Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы и человеческий капитал в развивающихся и переходных экономиках'

Трудовые ресурсы и человеческий капитал в развивающихся и переходных экономиках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ ВОСТОКА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / DEVELOPING COUNTRIES OF THE EAST / LABOUR RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Юрий Георгиевич

Тема охватывает время движения авангарда развивающихся стран Востока от индустриализации 1950-1980-х годов к открытым экономикам 1990-2010-х годов на базе трудоинтенсивных технологий ТНК с постепенным приращением элементов постиндустриальных производительных сил.Несоответствие индустриальных технологий социальным условиям развивающихся стран было особенно явным в густонаселенных странах Южной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Там возник феномен «дуальных» экономик с замкнутым на себя промышленным сектором, который был огражден своими трудосберегающими технологиями от рабочей силы эродировавшего традиционного сектора, а таможенными границами от конкуренции мирового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы и человеческий капитал в развивающихся и переходных экономиках»

Александров Ю.Г. *

Трудовые ресурсы и человеческий капитал в развивающихся и переходных экономиках

Тема охватывает время движения авангарда развивающихся стран Востока от индустриализации 1950-1980-х годов к открытым экономикам 1990-2010-х годов на базе трудоинтенсивных технологий ТНК с постепенным приращением элементов постиндустриальных производительных сил. В годы индустриализации самым актуальным было противоречие между изобилием неквалифицированной рабочей силы в обстановке «демографического взрыва» и трудосберегающими промышленными технологиями. Несоответствие индустриальных технологий социальным условиям развивающихся стран было особенно явным в густонаселенных странах Южной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Там возник феномен «дуальных» экономик с замкнутым на себя промышленным сектором, который был огражден своими трудосберегающими технологиями от рабочей силы эродировавшего традиционного сектора, а таможенными границами - от конкуренции мирового рынка.

В дальнейшем именно страны ДВ и ЮВА стали авангардом перехода к открытым экономикам и к созданию высокотехнологических отраслей, став «азиатскими тиграми». Соответственно, перед ними встали незнакомые прежде задачи в отношении количественных, и качественных характеристик трудовых ресурсов. Сложность возникающих проблем стимулирует поиск новых инструментов для их анализа. Наряду с изучением демографических процессов и мобилизации трудовых ресурсов все больший интерес вызывает оценка их характеристик как человеческого и культурного капитала. Первое (человеческий капитал), уже общепринятое, относится к качеству рабочей силы с точки зрения ее способности создавать доход. Второе (культурный капитал), предложенное американским культурологом Лоуренсом Харрисоном,- добавление к существующим понятиям капитала. Этот инструмент может использоваться при оценке того, создает ли та или иная культура благоприятные условия для экономического развития и социального прогресса либо, наоборот, препятствует им. Это «набор ценностей, который может быть назван "универсальной культу[образование, успех, достоинство, бережливость и этичное поведение. [6, 6-8]

Наряду с «тиграми» образовалась группа азиатских переходных экономик: Китай, Вьетнам, бывшие среднеазиатские республики СССР. В период социалистической индустриализации противоречие между изобилием трудовых и дефицитом капитальных ресурсов решалась в них нерыночными

* Александров Ю.Г. - д.э.н., Главный научный сотрудник, Институт востоковедения РАН

Центр исследования общих проблем современного Востока

[email protected]

мобилизационными способами: с использованием массовой кооперации рабочей силы на операциях, технологически допускавших замену машин ручным трудом. Но затем кризис системы социализма дал старт переходу этих стран от централизованных распределительных систем к рыночным экономикам. Те из этих стран, кто в свое время более других преуспел в индустриализации, столкнулись не только с задачей преодоления экономической отсталости и включения в мировую экономику, но и с проблемой модернизации своей громоздкой и технологически отсталой тяжелой промышленности. В Азии это, в первую очередь, Китай и Казахстан.

Китай в 1980-е годы приступил к радикальному ограничению роста населения («одна семья - один ребенок») и одновременной мобилизации избыточных сельских трудовых ресурсов для трудоинтенсивных отраслей городской экономики. Начав с аграрной реформы и создания крупного экспортного сектора промышленности, в 2000-е годы он стал разворачиваться к общей модернизации экономики. Такая стратегия включает развитие внутренних регионов, технологическое обновление промышленности и поворот от ресурсоемких к высокотехнологичным, наукоемким и ресурсосберегающим технологиям. Тем не менее, Китай предстает как крупнейшая в мире страна индустриального труда. Численность фабричных и заводских рабочих превышает 460 млн человек. Это в своей массе дисциплинированная и грамотная рабочая сила, которая организована в контролируемые государством централизованные профсоюзы, но, в принципе обладает высоким протест-ным потенциалом. Развитие китайской экономики идет генеральным курсом повышения производительности труда. Но это еще не отменяет потребность в новых больших контингентах трудящихся. Однако к настоящему времени здесь накопились серьезные противоречия. Одно из них неравноправие недавних сельско-городских мигрантов. Но это проблема, сравнительно легко поддается административному решению. Гораздо сложнее неблагоприятные последствия ограничения рождаемости, которое жестко проводится с 1980 года. На это накладываются новые процессы: продолжающийся отток в города населения быстро стареющей деревни, изменение демографического поведения горожан в сторону малодетной семьи при формировании системы потребностей, присущей индустриальному обществу. В результате уже с 2012 г. в стране отмечается абсолютное сокращение прироста трудоспособного населения - на 2,5-3,5 млн человек в год. При такой тенденции. уменьшение трудовых ресурсов может к 2030 г. достичь почти 30 миллионов. [5]. Поэтому в самое последнее время китайское руководство начало вносить некоторые, пока незначительные послабления в практику демографического контроля, опасаясь при этом, однако, нового нарастания демографического давления на ограниченные природные и социальные ресурсы страны.

Казахстан. Ко времени распада СССР более 95% рабочей силы Казахстана составляли наемные трудящиеся государственного сектора. Из них около 25% в аграрном секторе, 20% в промышленности, 10% в строительстве, всего 7,5% в торговле и услугах. Численность населения составляла

12 Александров Ю.Г.

16,5 млн чел. Но катаклизмы 1990-х годов привели к драматическим изменениям. Население уменьшилась до 15 млн чел. и вернулась к исходному уровню только в 2010 г. В ходе спада и перестройки экономики почти в 2 раза сократилась доля занятых в промышленности, а в аграрном секторе она, наоборот, увеличилась с четверти до трети мелких хозяйств в результате распада дробления сельскохозяйственных предприятий. Процент самостоятельно занятого населения с низкой производительностью и доходами достигал 45%, безработных -10-15% [1, 165-171]. К настоящему времени, однако, картина заметно изменилась. Население увеличилось до 17,7 млн с годовым приростом 1,5%. Занятость в государственном секторе установилась на уровне 30% против 65% в частном секторе. По сравнению с советским временем радикально изменилась ее структура: 20% в промышленности строительстве, 18% в аграрной экономике, более 60% в сфере услуг. Около 75% приходится на наемный труд, более 25% - на самостоятельно занятых. Основная часть из 2329 тыс. самостоятельно занятого населения трудится в сельском хозяйстве - 1100 тыс., торговля и услуги -600 тыс., транспортных услугах - около 220 тыс. [2, с. 9-19, 88-90, 95,100]. Государственное руководство Казахстана видит перед собой задачу активизации трудовых ресурсов и подготовки кадров для повышения производительности труда и реализации промышленных и инфраструктурных задач «Стратегии 2005». Решаться она должна как национальная задача социально-экономической модернизации - «главного вектора развития Казахстана». Иначе говоря, завершения процесса трансформации казахстанского народа в современное общество. В общем виде она сформулирована в установочной статье Н. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана. Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» (10.07.2012).[3] «Новые производства, новые системы образования и науки, развитие среднего класса, расширение социальных гарантий вызовут большие изменения в сознании казахстанцев. А это будет требовать своевременной корректировки всей системы социальных отношений»,- написал Н. Назарбаев. «Сегодня важно культивировать в обществе положение о том, что государство - не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан». Поэтому «стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу». «Только в этом случае казахстанское общество сможет преодолеть инерцию патернализма». Говоря о «целостной модели социальной модернизации», Н. Назарбаев назвал ряд задач. В том числе: «Создать эффективную модель социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений». Также «создать условия непрерывного роста среднего класса, зарождения и развития креативного класса - главных движущих сил инновационной экономики». К 2020 г. доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна составить 40%,- квалифицированных специалистов в структуре занятости тоже 40%. «Внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности

и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством». Н. Назарбаев уделил особое внимание вовлечению в общественный сектор трудовых ресурсов непомерно разросшейся «серой» экономики и самозанятости. Но при этом должно быть разработано новое законодательство о социальных стандартах и гарантиях, которое придет на смену принципам советского социального обеспечения.

В отношении модернизации социальных институтов в образовании было интересно то, что позже, помимо прочего, указало на необходимость поэтапного перехода к трехъязычному обучению: казахский (доминирующий), русский и английский языки [4]. С 2019 г., по некоторым предметам обучение в 10-11-х классах переводиться на английский язык. В этом видно сходство с практикой Малайзии в повышении значимости английского языка при сохранении как главного языка титульного этноса. Но в отличие от Сингапура, в котором английский язык стал доминирующим во всей системе образования. В здравоохранении принципиальная задача: «развитие такой формы страховой медицины, при которой ответственность за здоровье разделяют три стороны: человек, его работодатель и государство». Равным образом, и некоторые другие черты сходства с этими государствами просматриваются в общей постановке задачи о приведении всех социальных институтов в соответствие с задачами строительства «экономики знаний» для общества XXI века.

Литература

1. Александров Ю. Г. Казахстан перед барьером модернизации.- М. ИВ РАН, 2013.

2. Казахстан в2015году. Комитет статистики РК.-Астана, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations7_ afrLoop = 17656366602143161#%40%3F_afrLoop%3D17656366602143161%26_ adf.ctrl-state%3D1a85zxd2q1_104. (02.03.2017).

3. Назарбаев Н. Социальная модернизация Казахстана. Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». [электронный ресурс]. URL: Stat.kz/pages/socialnaya_ modernisaciya.aspx. (26.02.2017)

4. Назарбаев Н. Н. Послание Президента РК народу Казахстана 31.01.2017. [Электронный ресурс]. URL:-http://yk-news.kz/news/%D0%BE%. (31.01.2017)

5. Почагина О. Изменение политики «одна семья - один ребенок» в Китае - причины и ожидаемые результаты // Проблемы Дальнего Востока. ИДВ РАН, № 32014. С. 96-101.

6. Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма. Пер. с англ.- М., Серия: Библиотека Фонда «Либеральная миссия». 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://philocv.files.wordpress. com/2016/06/harrison1.pdf. (06.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.