УДК 330.001
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ДРАЙВЕР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ
ЗНАНИЙ
Побережная Е.В., аспирант, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» [email protected]
В настоящее время темпы экономического роста, социального благополучия людей, устойчивого экономического развития становятся все более зависимыми от создаваемых знаний и их практического применения в управлении процессами. Образование становится одним из важнейших факторов экономического роста. Трудовой потенциал представляет собой широкое понятие, которое охватывает много компонентов. Но самым важным среди них является описание качества рабочей силы. Любое действие, которое увеличивает производительность труда на рынке, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал и креативный потенциал персонала. Особое внимание уделено оценке, которая позволяет сбалансировать политику, проводимую в области образования и повышения квалификации. Очень важно оценить эффективность инвестиций в трудовой потенциал, с учетом, социальных аспектов.
Ключевые слова: экономика знаний, человеческие ресурсы, общество знаний, креативность, трудовой потенциал, креативный потенциал, экономический рост, адаптация.
EMPLOYMENTPOTENTIAL ASDRIVER IN THE COMPETITIVENESS OF KNOWLEDGE ECONOMY Poberezhna Kateryna, postgraduate, National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute» [email protected]
Abstract. Currently, the rate of economic growth, social well-being , sustainable economic development are becoming increasingly dependent on knowledge generated and their practical application in the management processes. Education has become one of the most important factors of economic growth. Labor potential is a broad concept that encompasses many components. But the most important among them is the description of the quality of the workforce. Any action that increases the productivity of labor in the market, can be seen as an investment in human capital and the creative potential of staff. Particular attention is paid to the assessment, which allows you to balance the policy pursued in the field of education and training. It is important to evaluate the effectiveness of investments in labor potential, taking into account social aspects.
Keywords: knowledge economy, human resources, knowledge-based society, creativity, labor potential, creative potential, economic growth, adaptation.
Экономика, основанная на знаниях - это новое явление на стыке XX и XXI века, которая появилась в результате трансформации экономики в связи с изменениями ситуации на рынке, изменения в человеческих потребностях, а также изменения в характере развития трудового потенциала и факторов производства.
Экономика знаний может существовать только при условии, что общество постоянно учиться, проявляет интерес к новым знаниям, которые создаются в мире, распространяет новые знания другим. Оценка человеческих ресурсов и формирования общества знаний в контексте инновационных трансформаций становится одной из наиболее важных экономических задач. Следовательно, развитие организации и управления человеческими ресурсами, понимание процессов формирования общества являются актуальными и важными научно - практическими задачами.
Трудовые ресурсы всегда были важной составной частью интеграции экономической деятельности, процессов реорганизации, значение которых в условиях глобализации может увеличиваться еще больше. Глобализация актуализирует инновации и знания, рост промышленности, основанной на научных исследованиях, количество сотрудников, которые имеют большее количество возможностей для этого. Как показывает мировая практика, значение образованных сотрудников, способных к адаптации и обучению растет вследствие того, что, именно, они являются ключевым фактором экономического преимущества региона. Государство, в свою, очередь должно эффективно использовать потенциал образования для гарантирования экономической и социальной стабильности.
Среда формировалась под влиянием технологических и социальных изменений, развитием инновационных проектов, увеличением потока информации и т.д. В последние десятилетия инновационные изменения информационно-коммуникационных технологий, знаний, приводят к тому, что, именно, они становятся основным драйвером конкурентоспособности страны.
Целью статьи является изучение всесторонних подходов к оценке трудового потенциала как составной части человеческих ресурсов, анализ особенностей существующих методов развития креативного потенциала в контексте экономики знаний.
Инновационные изменения в технологии и конкуренция заставляют предприятия искать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, использовать принципиально новые решения. В тоже время необходимо помнить о необходимости поиска резервов для ответа возникающим экономическим вызовам. На предприятиях однозначно формируется тенденция, направленная на сокращение объемов рутинного труда. Соответственно высвобождается время, которое персонал, особенно управленческий, может направлять на творческую деятельность. К этому следует добавить тенденцию, которая свидетельствует о том, что специалистами все более ценится не столько уровень оплаты труда, сколько возможности
творческой самореализации, свободы творчества, которую сможет предоставить ему предприятие.
Знания всегда были фундаментом экономического развития, но в последнее время увеличился спрос на создание, распространение и использование знаний. В тоже время адаптивность в экономике становится важнейшим фактором экономического роста.
Информационные технологии не только ускоряют распространение знаний, но и предлагают дополнительные возможности для управления бизнесом.
В экономике знаний, компании, которые используют знания и создают новые знания, реализуют концепцию непрерывного образования, являются естественной частью бизнес-цикла.
Многие зарубежные ученые определяют влияние человеческого капитала на экономический рост развития страны, доказывая важность инвестиций в образование, как фактор повышения экономического роста и конкурентоспособности.
В контексте развития, после того, когда в Соединенных Штатах был отмечен самый длинный экономический рост в 1990-х годах, появилась новая парадигма экономики. Многие страны в связи с этим разработали различные планы развития, основанные на знаниях в целях повышения конкурентоспособности (Chen, 2008). Поскольку экономические явления все еще находится в процессе развития, то достаточно сложно полностью идентифицировать такие категории, как экономика знаний, информационное общество или общество знаний (Daugeliene, 2002).
Появление новых явлений в экономике приводит к необходимости оценки и интерпретации нынешней ситуации более точными, конкретными терминами. Ученые и практики часто по-разному интерпретируют новый этап экономического развития. Анализ зарубежных авторов показал, что среди интерпретаций есть такие, как - нового опасного общества (Тоффлер, 1990), общество знаний (Масуда, 1980, Нейсбит, 1998) и др.
Экономику, основанную на знаниях, рассматривает Sveiby (1999), который представляет концепцию парадигмы знаний, когда процессы запущенный в экономику оцениваются с точки зрения знаний. Важность знания для экономического развития также анализируют такие ученые, как BA Lundvall (1999), А. Bardige (1998), M.H. Boisot (1998).
Ряд ученых выделяют новое явление, как «экономика знаний», где много уделяется внимание "обучающим организациям" и человеческим ресурсам.
Экономические условия и перспективы экономического развития в эпоху глобализации, основанной на знаниях и создание общества знаний становятся все более зависимыми от способности инициировать, распространять и внедрять инновации во всех сферах жизни.
Экономический рост невозможен без человеческих ресурсов (Appleton, Teal, 1998). Возврат инвестиций в человеческий капитал имеет прямое и
косвенное воздействие на экономику, поэтому оценка человеческих ресурсов может быть выполнена как на микро-, так и макроуровне.
Человеческий капитал и социальный капитал определяются тремя основными категориями: доверием, социальными нормами и социальными сетями (Янкаускас Seputiene, 2007).
Изучая природу креативности, отмечаем, что определение этого термина зависит от контекста его использования. Креативность, как объект в психологических исследованиях, рассматривалась Акоффом и Вергаром (Ackoff & Vergara, 1981), которые выделяли две группы подходов к определению творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс. К первым можно отнести: психоаналитический подход (творчество - результат внутриличностных конфликтов); гуманистический (творчество - реализация творческого потенциала при устранении внутренних и внешних препятствий); подход психометристов (творческий потенциал индивида формируется генетически и может быть определен с помощью тестов). Подходы второй группы характеризуют позицию "ассо-цианистов", считающих, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Соответственно, существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий "творчество" и "креативность". Так, Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов под творчеством понимают процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривают как потенциал (внутренний ресурс) человека [1].
В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от определенного комплекса ее психологических характеристик. Приведем следующее определение креативного менеджмента - «управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности» [2].
Впервые журнал Business Week ввел в оборот понятие креативной экономики в августе 2000 года. Затем Джон Хокинс в своей книге с подходящим названием "Креативная экономика" (2001) сделал попытку проследить ее влияние в мировом масштабе. Он делит ее на пятнадцать отраслей "креативной индустрии", включающие программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии креативного содержания, такие как кино и музыка. Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок. Приблизительный годовой доход от этих пятнадцати креативных отраслей за 1999 год Хокинс оценивает в 2,24 трлн. долларов. Креативная экономика США лидирует в мире с большим отрывом: ее доход в 960 млрд. долларов превышает 40% от общей суммы доходов, при-
чем в мировых затратах на НИОКР доля США также составила более 40%
[3].
Фонд корпоративных исследований (Corporate Research Foundation, 2005) перечислил шесть ключевых факторов успешного предприятия: структурная гибкость, кадры, инновационный потенциал, растущие рынки, международная ориентированность, качество менеджмента.
Следует отметить, что в основе структурной гибкости и инновационного потенциала лежит именно креативность. Качественный креатив является одним из условий успешного продвижения предприятия на рынке. Он способен выделить предприятие среди конкурентов, сообщить потребителю об уникальности товарного предложения и методично нарабатывать капитализацию бренда. Процессы глобализации экономического пространства вскоре рассортируют бизнес именно по креативности торговых марок (ТМ). Это, в первую очередь, связано с тем, что любой правильно созданный образ работает как сам по себе, так и концептуально.
Сегодняшние предприятия должны найти для себя новые образы и формы, которые помогут им трансформироваться в так называемые интеллектуальные организации.
Человеческие ресурсы являются одним из основных факторов устойчивого экономический роста. Государство, которое планирует обеспечить растущую экономику, должно поддерживать финансирование научных исследований, образования.
Одним из основных индикаторов является сравнение выражения степени финансирования в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Доля ВВП на душу населения характеризует потенциал экономики государства, а доля ВВП, выделяемая в различных областях социальной, культурной и экономической жизни отражает приоритеты государственной политики.
Анализируя опыт стран Балтии отмечаем, что расходы на исследования и разработки увеличивались с каждым годом, и это означает, что больше финансирования направлялось на науку и инновации.
В период с 1997года по 2008 год средства, выделяемые на научные исследования и разработки выросли в 4,09 раза. Средства, выделяемые на R&D на предприятиях выросли примерно на 17 процентов в год. Экономический кризис повлиял на сокращение средств (финансы) и 2009 средств, выделяемых на R&D начали снижение.
В 2004 - 2008 годах самая высокая активность населения была среди лиц в возрасте 24-54, в 2008 году она достигла 86 процентов. Лица в возрасте 15-24 лет являются наименее активными, их уровень активности составил 27,4 процента в 2008 году. Лица, которые приобрели высшее образование, образуют большую часть занятого населения [4].
Как отмечалось ранее, успех человека в рынке труда определяется не только профессиональными компетенциями, но и социально-
личностными: его потенциал, опыт, знания, способности к адаптации в конкретной ситуации.
В странах Балтии разница в доходах людей, которые имеют только среднее образование и лиц с высшим образованием составляет около 41 процента (в зависимости от сектора экономики). Это доказывает, что образование обеспечивает определенный уровень жизни, как отдельного человека лично, так и экономики государства в то же время.
Таким образом, возможно утверждать, что ключевыми факторами, позволяющими конкурировать на рынке труда являются образование, профессиональная квалификация, дополнительные профессиональные навыки (знание иностранных языков, компьютерная грамотность, предпринимательские навыки, коммуникабельность, желание работать). Конкурентоспособность отдельных профессиональных групп на рынке труда будет напрямую коррелировать от уровня образования.
Креативный потенциал предприятия можно определить как его способность к принятию и реализации креативных управленческих решений, направленных на достижение поставленных предприятием целей и формирование уникальных конкурентных преимуществ за счет использования собственных и привлеченных ресурсов. Следует подчеркнуть, что креативный потенциал предприятия не является простой суммой креативных потенциалов ее сотрудников. Его использование характеризуется синергетиче-ским эффектом от реализации креативного потенциала сотрудников и использования организационно-экономического механизма развития этого потенциала.
Управление креативным потенциалом в конкретной экономике требует регулярного анализа креативного потенциала предприятия, планирования мероприятий по реализации и развитию этого потенциала, соответствующего контроля и оценок эффективности использования его предприятием.
Следует отметить, что концепция управления креативным потенциалом предприятия базируется на общей теории менеджмента. Внимание акцентируется на проблеме использования его творческого потенциала, включая творческий потенциал всех его сотрудников при разработке и принятии управленческих решений, на задачах повышения их квалификации, внедрения в процесс управления современных методов креативного мышления и принятия решений, создания творческой атмосферы внутри коллектива, стимулирующей развитие процесса самореализации и самосовершенствования сотрудников.
Проведенные исследования показали, что грань, разделяющая приемлемый и неприемлемый креатив весьма тонка. С одной стороны, креативная идея опирается на опыт и найденные прежде решения, использует знания и сложившиеся закономерности, а с другой - оторвана от привычной логики, т. е. нелогична. Именно эта оторванность креатива от логики, проверенной опытом, создает риск принятия его как пустой идеи, фантазии. Основные признаки креативной идеи можно сформулировать следующим образом:
- креативная идея, как правило, находится в стороне от привычных мыслительных «тропинок»;
- креативная идея должна быть увязана с «рутинным мышлением», т.е. она должна работать.
Креатив может существовать на уровне идеи, формирования принципов, методов, технологий. Креативность имеет следующие основные формы:
- научную (открытия);
- техническую (изобретения);
- экономическую (предпринимательство);
- художественную (искусство);
- социальную (отношения с людьми);
- политическую (государственное управление).
Выделяют [1] большую и малую креативность. Первая приводит к изменению научных основ: открытиям, новым концепциям, тенденциям. Вторая, к усовершенствованию продуктов, изменению алгоритмов действий и т.д.
Авторами креативных решений могут быть творческие люди и организации:
- отдельные достаточно целостные и самостоятельные по своей сути и натуре личности;
- группы личностей, работающих и творящих коллективно;
- отдельные личности в группах, использующие эти группы как среду для формирования собственного креатива.
Следует указать на риски, которые могут возникнуть с появлением креативных личностей в коллективе. Как правило, это неизбежно приводит к расколу и обострению отношений, пусть даже временному. Креативные личности уязвимы уже оттого, что поле их творческого процесса находится вне допустимых технологий, правил, законов. Автор всегда находится в оппозиции к окружающему миру, а креативное решение, изложенное в новой форме, в определенной степени является вызовом коллективу и ломает устоявшиеся нормы.
Таким образом, подведем итог исследования:
- Экономика знаний может существовать только при условии, что общество постоянно учится, проявляя интерес к новым знаниям, которые генерируются в мире, создает знания, а также распространяет новые знания другим. Непрерывное образование является неотъемлемой частью базы знания компании, которая не только использует знания, полученные извне, но и передает внутрифирменное знание, формируя при этом совершенно особую организационную культуру и организационное поведение
- Образование является одним из основных факторов развития современной экономики знаний. Успешное экономическое развитие все в большей степени зависит от будущих инвестиций в людей и развития трудового потенциала. Эти инвестиции стимулируют рост рынка труда, а также экономический рост. Чем производительней становится труд, тем быстрее
повышается эффективность, происходят технологические изменения и формируется экономический рост.
- Статистический анализ показал, что вопрос эффективности инвестиций в образование является актуальным вопросом, поскольку приведет к изменению структуры рынка труда - количество людей с высшим образованием будет значительно расти, однако число рабочих мест не будет расти такими быстрыми темпами.
- Европейский опыт показал, что разница в доходах людей со средним образованием и лиц с высшим образованием составляет около 41 процента (в зависимости от сектора экономики). Это доказывает, что образование обеспечивает определенный стандарт жизни, как для отдельных людей, так и для экономики государства.
- При переходе к экономике знаний, важно правильно выбрать средства для реализации трудового потенциала в стране.
- Руководство предприятия должно решать обычно возникающую дилемму: воплощать новые креативные идеи или под контролем специалистов использовать уже известные и проверенные технологии.
- Необходимо понимание формирования корпоративной социальной ответственности бизнеса. Когда формула КСО-HRM = PR наполняется смыслом по формированию лояльной и восприимчивой среды к креативности персонала, понимания ее необходимость в бизнес - процессах предприятия.
- Креативный потенциал предприятия, формирует взаимодействие креативного мышления, которое рассматриваем, как способность создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально - экономический успех.
Список литературы
1 Савченко О.1., Нестеренко, Р.А., Савченко Е.В. Обоснование необходимости использования системно-креативного подхода при формировании управленческих решений предприятий // Матерiали I М!жнародно'1 науково-практично'1 конференцп «Украша конкурентоспроможна: шновацшш ще'1 та ршення», Донецьк, ДонДУУ, 23- 24 березня 2011, - 309 с., С. 198-203.
2 Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. - N 2. - 2001.
3 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // психология мышления. - М.: Прогресс, 1969.
4 Kazlauskaite, R., & Buciuniene, I. (2008). The Role of Human Resources and Their Management in the Establishment of Sustainable Competitive Advantage. Inzinerine Ekonomika-Engineerin Economics(5), 78-84.
5 Baumol, W. (1990). Enterpreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive. Journal of Political Economics, 893-921.
6 Bowles, S., Gintis, H., & Osborne, M. (2001). The determinants of earnings: A behavioural approach. Journal of Economic Literature, 39 (4), 1137-1176. Chen, Chih-Kai (2008). Construct model of the knowledge-based economy indicators. Transformations in Business & Economics, Vol. 7, No. 2 (14), 21-31.
7 Druker, P. (1989). The New Realities in Government and Politics, in Economics and Business, in Society and Word. New York. 276 p.
8 Giziene, V., & Vasiliauskaite, A. (2007). Evaluation models of investments to education: application peculiarities. Inzinerine Ekonomika-Engineerin Economics(2), 50-58.
9 Markovic, M., R. (2008). Managing the organizational change and culture in the age of globalization. Journal of business economics and management, Vilnius: Technika, Vol. 9, No. 1, 3-11.
УДК 330.322.54
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
ПРЕДПРИЯТИЯ Погасий С.С., к.э.н., доцент, Харьковский национальный экономический университет имени Семена Кузнеца [email protected]
В статье предложена методика формирования оптимального инвестиционного портфеля позволяет не только осуществлять этот процесс при заданных финансовых возможностях, но также предоставляет возможности совершенствования финансирования разработанной инвестиционной программы.
Ключевые слова: инвестиции предприятия, оптимизация программы инвестиций, инвестиционный портфель
OPTIMIZATION PROGRAMINVESTMENT COMPANIES LIVE Pogasiy S.S. phd, associate professor, Simon Kuznets Kharkiv National University of Economics [email protected]
Аbstract: The paper proposes a method of forming an optimum investment portfolio makes it possible not only to carry out the process under specified financial capabilities, but also provides opportunities to improve the financing of the investment program developed.
Keywords: investment company, optimization of the investment program, investment portfolio
Комплекс проблем, связанных с задачами рыночного реформирования и равноправного вхождения в мировое сообщество, предопределяет необходимость теоретического обобщения сути и вероятных направлений структурной трансформации экономики Украины, разработки методологических подходов к формированию бизнеса-климата, благоприятного для инвестиционно-инновационной деятельности предприятия. Таким образом формирование оптимальной инвестиционной программы предприятия является сложным многоэтапным процессом, в котором должны быть интегрированы оценки инвестиционных и финансовых возможностей предприятия. Структура этого процесса представлен на рис 1.