Научная статья на тему 'Трудоустройство выпускников вузов: опыт социологического анализа'

Трудоустройство выпускников вузов: опыт социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1111
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / РЫНОК ТРУДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / LABOR MARKET / EMPLOYMENT EFFICIENCY / YOUNG PROFESSIONAL / HIGHER EDUCATION GRADUATES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышкина Нина Яковлевна

Рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников вузов, предлагаются меры по повышению эффективности этой работы в условиях рыночной экономики. Представляются результаты авторских социологических опросов, посвященных социальным проблемам молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Education Graduates Employment: Practice of Sociological Analysis

Issues of higher education graduates employment are considered and ways to improve the efficiency of the work in conditions of market economy are proposed. The results of the original author’s polls concerning social problems of youth are presented.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство выпускников вузов: опыт социологического анализа»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N.Ya. Chernyshkina Higher Education Graduates Employment: Practice of Sociological Analysis

Issues of higher education graduates employment are considered and ways to improve the efficiency of the work in conditions of market economy are proposed. The results of the original author's polls concerning social problems of youth are presented.

Key words and word-combinations: higher education graduates, labor market, employment efficiency, young professional.

Рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников вузов, предлагаются меры по повышению эффективности этой работы в условиях рыночной экономики. Представляются результаты авторских социологических опросов, посвященных социальным проблемам молодежи.

Ключевые слова и словосочетания: выпускники вузов, рынок труда, эффективность трудоустройства, молодые специалисты.

УДК 316.334.2:378 ББК 60.561.2+74.58

Н.Я. Чернышкина

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

^Трудоустройство выпускников вузов -актуальная проблема, требующая объединения усилий вузовских коллективов, работодателей, государства, семьи и самих выпускников. Ежегодно около 500 тыс. абитуриентов приходят в вузы обучаться на средства государственного бюджета (в этом году - 490 тыс.) [1]. Значит, государство через 5-6 лет вправе ожидать появления такого же числа высококвалифицированных специалистов для решения задач обеспечения кадрами различных отраслей экономики и социальной сферы всех регионов страны.

Примерно 400 тыс. выпускников вузов 2013 г. озабочены поиском работы [2]. Молодые люди вынуждены искать в течение длительного времени первые рабочие места. Однако, потратив на поиски два - три месяца, они оседают, как правило, в том городе, где учились, и идут работать не по специальностям, которые получили: продавцами, офис-менеджерами, менеджерами по продажам, сиделками в больницах. Это касается выпус-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 9

кников, как получивших образование на средства государственного бюджета, так и обучавшихся на коммерческих условиях.

Как показал опрос, проведенный специалистами портала Superjob.ru, в котором участвовало 8300 молодых респондентов, более всего тяготит необходимость «торговать, чтобы выжить», и беспокоит «профессия безработного» [3]. Рушатся надежды родных и самих молодых людей; возникают семейные конфликты; растут чувства разочарования, недовольства, недоверия власти и государству. Государство терпит убытки: с одной стороны, потрачены большие деньги (на одного студента в год тратится от 63 до 134 тыс. руб.) [4]; с другой стороны, потеряно время, государство не получило долгожданных нужных специалистов для различных регионов. Известна, например, одна тревожная цифра, характеризующая ситуацию с использованием молодых специалистов в 2011 г.: всего 5% выпускников педагогических вузов, получивших дипломы, отправляются работать в школы. Остальные 95% ищут себе применение в других сферах [5].

Согласно данным Министерства образования и науки РФ, в 2012 г. удельный вес трудоустроенных выпускников с высшим профессиональным образованием от общего выпуска составил 65% [6, с. 21]. Где еще 35%? Не дорого ли обходится такая расточительность государству? Проблеме трудоустройства выпускников вузов уделил большое внимание Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. Он отметил, что сегодня, в условиях, когда рынок становится более гибким, необходимо создавать условия для социальной мобильности молодежи, для тех, кто готов переехать в другой город, другой регион с учетом задач территориального развития и привлекательности бизнеса [7].

Анализируя проблемы молодежи на рынке труда в современной России, директор Центра социального проектирования и молодежной политики А.В. Коршунов высказал мнение, что положение молодежи на рынке труда отличается сложностью и противоречивостью, связанных с высоким уровнем потребности в молодежном труде и таким же высоким уровнем молодежной безработицы. Молодые люди с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке труда получают второе образование, используют дополнительную занятость, при этом фиксируется несоответствие качества образования требованиям рынка труда к молодым специалистам, что затрудняет процесс трудоустройства. Процесс эффективного трудоустройства носит преимущественно неформальный характер, что снижает уровень самостоятельности молодежи как при выборе сферы профессиональной деятельности, так и в процессе реализации в ней. Высокий уровень молодежной безработицы в стране связан с несоответствием заработной платы уровню образования молодежи и ее потребностям, что и становится причиной поиска работы в сферах, не связанных с полученной специальностью. Низкая оплата труда, ее несоответствие выбранной профессии и полученному образованию, ограничение социальной мобильности - эти тенденции способствуют росту неудовлетворенности трудоустройством и трудом в целом и, как следствие, снижению социального самочувствия молодежи [8, с. 44-45].

А.С. Готлиб рассматривает три группы факторов влияния на формирование адаптационных стратегий молодежи на рынке труда: социальные, личностные

6 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

и индивидуально-психологические. Среди наиболее значимых социальных факторов выделяются уровень и качество образования. Эмпирические данные подтверждают это и ставят успешность молодежи на рынке труда и в целом удовлетворенность жизнью в зависимость от уровня и качества образования [9, с. 84].

По оценке Президента РФ В.В. Путина, «качественное образование в Советском Союзе действительно играло роль социального лифта... Мы должны вернуть образованию это качество социального лифта для всех людей» [10, с. 5]. В результате глобального кризиса в промышленно развитых странах молодежь пострадала больше всех. Уровень безработицы среди молодежи увеличился на 4,1 процентных пункта в развитых странах и ЕС в 2008-2009 гг. и на 3,4 процентных пункта в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (без ЕС) и СНГ, в том числе в России [11, с. 14]. Административный совет Международного бюро труда считает, что наличие четырех безработных среди каждых десяти молодых людей представляет собой социальную и экономическую катастрофу [11, с. 3].

Что помогает и что мешает трудоустройству молодых специалистов после окончания вуза? Эти вопросы ежегодно изучаются в том или ином аспекте социологической группой Поволжского института управления имени П.А. Столыпина: 2009 г. - «Как молодежь представляет работу и работодателя своей мечты?»; 2010 г. - «Труд как нравственная ценность молодежи»; 2011 г. -«Трудоустройство и защита трудовых прав молодежи». В марте - апреле 2013 г. социологическая группа института провела пилотажное исследование среди выпускников вузов г. Саратова по теме «Молодежь о своем настоящем и будущем». В случайную выборку вошли выпускники четырех вузов г. Саратова - Поволжского института управления имени П.А. Столыпина, Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Саратовского аграрного университета имени Н.И. Вавилова, Саратовской государственной юридической академии. Было опрошено 515 человек: юношей, мужчин - 172 (33%), девушек, женщин - 343 (66%). По семейному положению: женатых и замужних -60 человек (11,6%), холостых и незамужних - 455 (88,4%).

Проблемы оказались общими. Прежде всего респонденты указали на неопределенность в трудоустройстве и безработицу (даже дипломы об окончании престижных вузов не гарантируют работы), что может реально разрушить все мечты, планы и надежды - почти 56%; низкие зарплаты - 22%; отсутствие жилья - 17,4%. Почти 78% выпускников указали на недостаток информации о вакансиях по специальностям по регионам и по стране в целом.

Молодые люди хотят трудиться и видеть свои перспективы, поэтому считают одной из мер, способствующих успешному трудоустройству, заключение договора или контракта, как в армии. 67,4% респондентов высказались «за» из числа тех, кто обучается за счет средств федерального бюджета, «против» -12%; 65,2% - «за» из числа тех, кто обучается на коммерческих условиях, «против» - 10%. Итак, практически одинаковое число выпускников, обучающихся на средства государственного бюджета и на коммерческих условиях, предлагают как возможный вариант успешного трудоустройства заключение контракта на 2-3-5 или даже более лет, в котором бы были указаны условия в

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 6 1

соответствии с Трудовым кодексом РФ (подъемные, жилье, достойная зарплата, социальные гарантии (социальный пакет), карьерный рост, возможность повышения профессионального образования, социальная инфраструктура (детские сады, дороги, больница, школа и т.д.). Это, по мнению респондентов, повысит имидж молодого специалиста.

Согласны заключить договор (контракт) практически все респонденты, независимо от источников обучения: на 2 года - 24%, на 3-5 лет - 47,4%, на 10 лет - 16,7%, на срок по соглашению сторон - 10,7%. Желание выпускников заключить контракт (договор) может помочь государству решать народнохозяйственные задачи по развитию и обустройству Сибири, Дальнего Востока и других регионов, где не хватает специалистов. Это огромный государственный кадровый источник и резерв: приедут молодые, энергичные, работоспособные люди, полные надежд и готовые работать, будут обустраиваться, создавать семьи, рожать детей, включаться в жизнь региона.

Проведенное социологическое исследование показало, что сегодня 71% родителей опрошенных молодых респондентов принимают активное участие в определении жизненной стратегии своих детей, весьма ответственно относятся к определению их будущей профессии. Одних в конкретную профессию зовет романтика, других - семейная традиция, некоторых - высокая зарплата. Сегодня до 75% выпускников обычных школ и 90% учащихся гимназий стремятся получить высшее образование [1; 12; 13, с. 5]. Три четверти россиян поддержат своего ребенка, если он решит сделать карьеру в науке. По сравнению с 2009 г. россияне гораздо чаще стали считать науку сферой, перспективной для их детей и внуков [14].

Учитывая уровень прожиточного минимума для взрослых и детей и цены на промышленные и государственные товары в современных условиях России, молодежь считает, что для семьи из двух человек достаточно 25-40 тыс. руб. в месяц, для семьи с одним ребенком - 35-50 тыс. руб., для семьи с двумя детьми - от 50 тыс. руб. и выше. Ответы на вопрос о доходах семьи при наличии детей свидетельствуют о том, что молодые люди относятся к жизни ответственно и осознают, какие средства необходимы для обеспечения детей, их воспитания и обучения.

Серьезной проблемой для выпускников является жилье. По мнению 60% молодых респондентов, проценты на ипотеку очень высокие. Ипотека для приобретения жилья должна, по их мнению, предоставляться под 4-5%. При рождении первого ребенка ипотека должна снижаться на 2% - так считают 34% респондентов, при рождении второго ребенка - на 3%, считают 47,4%, то есть к рождению третьего ребенка ипотека должна быть практически погашена.

В заключении договора или контракта молодежь видит эффективный путь использования выпускников вузов, соответствующий интересам государства, вуза, работодателей и выпускников. По мнению респондентов, необходимо создать определенную систему информирования. В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ поставил задачу «оказать информационную поддержку выпускникам, включая создание общефедеральной базы вакансий, чтобы каждый человек мог увидеть, в каком регионе он может найти хорошую работу» [7].

6 2 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Молодежь преодолеет трудности, но она должна чувствовать, что необходима государству, что полученная специальность востребована. Это будет вызывать гордость, поднимать личный статус выпускника вуза. В.О. Ключевский подчеркивал: «Человек украшает то, в чем живет его сердце, во что кладет он свою душу, свои умственные и нравственные усилия» [15, с. 29-30].

В каждом российском вузе страны функционирует служба содействия занятости и трудоустройства - центр карьеры. С учетом обоюдных высоких требований работодателей и выпускников в условиях рынка необходимо иметь полный банк данных о потребностях в кадрах по всем специальностям во всех регионах России. Центр карьеры как подразделение вуза выступает в качестве связующего звена между работодателями, школьниками, студентами и выпускниками, предоставляя им разносторонние услуги по планированию и развитию карьеры, помогая в поиске работы и стажировок, определении карьерной стратегии.

В помощь вузовским центрам карьеры по информированию о местах стажировок для студентов и вакансий по стране для выпускников создан новый аналитический и информационный общегосударственный ресурс - Навигатор центров карьеры вузов - в рамках направления «Профориентация» Федерального агентства по делам молодежи (ФАДМ), охватывающий сегодня 330 вузов страны из 79 субъектов России [16, с. 28-29].

Молодые специалисты - выпускники вузов как один из основных резервов кадров выступают одним из путей модернизации страны, ее научного, технического, технологического, экономического и культурного прорыва, повышения международного престижа.

Библиографический список

1. Дуэль А. В руках и на небе // Рос. газ. 2013. 23 июля.

2. Ивойлова И. Вкус свежей «корочки» // Рос. газ. 2013. 2 июля.

3.ДобрынинаЕ. Какими ремеслами мы брезгуем. Ненавижу эту работу // Рос. газ. 2013. 12 сент.

4. Борисова И. Почем теперь студенты? // Рос. газ. 2013. 2 июля.

5. Расписание на завтра // Лит. газ. 2011. 31 авг. - 6 сент.

6. Серова Л.М., Мазаева К.А. Трудоустройство выпускников по данным мониторинга учреждений профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. № 3.

7. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ // Рос. газ. 2013. 13 дек.

8. Коршунов А.В. Адаптационные стратегии молодежи на российском рынке труда // Молодежь и общество. 2012. № 1.

9. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности - неуспешности // Социологические исследования. 2001. № 7.

10. Путин В.В. Общероссийский народный фронт должен приобрести качество общественного движения // Наша молодежь. 2013. № 7 (49).

11. Кризис в сфере занятости молодежи: время действовать // Молодежь и образование. 2012. № 8.

12. Смольякова Т. Я начальник, а кто ты? // Рос. газ. 2012. 11 дек.

13. Белоцерковский А.В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7.

14. Добрынина Е. Наукой юношей питают // Рос. газ. 2013. 19 февр.

15. Ключевский В. О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли / сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Александрова. М., 1990.

16. После окончания вуза // Наша молодежь. 2013. № 23(65).

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 6 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.