Научная статья на тему 'Трудные случаи словообразовательного анализа'

Трудные случаи словообразовательного анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1010
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДНЫЕ СЛОВА / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРЫ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАНТЫ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ / WORD FORMATION ANALYSIS / WORD FORMATION / DERIVED WORD / LEARNING MOTIVATION / A PAIR OF WORD FORMATION / WORD FORMATION FORMANT / PUPILS / STUDENTS DIFFICULT CASES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шибакова Лариса Геннадьевна, Конькова Людмила Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме формированию у школьников и студентов умения сознательно выполнять словообразовательный анализ. Предлагается алгоритм рассуждения выполнения словообразовательного анализа, где ключевым моментом является определение словообразовательной пары, состоящей из производящего и производного слов. Именно определение производящего слова представляется сложным для подрастающего поколения. В этом случае правильно установленные мотивированные отношения способствуют выявлению производящего слова, выделению словообразовательного форманта и определению способа образования. Сформулированы три правила определения производящего слова (производящее слово ближе других к производному слову по составу; учитывается часть речи производного слова; стилистическая окрашенность). Найти производящее слово значит правильно мотивировать производное слово. Предложены формулы и образцы мотивировок различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия с опорой на лексическое значение производного слова, лексико-грамматический разряд и стилистический аспект. Имя существительное имеет разные формулы мотивировок: то, что…; то, чем…; то, где…; тот, кто…; действие по глаголу; признак однокоренного производящего прилагательного и другие. Имена прилагательные имеют формулы, включающие в себя определенную группу прилагательных или причастий и соответствующие производным однокоренные производящие существительные без предлога или с предлогом; «такой, который + глагол» и другие. Глаголы мотивируются через однокоренные прилагательные или существительные в сочетании с различными вспомогательными глаголами. Алгоритм определения производящего слова и схема словообразовательного анализа могут быть использованы в школе и вузе при изучении словообразования и других разделов языка. Опыт использования мотивировок и определения производящего слова в практике обучения русскому языку свидетельствует об их эффективности: у студентов формируется умение и навык профессионального анализа словообразовательной структуры слова, способность гибко применять навыки к анализу инновационных словообразовательных процессов в разных сферах языка; развивается мышление учащихся, значительно обогащается их словарный запас и грамматический строй речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шибакова Лариса Геннадьевна, Конькова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULT CASES OF WORD FORMATION ANALYSIS

The article is devoted to the actual problem the formation of students’ ability to consciously perform word formation analysis. The algorithm of reasoning of word formative analysis, where the key point is to determine the word formative pair consisting of the generating and derived words, is proposed. It is the definition of the generating word that is difficult for the younger generation. In this case, properly established motivated relationships contribute to the identification of the producing word, the allocation of word formant and the definition of the method of education. Formulated three rules for determining the productive word (producing word closest to the derived word composition; the part of speech of the derivative word is taken into account; stylistic coloring). To find the generating word means to motivate the derived word correctly. The formulas and examples of motivations of different parts of speech are proposed: the noun, the adjective, the verb and the adverb based on the lexical meaning of the derived word, the lexical and grammatical category and the stylistic aspect. The noun has a different formula of motivation: that which...; what...; where...; he who...; action verb; the adjective cognate symptom-producing and others. Adjectives have a formula that involves a certain group of adjectives or participles and corresponding nouns derived from the same root produce without a preposition or with the preposition; “that + verb” and others. Verbs are motivated through single-root adjectives or nouns combined with various auxiliary verbs. The algorithm for determining the generating word and the scheme of word formation analysis can be used in schools and universities in the study of word formation and other sections of the language. The experience of using motivations and determining the producing word in the practice of teaching the Russian language testifies to their effectiveness: students develop the ability and skill of professional analysis of the word formation structure of the word, the ability to flexibly apply skills to the analysis of innovative word formation processes in different areas of the language; develops thinking of students, greatly enriches their vocabulary and grammatical structure of speech.

Текст научной работы на тему «Трудные случаи словообразовательного анализа»

Шибакова Л. Г. Челябинск, Россия ORCID ID: 0000-0003-3517-6586 E-mail: shibakovaIg@cspu.ru

Конькова Л. А. Челябинск, Россия ORCID ID: 0000-0001-9082-1096

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Аннотация . Статья посвящена актуальной проблеме - формированию у школьников и студентов умения сознательно выполнять словообразовательный анализ.

Предлагается алгоритм рассуждения выполнения словообразовательного анализа, где ключевым моментом является определение словообразовательной пары, состоящей из производящего и производного слов. Именно определение производящего слова представляется сложным для подрастающего поколения. В этом случае правильно установленные мотивированные отношения способствуют выявлению производящего слова, выделению словообразовательного форманта и определению способа образования. Сформулированы три правила определения производящего слова (производящее слово ближе других к производному слову по составу; учитывается часть речи производного слова; стилистическая окрашенность). Найти производящее слово - значит правильно мотивировать производное слово. Предложены формулы и образцы мотивировок различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия - с опорой на лексическое значение производного слова, лексико-грамматический разряд и стилистический аспект. Имя существительное имеет разные формулы мотивировок: то, что...; то, чем...; то, где...; тот, кто...; действие по глаголу; признак однокоренного производящего прилагательного и другие. Имена прилагательные имеют формулы, включающие в себя определенную группу прилагательных или причастий и соответствующие производным однокоренные производящие существительные без предлога или с предлогом; «такой, который + глагол» и другие. Глаголы мотивируются через однокоренные прилагательные или существительные в сочетании с различными вспомогательными глаголами. Алгоритм определения производящего слова и схема словообразовательного анализа могут быть использованы в школе и вузе при изучении словообразования и других разделов языка.

Опыт использования мотивировок и определения производящего слова в практике обучения русскому языку свидетельствует об их эффективности: у студентов формируется умение и навык профессионального анализа словообразовательной структуры слова, способность гибко применять навыки к анализу инновационных словообразовательных процессов в разных сферах языка; развивается мышление учащихся, значительно обогащается их словарный запас и грамматический строй речи.

УДК 37.016:811.161.1373.611

DOI 10.26170/FK19-04-18

ББК Ш141.12-9-20+Ч42б.819=411.2,2

ГРНТИ 14.25.09

Код ВАК 13.00.02

Ключевые слова: словообразовательный анализ; словообразование; производные слова; учебная мотивация; словообразовательные пары; словообразовательные форманты; школьники; студенты; трудные случаи.

Shibakova L. G. Konkova L. A. Chelyabinsk, Russia

DIFFICULT CASES OF WORD FORMATION ANALYSIS

■ the formation of students' ability to consciously

Keywords: word formation analysis; word formation; the derived word; learning motivation; a pair of word formation; word formation formant; pupils; students difficult cases.

Ab str a ct. The article is devoted to the actual problem ■ perform word formation analysis.

The algorithm of reasoning of word formative analysis, where the key point is to determine the word formative pair consisting of the generating and derived words, is proposed. It is the definition of the generating word that is difficult for the younger generation. In this case, properly established motivated relationships contribute to the identification of the producing word, the allocation of word formant and the definition of the method of education. Formulated three rules for determining the productive word (producing word closest to the derived word composition; the part of speech of the derivative word is taken into account; stylistic coloring). To find the generating word means to motivate the derived word correctly. The formulas and examples of motivations of different parts of speech are proposed: the noun, the adjective, the verb and

the adverb - based on the lexical meaning of the derived word, the lexical and grammatical category and the stylistic aspect. The noun has a different formula of motivation: that which...; what...; where...; he who...; action verb; the adjective cognate symptom-producing and others. Adjectives have a formula that involves a certain group of adjectives or participles and corresponding nouns derived from the same root produce without a preposition or with the preposition; "that + verb" and others. Verbs are motivated through single-root adjectives or nouns combined with various auxiliary verbs. The algorithm for determining the generating word and the scheme of word formation analysis can be used in schools and universities in the study of word formation and other sections of the language.

The experience of using motivations and determining the producing word in the practice of teaching the Russian language testifies to their effectiveness: students develop the ability and skill of professional analysis of the word formation structure of the word, the ability to flexibly apply skills to the analysis of innovative word formation processes in different areas of the language; develops thinking of students, greatly enriches their vocabulary and grammatical structure of speech.

Для цитирования: Шибакова, Л. Г. Трудные случаи словообразовательного анализа / Л. Г. Шибакова, Л. А. Конькова // Филологический класс. - 2019. - № 4 (58). - 138-143. DOI: 10.2б170/Н<19-04-18.

For citation: Shibakova, L. G., Konkova, L. A. Difficult Cases of Word Formation Analysis. In Philological Class. No. 4 (58), pp. 138-143. DOI: 10.26170/FK19-04-18.

Словообразование является основным путем обогащения словарного языка; это одна из наиболее творческих и наименее замкнутых областей языка, находящаяся в состоянии постоянного функционирования и развития. Решающую роль в развитии и обогащении лексического состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих в нем лексических единиц.

Положения по вопросам словообразования были выдвинуты Г. О. Винокуром и в дальнейшем развиты и детализированы Н.Д. Арутюновой, М.В. Пановым, А. И. Моисеевым, Н. М. Шанским, Е.А. Земской и др.

Словообразование способствует возникновению новой номинации и выступает инструментом появления нового слова. Важнейшей составляющей этого процесса является мотивация как ментальное обоснование связи внутренней формы слова и внешней оболочки. В связи с этим представляется новым в процессе работы над словообразовательным анализом в школе обратить внимание на мотивационные пути, по которым формируется новое слово. Одним из первых шагов обучения словообразовательному анализу школьников является установление мотивации и мотивационного признака, положенного в основу нового слова. Данной проблеме и посвящено представленное исследование.

Выяснить, как образовалось новое слово, помогает словообразовательный анализ, задачей которого является «установить, является ли анализируемая основа непроизводной или производной; в последнем случае следует выяснить, какая основа является производящей по отношению к изучаемой и с помощью какого словообразовательного средства и каким способом она произведена» [Земская 2009: 11-12].

«О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная» [Винокур 1959: 425], поэтому «для отыскания данной словообразовательной формы считается необходимым указать данную первичную основу хоть еще один раз в каком-нибудь другом слове данной языковой системы» [Винокур 1959: 426].

Как показывает опыт работы, учащиеся школ и студенты не умеют находить производящие слово. Чаще всего они игнорируют важнейший шаг словообразовательного анализа, называя сразу слово, от которого образовано данное. Такой подход приводит к многочисленным ошибкам.

• Каково производящее слово для существительного тишина? Называют однокоренные слова: тишь, тихий, тихо. Какое из них производящее?

• Как образовано существительное запутанность? Предлагаются в качестве производящих такие слова: запутать, путать, запутанный. Какой ответ правильный?

Нужно помнить, что словообразовательно связаны не любые однокоренные слова, а только те, одно из которых может быть объяснено через другое и которое по составу меньше на ту часть, с помощью которой оно образовано.

В помощь школьникам и студентам при выполнении словообразовательного анализа хотим предложить алгоритм определения производящего слова, образцы мотивировок и словообразовательного анализа.

При разработке алгоритма мы опирались на работы известных лингвистов ( [Земская 2009; Лопатин 1976; Немченко 1984; Улуханов 1992; Мусатов 2010; Ширшов 1995] и др.).

Для того чтобы дать правильный словообразовательный анализ, следует решить три основные задачи:

1) определить производящее (мотивирующее, исходное) слово (и далее - производящую основу);

2) выделить средства словообразования (аффиксы);

3) определить способ словообразования.

Основной и наиболее трудный шаг - первый: поиски производящего слова.

Коротко остановимся на теоретических положениях, которыми мы руководствовались.

Производящее слово - это слово, от которого образовано данное производное слово, это формальная и семантическая база разбираемого слова. Это одноко-ренное производному слову, имеющее более простую по значению и структуре основу, например: мороз -мороз-н-ый. Основа мороз-н - производная, она имеет свою производящую основу - мороз, более простую по структуре (в ней нет суффикса -н- (выделяющегося в другой (производной) основе мороз-н-) и более простую по значению (мороз-н-ый - «имеющий отношение к мороз-у»). В производной основе выделяется общая часть с производящей основой: смирн-ый (производящая основа -смирн-) - смирн-о (производящая - основа смирн-о) - общая часть смирн- [Мусатов 2010: 182].

Понятие «производящее слово» тесно связано с понятием «словообразовательная мотивация».

Мотивация - это такое отношение между двумя од-нокоренными словами, при котором значение одного из них 1) либо определяется через значение другого (силач - тот, кто обладает силой); 2) либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме принадлежности к части речи (белизна - свойство белого); з) либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске этих слов (коленка - колено). Найти производящее слово - значит правильно мотивировать производное слово, сделать это непросто, так как его поиски связаны с семантикой слова, а описание едва ли не всех единиц в области семантики представляет исключительную сложность.

По утверждению В. В. Лопатина, «только установив мотивационные отношения в парах слов, например, банальный - банальщина, скрипка - скрипач (с одинаковым количеством вычленяемых отрезков) и поставив эти слова в соответствующий словообразовательный ряд, мы можем установить суффиксальный (морфемный) статус отрезков -щин (а), -ач в банальщина, скрипач и несуффиксальный, неморфемный - отрезок -н-, -к- в банальный, скрипка (слова эти немотивированные)» [Лопатин 1977: 27].

Найдем производящее слово для существительного проектирование. Обратимся к гнезду однокоренных слов: проектировать, проектировщик, проект. Семантика (проектирова/ние - это действие по глаголу проектиро-ва\ть) и морфемный состав (проектирование - проектировать) показывают, что производящее слово - проектировать.

Производящая (мотивирующая) основа - это часть слова без словообразовательного форманта (слово-

образовательное средство). Производящей основой в слове проектирование является проектирова-, а словообразовательным формантом - суффикс -ний.

Производящее и производное слова представляют собой словообразовательную пару, где производное, как правило, сложнее по форме и/или по содержанию, чем производящее. При этом важно иметь в виду, что «формальное и семантическое различие между производящим (мотивирующим) и производным (мотивированным) словами должно быть минимальным, то есть ограничиваться разницей в одном словообразовательном форманте, значение производного должно быть объяснимо через значение производящего, самого близкого к производному по форме» [Гридина 2008: 62].

Таким образом, чтобы найти производящее слово, нужно опираться на следующие правила:

1) производящим является слово, которое формально проще, т. е. из нескольких однокоренных слов производящим является то, которое ближе других к производному по составу (имеет больше общих с ним морфем): учитель\ство * учитель-,

2) если у слов тождествен морфемный состав и семантика, то выбор производящего слова зависит от части речи производного слова: глагол мотивирует существительное (чтение * читать), прилагательное мотивирует существительное (белизна * белый) и наречие на -о (тихо * тихий);

3) стилистически нейтральное слово всегда является производящим для слова стилистически окрашенного (столик * стол).

Перечисленные правила должны найти отражение в мотивировках, которые помогают выявить производящее слово.

Как же составить мотивировку? Следует выстроить цепочку рассуждений, алгоритм, учитывая часть речи производного слова, лексико-грамматический разряд, семантику, стилистический аспект.

Имя существительное имеет категориальное значение предметности, что и предопределяет вопросы к производному слову: что это? или кто это? Ответы на эти вопросы представляют собой семантические схемы, своеобразные формулы мотивировок. Они могут быть различными в зависимости от лексико-грам-матического разряда существительного.

Конкретные существительные имеют разные формулы мотивировок. Для неодушевленных существительных формулы таковы: то, что...; то, чем...; то, где.... Они включают в себя местоимение то, указывающее, что производное слово имеет значение предметности, местоимения что, чем и наречие где, свидетельствующие о том, что предмет неодушевленный, и производящее слово. Например, градусник - то, что измеряет градусы (градус), выключатель - то, чем выключают (выключать);раздевалка - то, где раздеваются (раздеваться).

Мотивировки для одушевленных существительных строятся по формуле: тот, кто., где местоимение тот указывает на предмет, местоимение кто - на лицо. Например, гитарист - тот, кто играет на гитаре (гитара); грибник - тот, кто собирает грибы (гриб);учитель -тот, кто учит (учить). Названные формулы используются для конкретных существительных, образованных

от существительных и глаголов. Но конкретные существительные могут иметь оценочное значение, в этом случае формула мотивировки другая. Эти существительные мотивируются через соответствующие однокоренные слова без оценки: домик - уменьшительное к слову дом; мамочка - ласкательное к слову мама, ручища - увеличительное к слову рука; книжонка - пренебрежительное к слову книга.

Отвлеченные существительные могут обозначать действие как предмет и признак как предмет. Различие в семантике приводит к различию в мотивировках. Если существительное обозначает действие как предмет, то возможна формула: действие как предмет по производящему глаголу в форме инфинитива (сокращенно - действие по глаголу). Эта формула отражает общность семантики отвлеченного существительного и производящего глагола. Например, бег - действие по глаголу бегать; соединение - действие по глаголу соединить. Следует учесть, что если отвлеченное существительное соотносится с приставочным глаголом, то в роли производящего слова выступает именно этот приставочный глагол: выход - действие по глаголу выходить; выдумка - действие по глаголу выдумать; перелет - действие по глаголу перелететь.

Если существительное обозначает признак как предмет, формула мотивировки такова: признак как предмет - это признак (свойство, качество) однокорен-ного производящего прилагательного: облачность -признак облачного (облачный); дерзость - качество дерзкого (дерзкий); гладь - признак гладкого (гладкий); белизна - признак белого (белый).

Свою формулу мотивировки имеют и собирательные существительные, обозначающие совокупность одинаковых лиц или предметов как одно неделимое целое: это все конкретные существительные, вместе взятые. Например, учительство - это все учителя, вместе взятые; студенчество - все студенты, вместе взятые; зверьё - все звери, вместе взятые. Возможен и другой вариант мотивировки: множество конкретных существительных (комарьё - множество комаров).

Все рассмотренные существительные образуются суффиксальным способом (включая и нулевую суффиксацию); производящими словами для них чаще всего являются глаголы и прилагательные (для отвлеченных существительных), реже существительные (для конкретных и собирательных существительных).

Имена прилагательные, имеющие общее категориальное значение призначности и отвечающие на вопрос это какой?, не отличаются разнообразием мотивировок. Они имеют по существу одну общую формулу, включающую в себя определенную группу прилагательных или причастий и соответствующие производным однокоренные производящие существительные без предлога или с предлогом. Например, забастовочный - относящийся к забастовке (забастовка); каменный - сделанный (состоящий) из камня (камень); учительский - свойственный учителю (учитель); отцовский - принадлежащий отцу (отец); узорчатый - обладающий узором (узор) и другие мотивировки: связанный с., похожий на., предназначенный для., лишенный чего-либо, рассчитанный на.. Данные мотивировки характерны в основном для относитель-

ных и притяжательных прилагательных, образованных суффиксальным способом от существительных. Суффиксальные прилагательные, созданные на базе других частей речи, имеют свои семантические схемы. Прилагательные с суффиксами субъективной оценки мотивируются через прилагательные без этих суффиксов, по аналогии с подобными существительными; добренький - ласкательное к слову добрый; красноватый - не совсем красный; высоченный - увеличительное к слову высокий и др.

Если прилагательные соотносятся по образованию с глаголом, то их мотивировка - признак по действию, названному в производящем слове, или «такой, который + глагол»: повелительный - признак по глаголу повелеть; развесной - признак по глаголу развесить; горелый - такой, который горел (гореть); задумчивый - тот, который задумался (задуматься);удивительный - такой, который удивил (удивить); вязальный - такой, при помощи которого вяжут (вязать).

Трудности представляет образование сложных прилагательных типа «малопонятный». Известно, что для образования сложных прилагательных используется как морфологический, так и неморфологический способ. Сравним два слова: быстротекущий и быстрокрылый. Ошибка при словообразовательном анализе этих прилагательных заключается в том, что оба слова относят к морфологическому способу (сложению). Однако таким способом образуется лишь прилагательное быстрокрылый, слово быстротекущий имеет другой способ образования: неморфологический (лексико-семан-тическое слияние). Как же это доказать? Предлагаем провести своеобразный эксперимент; «отодвинем» части сложного прилагательного друг от друга и посмотрим, что представляет собой полученное сочетание. Слово быстротекущий даст нам свободное словосочетание быстро текущий, тип связи между его компонентами - примыкание. Чтобы убедиться в этом, поменяем компоненты местами: текущий быстро. Значение и тип подчинительной связи не изменились, следовательно, образовалось слово быстротекущий путем слияния компонентов свободного словосочетания с примыканием, то есть неморфологическим, лексико-семантическим способом. Проведем такой же эксперимент с прилагательным быстрокрылый и получим набор слов быстро крылый (крылый быстро). Таких словосочетаний в языке нет, значит, нужно искать сочетание слов, представляющее основу для образования данного прилагательного. Быстрокрылый - это такой, у которого быстрые крылья. Это свободное словосочетание, тип связи между компонентами - согласование, способ образования прилагательного от него - морфологический (сложно-суффиксальный). Так же образуются словосочетания, тип связи между компонентами которых управление. Таким образом, мотивировки рассмотренных выше прилагательных включают в себя ответ на вопрос: каков тип подчинительной связи между компонентами словосочетания? А чтобы ответ был правильным, можно воспользоваться данным выше анализом сложных прилагательных.

Следует обратить внимание еще на одну особенность сложных прилагательных, образованных лекси-ко-синтаксическим способом: вторая часть их - отгла-

гольные образования (прилагательные или причастия): малопривлекательный, вышеупомянутый, легкоуловимый, труднопроходимый, быстрорастворимый и др.

Чтобы построить мотивировки для глаголов, имеющих категориальное значение действия или состояния, следует дать ответ на вопрос: что это значит?

Глаголы, соотносительные по образованию с прилагательными, мотивируются через однокоренные прилагательные с помощью глаголов быть, становиться: светлеть - становиться светлым (светлый); умнеть -становиться умным (умный); важничать - быть важным (важный); хитрить - быть хитрым (хитрый).

Глаголы, образованные от существительных, включают в состав мотивировок однокоренные существительные в сочетании с различными вспомогательными глаголами: пленить - взять в плен; платить - отдать плату; грустить - испытывать грусть; советовать -дать совет; властвовать - проявлять власть.

Наречия на -о (е) мотивируются через однокоренные прилагательные и причастия: тихо - тихий; прелестно - прелестный; искренне - искренний; волнующе -волнующий.

Все рассмотренные разновидности мотивировок для существительных, прилагательных, глаголов и наречий не отражают их многообразия. Мы попытались показать, что для создания мотивировок нужно знать общие правила их построения, опираясь на лексическое значение конкретного производного слова. Следует помнить также, что отдельные слова могут иметь в качестве производящего не одно, а два слова. Это явление (на него впервые обратили внимание В. В. Виноградов [Виноградов 1975] и Г. О. Винокур [Винокур 1959], а затем и другие лингвисты [Лопатин 1976]) получило название двойственной (или множественной) мотивации. Например, глагол капризничать можно мотивировать по-разному: быть капризным (прилагательное капризный + суффикс -ича-) и проявлять капризы (существительное каприз + суффикс -нича-). Еще примеры: разбойничать - заниматься разбоем (существительное разбой + суффикс -нича-) и быть разбойником (существительное разбойник + суффикс -а-), чешуйчатый - покрытый чешуей (существительное чешуя + суффикс -чат-) и покрытый чешуйками (существительное чешуйка + суффикс -ат), нехорошо - (наречие хорошо + приставка не-) и (прилагательное нехороший + суффикс -о).

В заключение предлагаем алгоритм определения производящего слова для существительных, образцы мотивировок и словообразовательного анализа.

Образцы мотивировок

Имя существительное: это что? это кто?

Руководитель - тот, кто руководит. Чистильщик - тот, кто чистит. Защитник - тот, кто защищает Росток - то, что растет. Счетчик - то, что считает. Зажигалка - то, чем зажигают. Предохранитель - то, чем предохраняют. Лежанка - то, где лежат.

Читальня - то, где читают.

Стульчик - уменьшит. к слову стул.

Ослабление - действие по глаголу ослабить (ослаблять).

Прорыв - действие по глаголу прорываться.

Выдумка - действие по глаголу выдумать.

Доброта - свойство доброго.

Гуманность - качество гуманного.

Дворянство - все дворяне, вместе взятые.

Имя прилагательное: это какой?

Талантливый - обладающий талантом. Земляной - состоящий из земли. Летний - относящийся лету. Усатый - имеющий усы. Серебряный - сделанный из серебра. Серебристый - похожий на серебро. Слезливый - склонный к слезам. Годовой - рассчитанный на год.

Заячий - принадлежащий зайцу.

Тонкостенный - имеющий тонкие стены

Сельскохозяйственный - относящийся к сельскому хозяйству.

Слаборазвитый - слабо развитый.

Дорогостоящий - дорого стоящий.

Малоподвижный - мало подвижный.

Железобетонный - сделанный из железобетона.

Паровозный - относящийся к паровозу.

Глагол: что это значит?

Резвиться - быть резвым. Сидеть - становиться седым. Грустнеть - становиться грустным. Тосковать - испытывать тоску.

Плотничать - работать плотником. Смолить - пропитывать смолой. Гнездиться - делать гнездо. Протестовать - выражать протест.

Схема словообразовательного анализа:

1. Определить часть речи производного слова.

2. Дать мотивировку, выделить из нее производящее слово.

3. Сравнивая производное и производящее слова, выделить их общую часть, то есть производящую основу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Указать средства словообразования.

Образец устного анализа слова: очарование - имя существительное, отвлеченное, обозначает действие как

предмет, следовательно, мотивировка такова: действие по глаголу очаровать. Производящее слово - очаровать; сравнивая оба слова, находим общую часть - производящую основу: очарова | ний|е * очаровать. К производящей основе очарова- присоединяется суффикс -нии. Слово очарование образовано морфологическим способом (суффикс. разновидн.).

Письменный анализ: Очарова | ний е * действие по глаголу очаровать (морф., суф.).

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнова Н. Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке. - М., 1961. - 152 с.

Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования // Исследования по русской грамматике. - М., 1975.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. - М., 1959. - 492 с.

Гридина Т.А., Коновалова Н. И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 160 с.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. - 6-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 328 с.

Лопатин В. В. Множественность мотивации и ее отражение в глагольном именном образовании // Русский язык в школе. - 1976. -№2.

Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. - М., 1977. - 314 с.

Моисеев А. И. Основные вопросы словообразования в современном литературном языке. - Л.: ЛГУ, 1987. - 206 с.

Мусатов В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 360 с.

Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Высшая школа, 1984. - 256 с.

Панов М. В. Об изучении русского словообразования // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1970. - №3. - С. 258-264.

Улуханов И. С. О степенях словообразовательной мотивированности слов // Вопросы языкознания. - 1992. - №5.

Шанский Н. М. Основы словообразовательного анализа. - М.: Учпедгиз, 1953. - 56 с.

Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. - М.: Издательство Московского университета, 1968.

Ширшов И.А. Типы словообразовательной мотивации // Филологические науки. - 1995. - №1.

REFERENCES

Arutyunova, N. D. (1961). Ocherkiposlovoobrazovaniyu vsovremennom ispanskomyazyke [Essays on Word Formation in Modern Spanish]. Moscow. 152 p.

Gridina, T. A., Konovalova N. I. (2008). Sovremennyi russkii yazyk. Slovoobrazovanie: teoriya, algoritmy analiza, trening [Modern Russian Language. Word Formation: Theory, Analysis Algorithms, Training]. Moscow, Flinta, Nauka. 160 p.

Lopatin, V. V. (1976). Mnozhestvennost' motivatsii i ee otrazhenie v glagol'nom imennom obrazovanii [Plurality of Motivation and Its Reflection in Verbal Nominal Formation]. In Russkii yazyk v shkole. No. 2.

Lopatin, V. V. (1977). Russkaya slovoobrazovatel'naya morfemika. Problemy i printsipy opisaniya [Russian Word Forming Morphemic. Problems and Principles of Description]. Moscow. 314 p.

Moiseev, A. I. (1987). Osnovnye voprosy slovoobrazovaniya v sovremennom literaturnom yazyke [Basic Questions of Word Formation in Modern Literary Language]. Leningrad, Leningradskii gosudarstvennyi universitet. 206 p.

Musatov, V. N. (2010). Russkii yazyk: morfemika, morfonologiya, slovoobrazovanie [Russian Language: Morphemic, Morphonology, Word Formation]. Moscow, Flinta, Nauka. 360 p.

Nemchenko, V. N. (1984). Sovremennyi russkii yazyk. Slovoobrazovanie [Modern Russian Language. Word Formation]. Moscow, Vysshaya shko-la. 256 p.

Panov, M. V. (1970). Ob izuchenii russkogo slovoobrazovaniya [The Study of Russian Word Formation]. In IzvestiyaANSSSR. Seriya literatury iyazyka. No. 3, pp. 258-264.

Shanskii, N. M. (1953). Osnovy slovoobrazovatel'nogo analiza [Fundamentals ofWord Formation Analysis]. Moscow, Uchpedgiz. 56 p.

Shanskii, N. M. (1968). Ocherki po russkomu slovoobrazovaniyu [Essays on Russian Word Formation]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo uni-versiteta.

Shirshov, I. A. (1995). Tipy slovoobrazovatel'noi motivatsii [Types of Word Formation Motivation]. In Filologicheskienauki. No. 1.

Ulukhanov, I. S. (1992). O stepenyakh slovoobrazovatel'noi motivirovannosti slov [About the Degrees of Word Formation Motivated Words]. In Voprosyyazykoznaniya. No. 5.

Vinogradov, V. V. (1975). Voprosy sovremennogo russkogo slovoobrazovaniya [Questions of Modern Russian Word Formation]. In Issledo-vaniya po russkoi grammatike. Moscow.

Vinokur, G. O. (1959). Zametki po russkomu slovoobrazovaniyu [Notes on Russian Word Formation]. In Izbrannye raboty po russkomuyazyku. Moscow. 492 p.

Zemskaya, E. A. (2009). Sovremennyi russkii yazyk. Slovoobrazovanie [Word Formation]. Moscow, Flinta, Nauka. 328 p.

Сведения об авторах

Шибакова Лариса Геннадьевна - доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск).

Адрес: 454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 69.

E-mail: shibakovalg@cspu.ru.

Конькова Людмила Анатольевна - доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск).

Адрес: 454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 69.

E-mail: konkovala@cspu.ru.

Author's information

Shibakova Larisa Gennadievna - Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching Russian, Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk).

Konkova Lyudmila Anatolievna - Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching Russian, Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.