Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы как элемент организации производства: к вопросу о терминологии'

Трудовые ресурсы как элемент организации производства: к вопросу о терминологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3029
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / РАБОЧАЯ СИЛА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / LABOR RESOURCES / ECONOMICALLY ACTIVE POPULATION / THE PERSONNEL / LABOR / THE HUMAN CAPITAL / LABOR POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Югов Евгений Александрович

Существует много понятий, относящихся к одной социально-экономической категории населению, но характеризующих различные его стороны: «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «рабочая сила», «трудовой потенциал» и другие. В статье обосновывается разграничение в использование этих понятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANPOWER AS AN ELEMENT OF THE ORGANIZATION OF MANUFACTURE: TO A QUESTION ON TERMINOLOGY

There are many concepts concerning one social and economic category to the population, but characterizing its various parties: «labor resources», «human resources», «the human capital», «labor», «labor potential» and others. In article differentiation in use of these concepts is proved

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы как элемент организации производства: к вопросу о терминологии»

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА: К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ Е.А. Югов, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки, г. Воронеж

Существует много понятий, относящихся к одной социально-экономической категории — населению, но характеризующих различные его стороны: «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «рабочая сила», «трудовой потенциал» и другие. В статье обосновывается разграничение в использование этих понятий

Ключевым элементом эффективной организации производства на любом предприятии являются люди и рациональное использование двух важнейших ресурсов, которыми они располагают: силы и времени. Поэтому все работодатели прилагают огромные усилия по поиску и привлечению к себе работников, обладающих наиболее полным набором благоприятных и ценных характеристик и качеств: профессиональноквалификационных, личностных, деловых и др. При этом возникает разнобой в терминологии для обозначения этого ресурса для производственной деятельности.

Конечно, можно отмахнуться от вопроса такого рода: каким термином не назови работников - «хотя бы горшком, но лишь бы в печь не ставили», - всё равно именно им решать все производственные задачи и обеспечивать эффективное функционирование предприятия. Но такой подход является ошибочным, так как правильное категориальное определение ресурсов для труда позволяет грамотно осуществлять их планирование, управление, развитие и т.д. Кроме того, осуществляя различными способами группировку населения, проводя разграничение полученных групп с помощью терминологии, у нас появляется возможность:

- применять соответствующие методы и методики прогнозирования их изменений на перспективу;

- использовать специальные приёмы по управлению процессами их развития;

- разработать специфические принципы их функционирования и др.

Поэтому решение данного вопроса важно как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Традиционно в России для обозначения ресурсов, используемых для осуществления трудовой деятельности на предприятии и в качестве одного из объектов организации производства, применяется термин «трудовые ресурсы». Но в настоящее время существует дискуссия по поводу обоснованности его использования. Ряд учёных [1, с. 108-116] считают, что это понятие является пережитком советской системы, которое закрепляет «позицию об обязательности труда». Они считают, что от этого термина нужно отказаться, а использовать признанное всеми статистиками мира название «экономически активное население». При этом они делают оговорку, что данные понятия «не совпадают друг с другом», подчёркивая тем самым различия в их содержании.

Другие учёные [2, с. 88-89] предлагают использовать понятие «человеческие ресурсы», поскольку оно, по их мнению, является более корректным по отношению к людям, занимающимся трудовой деятельностью. В тоже время они говорят о нераздельности понятий «управление персоналом» и «управление человеческим ресурсами», а в работе «персонал» и «человеческие ресурсы» часто отождествляются.

Третья группа учёных отдаёт предпочтение термину «рабочая сила», так как именно её продают наёмные работники. Но и в этих работах также идёт подмена понятий. Например, В. Кулаков [3, с. 52], часто употребляя термин «рабочая сила», в своей статье речь ведёт о воспроизводстве, движении и численности трудовых ресурсов в России.

Четвёртый подход связан с использованием понятия «человеческий капитал». В последние годы оно активно пропагандируется и всё чаще используется учёными нового поколения, а также в различных коммерческих структурах, в первую очередь, в экономически развитых странах, где особо ценят своих работников. Но в статье С.М. Ерохина [4], несмотря на то, что этот термин вынесен в её название, говориться о человеческих ресурсах сельской местности, о кадрах сельскохозяйственных предприятий, а о человеческом капитале ничего не сказано. Таким образом, снова наблюдается ни чем не обоснованная подмена понятий.

Некоторые учёные [5, с. 11-14] предлагают вести речь о «трудовом потенциале» как об основной движущей силе трудовой деятельности и прогресса человечества. Этот термин характеризует «возможности человека в производственной деятельности», т.е. описывает способности людей также как понятия «рабочая сила», «человеческий капитал», но по содержанию оказывается гораздо шире их.

Ряд учёных [6], очень тесно связанных с производством, настаивают на использовании термина «персонал», так как он может применяться во всех сферах деятельности. Понятие «персонал», по их мнению, одушевляет ресурсы для труда, имеющиеся на каждом предприятии, именно эти конкретные люди заняты трудовой деятельностью.

Большинство же учёных [7 и др.] по-прежнему активно используют термин «трудовые ресурсы». К ним они чаще всего относят ту часть населения, которая, обладая необходимыми способностями, может трудиться, но многие [8 и др.] сужают его до размеров предприятия и называют «трудовыми ресурсами»

имеющихся на нём работников, что по нашему мнению не совсем корректно.

Всё это свидетельствует, что среди учёных нет единства в терминологии, которую используют по отношению к важнейшему фактору производства -человеку. При этом необходимо признать, что все указанные термины в определённых контекстах применяются обоснованно, но в тоже время недопустимой является подмена их друг другом.

Исходя из выше изложенного, мы считаем, что все эти понятия, хотя и относятся к одной социальноэкономической категории - населению, но характеризуют различные его стороны. Поэтому необходимо выявить их общие черты, выделить индивидуальные отличия друг от друга и внести разграничение в использование данных понятий. Это позволит в дальнейшем избежать не только путаницы в терминологии, но и использовать соответствующие методы их исследования, разработать специфические методики управления разными группами ресурсов для труда.

Вначале необходимо понять содержание термина «ресурсы». В соответствии с Большой Советской Энциклопедией под ними понимаются «денежные средства, ценности, запасы, возможности ...» [9, с. 49]. Применительно к людям из этого определения больше подходят запасы и возможности. Запасы могут означать количественные показатели: численность, состав и т.д., а возможности - качественные, к которым относятся знания, умения, навыки и др.

Человеческие ресурсы, на наш взгляд, относятся ко всей совокупности населения, которое или готовится к началу трудовой деятельности, или занимается активной трудовой деятельностью, или совсем не желает трудиться, или прекратило участие в трудовой деятельности. Мы обосновываем это целым рядом причин. Во-первых, основываясь на выше приведённом определении, ресурсы - это запасы, которые включают в себя, естественно, не только работающих, но и всех остальных незанятых трудовой деятельностью. Во-вторых, основным ресурсом для пополнения числа «трудоспособных индивидов» являются дети, недостигшие трудоспособного возраста. Исключение их из состава человеческих ресурсов резко меняет всю социальную политику не только на государственном уровне, но и на уровне предприятия. В-третьих, трудоспособные индивиды и социальные группы являются основой не только человеческих, но и трудовых ресурсов. В-четвёртых, лица, относящиеся к группе старше трудоспособного возраста, продолжают играть большую роль в формировании и воспитании молодого пополнения для трудовых ресурсов, являясь тем самым важной составной частью человеческих ресурсов. Поэтому, по нашему мнению, к человеческим ресурсам необходимо относить всё население, и сужение этого понятия до размера предприятия будет необъективным.

Исходя из этого, человеческие ресурсы представляют собой всё население страны, региона, рай-

она, местности, населённого пункта, из числа которых формируются трудовые ресурсы.

Таким образом, отождествление их с работниками предприятия, непосредственно занятыми на производстве, мы считаем некорректным. Человеческие ресурсы развиваются по своим законам, имеют специфические показатели для оценки их состояния, происходящих изменений и т.д. Поэтому заменить этим термином все другие невозможно.

В человеческих ресурсах выделяется их часть, которая обладает определёнными способностями к труду, и получившая название «трудовые ресурсы». Это понятие является, в первую очередь, характеристикой потенциально возможного количества людей, которые могли бы заниматься трудовой деятельностью, то есть здесь первостепенное значение имеет слово «ресурс». И при этом не важно: занят конкретный человек производством материальных благ и оказанием услуг, или же он учится, или вообще не желает работать. Но способностями к труду он обладает, при желании или необходимости сможет их реализовать. Таким образом, этот человек является потенциальным ресурсом для трудовой деятельности.

Понятие «трудовые ресурсы» можно сравнить с понятием «земельные ресурсы». Например, пашня может быть в обработке и необрабатываемая (залежь). Но по этой причине она не перестаёт быть пашней, поскольку временно (5-10 лет) не обрабатывается - в любом случае она остаётся земельным ресурсом для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, трудовые ресурсы, наряду с земельными, финансовыми, материально-техническими и другими, представляют собой определённый потенциал для трудовой деятельности, который может быть реализован или остаться незадействованным. Отказаться от использования этого термина также не представляется возможным, поскольку равнозначной замены ему нет.

Исходя из этого, можно дать следующее определение. Трудовые ресурсы - это часть населения, которая потенциально может заниматься трудовой деятельностью, и обладающая необходимыми для этого физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями.

Использование термина «трудовые ресурсы» по отношению к работникам списочного состава конкретного предприятия является оправданным лишь в той части, что на нём всегда есть люди, которые временно по каким-то причинам не работают, т.е. составляют потенциальный ресурс для труда. Но по нашему мнению, такая подмена также является не совсем корректной. Мы считаем, что термин «трудовые ресурсы» применим к определённой территории, местности, населённому пункту и т.п. Например, можно вести речь о трудовых ресурсах сельского хозяйства, так как эта отрасль имеет большую пространственную протяжённость и охватывает собой практически все сельские населённые пункты, трудоспособные жители

которых являются потенциальным ресурсом для труда в сельхозпредприятиях. И это несмотря на то, что значительная часть сельского населения в трудоспособном возрасте лишена возможности трудиться, числится среди безработных, многие из которых давно прекратили поиск работы.

Поэтому обоснованным становится использование понятия «экономически активное население», которое определяет лишь ту часть трудовых ресурсов, которая на данный момент реализует свои способности к труду. Поэтому им нельзя подменить термин «трудовые ресурсы». Госкомстат России к экономически активному населению относит лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными, активно ищущими себе работу [9, с. 165].

Поэтому, на наш взгляд, термин «экономически активное население» применим лишь для статистической оценки активности трудоспособного населения в сфере общественного производства. При замене им понятия «трудовые ресурсы» в число экономически неактивных и, таким образом, не участвующих в трудовой деятельности попадает значительная часть сельских жителей в трудоспособном возрасте. Они по разным причинам не трудятся в сельхозпредприятиях, но занимаются личным подсобным хозяйством и производят при этом значительное количество сельскохозяйственной продукции не только для собственного потребления, но и для реализации на рынке.

Таким образом, экономически активное население - это часть трудовых ресурсов, которая занята в общественном производстве или сфере оказания услуг, а также временно неработающие лица, предпринимающие активные действия по своему трудоустройству.

Понятие «персонал» относится, главным образом, к работникам конкретного предприятия, которые занимаются производством материальных благ и оказанием услуг. То есть персонал является наиболее действенной, производительной частью экономически активного населения. При этом в состав персонала могут входить не только люди в трудоспособном возрасте, но и фактически продолжающие работать пенсионеры, работающие инвалиды и подростки моложе 16 лет.

Поэтому персонал можно определить как часть трудовых ресурсов, непосредственно занятых в общественном производстве или сфере оказания услуг.

Термин «кадры», по нашему мнению, следует использовать по отношению к тем работникам предприятия, которые прошли специальную подготовку или получили соответствующее образование, благо-

даря которым они имеют необходимый уровень квалификации, достаточный для выполнения возложенных на них обязанностей. То есть кадры на предприятии - это часть персонала, имеющая специальное образование, специальную подготовку, развитые профессионально-квалификационные характеристики и обеспечивающая выполнение основной части производственной программы предприятия.

Основываясь на проведённом анализе и выявленных взаимосвязях между различными понятиями одной экономической категории «население», можно предложить следующую схему состава человеческих ресурсов (рисунок).

Понятия «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой потенциал» являются важнейшими показателями развития человеческих ресурсов, трудовых ресурсов, экономически активного населения и персонала и характеризуют различные их стороны.

Понятие «рабочая сила» определяет, в первую очередь, способность человека к трудовой деятельности, а также его возможность быть одним из участников рынка рабочей силы. Именно её приобретают работодатели, и рыночная стоимость которой во многом будет зависеть от двух других показателей: человеческого капитала и трудового потенциала.

Понятие «человеческий капитал», по нашему мнению, характеризует сумму финансовых вложений в развитие рабочей силы человека, т.е. это уже стоимостная оценка способностей человека к труду. Именно это вкладывал в понятие «человеческого капитала» А. Смит, который под ним понимал «капитализированную ценность «приобретённых и полезных способностей всех жителей и членов общества» [цитата по 10, с. 48]. То есть человеческий капитал является стоимостным эквивалентом имеющихся и приобретаемых человеком способностей.

Современный уровень техники и технологий, применяемых в экономике, всё возрастающий объём поступающей, перерабатываемой и исходящей информации требуют от человека увеличения первоначального вложения финансовых ресурсов в его человеческий капитал, а после начала трудовой деятельности - продолжения дальнейших расходов и поддержания издержек на него на достаточно высоком уровне.

Понятие «трудовой потенциал» является комплексной характеристикой человека в трудоспособном возрасте, отражающей совокупность различных его компонентов. Трудовой потенциал включает в себя источники, средства и ресурсы для решения какой-либо задачи отдельного человека, предприятия и государства (общества).

Схема состава человеческих ресурсов

В настоящее время в научной литературе [5, с. 79-108] в качестве компонентов трудового потенциала называются:

- здоровье;

- нравственность;

- творческий потенциал;

- активность;

- организованность;

- образование;

- профессионализм;

- ресурсы рабочего времени.

Все компоненты трудового потенциала поддаются развитию и качественному улучшению, что повышает общий его уровень и расширяет возможности его использования. Все они между собой тесно связаны и оказывают друг на друга сильное влияние.

В последние годы появился новый показатель, характеризующий достигнутый уровень трудового потенциала в стране, - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) или сокращённо индекс человеческого развития (ИЧР). В его расчёт положены основные компоненты трудового потенциала, которые в целом отражают три важнейших качества: здоровье, образование и достойный уровень жизни. В настоящее время этот показатель в основном используется Организацией Объединённых Наций для международных сопоставлений в области достигнутого качества жизни населения в отдельных странах.

Таким образом, основываясь на выше изложенном, можно сделать вывод о том, что все рассмотренные нами понятия, которыми ряд учёных пытаются подменить термин «трудовые ресурсы», являются самостоятельными и характеризуют различные стороны людских, человеческих ресурсов. Понимание существующих различий и взаимосвязей между всеми этими понятиями позволит избежать ошибок при осуществлении управления трудовыми ресурсами в регионе, в процессе организации производства и использовании персонала непосредственно на предприятии.

Литература

1. Рофе А.И. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник / А.И. Рофе, А.Л. Жуков. - М.: Изд-во МИК, 1999. - 336 с.

2. Журавлёв П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран: Учебное пособие / П.В. Журавлёв, Ю.Г. Одегов, Н.А. Волгин. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 448 с.

3. Кулаков В. Рынок рабочей силы: основы теории, функционирования и прогнозирования / В. Кулаков // Экономист. - 1992. - №6. - С. 50-55.

4. Ерохин С.М. Воспроизводство человеческого капитала в сельском хозяйстве: тенденции и проблемы / С.М. Ерохин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - №3. - С. 42-44.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. - 416 с.

6. Хруцкий В.Е. Оценка персонала: современные системы и технологии. Настольная книга кадровой службы / В.Е. Хруцкий, Р.А. Толмачёв. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 176 с.

7. Рынок труда: Учебник / Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000.

- 448 с.

8. Токсанбаева М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы / М.С. Токсанбаева // Экономическая наука современной России. - 2007. - №1 (36). - С. 92-104.

9. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - Т. 22. - 628 с.

10. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг: Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Дело Лтд, 1994. - 720 с.

11. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 847 с.

Э 253-78-35, 8-920-436-14-42

Ключевые слова: человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, экономически активное население, персонал, рабочая сила, человеческий капитал, трудовой потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.