Научная статья на тему 'Трудовое воспитание как социальное явление в отечественной педагогике'

Трудовое воспитание как социальное явление в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА / HANDYCRAFT EDUCATION / UPBRINGING VALUE / WORKING ACTIVITY / PERSONAL SOCIALIZATION OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровых В. П.

Даётся теоретический анализ понятия «трудовое воспитание». Проанализированы сущностные характеристики и подходы, обоснована необходимость социализации личности ребёнка в условиях трудовой деятельности, показана специфика формирования гуманистической составляющей духовного и нравственного воспитания через труд. Результаты исследования могут быть применены в исследованиях по философии образования, теории и истории педагогики, а также в совершенствовании содержания педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовое воспитание как социальное явление в отечественной педагогике»

Боровых В. П.

Соискатель, кафедра педагогики, Волгоградский государственный педагогический университет, МОУ лицей № 9 им. засл. учителя школы РФ А.Н. Неверова (Волгоград)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация

Даётся теоретический анализ понятия «трудовое воспитание». Проанализированы сущностные характеристики и подходы, обоснована необходимость социализации личности ребёнка в условиях трудовой деятельности, показана специфика формирования гуманистической составляющей духовного и нравственного воспитания через труд. Результаты исследования могут быть применены в исследованиях по философии образования, теории и истории педагогики, а также в совершенствовании содержания педагогического образования.

Ключевые слова: трудовое воспитание, воспитательная ценность, трудовая деятельность, социализация личности ребёнка

Key words: handycraft education, upbringing value, working activity, personal socialization of the child

Как своеобразный феномен общественной жизни, трудовое воспитание - явление объективное, закономерное и многомерное. Уровень его развития тесно сопряжён с состоянием общественной жизни, степенью её демократизации и гуманизации. Сам этот феномен по - разному определяется исследователями. Содержательные и методические аспекты трудового воспитания рассматривались в работах ряда отечественных педагогов А.Н. Альвареса, Ю.А. Бороздина, Г.Н. Волкова, А.Х. Галиной, Л.Г. Григорьевой, О.А. Петровым, Л.Г. Андреевой, Е.Н. Салтановым и др.

В одном случае термином «трудовое воспитание» они называют формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда, в другом - целенаправленное формирование ценностного отношения к труду, как основы нового духовного облика человека. Являясь органической составляющей нравственного воспитания, трудовое воспитание носит целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности.

Современные педагогические исследования ориентируются на трудовое воспитание целостной личности с ярко выраженными субъективными свойствами, способной к самореализации, самовыражению и саморазвитию. «Нельзя ребёнка постоянно вести «на помочах», - утверждает Е.Н. Салтанов, - погружая его в посильные трудности, создавая условия для проявления активности и самостоятельности ребёнка; педагог, тем самым и способствует его воспитанию, обучению и развитию» [7, 41].

Рассматривая трудовое воспитание как социальное явление необходимо иметь в виду, что именно педагог, как профессионал, всегда является инструментом общества в обучении и воспитании личности, передачи и усвоения учеником социальной культуры. По словам авторов «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986 гг.», - именно он, учитель, «призван научить своих воспитанников понимать тенденции развития производства, разбираться в новейшей технике и технологии, в совершенстве владеть своей рабочей специальностью» [4, 107].

Результат трудового воспитания, как правило, проявляется в характере общения человека с окружающим миром, преобразованием окружающей его действительности, в практической деятельности, вытекающей из потребностей человека. Определяющей

категорией трудового воспитания выступает специально организованная педагогическая деятельность, в основе которой стоит ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, где самосовершенствуется и педагог и воспитанник. Эта деятельность обусловлена общением педагога с учащимися и рассматривается нами как условие, как существенный фактор организации педагогического процесса. В этих условиях педагог, отвечающий интересам самих детей, обеспечивает условия педагогической деятельности. Педагогические возможности труда, на которые ориентируется воспитательная система, во многом обусловлены целенаправленной деятельностью по развитию тех или иных качеств личности ребёнка. Воспитывает сама жизнь. Хорошо об этом сказано у А.С. Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги» [3, 116].

Антон Семёнович определяет педагогическую деятельность как соединение огромного доверия с огромным требованием к деятельности ребёнка. Именно такой стиль трудового воспитания, который в ценностно-смысловом значении отражает привычку к действию, выражает веру в человека и его любовь нему, сопротивление всему, что препятствует свободному развитию личности. «Сформированная привычка показывает, что определённая нравственная цель, - по утверждению Т.В. Полозовой, - реализуется в практике конкретных действий» [6, 284].

Благополучие и процветание общества в определённой степени зависят от профессионализма самых разных специалистов, поскольку эффективность их труда обеспечивает прогрессивное развитие профессиональной сферы (содержания, средств деятельности, трудовых операций и т.д.), повышение качества результатов деятельности и т.д. Концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путём проб и ошибок в реалиях современной жизни, от человека, занимающегося педагогической деятельностью, сегодня требуется решение задач, связанных с высоким уровнем компетентностей. По словам И.В. Бобрышевой «компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и смыслами деятельности, а также способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и продуктивно и ответственно действовать в ней» [1, 27].

Как известно человек не получает по наследству в готовом виде ни одного нравственного и волевого качества - всё это воспитывается, развивается, формируется и совершенствуется в процессе деятельности, и, прежде всего, в труде. «Если бы всякая работа могла разрешать задачи развития ребёнка, то и задачи трудового воспитания разрешались бы легко и успешно. На самом же деле это одна из самых сложных педагогических проблем. Всякий труд, в отличие от игры и забавы, требует от того, кто его выполняет, усилия и энергии, независимо от его способностей, - отмечал, в связи с этим, отечественный педагог И.Ф. Свадковский». [8, 11].

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. «Воспитательная ценность такого объединения, - как считает Г.М. Иващенко и М.Е. Кульпединова, - заключается ещё и в том, что оно более чем школа и совсем иначе способствует осознанию подростком, с одной стороны, себя, своих возможностей, своей тождественности или различия с другими; с другой - ценностного отношения к социальному творчеству» [2, 36].

В современных социокультурных условиях трудовое воспитание проходит на фоне утверждения в обществе приоритетов личности, признания её интересов и потребностей, прав и свобод. Тем не мене, стремление некоторых руководителей локализовать воспитательные цели труда, замкнуть их только на интересы детей, на наш взгляд является крайне неосмотрительным. Это не только обедняет воспитательный потенциал,

но и снижает его социальную ценность и значимость. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной, где труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие высоконравственных личностных качеств. Из этого следует что «труд выступает как средство воспитания и формирования индивидуальности школьника, если он даёт возможность проявиться созидательным силам и стремлениям детей, позволяет соединить культуросообразное развитие этих сил с желанием приводить их в действие» [5, 3].

Действительно, по той причине, что всякий труд и трудовая деятельность, составляют неотъемлемое условие существования человечества, внимание к тематике трудового воспитания отмечается с момента возникновения первых теоретизированных подходов к педагогической проблематике. Аксиоматично, что вопросы воспитания труду занимали человечество с момента его возникновения (Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ). Соответственно, с самых первых попыток теоретического осмысления проблем педагогики возникли и первые педагогические идеи, посвящённые вопросам трудового воспитания. Известно, что Дж. Дьюи, Р. Штейнер, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий стремились к тому, чтобы труд способствовал индивидуальному развитию личности.

На основе вышеизложенных рассуждений основоположник народной педагогики К.Д. Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда, общества и трудовой подготовки ребёнка, личности и общества утверждая, что « ... физические работы развивают в детях любовь и привычку к беспрестанному труду и делают для них праздность скучной и невозможной, так что в последствии времени несколько часов, проведённых в праздности, являются для них сильнейшим наказанием, любовь же и привычка к труду есть именно та почва, на которой могут успешно развиваться все добрые качества» [9, 277].

Перефразируя известный тезис К.Д. Ушинского, мы вправе сказать: если учитель хочет воспитывать учащегося во всех отношениях, то он должен, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях. Ясно, однако, что это требование необходимо рассматривать как идеальную цель, к которой, разумеется, нужно стремиться, но осуществить которую в полной мере всё же нельзя в силу принципиальной неисчерпаемости, динамичности человеческой психики, с одной стороны, и лимитированности возможностей школьного педагога, с другой.

В заключении хотелось бы отметить, что сфере воспитания, сориентированной на личностное развитие учащихся, нужен труд, педагогическое назначение и оправдание которого - быть средством (не единственным) социально-культурной интеграции и воспитания саморегулируемой личности с выраженной индивидуальностью. Именно важнейшим условием реализации воспитательных возможностей труда является формирование установки «на ребёнка», что естественным образом означает сочувствующее проникновение в его внутренний мир переживаний, затруднений и взаимоотношений.

Литература

1. Бобрышева И.В. Гуманитарная компетентность как основа профессионализма и культуры современного учителя / И.В. Бобрышева //Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. - 2009. - № 9 (43). - 158 с.;

2. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности //Педагогика, 1992. - № 11.12. - 128 с.;

3. Макаренко А.С. Коммунистическое воспитание и поведение /А.С. Макаренко// Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1977-1978. - Т.1. - 710 с.;

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961- 1986 гг.) /Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. - М.: Педагогика, 1987. - 416 с.;

5. Пашков А.Г., Труд как средство воспитания //Педагогика, 1992. - № 7.8 - 128 с.;

6. Полозова Т.В. Педагогические условия становления системы нравственных привычек у подростков /Т.В. Полозова //Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования: Материалы регион. науч.- практ. конф. (Волгоград, 26 апреля 2007 г.) /Сост. Д.В. Полежаев; Под общ. ред. Л.И. Гриценко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. - 384 с. (Макаренковские педагогические чтения, вып.5);

7. Салтанов Е.Н. Развитие идеи трудовой школы в отечественной педагогике (конец XIX - первая треть XX вв.): Монография /Под ред. д.п.н., проф. В.И. Беляева. - М.: Издательство МГСУ «Союз», 2002. - 273 с.;

8. Свадковский И.Ф. Воспитание детей в труде /И.Ф. Свадковский - М.: АПН РСФСР, 1956. - 213 с.;

9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: вопросы воспитания /Под ред. В.Я. Струминского. - М.: Издательство МП РСФСР, 1953. - Т.1. - 638 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.