Научная статья на тему 'ТРУДОВОЕ ПРАВО И РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ТРУДОВОЕ ПРАВО И РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / БЕЗРАБОТИЦЫ / ТРУД / ЗАКОН / КОДЕКС / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / LAW / UNEMPLOYMENT / LABOR / CODE / LABOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурханхаджаева Х.В.

В статье рассмотрены трудовое право граждан Узбекистана.Авторм уделены внимания на правовые основы, так как, в соответствии со ст. 37 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Также в статье имеются рекомендации по рассмотрению и разрешению споров, вытекающих из трудовых правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR LAW AND VIEWING LABOR CASES IN UZBEKISTAN

The article discusses the labor law of the citizens of Uzbekistan. The author focuses on the legal framework, since, in accordance with Art. 37 of the Constitution of the Republic of Uzbekistan, everyone has the right to work, to free choice of work, to fair working conditions and to protection against unemployment in the manner prescribed by law. The article also contains recommendations on the consideration and resolution of disputes arising from labor relations.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЕ ПРАВО И РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Бурханхаджаева Х.В., к.юр.н.

доцент

кафедра «Трудовое право» Ташкентский государственный юридический университет ТРУДОВОЕ ПРАВО И РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В

УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация

В статье рассмотрены трудовое право граждан

Узбекистана.Авторм уделены внимания на правовые основы, так как, в соответствии со ст. 37 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Также в статье имеются рекомендации по рассмотрению и разрешению споров, вытекающих из трудовых правоотношений.

Ключевые слова: право, безработицы, труд, закон, кодекс, трудовые правоотношения.

Burkhanhajayev Kh. V. - PhD in Law, Associate Professor of the Department of Labor Law of Tashkent State Law University LABOR LAW AND VIEWING LABOR CASES IN UZBEKISTAN

Annotation

The article discusses the labor law of the citizens of Uzbekistan. The author focuses on the legal framework, since, in accordance with Art. 37 of the Constitution of the Republic of Uzbekistan, everyone has the right to work, to free choice of work, to fair working conditions and to protection against unemployment in the manner prescribed by law. The article also contains recommendations on the consideration and resolution of disputes arising from labor relations.

Keywords: law, unemployment, labor, law, code, labor relations.

Как нам известно, что Конституция Республики Узбекистан в статье 37 закрепляет, что каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Современные тенденции развития общества предъявляют новые требования к отношениям, возникающим в трудовой сфере.

Важное место имеет в трудовых правоотношениях трудовые споры, которые являются разногласием между работодателем и работником по применению законодательных и иных нормативных актов о труде, условий труда, предусмотренных трудовым договором. Если посмотреть Статью 8 Трудового кодекса, которая предусматривает, что каждому гарантируется защита трудовых прав, которая осуществляется органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а также органами по рассмотрению трудовых споров. Разрешение трудовых споров в рамках судебных процедур

зачастую не является оптимальным для сторон средством разрешения конфликта и часто приводит к значительным судебным издержкам, волоките, наносит невосполнимый вред межличностным или деловым отношениям, а также придает нежелательную огласку обстоятельствам спора. Именно по этим причинам в целях снижения количества споров, поступающих в суды общей юрисдикции, является актуальным вопрос о возможности разрешения дел в процессе процедуры примирения. Примирение сторон в досудебных процедурах характерно для большинства стран мира, например, США, Англии, Испании, Италии, Швейцарии, Японии, Австралии, Чехии, Венгрии, Болгарии.

В связи с чем, внедрение в практику урегулирования споров института медиации, одной из основных задач которой является уменьшение нагрузки на судебную систему, содействие развитию деловых партнерских отношений и формирование этики и гармонических общественных отношений, представлялось бы уместным.

Ежегодно судами Республики Узбекистан постановляются решения по более чем 700 трудовым спорам, из них большую часть составляют споры, связанные с взысканием заработной платы, восстановлением на работе и вытекающие из отношений по возмещению вреда причиненного работником работодателю. Из них большее количество исков удовлетворяется.

В Республике Узбекистан, в отличие от Великобритании и США, принята система «писаного права» и значение прецедента, т.е. судебного решения, принятого по конкретному делу, не имеет юридического значения, и не может служить основанием для принятия такого же решения по аналогичному делу. Тем не менее, существует довольно большое число актов, принимаемых высшим судебным органом страны — Верховным судом Республики Узбекистан с целью создания единой судебной практики при рассмотрении споров в тех или иных областях права. Акты являются руководящими разъяснениями и как показывает практика большинство решений принимается судами именно в соответствии с указанными актами. Законодательство Республики Узбекистан предусматривает возможность мирного (досудебного) разрешения трудовых конфликтов.

Согласно требованиям действующего законодательства, статье 269 Трудового кодекса Республики Узбекистан непосредственно в районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры:

• если по месту работы работника не создана комиссия по трудовым спорам;

• о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки основания прекращения трудового договора, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;

• о возмещении работником материального вреда работодателю;

• о возмещении работодателем вреда (в том числе морального),

причиненного работнику повреждением его здоровья при исполнении трудовых обязанностей или имуществу работника;

• об отказе в приеме на работу в случаях, предусмотренных частью второй статьи 78 настоящего Кодекса;

• по вопросам, которые были предварительно решены работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом либо иным представительным органом работников.

Трудовые споры, помимо перечисленных в части первой настоящей статьи, по желанию работника также рассматриваются непосредственно в районных (городских) судах.

В Трудовом кодексе закреплен круг лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением о рассмотрении трудового спора, которыми являются:

• работник, профессиональный союз или иной представительный орган работников;

• правовой инспектор труда;

• работодатель, когда он не согласен с решением комиссии по трудовым спорам, а также по спорам о возмещении ему вреда, причиненного работником;

• прокурор.

Кроме того, нормами действующего законодательства, статьей 276 трудового кодекса предусмотрены особенности рассмотрения трудовых споров отдельных категорий государственных служащих, так, трудовые споры отдельных категорий государственных служащих по вопросам прекращения трудового договора, перевода на другую работу, возмещения вреда, связанного с необоснованным переводом или прекращением трудовых отношений, и наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются в порядке, установленном законом.

Сторонами трудового договора выступают работник и работодатель (ст. 72 ТК). Следует отметить, что ТК не содержит определения понятий работника и работодателя, а в ст. 14 и 15 ТК упоминается о субъектах трудовых отношений.

Работниками признаются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем. Ими могут выступать как граждане Республики Узбекистан, так и иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного законом (по общему правилу 16-летнего) возраста и заключившие трудовой договор с работодателем. Следует отметить, что ТК допускает возможность заключения трудового договора и с лицами, моложе 16-ти лет, при этом предусматривая ряд условий, обязательных при заключении с ними трудовых договоров (ст. 77 ТК).

Работодателями же по ТК (ст. 15) могут выступать не только юридические лица (предприятия, в том числе их обособленные структурные подразделения, в лице их руководителей, частные предприятия, собственник которых одновременно является их руководителем; лица, занимающиеся

индивидуальным предпринимательством и использующие труд наемных работников, осуществляющие деятельность с образованием юридического лица, а также главы дехканских и фермерских хозяйств в установленном законом порядке), но и физическое лицо. По общему правилу, возраст, с которого гражданин может быть работодателем — 18 лет (достижение совершеннолетия, с которым закон связывает полную дееспособность граждан). Законы и иные нормативно-правовые акты о труде распространяются на всех работников и работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если между ними был заключен трудовой договор. В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса Республики Узбекистан, трудовой договор — это соглашение между работником и работодателем о выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку на условиях, установленных соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативными актами о труде.

Данное определение содержит в себе ряд отличительных признаков, характеризующих направленность нового ТК на регулирование трудовых отношений в условиях рыночных отношений, расширяя сферу договорного регулирования трудовых отношений и подчеркивая тем самым основное назначение соглашения сторон не только для заключения трудового договора, но, прежде всего, для определения тех условий, в которых работник будет трудиться.

Субъектами индивидуального трудового отношения являются работник и работодатель. Равно как индивидуальное трудовое отношение составляет ядро предмета трудового права, работник и работодатель являются основными его субъектами.

На основании ст.14 Трудового Кодекса Республики Узбекистан, работником как субъектом трудовых отношений, могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного возраста (ст. 77 Трудового Кодекса Республики Узбекистан) и заключившие трудовой договор с работодателем.

На основании ст.15 Трудового Кодекса Республики Узбекистан, работодателем как субъектом трудовых отношений, могут быть:

1) предприятия, в том числе их обособленные структурные подразделения, в лице их руководителей;

2) частные предприятия, собственник которых одновременно является их руководителем;

3) отдельные лица, достигшие восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных законодательством.

Субъектами коллективных трудовых отношений выступают представители работников и представители работодателей.

В зависимости от уровня социального партнерства представителями

работников могут выступать:

а) в организации - первичная профсоюзная организация, орган общественной самодеятельности, образованный на общем собрании (конференции) работников, единый представительный орган работников;

б) на территориальном, отраслевом и иных уровнях - профсоюзы и их объединения.

Представителем одного работодателя (организации) является руководитель или другое полномочное в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лицо. Представителями работодателей отрасли, региона и т.п. выступают объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Каждый субъект трудового права обладает специфическим правовым статусом, характеризующим его права, обязанности, ответственность и т.д.

Основными субъектами трудового права признаются:

работодатель, администрация; работник; профессиональные союзы;

трудовой коллектив.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об охране труда», государственная политика в области охраны труда основывается на принципах:

♦ приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

♦ координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики;

♦ установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий, независимо от форм собственности и хозяйствования;

♦ обеспечения экологически безопасных условий труда и систематического контроля за состоянием окружающей среды на рабочих местах;

♦ осуществления надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда на предприятиях;

♦ участия государства в финансировании охраны труда;

♦ подготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях;

♦ стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих;

♦ широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

♦ бесплатного обеспечения работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием;

♦ проведения налоговой политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;

♦ обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на

производстве и каждого профессионального заболевания и на этой основе информирования населения об уровнях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

♦ социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание;

♦ всемерной поддержки деятельности профсоюзов и других общественных объединений, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

♦ международного сотрудничества при решении проблем охраны труда. В развитие отдельных статей закона приняты такие подзаконные нормативные акты:

♦ Постановления Кабинета Министров РУз:

♦ №538 от 7.11.1994 г. «О государственном управлении охраной труда»;

♦ №58 от 16.02.1995 г. «Об управлении охраной труда Министерства труда РУз»;

♦ №286 от 6.07.1997 г. «Положение о расследовании и учете несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников на производстве» и др. нормативные материалы:

♦ Типовое положение об организации работ по охране труда;

♦ Типовое положение об обучении и проверки знаний по охране труда;

♦ Положение об уполномоченном по охране труда;

♦ Методические указания по рациональному трудоустройству инвалидов;

♦ Списки работ с неблагоприятными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, полностью или частично запрещается использование труда женщин и др.; Национальная политика в области охраны труда определена в статье 4 Закона «Об охране труда». При Олий Мажлисе существует депутатская комиссия по социальным вопросам, Национального совета по охране труда, комитетов, совета директоров или других органов, наделенных полномочиями периодического пересмотра национального законодательства, политики и деятельности в области охраны труда нет. При необходимости решением Правительства создается межведомственная рабочая группа специалистов для обсуждения и подготовки необходимого общегосударственного нормативного документа в области охраны труда. Международная Организация Труда приняла в качестве основного структурообразующего элемента систему трипартизма, призванную обеспечить взаимоприемлемый уровень решения социально-трудовых проблем на основе равенства участвующих в переговорах сторон.

Социальное партнерство как принципиально новый тип социально-трудовых отношений заключается в том, что, во-первых, работник перестает

быть только объектом социально-трудовых отношений, и, наряду с собственником - работодателем, становится активным субъектом этих отношений и их регулирования на различных уровнях; во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей работодателей и работников.

Международная организация труда (МОТ) является специализированной структурой ООН, занимающейся продвижением принципов социальной справедливости, соблюдением прав человека и международных прав в области труда. Республика Узбекистан с момента вступления в МОТ в 1992 году к настоящему времени ратифицировала 13 конвенций этой международной организации.

Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в качестве официального документа 72-й сессии Генеральной Ассамблеи распространена информация на шести официальных языках ООН, посвященная предпринимаемым в Узбекистане мерам по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с законодательством республики и международными стандартами труда.

В документе отмечается, что созданная на основе принципов и норм международного права национальная нормативно-правовая база способствует укреплению гарантий защиты трудовых прав граждан.

Будучи членом Международной организации труда (МОТ), Узбекистан ратифицировал 14 ее конвенций, включая те, которые предусматривают недопущение детского и принудительного труда. Положения этих документов отражены в Конституции страны, закрепившей право каждого на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда, защиту от безработицы и запрет на принудительный труд.

В национальным законодательством Узбекистана предусмотрен строгий запрет на использование детского и принудительного труда, включая принуждение к выполнению работы под угрозой наказания, в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины. Введена административная ответственность за принуждение к труду в какой-либо форме.

Констатируется, что Узбекистан, неукоснительно соблюдая принятые международные обязательства и подтверждая решимость к недопущению такого рода явлений, как детский и принудительный труд, открыт для конструктивного международного сотрудничества в данной сфере.

Поэтапно осуществляются меры по имплементации международных стандартов труда в национальное законодательство и правоприменительную практику.

Кроме этого в нашей стране создан и эффективно функционирует координационный совет по вопросам детского и принудительного труда.

Наряду с этим отмечается, что Генеральная прокуратура республики продолжает обеспечивать строгий надзор за исполнением законодательства по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан, в том числе предупреждению и недопущению использования детского и принудительного труда, обращая особое внимание на соблюдение положений действующих нормативно-правовых актов при осуществлении сезонных сельскохозяйственных и других общественных работ.

Вместе с тем в Узбекистане в октябре 2017 года создана Парламентская комиссия по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, в состав которой вошли депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса, представители негосударственных некоммерческих организаций и институтов гражданского общества Узбекистана. В Узбекистане принято более 200 законов и других нормативных актов, направленных на усиление роли и значимости гражданских институтов в решении важных социально-экономических вопросов граждан. В их числе -законы "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности", "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан", "О негосударственных некоммерческих организациях" и Трудовой кодекс.

Использованные источники:

1. Европейская социальная хартия (пересмотренная, принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Конвенция на английском языке опубликована не была.

2. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. Т. I.- Женева, Международное бюро труда, 1991, стр. 10101014.

3. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 1990. Т. II.- Женева, Международное бюро труда, 1991, стр. 1935 - 1938.

4. Рекомендация № 91 МОТ от 29.06.1951 «О коллективных договорах» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956, Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991, с. 1042.

5. Конституция Республики Узбекистан от 08.12.1992 , Т. Ташкент, 2018

6. Трудовой кодекс Республики Узбекистан от 1 апреля 1996 г. // Ведомости Олий Мажлис Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.