Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы сельской местности: проблемы и перспективы развития'

Трудовые ресурсы сельской местности: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1743
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ / СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ЗАНЯТОСТЬ / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / LABOR FORCE / VILLAGERS / LABOR FORCE STRUCTURE / LABOR PRODUCTIVITY / AGRARIAN PRODUCTION / AN EFFICIENCY OF PROGRAM ACTIONS / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишневская Нина Г., Егорова Марина Анатольевна

В работе обозначены проблемы трудовых ресурсов сельской местности. Для этого проанализирован количественный состав трудовых ресурсов Ульяновской области, представлены фактические и прогнозные данные на период до 2015 года о средней численности занятых в аграрном секторе экономики Российской Федерации и Приволжского федерального округа. Выявлены резервы роста производительности труда на сельском рынке труда на примере сельскохозяйственных предприятий, наличие вакансий на сельском рынке труда, которые не всегда востребованы по причине отставания уровня заработной платы в сельской местности и в экономике в целом. Большой исход рабочей силы из аграрной сферы экономики в собственный бизнес во многом сталкивается с определенными трудностями. В помощь сельским предпринимателям разрабатываются государственные программы. Одним из эффективных направлений привлечения трудовых ресурсов в сельскую местность является содействие гражданам, об этом свидетельствуют конкретные данные деятельности органов государственных служб занятости по Республике Башкортостан. Но недостаточная информированность сельского населения о целевых программах и мерах государственной поддержки, предоставляемой в их рамках, не позволяет повысить эффективность программных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor force of countryside: problems and development prospects

In a work are designated problems of a labor force of countryside. For this purpose the quantitative structure of the Ulyanovsk region labor force is analyzed, the actual and expected data for the period till 2015 about average number taken in agrarian sector of economy of the Russian Federation and the Volga federal district are submitted. Growth reserves of labor productivity on a countryside labor market on the example of the agricultural enterprises, existence of vacancies on a countryside labor market, which aren''t always demanded because of lag level of a salary in a countryside and in an economy as a whole are revealed. The big labor outcome from the agrarian sphere of economy into the own business mainly meets certain difficulties. To help the countryside entrepreneurs state programs are developed. One of the effective directions of the labor forces attraction into the countryside is assistance to citizens. The concrete data of public employment services activity in the Republic of Bashkortsotan are given. But insufficient knowledge of villagers about ASC and about measures of the state support provided in their work, doesn''t allow to increase an efficiency of program actions

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы сельской местности: проблемы и перспективы развития»

УДК 331.5

Вишневская Нина Геннадьевна

Башкирский государственный университет

Россия, Уфа1 Доцент, кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]

Егорова Марина Анатольевна

Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина

Россия, Ульяновск Ст. преподаватель, кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]

Трудовые ресурсы сельской местности: проблемы и перспективы развития

Аннотация: В работе обозначены проблемы трудовых ресурсов сельской местности. Для этого проанализирован количественный состав трудовых ресурсов Ульяновской области, представлены фактические и прогнозные данные на период до 2015 года о средней численности занятых в аграрном секторе экономики Российской Федерации и Приволжского федерального округа. Выявлены резервы роста производительности труда на сельском рынке труда на примере сельскохозяйственных предприятий, наличие вакансий на сельском рынке труда, которые не всегда востребованы по причине отставания уровня заработной платы в сельской местности и в экономике в целом.

Большой исход рабочей силы из аграрной сферы экономики в собственный бизнес во многом сталкивается с определенными трудностями. В помощь сельским предпринимателям разрабатываются государственные программы. Одним из эффективных направлений привлечения трудовых ресурсов в сельскую местность является содействие гражданам, об этом свидетельствуют конкретные данные деятельности органов государственных служб занятости по Республике Башкортостан.

Но недостаточная информированность сельского населения о целевых программах и мерах государственной поддержки, предоставляемой в их рамках, не позволяет повысить эффективность программных мероприятий.

Ключевые слова: Трудовые ресурсы; сельские жители; структура рабочей силы; занятость, уровень безработицы; производительность труда; аграрное производство; эффективность программных мероприятий.

Идентификационный номер статьи в журнале 154ЕУЫ214

1 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 3/4

Важной характеристикой использования трудовых ресурсов является производительность труда. Как экономическая категория она отражает эффективность затрат живого труда в процессе целесообразной деятельности.

Производительность сельскохозяйственного труда в целом зависит от наличия, уровня квалификации и степени использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это население страны установленного законодательством возраста, обладающее рабочей силой и готовое к общественно полезной деятельности в различны сферах национальной экономики [10]

Состав трудовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий представлен постоянными, сезонными и временными работниками, а также другими категориями работников. Следует различать общую численность работников сельскохозяйственных предприятий и работников этих хозяйств, которые непосредственно заняты в сельскохозяйственном производстве (растениеводство и животноводство). Часть работников сельхозпредприятий занята в других отраслях экономики: строительство, промышленность, жилищное хозяйство, культурно-бытовое обслуживание [6].

Фактические данные и прогноз на период до 2015 года о среднегодовой численности занятых в аграрном секторе экономики в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные о среднегодовой численности занятых по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоствление услуг в этих областях» (человек)2

Субъект Российской Федерации 2012 год Прогнозируемый период

2013 год 2014 год 2015 год

Российская Федерация 5095587 5103091 5115605 5119402

Приволжский федеральный округ 1298971 1295843 1296138 1287713

Республика Башкортостан 74884 75632 76388 77915

Республика Марий Эл 30700 30900 31300 31700

Республика Мордовия 75847 75576 75404 75164

Республика Татарстан 76500 76500 76500 76500

Удмуртская Республика 40000 40000 40000 40000

Чувашская Республика 80207 80424 80670 80899

Кировская область 27390 26700 26170 25780

Нижегородская область 69000 68500 68000 67000

Оренбургская область 54451 53350 52270 51210

Пензенская область 119642 118814 118958 110119

Пермский край 309350 309247 310578 311726

Самарская область 91000 90200 89300 88500

Саратовская область 166500 166000 166000 166000

Ульяновская область 83500 84000 84600 85200

2

Мониторинг рынка труда [Электронный ресурс] // Министрество сельскго хозяйства Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/20071.133.htm

Исследование, проведенное авторами, позволяет выявить проблемы на сельском рынке труда в части обеспечния его трудовыми ресурсами. В динамике лет численность постоянного сельского населения в Ульяновской области сокращается. Причиной тому является старение основного населения и отток молодежи в город (таблица 2) [5].

Таблица 2

Трудовые ресурсы сельской местности Ульяновской области

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 г к 2006 г., %

Постоянное население, 354,7 349,9 346,2 347,0 341,1 335,8 330,9 93,3

тыс. чел.

Занятое в сельском 83,6 81,4 79,9 80,0 82,6 83,1 80,1 95,8

хозяйстве (вместе с

лесным хоз. и рыбол),

тыс.чел.

Сельские безработные, 14,8 13,9 17,8 17,1 20,6 16,5 15,1 102,0

тыс.чел.

Удельный вес сельских 17,7 17,1 22,3 21,4 24,9 19,9 18,9 +1,2п.п.

безработных, %

из них 7,0 5,6 4,2 3,1 2,3 1,7 1,0 14,3

зарегистрированные,

тыс.чел.

Удельный вес 47,3 40,3 23,6 18,1 11,2 10,3 6,6 -40.7п.п.

зарегистрированных безработных, %

Наличие вакансий, всего 5394 5037 5033 9765 5438 3870 3220 59,9

в т.ч. рабочих 5122 4691 4684 9409 4982 3472 2824 55,1

Соответственно и занятость сельских жителей имеет отрицательный вектор направленности - уменьшение составило 4,2%.

Следует отметить, что в последние годы государство уделяет больше внимание аграрному сектору экономики, принимает множество законов, законодательных актов для стабилизации положения в отрасли, в результате создаются новые рабочие места и растет занятость сельского населения. Но, тем не менее, на селе остается высоким уровень безработицы -17,7% в базисном году и 18,9% - в отчетном, причем не все сельские безработные регистрируются в центрах занятости и трудоустройства, здесь также прослеживается тенденция уменьшения3.

По данным органов государственной статистики, безработица городского и сельского населения в России характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских

3 Численность экономически активного населения, занятых и безработных в возрасте 15-72 лет. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики.- Режим доступа: http://uln.gks.ru .

жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2014г. это превышение составило 1,7 раза4.

Рост незанятого населения в сельской местности вызывает острые социальные проблемы. Возрастают социальная напряженность, конфликтность и преступность на селе. Возникает стихийная миграция сельского населения в города и другие регионы [7].

Вместе с тем незанятость населения в известной степени стимулирует возникновение на селе новых производств, способствует пополнению трудовых ресурсов в городах, освоению новых территорий, вызывает межкультурное взаимодействие и диалог культур. С помощью квотного или выборочного приема переселенцев отдельные регионы улучшают структуру занятости, демографический состав населения, качество рабочей силы.

В сельской местности имеются вакансии на рынке труда, но они не всегда востребованы, так как существуют различные причины, стимулирующие сельского жителя принять решение о трудоустройстве и главная из которых - достойный уровень заработной платы, а, как известно в сельской местности заработная плата самая низкая, чем в других отраслях экономики. [1]

В 2012 году средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила 11696, 4 тыс.рублей5.

В сельской местности, где аграрное производство занимает важное место в занятости населения, природно-климатические условия и уровень развития производства имеют огромное значение. Не менее важным условием при этом выступают качество трудового потенциала и доходность труда. Эти факторы определяют социально-экономическую ситуацию при формировании занятости на конкретной территории. Стабильное развитие отраслей реального сектора в регионе создает необходимые рабочие места, обеспечивает занятость и доходы сельского населения.

Трудовые коллективы сельскохозяйственных предприятий формируются путем вовлечения в производственную деятельность трудовых ресурсов.

На протяжении многих десятилетий основным направлением развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход. Это привело к однобокому аграрному развитию, нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным деструктивным процессам, которые пагубным образом отразились на кадровом потенциале коллективных сельскохозяйственных предприятий.

Для системного анализа особенностей и выявления структурных изменений в аграрной экономике Ульяновской области был выбран Чердаклинский район, являющийся типичным аграрным районом региона с развитым растениеводством и животноводством, по которому можно проследить региональный аспект трансформации сельской занятости [6].

В динамике лет аграрная отрасль Ульяновской области утратила 24% работников, в том числе занятых в сельскохозяйственном производстве стало меньше на 21,9%. Большее сокращение произошло по рабочим профессиям: трактористы-машинисты, скотники, операторы машинного доения, рабочим сельскохозяйственных отраслей.

4

Центральная база статистических данных [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/78.htm - Загл. с экрана.

5 Отчет министра экономики Ульяновской области о проделанной работе в 2012 году. [Электронный ресурс] - режим доступа http://www.zsuo.ru/deyatelnost/doklady-otchety/4152-otchet-ministra-ekonomiki-ulyanovskoj-oblasti-o-prodelannoj-rabote-v-2012-godu.html е

Сокращение штата служащих и руководителей произошло с меньшими потерями и составило 23,2% и 19,5% соответственно (таблица 3).

Таблица 3

Состав, численность и структура рабочей силы в сельскохозяйственных организациях Ульяновской области и Чердаклинского района6

Категории работников 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Обл. Р-он Обл. Р-он Обл. Р-он Обл. Р-он Обл. Р-он

В с.-х. производстве 14889 691 14212 672 12550 637 12760 935 11635 1108

из них: постоянные 10841 497 10295 460 9010 463 9266 602 8625 750

Трактористы-машинисты 2659 93 2669 84 2219 69 2269 121 2010 179

Операторы машинного доения 1050 25 902 24 838 26 805 39 711 48

Скотники КРС 972 27 786 28 715 24 758 36 593 37

Работники свиноводства 219 5 190 5 171 1 166 26 152 26

Работники овцеводства 24 - 20 - 24 - 23 - 20 -

Работники птицеводства 585 149 880 178 890 203 1404 200 1498 220

Работники коневодства 41 1 38 1 27 1 15 - 11 -

сезонные 1199 52 1302 72 1084 55 1013 137 813 133

служащие 2859 142 2615 140 2456 119 2481 206 2197 225

из них: руководители 839 32 780 32 730 26 926 24 676 44

специалисты 1713 89 1528 89 1481 83 1528 148 1379 175

Подсобные производства, ЖКХ 1004 5 782 67 628 1 418 1 354 1

Торговля и общественное питание 385 10 328 12 356 12 288 12 319 17

Строительство 37 - 31 - 48 - 62 - 22 -

Детские учреждения 16 - 12 - 11 - 6 - 4 -

6 Экономическое положение Ульяновской области в 2012 году.-Ульяновск.: Ульяновскстат, ч I., 2013.- 350 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причины выхода рабочей силы из коллективных предприятий исследуемого региона кроются в общей кризисной ситуации, сложившейся в аграрном секторе экономики, отразившейся на доходности и привлекательности сельскохозяйственного труда.

В составе и численности рабочей силы Чердаклинского района Ульяновской области, наоборот, наметилась положительная динамика в течение анализируемого периода времени. Это можно объяснить созданием новых рабочих мест в районе в связи с расширением сельскохозяйственного производства - в частности создание крупного КФХ на база обанкротившего хозяйства в селе Озерки, вводом в действие свинокомплекса в с. Крестовые Городища, расширение производства на птицефабрике в пос.Мирный.

Таким образом, в целом анализ структуры рабочей силы в сельскохозяйственных предприятиях Ульяновской области и Чердаклинского района доказывает, что она еще далека от рыночной структуры экономики. Это демонстрирует высокая доля постоянных работников и незначительная доля занятых в переработке, торговле и обслуживании.

Одной из основных причин выбытия сельхозпроизводителей из общественного сектора, как было отмечено выше, является уровень среднемесячной заработной платы занятых в экономике исследуемых области, района в целом и в аграрном производстве в частности [7].

По данным Министерства экономики Ульяновской области, по итогам 2012 года средняя заработная плата в регионе увеличилась на 15 процентов, достигнув 17100 рублей7.

Несмотря на то, что средняя заработная плата в Ульяновской области обгоняет по темпам роста общероссийский показатель (14 процентов), ее размер по-прежнему один из самых низких среди регионов ПФО 10-е место из 14 возможных. Еще хуже положение Ульяновска среди региональных и республиканских центров округа 11-е место.

Динамика экономического неравенства между сельскими и городскими жителями по доходам от заработной платы продолжает углубляться. Изменения в доходах населения и расслоение общества приводит к самым негативным последствиям, ибо усиление неравенства в распределении доходов и низкий их уровень у большей части населения понижает совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию общественного производства и реального сектора экономики. Рабочие места, на которых сосредоточено большее количество занятых в экономике области, являются низко доходными. Это обстоятельство подталкивает работающих на поиск дополнительной работы. В сельском хозяйстве в настоящее время заработная плата в необходимой степени не выполняет ни воспроизводственной, ни стимулирующей функции. Из-за слабых стимулов работники не стремятся повысить трудовую активность в общественном производстве. Трудоспособное население ищет дополнительные источники доходов в виде дополнительной занятости. Так как рынок труда в сельской местности монополизирован сельскохозяйственными предприятиями, а в отдельных районах вообще нет работодателей, то переток рабочей силы происходит в сторону личных подсобных хозяйств, занятость в которых, благодаря использованию ресурсов сельскохозяйственных предприятий, приносит иногда даже больший доход по сравнению с оплатой в общественных предприятиях.

7

Отчет министра экономики Ульяновской области о проделанной работе в 2012 году. [Электронный ресурс] - режим доступа http://www.zsuo.ru/deyatelnost/doklady-otchety/4152-otchet-ministra-ekonomiki-ulyanovskoj-oblasti-o-prodelannoj-rabote-v-2012-godu.html

Для более глубокого анализа занятости определим индексы производительности труда на производстве различных видов сельскохозяйственной продукции по коллективным предприятиям Чердаклинского района. Качественно различные виды продукции не являются равными по уровню производительности труда. Поэтому для анализа производительности труда в динамике по различным видам продукции приведем продукцию в сопоставимые цены. Этим требованиям отвечают два общих индекса - трудовой и стоимостной (ценностный). Трудовой индекс производительности труда (постоянного состава) выражается формулой:

S git о = S git о Sgiti " ST

J _ ¿jôro _ ¿jôro

пр.труда , ^ 5 ( )

где

g - количество продукции каждого вида, ц;

t - затраты труда на единицу продукции каждого вида, чел.ч.

Ценностный индекс производительности труда определяется следующим образом

, V_ s gi Ps T m

^ " V "s go P/s Toi , (2)

и представляет собой отношение фактического производства продукции в денежном выражении на единицу рабочего времени отчетного периода к анализируемому показателю базисного периода или плановому.

Производительность труда в динамике лет в коллективных сельскохозяйственных предприятиях Чердаклинского района в производстве сельскохозяйственных культур снизилась: зерна на 73 %, кукурузы - на 90%,подсолнечника - на 74%, сахарной свеклы - на 8%. В животноводстве производительность труда выше в отчетном году при производстве молока - на 38%, при производстве другой продукции животноводства произошло небольшое снижение анализируемого показателя - на выращивании молодняка КРС -13%, в производстве мяса свиней - 29%, в птицеводстве - 10%..

В целом снижение производительности труда на производстве названных видов продукции составило:

S tigi _ 1248000 S t о gi " 2542469

Экономия труда сложилась:

2542469-1248000= - 1294469 рабочих часов

Производительность труда на производстве сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах 1994 года, наоборот, увеличилась в 2,7 раза:

j =vl= s giPls T1 = 31155,^124^ 24,96 = 266 V V s g о P/s Toi 23866,3/2542 9,39 ,

Это обстоятельство можно объяснить разницей в цене на продукцию.

Абсолютный прирост валовой продукции найдем по формуле:

Gcv)=(Vo - Vo)To (3)

Q(v) =(645,52 -1146,74)1248 = 622477тыс. руб.

Lpd = = ^гтг^ = 0,49, т.е. 51%.

Таким образом, снижение производительности труда почти в два раза, тем не менее повлекло увеличение валовой продукции на 622477 тыс. руб. Результат мог быть выше за счет роста производительности труда на предприятиях

Общий индекс производительности труда является индексом переменного состава и отражает не только влияние изменения соответственно производительности труда, но и изменение структуры производства.

При необходимости нахождения изменения производительности труда в производстве отдельных видов продукции без влияния производственной структуры, достаточно вычислить индекс производительности труда постоянного состава. Он рассчитывается по формуле:

УТ

I = У1-Т- (4)

пс Т/ Т7 У0Т1

17,24 х 317 + 238,9 х 20 + 53,38 х 88 + 9,94 х 232 + 17,6x164 + 11,5x93 + 4,82x110 73606,94 _ I -!-!-!-!-!-!-=-!-= 2,4

с 65,23x317 + 12,09x20 + 6,58x88 + 8,20x232 + 19,84x164 + 6,28x93 + 28,52x1102 30376,15

Абсолютный прирост валовой продукции по отдельным культурам равен:

УТ - УТ " 73606,94 - 30376,15 = 43230 тыс.руб.

Вычисленные индексы позволяют проанализировать влияние структурных сдвигов производительности труда в производстве с.-х. продукции:

Г =

еУТ1 угеУл

v е т1 у i е т0 ,

(5)

1 ( 73606,94 \ ( 30376,15 ^ = 49 с V 1248000 ^ 2542469) , '

Абсолютные изменения производительности труда за счет влияния структуры производства сложились: 622477-43230=579247 тыс. руб

Материалы для исчисления ценностного индекса производительности труда по сельскохозяйственным предприятиям Чердаклинского района Ульяновской области представлены в таблице 2 (Приложение 1).

Ценностный индекс производительности труда можно представить как:

, е &р!е т е &р/е ,0 р ь ~

у "е &0р/е т01" е т,/е т0 " i, и

Индексы производительности труда равны индексу физического объема продукции, делимому на индекс общих затрат рабочего времени. Найдем их по формуле:

I, "Е^"311551"и. I, ^" 124»"087

8 Е&Р 23866,3 ' Е Т 1429

Полученные расчеты доказывают влияние производительности труда на физический

объем продукции и затраты рабочего времени, рост которого отражает уменьшение первого

показателя на 30 % и снижение второго на 23%

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в сельскохозяйственных

предприятиях Чердаклинского района резервы повышения производительности труда и его эффективности достаточно велики.

Снижение уровня производительности труда является важнейшим аргументом не стабильного развития аграрной сферы исследуемого района, что является прямым продолжением появления негативных процессов на сельском рынке труда.

Таким образом, жители села сегодня адекватно реагируют на сложную ситуацию на рынке труда, они вынуждены приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам и компенсировать недостаток материальных средств, находя дополнительную занятость.

Организация собственного бизнеса на селе также остается направлением, которое сталкивается с трудностями.

В связи с возникающими трудностями при ведении сельского бизнеса среди жителей области встречаются разные мнения. Данные опроса сельских жителей Пензенской области демонстрируют, что более 30% сельских жителей согласились бы открыть собственное дело или заняться фермерством при создании благоприятных условий развития со стороны государства. Вместе с тем, среди селян представлен еще один тип - отрицательных мотивационных установок, представленных в виде схемы: «нет, потому что». Не станут заниматься предпринимательством около 38% респондентов. Главные причины отказа от предпринимательской деятельности связаны с указанными в предыдущей группе условиями, в реализацию которых данная группа сельских жителей не надеется.[8]

Одним из эффективных направлений привлечения трудовых ресурсов в сельскую местность является содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности. Интересным в данном случае представляется деятельность органов государственной службы занятости Республики Башкортсотан [3].

Так, например, в 2011 году переселено в сельскую местность республики 20 семей (68 человек), из них 14 семей - в порядке внутриреспубликанского переселения, 6 - прибыли из других субъектов Российской Федерации8.

Трудоспособными членами семей, переселившихся для работы в сельскую местность, являлись 33 человека.

При содействии центров занятости ежегодно более 20 семей переселяются в сельскую местность для работы на предприятиях агропромышленного комплекса, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и связи, в учреждениях культуры и спорта.

Ежегодно оказывают содействие в трудоустройстве граждан с переселением в сельскую местность центры занятости населения Кармаскалинского, Ермекеевского, Иглинского, Ишимбайского, Салаватского, Туймазинского, Белебеевского, Бурзянского, Бирского, Миякинского, Татышлинского, Шаранского районов.

Переселение семей с предоставлением возможности трудоустройства и достойных условий проживания позволяет решать одновременно как минимум две важнейшие задачи: обеспечение занятости населения и восполнение кадрового дефицита на местах [2].

В перечень профессий, специальностей, на которые были трудоустроены граждане, переселившиеся в сельскую местность, вошли следующие: животновод, механизатор, водитель автомобиля, учитель, врач.

8

Состояние регистрируемого рынка труда Республики Башкортсотан [Электронный ресурс] // Информационный портал занятости нселения Минтруда РБ.- Режим доступа: http://www.bashzan.ru/posts/4286

[4]

Ежемесячно от районных центров занятости осуществлялся сбор вакансий с предоставлением жилья для переселения семей в сельскую местность (120-130 вакансий ежемесячно).

Основной проблемой реализации данного направления является отсутствие возможности предоставления жилья гражданам, желающим переселиться в районы республики. [4]

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы для более успешной реализации ее целей и задач, в том числе повышения уровня занятости сельского населения, были разработаны и утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 две ведомственные целевые программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) на 2012- 2014 годы» и «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов».

Первая программа предусматривает строительство, реконструкцию, модернизацию и комплектацию 450 новых или действующих животноводческих ферм в К(Ф)Х различных субъектов Российской Федерации, что, по расчетам, позволит увеличить годовой объем производимых в фермерском секторе молока на 60 тыс. т, мяса - на 7 тыс. т. Поголовье КРС должно возрасти на 40 тыс. голов. Если в одном К(Ф)Х за три года будет создано три-четыре новых рабочих места, то в целом реализация программы позволит создать 1500 рабочих мест.

В соответствии с ВЦП «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов» государственную поддержку на создание и развитие К(Ф)Х должны получить 7700 хозяйств, что позволит создать 23100 новых рабочих мест. Государственная поддержка включает в себя гранты на создание и развитие К(Ф)Х и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров.

В рамках всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села был проведен опрос сельского населения на предмет участия в указанных ВЦП. В опросе участвовало 3600 респондентов из разных регионов Российской Федерации9.

Опрос показал, что более половины респондентов ничего не слышали об этих программах. Около 2/5 опрошенных не высказали желания создавать либо развивать фермерское хозяйство с участием государственной поддержки, предусмотренной ВЦП. Возможно, это обусловлено недостаточными объемами этой поддержки, 2-3% респондентов подавали заявки на участие в программах, но заявка либо не была принята, либо заявитель не прошел по конкурсу.

О том, что являются участниками ВЦП развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств заявили 2,5% респондентов из числа ответивших на данный вопрос (91 человек). В ВЦП поддержки начинающих фермеров участвует 2,1% респондентов (74 человека) [9].

Лучшая информированность сельского населения о ВЦП и государственной поддержке, предоставляемой в их рамках, позволила бы расширить масштабы конкурсных отборов и повысить эффективность программных мероприятий.

9 Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. 2012 г.:науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013, вып. 14-й. - С.50-51

Итак, мы выявили основные проблемы сельского рынка труда: отткок трудовых ресурсов из села, и особенно молодежи, низкая заработная плата, плохая информированность сельских жителей о проводимых государственных программах. В свою очередь государственная поддержка села поможет развитвать трудовой потенциал данного сегмента рыка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Е.С. Проблемы трудовых ресурсов в сельской местности России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 4 (16), С. 30-36

2. Вишневская Н.Г. Государственная политика содействия занятости молодеи на примере Республики Башкортостан / Н.Г. Вишневская // Труд и социальные отношения.-2007.-№6.- С.80-86

3. Вишневская, Н.Г. Механизм регулирования рынка труда молодежи в регионе: монография/ Н.Г.Вишневская. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012. - 132 с.

4. Вишневская, Н.Г. Рынок труда молодежи: механизм регулирования в современных условиях: диссертация ... кандидата экономических наук / Вишневская Н.Г.- Уфа, 2010.- 162 с.

5. Егорова М.А. Роль человеческого капитала в формировании конкурентоспособного аграрного сектора экономики Ульяновской области / М.А. Егорова // Материалы 3-ей международной научно-практической конференции «Перспективы и темпы научного развития».- Тамбов, 2013.-С.56-60.

6. Егорова, М.А. Вторичная занятость сельских жителей и направления ее регулирования: на примере Ульяновской области диссертация ... кандидата экономических наук / Егорова М.А. - Ульяновск, 2010.- 199 а

7. Егорова, М.А. Социальные и экономические условия формирования дополнительной занятости сельского населения Ульяновской области [Текст] / М. А. Егорова, М. В. Постнова. // Экономика и предпринимательство.-2014.- №1 ч.3.- С.298-303.

8. Левина Н. Д. Проблемы развития бизнес-процессов в сельской местности / Левина Н. Д., Палаткин И. В., Павлов А. Ю.//Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №6 (19) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/14EPZ613.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

9. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. 2012 г.:науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013, вып. 14-й. - 244 с.

10. Шапиро, С.А. Трудовые ресурсы как ключевой фактор модернизации экономики РФ [Текст] / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева // Ученые записки Российской Академиии предпринимательства.- 2010.- № 25.- С.274-284

Рецензент: Постнова Марина Викторовна, к.э.н.,доцент Ульяновской ГСХА им.

П.А.Столыпина, проректор по учебной и воспитательной работе.

Nina Vishnevskaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bashkir state university Russia, Ufa E-Mail: [email protected]

Marina Egorova

Ulyanovsk SAA named after P. A. Stolypin

Russia, Ulyanovsk E-Mail: [email protected]

Labor force of countryside: problems and development prospects

Abstract: In a work are designated problems of a labor force of countryside. For this purpose the quantitative structure of the Ulyanovsk region labor force is analyzed, the actual and expected data for the period till 2015 about average number taken in agrarian sector of economy of the Russian Federation and the Volga federal district are submitted. Growth reserves of labor productivity on a countryside labor market on the example of the agricultural enterprises, existence of vacancies on a countryside labor market, which aren't always demanded because of lag level of a salary in a countryside and in an economy as a whole are revealed.

The big labor outcome from the agrarian sphere of economy into the own business mainly meets certain difficulties. To help the countryside entrepreneurs state programs are developed. One of the effective directions of the labor forces attraction into the countryside is assistance to citizens. The concrete data of public employment services activity in the Republic of Bashkortsotan are given.

But insufficient knowledge of villagers about ASC and about measures of the state support provided in their work, doesn't allow to increase an efficiency of program actions

Keywords: Labor force; villagers; labor force structure; employment, unemployment rate; labor productivity; agrarian production; an efficiency of program actions.

Identification number of article 154EVN214

REFERENCES

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Beljaeva E.S. Problemy trudovyh resursov v sel'skoj mestnosti Rossii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija Social'nye nauki, 2009, № 4 (16), S. 30-36

Vishnevskaja N.G. Gosudarstvennaja politika sodejstvija zanjatosti molodei na primere Respubliki Bashkortostan / N.G. Vishnevskaja // Trud i social'nye otnoshenija.-2007.-№6.- S.80-86

Vishnevskaja, N.G. Mehanizm regulirovanija rynka truda molodezhi v regione: monografija/ N.G.Vishnevskaja. - M.: RHTU im D.I. Mendeleeva, 2012. - 132 s.

Vishnevskaja, N.G. Rynok truda molodezhi: mehanizm regulirovanija v sovremennyh uslovijah: dissertacija ... kandidata jekonomicheskih nauk / Vishnevskaja N.G.- Ufa, 2010.- 162 s.

Egorova M.A. Rol' chelovecheskogo kapitala v formirovanii konkurentosposobnogo agrarnogo sektora jekonomiki Ul'janovskoj oblasti / M.A. Egorova // Materialy 3-ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Perspektivy i tempy nauchnogo razvitija».- Tambov, 2013.-S.56-60.

Egorova, M.A. Vtorichnaja zanjatost' sel'skih zhitelej i napravlenija ee regulirovanija: na primere Ul'janovskoj oblasti dissertacija ... kandidata jekonomicheskih nauk / Egorova M.A. - Ul'janovsk, 2010.- 199 c.

Egorova, M.A. Social'nye i jekonomicheskie uslovija formirovanija dopolnitel'noj zanjatosti sel'skogo naselenija Ul'janovskoj oblasti [Tekst] / M. A. Egorova, M. V. Postnova. // Jekonomika i predprinimatel'stvo.-2014.- №1 ch.3.- S.298-303.

Levina N. D. Problemy razvitija biznes-processov v sel'skoj mestnosti / Levina N. D., Palatkin I. V., Pavlov A. Ju.//Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2013 №6 (19) [Jelektronnyj resurs]-M.: Naukovedenie, 2013. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/14EPZ613.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.

Sostojanie social'no-trudovoj sfery sela i predlozhenija po ee regulirovaniju. Ezhegodnyj doklad po rezul'tatam monitoringa. 2012 g.:nauch. izd. - M.: FGBNU «Rosinformagroteh», 2013, vyp. 14-j. - 244 s.

Shapiro, S.A. Trudovye resursy kak kljuchevoj faktor modernizacii jekonomiki RF [Tekst] / S.A. Shapiro, O.V. Shataeva // Uchenye zapiski Rossijskoj Akademiii predprinimatel'stva.- 2010.- № 25.- S.274-284

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.