Научная статья на тему 'Трудовая миграция российской молодежи: государственные программы поддержки возвратности'

Трудовая миграция российской молодежи: государственные программы поддержки возвратности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
488
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ВОЗВРАТНАЯ МИГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / YOUTH / LABOUR MIGRATION / RETURN MIGRATION / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Алена Александровна

Рассмотрены предикторы усиления негативных тенденций миграционной политики России. Обозначена и обоснована проблема нарастания объективных предпосылок к росту намерений обучающихся вузов эмигрировать из страны. Оценка динамики уровня возвратности трудовой миграции молодежи демонстрирует остроту изучаемой проблематики. Выделены преимущества и негативные последствия замкнутого круга миграционных потоков для стран доноров трудовых ресурсов и государств-реципиентов. Рассмотрены источники, формирующие направления миграционного потока российской молодежи. Проведена оценка государственных программ поддержки образовательной и трудовой миграции, способствующих росту выездного потока молодежи. Определены ведущие направления образовательной миграции среди российской молодежи. Охарактеризована государственная политика регулирования возвратной миграции молодежи и рассмотрены новые инициативы, направленные на формирование намерения молодого специалиста актуализировать сформированный профессиональный потенциал в стране постоянной локации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour migration of Russian youth: state programs to support repayment

The author examined predictors of strengthening of negative trends of migration policy of Russia. Identified and justified the problem of increase of the objective prerequisites for the growth intentions of university students to emigrate from the country. Assessment of levels of return labour migration of young people demonstrates the urgency of the studied issue. The advantages and negative effects of the vicious circle of migration flows for the countries-donors of labor and recipient States. The sources that shape the direction of the migration flow of Russian youth. The evaluation of government programs to support the educational and labour migration contributing to the growth of outbound tourist flow of young people. Identified the leading trends of educational migration among young people in Russia. Characterized by state regulatory policy of return migration of young people and reviewed new initiatives on the formation of intentions a young professional to update a professional capacity in the country of permanent location.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция российской молодежи: государственные программы поддержки возвратности»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

|рудовая миграция российской молодежи: государственные программы поддержки возвратности

Борисова А.А. 1

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

Рассмотрены предикторы усиления негативных тенденций миграционной политики России. Обозначена и обоснована проблема нарастания объективных предпосылок к росту намерений обучающихся вузов эмигрировать из страны. Оценка динамики уровня возвратности трудовой миграции молодежи демонстрирует остроту изучаемой проблематики. Выделены преимущества и негативные последствия замкнутого круга миграционных потоков для стран - доноров трудовых ресурсов и государств-реципиентов. Рассмотрены источники, формирующие направления миграционного потока российской молодежи. Проведена оценка государственных программ поддержки образовательной и трудовой миграции, способствующих росту выездного потока молодежи. Определены ведущие направления образовательной миграции среди российской молодежи. Охарактеризована государственная политика регулирования возвратной миграции молодежи и рассмотрены новые инициативы, направленные на формирование намерения молодого специалиста актуализировать сформированный профессиональный потенциал в стране постоянной локации.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Результаты исследования получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России, проект 26.2024.2017/ПЧ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь, трудовая миграция, возвратная миграция, государственное регулирование.

Labour migration of Russian youth: state programs to support repayment

Borisova A.A. 1

1 Novosibirsk State Technical University, Russia

Введение

Миграция высококвалифицированных специалистов на протяжении длительного времени является, к сожалению, устойчивым явлением для российской экономики. Фиксируется вариативность значений масштабов и направлений миграционных потоков. Но в целом тенденция оттока квалифицированных специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности сохраняется. Ведутся дискуссии об индикаторах миграционных потоков [1] и обозначаются расхождения в величинах показателей, определяемых разными мониторинговыми

АННОТАЦИЯ:

системами. Сопоставление данных о миграции россиян, опубликованных в российских [1] и зарубежных источниках [2], выявляет значимые различия в оценках миграционных потоков. Наблюдаемая разница в данных объясняется различием в подходах к ведению статистического учета, используемых в разных государствах. Например, в США иммигрантом считается гражданин иностранного государства, переехавший на территорию страны с целью постоянного проживания. В российской практике лица, которые покинули территорию России, но не снялись с регистрации, не считаются эмигрантами, при этом они учитываются как иммигранты за рубежом. Поскольку большая часть эмигрантов сохраняют за собой гражданство и место жительства, величины реальных данных официальной статистики о миграции россиян возрастают.

Согласно оценкам демографов и социологов, более 40% российских граждан, мигрирующих за рубеж, имеют высшее образование и владеют высокими профессиональными навыками [3] (Vorobeva, Grebenyuk, 2016). Данные о величинах, масштабах миграционных потоков, а также качественных параметров мигрантов фиксируют факт состоявшихся перемещений. Такая реальность в меньшей степени поддается государственному регулированию.

В последнее время фиксируется достаточно опасное основание для усиления темпов миграции - рост настроенности молодежи на переезд в страну, предоставляющую, по их оценкам, более привлекательные условия профессиональной реализации и/или проживания. Исследователями отмечается омоложение мирового миграционного

ABSTRACT:_

The author examined predictors of strengthening of negative trends of migration policy of Russia. Identified and justified the problem of increase of the objective prerequisites for the growth intentions of university students to emigrate from the country. Assessment of levels of return labour migration of young people demonstrates the urgency of the studied issue. The advantages and negative effects of the vicious circle of migration flows for the countries-donors of labor and recipient States. The sources that shape the direction of the migration flow of Russian youth. The evaluation of government programs to support the educational and labour migration contributing to the growth of outbound tourist flow of young people. Identified the leading trends of educational migration among young people in Russia. Characterized by state regulatory policy of return migration of young people and reviewed new initiatives on the formation of intentions a young professional to update a professional capacity in the country of permanent location.

KEYWORDS: youth, labour migration, return migration, state regulation

JEL Classification: J60, J62, J69 Received: 05.01.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Borisova A.A. (Bborisova2O120yandex.ru)

CITATION:_

Borisova A.A. (2019) Trudovaya migratsiya rossiyskoy molodezhi: gosudarstvennye programmy podderzhki vozvratnosti [Labour migration of Russian youth: state programs to support repayment]. Ekonomika truda. 6. (1). - 599-612. doi: 10.18334/et.6.1.39758

потока: 24,7% мигрантов это молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет (в 2000 году -20,5%) [2]. Эта тенденция подкрепляется отрывшимися возможностями упростившегося выбора учебных заведений и накопленным опытом абитуриентов пребывания и получения языковой подготовки в период обучения в школе. Динамика выстраивания образовательно-карьерных траекторий по схеме бакалавриат в российском вузе, магистратура - в зарубежном - положительная и рассматривается многими обучающимися как отличный старт для построения профессиональной карьеры и укрепления конкурентоспособности на рынке труда [4] (Borisova, 2015a).

Усиление динамики миграционных перемещений российских граждан в целом и молодежи в частности сопровождается рядом положительных аспектов, но в то же время представляет опасную тенденцию угрозы национальной безопасности. Поэтому следует проанализировать предпосылки роста намерений обучающихся российских вузов к трудовой миграции за рубеж, выделить программы и условия, по которым чаще всего образовательная миграция «превращается» в трудовую, и обозначить инициированные государством мероприятия, способствующие возвращению молодежи после обучения на территорию постоянной локации.

замкнутый круг миграционных тенденций:

преимущества и последствия миграции молодых специалистов

Миграционные потоки и управленческие механизмы их регулирования являются важной предпосылкой обеспечения устойчивости развития страны. Результат движения трудовых ресурсов значимо влияет на формирование интеллектуального, профессионального потенциала, оказывает воздействие на конъюнктуру рынка труда и установление равновесной ставки заработной платы. Значимое влияние, но разной направленности и силы воздействия, оказывается на страны - участницы международной миграции: в одних происходит снижение доли экономически активного населения, в других, напротив, наращивание; при этом существенно может изменяться качество трудовых ресурсов.

Можно говорить о формировании так называемого «замкнутого круга миграционных тенденций». Растущая в современном мире поляризация государств на «развитые» и «развивающиеся», дифференциация стран по уровню социально-экономического развития и правовых гарантий - все это обуславливает акцентирование

ОБ АВТОРЕ:_

Борисова Алена Александровна, заведующий кафедрой менеджмента, доктор экономических наук, доцент (Bborisova2O120yandex.ru)

цитировать СТАТЬЮ:_

Борисова А.А. Трудовая миграция российской молодежи: государственные программы поддержки возвратности // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 599-612. doi: 10.18334/et.6.1.39758

внимания молодежи на оценку возможности профессиональной реализации за пределами страны, в которой получили образование. Регулярный мониторинг оценок намерений и предпринимаемых действий к наращиванию возможности трудовой миграции, проводимый в Новосибирском государственном техническом университете посредством анкетирования обучающихся на протяжении всей образовательно-карьерной траектории [5] (Borisova, 2015b), фиксирует рост положительных решений в отношении переезда в иные локации, в т.ч. и за рубеж. Замкнутый круг миграционных тенденций еще больше усиливает дифференциацию стран: поскольку страны-доноры испытывают отток трудовых ресурсов, а страны-реципиенты, напротив, продолжают устойчиво наращивать профессиональный потенциал.

Тенденции развития международной миграции формируются под воздействием оценок субъектов относительно уровня социально-экономического развития государств, политики доступности перемещения через границы и, наконец, способности закрепления на территории иной страны.

Таким образом, современная модель международной миграции построена на противопоставлении принимающих и отправляющих государств, когда основные миграционные потоки направлены из государств с более проблемной социально-экономической обстановкой в государства с благоприятными условиями. При этом миграция молодежи сопровождается особыми последствиями для обеих сторон.

С точки зрения отправляющего государства миграция молодежи имеет как позитивные, так и негативные аспекты. К позитивным последствиям можно отнести:

• повышение уровня квалификации и багажа профессиональных знаний, освоение новых практик и технологий;

• расширение кругозора и формирование современного/передового видения профессиональной и социальной реализации;

• профессиональный networking и формирование устойчивых связей в профессиональных сообществах;

• установление международных деловых связей, способствующих притоку технологий и знаний;

• совершенствование уровня владения иностранным языком;

• увеличение денежных переводов от деятельности мигрантов за рубежом;

• использование мигрантом накопленного капитала после возвращения домой для открытия собственного бизнеса содействует формированию среднего класса [5] (Borisova, 2015b);

• популяризация национальных культурных особенностей отправляющего государства и, как следствие, влияние на размер туристического потока.

Практически все перечисленные позитивные аспекты актуальны только в случае, когда миграция имеет возвратный характер. Возвратная миграция предполагает применение сформированного и накопленного профессионального потенциала за пределами страны на территории постоянной локации.

В последнее время фиксируется снижение уровня возвратной миграции [6]: увеличилась частота случаев, когда учебная и трудовая миграция из временной возвратной формы становится постоянной и невозвратной. Наши оценки [7], как и оценки других исследователей [8-10] (ОтеЪепуик, 2017; ЯуагаМзеу, ОтеЪепуик, 2014; ТврШп, 2015), подтверждают прямую зависимость между продолжительностью, частотой пребывания обучающихся за рубежом с ростом намерения на продолжение карьеры вне домашней локации на постоянной основе.

Экономистами выделены и изучены негативные последствия невозвратной миграции квалифицированной молодежи. Нарастание негативной тенденции многими оценивается как мощная угроза развитию и национальной безопасности государства-донора, поскольку сопровождается:

• потерями части высококвалифицированных человеческих ресурсов в трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов и ослабление профессионального потенциала страны;

• потерями ресурсных вложений на общеобразовательную и профессиональную подготовку трудовых ресурсов;

• вымыванием интеллектуального потенциала («утечка мозгов») и ослаблением социально-психологического климата страны (приверженности);

• сокращением размеров экспертного сообщества, уменьшением количества научных кадров, способных передавать знание следующим поколениям и формировать исследовательскую культуру познания.

В целом, обозначенные потери обусловливают снижение производственных мощностей страны. Негативные последствия в перспективе приводят к ослаблению научного и производственного потенциала государства, что, в конечном счете, ослабляет его экономическое положение и делает уязвимым для внешних угроз. Таким образом, при сохранении и нарастании тенденции миграции квалифицированных специалистов из группы «молодежь» за пределы страны проблема обостряется.

Страна - реципиент молодых специалистов получает значимые преимущества: расширение профессионального сообщества и рост общего интеллектуального уровня населения, диверсификация взглядов и получение специалистов, обладающих отличными от стандартных для государства опытом и мышлением. В то же время фиксируется распространенная практика экономии на разнице в уровне оплаты труда квалифицированных специалистов, прибывающих в разных статусах принадлежности к стране [11].

Миграция молодых специалистов несет за собой и негативные для принимающего государства последствия, к ним можно отнести: высокие затраты на финансирование программ поддержки и адаптации мигрантов, усиление социальной напряженности, вызванной конкурентной борьбой за рабочие места. Также значимым последствием можно считать тенденцию смены критериев сегментации глобального разделения труда.

Миграция молодых специалистов регулируется странами - участницами миграционного движения: представляются образовательные, исследовательские визы. В целом регулирование направлено на облегчение доступа к трудовым ресурсам нужной квалификации. Также распространены поддержка временной миграции молодых специалистов за рубеж, их участие в программах обмена и профессиональных стажировках, обучение в аспирантуре и получение докторской степени. Данные [12] подтверждают, что образовательная миграция - ключевой и динамично растущий миграционный поток, интенсивность которого будет нарастать. По оценкам экспертов [12], величина потока иностранных студентов, который в 1975 году составлял 800 тысяч человек, к 2021 году вырастет до 8,4 миллионов. Отечественные данные также подтверждают эту тенденцию: количество российских студентов, уезжающих на обучение за границу, достигло в 2017 г. 57 тыс. человек. Обучение проводится более чем в 50 странах мира. Ключевыми направлениями образовательной миграции являются: Германия (принимает 17,2% российских студентов за рубежом), Чехия (9,14%), США (8,9%), Великобритания (7,05%) и Франция (6,2%) [13].

Миграция с целью расширения профессионального уровня и образования зачастую превращается в трудовую - в случаях, когда фиксируется факт закрепления в качестве сотрудника компании, представляющей место практики или стажировки во время учебного процесса. Проживание в стране на протяжении периода учебы (от 6 месяцев до 4 лет) способствует формированию у обучающегося крепких социальных связей, адаптации к месту проживания и принимающему обществу. Все эти факторы способствуют переводу миграции из временного статуса в постоянный и обуславливают негативные тенденции, обозначенные выше.

Формирование миграционного потока российской молодежи: источники и программы

Знание источников генерации миграционного потока и каналов движения позволяет обосновывать превентивные регулирующие мероприятия, в том числе и для обеспечения возвратности молодежи на родину.

Можно выделить несколько источников формирующих направлений миграционного потока российской молодежи:

• миграция с целью постоянного трудоустройства;

• временная трудовая миграция (на период каникул);

• образовательная миграция с параллельным трудоустройством;

• миграция с целью прохождения стажировки.

Больший вес в структуре миграционного потока на протяжении последних трех лет занимает временная трудовая миграция молодежи. Очевидны причины, по которым этот способ является самым востребованным.

Во-первых, он позволяет в краткосрочном периоде без принятия жизненно важных решений провести «разведку боем» и соотнести ожидания и представления с фак-

тически созданными условиями для профессиональной и личностной реализации.

Во-вторых, оставляет надежду на возврат к привычным и известным реалиям.

В-третьих, позволяет расширить мировоззрение, освоить новые управленческие практики.

И наконец, проверить состоятельность и востребованность профессиональной подготовки за пределами страны, т.е. оценить уровень своей конкурентоспособности на международном рынке труда.

На рынке сложились традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя программы временной занятости студентов (например, Work and Travel USA, STAR Travel, Au Pair), а также фиксируется наработка новых практик - участие студентов в программах сопровождения туристов. Имеются особенности реализации практик и можно выделить преимущества для дальнейшего трудоустройства, которые получают молодые люди - участники программ.

Одной из популярных программ временного трудоустройства молодежи на протяжении длительного периода (с 1957 г.) остается программа «Work and Travel USA». Программа реализуется под патронажем Госдепартамента США и направлена на развитие межкультурных коммуникаций за счет широкого распространения американской культуры. Реализация программы предполагает выделение порядка 300 тыс. студенческих трудовых виз, обеспеченных занятостью и рабочими местами на предприятиях сферы услуг (обслуживающий персонал в ресторанах и отелях, продавцы в магазинах, операторы парков аттракционов и т.д.) при соблюдении гарантии со стороны работодателей об отсутствии различий в часовых ставках оплаты труда между участниками программы и местным населением [14].

Востребованность программы подтверждается значительным интересом со стороны участников из Китая (30 000), Бразилии (13 000), России (12 500), Украины (9 000) (данные о количестве участников приведены по [15]). Очевидно, что устойчивый интерес молодежи из активно развивающихся стран к этой программе обусловлен намерением погружения в динамичную практику ведения бизнеса, познанием новой культуры прогрессивного менеджмента. Хотя имеются и иные приоритетные мотиваторы: возможность более высокого заработка по сравнению с работой на территории страны проживания, практика владения иностранным языком и усиление конкурентоспособности при последующем, после окончания вуза, трудоустройстве [16] (Pogodina, 2009). Отметим, что часть, пусть и небольшая, студентов, получивших J1 визу, после окончания ее срока действия (обычно в период с 1 мая по 1 октября) остаются на территории США незаконным путем. При этом официальные данные не оглашаются, однако негласная статистика возвращений показывает, что, несмотря на усилия американского правительства, направленные на ограничение и сокращение данного явления, на территории США ежегодно остается около 3,5% участников программы.

Также популярной и востребованной молодежью является программа «STAR Travel» [17], которая предлагает более продолжительный период трудоустройства (от

трех месяцев до года), расширенные возрастные границы участников (от 18 до 32 лет) и не ограничена статусом «студент образовательного учреждения».

Возможность трудоустройства в Европе предоставляет старейшая программа международного молодежного обмена - Au Pair. Участие в программе предполагает вхождение молодого человека в иностранную семью на правах старшего ребенка с определенными правами и обязанностями на довольно продолжительный период времени (до 1,5-2 лет) [18]. По завершении программы участники получают сертификаты [19].

Одним из популярных на сегодняшний день видов временного трудоустройства за рубежом является работа в туристической сфере. Молодые люди работают гидами, экскурсоводами, сопровождающими и аниматорами в курортных странах. Основная цель подобного трудоустройства - получение опыта работы за границей, приобретение самостоятельности и, наконец, совмещение отдыха и работы. В основном данный вид трудоустройства действительно является временным, однако встречаются случаи перевода трудового контракта из временного в постоянный и закрепления сотрудника в новом для него государстве.

Краткосрочные трудовые поездки по подобным программам позволяют молодым людям расширить свой кругозор, приобрести новые профессиональные навыки и завязать международные знакомства с людьми по всему свету. Для принимающих государств преимущества программ также очевидны - они получают дешевую рабочую силу в сферах, непривлекательных для коренного населения, а зачастую просто характеризующихся сезонным ростом. Стоит отметить, что в основном участие в подобных программах принимает определенная категория молодых людей, как минимум достаточно инициативных, нацеленных на развитие. Именно такие качества высоко ценятся работодателями и могут оказать решающее воздействие для предложения о постоянном проживании и трудоустройстве.

Процесс глобализации интенсивен, и уже не представляется возможным сузить возможности выезда за границу, оказывать значимые препятствия желанию молодежи работать и учиться за рубежом. Необходимо создавать условия, которые будут побуждать молодежь к возращению.

Таким образом, современные тенденции формируют «замкнутый круг международной миграции», усугубляющийся ростом миграционных потоков. Вместе с общими потоками растет и миграция молодежи. Основные каналы трудовой миграции молодежи - трудоустройство после получения заграничного образования, миграция по программам международного обмена или временного трудоустройства. Нарастающая миграция молодежи вызывает тревогу у отправляющих государств, поскольку сопряжена с множеством негативных последствий. Перевод миграции из категории невозвратной в возвратную изменяет характер последствий на позитивный. Нейтрализация негативных последствий современных миграционных тенденцией основана на реализации политики повышения возвратности миграционного потока.

Государственная политика регулирования возвратной миграции российской молодежи

Регулятивная политика государств по сохранению человеческого потенциала реализуется по двум основным направлениям: удержание молодежи и повышение возвратности образовательной и трудовой миграции.

В современном мире, характеризующемся распространением процессов глобализации, размыванием границ и доступностью информации, удержание молодежи насильственным путем представляется маловероятным. Нормативно-правовое обеспечение закрепляет свободу территориальных перемещений (ст. 27 ч. 2 Конституции РФ). В целом, политика удержания молодых людей направлена на комплексное изменение социально-экономической среды для нивелирования негативного воздействия основных движущих миграционных факторов. Для каждого второго мигранта ключевым мотиватором стало желание смены обстановки и любопытство, а базовой причиной возврата - тоска по привычному образу жизни и неоправдавшиеся ожидания от жизни за рубежом [6]. Переезд сначала в одну сторону, а затем обратно является серьезным испытанием, сопровождающимся финансовыми и психологическими вложениями. Часть потенциальных мигрантов можно заранее перевести в категорию будущих возвратных, предоставив им возможность краткосрочной миграции, которая удовлетворит их потребность в перемене обстановки, при этом не вынудит примать решение о полной смене локации. Можно заранее предотвратить постоянную миграцию, обеспечив условия возврата.

Исторически в российской практике реализовывались программы обмена специалистами - например, в 1958 году, несмотря на Холодную войну, были подписаны Соглашения между СССР и США об обменах в области культуры, техники и образования, в том числе включающее пункт об обменах студентами и аспирантами между советскими и американскими университетами [20] (Ктут$кауа,2011). В современной России реализуется подобная программа «Глобальное образование», в рамках которой молодые люди получают возможность обучения за рубежом за счет российского правительства, а после окончания университета обязуются вернуться на родину на определенный срок. Будет логичной разработка программы такого же типа, направленной на временное трудоустройство молодых людей за рубежом с обязательствами вернуться в Россию для работы уже на российском предприятии в течение определенного времени. Для получения выгод всеми сторонами - участниками программы она должна проводиться в форме обмена между предприятиями, ведущими деятельность в одной сфере. Предприятия будут проводить санкционированный обоими государствами обмен молодыми специалистами с предоставлением зарплаты одного уровня на определенный срок, по истечению которого оба специалиста вернутся обратно на родину, на те предприятия, где работали их партнеры по обмену. В результате прове-

дения подобной программы ее участники получат профессиональный опыт и опыт международной коммуникации.

Для повышения возвратности мигрантов наиболее часто государствами используется метод проведения целевых программ привлечения соотечественников. В Российской Федерации реализуется «Программа содействия добровольному переселению соотечественников». Анализ результатов реализации программы позволяет предложить конкретизацию мероприятий целевого назначения. Одним из возможных является проведение программ возвращения молодых специалистов, ранее мигрировавших за рубеж с целью получения образования или трудоустройства, а также детей эмигрантов прошлых поколений, получивших образование или профессиональный опыт в наиболее востребованных в России профессиональных областях. В условия программы может входить:

• облегченная процедура получения визы и гражданства Российской Федерации;

• оказание содействия в подборе места трудоустройства с конкурентной заработной платой еще до начала процесса переезда, так, чтобы после переезда молодой человек мог сразу приступить к трудовой деятельности;

• предоставление мигранту места проживания, при этом возможно прописать конкретный срок, по истечении которого обеспечение молодого мигранта жильем прекращается, поскольку он будет в состоянии самостоятельно себя обеспечивать;

• обеспечение молодого человека и членов его семьи всеми необходимыми социальными благами на тех же условиях, которые доступны местным российским гражданам, или с упрощением процедур ввиду отсутствия мигранта на территории России (например, если для получения места в детском саду было необходимо намного раньше встать в очередь);

• проведение регулярной проверки удовлетворенности мигрантов условиями труда и проживания, результатами программы, предоставление консультационных услуг и поддержки в случае возникновения проблем.

Предоставление вышеперечисленных условий может быть как комплексным, так и опциональным, в зависимости от уровня проведения программы - регионального или государственного, потребностей мигранта и других воздействующих факторов.

Подбор мест трудоустройства может быть организован путем создания единой базы вакансий и объединения баз уже существующих площадок поиска работы (например, Неа^иП:ег, Careers.ru и др.), разработки процедуры подбора работы и проведения удаленных собеседований и оценки способностей соискателя. Одним из способов подбора места трудоустройства для возвратного мигранта является заключение целевых соглашений с российскими предприятиями, по условиям которых прием на работу возвратного мигранта будет проводиться на общих условиях, наравне с местными кандидатами, при этом государство обязуется устранить препятствия к его трудоустройству, которые могли бы повлиять на выбор его в качестве сотрудника.

Таким образом, государство будет становиться посредником между соискателем за рубежом и местной компанией, при этом программа не будет снижать конкурентоспособность местных молодых людей, но их шансы на трудоустройство будут выравниваться с шансами молодых соотечественников из-за границы.

Важным аспектом успешного проведения подобных программ является получение обратной связи от их участников и способность быстро и адекватно реагировать на их запросы, учитывать их рекомендации при дальнейшей реализации проектов. Необходимо обеспечить качественную систему коммуникации как между участниками программ, так и между участниками и организаторами, государственными органами. Для этого государство должно сформировать соответствующие координирующие органы поддержки.

заключение

Имеется накопленный опыт проведения государственных программ по стимулированию возвратной миграции, в список которых входит: облегчение процедуры получения национальной визы и гражданства; проведение целевых программ привлечения, направленных на специалистов в конкретных профессиональных сферах; предоставление возвратным мигрантам социальных льгот, налоговых скидок, стипендий и грантов на получение высшего образования; сотрудничество с компаниями в вопросах найма иностранных сотрудников; реализация политики укрепления национальных диаспор в зарубежных государствах, и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее успешные практики реализации подобной политики можно наблюдать в Израиле и Германии. Результаты и структура проведения мероприятий в Израиле может стать основой для формирования российской политики привлечения квалифицированных соотечественников. В настоящий момент в Российской Федерации проводится «Программа содействия добровольному переселению соотечественников», нацеленная на увеличение возвратных миграционных потоков на территорию России. Анализ проводимой программы позволил обнаружить несколько значительных недостатков, которые снижают эффективность ее реализации: недостаток контроля за качеством проводимых мероприятий; ориентация на страны ближнего зарубежья; отсутствие мер, направленных на повышение толерантности принимающего общества по отношению к возвратным мигрантам.

Целесообразно разработать целевую программу привлечения молодых специалистов в наиболее востребованных для государства профессиональных сферах, включающую в себя предоставление специалистам облегченной процедуры получения визы, налоговых льгот, социальных благ, содействия в поиске места трудоустройства;

Также можно разработать программы стимулирования предприятий к найму специалистов из-за рубежа через заключение целевых соглашений государства с российскими предприятиями. В рамках данной программы также должна быть сформирована единая база вакансий, доступных для соотечественников, находящихся за рубежом.

Подводя итог, можно сказать, что повышение уровня молодежной миграционной возвратности является перспективным способом дальнейшего развития Российской Федерации, однако в условиях высокой конкуренции на мировой арене достижение этой цели должно сопровождаться высокой осознанностью со стороны государства и готовностью проведения комплексного усовершенствования государственной политики в данной области.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бюллетень Федеральной службы государственной статистики «Численность и миг-

рация населения Российской Федерации» // Федеральная служба государственной статистики. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096034906( дата обращения: 03.02.2017 ).

2. Immigration by age group, sex and citizenship. Официальный сайт Евростат. [Электронный ресурс]. URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show. do?dataset=migr_imm1ctz&lang=en ( дата обращения: 25.12.2018 ).

3. Воробьева О.Д., Гребенюк А.А. Эмиграция из России в конце XX - начале XXI века:

аналитический доклад. - М.: Комитет гражданских инициатив, 2016. - 75 c.

4. Борисова А.А. Конкурентоспособность и профильная занятость выпускников вузов:

вопросы теории и методологии: монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - 510 c.

5. Борисова А.А. Предпосылки и ограничения формирования конкурентоспособности

выпускников // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 2(54). - c. 351-353.

6. Altorjai S., Batalova J. Immigrant Health-Care Workers in the United States. Официальный сайт Института Миграционной Политики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.migrationpolicy.org/article/immigrant-health-care-workers-united-states ( дата обращения: 10.12.2018 ).

7. Borisova A.A. Labour migration of Russian university graduates growth predictors and

regulatory programs / A. A. Borisova, A. S. Tokareva // 4 International multidisciplinary scientific conference on social and arts, SGEM 2017 : conf. proc., Bulgaria, Albena, 24-30 Aug. 2017. - Sofia : STEF92 Technology Ltd., 2017. - Book 4, vol. 1. - P. 384-391.

8. Гребенюк А.А. Методологические подходы к разработке системы показателей воз-

действия трудовой миграции на экономику государств, экспортирующих рабочую силу // Экономика труда. - 2017. - № 2. - c. 59-72. - doi: 10.18334/et.4.2.38185.

9. Рязанцев С.В., Гребенюк А.А. «Наши» за границей. Русские, россияне, русскоговоря-

щие, соотечественники: расселение, интеграция и возвратная миграция в Россию: монография. - М.: ИСПИ РАН, 2014. - 238 c.

10. Топилин А.В. Общий рынок труда и миграция: новые возможности в рамках ЕАЭС // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. -№ 10(132). - c. 69-76.

11. Docquiera F., Ozden C., Peri G. The Wage E§ects of Immigration and Emigration: доклад ОЭСР. - 2010. - 43

12. Статистические сборники «UNESCO Statistical Yearbooks». - UNESCO Publishing and Bernan Press, 1975-2013.

13. Global Flow of Tertiary-Level Students. Официальный сайт Статистического института ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow ( дата обращения: 11.03.2018 ).

14. Workers in the U.S. Официальный сайт Global Workers Justice. [Электронный ресурс]. URL: http://globalworkers.org/ii-j-1-workers-us-%E2%80%93- ( дата обращения: 05.05.2018 ).

15. Countries of student enrollmen. Официальный сайт J-1 Visas. Exchange Visitors. [Электронный ресурс]. URL: https://j1visa.state.gov/basics/facts-and-figures/ participant-and-sponsor-totals-2011 ( дата обращения: 05.05.2018 ).

16. Погодина В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 116. - c. 59-68.

17. Работа на Мальдивах. STAR Travel. [Электронный ресурс]. URL: http://www. startravel.ru/rabota-na-maldivakh ( дата обращения: 05.04.2018 ).

18. European Agreement оп Au Pair Placement (ETS N 68) (Strasbourg, 24.Xi.1969).

19. Au Pair в Германии. STAR Travel. [Электронный ресурс]. URL: https://aupair. staracademy.ru ( дата обращения: 05.04.2018 ).

20. Крымская А.С. К истории научно-образовательных обменов между СССР и США в конце 1950-х 1960-е гг // Новейшая история России. - 2011. - № 2(2). - c. 99-106.

21. О проекте Таглит. [Электронный ресурс]. URL: https://su.birthrightisrael.com/about_ us_inner ( дата обращения: 12.12.2018 ).

22. Миграционные мосты в Евразии: модели эффективного управления миграцией в условиях развития евразийского интеграционного проекта // Миграционные мосты в Евразии: модели эффективного управления миграцией в условиях развития евразийского интеграционного проекта: Материалы IX международного научно-практического Форума (Москва, 28-29 ноября 2017 года). В двух томах. - Т. 1 / Под науч. ред. чл.-корр. С.В. Рязанцева, М.Н. Храмовой. Москва, 2017. - c. 270.

references:

Borisova A.A. (2015). Predposylki i ogranicheniya formirovaniya konkurentosposobnosti vypusknikov [Prerequisites and limitation in competitiveness formation of higher educational institution graduates (Russia, Novosibirsk)]. Problems of modern economics. (2(54)). 351-353. (in Russian). Borisova A.A. (2015). Konkurentosposobnost iprofilnaya zanyatost vypusknikov vuzov: voprosy teorii i metodologii [Competitiveness and employment profile of graduates: issues of theory and methodology] Novosibirsk: Izd-vo NGTU. (in Russian).

Grebenyuk A.A. (2017). Metodologicheskie podkhody k razrabotke sistemy pokazateley vozdeystviya trudovoy migratsii na ekonomiku gosudarstv, eksportiruyuschikh rabo-chuyu silu [Methodological approaches to the development of indicators system of the impact of labor migration on the economies of states exporting labor]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (2). 59-72. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.2.38185.

Krymskaya A.S. (2011). K istorii nauchno-obrazovatelnyh obmenov mezhdu SSSR i SShA v kontse 1950-kh 1960-e gg[About USSR-USA scientific and educational exchanges at the end of 1950s-1960s]. Noveyshaya istoriya Rossii. (2(2)). 99-106. (in Russian).

Pogodina V.L. (2009). Obrazovatelnyy turizm kak sredstvo razvitiya geograficheskoy kultury uchaschikhsya [Educational tourism as a way to develop geographical culture of students]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. (116). 59-68. (in Russian).

Ryazantsev S.V., Grebenyuk A.A. (2014). «Nashi» za granitsey. Russkie, rossiyane, russ-kogovoryaschie, sootechestvenniki: rasselenie, integratsiya i vozvratnaya migratsiya v Rossiyu ["Our" abroad. Russian, Russians, Russian-speaking compatriots: resettlement, integration and return migration to Russia] M.: ISPI RAN. (in Russian).

Topilin A.V. (2015). Obschiy rynok truda i migratsiya: novye vozmozhnosti v ramkakh EAES [A common labour market and migration: new opportunities in the framework of the EAEU]. Vestnik of Samara State University of Economics. (10(132)). 69-76. (in Russian).

Vorobeva O.D., Grebenyuk A.A. (2016). Emigratsiya iz Rossii v kontse XX - nachale XXI veka [Emigration from Russia in the late XX - early XXI century] M.: Komitet grazhdanskikh initsiativ. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.