Научная статья на тему 'Трудовая миграция из стран СНГ: что изменилось?'

Трудовая миграция из стран СНГ: что изменилось? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
555
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАЧАЛО XXI В. / СНГ / МИГРАЦИЯ / RUSSIA / EARLY 21ST CENTURY / CIS / MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стрельцова Яна Рудольфовна

В последнее время в России стали обращать внимание на социально-политические последствия миграции в контексте проблемы национальной безопасности, защиты отечественных интересов и рынка труда. Это выразилось, в частности, в разработке концепции «организованной миграции», включающей необходимость формирования у граждан стран СНГ положительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor Migration from the CIS Countries: What Has Changed?

Recently greater attention has been attached in Russia to sociopolitical consequences of migration in the context of national security, protection of domestic interest and labor market. It was reflected in the elaboration of the concept of «organized migration» including formation of positive attitudes of migrants from the CIS countries toward law, language and culture of the recipient country.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция из стран СНГ: что изменилось?»

Я.Р. Стрельцова

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН СНГ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Стрельцова Яна Рудольфовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН.

Сегодня внимание к проблеме трудовой миграции на постсоветском пространстве заметно возросло. Она становится частью одновременно внутренней и внешней политики государств СНГ. До последнего времени сотрудничество в этой сфере развивалось на базе двусторонних соглашений. На саммите в Душанбе в октябре 2007 г. данному направлению было уделено особое внимание и принята Декларация об основных принципах миграционной политики государств - участников СНГ, где рассматриваются вопросы защиты прав мигрантов, борьбы с незаконной миграцией, регулирования трудовой миграции, информационного обмена и др. Ее подписали все главы государств, за исключением Грузии, Туркменистана, Молдовы и Украины. Также было заключено Соглашение о Совете руководителей миграционных органов государств - участников СНГ, призванном заниматься реализацией согласованной миграционной политики.

До последнего времени сотрудничество в области миграции развивалось на основе двусторонних соглашений. Если со стороны ближнего зарубежья в качестве приоритета постоянно выдвигаются проблемы защиты прав мигрантов, дискриминации, проявления национализма, ксенофобии и т.п., то в России к миграционной политике в последнее время наметились изменения. Раньше иммиграция из стран СНГ рассматривалась исключительно со знаком «плюс» и во главу угла ставилась, прежде всего, ее экономическая и демографическая составляющая. Известны предложения демографа А. Вишневского о необходимости принимать в России до 700 тыс. - 1 млн. иммигрантов в год. Сторонников этого подхода достаточно много, это - бизнес, выгодно использующий бесправную рабочую силу; ФМС, с ростом мигрантов увеличивающая свой штат; комитет по делам СНГ Совета Федерации РФ; 62

часть либеральной интеллигенции, по разным причинам поощряющая приток иностранцев.

В настоящее время не в последнюю очередь из-за невозможности игнорирования западного опыта, прежде всего европейского, а также возросшего напряжения в межэтнических отношениях, в России обратили внимание на социально-политические последствия миграции в контексте проблемы национальной безопасности, защиты отечественных интересов и рынка труда. Это выразилось, в частности, в разработке концепции организованной миграции (во Франции, к примеру, селективной миграции). Речь идет о том, чтобы проводить согласованную миграционную политику в рамках стран СНГ, способствовать формированию у граждан положительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания, намерения развивать различные формы сотрудничества как государственных, так и негосударственных структур в области миграции, защитить коренное население, чтобы оно не чувствовало себя ущемленным, особенно на рынке труда. Пока это декларации. Однако, в целом, это изменение в миграционной политике примечательно.

Как подходить к проблемам и противоречиям, вызываемым массовым притоком иммигрантов - как к этническим, поскольку заметно меняется соотношение коренного и некоренного населения в принимающих обществах, или как к социальным? У нас и во многих европейских странах преобладает второй подход. Но в этом случае становится очевидным, что, рассматривая миграционную проблему как социальную, ответственность за ее решение ложится на государство, которое обязано заботиться как об иммигрантах, так и о коренном населении, испытывающем на себе негативные последствия иммиграционной политики. Прибегая к иммиграции как способу решения экономических и демографических проблем, государство одновременно должно принимать меры для нейтрализации возможных ее издержек. Общество с приездом иммигрантов не должно становиться заложником этой политики.

Ошибочно объяснять причину возникающих конфликтов только ксенофобией или проявлением национализма, что характерно сегодня для российских СМИ. Рост ксенофобии в условиях заметного неравномерного притока мигрантов наблюдается во всех принимающих странах (движение «культурных консерваторов» в США, жесткое иммиграционное законодательство во Франции, Швейцарии и других странах), если уровень жизни населения при этом снижается.

В России на Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Астраханскую, Калининградскую области и Приморский край приходится до

70% приезжих..1.. Очевидные проблемы, вскрываемые неконтролируемой иммиграцией, - это несоответствие современного состояния инфраструктуры принимающих регионов, в первую очередь столичных городов, значительному притоку иммигрантов; перегруженность транспорта; отсутствие достойного жилья и гостиниц; превращение государственных школ в этнические, монополизация рынков и ряда сфер деятельности по этническому признаку; формирование национального бизнеса, закрытого для представителей этнического большинства, рост этнической преступности, заболеваемости специфическими болезнями. По данным главного государственного санитарного врача Г. Онищенко, около 2,7 тыс. трудовых мигрантов, прибывших в Россию в первой половине 2007 г., были больны ВИЧ и туберкулезом. По сведениям органов здравоохранения г. Москвы, до 15% трудовых мигрантов больны опасными инфекционными заболеваниями. Депортируется на родину лишь десятая часть выявленных больных-2-. Согласно конституции, государство обязано их лечить, а это немалые средства.

Мигранты провоцируют криминогенную обстановку. По статистике МВД и оценкам ФМС РФ, на долю приезжающих в Россию иностранцев приходится не более 3,1% от общего числа преступлений.3.. Согласно информации Ю. Лужкова (встреча с В. Путиным в Завидове в конце 2007 г.), в Москве до 40% преступлений от общего их числа совершается приезжими (включая приезжих россиян). По данным ГУВД Москвы (на январь 2008 г.), в 2007 г. против приезжих было совершено 15 тыс. преступлений, в то время как гости столицы преступили закон в 52 тыс. случаях. Каждый год количество преступлений на национальной почве увеличивается на 15% 4... Бесправное положение нелегалов, а их подавляющее большинство, да и легальных мигрантов, статус которых не вполне ясен (легально заявлены, но официально не трудоустроены) в кризисной ситуации, на чужой для них территории

1.. ЬПр://м'М'М'/1ррпои/ги/агИс1е 17.11.2008.

2.. http.//www.fms.gov.ru/press/publications 14.1.2008

3.. http.//fms.gov.ru/press./news/news_detail. 19.2.2009

4.. Из интервью с А. Бродом, главой Московского бюро по правам человека («Комсомольская правда» 30.01.2008). Согласно данным правозащитника, число убийств на национальной почве за последние пять лет выросло почти в 5 раз (с 25 жертв в 2004 г. до 113 - в январе-октябре 2008 г.). Всего погибли около 300 человек. Подверглись же нападениям втрое больше. По данным МВД РФ, в одной только Москве иностранцы за год совершают около 100 убийств и более 2,5 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений. («Комсомольская правда» 26.11.2008). В 2008 г., по словам прокурора Москвы Ю. Семина, число преступлений, совершенных гражданами ближнего зарубежья в столице, увеличилось более чем на 10% («Российская газета» 17.2.2009).

приводит к смене поведенческих традиционных установок, к росту криминала в этой среде.

Характерной особенностью нашей страны, да и ряда других европейских государств (например, Франции), является отсутствие достоверной, официальной, открытой для общества статистики в сфере миграции. Данные Рос-стата фиксируют миграцию приехавших на год и более, (по ним трудно определить общее число проживающих в стране мигрантов). В действительности счет идет не на десятки, а на сотни тысяч мигрантов. Например, в 2007 г., по информации Росстата, в Россию прибыли 20 968 (в 2006 г. - 8900) азербайджанцев. По оценкам правительства РФ, (опять же неточным) их в стране находится около 2 млн. человек..5... Настораживает тот факт, что достоверной статистикой не располагают даже те структуры, которые непосредственно осуществляют государственную миграционную политику (ФМС, мэрии). Ситуация, при которой не приводится точная статистика или она умышленно замалчивается, вдвойне опасна. В таких условиях ограничивается возможность контролировать и управлять миграционным процессом, а это в свою очередь провоцирует рост уже стимулированной ксенофобии.

Тем не менее в исследованиях об иммиграции в РФ в основном используются данные ФМС, в соответствии с которыми в России на сегодняшний день насчитывают около 10-12 млн. иммигрантов. По данным директора ФМС К. Ромодановского, в 2007 г. на миграционный учет встали 7,3 млн. человек, выдано разрешений на работу 2,3 млн. человек; за девять месяцев 2008 г. соответственно: 6,9 млн. и 1,6 млн. иностранным гражданам и лицам без гражданства. Число нелегалов в России насчитывается ориентировочно 5-7 млн. человек.6... В основном это граждане СНГ.

С 2007 г. Россия перешла к квотированию иммигрантов, и если вначале квота составляла 6 млн. человек для безвизовых стран и 309 тыс. для визовых, то в 2008 г. она для безвизовых государств сократилась до 2 млн. (± 30% резерв) человек (для Москвы - около 300 тыс. человек). Однако квота была исчерпана за полгода и увеличена до 3,4 млн. человек. В 2009 г. планируется привлечение в Россию 3,9 млн. человек: 1 млн. 250 тыс. приедут по приглашениям из дальнего зарубежья, остальные из стран СНГ в безвизовом режиме-7-. Основными «поставщиками» трудовых мигрантов в Россию в последнее

.5.. См.: «Российская газета» 6.12.2006. Источник: справочная служба ИТАР-ТАСС.

6. http.//www.fms.gov.ru/press/news 14.01.2008, 6.11.2008

7.. «Российская газета» 9.10.2008; «Российская газета» 5.04.2008 г. «О распределении утвержденной Правительством РФ на 2008 г. квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу». Согласно заявкам работодателей на 2009 г., наибольшим спросом среди иностранцев пользуются рабочие, занятые в строительстве, на горных, горно-капитальных работах. Они составляют треть (1,3 млн.) при-

время являются Узбекистан - 20%, Таджикистан - 16, Китай - 13, Украина -12, Турция - 8%Л. По разным оценкам, структура иммигрантов в России по странам происхождения приблизительно такова: 2,5 млн. человек из Армении, около 2 млн. - из Азербайджана, по 1 млн. - из Грузии и Украины, 0,5 -из Таджикистана (таджикские власти хотят довести численность таджикских мигрантов до 800 тыс. ежегодно при населении страны - 6 млн. 650 тыс. человек), 0,3 млн. - из Киргизии. Бытующее мнение о том, что речь идет о временной трудовой миграции не совсем справедливо. Проявляется тенденция к перемене постоянного места жительства, особенно за счет граждан Киргизии, так как наше гражданство освобождает их от оформления разрешительных документов на трудовую деятельность. Этому содействуют полномочные киргизские органы, оформляющие подтверждение выезда на жительство в Россию. Так, за первые шесть месяцев 2008 г. российское гражданство получили свыше 194 тыс. человек (в основном киргизы)..9... Именно за последние три года значительно возросла иммиграция из государств Средней Азии, в том числе за 2004-2005 гг. число иммигрантов из Таджикистана и Узбекистана выросло почти в 3 раза, численность армянской общины в России увеличилась в 2 раза, азербайджанской - в 2,5 раза.

По данным ФМС и Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в 2008 г. гастарбайтеры работали: в сфере строительства -37-38%, торговле - 26 (по неофициальным данным - 35-40%), на транспорте - 9, в лесном хозяйстве - 8, сельском хозяйстве - 5-7, в прочих сферах - 6 (производство, сфера услуг, интеллектуальная деятельность - неофициально 15%)..10... Отличительной особенностью России по сравнению с другими европейскими странами является то, что в Европе первоначально иммигранты привлекались для развития промышленности, обеспечив ее подъем в 19601970-х годах («славное тридцатилетие» во Франции). У нас - это строительство (целесообразность масштабов которого в столице, например, не бесспорна) и торговля.

влекаемых иностранцев. Заметно востребованы рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности, водители и машинисты подвижного оборудования, квалифицированные рабочие для промышленных предприятий и сельского хозяйства. По-прежнему требуются неквалифицированные рабочие («Российская газета» 14.11.2008).

8. http://www.ippnou.ru/article.php. 17.11.2008

9. Из интервью с Н.М. Смородиным, зам. директора ФМС России, на совещании в Центральном аппарате ФМС России по итогам работы за 2008 г. 24.9.2008 г. http.//www.fms.gov.ru/press/publications Ю=24509 24.09.2008

10. По данным ФМС России и Института социально-экономических проблем народонаселения РАН за февраль 2008 г. См.: «Комсомольская правда» 27.02.2008.

Другой особенностью трудовой миграции в России является низкая квалификация гастарбайтеров. Более половины из числа иммигрантов, получивших официальное разрешение на работу от ФМС в 2005 г., составляли граждане СНГ, имеющие низкую квалификацию рабочих, что, безусловно, сказывается и на качестве выполняемых работ. Данные Федеральной службы государственной статистики подтверждают, что в Россию едут в основном люди со средним профессиональным (средним специальным), средним общим (полным) и основным общим (средним общим неполным) образованием. Их численность в 2007 г. составила соответственно: 65,1 тыс. человек, 82,2 и 25,3 тыс. человек или более 38% от общего числа приехавших из стран СНГ и Балтии (256,7 тыс.). Численность прибывших специалистов с высшим профессиональным (высшим) образованием составила 39,9 тыс. человек или 15,5% (3, с. 142).

Профессиональный состав и квалификация иммигрантов явно не соответствуют выбранному страной курсу на инновационное развитие. Проблема низкой квалификации иммигрантов не решается в полной мере и «Программой переселения соотечественников», которая по сути является программой не репатриации соотечественников, а селективной миграции (по профессии, возрасту, в увязке с необходимостью развития стратегически важных регионов). Однако и избирательность этой миграционной системы ставится под сомнение принятием осенью 2008 г. изменений в статье 14 Федерального закона «О гражданстве РФ (об установлении упрощенного порядка приобретения российского гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом)», согласно которым доступ к российскому гражданству открывается даже тем, кто не знает русского языка и не связан с российской культурой. Мигранты смогут получать российское гражданство без соблюдения ранее обязательного пятилетнего срока непрерывного проживания на территории России, наличия законного источника средств к существованию и владения русским языком. В рамках этой программы на 1 июля 2008 г. в 11 субъектов РФ из стран ближнего и дальнего зарубежья прибыли всего 3256 человек-11-. По данным председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ В.А. Густова, всего переселились около 300 семей или 2 тыс. человек-12... Причем, как и следовало ожидать, лидером по приему соотечественни-

11.. Из интервью с Н.М. Смородиным, зам. директора ФМС России, на совещании в Центральном аппарате ФМС России по итогам работы за 2008 г. 24.09.2008 г. http.//www.fms.gov.ru/press/publications 24.09.2008.

.12.. Заседание Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам СНГ, 29.04.2008 г.

ков стала относительно «благополучная» Калининградская область, в которой приток иммигрантов традиционно высок, а необходимость в них уже невелика. В 2008 г. в рамках этой программы ожидалось прибытие около 88 тыс. человек.

Нерешенной проблемой, несмотря на введение уведомительного характера регистрации с января 2007 г., остается ситуация неконтролируемого, хотя и легального притока иммигрантов. Мигрант приезжает, уведомляет и дальше трудоустраивается или нет, он предоставлен сам себе. В идеальном варианте гастарбайтер едет по заявке работодателя, которая включена в квоты. В Москве за 11 месяцев 2008 г. на миграционный учет были поставлены 1 млн. 838 тыс. человек из стран дальнего и ближнего зарубежья, а разрешение на работу получили лишь 275 тыс. человек..13... Сегодня очевидна необходимость соответствия квоты, разрешений на работу и числа легально приехавших и зарегистрировавшихся по месту работы иммигрантов. Именно на достижение этого соответствия нацелены принимаемые, в частности в столице, меры для проведения цивилизованной миграционной политики («Городская целевая миграционная программа на 2008-2010 гг.»).

Имеются и другие негативные последствия иммиграции для страны приема. В условиях несоблюдения этнокультурного баланса (миграция как внешняя, так и внутренняя следует в основном из «мусульманских» регионов), плохого знания иммигрантами русского языка, культуры, традиций россиян (речь идет об иммигрантах молодого и среднего возраста, выходцах преимущественно из сельской местности, получивших образование вне русского образовательного и информационного поля) возрастает социально-этническая напряженность в районах их заметного притока, меняется социокультурный, этнический состав городов, появляются «этнические» районы. Организацию миграционного обмена вместо государства берут на себя об-щинно-диаспорные структуры, землячества (среднеазиатские, кавказские); в них воспроизводятся традиционные отношения, иерархия, ценности, которые нередко не согласуются с общепринятыми. Ответом становятся рост и популярность националистических движений и партий.

Несмотря на понимание необходимости деконцентрации, дисперсного расселения мигрантов, с учетом опыта европейских стран, прежде всего Франции, в России существует практика их анклавного размещения: в Татарстане, в Свердловской области. Целевая миграционная программа Москвы предусматривает создание временных административно-бытовых городков.

Опыт европейцев также показывает, что рано или поздно трудовая миграция превращается в семейную. Во Франции, например, сегодня по линии

13. Российская газета 29.12.2008.

семейного воссоединения приезжают от 50 до 73% всех иммигрантов, трудовая же иммиграция составляет всего 7% от общей численности иммигрантов. А это означает значительный рост социальных расходов на содержание их семей.

Для стран-доноров одним из главных отрицательных последствий является сокращение трудовых ресурсов, а с течением времени и «утечка умов». На сегодняшний день речь идет о пока неквалифицированных работниках, хотя есть и специалисты с высшим образованием, которые вынуждены в новых условиях соглашаться на работу, не соответствующую их специальности. В Европе ситуация иная. Постепенно профессиональная структура иммигрантов начинает меняться в пользу более квалифицированных кадров, что идет на пользу странам приема, но соответственно ухудшает ситуацию на рынке труда государств-доноров и отношения между сторонами.

Реальную выгоду от иммиграции помимо самих иммигрантов получают: бизнес, использующий демпинговую рабочую силу, и ФМС, численность которой постоянно растет. По данным исследований Всемирного банка, увеличение мигрантов в какой-либо стране на 0,5% уменьшает зарплату национальных кадров на 1%. В Ставропольском крае России с ростом иммигрантов на 1% безработица увеличилась на 0,2% (2, с. 179).

Существуют ли положительные последствия трудовой миграции для стран приема? В городах России, по разным оценкам, трудовые мигранты составляют 5-7% к учитываемому числу занятых в экономике (имеются в виду внутренние и внешние мигранты). Они, безусловно, вносят вклад в ее развитие. Объем производимых ими работ оценивается более чем в 2 трлн. руб...14-. За счет мигрантов, в случае их рационального распределения, можно решить проблему (что пока не удается) снятия региональных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, способствуя укреплению целостности территории, сэкономить на подготовке кадров, отчасти решить демографическую проблему. За 1994-2003 гг. население страны возросло за счет мигрантов, преимущественно из нового зарубежья, на 2,9 млн. человек. По данным исследования В.Н. Архангельского, проведенного в Москве, рост показателя рождаемости происходит за счет иногородних, а не за счет постоянных жительниц столицы, на которых по-прежнему приходится меньше одного ребенка (2, с. 473-474). Эта тенденция в известной степени скрывает неблагоприятную ситуацию с рождаемостью в столице среди коренного населения.

Основные выгоды от миграции сегодня, конечно, получают страны-доноры. Россия сейчас занимает в мире лидирующие позиции по масштабам

14.. http.//www.fms.gov.ru/press/news 14.01.2008

трудовой миграции и объемам денежных средств, отправляемым из нее в другие страны рабочими-иммигрантами. На ее долю приходится 48% общего числа мигрантов. Согласно изданию «Миграция и переводы» Всемирного банка, в 2006 г. гастарбайтеры отправили домой из России 11,4 млрд. долл. Это пятый по величине показатель в мире после США, Саудовской Аравии, Швейцарии и Германии. По некоторым источникам, переводы в Молдову составляют 1,5 млрд. долл. в год, Таджикистан, Киргизию, Узбекистан - по 1,3 млрд. долл. Московское бюро МОМ, ФМС полагают, что денежные трансферты иммигрантов на родину из России достигают приблизительно 3 млрд. долл., что подтверждается официальными данными. Так, с января по июнь 2007 г. трансграничные переводы через систему денежных переводов и «Почту России» в СНГ составили более 3 млрд. долл. В то же время экономический ущерб, причиненный нелегалами из-за неуплаты налогов в России, в 2006 г. превысил 8 млрд. долл...15-

Денежные переводы мигрантов из СНГ, работающих в первую очередь в России, формируют значительную часть бюджетов этих государств. Например, для Таджикистана, Киргизии, Молдовы - это более 30% ВВП. «Поэтому миграция является сегодня стратегическим направлением нашего государства», - признался начальник миграционной службы МВД Таджикистана Рамазан Рахимов-16-. Эти денежные переводы в целом положительно сказываются на экономическом развитии стран, хотя далеко не всегда идут на развитие экономики, открытие бизнеса. Часто - на текущее потребление. Тем не менее они помогают сгладить и решить социальные проблемы этих государств: увеличиваются доходы населения, а следовательно, и уровень жизни, появляется и растет средний класс, отчасти решается проблема занятости и безработицы, остро стоящая в этих странах. Многие мигранты приобретают новую специальность, повышают квалификацию. В то же время значительная часть ее утрачивает. Иммиграция, как правило, сопровождается понижением статуса приезжающего, а нередко, если он остается в стране приема, безработицей, увеличивая масштабы и уровень бедности. Вместе с тем в целом любой переезд расширяет мировоззрение людей, знакомит с другими культурами, если, конечно, речь не идет о замкнутом, изолированном проживании, что обычно характерно для иммигрантской среды.

Наконец, к важным последствиям можно отнести рост политической стабильности в странах-донорах за счет повышения уровня доходов населения, а соответственно и уровня жизни. Для некоторых государств, таких как Узбе-

15. http.//www.fms.gov.ru/press/news 14.01.2008; «Российская газета» 25.10.2007.

16. По материалам «круглого стола» в Госдуме РФ 14 января. 2008; «Российская газета» 16.09.2006.

кистан, Таджикистан, выезд мигрантов представляет возможность избавиться от политической оппозиции.

В целом, если трудовые обмены развиваются по сценарию, выгодному для участвующих сторон, они способствуют углублению интеграции между государствами и сближению их позиций по политическим и экономическим вопросам. В них формируются своего рода векторы влияния. Наряду с этим всегда существует угроза превращения их в «этнические лобби». Поэтому необходимо соблюдение баланса национальных интересов и тех, и других. Миграционная политика, будучи так или иначе связанной с национальной политикой, требует такого же тонкого подхода и должна рассматриваться не только с точки зрения экономического прагматизма, но и социального комфорта, этно-религиозных, культурных особенностей сосуществования коренного населения и иммигрантов. В идеале она должна быть максимально «прозрачной» и открытой для общественных дискуссий. Имевшие место компромиссы (например, во время переговоров с Азербайджаном в июле 2007 г. о строительстве газопровода и определенных преференциях азербайджанской диаспоре и др.) не укрепляют доверие между государством и его гражданами.

На фоне в основном центробежных сил, преобладающих на постсоветском пространстве, трудовую миграцию можно считать центростремительной. Тем не менее она может способствовать как интеграции, так и дезинтеграции на этой территории. Это зависит от того, насколько рациональной, профессионально и этнически сбалансированной будет миграционная политика России в отношении стран СНГ. Станет ли она отвечать национальным интересам, прежде всего России. Удивляет с какой легкостью у нас игнорируется мировой опыт и миграционная политика других стран, ранее столкнувшихся со значительными издержками либерального подхода к трудовой иммиграции, и сегодня принимающих жесткие меры для ее максимального ограничения. В частности, в рамках ЕС разрабатывается общеевропейская политика по ужесточению иммиграционного контроля, вводится «голубая карта» и т. п.

Россия предпочитает идти своим путем, двигаясь в противоположном направлении. Если же иммиграция не ограничивается и плохо контролируется, она рано или поздно становится дополнительным социальным бременем, угрозой национальному рынку труда, традиционным ценностям и привычному быту коренного населения, а в итоге - источником этнической, социально-политической напряженности, ухудшения отношений с соседними государствами. И наоборот, регулируемая, жестко контролируемая, ограниченная (во временном и численном отношениях), «квалифицированная», этнически сбалансированная и рационально распределяемая (территориально и по стратегически важным для страны отраслям экономики) миграция может стать эф-

фективным источником дохода и экономического развития не только для стран-доноров, но и для стран приема.

Наконец, не нужно забывать и о внутренних резервах, альтернативных притоку иммигрантов. Речь идет о качественном улучшении системы здравоохранения и, соответственно, увеличения продолжительности жизни россиян трудоспособного возраста, особенно мужчин, и восстановлении эффективного профтехобразования, ориентированного на отечественный рынок труда. Будучи мерами долговременного, а не сиюминутного действия по сравнению с приемом гастарбайтеров, они предполагают стремление государства обеспечить их реализацию и достойное финансирование на перспективу. Естественно, с предполагаемым, согласно принятым поправкам к законам «О минимальном размере оплаты труда» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в мае 2008 г., размером стипендий в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования в 400 руб., проблему дефицита национальных кадров среднего звена, который предпочитают заполнять сегодня иммигрантами, не решить.

Литература

1. Российская газета. - М., 2008. - 14 января; 19 февраля; 5 апреля; 9 октября; 6 ноября; 14 ноября; 17 ноября; 6 декабря

2. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. - М., 2007. - 572 с.

3. Численность и миграция населения РФ в 2007 г.: Статистический бюллетень. Федеральная служба государственной статистики. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.