УДК 378.14
А.Т. Саркулова
ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ РАБОТНИКОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Статья посвящена рассмотрению качества трудовой жизни работников отдельных предприятий Саратовской области. Автор уточняет содержание понятия «качество трудовой жизни». Рассматриваются основные факторы удовлетворенности трудом. В статье подчеркивается важность изучения трудовой жизни работников для проведения эффективной социальной политики, повышения качества трудовой жизни работающего населения.
Трудовая жизнь, качество трудовой жизни, удовлетворенность трудом.
A^. Sarkulova LABOUR LIFE OF SARATOV REGION WORKERS:
THE COMPARATIVE ANALYSIS
The article is dedicated to the consideration of labor life quality of the separate enterprises workers of the Saratov region. The author specifies the concept «quality of a labor life». Major factors of satisfaction are considered by work. In the article the importance of labor life studying of workers for carrying out the effective social policy, improvement of labor life quality of the working population is underlined.
Labor life, labor life quality, work satisfaction.
В настоящее время в отечественных исследованиях социально-экономического положения работников наблюдается противоречие между знаниями о его объективной и субъективной сторонах. Для анализа объективной стороны (видов и структуры занятости, оплаты труда и ее дифференциации, трудовой мобильности и др.) собирается обширная статистическая информация. В отличие от нее изучение субъективной стороны, т. е. мнения самих работников о соответствии этих характеристик их социальным интересам, в настоящее время практически не осуществляется.
В современных условиях модернизации России, в т.ч. социально-трудовых отношений, когда положение работодателей все больше зависит как от привлечения и закрепления кадров, так и от их продуктивного использования, подход к трудовым ресурсам должен быть пересмотрен. Давно уже известно, что они являются не просто производственными ресурсами, но полноправными партнерами с индивидуальными и групповыми интересами, далеко не всегда совпадающими с интересами работодателей. Поэтому изучение и на его основе учет запросов работников в настоящее время выступает необходимым элементом развития социально-трудовых отношений, гражданского общества, а также страны в целом.
Широкими возможностями изучения социальных интересов работников и степени их реализации на конкретных объектах занятости обладают исследования трудовой
жизни. В их контексте трудовая деятельность наемного персонала рассматривается не как сугубо технологический процесс, а как активная и продуктивная часть жизнедеятельности, в ходе которой работники реализуют созидательный потенциал и зарабатывают средства существования для себя и своей семьи.
В научный оборот понятие трудовой жизни введено в 60-х годах американским ученым Л. Дэвисом. Оно подразумевает взаимоотношения между персоналом предприятий и его производственным окружением, охватывающие контакты с материально-вещественными факторами производства (средствами, предметами, условиями труда) и социальной средой (коллегами, руководством и др.). Эти взаимоотношения формируют качество трудовой жизни, неразрывно связанное с качеством жизни и возможностью личностного развития человека согласно его духовным, нравственным и интеллектуальным потребностям [4, с.7].
На наш взгляд, наиболее полным является рассмотрение качества трудовой жизни во взаимосвязи объективной и субъективной сторон: организация и содержание труда, его оплата, стимулирование и мотивация, создание благоприятных и безопасных условий трудовой деятельности, соотношение рабочего и свободного времени, психологический климат в коллективе, удовлетворенность трудом, чувство социальной полезности и гордости выполняемой работой, качество досуга, развитие и совершенствование человека. Важно отметить, что от того, насколько качество трудовой жизни устраивает работников, зависят их заинтересованность в индивидуальных и коллективных результатах труда, желание расширять и совершенствовать профессиональный и квалификационный потенциал, связывать свою трудовую карьеру с данной организацией.
Для изучения трудовой жизни используется метод эмпирических социологических исследований. Сбор первичной информации проводится выборочным опросом работников посредством анкетирования, содержащего вопросы об объективных сторонах трудовой деятельности и субъективных оценках респондентами разных аспектов своего социальноэкономического положения.
Основным индикатором качества трудовой жизни является удовлетворенность работой, которая в комплексе отражает сбалансированность запросов работников к содержанию, характеру и условиям труда с субъективными оценками возможностей их реализации. Это оценочное отношение работника к совокупности аспектов трудовой деятельности служит также показателем адаптации персонала к трудовой ситуации в организациях.
При этом отправной точкой может быть определение, что удовлетворенность трудом - это состояние сознания, продуцирующее положительные реакции на процесс реализации ожиданий по тем или иным проблемам производственной жизни [3, с.14]. Социальные показатели удовлетворенности состоят в следующем: состояние трудового (эмоционального) сознания; формы влияния на это состояние; удовлетворенность конкретными процессами трудовой деятельности; групповые устойчивые реакции в виде общественного мнения и социальные действия людей.
В социологической науке имеется достаточное количество методологических оснований для интерпретации понятия «удовлетворенность трудом». Ф. Герцберг в конце 50-х гг. XX века выделил два фактора - «мотивация» и «гигиена». Согласно его концепции мотивация складывалась из элементов - успех, признание, характер работы, ответственность, развитие личности; гигиена включала правила трудового распорядка, характер руководства, зарплату, межличностные отношения и условия труда. При этом была отмечена закономерность: если учет факторов мотивации повышает
удовлетворенность, то неучет факторов гигиены, прежде всего, способствует росту неудовлетворенности [1, с.56-57]. Дуализм природы факторов удовлетворенности трудом признается большинством исследователей, однако классификация предлагается разная: в отечественной традиции принято выделять производственные и внепроизводственные, в западной - внутренние и внешние [2, с.4].
Последние два десятилетия ознаменовались значительными социальноэкономическими изменениями, а также изменениями в духовной жизни российского общества. Они не могли не отразиться на отношении работников к труду и на различных конкретных показателях их трудовой деятельности. На отношение работников к труду влияют сложившаяся духовно-культурная атмосфера в обществе, господствующие в обществе ценности. В советский период существовали ценности, положительно влияющие на отношение к труду: коллективизм, патриотизм, значимость интересов общества и др. Некоторые ценности капитализма также играют положительную роль в отношении к труду: стремление иметь большие доходы и др.
Предпринятый учеными анализ удовлетворенности работой позволил выявить следующие ее компоненты:
удовлетворенность базовыми условиями труда (уровень и система зарплаты, условия труда, качество и уровень организации работ);
удовлетворенность содержательной стороной труда (важность и содержание труда, престижность работы как фактор повышения статуса работника, отношения в коллективе с точки зрения реализации социальных потребностей).
В дальнейшем на основе материалов социологических исследований как за рубежом, так и в России состав компонентов удовлетворенности работой был дополнен удовлетворенностью гарантиями занятости как фактором уверенности в завтрашнем дне и стабильности условий жизнедеятельности.
На наш взгляд, определяющими для разграничения групп факторов должны быть не границы, территории организации, а грань между реальностью и ее осознанием человеком.
В рамках независимого исследования положения работников проведен выборочный опрос работников отдельных промышленных предприятий и учреждений бюджетной сферы Саратовской области. Выбор данных категорий работников не случаен. В Саратовской области в областных учреждениях бюджетной сферы трудятся порядка 180 тыс. человек. С учетом федеральных бюджетных учреждений - порядка 300 тыс. человек. Каждый третий работающий - бюджетник. Доля работников, занятых в промышленности, в общей численности работников региона также достаточно высока - 24%.
Уровень удовлетворенности работой и ее детерминанты стали основным звеном анализа материалов исследования трудовой жизни работников бюджетной сферы Саратовской области. Удовлетворенность трудом, измеряемая только социологическим путем, может рассматриваться как точный показатель благосостояния человека в целом.
Результаты исследования показали высокий уровень удовлетворенности работой. Вариация удовлетворенности работой по возрасту также имеет типичные проявления. Самой низкой она оказалась в группах лиц молодого возраста (до 30 лет) - на уровне 45%, а у респондентов наиболее активного трудового возраста превысила 70%.
Чтобы выяснить субъективные причины удовлетворенности работой, она была разложена на составляющие ее компоненты. Респондентам предлагалось отметить, какие из них обусловливают привлекательность работы в организациях. В табл. 1 приведен рейтинг компонентов, среди которых респонденты выделили только один в качестве субъективно самой значимой причины.
Таблица 1
Работники о самых значимых причинах удовлетворенности работой, %
Причина Все респонденты Удовлетворенные работой
Хорошие отношения в коллективе 34,8 34,6
Нравится выполняемая работа 21,7 24,7
Возможность повысить квалификацию, должность 17,4 11,4
Социальные гарантии 13,0 13,9
Отношения с руководством 8,7 5,9
Другое 3,2 4,7
Размер заработка 1,2 4,8
Самой рейтинговой причиной удовлетворенности работой являются хорошие отношения в коллективе. Данный факт показывает, что в трудовой сфере социальное окружение, межличностные отношения в коллективе являются прямым фактором удовлетворенности работой.
Для респондентов, которые удовлетворены работой, значимость ее содержания также находится в числе первых позиций рейтинга. Эта причина важна, так как работа является не только средством удовлетворения материальных запросов, но и самостоятельной жизненной ценностью. Причинами удовлетворенности трудом также являются перспективы квалификационного и должностного роста, наличие социальных гарантий.
Большинству опрошенных (65,2%) нравится выбранная специальность (профессия), однако доля равнодушных к своей профессии также является немаленькой (13%). Отношение к специальности (профессии) как косвенная характеристика содержания труда - один из самых значимых факторов удовлетворенности (неудовлетворенности) работой. Зависимость между этими переменными, прежде всего в аспекте влияния на удовлетворенность, теснее, чем по фактору оплаты труда. В свое время данный тип зависимости дал основания ряду специалистов считать основным мотиватором удовлетворенности сам труд, а не его, по терминологии Ф. Герцберга, «гигиенические» стороны (зарплата, условия труда и др.). Вместе с тем, не утрачивает популярности и точка зрения, согласно которой, для работников не так важно содержание труда, как его оплата.
Но, как и многие исследователи, полагаем, что указанные взгляды на важность факторов удовлетворенности (неудовлетворенности) работой исходят из спорных теоретических предпосылок.
В реальности проблема приоритетных факторов качества трудовой жизни заключается, скорее всего, не в разной насущности физиологических и духовных потребностей, а в неодинаковых шансах их реализации.
Характеристикой удовлетворенности как отношений сознания и реальности является не только осознание внешних условий, но и их связь с поведенческой установкой на их изменение, в нашем случае - с желанием «сменить место работы». По полученной информации, желание «продолжать работать в данной организации» в наибольшей степени выражена у работников бюджетной сферы, в которой имеются социальные гарантии в отличие от ряда предприятий коммерческого сектора, где в условиях кризиса «острой» проблемой стало нарушение трудовых прав работников.
Сопоставляя удовлетворенность трудом по гендерному признаку, зарубежные исследователи отмечают, что среди женщин данный показатель выше, и это, несмотря на отсутствие определенных преимуществ на рынке труда. Проведенное исследование показало, что женщины несколько более удовлетворены условиями труда, выполняемой работой, мужчины несколько чаще лидируют в категории «удовлетворенных не в полной мере».
Компоненты неудовлетворенности работой также были проранжированы респондентами по степени важности, и рейтинг самой важной причины для всех опрошенных и тех, кто не удовлетворен работой, представлен в табл. 2.
Основной причиной неудовлетворенности работой является заработная плата, что еще раз доказывает, что уровень оплаты труда все еще остается острым вопросом, характерным не только для бюджетной сферы, но также и для реального сектора экономики. Однако она не предопределяет общей оценки качества трудовой жизни. Несмотря на недовольство заработком, в целом все же респонденты удовлетворены работой. Это соответствует взглядам Ф. Герцберга и его сторонников о слабом влиянии
зарплаты на уровень удовлетворенности работы, но не согласуется с ними в аспекте ее определяющего воздействия на уровень неудовлетворенности.
Итак, одной из самых значимых характеристик отношения к труду является удовлетворенность им. В ходе социологического исследования было выявлено, что удовлетворены работой 52,2% работников, удовлетворены не в полной мере - 26,1%, не удовлетворены своей работой - 21,7% (см. рисунок).
Таблица 2
Работники о самых значимых причинах неудовлетворенности работой, %
Причина Все респонденты Не удовлетворенные работой
Не устраивает заработок 52,2 82,1
Плохие условия труда 8,2 1,9
Не устраивают отношения в коллективе 0,0 0,0
Не устраивают отношения с руководством 7,7 2,3
Нет перспектив повысить квалификацию 4,3 1,4
Не нравится профессия, специальность 4,3 0,7
Недостаточность социальных гарантий 13,0 10,3
Работа устраивает не в полной мере 8,7 1,3
Другое 0,5 0,0
Уровень удовлетворенности (неудовлетворенности) работой, %
Анализ материалов исследования трудовой жизни работников организаций Саратовской области в целом показал удовлетворенность работой. В то же время, по мнению самих работников, повысить качество трудовой жизни могло бы не только повышение уровня заработной платы, но и улучшение отношения руководства к подчиненным, участие руководителей в жизни коллектива.
Таким образом, управление в сфере социально-трудовых отношений как на государственном уровне, так и на уровне организации требует аналитического обеспечения, в частности посредством организации социологических исследований, результаты которых дают возможность выявить социальное самочувствие человека и выработать конкретные меры для улучшения трудовой жизни, повышения ее качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Herzberg F. One More Time: How Do You Motivate Employes? / F. Herzberg // Harvard Business review. 1968. January. February. P. 56-95.
2. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (Анализ структуры, измерения, связь с производственным поведением) / Ф.Н.Ильясов. Ашхабад: Ылым, 1988. 128 с.
3. Патрушев В. Д. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты /
В. Д. Патрушев, Н.А. Калмакан. М.: Наука, 1993. 293 с.
4. Платонов О. А. Повышение качества трудовой жизни: опыт США /
О. А. Платонов. М.: Культурно-производственный центр «Рада», 1992. 188 с.
Саркулова Альбина Тохтамысовна - Sarkulova Albina Tohtamysovna -
аспирант кафедры «Гуманитарные науки» Postgraduate Student of the Department
Энгельсского технологического института of «Humane Studies» of Engels Technological
(филиала) Саратовского государственного Institute (branch)
технического университета of Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 16.05.10, принята к опубликованию 14.07.10