Научная статья на тему 'Трудовая ассоциация и её эволюция'

Трудовая ассоциация и её эволюция Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филатов В. А.

В статье раскрывается понятие «трудовая ассоциация», показывается ее эволюция, дается классификация. Работа может быть использована в научно-исследовательской, преподавательской и практически-организационной деятельности и полезна широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor discipline and itrevlution

This article is devoted to the notion of "labor discipline", it is shown its evolution and classification. The description of this notion may used in research work, teaching and practical activity and may be useful for wide range of readers interests.

Текст научной работы на тему «Трудовая ассоциация и её эволюция»

прессы. В отдельных странах существуют системы субсидирования, направленные на поддержание разнообразия. Также широко распространенным является регулирование в отношении телевидения, предполагающее политическую сбалансированность и общую нейтральность новостей. Другие области регулирования касаются меньшинств и региональной специфики. Национальное культурное единство может быть защищено посредством импортных квот, контролем за долей иностранной собственности в коммуникационных институтах, мерам, стимулирующими отечественное производство в данной области. Европейское сообщество накладывает нормы подобного типа на государства участников этой организации, делаются попытки контролировать вопросы, связанные с моралью и культурными аспектами содержания.

Библиографический список

1. Алексеев А.Н. О массовой коммуникации и ее социальных средствах // Журналист, читатель, пресса. Л., 1969.

2. Борев В.Ю., Коваленко А В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

3. Деннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

4. Кин Дж. Демократия и средства массовой информации // Международный журнал социальных наук. 1991. № 2.

5. МакКуэйл Д. Массовая коммуникация и общественный интерес. McQuail, D. Retaining the Concepl of a "Public Interest" in Crowley, D. and Mitchell', 1994. D. communication Theory Today. Polity Press,

6. Фред С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Петерсон. Четыре теории прессы. М.: Вагриус, 1998.

7. Хлобустов О.М. Средства массовой информации и насилие в обществе // Власть. 1999. № 10. С. 27.

КИБАРДИНА Людмила Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии.

Статья поступила в редакцию 15.09.06. © Кибардина Л. Н.

УДК 316 334 2 в> д. ФИЛАТОВ

Омский государственный технический университет

ТРУДОВАЯ АССОЦИАЦИЯ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ_

В статье раскрывается понятие «трудовая ассоциация», показывается ее эволюция, дается классификация. Работа может быть использована в научно-исследовательской, преподавательской и практически-организационной деятельности и полезна широкому кругу читателей.

Цель статьи раскрыть понятие «трудовая ассоциация», показать ее эволюцию, а также место и роль в системе социальных взаимодействий с государством и обществом.

Необходимость нового видения этого понятия обусловливается, прежде всего, теми громадными переменами, происходящими в современной России, да и во всем мире, начавшимися в 80-е, 90-е годы прошлого столетия.

Сложившийся ранее понятийно-категориальный аппарат уже не в полной мере отражает изменившиеся социальные реалии. Кроме того, многие общественные процессы, отношения, явления рассматривались исключительно в русле марксистско-ленинской научной парадигмы которая, в полном соответствии с диалектической логикой заняла свое достойное место в ряду других теоретических концепций, и не может претендовать на «абсолютную истину». В этом отношении мы исходим из положения о том, что все социальные процессы изменяются, приспосабливаются друг к друг}' и в результате — интегрируются в некое новое качество, содержащее в себе оптимальные образцы связей между вещами, которые имеют форму своего проявления и воспринимаются в чувственных и рациональных образах.

В реальной жизни все эти изменения происходят постепенно, в соответствии с известными законами

философии: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания, причинности, обусловленности формы содержанием и других. Но постепенность как раз и скрывает рождение нового в старом. Иногда накопление изменений происходит годами, десятилетиями, а то и веками, но результат часто бывает неожиданным и непредвиденным.

Задача науки заключается в познании, объяснении нового с тем, чтобы люди впоследствии могли приспосабливать во многом стихийные природные и общественные силы к своим нуждам, одновременно адаптируясь к ним, меняя свои физические и социальные свойства. Таков естественный объективный ход развития, эволюции, прогресса природы и общества. Но это вовсе не означает пассивности и выжидательности человека в отношениях с природой и обществом. Наоборот, целесообразна разумная активность, основанная на научных достижениях и направленная на предотвращение нежелательных последствий для его существования и жизнедеятельности.

Познание нового дает человеку не только возможность взаимного приспособления природы и общества, но и способность доминировать в разрешении противоречий, управлять ими в своих интересах.

В непрекращающейся борьбе с природой, с другими людьми, самими собой человеческая общность

оформилась в разнообразные виды общественных образований, среди которых, пожалуй, самыми распространенными явились семья, общество, государство и трудовые образования — ассоциации-коллективы. Их возникновение было обусловлено и определено могучими причинами сохранения рода человеческого, который не мог бы воспроизводить себя без семьи, защищаться без государства, производить все необходимое без трудовой ассоциации и оформиться в некое единственное неповторимое целое — без общества.

Всю историю человечества необходимо рассматривать сквозь призму взаимодействия именно этих образований (институтов), которые совершенствовались по мере того, как вставали и решались важные задачи, обусловленные потребностями общественного развития.

Вначале уточним, что гакое «ассоциация» и «трудовая ассоциация» и выделим тот аспект, который соответствует целям нашего исследования. В большинстве случаев термин «ассоциация» (от поздне-латинекого аэзоаа^о — соединение) рассматривается в психологическом смысле. Например, в Философском энциклопедическом словаре, ассоциация определяется как «связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психологическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т.д.); действие этой связи — актуализация ассоциаций — состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других)» [3.С.39-40].

В социальной психологии под ассоциацией понимается группа, в которой отсутствует объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различаю т:

1). Просоциальные ассоциации, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, а не сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности; в случае включения этих ассоциации в совместную деятельность, обусловленную общественнО'-важными задачами и соответствующий им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразо-вания.

2). Асоциальные ассоциации, где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер, в условиях антиобщественной организации и руководства легко превращаются в корпорации. [1. С. 24-25].

Эта позиция, выраженная н рамках марксистского подхода, интересна тем, что ассоциация рассматривается как ступень, ведущая к коллективу, считающемуся высшей прогрессивной формой общности людей, в которой общественные, групповые и личные интересы оптимально взаимосвязаны.

В современном словаре иностранных слов среди пяти возможных значений выделим лишь одно, которое трактует ассоциацию как «объединение, союз, лиц, организаций, учреждений, государств» [2. С.70].

Разумеется, нас будут интересовать только социальные значения этого термина. Первые объединения, союзы людей возникли в глубокой древности -тогда, когда в одиночку было невозможно противо-

стоять силам природы и другим, чаще всего враждебно настроенным общностям. Примитивный коллективизм, возникший в рамках рода и племени, стал основой выживания и дальнейшего развития форм совместной жизнедеятельности. Многие века подобный ассоциативизм, коллективизм существовал одновременно и совместно с семьей, в рамках которой осуществлялись все функции производства и воспроизводства жизни.

В течение многих тысячелетий люди едва-едва удовлетворяли свои самые насущные потребности в пище, жилище, одежде, безопасности и др. Формы совместной жизнедеятельности менялись, но очень медленно. Постепенно перестали относиться к другим, как к врагам. Это имело огромное значение в плане осознания человеком своей ценности и как представителям особого рода, так. и той или иной территории, общности.

С возникновением частной собственности (до этого все было общественное, принадлежащее роду, племени, сообществу людей, проживающему компактно на определенной территории) происходят радикальные изменения в организации общественной жизни. По времени это примерно совпадает с появлением моногамного типа семьи, которая обособляется, становится множественной, более мелкой, но уже способной к наследованию, передаче всего имеющегося и накопленного богатства детям, родственникам от совершенно конкретных матери и отца.

С появлением рабовладения все производительные функции стали осуществляться рабами, людьми, захваченными в плен, или проданными, или подаренными тому или иному хозяину. В это время не существует каких-то специальных объединений людей, организованных и самостоятельных к выполнению трудовых функций. Рабский труд, труд подневольный, внешне детерминированный полной зависимостью от хозяина, дающий самому производителю лишь возможность физического выживания. История оставила нам примеры всеобщего недовольства рабов своим существованием, которое часто выливалось в форму восстаний локального или масштабного характера (восстание под руководством Спартака 73-71 гг. д.н.э.). Рабовладение, рабовладельческий строй, основанные на подневольном труде, показали экономическую несостоятельность и не только потому, что человечество медленно, но неуклонно развивалось, гуманизировалось, отделялось от природных неконтролируемых, неподвластных ему сил, осваивало все новые и новые горизонты в науке и технике, но и потому, что не сумело создать жизнеспособную форму трудовой ассоциации людей, объединенной общими целями, задачами потребностями и интересами.

Эпоха рабства пала, уступив дорогу феодальным отношениям, основанным тоже на частной форме собственности, но уже представлявшим людям-производителям определенные элементы свободы и владения имуществом и собственностью. И хотя зависимость от феодалов была очень сильная, но все-таки у людей появилась возможность работать на себя, свою семью, собственное развитие. В то время основное население сосредоточивалось в сельской местности, на земле.

Именно земля была главным полем приложения сил человека, получения простого и прибавочного продукта, источником средств жизнедеятельности и феодалов, и крестьян (крепостных, как в России). Конечно, развивались, и очень интенсивно, в этот

период торговля, ремесленничество, возникли и росли города, сосредоточивающие в себе самый разночинный народ.

В этот период в городах возникают ремесленные мастерские, цеха, прообразы современных производств, хотя, как правило, принадлежащие отдельным мастерам-ремесленникам. Но уже появляется возможность обучения тем или иным профессиям в этих цехах под руководством мастера, причем поступить туда могли не только родственники, но и дети из других семей. Складываются основы для создания трудовых ассоциаций довольно развитого уровня, так как появляется общий интерес в производстве того или иного предмета, необходимого самому широкому кругу потребителей.

В средние века свобода человека была сильно ограничена богом, королем, феодалом, но логика общественного развития неумолимо вела к новым производственным и другим отношениям. Развитие естествознания, великие географические открытия, появившаяся возможность общения между собой стран и народов наряду со стремительным взлетом духовной мысли (в эпоху Возрождения) возвели самого человека на пьедестал божества и повелителя природы. Старая система производственных отношений, основанная на почти рабском труде крестьянина не могла удовлетворять растущим потребностям общества в самых разнообразных предметах, товарах и услугах. Развивающаяся промышленность, концентрация людей и средств производства в городах резко изменяли привычный, традиционный уклад и образ жизни. Менялась и социальная, и государственная структура. На рубеже XVII — XVIII веков и особенно в XIX веке, были созданы практически все необходимые предпосылки для формирования трудовых ассоциаций нового типа, когда на базе какого-то традиционного ремесленного цеха или мастерской, или совершенно на новой основе организовывалось производство товаров с привлечением большого количества работников, сконцентрированных в пространстве и времени, имеющих общие задачи, но выполняющих свои конкретные, специфические операции под руководством авторитетных работников и владельцев. Общество перешло в свою новую фазу развития, которая в марксизме называлась капитализмом, а в немарксистских концепциях по-разному: традиционное, индустриальное, постиндустриальное, технотронное, конвергентное, информационное и др. Мы не станем подробно останавливаться на описаниях этих подходов, но попытаемся найти ту общую основу, которая придает трудовой ассоциации единую сущность и содержание, независимо от идеологической и политической окраски.

Итак, капитализм создает трудовую ассоциацию, сущность которой состояла в совместной деятельности по производству товаров или услуг, а содержание — в разделении и кооперации трудовых функций с целью оптимального ведения совместной деятельности по производству товаров и услуг.

Для дальнейшего анализа возьмем за исходное несколько постулатов, в частности таких, как: общество едино и целостно, развивается объективно и поступально путем эволюций и революций, может иметь идеализированные формы, реализация которых затруднена и не всегда целесообразна; современное общество сильно глобализируется, происходят процессы конвергенции, сближения, взаимодействия культур, образов жизнедеятельности; общество могло существовать и изменяться только на основе объединения людей в различные ассоциации, сре-

ди которых ведущую роль играют трудовые союзы; трудовые ассоциации прошли противоречивый путь развития от хаотического, случайного, неустойчивого и неупорядоченного состояния до высокоорганизованных форм, где превалируют системные закономерные, устойчивые и упорядоченные отношения, возникающие в процессе производственной (или любой иной социально-полезной) деятельности; каждая общественно-экономическая формация имеет свои разновидности трудовой ассоциации, обусловленные историческими особенностями: уровнем развития производительных сил, характером общественного производства, степенью эмансипации человеческой общности от природы и т.д.

Такая концептуальная позиция позволяет рассматривать трудовую ассоциацию как универсальную философскую дефиницию, а коллективизм, как частный случай, своеобразную форму, характерную для определенного типа общественных отношений, основанных на общественной собственности на средства производства. Коллектив — социалистическое (коммунистическое) явление и следс твие выбора особого пути цивилизационного развития России и ряда других социалистических стран в XX веке.

Таким образом, вырисовываются два основных подхода при определении трудовой ассоциации:

1) трудовая ассоциация, это прообраз трудового коллектива, который является ее высшей формой организации. Этот подход широко освещается в марксистской литературе;

2) трудовая ассоциация существовала всегда (с момента возникновения труда как целесообразной деятельности человека по преобразованию действительности) , а трудовой коллектив — явление характерное лишь для социалистического этапа развития общества, где превалировали коллективистские ценности. Такая позиция пока встречается достаточно редко и может вызвать определенное непонимание у научной общественности.

Вместе с тем гипотеза о том, что социалистический трудовой коллектив лишь частный случай трудовой ассоциации вполне приемлема и имеет свои основания.

Социализм фактически не обеспечил коренного качественного преимущества по сравнению с традиционным капиталистическим обществом, отдельные успехи, как, впрочем, и неудачи, можно объяснить какими-то объективными или субъективными обстоятельствами. Никто не собирается умалять значение социализма, но все же, если сравнить важнейшие показатели, характеризующие уровень и качество жизни, то обнаруживается явное превосходство капитализма и по производительности труда, и по эффективности производства, и по социальной защите, и по реализации основополагающих прав человека. То же самое можно сказать и о трудовых коллективах, являющихся основной ячейкой социалистического общества, в котором как в капле воды были отражены все происходящие процессы. Из истории нельзя ничего выбрасывать, она не терпит пустоты и фальсификации содержания, своей философии, поэтому все, что произошло, — реальность, с которой необходимо считаться, изучать анализировать, делать выводы, чтобы, возможно, меньше ошибаться в будущем.

Итак, мы видим исторические изменения трудовой ассоциации — от примитивного коллективизма, базирующегося на общественной форме собственности, до социалистического трудового коллектива, основанного тоже на общественной собствен-

ности, но совершенно другого уровня и качества жизни. Однако, имея первоначально, определенные преимущества и привлекательные стороны перед традиционными формами трудовой взаимосвязи людей, социалистическая коллективность постепенно стала вырождаться, поскольку не стимулировала трудового человека работать производительно и эффективно, получая адекватную отдачу от своей деятельности. Общественное и коллективное стало входить в противоречие с индивидуально-личностными притязаниями человека. Социалистический коллективизм постепенно обюрокрачивался, превращался в формально-государственную структуру для получения необходимого продукта для во многом мифических символов в виде «советского народа», «мировой системы социализма» и другие. Все материальные и культурные богатства были сконцентрированы в руках государства, которое распределяло их по своему усмотрению и чаще всего не в интересах общества и трудовых коллективов, а поддерживая другие страны, чтобы не упустить их из сферы своего влияния.

Такое «уравнивание» и «выравнивание» гасило трудовую активность населения, приводило к недовольству. Выплаты за труд жестко регулировались и контролировались, но не экономическими рычагами, а чисто субъективистско-политическими мерами, когда заранее определялись те или иные показатели и вся мощнейшая партийно-государственная система делала все возможное для их выполнения.

Казалось бы, в этом нет ничего плохого и в течение многих десятилетий эта система работала и даже добивалась таких результатов, которые были не иод силу традиционному обществу. Но все эти «успехи» все больше и больше превращали человека и коллективы в простых исполнителей, винтиков этого обезличенного механизма, который постепенно превратился в тормоз социального прогресса, поскольку не обеспечивал общество, личность необходимыми правами, свободами, уровнем и качеством материальной и духовной жизни.

Накопившиеся количественные изменения привели к новому качеству общественной жизни. В начале 90-х годов XX века социализм терпит окончательное поражение от капитализма и начинает уже обратное реформирование, которое поначалу резко снижает уровень жизни населения, проходит болезненно, трудно, вызывает колоссальное социальное расслоение общества и недовольство большинства неожиданно обедневших людей. Это реформирование осуществляется при поддержке традиционного общества с беспрецедентным навязыванием своих идеологических образов и моделей жизни. Такие процессы уже прошли во многих бывших социалистических странах Европы и проходят сейчас на территории бывшего СССР и в России. А сейчас сформулируем это сложное комплексное понятие «трудовая ассоциация», учитывая все выше приведенные рассуждения.

Трудовая ассоциация — исторически изменяющаяся форма взаимосвязи людей в обществе, осуществляющая совместную трудовую деятельность для поддержания основ жизнедеятельности индивида, группы, общности и общества в целом, основывающаяся на общественной или частной собственности на средства производства и соответствующая определенному уровню цивилизационного развития.

Основой трудовой ассоциации выступает форма собственности на средства производства. История дает два типа трудовой ассоциации:

1) трудовая ассоциация на базе общественной формы собственности (условно коллективистская трудовая ассоциация) имеет две разновидности: трудовая ассоциация первобытного общества и трудовая ассоциация социалистического общества (трудовой коллектив);

2) трудовая ассоциация на базе частной формы собственности (условно индивидуалистическая трудовая ассоциация). Разновидностями могут быть рабовладельческая, феодальная и капиталистическая трудовые ассоциации.

Можно выделить и третий тип трудовой ассоциации — смешанный. Он существовал на всех этапах развития человеческого общества и обусловлен двойственной природой самой организации социальной жизни, которая, с одной стороны, базируется на индивидуальной суб ьектности личности, а с другой, на общественной совместной деятельности людей. С этой точки зрения, всякая трудовая ассоциация может считаться смешанной, но с преобладанием илииндивидуа\истического, или коллективистского начала. На более поздних стадиях развития, с появлением государства и общественных организаций возникают и соответствующая собственность — государственная и общественная, которые наряду с сохраняющейся частной формой выступают основообразующим началом трудовой ассоциации.

Отсюда все трудовые ассоциации по форме собственности относятся либо к частным, либо к государственным или к общественным. Преобладающим типом являются трудовые ассоциации, где собс твенник — отдельное лицо (лица), причем сами работники могут владеть какой-то частью акций.

При государственной форме собственности трудовая ассоциация полностью принадлежит государству, а работники не имеют своей доли и выступают как лица наемного груда, не совладельцы.

Общественная форма собственности означает, что трудовая ассоциация формируется какой-то общественной организацией (профсоюзы, например), на ее средства. При этом деятельность направлена главным образом на обслуживание этой общественной организации, Работниками могут быть как члены общественной организации, так и вольнонаемные. Следует напомнить, что на базе общественной собственности функционировали все трудовые коллективы при социализме. Причем общественная собственность делилась на государственную и кооперативную. Кооперативную собственность представляли колхозы и другие сельскохозяйственные артели, не относящиеся к государственным (совхозам). Но, по сути, отличия между ними носили исключительно формальный характер, хотя совхозы снабжались лучше, чем колхозы. Частной собственности не существовало, на основе личной собственности могли действовать только отдельные лица, осуществляющие работы по договору с государством, или кооперативом (ремонт обуви, строительные сезонные и заготовительные работы и др. Кроме того, поскольку вся общественная, да и личная жизнь была огосударствлена, можно, в принципе, отождествить понятия «государственная» и «общественная» собственность, хотя формально они, конечно, различались.

Тип собственности является важнейшим признаком классификации трудовых ассоциаций, системообразующим их элементом. В то же время за основу типологизации трудовых ассоциаций можно брать и другие основания. Например, сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политичес-

кая, духовно-культурная и др. Соответственно можно говорить об экономических трудовых ассоциациях (производственных); социальных трудовых ассоциациях (в сфере социального обслуживания, образования, здравоохранения и т.п.); политических трудовых ассоциациях (партии, движения); духовных трудовых ассоциациях (творческие союзы, редакции и т.п.) Не смотря на имеющиеся различия в зависимости от сферы общественной жизни, все эти ассоциации объединяет труд, который вообще создал все социальное и сейчас является непременным условием существования любого типа общества. Труд лежит в основе человеческой деятельности, которая также универсальна, как и он сам.

Возможна дифференциация трудовых ассоциаций по видам деятельности, что в принципе совпадает с основными сферами общества. Разновидностями деятельности выступает материальная и духовная, познание и самопознание, общение, мышление и др.

Можно классифицировать!рудовые ассоциации по отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, строительство, связь и др.); по видам социальной сферы, подразделениям духовно-культурной жизни и т.д.

Трудовые ассоциации относятся к федеральному (региональному) и местному (муниципальному) уровням управления и подчинения.

Существуют трудовые ассоциации, ориентированные на внутренний и внешний рынки потребления, с участием национального и международного (интернационального) капитала.

Трудовые ассоциации могут объединять одно-, родные или разнородные предприятия в рамках отдельной страны или группы стран.

В этом случае они принимают форму корпораций, концернов, консорциумов, в зависимости от целей и задач подобных союзов.

Таковы на наш взгляд, возможные подходы к анализу понятия «трудовая ассоциация», ее эволюции и типологизации.

Библиографический список

1. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985. — 384 с.

2. Современный словарь иностранных слов.- СПб: Дуэт, 1994. - 752 с.

3. Философский энциклопедический словарь: гл. ред.; Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Кавалев, В.Г. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

4. Филатов В.А. К вопросу о трудовой ассоциации в современном обществе. Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири («СИБРЕСУРС» - 12-2006): Доклады (материалы) 12-й Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2-4 октября 2006 г. /Отв. ред. В.Н. Масленников. Томск: САН ВШ; Изд-во «В-Спектр», 2006. 189-192 с,

ФИЛАТОВ Василий Афанасьевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 18.09.06. © Филитов В. А.

УДК 174 334 784 П. В. ЛЕВИЦКАЯ

Омский государственный технический университет

ДИАЛЕКТИКА ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ

КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ_

Данная статья посвящена проблеме взаимного влияния ценностей в контексте корпоративной культуры. Автор проводит анализ базовых понятий, раскрывающих суть данной проблемы. В статье систематизированы основные уровни и модели взаимодействия различных типов ценностей в процессе формирования корпоративной культуры. Автор рассматривает широко распространенные типы конфликтов ценностей и сопровождающие их кризисы в контексте корпоративной культуры.

В заключение статьи даются рекомендации по формированию корпоративной культуры на основе консолидации корпоративных ценностей и профессиональной этики с учетом личностных ценностных ориентаций сотрудников.

Одна из основных черт современных рыночных отношений — высокая скорость межкорпоративной миграции трудовых ресурсов. Этот процесс не позволяет глубоко развить нравственные и професси-! ональные качества специалиста. Не столь очевидное | следствие этого процесса — размывание ценностных ориентаций специалиста.

Важная роль в становлении специалистов принадлежит мотивационной составляющей — включе-

ние в структуру ценностных ориентаций таких нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать формированию высокого профессионализма, прогрессивных этических ценностных ориентаций, отвечающих потребностям социальной практики,

Важный канал трансляции традиционных представлений и формирования ценностных ориентаций в рамках организации через корпоративную культу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.