Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТРУДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ РЕПРОДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / SURROGACY / CONTRACT / REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES / PROTECTION OF THE RIGHTS OF PARTICIPANTS OF REPRODUCTIVE TECHNOLOGY / IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврентьева Татьяна Владимировна

В настоящей статье рассматривается ряд проблемных вопросов, связанных с понятием договора о суррогатном материнстве. Автор отмечает актуальность проблемы бесплодия, достигшей критических масштабов, и рассматривает один из методов его лечения - использование услуг суррогатной матери. Возрастающая популярность вспомогательных репродуктивных технологий требует четкого правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties in using surrogacy as one of the methods of assisted reproductive technologies

In the article some problematic issues bound to a concept of the contract on surrogacy are considered. The author notes relevance of the problem of sterility which reached critical scales and considers one of methods of its treatment - use of services surrogate mother. The increasing popularity of auxiliary reproductive technologies demands accurate legal regulation.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ТРУДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЛАВРЕНТЬЕВА Татьяна Владимировна,

кандидат политических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ГОУ ВПО «Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». E-mail: lavrentevtatyana@yandex.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье рассматривается ряд проблемных вопросов, связанных с понятием договора о суррогатном материнстве. Автор отмечает актуальность проблемы бесплодия, достигшей критических масштабов, и рассматривает один из методов его лечения - использование услуг суррогатной матери. Возрастающая популярность вспомогательных репродуктивных технологий требует четкого правового регулирования.

Abstract: In the article some problematic issues bound to a concept of the contract on surrogacy are considered. The author notes relevance of the problem of sterility which reached critical scales and considers one of methods of its treatment - use of services surrogate mother. The increasing popularity of auxiliary reproductive technologies demands accurate legal regulation.

Ключевые слова: суррогатное материнство; репродуктивные технологии; защита прав участников репродуктивной технологии; совершенствование законодательства.

Keywords: surrogacy; contract; reproductive technologies; protection of the rights of participants of reproductive technology; improvement of the legislation.

Во всем мире бесплодие можно признать одной из серьезнейших проблем. Тысячи людей детородного возраста не могут иметь детей, что приводит к проблемам на пути к созданию полноценной семьи. Не каждый родитель готов принять в свою семью чужого ребёнка, несмотря на желание иметь потомство.

К счастью, современные достижения в сфере медицины позволяют семьям обзавестись своим малышом посредством вспомогательных репродуктивных технологий (далее -ВРТ).

Новизна исследования заключается в обозначении проблем в законодательстве РФ в части регулирования применения методов ВРТ, из-за нерешенности которых возникает немалое количество вопросов об условиях применения методов вспомогательной репродукции человека, о правовом статусе всех субъектов правоотношений, возникающих при использовании ВРТ. Более того, это порождает предпосылки, стимулирующие правовые проблемы не только гражданско-правового характера, которые возникают во взаимоотношениях непо-

средственно до рождения ребенка, и складываются, в первую очередь, между гражданами и медицинской организацией, осуществляющей применение ВРТ, а также между генетическими родителями и суррогатной матерью при использовании метода суррогатного материнства, но и к проблемам более сложным - семейно-правового характера, которые нередко появляются сразу же после рождения ребенка, и, анализируя статистику, можно назвать их наиболее часто выявляющимися.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования суррогатного материнства.

Для полного понимания процесса регулирования суррогатного материнства, необходимо углубиться в историю: узнать, как зародился метод ВРТ, первые случаи его применения и стадии его развития.

Первое упоминание об использовании метода суррогатного материнства датируется 1781 годом до нашей эры, в период, когда Шумерское царство испытывало сильный демогра-

фический упадок. В кодексе законов царя Хам-мурапи сказано, что в случае, если жена хотела, но не могла иметь детей по состоянию здоровья, ей стоило привести своему мужу рабыню, и дети, рожденные от нее, становились законным потомством бесплодной супружеской пары.

Оплодотворение при этом происходило естественным путем, а генетическими родителями были отец-заказчик и рабыня, являвшаяся суррогатной матерью.

Известны случаи в Древнем Риме, когда мужья одалживали своих жен для супружеских пар, которые не могли обзавестись ребенком, чадо становилось законным наследником бездетной семьи. Говоря про Древнюю Индию, в одном из храмов на стене есть фреска, на которой изображено божество, перенесшее ребенка из чрева простой женщины с чрево королевы, что сделало его Великим Героем [1, с.13].

К XX веке ученые в сфере медицины достигли грандиозных результатов, что в корне поменяло жизнь людей и общества в целом. На помощь парам, которые не могут обзавестись ребенком пришли различные методы ВРТ: донорство эмбриональных клеток, экстракорпоральное оплодотворение (далее - ЭКО), искусственная инсеминация, суррогатное материнство^].

Что касается конкретно суррогатного материнства, исследования по этому поводу берут свое начало в 50-х годах XX века, когда этим вопросом впервые занялись биолог Р. Эдвардс и гинеколог П. Стептой. В 1967 г. Эдвардс смог осуществить первый удачный опыт ЭКО, а на год позже увенчались относительным успехом попытки подсадить женщине чужую оплодотворенную яйцеклетку, вследствие чего беременность наступила, но оказалась внематочной.

Первым удачным опытом можно назвать Луизу Браун в Англии, зачатая посредством ЭКО.

В 1986 впервые родился ребенок по системе гестационного материнства, 22-летняя девушка, уже рожавшая, выносила дочку для своей подруги, которая не могла этого сделать сама в силу того обстоятельства, что ей удалили матку.

Также, существует суррогатная программа среди родственников, первый такой опыт

произошел в ЮАР, когда 48-летняя Патрисия Антони родила трех детей для собственной дочери. По законодательству, это были дети Пат-рисии, поэтому ей пришлось отказаться от них, а ее дочери с мужем усыновить своих же детей.

К сожалению, не безизвестна практика как отказа матери от передачи ребенка генетическим родителям, так и нежелание супружеской пары забрать чадо, рожденное для них. Среди самых распространенных причин отказа имеет место рождение двойни или тройни; мальчик, когда хотелось девочку и наоборот; обнаружение у новорожденного каких-либо физических дефектов; пара смогла во время вынашивания ребенка суррогатной матерью сама забеременеть; и даже обычное легкомыслие.

В СССР первый успешный опыт суррогатного материнства был реализован в 1995 году в Харькове, женщина выносила ребенка дочери, которая была лишена матки с рождения.

В настоящее время опыт суррогатное материнство имеет место среди звездных персон: Роберт Де Ниро и Туки Смит обзавелись ребенком с помощью данной программы, а также Сара Джессика Паркер и Мэттью Бродерик.

Исследуя развитие законодательства, регулирующего вспомогательные методы репродукции в России, можно сделать выводы, что данный вид правоотношений государство начало регулировать сравнительно недавно. Это во многом связано с биологической и физической молодостью этого явления. Первый нормативно-правовой акт, который содержал в себе нормы об искусственных методах репродукции, был издан лишь в 1993 году. Это был Приказ Минздрава РФ «О применении метода искусственной инсеминации женщин спермой донора по медицинским показаниям и метода экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбрионов в полость матки для лечения женского бесплодия».

Следующим этапом в развитии законодательного закрепления применения методов ВРТ в России стало принятие в том же 1993 году «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В отличие от приказа Минздрава, который был ориентирован более на медицинское регулирование вопроса применения искусственных методов ре-

продукции, Основы закрепляли права женщины на использование данных методов. Но и они не содержали понятийного аппарата и четкой регламентации указанной процедуры.

В 2003 году был издан Приказ Минздрава «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия», в котором закреплялось использования трех основных методов терапии бесплодия, а именно: искусственная инсеминация спермой мужа (донора), экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство.

В Российской Федерации правовая регламентация суррогатного материнства в основном представлена в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г., Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», в ФЗ от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Неоднозначной является в настоящее время ситуация с презумпцией материнства. Гестационная теория, принятая за главенствующую, основанием материнства называет беременность. В подтверждение состоятельности данного положения сам законодатель в ч. 5 ст. 16 Закона № 143-Ф3 называет женщину, родившую ребенка, суррогатной матерью, а лицо, чей биологический материал был использован, - супругом, давшим согласие на имплантацию эмбриона другой женщине. Кроме того, такое лицо может и не иметь генетического родства с вынашиваемым суррогатной матерью ребенком [3]. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" [4] прямо предусматривает запрет использования половых клеток суррогатной матери в качестве оплодотворяемых, но не содержит запрета использования донорских (половых клеток третьих лиц), не принадлежащих супругам, заключившим договор с суррогатной матерью. Следовательно, супруги, давшие согласие на имплантацию, не всегда являются генетически родными ребенку, рожденному суррогатной матерью, и именно ей закон дарует привилегированное право дать согласие на запись указанных супругов в качестве родителей.

Но что мы видим в Постановлении № 16: судам следует иметь в виду, что в случае,

если суррогатная мать отказалась дать согласие на запись родителями указанных лиц (потенциальных родителей), то данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о признании их родителями ребенка и передаче им ребенка на воспитание [5]. В целях правильного рассмотрения дела суду, в частности, следует проверить, заключался ли договор о суррогатном материнстве и каковы условия этого договора, являются ли супруги генетическими родителями ребенка, по каким причинам суррогатная мать не дала согласия на запись супругов в качестве родителей ребенка, и с учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка разрешить спор в интересах ребенка. Такая рекомендация коренным образом меняет существующий приоритет суррогатной матери и уравнивает ее в правах на ребенка с потенциальными родителями. Исходя из этого, можно сделать вывод, что право быть родителем ребенка будет принадлежать той стороне состязательного процесса, которая сможет убедить судью в искренности своих намерений и обоснованности своих требований.

Обращаясь к зарубежной практике регулирования отношений, возникающих в связи с применением вспомогательных методов репродукции, можно сделать следующие выводы. Сложилось 3 основных способа регулирования правоотношений, возникающих в сфере ВРТ: регулирование данных отношений через специальное репродуктивное законодательство; через руководящие отраслевые принципы, разработанные государственными органами здравоохранения; через рекомендации профессиональных объединений. Больше всего вопросов и обсуждений вызывает суррогатное материнство как один из способов ВРТ. Существует группа стран, в которых суррогатное материнство запрещено законом, однако имеются и такие страны, где оно официально разрешено и урегулировано законодательством^].

Интересными примерами служит урегулирование ВРТ в Украине и Республике Казахстан. Законодательство Украины довольно похоже на законодательство РФ в данной области, в частности, источниками норм, регулирую-

щих ВРТ, служат Семейный Кодекс, приказ Министерства здравоохранения, а также Гражданский Кодекс. В республике Казахстан до 2009 года существовал отдельный закон, который регламентировал права не только самих граждан, участвующих в процессе ВРТ, но и раскрывал полномочия Правительства, уполномоченного органа, местных представительных органов по вопросам осуществления и охраны репродуктивных прав граждан. В дальнейшем данные правоотношения были переданы на урегулирование Кодексу республики Казахстан «О здоровье народа в системе здравоохранения», а также законодательству Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье.

Суррогатное материнство так же является довольно распространенным видом искусственных репродуктивных технологий в США. Отличительной особенностью американского законодательства является то, что оно не имеет единой правовой базы по применению этого метода. Государственным собраниям штатов Конституцией США предоставлено право самостоятельно принимать законодательные акты в области здравоохранения. Таким образом, каждый отдельный штат США самостоятельно устанавливает правовую базу.

В США на данный момент юридически суррогатное материнство оформляется соглашением о вынашивании и рождении ребенка так называемой суррогатной матерью. Соглашением является письменный договор, заключаемый лицами, которые намереваются стать юридическими родителями ребенка, зачатого искусственным путем. Договор определяет права и обязанности сторон, а также сроки отношений между сторонами. Если суррогатная мать состоит в браке, то данный договор должен быть подписан ее мужем. Юридические последствия подписания данного договора заключаются в том, что суррогатная мать теряет все родительские права и обязанности на рожденного ею ребенка. Все родительские права и обязанности будут принадлежать лицам, которые подписали данное соглашение с целью стать родителями ребенка. Соглашение должно быть одобрено судом. Без такого условия оно является ничтожным, и родительские права и обязанности после рождения ребенка будут при-

надлежать суррогатной матери и ее мужу, если он являлся стороной соглашения о суррогатном материнстве. Если муж не являлся стороной в соглашении или суррогатная мать не состоит в браке, то отцовство рожденного ею ребенка будет определяться по правилам, установленным в Единообразном законе «О материнстве и от-цовстве»[2].

Данный механизм заключения соглашения о суррогатном материнстве представляется достаточно разумным и обеспечивающим определенную защиту суррогатной матери и её прав, поскольку в соглашении логично предусматривается письменное согласие супруга суррогатной матери и одобрение судом, в данном случае ребенок передается родителям, а не суррогатной матери, в чем собственно и заключается суть отношений суррогатного материнства.

В Великобритании по закону с 1985 г. юридической матерью ребенка признавалась женщина, которая его выносила и родила, что не учитывало развивающийся метод суррогатного материнства. В соответствии с английским законодательством соглашение о передаче родительских прав недействительно, если оно предъявлено более чем через 6 недель после рождения ребенка. Более того, желание родителей получить родительские права не является достаточным условием для передачи этих прав, поскольку на это требуется специальное решение суда.

В Канаде официально признано, что суррогатное материнство не только не наносит вреда детям, но и является единственным способом утверждения ценности семейной жизни для бездетных пар.

Довольно широко развит институт суррогатного материнства в Австрии, где он находится под строгим контролем государства. Споры о принадлежности ребенка могут быть рассмотрены в суде в течение трех месяцев после рождения ребенка. При пропуске срока стороны теряют право на судебное разбирательство. Решение суда выносится в зависимости от условий договора суррогатного материнства и генетического материала, взятого для зачатия. После разрешения спора и вынесения судом решения проигравшая сторона лишается права поддерживать любого рода отношения с ребен-

ком и его семьей.

Таким образом, ныне действующий Семейный кодекс РФ также содержит ряд статей, регулирующих отношения, возникающие при применении ВРТ. Но, несмотря на наличие нормативно-правовых актов, в сфере применения искусственных методов репродукции все еще остается множество вопросов, которые не

Библиография:

урегулированы должным образом законодательством. РФ стоит хотя бы частично перенять опыт США, где подробно регламентируются все права и обязанности обеих сторон договора, создаются агентства по подбору суррогатных матерей, разрабатываются правовые нормы, конкретизирующие весь процесс суррогатного материнства.

1. Миллер О.В. Суррогатное материнство: особенности нормативного правового регулирования в РФ и США // Инновационная наука. 2015. №6-2. С. 13-15. йР1_: Мр8://суЬег!еп1пка.ги/а|11с!е/п/8иггода1пое-та1ег1п8№о-о8оЬеппо811-погтайуподо-ргауоуодо-геди!1гоуап1уа-у-гМ-88|1а (дата обращения: 25.09.2018).

2. Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. Москва: Проспект, 2012. 144 с.

3. Приказ Минздрава России от 30 августа 2012 г. № 107н (ред. от 01.02.2018) "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (зарег. в Минюсте России 12.02.2013 № 27010) // Российская газета. 11 апреля 2013 г.

4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей" // Российская газета. 2017. 24 мая.

6. Зайцева Т.И. Настольная книга нотариуса: в 4 томах / под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. Т. 3: Семейное и наследственное право в нотариальной практике. 717 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.