Научная статья на тему 'Трудоустройство и профессиональная подготовка государственных служащих'

Трудоустройство и профессиональная подготовка государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / государственные служащие / профессиональное базовое образование / employment / civil servants / professional basic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутылина Кристина Олеговна

В статье дается анализ вопросов успешности трудоустройствавыпускников вуза по специальности ГМУ и роли в этом процессе профильногобазового образования. Сделан вывод о готовности к переобучению ипрофессиональному творчеству как факторе успешности трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT AND VOCATIONAL TRAINING OF PUBLIC SERVANTS

The article analyzes the issues employability of university graduates with a degree in State and municipal management in the process of the profile of basic education. The conclusion about the readiness for retraining and professional creativity as a factor in the success of employment.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство и профессиональная подготовка государственных служащих»

УДК 378

Мутылина Кристина Олеговна, студентка направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет

e-mail: o.mutilin2010@yandex.ru

ТРУДОУСТРОЙСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация: В статье дается анализ вопросов успешности трудоустройства выпускников вуза по специальности ГМУ и роли в этом процессе профильного базового образования. Сделан вывод о готовности к переобучению и профессиональному творчеству как факторе успешности трудоустройства.

Ключевые слова: трудоустройство, государственные служащие,

профессиональное базовое образование.

EMPLOYMENT AND VOCATIONAL TRAINING OF PUBLIC

SERVANTS

Mutyilina Kristina Olegovna, student of the direction State and municipal management, Kursk State University. e-mail: o.mutilin2010@yandex.ru

Summary: The article analyzes the issues employability of university graduates with a degree in State and municipal management in the process of the profile of basic education. The conclusion about the readiness for retraining and professional creativity as a factor in the success of employment.

Keywords: employment, civil servants, professional basic education.

В современном мире не существует сферы человеческой жизни, которая была бы целиком и полностью освобождена от различных стереотипов. Ученые различных школ ставят своей целью выделение в стереотипе тех качеств, которые значимы для соответствующей направленности научного исследования. При выборе такой сферы деятельности как государственное и муниципальное управление, стереотипный образ государственного служащего приобретает особое значение.

Чтобы понять, каким является госслужащий в современной России, Киселева О.В. и Сурцева Ю.А. провели анализ целей, которые перед собой ставят люди, собирающиеся посвятить свою жизнь государственной службе. Подавляющее большинство опрошенных (57 %) ответили, что своей главной целью они видят самореализацию, далее идет о повышение знаний и навыков (27 %) [Киселева, Сурцева 2014]. Профессиональный и карьерный рост занимает третью ступень пьедестала (16 %). Также интересен тот факт, что ни один из респондентов не ответил, что самая главная его цель - это служба государству.

Для того чтобы узнать, совпадают ли ожидания абитуриентов, выбравших данную сферу деятельности, с реальным положением вещей, в ноябре 2014 г. мы провели интернет-опрос 30 выпускников специальности «Государственное и муниципальное управление» (рис. 1).

Рисунок 1 - Распределения ответов респондентов по заданным вопросам, %

В результате опроса мы выяснили, что 60% респондентов смогли трудоустроиться по полученной специальности; 20% респондентов пожалели о выборе данной профессии; 50% респондентов считают, что возможно

устроиться в органы государственной власти и местного самоуправления без наличия дополнительных навыков.

Далее нас заинтересовал вопрос: Почему некоторые люди

разочаровываются в выборе этой сферы деятельности? С помощью интернетопроса нам удалось выяснить, что наиболее важными факторами неудовлетворенности госслужащих являются низкая заработная плата, отсутствие карьерного роста, отсутствие профессионального роста, далекое расположение места работы от дома, плохая организация труда.

Помимо этого существует ряд других немаловажных проблем, с которыми сталкиваются выпускники специальности ГМУ.

Обобщим и представим в доступной форме причины неудач при трудоустройстве на госслужбу. По мнению Т.Н. Клочковой, в основе трудностей выпускников лежат, в первую очередь, недостатки базового профильного образования по специальности ГМУ:

- невысокий уровень подготовки специалистов в определенных областях («на уровне исполнительской работы необходимы более глубокие знания и навыки в конкретной области профессиональной деятельности», «недостаточное знание и уровень подготовки в области статистического анализа, статистики, в частности, эконометрики, применения информации в процессе управления»);

- несоответствие теоретической подготовки выпускников практическим

требованиям: «базовое образование далеко от практики», «некоторая

оторванность от тех конкретных задач, которые будут решаться на практике», «базового образования ГМУ не вполне достаточно для прохождения государственной и муниципальной службы, необходимо усилить практическую деятельность при обучении», «обучение в недостаточной мере отвечает

современным потребностям государственной гражданской службы», «недостаточная практическая направленность обучения»;

- получение базового образования по специальности ГМУ со «школьной скамьи»: «Получать профессиональное образование по специальности ГМУ должны не выпускники общеобразовательных учреждений, а люди с опытом работы в качестве дополнительного к своему базовому образованию в конкретной сфере деятельности. Получение дополнительного образования происходит у таких работников уже осознанно, и это знание применимо в практической деятельности», «ГМУ должно быть вторым образованием, и в СССР четырехгодичные партшколы были менее востребованы, чем двухгодичные», «Образование будет давать преимущества при наличии первого базового образования по специальности, связанной с непосредственной работой (юрист, экономист, архитектор и т.п., а ГМУ - в качестве дополнительного»);

- отсутствие узкоспециализированной направленности, учитывающей особые требования в решении специальных задач, вызванные:

1) спецификой работы органа власти: «Понятие управленец - слишком обширно, у каждого органа свое направление деятельности, работать такому специалисту по определенному направлению сложно»;

2) спецификой работы отдела органа власти: «Большинство

подразделений требуют специалистов, знающих изнутри специфику деятельности отрасли, а не только знания менеджмента», «В таких структурных подразделениях, как управление благоустройства, управление жилищного фонда, управление образования, управление экономики и предпринимательства, отдел информационного обеспечения, юридический отдел и ряде других, нужны специалисты, имеющие образование, соответствующее профилю структурного подразделения», «На все должности государственной и муниципальной службы подготовить универсального специалиста невозможно, требуется дополнительная специализация». [Клочкова 2011: 28-33]

Этот тезис подтверждают и данные опроса государственных и муниципальных служащих, проведенного Гумеровым Д.В. [Гумеров 2012: 141145].

На вопрос о том, какой вариант профессиональной подготовки им кажется наиболее предпочтительным для выполнения обязанностей их должности, большинство респондентов отмечают (в порядке убывания):

1. «Получение базового образования по профилю конкретной сферы государственного управления или муниципального хозяйства с последующей переподготовкой в сфере государственного и муниципального управления».

2. «Получение базового образования в сфере государственного и муниципального управления с последующей переподготовкой в конкретной сфере государственного управления или муниципального хозяйства».

3. «Достаточно базового образования в конкретной сфере государственного управления или муниципального хозяйства».

4. «Достаточно базового образования в сфере государственного и муниципального управления»

Последние два варианта выбрали незначительное количество респондентов. Это еще раз доказывает высокую значимость профильного базового образования государственных и муниципальных служащих для их трудоустройства в органах власти.

Таким образом, на основании данных опроса, можно сделать вывод: базовое образование по специальности ГМУ способствует формированию высококвалифицированного кадрового состава государственной и муниципальной службы, эффективному и качественному исполнению должностных обязанностей для достижения поставленных целей, особенно на начальном этапе деятельности, предоставляет больше возможностей для самореализации и карьерного роста лишь при желании и способности самого работника к переобучению и профессиональному творчеству. О.Н.Сезонова видит эффективные механизмы профессиональной деятельности в усилении компетентностного подхода к подготовке специалистов, и с этим нельзя не согласиться [Сезонова 2014: 26-32]. Хотя вопросы успешной трудовой деятельности в органах власти нужно рассматривать шире проблемы профессионального образования, как это делают Новосельский С.О., Подосинников Е.Ю., его важность может быть решающей при подборе управленческой команды [Новосельский, Подосинников 2015: 97-101].

Существующие стереотипы позволяют рассматривать поступление на государственную службу несколько упрощенно, примеряя на себя определенную социальную реальность, что характерно для абитуриентов и имеет характер игры. Такое поведение характерно для молодежи вообще, определяет Е.Н.Куриленко [Куриленко 2009: 156-161]. Транформирующаяся практика государственной и муниципальной службы ставит новые задачи, добавляет новые требования к навыкам и профессиональной подготовке [Пясецкая 2014:154-156]. Реальность трудоустройства на государственную службу заставляет рассматривать этот процесс более детально, выделяя сильные и слабые стороны образовательной подготовки, мотивацию устройства на работу и возможности повышения конкурентноспособности.

Список литературы:

1. Киселева О.В., Суровцева Ю.А. Население и госслужба: Проблема

взаимоотношений и привлекательности госслужбы для населения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. -

URL:http ://www. science-education.ru/117-13177

2. Клочкова Т.Н. Востребованность выпускников управленческих специальностей в органах государственного и муниципального управления // Социология образования. - 2011. - № 1. - С.28-33.

3. Гумеров Д.В. Ценностные и карьерные ориентации госслужащих // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 2. - С. 141-145.

4. Сезонова О.Н. Интеграция теоретических представлений содержания компетентностного подхода для обоснования совершенствования

механизма эффективной профессиональной деятельности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 4. - С. 26-32.

5. Новосельский С.О., Подосинников Е.Ю.Совершенствование механизмов формирования и функционирования управленческой команды в органах местного самоуправления // Российская наука и образование сегодня: проблемы перспективы. - 2015. - №2(5). - С.97-101.

6. Куриленко Е.Н. Игровые практики в социальной реальности молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - №3. - С. 156-161.

7. Пясецкая Е.Н. Технологии совещательной демократии в практике муниципальной службы // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной науч.-практ. конф. Тамбов. - 2014. - С. 154-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.