Научная статья на тему 'Трудовой потенциал и материальное благосостояние населения: анализ взаимосвязей'

Трудовой потенциал и материальное благосостояние населения: анализ взаимосвязей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
305
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чекмарева Елена Андреевна

В статье анализируется взаимосвязь трудового потенциала и материального благосостояния населения. Рассматривается зависимость между основными показателями рынка труда российских регионов и уровнем бедности их населения. Устанавливается связь качественных характеристик населения и уровня их доходов, а также социальной самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовой потенциал и материальное благосостояние населения: анализ взаимосвязей»

Социальные аспекты регионального развития

УДК 331.101.3(470.12)

Е.А. Чекмарева

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ И МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

В статье анализируется взаимосвязь трудового потенциала и материального благосостояния населения. Рассматривается зависимость между основными показателями рынка труда российских регионов и уровнем бедности их населения. Устанавливается связь качественных характеристик населения и уровня их доходов, а также социальной самоидентификации.

данная работа. В качестве показателя уровня материального благосостояния населения использовался уровень бедности, как абсолютный (к бедным относятся домохозяйства, имеющие доход ниже прожиточного минимума), так и субъективный (с учетом социальной самоидентификации граждан).

Количественная сторона трудового потенциала региона характеризуется уровнем экономической активности населения, занятости и безработицы. Российские регионы существенно различаются по всем этим параметрам. Проведенный нами корреляционный анализ (по статистическим данным Росстата за 2004 г.) показал, что тер-

риториальные различия в материальном благосостоянии населения во многом обусловлены ситуацией на рынке труда3. Уровень бедности имеет тесную положительную связь с безработицей (г = 0,623) и отрицательную -с занятостью (г = -0,570), т. е. чем выше уровень безработицы в регионе и ниже уровень занятости, тем шире распространена бедность. При этом

3 Что согласуется с исследованиями Всемирного банка (см. Доклад по оценке бедности от 28 июня 2004 г.).

В настоящее время труд все чаще позиционируется как элемент благосостояния1. Не случайно в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации большое внимание уделяется вопросу повышения производительности труда, «которая будет определяться не столько «фондовооруженностью» периода индустриального развития, сколько уровнем образования и креативностью самого человека»2, его трудовым потенциалом.

Анализу взаимосвязей трудового потенциала региона и материального благосостояния населения посвящена

1 Сыщикова Е. К вопросу о социальной сущности труда // Человек и Труд. - 2006. - №9.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. -Москва: Минэкономразвития, 2008.

ЧЕШАРЕВА Елена Андреевна аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН

регионы с высоким уровнем занятости и низким уровнем безработицы отличаются меньшей долей населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Типичными примерами этого являются Ярославская, Самарская, Тульская, Липецкая, Московская, Псковская и Вологодская области. К регионам с низким уровнем занятости, высокими уровнями безработицы и бедности относятся республики Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Адыгея, Тыва, Бурятия.

Результаты корреляционного анализа подтверждаются статистическими данными по Вологодской области. В 2000 - 2006 гг. снижение уровня безработицы (с 8,3% в 2000 г. до 5,3% в 2006 г.) и рост уровня занятости насе-

ления (с 62,3 до 65,6%) сопровождались уменьшением распространения бедности (с 25,5 до 17,5%).

Качественная сторона трудового потенциала региона определяется характеристиками трудоспособного населения4, такими как физическое и психическое здоровье, когнитивный потенциал, творческие способности, коммуникабельность, культурный и нравственный уровень, потребность в достижении. Интегральной характеристикой качества трудового потенциала работника является социальная дееспособность, понимаемая как совокупность качеств, обусловливающих результативность трудовой деятельности в конкретных социальных условиях (рисунок).

Социальная

дееспособность

£

Энергетический потенциал

іциально-гісихологачі потенциал

Психофизиологический потенциал V > ИкгеллектуальнІР^^ потенциал г . . ч Коммуникативный потенциал ^ 1 Социальная^ активность

Физическое

здоровье

Психическое

здоровье

Коммуника-

бельность

Культурный

уровень

Нравственный

уровень

Потребность

достижении

Структура социальной дееспособности

Индекс социальной дееспособности, так же как и частные индексы, измеряется по специальной методике5 и не может приобретать нулевого или отрицательного значения (как не может

быть, к примеру, нулевого здоровья). Это всегда некоторая положительная величина, максимальное (теоретически возможное) значение которой равно единице6.

4 Концепция качественных характеристик населения представлена в исследованиях Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (Н.М. Римашевская, ДМ. Зюзин, М.Р. Феоно-ва, Е.Б. Бреева и др.).

5 Более подробно методика измерения показателей качества трудового потенциала изложена в монографии: Трудовой потенциал региона: состояние и развитие / В.А. Ильин, К.А. Гулин, Г.В. Леонидова, В.В. Давыдова. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004. - С. 15-26.

6 Мониторинг качественного состояния трудового потенциала населения проводится ВНКЦ ЦЭМИ РАН ежегодно с 1996 г. Объектом исследования является население Вологодской области в возрасте старше 16 лет. Опросы проходят в городах Вологде и Череповце и в восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодеком, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском и Шекснин-ском). Объем выборки составляет 1500 человек.

Исследования показывают, что оценка качества трудового потенциала напрямую связана с социальной самоидентификацией человека. В 2007 г. к «бедным» и «нищим» отнесли себя 34% жителей Вологодской области, к «людям среднего достатка» - 57%, «богатыми» посчитали себя менее 1% населения. При этом жители области, относящие себя к «богатым», устойчиво имеют более высокие значения индекса социальной дееспособности (0,695 в среднем за весь период измерений - 2002 - 2007 гг.), чем «бедные» (0,647) и «нищие» (0,623).

Однако социальная самоидентификация населения в большей мере

характеризует именно психологическое самоощущение человека в обществе, нежели уровень его материального благосостояния, а бедность при этом часто ассоциируется с социальной несправедливостью.

В повседневной жизни под бедностью понимается уровень материального благосостояния человека, при котором возникают трудности с удовлетворением даже таких основных потребностей, как потребность в пище, одежде и т. п.

С учетом вышесказанного для определения уровня материального благосостояния населения нами использовалась пятибалльная шкала (табл. 1).

Таблица 1. Шкала измерения уровня материального благосостояния населения

Кол-во баллов Характеристика Доля населения, %, 2002 - 2007 гг.

1 Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать 3,0

2 Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей, однако покупка автомашины сейчас недоступна 12,2

3 Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом 53,0

4 Денег хватает только на приобретение продуктов питания 25,2

5 Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания, приходится влезать в долги 6,5

Анализ качества трудового потенциала проводился на примере двух крайних категорий: тех, кому денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать (первая группа; 3% населения), и тех, кому денег не хватает даже на приобретение продуктов питания (пятая группа; 6,5% населения).

На протяжении всего периода измерений наблюдается существенный разрыв между индексами социальной дееспособности первой и пятой групп. В среднем за 2002 - 2007 гг. индекс дееспособности первой группы превосходил соответствующий показатель в пятой группе на 0,091 ед. (0,698 против 0,607).

Пятая группа отличается более низкими значениями физического и психического здоровья, когнитивного

потенциала, творческих способностей, коммуникабельности, культурного и нравственного уровня, потребности в достижении, т. е. всех без исключения качественных характеристик трудового потенциала (табл. 2).

Такая разница в показателях дееспособности объясняется, с одной стороны, значительным неравенством в доступе к базовым инфраструктур-ным услугам, когда в преимущественном положении оказываются более обеспеченные граждане, а с другой -зависимостью материального благосостояния от качества трудовой деятельности.

Основной причиной, ограничивающей потребление платных услуг, является недостаток денежных средств (82% представителей пятой группы).

Таблица 2. Значения индексов качественных характеристик трудового потенциала различных категорий населения Вологодской области в зависимости от уровня доходов

Показатель Категория 2002 - 2007 гг.

Физическое здоровье Пятая группа 0,746

Первая группа 0,655

Разрыв -0,091

Психическое здоровье Пятая группа 0,707

Первая группа 0,655

Разрыв -0,052

Когнитивный потенциал Пятая группа 0,647

Первая группа 0,580

Разрыв -0,067

Творческие способности Пятая группа 0,610

Первая группа 0,528

Разрыв -0,082

Коммуникабельность Пятая группа 0,748

Первая группа 0,679

Разрыв -0,070

Культурный уровень Пятая группа 0,737

Первая группа 0,576

Разрыв -0,161

Нравственность Пятая группа 0,765

Первая группа 0,706

Разрыв -0,059

Потребность в достижении Пятая группа 0,718

Первая фуппа 0,602

Разрыв -0,115

Так, доступ к качественному образованию, прежде всего дошкольному и высшему, все в большей степени определяется уровнем дохода. Менее обеспеченные слои населения реже мо1ут позволить себе платное обучение в вузах, дополнительные образовательные курсы, консультации репетиторов. В 2007 г. платными образовательными услугами хотели воспользоваться 22% представителей пятой группы, смогли себе это позволить только 6% (в первой группе - 38 и 29%)1.

Как следствие, низкий уровень образования обусловливает невысокие значения индексов культурного и

нравственного уровня, недостаточный уровень знаний часто порождает неуверенность в своих силах и сопровождается низким уровнем социальных притязаний (потребности в достижении).

Значения индексов физического и психического здоровья представителей пятой группы также во многом взаимосвязаны с уровнем материального благосостояния. Доступ к основным медицинским услугам, выполнение врачебных предписаний, возможность дополнительного санаторно-курортного лечения напрямую зависят от денежных доходов. К примеру, в 2007 г. 63% представителей пятой группы указали на трудности в приобретении лекарств, связанные с их высокой стоимостью, в то время как в первой группе на это не указал никто8.

Таким образом, возникают своеобразные социальные барьеры, приводящие к сравнительно устойчивой стратификации общества, и бедность порождает новую бедность. Т. е. получается своего рода замкнутый круг: возможность повышения и сохранения качественных характеристик населения во многом определяется уровнем материального благосостояния, который в свою очередь зависит от качества трудового потенциала.

В связи с этим реализация комплекса мер, направленных на повышение реальных денежных доходов населения, является одним из ключевых условий для принципиального роста производительности труда, исходя из задач ускоренного социально-экономического развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

7 По данным мониторинга общественного мнения населения Вологодской области.

8 По данным мониторинга физического здоровья населения Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.