Научная статья на тему 'Трудовые иммигранты как субъекты внешнеэкономического комплекса региона: состояние и совершенствование системы управления'

Трудовые иммигранты как субъекты внешнеэкономического комплекса региона: состояние и совершенствование системы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ТРУДОВАЯ ИММИГРАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВОТЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евченко Наталья Николаевна

Управление трудовой миграцией новая задача органов управления региона. Права и ответственность регионов РФ в миграционных процессах должны быть расширены с учетом их инвестиционной активности. Следует изменить принципы и порядок использования квот трудовых иммигрантов, исключив из них предприятия с иностранными инвестициями, учредить организацию взаимодействия с иммигрантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовые иммигранты как субъекты внешнеэкономического комплекса региона: состояние и совершенствование системы управления»

© Евченко Н. Н., 2010

ЕВЧЕНКО Наталья Николаевна

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета

344006, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160

Контактный телефон: (863) 264-02-64

e-mail: natayevch@aaanet.ru, natayevch@yadex.ru

Трудовые иммигранты как субъекты внешнеэкономического комплекса региона: состояние и совершенствование системы управления

Ключевые слова: регион; трудовая иммиграция; инвестиционная деятельность; квоты; предприятия с иностранными инвестициями.

Аннотация. Управление трудовой миграцией - новая задача органов управления региона. Права и ответственность регионов РФ в миграционных процессах должны быть расширены с учетом их инвестиционной активности. Следует изменить принципы и порядок использования квот трудовых иммигрантов, исключив из них предприятия с иностранными инвестициями, учредить организацию взаимодействия с иммигрантами.

Демографическая ситуация в России заметно усложнилась. «Перспективы развития демографической ситуации делают экономически целесообразным развитие замещающей миграции. Без стимулирования замещающей миграции ... численность населения России сократится к 2025 г., как минимум, на 20 млн чел., а в 2050 г. опустится до уровня 1937 г. и будет едва превышать 100 млн чел. Эта величина примерно равна численности населения Турции. К 2025 г. наиболее значительное сокращение численности населения - более чем на 1/3 - следует ожидать в Дальневосточном федеральном округе. На 20% уменьшится население Северо-Западного федерального округа. Только в Южном федеральном округе не ожидается существенных изменений в численности населения» [1].

Дефицит трудовых ресурсов присущ всем федеральным округам РФ, но его острота различается: в Дальневосточном федеральном округе востребованность работников за год выросла наполовину, а в Центральном - на 9,1%. Прирост потребности предприятий ЮФО в рабочей силе превышает среднероссийские показатели (124,1% в 2007 г. к 120,4% по России к 2006 г.) [2], несмотря на самые высокие в России показатели прироста численности населения и продолжительности жизни. Проекты международного уровня (Олимпиада «Сочи-2014») лишь обостряют проблему: если Краснодарский край в 2007 г. заявлял о дефиците работников в 50 тыс. чел., то ныне планирует привлечь до 220 тыс. За 1995-2007 гг. потребность в рабочей силе ЮФО выросла в 4 раза (табл. 1).

Для России, как и развитых стран, актуальность разработки системы управления миграционными процессами продиктована рядом обстоятельств, и прежде всего замедлением прироста численности населения, старением и сокращением трудовых ресурсов, дисбалансом уровня образования и необходимостью выполнять неквалифицированную работу1, усилением зависимости экономики от иммиграции, важностью

1 Об этом свидетельствуют данные о структуре безработных в РФ по уровню образования. Так, в регионах ЮФО России в 2007 г. среди безработных лица с высшим образованием составляли: в Астраханской области - 18,8%; в Краснодарском крае - 11,9; в Ростовской области - 11,6% [3. С. 131].

социализации и адаптации мигрантов, потребностью в балансе численности иммигрантов и лиц, оформляющих разрешение на постоянное проживание.

Таблица 1

Потребность в работниках, заявленная организациями в государственные учреждения службы занятости населения (по субъектам Федерации ЮФО на конец года), чел. [3. С. 139]

Регион 1995 2000 2003 2006 2007

ЮФО 33 544 76 827 83 184 110 055 136604

Республика Адыгея 177 1 579 2 053 3 645 3 466

Республика Дагестан 893 1 363 767 560 444

Республика Ингушетия 119 19 118 73 35

Кабардино-Балкарская Республика 666 435 1 437 1 874 2 767

Республика Калмыкия 188 190 304 352 450

Карачаево-Черкесская Республика 294 429 761 497 626

Республика Северная Осетия - Алания 563 1 586 1 461 952 1 343

Чеченская Республика

Краснодарский край 10 345 22 596 26 356 35 645 49 181

Ставропольский край 3 050 10 732 10 229 12 823 14 757

Астраханская область 1 434 5 063 3 230 3 065 4 023

Волгоградская область 5 382 13 884 16 874 20 712 26 481

Ростовская область 10 433 18 951 19 594 29 857 33 031

На смену торговым и финансовым войнам приходят продовольственные, водные и трудовые - за сотрудников квалифицированного (интеллектуального) и неквалифицированного (обслуживающего) труда. Разработка иммиграционной политики регионов России актуализируется, поскольку региональный аспект миграционных процессов на федеральном уровне, как правило, не рассматривается, за исключением Москвы, где остро и длительное время сфокусированы миграционные проблемы [4. С. 46].

По объему трудовой иммиграции Россия вышла на второе место в мире: в США трудятся свыше 38 млн иностранцев, в России - свыше 12 млн, в Германии - 10 млн, во Франции - 6,5 млн [5]. Численность трудовых иммигрантов и ее нелегальная часть в РФ оцениваются по-разному. «По данным Федеральной миграционной службы РФ, общий объем ежегодно прибывающих на ее территорию иностранных граждан составляет в среднем 21-23 млн чел., преимущественно из сопредельных государств. 80% мигрантов - граждане СНГ. Большинство из них уповает на возможность трудиться, причем, как правило, нелегально. В среднем на одного легально работающего приходится 10 незаконно работающих» [6. С. 17]. Из проблем трудовой иммиграции в России выделяются «две ключевые задачи, решение которых напрямую влияет на все сферы деятельности, в том числе внешнеэкономической, и касается практически всех категорий граждан: максимальное сокращение нелегального сектора миграции и формирование селективной системы иммиграции» [Там же. С. 19].

Оценки уровня нелегальной миграции в РФ существенно разнятся, но общий интервал - от 5 млн чел. [7. С. 58, 59] до 10,2 млн чел. [6. С. 18] - примерно вдвое превышает показатель незаконно работающих мигрантов США [8. С. 33]. Ситуация с нелегальными мигрантами по регионам РФ следующая: лидеры - Москва, Санкт-Петербург, приморские и прибрежные регионы Юга России (Краснодарский край и Ростовская область) и Дальний Восток.

Как стратегическая в России рассматривается задача официального оформления иммигрантов: в 2007 г. иностранные работники отправили домой 11,5 млрд дол. США. Налогообложение переведенных сумм привлекательно для бюджета - эти доходы облагаются по ставке 30%.

В России формируется государственно-частная система работы с иммигрантами; ее основу составляют:

• совершенствование федерального и регионального законодательства: утвержден заявительный порядок найма иностранных граждан, но лишь в рамках квот, выделенных регионам1; упрощены правила оформления; государственные службы взаимодействуют в учете и налогообложении доходов, медицинском обслуживании и страховании иммигрантов; усилена ответственность работников и работодателей за незаконное использование иностранной рабочей силы; распределена ответственность между службами занятости и министерствами регионов [9];

• привлекательность России как европейско-азиатского рынка труда. Заработная плата в России достигла 450 дол. США в месяц, постоянно имеются рабочие места неквалифицированного труда;

• признание демографических и кадровых проблем России органами управления и профессиональным сообществом [10];

• готовность работодателей официально использовать иностранную рабочую силу и положительная динамика ее оформления;

• приоритет привлечения рабочей силы из безвизовых стран (СНГ, ЕврАзЭС);

• организационные решения: действуют специализированные кадровые агентства по найму иностранной рабочей силы и специалистов для работы в России и за рубежом [11], хотя показатель их активности в регионах пока остается низким;

• становление и развитие рынка услуг по лизингу иностранной рабочей силы (технологиями обладают иностранные кадровые компании и агентства);

• актуальность проблемы нелегальных мигрантов. По данным правоохранительных органов РФ, в 2007 г. взыскано более 4,6 млрд р. за нарушения при использовании иностранной рабочей силы, на миграционный учет поставлено 8 млн иностранных граждан при общем числе трудовых мигрантов в России 12-15 млн чел.

С большей частью стран СНГ Россия имеет безвизовый режим, что, несомненно, привело к росту нелегальной трудовой миграции. Например, в настоящее время в Ростовской области, по некоторым оценкам, нелегально работают до 50 тыс. граждан СНГ, преимущественно из Украины, Турции, Азербайджана, Китая и Армении. Если в 2002 г. здесь официально работали 1 700 иностранных работников, то в 2005 г. - уже 5 010, из них - 1 500 граждане Украины, 1 030 - Китая и 900 - Турции и др. По неофициальным данным, на территории Ростовской области проживает до 10 тыс. только украинцев (в 2006 г. - 5 130 [12]). В 2007 г. число официальных иностранных работников выросло до 11,5 тыс. чел.; в 2008 г. утвержденная областная квота составила 12,8 тыс. чел., включая 3,7 тыс. чел. из стран дальнего зарубежья. К апрелю 2008 г. было заявлено о желании 79 ростовских предпринимателей занять в 2009 г. 3 719 иностранных работников [13].

Структура управления иммиграционными процессами в регионах РФ лишь формируется. В начале 2008 г. был установлен порядок подачи заявок работодателями на привлечение иностранной рабочей силы [14].

Структура потребностей двух ведущих регионов Юга России (Ростовская область и Краснодарский край) демонстрирует идентичность региональных тенденций: треть заявленных работают на руководящих должностях, а две трети - на рабочих

1 Возможность получить квоты на будущий год пока доступна для предпринимателей, однако установленные Правительством РФ на 2008 г. квоты на уровне 6 млн работников снижены в 2009 г. до 2 млн, а затем повышены до 4 млн. К середине 2009 г. квоты на 2010 г. не выбраны.

специальностях, среди которых доминируют специалисты строительного комплекса (половина занятых по рабочим специальностям) (табл. 2).

Таблица 2

Структура и основные должности, заявленные работодателями для иностранных работников по Ростовской области и Краснодарскому краю

на 2008 г.

Должность Ростовская область Краснодарский край

Количество привлеченных, чел. Структура, % Количество привлеченных, чел. Структура, %

Рабочие специальности 571 67,9 890 60,9

Строительные специальности, всего 278 33,1 477 32,6

Арматурщик 13 58

Бетонщик 21 59

Грузчик 33 13

Каменщик 38 49

Маляр 23 37

Монтажник 13 25

Облицовщик-плиточник 8 37

Плотник 11 45

Подсобный рабочий 89 86

Столяр 2 17

Штукатур 27 51

Водители, автослесари 23 16

Повара, официанты, пекари 20 57

Сварщики 24 34

Прочие специальности 226 306

Руководители (ИТР) 270 32,1 571 39,1

Генеральный директор 18 23

Директор 33 69

Директор коммерческий 10 31

Директор технический 6 15

Директор по экономике 9 12

Главный специалист (инженер, механик, технолог) 14 6

Заместитель директора 6 3

Инженер, экономист, менеджер 85 182

Прочие специальности 89 230

Всего 841 100,0 1461 100,0

Примечание. Рассчитано по: [15].

Практика показывает, что даже маломасштабный наем иностранной рабочей силы - ответственный проект для предприятия. Например, привлечение граждан СНГ (Таджикистан, Узбекистан) на работу крупному предприятию Ростова-на-Дону пришлось проводить неоднократно, поскольку спустя месяц подавляющая часть первых иммигрантов «растворились» в миллионном городе благодаря официальному разрешению на работу.

Действующая система приема иммигрантов на работу в РФ несовершенна; механизм их привлечения остается бюрократическим и отличается: негибкостью приема и увольнения, сложностью получения, утверждения и невозможностью изменения

квот в течение периода действия независимо от производственной ситуации, растянутым предварительным годовым периодом подачи заявки на квоту, непрозрачностью критериев принятия решений по распределению квот. Всё это не позволяет предпринимателям эффективно использовать данный инструмент роста и расширения бизнеса.

Таким образом, проблема очевидна и требует своего решения. Без трудовых ресурсов, в первую очередь из СНГ, Россия не решит масштабных проблем развития. Важны не только политика, но и рациональное и эффективное управление миграционными процессами. Здесь смыкаются интересы и правительств, и регионов, и крупного российского бизнеса, который в состоянии управлять процессом организованного привлечения иностранной рабочей силы и финансировать его.

Модели работы с мигрантами успешно опробованы во многих странах мира, например в Израиле.

Нами предлагаются две схемы совершенствования управления миграционными потоками:

а) концепция заемного труда, предусматривающая принятие в странах СНГ и России Модельного закона о деятельности частных агентств занятости (ЧАЗ). ЧАЗы принимают иностранного работника в штат и сдают его «в лизинг» российским компаниям; при этом они отвечают за профессиональные качества работника и «приверженность» труду, т. е. готовность иностранного сотрудника соответствовать требованиям работодателя, решают проблемы пребывания в стране (жилье, страхование, экстренная медицинская помощь);

б) наем в стране проживания работника. В странах СНГ могут быть созданы выездные пункты найма рабочей силы, совместно финансируемые Россией, государством-донором и работодателями. Отбор работников-мигрантов проводится в стране проживания. Предполагается обучение с тестированием профессиональных знаний и навыков. Далее заключается трудовой контракт. Приезд в Россию ведется по именным удостоверениям, фиксирующим приглашающее предприятие и согласованную оплату труда. В случае нарушения мигрантом условий он зарабатывает на обратный билет на общественных работах и навсегда теряет право работать в России.

Российским предприятиям придется осваивать условия и формы работы иностранной рабочей силы. Основой деятельности работодателей должны стать проектный подход к использованию труда иммигрантов, знание персоналом законодательства не только РФ, но и зарубежных стран. В этой связи несомненна важность межкуль-турного (кросс-культурного) менеджмента как новой системы управления смешанным персоналом, но данный участок работы ИВ.-ов пока не востребован руководством предприятий, хотя многие работодатели подсознательно понимают, насколько значима система «адсорбирования» и использования опыта и навыков иностранных служащих. Важно понять, что сотрудники, перенимающие международный опыт в ходе совместной работы с иностранными специалистами (переводчики, помощники, менеджеры), -ценнейший кадровый резерв предприятия, и об их лояльности работодателю следует заботиться особо.

На российском рынке сложились два базовых направления приглашения на работу:

1) консультантов и менеджеров из развитых стран;

2) наем неквалифицированных и квалифицированных рабочих из стран СНГ.

Для первой группы целеполагание связано с технологиями производства, маркетингом и методами управления продажами. Контракты предполагают высокую стоимость оплаты, порой производимой зарубежными представительствами предприятий. Особой подгруппой стало профессиональное мини-обучение (повышение квалификации), часто за наличный расчет, «теневым образом», без надлежащего оформления договоров. Особенно популярны услуги «теневых зарубежных тренеров» в высокодоходных отраслях (стоматология и другие виды медицинских услуг, торговля, продажи).

Численность данной группы тренеров-иммигрантов пока мала (несколько процентов), но имеет тенденцию к росту, а доходы их сверхвысоки.

Вторая группа - рабочие специальности - более востребованы, и Юг России имеет неиспользованные резервы. Разница в оплате труда позволяет приглашать работников из приграничных государств, например Украины. Для Ростовской области как приграничной это - эффективная перспектива, поскольку восточные области Украины экономически развиты, между ними существуют транспортное сообщение, производственные, культурные и родственные связи.

Таким образом, в России сформирован рынок иностранной рабочей силы (включая региональный уровень), хотя и несовершенный, созданы условия для работодателей и открыты нормативно установленные возможности использования иностранного персонала. Основной недостаток нынешнего законодательного регулирования отношений трудовой иммиграции - громоздкость процедур, неспособность системы гибко реагировать на изменяющиеся потребности бизнеса, ее коррупционность и сложность.

В 2010 г. работодатели Ростовской области планируют привлечь 19 тыс. иммигрантов; областная служба занятости и региональные министерства одобрили заявки на 16,2 тыс. работников, а госквота на 2009 г. составила 14,3 тыс. чел. Поскольку значительную часть работников планируется привлекать в строительство, то от Администрации Ростовской области работу по выявлению целесообразности привлечения иммигрантов курирует заместитель министра территориального развития, архитектуры и градостроительства И. Далаксакуашвили, с точки зрения которого: «Целесообразность привлечения иностранных работников будет повторно рассмотрена по каждому предприятию. Мы поддерживаем привлечение иностранных работников в случаях, если они нужны для реализации инвестпроектов в области, когда их осуществление вызвано необходимостью осуществлять монтаж, эксплуатацию, гарантийное обслуживание, управление на предприятии» [16. С. 3]. Неужели три тысячи дополнительных (сверх квоты) иностранных работников требуют участия сотрудников Администрации столь высокого уровня? По нашему мнению, реальной задачей административного воздействия служит заявленная заработная плата неквалифицированных иностранных рабочих - 5-7 тыс. р. в месяц, что связано с законодательным урегулированием минимальной ставки оплаты труда, которая в России в 9-10 раз меньше, чем в развитых странах (например, в США).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особой актуальностью отличается задача управления трудовой иммиграцией в регионе. Работодатели в 2010 г. заявляют работников промышленности (16%), сельского хозяйства (12,8%), торговли, гостиниц и ресторанов (11%), а наиболее востребованы квалифицированные работники (54,6% заявок). Правомерен вопрос: «Как, по каким критериям проверить „целесообразность“ их привлечения в другие сферы, за исключением строительства?»

В странах СНГ и ЕврАзЭС необходимо создать унифицированную, законодательно непротиворечивую систему управления иммиграцией в Россию. Одновременно стратегически важно предоставить налоговые и иные льготы компаниям, обучающим иностранным языкам. Возможно и дотирование из бюджета региона компаний, обучающих русскому языку (с целью доступности цены услуги), как это принято во многих развитых странах (например, в Канаде).

Итак, иностранная рабочая сила - значимая категория интернационализации региональной хозяйственной системы. Назрела необходимость усовершенствовать действующие связи по привлечению трудовых иммигрантов в субъектах РФ.

1. При определении квот следует учитывать потребности бизнеса; нужно разработать список региональных стратегических отраслей, предприятия которых имеют преимущество по норме отраслей в годовой квоте. Следует четко соотносить квоту

и заявки предпринимателей региона и при минимальных расхождениях (до 20%) отстаивать потребности региональных предпринимателей путем увеличения квоты.

2. Следует исключить из списка квотируемых иммигрантов персонал предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Государство не вправе ущемлять инвесторов в их стремлении формировать персонал без ограничений и создавать барьеры в форме квот и иных административных мер. Пока доля персонала ПИИ ничтожна в общем объеме занятых, и сохранение квотирования найма персонала ПИИ больше вредит инвестиционной политике и привлекательности региона и государства, чем приносит реальной пользы регулированию иммиграции.

3. В регионах РФ следует создавать структуры «содействия и заботы» об иностранных работниках, оказания им помощи и поддержки, которыми могли бы стать некоммерческие либо коммерческие организации, нанимаемые по конкурсу на принципах аутсорсинга. Сотрудники организации должны владеть языками стран СНГ и выполнять функции посредника при оказании помощи иностранным работникам при защите их прав.

4. Квотирование, будучи принципом административных ограничений привлечения трудовых иммигрантов, препятствует созданию механизма конкуренции на региональном рынке труда и при отсутствии визового режима на границах переводит отношения в теневую форму, способствует коррупции среди сотрудников как органов распределения квот, так и контролирующих органов.

5. В переходный период до отмены квот (что неминуемо) можно использовать аукционный принцип реализации квот, что сделает механизм прозрачным, повысит ответственность работодателя за решение о принятии иммигранта на работу.

6. Права и ответственность регионов в регулировании миграционных процессов должны быть существенно расширены, особенно с учетом инвестиционной активности, роста производства и динамики развития ключевых отраслей.

Источники

1. Денисенко М., Хараева О., Чудиновских О. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003. Режим доступа : www.archipelag.ru /agenda /povestka/povestka-immigration/strategii.

2. www.gks.ru/bgd/free.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 : офиц. изд. // Федеральная служба государственной статистики. М., 2009.

4. Стрельцова Я. Иммигранты во Франции и в России: общее и различия // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7.

5. www.news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_7621000/7621932.stm.

6. Комиссаров А. В., Морозенкова О. В. Роль международной миграции трудовых ресурсов возрастает: что это значит для России? // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 6.

7. Хасаев Р. Особенности учета и источники информации о трудовой миграции на территории Российской Федерации // Международная экономика. 2008. № 4.

8. Лукьянец А. Иммиграционная политика США // Международная экономика. 2008. № 6.

9. Постановления Главы Администрации Ростовской области от 7 августа 2002 г. № 375; от 29 июля 2003 г. № 342; от 31 июля 2006 г. № 297; от 14 марта 2007 г. № 94; от 14 февраля 2007 г. № 494 // Справочная система «Консультант Плюс» по Ростовской области.

10. Гринева Е. Обзор рынка труда и заработных плат // Специфика управления персоналом в условиях кадрового голода: материалы Первой ежегодной конф. HR-2008. Ростов н/Д, 2008.

11. www.smoney.ru/article.shtmtf2008/03/10/5083.

12. www.yugmedia.ru/ne 34700129.

13. www. donland. ru/print/news.asp?newsId=9330.

14. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 21 января 2008 г. № 8 «Об утверждении формы сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в предстоящем году» // Справочно-правовая система «Гарант».

15. Приложение к Приказу Федеральной службы по труду и занятости от 24 марта 2008 г. № 61.

16. Иностранцев приедет меньше, чем хотят работодатели // Город N. 2009. № 23. 23 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.