Научная статья на тему 'Трудовой подвиг ленинградских ученых в годы блокады'

Трудовой подвиг ленинградских ученых в годы блокады Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2021
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовой подвиг ленинградских ученых в годы блокады»

А. Н. Трухин, А. М. Судариков

Трудовой подвиг ленинградских ученых в годы блокады

После переезда в 1934 г. Академии наук в Москву, Ленинград продолжал развиваться как второй после столицы крупнейший центр академической науки. Общая численность ленинградских академических учреждений достигала 33, среди них 12 институтов, три отделения институтов, одна обсерватория, три самостоятельных лаборатории, три комиссии, один комитет, два музея, одно общество и два отделения обществ. В Ленинграде находились Архив и Библиотека АН СССР. В систему академических учреждений города входили такие институты, как Астрономический, Физикотехнический, Радиевый, Химической физики, Ботанический им. В.Л. Комарова, Физиологический им. И.П. Павлова, Зоологический, Истории материальной культуры им. Н.Я. Марра, Этнографии, Русской литературы, Языка и мышления им. Н.Я. Марра, Пулковская обсерватория. Академическую науку в Ленинграде представляли также Отделение Математического института им. В.А. Стеклова и Отделение Института истории.

Стоит особо отметить трагическую судьбу многих ленинградских ученых в предвоенный период. Наш город стоял у истоков старой российской научной интеллигенции, хранящей традиции, высокий профессионализм и культурный уровень. В 30-е годы наука Ленинграда сильно пострадала от чисток и репрессий и была пополнена молодежью, закончившей заочные и коммунистические вузы и академии. Их молодая энергия не могла в полной мере заменить профессионализм и глубокую культуру старой интеллигенции. По оценкам ленинградских историков, если численность научных кадров СССР к началу четвертой пятилетки сократилась на 28 %, то по Ленинграду - до 60 %.

В начале 1941 г. в городе на Неве трудились 39 академиков и 60 членов-корреспондентов АН СССР. В июне 1940 г. вицепрезидент АН СССР академик О.Ю. Шмидт отмечал, что в Ленинграде «постоянно живут и работают более трети общего количества академиков и членов-корреспондентов АН СССР»1. Накануне войны Ленинград был крупнейшим индустриальным и оборонным центром страны. По итогам вынужденной эвакуации промышленных предприятий мощность оборонных заводов города во втором полугодии 1941 г. уменьшилась примерно на 50 процентов. Вся оставшаяся промышленность за кротчайшие сроки реорганизовывала свою работу на военный лад и переключалась на выполнение заказов фронта.

1 См.: URL:http://www.spbrc.nw.ru/

263

Ленинградские учёные внесли большой вклад в выпуск военной продукции. При горкоме партии была создана комиссия по рассмотрению и реализации оборонных предложений и изобретений под председательством академика Н.Н. Семёнова. Среди членов комиссии по оборонным предложениям были многие выдающиеся учёные - А.Ф. Иоффе, М.А. Шателен, Н.Н. Миролюбов, А.А. Петров, Я.Б. Зельдович, Ю.Б. Харитон и др. При активном участии Комиссии, действовавшей на протяжении всего периода блокады, было создано много новых приборов и различных образцов новой техники1. К примеру: с июля по декабрь 1941 г. штаб фронта принял к реализации 422 изобретения и рационализаторских предложения (78 из них относились к артиллерии, 95 - к бронетанковой и автомобильной технике, 84 - к средствам связи)2.

Немало было сделано уже в первые дни начала войны. Например, сотрудники кафедры общей химии Текстильного института им.

С.М. Кирова под руководством профессора П.А. Якимова за 20 дней сумели создать новую систему запала для зажигательных бутылок, обладавшую высокими боевыми качествами. Предложенные учеными запалы не боялись влажности и отличались простотой устройства. Они стали называться «Запалы ЛТИ» и нашли широкое применение в действующих частях Ленинградского фронта и партизанских отрядах3.

В Ленинграде продолжают работать лаборатории Физикотехнического института АН СССР, ими руководит П.П. Кобеко. Сотрудники Физико-технического института АН СССР в Ленинграде и в Кронштадте трудились над проблемой защиты кораблей ВоенноМорского флота СССР от немецких бесконтактных магнитных мин. Работа в этом направлении была начата в лаборатории института еще в 1936 г., возглавлял эту работу А.П. Александров. К 1939 г. в этой лаборатории уже была разработана система защиты кораблей от магнитных мин и торпед путем размагничивания кораблей, получившая название «система ЛФТИ». Однако, к началу войны оснастить ВМФ СССР «системами ЛФТИ» не удалось и задача защиты кораблей Балтийского флота от бесконтактных магнитных мин была

1 Соболев Г.Л. Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. - М.; Л., 1966. - С. 34-47.

2 История ордена Ленина Ленинградского военного округа. - М., 1971. -С. 283.

3 Судариков А.М. Ленинградские химики блокадному городу и фронту // 60 лет со дня снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области: материалы междунар. конф. 27 января 2004 г. - СПб., 2004. - С. 156.

264

поручена группе сотрудников института. В эту группу входили: В.М. Тучкевич, Н.Л. Писаренко, И.М. Шмушкевич, С.Я. Никитин1.

В специфических условиях осажденного Ленинграда, по указанию Военного Совета Ленинградского фронта были проведены серьезные исследования ледяного покрова. В экспериментах участвовали Гидрографическая и Гидрометеорологическая службы Балтийского флота, Ленинградский физико-технический институт Академии наук СССР (ЛФТИ), инженерные подразделения штаба войск Ленинградского фронта, Управление военновосстановительных работ (УВВР-2), Государственный гидрологический институт (ГГИ). Общую стратегию ледовых исследований наметил академик А.Ф. Иоффе2. Отличительная особенность

экспериментальных работ состояла в том, что они проводились в естественных условиях и на действующих трассах, а не на лабораторных образцах льда. Экспериментальные материалы и выводы из них немедленно поступали для использования в практической деятельности частей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. На основании этих исследований были разработаны нормативы перевозок по льду для Краснознаменного Балтийского флота.

Для нужд Балтийского флота группа ученых Радиевого института, оставшихся в Ленинграде после эвакуации, под руководством профессора А.Б. Вериго наладила производство светосоставов, необходимых для изготовления приборов кораблей, основанных на принципе использования светящихся красок. В ноябре 1941 г. было налажено промышленное производство красок. Применение светящихся красок на кораблях Военно-Морского Флота явилось одним из средств повышения боеспособности кораблей в ночных условиях и аварийной обстановке3.

Разделили с городом тяжелые испытания войны и сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии (ВНИИМ). В первые же дни войны более 70 сотрудников ВНИИМ ушло на фронт, многие вступили в народное ополчение, большинство из них погибло в сражениях на подступах к Ленинграду. В тяжелых условиях блокады не прекращали работу 12 лабораторий ВНИИМ. В результате их работы: налажено производство спичек, создан заменитель сахара, часы ВНИИМ были источником точного

1 Тучкевич В.М. О защите кораблей ВМФ от немецких бесконтактных магнитных мин // Физико-технический институт в годы Великой Отечественной войны. - СПб., 2006. - С. 28-40.

2 См.: URL:http://www.muzdiorama.ru/pub/led_dorogi.html.

3 Соболев Г. Л. Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. - С. 52.

265

времени для города1. Часы на башне ВНИИМ исправно ходили всю войну, служа символом жизни для жителей осажденного города.

Серьезной проблемой для осажденного города было обеспечение питанием ленинградцев. Ученые, в том числе и химики, напряженно работали над тем, чтобы улучшить снабжение населения. В порту с довоенного времени скопилось большое количество целлюлозы, заготовленной для бумажных фабрик. Группа ученых под руководством зам. директора Института гидролизной промышленности профессора В.И. Шаркова поставила цель превратить целлюлозу в пищу. Оказалось, что после гидролиза возможно использовать целлюлозу в пищевой продукт. С конца ноября 1941 г. целлюлоза добавлялась как примесь к хлебу. В период блокады в Ленинграде было выработано около 15000 тонн пищевой целлюлозы2.

Научным центром противохимической обороны города был Государственный институт прикладной химии (ГИПХ). Первым военным заказом для ГИПХ было изготовление горючих смесей разных составов для заполнения противотанковых зажигательных бутылок. В июле 1941 г. был организован цех запалов для бутылок с горючей смесью. Новая технология изготовления запалов была отработана в считанные дни и создана установка, на которой в июле - сентябре 1941 г. выпускались запалы для Ленинградского фронта3. Одним из важнейших достижений института было выполнение военного заказ под названием «Средства защиты». Выполнение заказа было поручено лаборатории под руководством А.И. Заславского. В кратчайшие сроки задача была решена, испытания защитного состава 29 июля 1941 г. прошли блестяще. В тот же день Ленсовет принял решение об огнезащите города. Были выпущены специальные листовки и плакаты, снят учебный фильм, который показали во всех кинотеатрах Ленинграда. Обмазка представляла собой «густую тяжелую пасту, которую требовалось наносить три раза обычной ки-стью»4.

Вышеперечисленные примеры демонстрируют, что, несмотря на тяжелейшие условия блокадного города, ленинградские ученые продолжали бороться и творить во имя Победы в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями города. Уже в 1943 г. на 1 2 3 4

1 URL:http://vniim.ru/war-vniim.html.

2 Судариков А.М. Ленинградские химики блокадному городу и фронту // 60 лет со дня снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области... С. 158.

3 Судариков А.М. Государственный институт прикладной химии в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда // IX Царскосельские чтения: материалы науч.-практич. конф. - Т. II. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. - С. 131.

4 Там же. - С. 133.

266

многих заводах и фабриках Ленинграда восстанавливалось и расширялось производство. Всего в течение 1943 г. удалось частично восстановить работу 85 крупных промышленных предприятий.

Возобновились занятия и в высших учебных заведениях. В 1943/44 учебном году в Ленинграде действовали 13 вузов. Большинство студентов этих вузов сочетали учебу с работой на производстве, и поэтому занятия проходили обычно по вечерам, 3-4 раза в неделю1.

Е. В. Тюкова

Процесс русификации в сфере образования в конце XIX - начале ХХ в.

Современный взгляд на историю образования не ограничивается лишь вопросами по истории педагогики, истории педагогической мысли или только вопросами состояния образования как системы. История национальной школы является важной частью гражданской и национальной истории страны. Отсюда вытекает необходимость всестороннего и объективного изучения истории и культуры многонационального и многоконфессионального российского государства. Современное общество постоянно сталкивается с вызовами прошлого, оно вынуждено решать целый ряд проблем, истоки которых уходят в историю и игнорировать которые невозможно. Деформация межнациональных отношений, которая привела к распаду СССР, сохраняющиеся сегодня межэтнические и межконфессиональные противоречия делают важным и необходимым переосмысление имперского прошлого России и ее последующих исторических периодов.

С начала 1990-х в России начинается процесс интенсивного реформирования социальной сферы, составной частью которого стало изменение целей и методов государственной политики по отношению к системе образования.

В историографии советского периода процесс русификации традиционно трактовался как государственная политика, направленная на тотальную денационализацию и ассимиляцию всех населявших Россию этнических групп.

В. С. Дякин2 один из первых в перестроечное время предпринял попытку переосмысления национальной политики царизма на рубеже XIX и ХХ вв. Он отмечал, что единой национальной политики, 1 2

1 Дзенискевич А.Р., Ковальчук В.М., Соболев Г.Л., Цамутали А.Н., Шишкин В.А. Непокоренный Ленинград. - 3-е изд. - Л., 1985. - C. 262.

2 Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (IXI-нач. ХХ вв.) - СПб., 1998.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.