» как приведенное в систему обозрение круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Требованиям энциклопедии совокупность трудов Е. П. Ильина соответствует больше, чем многие изданные психологические энциклопедии, словари и справочники.

О поистине энциклопедическом масштабе творчества Е. П. Ильина свидетельствует то, что оно охватывает все отрасли и направления современной психологии: психофизиологию, в т. ч. дифференциальную; психологию индивидуальных различий, психологию состояний, в т. ч. в разных видах деятельности; психологию труда, психологию физического воспитания и спорта, эмоции и чувства, психические процессы, в т. ч. ощущения, восприятие, память, мышление, воображение; способности и одаренность; творчество, креативность; мотивацию и мотивы; любовь, совесть, вину, стыд и раскаяние; психологию общения и межличностных отношений и др.

Общеизвестны классические книги Е. П. Ильина по таким направлениям, как:

- психология труда, в частности: «Дифференциальная психология профессиональной деятельности» (Ильин 2008а), «Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень» (Ильин 2011), «Дифференциальная психология профессиональной и учебной деятельности» (Ильин, Фукин 1997), «Психология делового общения» (Ильин 2017);

- психология физического воспитания и спорта: «Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта» (Ильин 1979Ь), «Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния)» (Ильин 1980), «Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности)» (Ильин 1983), «Психология спорта. Современные направления в психологии» (Ильин, Сафронов, Киселев 1989), «Психология физического воспитания» (Ильин 2000с), «Психология физической культуры и спорта» (Бабушкин, Смоленцева, Науменко и др. 2007), «Психология спорта» (Ильин 2008Ь);

- психомоторика, которой посвящены разделы вышеуказанных книг по психологии фи-

зического воспитания и спорта, а также отдельные книги: «Психомоторная организация человека» (Ильин 2003), «Методическиеуказания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики)» (Ильин 1981);

- возрастная и педагогическая психология, в частности: «Психология для педагогов» (Ильин 2012а), «Дифференциальная психология профессиональной и учебной деятельности» (Ильин, Фукин 1997), «Психология: учебник для средних педагогических учебных заведений» (Ильин 2004Ь), «Психология взрослости» (Ильин 2012с);

- социальная психология: «Пол и гендер» (Ильин 2010), «Психология агрессивного поведения» (Ильин 2014Ь), «Психология неформального общения» (Ильин 2015Ь), «Психология делового общения» (Ильин 2017);

- семейная психология, которой посвящены разделы книг: «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (Ильин 2002Ь), «Психология общения и межличностных отношений» (Ильин 2009а), «Пол и гендер» (Ильин 2010), «Психология любви» (Ильин 2014а);

- мотивация и мотивы: «Мотивы человека: теория и методы изучения» (Ильин 1998), «Мотивация и мотивы» (Ильин 2000а).

Существенно, что каждая из таких работ энциклопедична относительно описания направления, указанного в названии. Например, в книге «Психологии совести: вина, стыд, раскаяние» (Ильин 2016) даны определение совести, ее функции, генезис, свойства, структура, виды. По аналогичной схеме рассмотрены феномены эмоционального выражения совести: вина, стыд, раскаяние.

Энциклопедичность творчества проявляется и в достаточно широком охвате смежных наук. По данным электронной библиотеки «ВВМ», произведения Е. П. Ильина охватывают такие смежные с психологией науки, как философия, история философии, социология, психотерапия, биология, физиология, медицина, здоровье, воспитание, образование, педагогика, физическая культура, спорт. Энциклопедический характер носят тематические литературные обзоры, приведенные Е. П. Ильиным в стройную систему.

Вместе с тем принципиальным отличием и преимуществом трудов Е. П. Ильина как энциклопедии современной психологии является огромное количество ценнейшего оригинального креативного авторского научного материала, который, во-первых, уточняет, поясняет и дает правильное понимание рассматриваемого феномена, во-вторых — закрывает «белые пятна» в знаниях об этом феномене. Важно, что энциклопедическая совокупность трудов

Е. П. Ильина носит целостный, внутренне непротиворечивый характер, т. к. выполнена одним, чрезвычайно компетентным автором.

Рамки статьи не позволяют осветить все стороны многогранного творчества Е. П. Ильина. Ограничимся рассмотрением особенностей описаний им свойств психологической структуры личности, важность которых сложно переоценить.

Теоретические представления о психологической структуре личности описаны многими известными зарубежными и отечественными психологами (З. Фрейд, А. Маслоу, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, В. А. Ганзен и др.). Но только Е. П. Ильин создал наиболее подробные описания свойств, находящихся на всех иерархических уровнях этой структуры. Впервые в истории психологии создано панорамное и вместе с тем глубокое и точное описание свойств этой структуры в рамках единой целостной авторской концепции. При этом содержание и объем творчества Е. П. Ильина отвечают требованиям системного подхода. В своих трудах он описал не только свойства всех уровней психологической структуры личности, но и соматические свойства, осуществив тем самым наиболее полное авторское описание иерархической структуры свойств человека.

С позиций системного подхода иерархическую структуру свойств человека и входящую в нее психологическую структуру личности можно представить в виде, изображенном на рис. 1. Данная структура принята и одобрена Е. П. Ильиным в контексте научного руководства кандидатской и докторской диссертациями автора данной статьи.

Учитывая историю становления и развития научного творчества Е. П. Ильина, рассмотрим энциклопедическое описание им уровней и свойств данной структуры в направлении ее развития: от соматического — к социальному.

Соматические свойства Е. П. Ильин начал изучать и описывать в начале своего научного творчества, будучи студентом Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института. В 1957 году он блестяще защитил дипломную работу по физиологии и получил диплом врача. Важно подчеркнуть, что глубокие знания физиологии, биологии, анатомии, морфологии человека, полученные Е. П. Ильиным в процессе базового медицинского образования, явились основой его дальнейших психофизиологических и психологических трудов, что подчеркивал сам Евгений Павлович.

Базовое медицинское образование способствовало тому, что в трудах Е. П. Ильина

в доступной и понятной форме раскрыты механизмы взаимосвязей физиологического и психического, традиционно считающиеся очень сложными при их несомненной актуальности для науки и практики.

Большое внимание решению проблемы взаимосвязей физиологического и психического уделено в многочисленных статьях Е. П. Ильина и сотрудников созданной в 1970 году и бессменно возглавляемой им лаборатории психофизиологии физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена. Согласно «Библиографическому указателю работ» сотрудников этой лаборатории (Лалаян 1981) за первые десять лет деятельности лаборатории ее сотрудниками опубликовано 211 работ, 56 из которых (в том числе 25 в соавторстве) принадлежит Е. П. Ильину. Большинство этих работ посвящено исследованиям различных аспектов взаимосвязей физиологического и психического в физической культуре и спорте.

Особое место в решении проблемы взаимосвязей физиологического и психического занимают два тома исторических очерков Е. П. Ильина «Психология и физиология: союз или конфронтация?» (Ильин 2007). В них автор очень подробно (на 650 страницах), научно обоснованно и вместе с тем доступно описал сложные проблемы взаимодействий и рассогласований между психологией и физиологией, образующиеся на стыке между этими науками. Из-за малого тиража (100 экземпляров) недостаточная известность этого двухтомника совершенно не соответствует его роли в решении проблемы взаимоотношений психологии и физиологии для понимания важнейших механизмов взаимодействия физиологического и психологического в человеке.

Роль этого фундаментального труда, скромно названного автором «историческими очерками», в том, что на основе сделанного Е. П. Ильиным блестящего анализа исследований по изучению человека, выполненных психологами и физиологами, анализа их достижений и ошибок показан правильный путь развития современной научной и практической психологии. Несомненно, что изучение этого труда избавит психологов от многих теоретических и практических ошибок. В этой связи очевидную пользу для студентов и аспирантов факультетов психологии принесло бы переиздание данного труда тиражом, достаточным для его использования в качестве учебного пособия по дисциплинам «Психофизиология», «Физиология ВНД», «История психологии».

Рис. 1. Иерархическая структура свойств человека

Примечание: жирным курсивом обозначены уровни, входящие в психологическую структуру личности, а обычным шрифтом — не входящие в нее

Психофизиологическим свойствам в творчестве Е. П. Ильина уделено особое место. Об этом свидетельствуют многочисленные труды Е. П. Ильина, а также осуществленные под его руководством работы его учеников и сотрудников. Так, только с 1970 по 1980 год Е. П. Ильин опубликовал 56 работ по психофизиологии (в т. ч. 25 в соавторстве). Сотрудники лаборатории психофизиологии физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена опубликовали за этот период 180 работ, выполненных под его руководством, в их числе 9 кандидатских диссертаций (Лалаян 1981).

Примерами креативных работ по психофизиологии являются первые книги Е. П. Ильина: «Изучение свойств нервной системы» (Ильин 1978), «Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы)» (Ильин 1979а), а также многие его статьи.

Психофизиологическим свойствам посвящены и более поздние фундаментальные книги Е. П. Ильина: «Дифференциальная психофизиология» (Ильин 2001), которую он считал одной из важнейших в своем творчестве, «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (Ильин 2002Ь), а также такие классические труды по психофизиологии физического воспитания и спорта, как «Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта» (Ильин 1979Ь), «Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния)» (Ильин 1980), «Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности)» (Ильин 1983). Эти книги многократно переиздавались, что свидетельствует об их широком признании и большой популярности.

Новаторским вкладом Е. П . Ильина в развитие отечественной и мировой психофизиологии является:

1. Открытие им двух свойств нервной системы (НС), а именно:

1.1. «Внутреннего» баланса НС, характеризующего уровень внутреннего энергетического потенциала человека для проявления им активности.

1.2. «Внешнего» баланса нервных процессов, характеризующего преобладание возбуждения или торможения на эмоционально-мотиваци-онном уровне (или возникновение возбудительной или тормозной реакции при формировании мотива достижения цели).

2 . Изобретение аппаратурных методик для диагностики типологических свойств НС и двигательной памяти. Е. П. Ильин был категорическим противником диагностики типологических свойств НС с помощью опросников, разделяя эту позицию с И. П. Павловым и Б. М. Тепловым. Справедливо утверждая, что свойства НС следует диагностировать с помощью аппаратуры, он разработал ряд аппаратурных методик, ставших общепринятыми. Это:

2.1. Методика «Теппинг-тест» для диагностики силы — слабости НС.

2.2. Кинематометрическая методика для диагностики подвижности — инертности НС. Ее достоинством является получение отдельных диагнозов о подвижности — инертности как процессов возбуждения, так и процессов торможения, что очень важно как для правильного теоретического понимания сущности этого свойства НС, так и для адекватного его учета в практической деятельности.

2.3. Кинематометрическая методика для диагностики «внутреннего баланса» НС.

2.4. Кинематометрическая методика для диагностики «внешнего баланса» НС.

2.5. Кинематометрическая методика для диагностики двигательной памяти.

Для реализации этих методик Е. П. Ильин модифицировал соответствующую аппаратуру: телеграфный ключ для «Теппинг-теста» и «Ки-нематометр Жуковского» для кинематометри-ческих методик. Он даже описал технологию их самостоятельного изготовления. Одновременно он описал графические варианты данных методик, что сделало их общедоступными и повсеместно распространенными.

Валидность, надежность и достоверность этих классических методик подтверждена в тысячах экспериментальных исследований. Их использование рекомендовано в десятках учебников, учебных пособий и психологических практикумов. Важно, что эти методики явились основой для создания ряда других психофизиологических аппаратурных методик. Эта работа велась, в частности, в Международном научно-производственном объединении «Акцептор» (г. Казань) при авторской поддержке Е. П. Ильина.

Так, на основе методики «Теппинг-тест» были созданы аппаратурные методики диагностики максимального темпа движений и динамики работоспособности. На основе кинемато-метрической методики для диагностики подвижности — инертности НС созданы методики диагностики уравновешенности между процессами возбуждения и торможения и диагностики проприорецептивной чувствительности. Эти методики после согласования с Е. П. Ильиным были описаны Ю. А. Цагарелли (Цагарелли 2009).

3. Описания типологических симптомо-комлексов свойств НС как различных сочетаний свойств НС, являющихся нейродинамиче-скими детерминантами многих психических функций и поведенческих реакций. Например, преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу (плюс в опасной ситуации — с сильной нервной системой), подвижностью возбуждения и торможения обусловливает комплекс решительности (Ильин 2004а). Эти описания позволили существенно расширить практическое использование результатов диагностики типологических свойств НС.

Психические состояния Е. П. Ильин начал исследовать еще в период работы в лаборатории физиологии труда при биологическом факультете ЛГУ (с 1963 года). В 1978 году он описывает необходимость и перспективы использования системного подхода к анализу и диагностике

состояний человека, справедливо указывая, что комплексного подхода для этого недостаточно (Ильин 1978).

Однако полномасштабные, необычайно полные системные описания психических состояний осуществлены Е. П. Ильиным позже. Их основополагающим началом явилась книга «Психофизиология состояний человека» (Ильин 2005). Е. П. Ильин четко ограничивает категорию состояний, критикуя авторов, трактующих эту категорию слишком широко и тем самым размывающих само понятие состояний, подразумевая под ними «состояние мышления», «состояние памяти» и т. п. Вместе с тем Е. П. Ильин энциклопедически полно и убедительно описывает состояния как таковые: мотивационно-во-левые, эмоциональные (тревога, страх, воодушевление и эйфория, фрустрационные, веселье, смущение, стыд, влюбленность и др.). Даны характеристики монотонии, психического пресыщения, эмоционального выгорания, психического напряжения, эмоционального стресса. Описаны методология, теория и методы диагностики и регуляции состояний.

Ряд дальнейших фундаментальных трудов Е. П. Ильин посвятил описаниям более частных проявлений и разновидностей психических состояний. Наиболее обширной из таких работ является учебное пособие «Эмоции и чувства» (Ильин 2002а), изданное в 2002 году и переизданное в 2003, 2007, 2008, 2013 годах (серия «Мастера психологии»).

Психическим состояниям посвящены и другие фундаментальные работы Е. П. Ильина, изданные в серии «Мастера психологии». Это «Психологиялюбви» (Ильин 2014а), «Психология страха» (Ильин 2015с), «Психология доверия» (Ильин 2013Ь), «Психология надежды. Оптимизм и пессимизм» (Ильин 2015а), «Психология зависти, враждебности, тщеславия» (Ильин 2014с). Описаниям психических состояний посвящены разделы и многих других книг Е. П. Ильина (см., например, «Психология творчества, креативности, одаренности» (Ильин 2009Ь), «Психология общения и межличностных отношений» (Ильин 2009а), «Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия» (Ильин 2013а). Учитывая полноту и точность многогранных системных описаний Е. П. Ильиным структуры, функций и генезиса психических состояний человека, можно сделать вывод об энциклопедичности этих описаний.

Психические процессы описаны Е. П. Ильиным в таких масштабных трудах как «Психология творчества, креативности, одаренности» (Ильин 2009Ь), учебнике «Психология: для

средних педагогических учебных заведений» (Ильин 2004Ь), книге «Дифференциальная психология профессиональной деятельности» (Ильин 2008а), в вышеуказанных книгах по психологии спорта и педагогической психологии, а также во многих других его книгах и статьях.

Особого внимания заслуживает тот факт, что работы Е. П. Ильина, в том числе и теоретико-методологические, имеют четкую практическую направленность. Это хорошо видно на примере изучения и описания им психических процессов, практическая направленность которых проявляется в способностях человека. Е. П. Ильин на основе функционально-генетического подхода к способностям сформулировал новую точку зрения, фактически новую теорию способностей, лишенную недостатков предыдущих воззрений, отрицавших врожденную (генетическую) природу способностей и их компонентов, несмотря на очевидные факты. Например, факт имеющегося у любой собаки и у любой свиньи абсолютного слуха на фоне его отсутствия у многих выдающихся музыкантов (П. И. Чайковского, Р. Вагнера и др.) можно объяснить именно врожденной (генетической) природой абсолютного слуха. Врожденными являются также акробатические способности обезьян, тонкое обоняние собаки, острое зрение орла и т. п.

В теории Е. П. Ильина способности понимаются как врожденные, как сплав врожденных функций с врожденными особенностями (задатками), способствующими проявлению той или иной функции (точнее — какой-то ее качественной стороны). Например, качественными сторонами функции внимания являются его концентрация, переключение, распределение, динамичность. Проявление этих качественных сторон внимания зависит от наличия у человека тех или иных задатков. Если у него сильная нервная система, то он хорошо концентрирует внимание, если выражена подвижность нервных процессов — он хорошо распределяет внимание, и т. д. Проявление каждой функции теоретически зависит от многих задатков.

Психологическим свойствам личности

посвящен целый ряд таких полномасштабных книг Е. П. Ильина, как «Психология воли» (Ильин 2000Ь), «Психология зависти, враждебности, тщеславия» (Ильин 2014с), «Психология надежды. Оптимизм и пессимизм» (Ильин 2015а), «Психология взрослости» (Ильин 2012с), «Психологияриска» (Ильин 2012Ь).

Психологическим свойствам личности Е. П. Ильин посвятил также свою предпоследнюю книгу «Психология совести: вина, стыд, раскаяние» (Ильин 2016). Там описаны такие наиважнейшие нравственные психологические свойства личности, как совесть и бессовестность, честность, стыдливость и бесстыдство. Е. П. Ильин справедливо указывает, что, несмотря на обесценивание духовных ценностей в современном мире, совесть и честность «выходят на первый план при профессиональном отборе и консультировании компаний и коммерческих организации» (Ильин 2016, 7). Ибо непродуктивное поведение сотрудников обходится компаниям в миллиарды долларов убытков ежегодно. Добавим, что еще дороже люди платят за отсутствие совести и честности у руководителей разных, особенно высоких, уровней.

В каждой книге Е. П. Ильина скрупулезно рассмотрены общая характеристика соответствующего свойства, его виды, генезис и психологические механизмы возникновения, позитивные и негативные проявления в поведении и деятельности с описанием конкретных жизненных примеров. Большое внимание уделяется описанию методов диагностики и коррекции рассматриваемого свойства личности. Все это делает труды Е. П. Ильина энциклопедическими как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Одновременно это полноценные руководства к действию.

Согласно системно-генетическому подходу, психологические свойства личности образуются на основе и в результате многократных повторений психических состояний и психических процессов. Характерно, что в книгах Е. П. Ильина, посвященных психическим состояниям и психическим процессам, имеются разделы, посвященные свойствам личности. Например, в «Психологии любви» (Ильин 2014а) гл. 9 называется «Ласковость как свойство личности», в «Психологии страха» (Ильин 2015с) описаны такие свойства личности, как застенчивость, тревожность, боязнь; в «Психологии агрессивного поведения» гл. 3 посвящена агрессивности как свойству личности, а гл. 4 — генезису агрессивности и т. д.

Социально-психологическому уровню и свойствам, обеспечивающим его функционирование, посвящена фундаментальная монография Е. П. Ильина «Психология общения и межличностных отношений» (Ильин 2009а). В редакционном анонсе справедливо сказано: «Это настоящая энциклопедия теоретической и

прикладной психологии общения с широчайшим охватом вопросов и огромной проработкой отечественной и зарубежной литературы».

В этом фундаментальном труде объемом 576 страниц обстоятельно описаны характеристики и средства общения, а также факторы, обусловливающие его эффективность. Раскрыты свойства личности, влияющие на эффективность общения: экстравертированность — ин-тровертированность, эмпатийность, властность, конфликтность, агрессивность, толерантность, застенчивость, социальная трусость, ригидность — мобильность. Детально описаны тринадцать форм воздействия на партнеров, семь видов манипуляции, а также коммуникативные эмоциональные состояния, возрастные и половые особенности общения. Большое внимание уделено психологии взаимопонимания (раздел 2) и практическим аспектам общения (раздел 3): публичному выступлению, деловому, педагогическому, семейному общению.

Социально-психологический уровень находится на самом верху иерархической структуры личности. В фило- и онтогенезе он формируется на основе свойств, находящихся на нижележащих уровнях этой структуры. Поэтому классическая системность описания Е. П. Ильиным социально-психологических явлений проявилась в достаточной полноте описаний не только непосредственно этих явлений, но и, что особенно важно, — в достаточной полноте описаний свойств, находящихся на нижележащих уровнях.

При этом психологическим свойствам личности уделено в работах, посвященных социально-психологическим свойствам, существенно больше внимания, чем психическим процессам и психическим состояниям. Это полностью соответствует системной закономерности взаимосвязей, согласно которой наибольшее влияние на исследуемые феномены оказывают свойства наиболее близкого иерархического уровня. Таковыми для социально-психологических феноменов являются именно психологические свойства личности. Характерно и то, что психофизиологические, а тем более соматические (физиологические, биологические) свойства в контексте социально-психологических феноменов Е. П. Ильиным практически не рассматриваются, ибо их воздействие на социально-психологический уровень носит весьма опосредованный характер (через уровни состояний, процессов и свойств личности).

Для качественной работы любого психолога достаточно очевидна необходимость пра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вильной теоретической основы и адекватного понятийного аппарата. Как показывает наша многолетняя практика, использование положений трудов Е. П. Ильина является очень необходимым и чрезвычайно ценным условием эффективной работы, т. к. в них содержатся ясные и понятные, а главное, правильные ответы на огромное количество вопросов, возникающих в процессе ежедневной работы. Так принято, например, в Международном НПО «Акцептор» при разработке психодиагностических и психокоррекционных методик. За 35 лет создан аппаратурно-программный комплекс (АПК) «Активациометр», позволяющий реализовать 91 аппаратурную методику. В их числе «Теппинг-тест» и кинематометрические методики Евгения Павловича, включенные в АПК «Активациометр» в рамках письменного договора с Е. П. Ильиным и под его руководством. В работе над многими другими методиками и аппаратурой мы регулярно советовались с Е. П. Ильиным, изучали и изучаем его труды.

В одном из своих последних публичных выступлений на «Петербургской неделе психологии» с красноречивым названием «Современная отечественная психология — игра словами и корреляциями?» (Ильин 2015ф Евгений Павлович говорил о настоятельной необходимости придания психологии гораздо большей истинности и практической направленности, а также о необходимости уточнения и конкретизации психологических понятий и определений. Сам он провел в этом направлении огромную работу, о чем, в частности, свидетельствуют факты, приведенные в данной статье.

Уточненные и конкретизированные в трудах Е. П. Ильина психологические понятия и определения вошли в арсенал понятийного аппарата психологии. Поэтому большую пользу психологической науке и практике принесло бы составление и публикация энциклопедического словаря психологических терминов, основой которого будут являться труды Е. П. Ильина.

Настоящая статья посвящена трудам Евгения Павловича, которым он с творческим энтузиазмом и вдохновением отдал многие годы своей жизни. Поэтому данная статья написана в мажорном ладу по примеру творений таких великих композиторов, как Моцарт, Бетховен, Шопен, писавших средние части похоронных произведений в мажоре. В этом случае светлый образ и светлые деяния ушедшего из жизни великого Человека еще больше подчеркивают тяжесть нашей общей невосполнимой утраты.

Литература

Бабушкин, Г. Д., Смоленцева, В. Н., Науменко, Е. А. и др. (2007) Психология физической культуры и спорта:

учебник для высших физкультурных учебных заведений. Омск: СибГУФК, 270 с. Ильин, Е. П. (1978) Изучение свойств нервной системы. Ярославль: ЯрГУ, 93 с.

Ильин, Е. П. (1979b) Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. Л.: ЛГПИ, 84 с.

Ильин, Е. П. (1979а) Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при

изучении свойств нервной системы). Л.: ЛГПИ, 82 с. Ильин, Е. П. (1980) Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния. М.: Просвещение, 199 с.

Ильин, Е. П. (1981) Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики). Л.: ЛГПИ, 87 с.

Ильин, Е. П. (1983) Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективность

спортивной деятельности). М.: Просвещение, 223 с. Ильин, Е. П. (1998) Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 291 с. Ильин, Е. П. (2000b) Психология воли. СПб.: Питер, 280 с. Ильин, Е. П. (2000c) Психология физического воспитания. СПб.: РГПУ, 486 с. Ильин, Е. П. (2000а) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 508 с.

Ильин, Е. П. (2001) Дифференциальная психофизиология. 2-е изд. СПб.: Питер, 454 с.

Ильин, Е. П. (2002b) Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 544 с.

Ильин, Е. П. (2002а) Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 749 с.

Ильин, Е. П. (2003) Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 382с.

Ильин, Е. П. (2004b) Психология: учебник для средних педагогических учебных заведений. СПб.: Питер, 559 с. Ильин, Е. П. (2004а) Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 700 с. Ильин, Е. П. (2005) Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 411 с.

Ильин, Е. П. (2007) Психология и физиология: союз или конфронтация (исторические очерки): в 2-х т.

Челябинск: ВНД. Т. 1. Рефлекторные теории, 328 с. Т. 2. Философия физиологии, 322 с. Ильин, Е. П. (2008b) Психология спорта. СПб.: Питер, 351 с.

Ильин, Е. П. (2008а) Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 428 с. Ильин, Е. П. (2009b) Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 444 с. Ильин, Е. П. (2009а) Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 573 с. Ильин, Е. П. (2010) Пол и гендер. СПб.: Питер, 686 с.

Ильин, Е. П. (2011) Работа и личность: трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 224 с.

Ильин, Е. П. (2012b) Психология риска. СПб.: Питер, 286 с.

Ильин, Е. П. (2012а) Психология для педагогов. СПб.: Питер, 638 с.

Ильин, Е. П. (2012с) Психология взрослости. СПб.: Питер, 542 с.

Ильин, Е. П. (2013b) Психология доверия. СПб.: Питер, 282 с.

Ильин, Е. П. (2013а) Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 304 с.

Ильин, Е. П. (2014b) Психология агрессивного поведения. СПб: Питер, 368 с.

Ильин, Е. П. (2014c) Психология зависти, враждебности, тщеславия. СПб.: Питер, 208 с.

Ильин, Е. П. (2015b) Психология неформального общения. СПб.: Питер, 384 с.

Ильин, Е. П. (2015c) Психология страха. СПб.: Питер, 381 с.

Ильин, Е. П. (2015d) Современная отечественная психология — игра словами и корреляциями? [Электронный

ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FShf8U36tqk (дата обращения 31.01.2020). Ильин, Е. П. (2015а) Психология надежды. Оптимизм и пессимизм. СПб.: Питер, 287 с. Ильин, Е. П. (2016) Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб.: Питер, 288 с. Ильин, Е. П. (2017) Психология делового общения. СПб.: Питер, 233 с. Ильин, Е. П. (2014а) Психология любви. СПб.: Питер, 332 с.

Ильин, Е. П., Сафронов, В. К., Киселев, С. Я. (1989) Психология спорта. Современные направления в психологии. Л: ЛГУ, 96 с.

Ильин, Е. П., Фукин, А. И. (1997) Дифференциальная психофизиология профессиональной и учебной

деятельности. Казань: Казан. ун-т экономики, упр. и права, 103 с. Лалаян, А. А. (сост.) (1981) Библиографический указатель работ сотрудников лаборатории психофизиологии

физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена. Ереван: б. и., 27 с. Цагарелли, Ю. А. (2009) Системная диагностика человека и развитие психических функций. Казань: Познание, 491 с.

References

Babushkin, G. D., Smolenceva, V. N., Naumenko, E. A. et al. (2007) Psikhologiya fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik dlya vysshikh fizkul'turnykh uchebnykh zavedenij [Psychology of physical culture and sports: A textbook for higher physical education institutions]. Omsk: Siberian State University of Physical Education Publ., 270 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (1978) Izuchenie svojstv nervnoj sistemy [Studies of the properties of the nervous system]. Yaroslavl: Yaroslavl

State University Publ., 93 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (1979a) Metodicheskie ukazaniya kpraktikumupopsikhofiziologii (ekspress-metodypri izuchenii svojstv nervnoj sistemy) [Guidelines for a workshop on psychophysiology (express methods in the study of the properties of the nervous system)]. Leningrad: Leningrad State Pedagogical Institute Publ., 82 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (1979b) Differentsial'naya psikhofiziologiyafizicheskogo vospitaniya i sporta [Differentialpsychophysiology

of physical education and sport]. Leningrad: Leningrad State Pedagogical Institute Publ., 84 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (1980) Psikhofiziologiya fizicheskogo vospitaniya: deyatel'nost' i sostoyaniya [Psychophysiology of physical

education: Activities and conditions]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 199 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (1981) Metodicheskie ukazaniya kpraktikumu po psikhofiziologii (izuchenie psikhomotoriki) [Guidelines for a workshop on psychophysiology (study of psychomotor skills)]. Leningrad: Leningrad State Pedagogical Institute Publ., 87 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (1983) Psikhofiziologiya fizicheskogo vospitaniya (Faktory, vliyayushchie na effektivnost' sportivnoj deyatel'nosti) [Psychophysiology of physical education (Factors affecting the effectiveness of sports activities)]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 223 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (1998) Motivy cheloveka: teoriya i metody izucheniya [Motives of man: Theory and methods of study].

Kiev: Vishcha shkola Publ., 291 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2000a) Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter Publ., 508 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2000b) Psikhologiya voli [Psychology of the will]. Saint Petersburg: Piter Publ., 280 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2000c) Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya [Psychology of physical education]. Saint Petersburg: Herzen

State Pedagogical University of Russia Publ., 486 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2001) Differentsial'naya psikhofiziologiya [Differentialpsychophysiology]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 454 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2002a) Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. Saint Petersburg: Piter Publ., 752 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2002b) Differentsial'naya psikhofiziologiya muzhchiny i zhenshchiny [Differential psychophysiology of

a man and a woman]. Saint Petersburg: Piter Publ., 544 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2003) Psikhomotornaya organizatsiya cheloveka [Psychomotor organization of a person]. Saint Petersburg:

Piter Publ., 382 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2004a) Psikhologiya individual'nykh razlichij [Psychology of individual differences]. Saint Petersburg:

Piter Publ., 700 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2004b) Psikhologiya: uchebnik dlya srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenij [Psychology: A textbook for secondary pedagogical educational institutions]. Saint Petersburg: Piter Publ., 559 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2005) Psikhofiziologiya sostoyanij cheloveka [Psychophysiology of human conditions]. Saint Petersburg:

Piter Publ., 411 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2007) Psikhologiya ifiziologiya: soyuz ili konfrontatsiya (istoricheskie ocherki) [Psychology and physiology: Union or confrontation (historical essays)]: In 2 vols. Chelyabinsk: VND of GNI Publ. Vol. 1: Reflektornye teorii [Reflex theories], 328 p. Vol. 2: Filosofija fiziologii [Philosophy of physiology], 322 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2008a) Differentsial'naya psikhologiya professional'noj deyatel'nosti [Differential psychology of professional

activity]. Saint Petersburg: Piter Publ., 428 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2008b) Psikhologiya sporta [The psychology of sports]. Saint Petersburg: Piter Publ., 351 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2009a) Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnoshenij [Psychology of communication and

interpersonal relationships]. Saint Petersburg: Piter Publ., 573 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2009b) Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, giftedness]. Saint

Petersburg: Piter Publ., 444 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2010) Pol i gender [Sex and gender]. Saint Petersburg: Piter Publ., 686 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2011) Rabota i lichnost': Trudogolizm, perfektsionizm, len' [Work and personality: Workaholism,

perfectionism, laziness]. Saint Petersburg: Piter Publ., 224 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2012a) Psikhologiya dlya pedagogov [Psychology for educators]. Saint Petersburg: Piter Publ., 638 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2012b) Psikhologiya riska [The psychology of risk]. Saint Petersburg: Piter Publ., 286 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2012c) Psikhologiya vzroslosti [Psychology of adulthood]. Saint Petersburg: Piter Publ., 542 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2013a) Psikhologiya pomoshchi. Al'truizm, egoizm, empatiya [Psychology of help. Altruism, selfishness,

empathy]. Saint Petersburg: Piter Publ., 304 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2013b) Psikhologiya doveriya [Psychology of trust]. Saint Petersburg: Piter Publ., 282 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2014a) Psikhologiya lyubvi [The psychology of love]. Saint Petersburg: Piter Publ., 332 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2014b) Psikhologiya agressivnogopovedeniya [Psychology of aggressive behavior]. Saint Petersburg: Piter Publ., 368 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2014c) Psikhologiya zavisti, vrazhdebnosti, tshcheslaviya [Thepsychology of envy, hostility, vanity]. Saint

Petersburg: Piter Publ., 208 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2015a) Psikhologiya nadezhdy. Optimizm i pessimizm [The psychology of hope. Optimism and pessimism].

Saint Petersburg: Piter Publ., 287 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2015b) Psikhologiya neformal'nogo obshcheniya [Psychology of informal communication]. Saint Petersburg:

Piter Publ., 384 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2015c) Psikhologiya strakha [Thepsychology of fear]. Saint Petersburg: Piter Publ., 381 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2015d) Sovremennaya otechestvennaya psikhologiya — igra slovami i korrelyatsiyami?[Is modern Russian psychology a play on words and correlations?]. [Online] Available at: https://www.youtube.com/watch?v=FShf8U36tqk (accessed 31.01.2020). (In Russian) Ilyin, E. P. (2016) Psikhologiya sovesti: vina, styd, raskayanie [Psychology of conscience: Guilt, shame, repentance].

Saint Petersburg: Piter Publ., 288 p. (In Russian) Ilyin, E. P. (2017) Psikhologiya delovogo obshcheniya [Psychology of business communication]. Saint Petersburg: Piter Publ., 233 p. (In Russian)

Ilyin, E. P., Fukin, A. I. (1997) Differentsial'naya psikhofiziologiya professional'noj i uchebnoj deyatel'nosti [Differential psychophysiology of professional and educational activities]. Kazan: Kazan University of Economics, Management and Law Publ., 103 p. (In Russian) Ilyin, E. P., Safronov, V. K., Kiselev, S. Ya. (1989) Psikhologiya sporta. Sovremennye napravleniya v psikhologii [The psychology of sports. Modern trends in psychology]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 96 p. (In Russian) Lalayan, A. A. (comp.). (1981) Bibliograficheskij ukazatel' rabot sotrudnikov laboratorii psikhofiziologii fizicheskogo vospitaniya LGPI im. A. I. Gertsena [Bibliographic index of the work of employees of the laboratory of psychophysiology physical education Herzen Leningrad State Pedagogical Institute]. Yerevan: s. n., 27 p. (In Russian) Tsagarelli, Yu. A. (2009) Sistemnaya diagnostika cheloveka i razvitie psikhicheskikh funktsij [Systemic diagnosis of a person and the development of mental functions]. Kazan: Poznanie Publ., 491 p. (In Russian)

Приложение. Книги Е. П. Ильина, которые были переизданы

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. Монография. СПб.: Питер, 2000, 2002, 2007, 2008, 2011. (Серия «Мастера психологии).

Ильин, Е. П. Психология воли. Монография. СПб.: Питер, 2000, 2002, 2009.

Ильин, Е. П. Психология физического воспитания. Учебник. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000; М.: Просвещение, 2007.

Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология. Учебник. СПб.: Питер, 2001, 2002. (Серия «Учебник нового века»).

Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. Монография. СПб.: Питер, 2002, 2003, 2007, 2008, 2013. (Серия «Мастера психологии»).

Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Монография. СПб.: Питер, 2002,

2003, 2006, 2007. (Серия «Мастера психологии»). Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004, 2011. (Серия «Мастера психологии»). Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Монография. СПб.: Питер,

2008, 2011. (Серия «Мастера психологии). Ильин, Е. П. Психология спорта. Монография. СПб.: Питер, 2008, 2011, 2012. (Серия «Мастера психологии»). Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009, 2010, 2012, 2013, 2015.

(Серия «Мастера психологии»). Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009, 2011, 2012. (Серия «Мастера психологии»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.