Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы села'

Трудовые ресурсы села Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гирфанов А. Ф., Гарифуллина А. Ф.

В статье рассматриваются вопросы занятости сельского населения, сокращение численности лиц трудоспособного возраста, проблемы перемещения молодежи из села в город; предложены решения проблемы с занятостью на селе, способы привлечения молодежи в сельскую местность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы села»

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ СЕЛА

© Гирфанов А.Ф.*, Гарифуллина А.Ф.*

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

В статье рассматриваются вопросы занятости сельского населения, сокращение численности лиц трудоспособного возраста, проблемы перемещения молодежи из села в город; предложены решения проблемы с занятостью на селе, способы привлечения молодежи в сельскую местность.

Аграрный сектор играет значительную роль в экономике России и Республики Башкортостан. Изменение социально-экономических условий жизни на селе, сокращение объемов производства, тяжелое экономическое положение сельскохозяйственных предприятий, их неплатежеспособность привели к снижению уровня занятости сельского населения. С 2000 г. в Республике Башкортостан наблюдается сокращение численности лиц трудоспособного возраста, занятых в сельском производстве. Сокращение численности рабочих мест, ухудшение качества жизни на селе, неактуальность сельскохозяйственного труда активизировали миграционные процессы трудоспособного населения [1].

Сокращение численности лиц трудоспособного возраста на селе не только видоизменяет половозрастную структуру сельского населения, но и влияет на соотношение трудовых ресурсов во всех отраслях экономики. Проблема перемещения молодежи из села в город имеет объективные предпосылки, так как связана с повышением роли городов и удельного веса городского населения. Опережающий рост городского населения по сравнению с сельским является характерной чертой современной урбанизации.

По данным министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, на сельскохозяйственных предприятиях остаются вакантными должности агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, инженеров по механизации сельского хозяйства [1].

Ухудшение демографической ситуации и миграция наиболее активной части молодого поколения в города обострили проблему обновления кадров на селе и замещения выбывающих поколений. Незанятость молодого поколения в сфере социально-трудовых отношений меняет качественные характеристики трудовых ресурсов: уровень профессиональной компетентности, квалификацию, трудовые навыки. Недостаток численности молодых специалистов на сельскохозяйственных предприятиях восполняется в основном за счет работников с низким уровнем профессионального образования.

Среди выпускников сельских школ и их родителей сильно представление о сельской жизни, как о примитивной и бесперспективной. И чтобы

* Студент.

* Ассистент кафедры ГМУ.

сломать этот стереотип, нужно на деле доказать, что в деревне жить не хуже, чем в городе. К сожалению, молодые люди не видят пока реальных точек роста, нового и прогрессивного в отечественном сельском хозяйстве и социальной жизни села. Не видят того, что агропроизводство сегодня - интересный и захватывающий бизнес. Одни - из-за развала сельхозпредприятий, другие - из-за отсутствия возможностей ознакомиться с работой ус -пешно функционирующих агрохозяйств и агрохолдингов [3].

Чтобы молодежь закреплялась на селе, необходимо развивать не только сельскохозяйственное производство, но и такие отрасли и сферы как строительство, добыча полезных ископаемых и т.д. Необходима государственная концепция развития сельской школы в условиях рыночной экономики. Следует обновить нормативную базу трудовой подготовки школьников, это введение положения о пришкольном учебно-опытном участке, ученической производственной бригаде, школьном лесничестве, агрошколе, агролицее, подсобном хозяйстве, фермерском хозяйстве, учебно-опытном хозяйстве при школе, профильном классе (группе). Речь об этом давно идет, и чем скорее все эти формы обучения нормативным порядком будут установлены, тем скорее у сел и хозяйств появится перспектива успешного развития.

Министерству сельского хозяйства РФ и Министерству образования и науки РФ давно пора активизировать работу по взаимодействию сельской школы и сельскохозяйственных вузов, сельской школы и сельхозпредприятий. Все это звенья одной цепи, которую нужно укреплять.

Очень важно поднимать авторитет и социальный статус работника сельскохозяйственного труда, культивировать идею о том, что по своей значимости труд сельского работника даже превосходит труд горожанина [3].

Реализация федеральными и республиканскими властями существующих государственных программ по поддержке АПК возможна только посредством повышения квалификации имеющихся на селе кадров и более активного привлечения молодых специалистов различных сельскохозяйственных профилей.

Выявление факторов, определяющих профессиональный и жизненный путь сельской молодежи, позволит разработать ряд мероприятий, способствующих снижению миграционных потоков из села в город и привлечению молодых квалифицированных специалистов в аграрный сектор экономики республики [1].

Список литературы:

1. Юнусбаева В.Ф. Проблемы обновления трудовых ресурсов на селе [Текст] / Ф.В. Юнусбаева // Регионология. - 2010. - № 2. - С.34-37.

2. Статистика Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bashstat.ru.

3. Газета «Сельская жизнь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sgazeta.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.