Научная статья на тему 'ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ'

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / СПОР / КОНФЛИКТ / МОББИНГ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анфалова Н.С.

В статье рассматриваются трудовые споры и конфликты в организации, которые являются перманентной составляющей в деятельности любой компании. От того как будут поставлены цели и задачи руководством подразделений в отношении этих составляющих и будет зависеть в дальнейшем судьба организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR DISPUTES AND CONFLICTS IN ORGANIZATIONS

The article deals with labour disputes and conflicts in organizations, which are a permanent component in the activities of any company. From the goals and objectives of the management of the units in respect of these components will depend on the further destiny of the organization.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ»

Итак, в действительности все факторы взаимодействуют друг с другом, иными словами они находятся в единстве. Анализируемые виды факторов адаптации по-разному влияют на различные аспекты адаптации: для одних аспектов адаптации наиболее значимы одни факторы, для других другие (например, для профессиональной адаптации наиболее значимы производственные и социально-жономическне факторы, а для социально психологической субъективные факторы). Таким образом, персонифицированный подход к анализу факгоров адаптации имеет важное значение в процессе управления, потому что специфика влияния факторов во многом зависит от конкретных условий производственной среды, от сферы трудовой деятельности, а также от индивидуальных особенностей личности.

Литература:

1. Авдсенко. М. А. Анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала VI. А. Авдсенко Экономика и современный менеджмент: паука и практика. - 2015. - №2 (46).-С. 15-21.

2. Володина. Н.В. Адаптация персонала. Российский o^at построения комплексной системы |Текст] Н. В. Володина. St.; Эксмо. 2009. - 368 с.

3. Кибапов. А Я. Управление персоналом организации [ТекстН учебник / А. Я. Кибанов — М. : ИНФРА-М, 2013. 695 с.

4. Мазнлкина. 13.И. Адаптация в коллективе [Текст]: учеб пос»-бие / Е.И. Мазилкнна. - Саратов : Ай Ни Эр Медиа. 2012. - с.

5. Ирошнна. А.И. Адаптация персонала в российских орган*»-циях: социально-управленческий анализ [Текст] : монография А. Н. Прошина. Москва, 2014. - 122 с.

6. Сопосв, С. А. Адаптация молодых специалистов в современных российских организациях [Текст] : авторсф. дис. на соиск степени канд. соц. наук: 22.00.04 ' Сопосв Сослан Ахсарбеко»^. -М... 2013.-27 с.

7. Тюлькина, Ю.С. Многоуровневая адаптация персонала v<n>-низм и методика формирования [Текст] : диссертация на соискх-зиг ученой степени канд. эконом, наук : 08.00.05 / Ю. С. Тюлькина. - В»-| ронеж., 2010. -231 е. - Библиогр. : с. 202-213. -042012063139.

УДК 331

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Лнфа.юва U.C.. студентка, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет »

В статье рассматриваются трудовые споры и конфликты в организации, которые являются перманентной составляющей в А'ялхвч кости любой компании От того как будут поставлены челн и задачи руководством подразделений « отношении тих составляюшыжя будет зависеть в дальнейшем судьба организации.

Ключевые слона: труд. спор, конфликт, моббннг, экономика.

LABOR DISPUTES AND CONFLICTS IN ORGANIZATIONS

Anfalov a N.. student. Bl HE KhMAD-Yugra «Surgut Slate Pedagogical University»

The article deals with labour disputes and conflicts in organizations, which are a permanent component in the activities of any company Fn the goals and objectives of the management of the units in respect of these components will depend on the further destiny of the organization

Keywords: labour, dispute, conflict, mobbing, economics.

Трудовые споры и конфликты в организации являются перманентной составляющей в деятельности любой компании. От того как будут поставлены цели и задачи руководством подразделений в отношении этих составляющих и будет зависеть в дальнейшем судьба организации. Трудовые споры - это неурегулированные разногласия, возникающие на предприятии между работником и работодателем по поводу установления условий труда п их применения [I, с.57].

Трудовые споры делятся на две группы: индивидуальные и коллективные. Как правило, причиной возникновения индивидуальных трудовых споров, в которых участниками являются работник и работодатель. является нарушение норм трудового договора, например, несоблюдение работодателем прав работника на своевременную оплату труда, неверное толкование правовой нормы, что приводит работника к слабому знанию своих прав и обязанностей, неправомерное смешение с должности или увольнение работника и др.

Условиями возникновения таких споров могут быть различными. К условиям экономического характера относятся финансовые трудности на предприятии, которые мешают полной и своевременной выплате заработной платы, предоставлению гарантий и льгот, недостаточность средств на охрану труда. Все эти условия могут привести к сокращению численности работников или прекращению существования организации, а следовательно к безработице.

К немаловажным условиям социального характера относятся несоответствие установленного размера оплаты труда прожиточному минимуму, разрыв в уровне доходов низкооплачиваемых и высокооплачиваемых служащих. "Необходимо определить, какие же социальные факторы формируют механизм мотивации труда на прсдприятин"[3. с.92].

Другие причины, как например, несоблюдение трудового законодательства руководителями, отсутствие необходимых знаний в области права, недоступность трудового законодательства как для администрации, гак и для работников, которая приводит к незнанию способов защиты своих прав, слабой подготовленности профсоюзов к защите работников, относятся к условиям юрндиче-

ского харакгера.

Причинами возникновения коллективных трудовых споров. > которых участниками являются группа работников и работодателе являются разногласия по вопросам изменения соглашении, оплзг* труда, установления режима рабочего времени, состояния технику безопасности на предприятии и др.

Участники трудовых отношений могут разрешить конфликт гюередством переговоров и не допустить переход разногласий • трудовой спор. Но если конфликт разрешить не удалось, то необходимо привлечь к его разрешению специальные органы, к которым относятся комиссия по трудовым спорам, примирительна! комиссия, приглашение посредника (нейтральное лицо), такжг трудовой арбитраж, суд, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Даже если для устранения причин трудовых споров будут приняты все необходимые меры, полностью устранить проблемы: споров невозможно. Может не быть споров по каким-то определенным вопросам, но могут возникнуть разногласия по другим причинам. которых раньше не было, например, при приеме времени ;«» персонала, "временный персонал - это часть современных рехзи! делового мира, позволяющая вести бизнес, продуманный с зрения эффективности и экопомни"[5].

Конфликт в организации - это противоречия, возникающие к трудовых отношениях н условиях, связанных с их обеспечением 8 основе возникновения любого конфликта лежит та, или иная пр>г-»-на. при выявлении которой можно разрешить и сгладить разногллс*. наиболее важным являются социальные факторы.

Среди главных источников возникновения конфликтных ситуаций в процессе труда, которые выделяют многие авторы, этооф»-4 ниченность ресурсов, препятствующих выполнению людьми сек« обязанностей, достижению таких целей, как высокий заработок благоприятные условия груда и отдыха, также непринятые тн—1 из сотрудников нормы и жизненные ценности всего коллекткт. "Социальные факторы мотивации труда должны органично вхолкть в социальную политику фирмы, т.к. фирма может достигнуть успел

в современных условиях только тогда, когда работники почувствуют, что. во-первых, к ним относятся не просто лучше, чем на других предприятиях, а как к равноправным партнерам; и во-вторых, тогда, когда у работников будет возможность саморазвития и творческого роста на предприятии" [3, с.92].

В качестве наиболее распространенной причины возникновения конфликта выделяют ситуацию, когда люди преследуют свои личные интересы, что часто ведет к проигрышу коллектива. Так же авторы выделяет соперничество, которое провоцирует неприязнь. ""Не способствует развитию процессов демократизации собственности и характер современного российского предпринимательства. Завоевание конкурентных преимуществ связывается им не с реализацией новаторской функции, предусматривающей кооперацию усилий на всех этажах организации. Напротив, предпринимательский успех усматривается в реализации имеющегося административного ресурса [3. с.92].

Конфликты возникают тогда, когда в организации появляются нововведения, так как любое изменение затрагивает интересы сотрудника. Некоторым приходится переходить на новую должность, переучиваться, брать дополнительную нагрузку. В новых коллективах конфликт может возникнуть из-за несхожести профессионального мышления, разногласия в организации работы, принятии правильных решений. "В существующих реалиях предприниматель вынужден приспосабливать сами условия хозяйствования к нуждам организации, не наоборот, нужды организации к изменениям в рыночных условиях[4, с. 106].

Недостаточный уровень профессиональной подготовки порождает конфликт, так как подчиненному не доверяют, поэтому приходится перекладывать отдельные виды работ другому сотруднику. Следующими причинами разногласия между подчиненными являются необоснованное неодинаковое отношение к членам трудового коллектива, в результате чего появляются «любимчики». Ситуация, когда работник не имеет перспективы карьерного роста или сомневается в ее существовании, то конфликт очевиден. Для него работа становится удручающей. неинтересной[2. с.44].

Одними из частых причин возникновения конфликтов являются

многоначалие, наличие у руководителя слишком большого количества подчиненных, неопределенность технологии. Все конфликты можно распределить по различным видам.

К основным видам конфликтов относят: целевой конфликт, т.е. это противоборство сторон в достижении цели; идейный конфликт

- несхожесть во взглядах и идеях: информационный конфликт проявляется, когда у сторон не совпадают навыки, знания, поэтому появляется разница в толковании информации; мотивационный конфликт проявляется из-за несовместимости намерений и интересов сотрудников: чувственный конфликт - несовпадение эмоций и чувств друг к другу.

При конфликтных ситуациях в организации люди сами выбирают методы их преодоления. Каждый руководитель заинтересован в быстром преодолении конфликта, возникающий в его организации. Но основная цель руководителя н всей организации - создание комфортных условий, которые не позволят возникновению противоречий при межличностных и деловых отношениях. Также нужно устранять причины конфликта путем справедливого распределения ресурсов между сотрудниками, создания благоприятной обстановки на рабочем месте, поощрения сотрудников и создания оптимального микроклимата в коллективе.

Литература:

1. Бархатова Е. IO. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: - учеб. изд. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006.

- 464 с.

2. Дорофеева Ю. Ю. Умейте разрешить конфликт / Ю.Ю. Дорофеева // Служба кадров и персонал. 2014,- С. 43-45.

3. Чернопятов A.M. Социальные факторы в формировании механизма мотивации труда на предприятии. М.: Инновационная экономика. 2010.№1( I )■ с. 92-93.

4. Чернопятов A.M. Трансформация институциональных условий и их влияние на предпринимательскую деятельность: монография/А.М. Чернопятов. -М.: Изд-во РАГС. 2011. - 248с.

5. Чернопятов, A.M. Маркетинг: учебник/А.М. Чернопятов. - М.: Издательство «Палеотип», 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.