130
Высшее образование в России • № 12, 2015
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДАХ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
БАШКИРОВ Семен Петрович - зам. начальника управления по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам, Ухтинский государственный технический университет. Е-mail: sbashkirov@ugtu.net
ВАСИЛЬЕВ Яков Юрьевич - зав. кафедрой философии и методологии образования, Ухтинский государственный технический университет. E-mail: yavasilev@ugtu.net
Аннотация. В статье проведено разграничение понятий образовательной среды и организационной культуры образовательного учреждения. Рассмотрена роль вузов в формировании образовательной среды региона, а также описаны отдельные механизмы коррекции образовательной среды с использованием инструментария организационной культуры в отношении вузовских общественных объединений на примере движения студенческих отрядов.
Ключевые слова: образовательная среда, организационная культура, ценностно-компетентностный параллелепипед, студенческие отряды, социализация, мотивация, социомониторинг
Для цитированияя: Башкиров С.П., Васильев Я.Ю. Трудовое воспитание в строительных отрядах в контексте образовательной среды // Высшее образование в России. 2015. №12. С. 130-136.
«Образовательная среда» - широкое и комплексное понятие. Образовательную среду вуза иногда трактуют как эквивалентную организационной культуре вуза [1]. Однако этот тезис требует уточнения. Если говорить о социокультурном пространстве образовательной организации, содержание этих понятий действительно совпадает. Разница между ними, как нам представляется, состоит в том, что образовательная среда предполагает еще и действие организационной культуры образовательной организации за ее пределами - в социокультурном пространстве населенного пункта и региона, в котором она находится. При этом следует учитывать, что хотя образовательная среда населенного пункта и региона (далее будем говорить именно о регионе) формируется под влиянием совокупности организационных культур всех расположенных в них образовательных организаций, влияние вузов, безусловно, более весомо.
Именно вуз выступает ориентиром при выстраивании сложных и многообразных
отношений внутри образовательной среды. Университет является вершиной образовательной лестницы, и его главным функциональным назначением является подготовка квалифицированных специалистов, отвечающих современным социальным и профессиональным требованиям. Соответственно, представляется возможным применение инструментов управления организационной культурой вуза для целенаправленного воздействия на образовательную среду региона. В УГТУ ведется последовательная и плодотворная работа по управлению организационной культурой вуза [2; 3]. В основе этой работы лежит переработанная в соответствии с положениями отечественных гуманитарных теорий [2] модель организационной культуры, для которой модель Э. Шейна является частным случаем. При этом основным механизмом, который используется для мониторинга и корректировки организационной культуры, выступает разработанный в УГТУ эксклюзивный социолого-педагогический инструмент - «ценностно-компетентностный паралле-
Из жизни вуза
131
лепипед» (далее - ЦКП) [1]. Главным достоинством ЦКП для вуза является возможность количественного измерения эффективности воспитательной работы как в целом, так и по отдельным направлениям и конкретным воспитательным мероприятиям. Соответственно, итоги мониторинга позволяют управлять воспитательным процессом, концентрируя ресурсы и усилия на более эффективных мероприятиях, корректируя недостаточно эффективные и отбраковывая мероприятия, оказывающие негативный воспитательный эффект [3].
Однако наработанный инструментарий выстраивания организационной культуры может, на наш взгляд, использоваться вузом также и для целенаправленного воздействия на образовательную среду. Кажется вполне очевидным, что в качестве проводников этой культуры в социокультурное пространство региона выступают профессорско-преподавательское сообщество, выпускники и студенты, которые являются в большей или меньшей степени носителями организационной культуры вуза. Но с точки зрения возможностей воздействия на образовательную среду целесообразно рассматривать именно деятельность вузовских общественных и профессиональных сообществ или регулярных (осуществляемых в течение продолжительного времени, постоянно или с определенной периодичностью) массовых мероприятий.
Одним из удачных примеров такого сообщества нам представляются студенческие отряды. Как студенческое сообщество, они сочетают в себе элементы и общественной, и хозяйственной организации, что позволяет им служить связующим звеном между вузами и производственными предприятиями. Именно это качество делает студенческие отряды важным элементом образовательной среды. Отметим ряд существенных свойств, которыми характеризуется отрядное движение:
1) студенческие отряды являются наглядным примером разновозрастного моло-
дежного объединения,в деятельности которого в полной мере проявляется «эмерд-жентный эффект невидимых активов командообразования» [4];
2) студенческие отряды, как отмечалось в [5] , - одна из наиболее гармоничных форм общественной активности студенчества, оптимально сочетающая в себе материальные и моральные стимулы;
3) это общероссийская вертикально интегрированная сетевая структура, которая имеет достаточно разветвленные и сложные горизонтальные и вертикальные связи межвузовского, муниципального и межмуниципального, регионального и межрегионального характера с центральным штабом;
4) в масштабе региона активная производственная и общественная деятельность студенческих отрядов позволяет интегрировать студентов и учащихся разных учебных заведений в единое образовательное и воспитательное пространство, являющееся неотъемлемой частью образовательной среды региона;
5) студенческие отряды - один из важнейших механизмов профессиональной и трудовой социализации молодежи. Благодаря им студенты деятельно знакомятся с основами своей профессии. Кроме того, участие бойцов в производственной деятельности «на целине » вводит их в сферу внимания кадровых служб предприятий-работодателей. В процессе работы бойцы,
132
Высшее образование в России • № 12, 2015
с одной стороны, опосредованно формируют у предприятий-работодателей представление о реальном качестве подготовки будущих профессионалов в конкретных учебных заведениях, позиционируя последние в качестве поставщиков потенциальной рабочей силы. С другой стороны, сотрудничество в ходе производственной деятельности формирует у бойцов представление о предприятиях-работодателях, их кадровой политике и атмосфере в трудовом коллективе, транслируемое затем в студенческую массу и используемое в процессе выстраивания выпускниками индивидуальных профессиональных траекторий при выходе на региональный рынок труда.
Будучи реально действенным инструментом воспитательной работы и элементом внутривузовской организационной культуры, доказавшим свою эффективность, отряды при этом выступают и в качестве одного из элементов образовательной среды региона. Применение к студенческим отрядам модели ЦКП позволяет получить устойчивую обратную связь, показывающую степень влияния отрядного движения на участвующих в нем студентов. Таким образом, благодаря особенностям организации их деятельности мы можем анализировать как влияние образовательной среды на студенчество, так и влияние студенчества на образовательную среду.
Первый из указанных аспектов напрямую касается такой задачи вуза, как совершенствование учебного процесса путем формирования устойчивых компетенций самого разного уровня. Если профессиональные компетенции формируются и в учебном процессе, и в производственной практике, и в работе студотрядов, то формирование общекультурных компетенций не всегда можно эффективно обеспечить в формате чисто образовательного процесса. Студент университета - это сформировавшаяся личность и формально дееспособный гражданин, обладающий всей совокупностью прав. И хотя с точки зрения психо-
логической зрелости многие студенты еще дети, социально они уже взрослые люди. Это ставит серьезные проблемы в сфере развития таких компетенций, как трудолюбие или служебная и профессиональная дисциплинированность. Студенческие отряды могут быть примером успешного решения таких проблем. Как отмечалось выше, движение студенческих отрядов охватывает обучающуюся молодежь из учебных заведений разного уровня. Не секрет, что контингент в этих заведениях весьма разнится по интеллектуальным, профессиональным и моральным качествам. Благодаря студенческим отрядам молодежь младших курсов может познакомиться со старшекурсниками, научиться более ответственному отношению к жизни, перенять у более зрелых товарищей опыт и социально ориентированные традиции.
Второй аспект затрагивает хозяйствующие субъекты региона, принимающие на работу выпускаемые вузом кадры. Надо отметить, что вуз не может напрямую влиять на кадровую политику этих субъектов, однако знать их особенности необходимо. И здесь студенческие отряды выступают как важный источник информации. Студенты, работающие в этихкомпаниях, формируют свой взгляд на специфику предприятия, отмечают положительные и отрицательные стороны сотрудничества и транслируют их не только в студенческую среду, но и в профессорско-преподавательское сообщество и в администрацию вуза. Таким образом, благодаря движению строительных отрядов вуз может получать в свое распоряжение значимую информацию об образовательной среде и о ее влиянии на студентов.
Как мы уже упоминали, методологической основой исследования образовательной среды выступает модель ЦКП, в рамках которой выстроена категориальная система компетенций, увязанная с основными формами и методами учебно-воспитательной работы [1]. В качестве примера
Из жизни вуза
133
социомониторинга, результаты которого используются для анализа образовательной среды региона и выработки мер по воздействию на нее, можно привести социологический опрос, проведенный среди бойцов студенческих отрядов и направленный на выявление динамики изменения отношения студентов к труду и предприятиям-ра-ботодателям отрядов.
Было опрошено более 200 бойцов студенческих отрядов разных курсов из разных учебных заведений. С помощью опроса мы хотели установить, как менялось их отношение к труду в ходе работы на предприятиях, а также получить данные для ЦКП в раздел количественной оценки эффективности мероприятий,направленных на развитие трудолюбия.
До работы в студенческом отряде большинство опрошенных (85%) относились к труду позитивно. Во время работы основным стимулом к труду выступала целеустремленность («знаю, чего хочу, и добиваюсь этого») - 5 3%. По окончании трудового семестра отношение к труду изменилось у 45% опрошенных, не изменилось - у трети (32%). При этом какой-либо значимой дифференциации в ответах в зависимости от курса и учебного заведения у опрашиваемых не выявлено. Более половины респондентов (59%) указали, что мотивацией к труду является целеустремленность (90% из них по итогам трудового семестра укрепились в этой мотивации). По итогам работы в отрядах бойцы улучшили свое отношение к труду. Характер мотивации (целеустремленность) при этом остался прежним. Только 13% опрошенных отметили, что их мотивацией после работы в отрядах стала «любовь к труду».
Как интерпретировать эти данные? На стадии предварительного обсуждения проблемы выдвигались версии о социальной незрелости молодежи. Однако эта версия не подтвердилась. Понятно, что в студот-рядовское движение приходят мотивированные, в большинстве своем социально и
психологически устойчивые молодые люди, то есть присутствует некий фильтр студенческой массы. Также следует отметить, что при этом трудолюбие как базовая ценность, выступающая основой соответствующей компетенции, наполняется весьма определенным содержанием.
При создании модели ЦКП «трудолюбие» было выделено в качестве одной из восьми главных общекультурных компетенций. Соответственно, организовывались мероприятия для проведения воспитательной работы. Однако результаты опроса показывают, что при всем позитивном в целом отношении к труду определяющим мотивом к нему является не трудолюбие, а целеустремленность, которая в модели ЦКП также является одной из важнейших общекультурных компетенций. Чтобы получить ответ на вопросы о степени самостоятельности затронутых исследованием базовых компетенций и целесообразности коррекции воспитательной работы по их формированию и развитию в студенческой среде, необходимо провести дополнительные исследования по оценке динамики трудолюбия у студентов в процессе обучения и участия в других общественных объединениях и воспитательных мероприятиях.
134
Высшее образование в России • № 12, 2015
На вопрос о пользе работы на предприятиях «для них лично» 70% ответили, что польза есть. 65% опрошенных отметили, что получили от работы на предприятиях ценный опыт, касающийся их будущей профессии. В общем, это очевидные вещи. Однако следует помнить, что построение образовательной среды должно опираться на ясно осознаваемую всеми заинтересованными сторонами цель. Если ценность студенческого опыта работы в стройотрядах будет признана и предприятиями, и образовательными учреждениями, то и сотрудничество между ними может выйти на качественно иной уровень. Так, признание воспитательного и компетентностно-ориен-тированного значения занятости студентов по рабочим профессиям повлечет за собой включение этой формы трудовой деятельности в программы учебно-методической работы. Однако это невозможно сделать в одностороннем порядке, без помощи предприятий. И если учебная практика обяза-
тельна для обеих сторон, то выстраивание связей с организациями по линии студенческих отрядов - это уже другой уровень взаимодействия. Ведь речь здесь идет о добровольности, которая невозможна без понимания важности согласования интересов именно по этому направлению. Таким образом, образовательная среда открывает возможности для установления более тесных связей между ее субъектами, так как она строится на основе вовлеченности всех сторон.
Если рассматривать трудолюбие как объективную потребность личности, то само желание трудиться выступает побудительным мотивом к деятельности. Трудолюбивый человек получает удовольствие и радость от производительной, содержательной, позитивной и общественно полезной деятельности. В идеале трудолюбивый человекне может жить иначе: труд для него - насущная, экзистенциальная потребность. Однако насколько реалистичной яв-
Из жизни вуза
135
ляется такая педагогическая установка в современных условиях? Если ядром трудовой мотивации у современной молодежи является целеустремленность, ориентированная на результат, то получается, что трудолюбие выступает как ее подчиненный, функциональный компонент.
Полученные в опросе данные хотя и являются для его организаторов в известной степени неожиданными, тем не менее позволяют, по крайней мере частично, объяснить внимание кадровых служб предприя-тий-работодателей к бойцам студенческих отрядов. Результаты опроса свидетельствуют о том, что исследованное студенческое движение является местом сосредоточения людей с повышенным уровнем целеустремленности. Это вполне соответствует современной форме организации экономики страны, предполагающей конкуренцию хозяйствующих субъектов на рынке. Она резко повышает востребованность в специалистах, способных к грамотному, обоснованному, стратегическому и тактическому це-леполаганию и обладающих достаточной для достижения поставленных целей силой воли.
Какие практические рекомендации следуют из итогов проведенного мониторинга? Во-первых, они позволяют аргументированно побуждать учебные заведения к развитию отрядного движения как способа усилить свои позиции на рынке учебных заведений, конкурирующих за хозяйствующих субъектов. Во-вторых, они ориентируют работодателей на сотрудничество с вузами, достигшими больших успехов в развитии движения студенческих отрядов. В-третьих, поскольку удержание на мест-
ном рынке труда молодежи с ярко выраженной целеустремленностью представляется для региона несомненным благом, социологические данные могут мотивировать региональные власти к поддержке усилий учебных заведений и хозяйствующих субъектов в их совместной коррекции образовательной среды. Все это еще более усиливает роль студенческих отрядов как элемента образовательной среды, демонстрирующего свою актуальность для всех заинтересованных сторон.
Литература
1. Безгодов Д.Н. К разработке технологии
обследования и корректировки образовательной среды профессионального учебного заведения на основе компетент-ностного подхода // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 87-93.
2. Безгодов Д.Н. Концептуальные основы организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125-130.
3. Безгодов Д.Н., Васильев Я.Ю. Опыт оцен-
ки эффективности развития общекультурных компетенций в контексте воспитательной работы // Социология образования. 2013. № 11.
4. Крапивина Л.А., Ситников В.Л. Эмерд-
жентный эффект невидимых активов командообразования на принципах творческого содружества поколений // Гуманитарный вектор. Психология. 2014. № 1. С. 114-124.
5. Башкиров С.П., Васильев Я.Ю. Структури-
рование студенческой среды и стратегии воспитательной работы // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 94-99.
Статья поступила в редакцию 02.11.15.
CONSTRUCTION TEAM MOVEMENT IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND LABOR EDUCATION
BASHKIROV Semen P. - Deputy Head of Department on educational work and social affairs, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: sbashkirov@ugtu.net VASILYEV Yakov Yu. - Head of the Department of philosophy and methodology of education, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: yavasilev@ugtu.net
136
Высшее образование в России • № 12, 2015
Abstract. The article differentiates the concept of the educational environment from the concept of organizational culture of an educational institution. The authors consider the role of higher education institutions in formation of the educational environment of the region; describe the individual mechanisms of correction of the educational environment with use of the tools of organizational culture as applied to university public associations on the example of the student construction team movement. Student construction brigade successfully combines the elements of social and economic organization and this enables them to be the connecting link between university and enterprise and also to be a substantial part of a regional educational environment.
Keywords: educational environment, organizational culture, values and competence parallelepiped, student construction teams, educational work, all-aged collective, socialization, motivation, social monitoring
Cite as: Bashkirov, S.P., Vasil’yev, Ya.Yu. (2015). Student Construction Team Movement in the Context of the Educational Environment and Labor Education. Vyisshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 130-136. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Bezgodov, D.N. (2013). [To the Development of Technology for Examination and Correction of
the Educational Environment of Professional Educational Institutions Based on Competence Approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 87-93. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Bezgodov, D.N. (2008). [Conceptual Bases of Organizational Culture of Higher Education Insti-
tution]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 125-130. (In Russ.)
3. Bezgodov, D.N., Vasil’yev, Y.U. (2013). [Experience in the Evaluation of Efficiency of Development
of General Cultural Competences in the Context of Educational Work]. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. No. 11. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Krapivina, L.A., Sitnikov, V.L. (2014). [Emergent Effect of Invisible Assets of Team Building Based
on the Principles of Creative Collaboration between Generations]. Gumanitarnyi vector. Psikhologiya [Humanitarian Vector. Psychology]. No. 1, pp. 114-124. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Bashkirov, S.P., Vasilyev, Y.Y. (2013). [Structuring the Student’s Environment and Strategies of
Educational Work]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 94-99. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 02.11.15.