ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В.В. Сафронов, А.В. Боев, Н.В. Переверзева
Аннотация. Обосновывается взаимозависимость человеческого капитала и его социальноэкономических форм и в частности, трудовых ресурсов. Сделан вывод, что интересы совершенствования воспроизводства и использования его, создания соответствующих механизмов, требуют анализа таких форм, как здоровье, трудоспособность мотивированность, дето-производство.
Ключевые слова: человеческий капитал, трудовые ресурсы, трудовая деятельность, конкурентоспособность человеческого капитала, здоровье, детопроизвод-ство, способности.
Исследования социально-экономической природы и повышения роли человеческого капитала относятся к одному из актуальных направлений модернизации современной системы хозяйствования, однако определений его как совокупности различных качеств, как сложного труда, как инвестиций в человека явно недостаточно, необходим детальный анализ всех социальноэкономических форм, которые он принимает в процесс воспроизводства и развития общества. Человек обладает огромным запасом тесно между собой связанных способностей и качеств, все они обычно приобретают различные формы (виды капитала) и образуют целую их систему. Одни из них успешно развиваются под влиянием человека и общества, другие так и остаются недоиспользованными, что фактически означает социально-экономические и интеллектуальные потери.
Одной из социально-экономических форм человеческого капитала являются трудовые ресурсы. Обычно в научных исследованиях и практике они сводятся к людям определенного возраста, который в различных странах завершается от 55 - 75 лет. Это серьезно упрощает их природу, многие важные их аспекты не учитываются, обедняются, не используются при разработке направлений развития. Причины такого упрощения их содержания видятся в недостаточном анализе взаимосвязей трудоспособности и человеческого капитала. Они выражаются в том, что формирование его позволяет развивать и трудовые ресурсы, от профессионализма, креативности, здоровья, мотивированности зависит и трудоспособность человека, неразвиты формы человеческого капитала - нет и эффективности труда. Человеческий капитал создает объективные условия для многообразия трудовой деятельности, в то же время трудоспособность человека - это база для развития человеческого капитала всех его форм. Взаимосвязь их выража-
ется и в том, что неразвитость каких-то форм человеческого капитала ведет к недовоспроизводству и трудового потенциала и, наоборот, отсутствие активной трудовой деятельности ведет к торможению развития человеческого капитала. Между тем возникают и противоречия, ведущие к торможению развития экономики в целом. Отсюда следуют очень важные методологические и практические выводы - если общество желает повысить трудоспособность людей, оно должно работать на воспроизводство человеческого капитала, если задача состоит в том, чтобы ускорить формирование человеческого капитала, то нужно работать на расширение трудового потенциала. Нельзя заниматься чем-то одним из этих двух качеств, они тесно взаимосвязаны. Этот вывод относится и к стимулированию, управлению, недопустимо стимулирование работника сводить только к вопросам повышения и совершенствования систем оплаты труда, необходим и солидный социальный прогресс, как условие всестороннего развития человеческого капитала и им должен заниматься не только человек, но и его семья, предприятие, местная и федеральная власти, состояние его должно быть синтезирующей оценкой их деятельности. Сложность проблем взаимодействия этих категорий в том, что ХХ1 столетие - это эпоха перехода к новым качествам человеческого капитала, меняется его парадигма - от создания сложного труда к созданию креативного труда, мощного рационального потребителя, одного из важнейших частей национального богатства, но для этого необходим и соответствующий механизм взаимодействия человеческого капитала и трудовых ресурсов, который, на наш взгляд, мог бы иметь следующий вид (рисунок 1).
Главным элементом такого механизма взаимодействия человеческого капитала и реальных трудовых ресурсов является труд. Трудоспособность - чрезвычайно важное качество человеческого капитала, она может трактоваться как в узком, так и широком смысле. В узком смысле она ориентирует теорию и практику на труд человека в определенный возрастной период, хотя, как показывает практика люди могут делать намного больше, чем они делают, часть из них делает часть то, что не отвечает требованиям высшего уровня. Все это приводит к тому, что занижаются размеры трудоспособного потенциала, он становится узким местом в модернизации экономики и общества. Модель формирования, оценки и использования трудоспособности не должна ограничивать характеристику человеческой деятельности формальными признаками, например, возрастом, если человеческий капитал сохраняет свой
потенциал, его нужно использовать по полной программе и после пенсионного возраста, ее не нужно ограничивать возрастными параметрами.
Стимулирование развития человеческих ресурсов, в том числе за счет развития социальной сферы и преодоления бедности к Стимулирование направлений трудовой деятельности - 2"и 3й занятости, малого и домашнего бизнеса / Диверсификация профессиональной подготовки всех категорий работников и их труда
|
Повышение доходов всех категорий работников за счет роста заработной платы, премирования и дивидендов Основные элементы механизма взаимодействия человеческого капитала и трудовых ресурсов к Повышение эффективности воспроизводства и использования трудовых ресурсов
/ |
Интенсификация использования и повышения конкурентоспособности человеческого капитала Преодоление причин кризисного состояния и деградации человеческого капитала и трудоспособности Государственная поддержка и субсидирование многодетных и с малыми доходами семей
Рисунок 1 - Основные элементы механизма взаимодействия человеческого капитала и трудовых ресурсов в рыночной экономике
Интересы развития человеческого капитала должны предусматривать использование категории трудовых ресурсов и в широком смысле, когда элементы ранней трудовой деятельности появляются в детском возрасте, когда человек получает начальное и среднее образование, затем среднее и высшее профессиональное образование, продолжается в период трудовой деятельности и сохраняется в период послепенсионной жизни, охватывают все её формы. Принятие этой концепции фактически означает отказ от возрастной концепции трудовых ресурсов и переход к новой, которую можно было бы назвать концепцией трудоспособности. Не должен означать прекращения трудовой деятельности и устанавливаемый в обществе так называемый пенсионный возраст. При наличии соответствующих качеств человеческого капитала люди должны начинать и продолжать на добровольной основе, без ограничений свою трудовую деятельность, пусть и с другой интенсивностью. Труд -великий созидатель и спасатель человека от всех бед и во всех возрастах. За счет его можно не только сохранить трудовой потенциал, который в современной сложной демографической обстановке серьезно сокращается, но и нарастить его и сделать более разнообразным, развить человеческий капитал, но для этого необходима целая система направлений повышения трудоспособности человека. Необходимость новой концепции просматривается и в связи с обсуждением параметров пенсионного возраста. Как известно, в основе её лежит возрастная концепция, недостатки которой в том, что она не учитывает должным образом трудоспособность людей, что могло бы принципиально изменить и эту сферу.
Важно сократить потери и рабочего и нерабочего времени из-за нездоровья людей, злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психотропными препаратами, представляющими огромную опасность, как для человека, так и общества. Условием расширения трудоспособных ресурсов может стать и развитие человеческого капитала за счет получения людьми второго и третьего образования, регулярного повышения квалификации, развития общественных форм участия в труде. Образование позволяет не только пополнять и дополнять трудовые ресурсы человека и общества, но и расширять интересы и мотивацию в жизни, иметь вторую и даже третью занятость. Например, в странах ЕС можно нередко встретить людей, занятых малым личным бизнесом, имеющих не только первую, но и вторую занятость. Не менее важной формой развития трудовых ресурсов является и ведение всего комплекса работ в домашнем хозяйстве, для него тоже необходимы солидные трудовые ресурсы. Сложным видом ин-
теллектуальной и трудовой деятельности является деторождение, которое, особенно у женщин, определяется многими годами. Реализация концепции трудовых ресурсов как формы человеческого капитала предполагает непросто упрощенное решение этого вопроса путем установления возрастов работы в различных структурах или порядка выплаты пенсий, это должна быть и целая система управления и стимулирования трудовой деятельности, включающей все виды учебы, практик, общественной и домашней работы, самодеятельности, воспитательной работы. Человеческий капитал - чрезвычайно богатая категория, реализовать возможности которой можно только на основе комплексного подхода к направлениям и механизму его функционирования. Очень важно укреплять здоровье людей на основе внедрения здорового образа жизни, воспитания, разъяснения, развития интересов и мотиваций, передачи реального положительного опыта жизни старших поколений.
Да же из ограниченного перечня видов трудовой деятельности, в которых можно реализовать человеческий капитал, видно что модель взаимосвязей человеческого капитала и трудовых ресурсов чрезвычайно актуальна, речь фактически идет о создании всеобщей системы воспроизводства и использования трудовых ресурсов человека и его капитала на основе их тесной взаимосвязи. Трудности проблемы состоят в том, что на её пути немало объективных и субъективных препятствий, традиций, новых социально уродливых явлений, таких, как отказ от детей, массовые разводы родителей, сожительство, при этом было бы наивно надеяться, что все эти вопросы будут решаться сами собой, за счет рынка труда. Делать человека более свободным не значит, что ему нечего не следует делать, что основное время жизни он должен ничего не делать, на наш взгляд, он должен становиться еще большим тружеником, еще более увлеченным различными формами трудовой деятельности, какой бы ни был научнотехнический прогресс человек не может отказаться от труда. Для того чтобы он торжествовал очень важно создать систему мотивации создания полноценных семей, рождения детей, повышения ответственности родителей за их воспитание, сокращения смертности как по генетическим, так и социально-технологическим и поведенческим причинам, из-за дикого образа жизни, утверждать рациональные стандарты поведения людей в семье, на работе, в обществе, как основе воспитания, пропаганды законопослушания, формирования эффективного общественного мнения, рационального потребления. В развитии нуждаются формы образования, пропаганды знаний, сертификации профессиональной пригодности, системы объективной оценки трудового потенциала людей и его использования, в том числе за счет использования рейтинговых систем. Общество призвано создать материальные и моральные мотивы рождения и воспитания в семье 2-3 детей, в том числе за счет полного финансирования, в зависимости от доходов, второго и последующих детей, их воспитания, образования и жизни. Не следует забывать, пусть и при сниженных трудовых возможностях ветеранов, тех кто может выполнять относительно легкую, но все же важную для общества работу - передавать традиции его культуры.
Предметом научных исследований и практики должны стать и другие формы человеческого капитала, тесно с ним взаимосвязанные и эффективные, так например, важнейшей его формой должен являться потенциал здоровья. Человеческий капитал в своем развитии прошел многочисленные этапы, накопил множество качеств и форм их реализации. Интересы совершенствования всей системы социально-экономических и интеллектуальных отношений вокруг него в современ-
ных условиях требуют выделения и исследования всех его социально-экономических форм, и основы создания как особых экономических, социальных, правовых и общественных механизмов их воспроизводства и использования. Они к сожалению до сих пор не стали предметом исследований и практической реализации, хотя методологическая и практическая их значимость и специфика очевидны.
Список использованных источников
1 Беккер, Г. Экономический анализ и человеческое поведение. THESIS / Г. Беккер.- М., 1993.- Т. 1.- Вып. 1. - С. 24-40.
2 Базылева, М.И. Трудовые отношения в условиях становления новой экономики: механизм их мотивации и модели развития / М.И. Базылева. - Минск: БГЭУ, 2009. - С. 9-34.
3 Морозюк, Ю.В. Человеческий фактор в управлении социально-экономическими системами: монография/ Ю.В. Морозюк, С.Н. Морозюк.- М.: Финакадемия, 2009. - С.5.
Информация об авторах Сафронов Вячеслав Васильевич, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Боев Андрей Владимирович, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Переверзева Наталья Владимировна, аспирант Курского института МЭБИК.