Научная статья на тему 'Трудности переходного возраста'

Трудности переходного возраста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК / ОБЪЕМ ФАРМРЫНКА / ОЦЕНКА ОБЪЕМА ФАРМРЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Мария, Демидов Николай

Реформирование системы здравоохранения и социального развития, так бурно начавшееся в конце 2004 г., ознаменовалось изменением системы обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудности переходного возраста»

Мария ДЕНИСОВА, RMBC, ГК «Ремедиум», Николаи ДЕМИДОВ, ЦМИ «Фармэксперт»

Трудности переходного возраста

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕМА ФАРМРЫНКА

2005 август РЕМШІЛІМ

Реформирование системы здравоохранения и социального развития, так бурно начавшееся в конце 2004 г., ознаменовалось изменением системы обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан.

События развивались стремительно и в хронологическом порядке выглядели как представлено в таблице.

Каждое действие представителей органов государственной власти неизменно вызывало широкий резонанс среди коммерческих структур — как никак происходит изменение конфигурации всего рынка. Наибольшее число разного рода комментариев (порой прямо противоположных друг другу) вызвали новые редакции списков лекарственных средств (по всей видимости, все еще неокончательные даже для 2005 г.). Острому обсуждению удостаивались как включенные международные непатен-тованные/группировочные названия, торговые наименования препаратов, так и зарегистрированные (референтные) цены. Действующая система дополнительного лекарственного обеспечения представлена на рисунке.

В рамках программы ДЛО работает более 14,5 тыс. пунктов отпуска ЛС.

При этом каждое ЛПУ прикреплено к определенной аптеке или пункту отпуска ЛС при ЛПУ1, т.е. отпуск ЛС осуществляется в строго определенных точках.

Выписка препаратов осуществляется на специальных рецептурных бланках. Это условие обязательно как для ОТС-препа-ратов, так и для ^ Лекарственное средство в рецепте указывается по МНН, таким образом, конкретный препарат (торговое наименование) отпускается из числа тех, которые есть в пункте отпуска. Среди компаний, осуществляющих непосредственную доставку лекарственных средств в регионы, ситуация выглядит следующим образом. Изначально приоритет был отдан пяти дистрибьюторам национального масштаба. Позднее было принято решение расширить число участников, в т.ч. играющих исключительно на региональном рынке. По состоянию на 21 июня 2005 г. лицензии на

1 Например, Москва, С.-Петербург.

участие в программе ДЛО имеют уже 11 фармацевтических организаций.

Итак, с конца 2004 г. рынок находится в фазе «переходного возраста», от становления к зрелости. Т.е. в этот период в «организме» происходит сложная «физиологическая» перестройка. Такое происходит не в первый раз — многие эксперты говорили, что зрелость рынка наступит в тот момент, когда он достигнет докризисных объемов. Это произошло в 2003 г. На этот раз критерий «переходного возраста» другой — изменение основы структуры рынка. И фармацевтический рынок страдает все теми же «детскими» болезнями: отсутствием новых управленческих решений, неэффективной логистикой, недостаточной проработкой системы определения потребностей, отсутствием автоматизированных систем ведения историй болезней и выписки рецептов, отсутствием полноценных реестров льготников, системы учета отпущенных лекарственных препаратов. И как следствие всего вышеперечисленного — отсутствие объективной информации о количественных характеристиках проходящей реформы. Тем не менее, дальнейшее успешное развитие россий-

ТАБЛИЦА 1

Дата Документ Государственный орган

02.12.2004 Приказ №296 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ

12.12.2004 ПОСТАНОВЛЕНИЕ №769 «О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН...» ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

22.12.2004 ПРИКАЗ №660-ПР/04 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТОРГОВЫХ НАДБАВОК К ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ЦЕНАМ.» РОСЗДРАВНАДЗОР

31.03.2005 НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ПРИКАЗА №296 от 02.12.2004 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ

26.05.2005 ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ №1136-ПР/05 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.» (ВМЕСТЕ С «РЕЕСТРОМ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЦЕН НА.») РОСЗДРАВНАДЗОР

27.05.2005 ПРИКАЗ №1137-ПР/05 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ РОСЗДРАВНАДЗОРА ОТ 26 МАЯ 2005 Г. №1136-ПР/05» РОСЗДРАВНАДЗОР

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

41

РШШ1ШМ август 2005

РИСУНОК 1

| Функциональная схема взаимодействия участников программы

Минфин России

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

ОМС — обязательное медицинское страхование ДЛС — дополнительное лекарственное страхование БД — базы данных ЛС — лекарственные средства

УСМО — уполномоченная страховая медицинская организация СМО — страховая медицинская организация ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение НСИ — нормативно-справочная информация ЛП — лекарственная помощь

ФОМС

Квалифицированный отбор

Минздравсоцразвития России

Росздравнадзор

Финансирование ДЛС контроль

Территориальный фонд ОМС

Финансирование ДЛС контроль

Уполномоченная СМО*

Квалификационный отбор Контроль обязательств

ж

Уполномоченный партнер Программы

Экспертиза отпуска ЛС Ж"

1

Пункт отпуска (склад, аптека)

Поставка ЛС

Экспертиза ЛП (выписанныхЛС)

ЛПУ

Отпуск ЛС

Выписка рецептов

* - до 2006 г. Страховые компании не участвуют в системе ДЛО.

ского фармацевтического рынка не представляется реальным без радикальной перестройки существующих бизнес-процессов, формирования эффективной логистической системы и пересмотра методов регулирования развития этого сегмента (обеспечение льготных категорий граждан). Другими словами, рынку пора взрослеть.

Все вышесказанное отразилось на деятельности исследовательских компаний, предоставляющих участникам рынка данные об объеме и структуре рынка. Проблемы начались с вопроса определения корректного объема рынка. Пожалуй, только ленивый не упрекает сейчас аналитические компании в недостатке информации по структуре и объемам сегмента лекарственных препаратов, отпущенных льготным категориям граждан. Главная проблема — в отсутствии возможности получить данные о динамике и структуре продаж препаратов.

Итак, совокупный объем продаж/отпуска лекарственных препаратов льготным категориям граждан в регионе (и по всей России тем более) в оптовых или розничных ценах является важнейшим показателем для оценки фармацевтического рынка.

Те информационно-аналитические продукты, которые сегодня представлены на рынке, основаны на результатах выборочных исследований. Этот метод основан на анализе объемов продаж в части аптек или ЛПУ и получении на основе этих данных оценки для среднего объема продаж в аптеке.

До сих пор розничный товарооборот определялся и определяется следующим образом.

Базовой оценкой становятся объемы продаж различных аптечных предприятий (различной формы собственности и формы организации). В качестве источников данных используются сведения о приходах лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Имея эту цифру и зная количество аптек в регионе, можно определить объем розничного товарооборота.

Итак, система обеспечения лекарствами льготных категорий граждан до 2005 г. предполагала отпуск препаратов из муниципальных аптек по региональным спискам (в подавляющем большинстве) или розничных точек уполномоченных дистрибьюторов (Москва). Причем учет товара осуществлялся в единой автоматизированной или неавтоматизированной системе, и мы (исследовательские

УТВЕРЖДЕНЫ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВВОЗА ЛЕКАРСТВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

Премьер-министр Михаил Фрадков утвердил в июле новые правила ввоза медикаментов в Россию. Согласно этим правилам, ввозить лекарственные средства на территорию России смогут их производители, оптовые торговцы и научно-исследовательские учреждения. Импорт препаратов будет проходить под контролем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Исключения будут делаться для лекарств, которые ввозят физические лица для личного пользования, а также для нужд пассажиров транспортных средств и дипломатического корпуса. Кроме того, Мин-соцздрав будет выдавать лицензии на ввоз следующих медикаментов: химические соединения, использующиеся как фармацевтические субстанции; железы и прочие органы для органотерапии; человеческая кровь и кровь животных; вакцины; токсины; лекарства из смеси двух или более продуктов для использования в терапевтических целях; рентгеноконтрастные препараты и контрацептивные средства на основе гормонов или спермицидов.

itartass.ru

42

ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕМА ФАРМРЫНКА

2005 август

ремодшм

компании) имели возможность получать эти сведения в общей массе накладных. Таким образом, та оценка рынка, которую мы получали до 2004 г. (включительно), изначально включала в себя объемы льготного обеспечения. Оценить объем «льготного сегмента» в общих цифрах не представляется затруднительным, и эта доля колеблется, по разным оценкам, от 12% до 17% от общего объема рынка. Однако представить уже структуру этого сегмента по торговым наименованиям, формам выпуска, а тем более по производителям в рамках методики, применявшейся к расчету в прошлом, сложно. Причина этого кроется как в исходной информации, так и в неравномерном распределении «льготного» ассортимента по аптекам. Таким образом, использование заточенного и проверенного временем инструмента для мониторинга розничных продаж аналитическими компаниями проблематично. Использование «старой» методики привело бы к некорректной оценке интересуемого сегмента за прошлые периоды.

Что же происходит сейчас. Казалось бы, с введением реформы, которая предполагает выделение огромной суммы на финансирование (по сравнению с объемами рынка), все участники рынка, и прежде всего государство, должны быть заинтересованы в получении точной и оперативной информации по структуре и объему дополнительного лекарственного обеспечения. С введением реформ, т.е. с начала 2005 г. система учета данного товара (лекарственных препаратов для льготных категорий граждан) изменилась. Это выразилось в отдельном учете поступления и отпуска товара, четком определении поставщиков и ценообразования.

Здесь хотелось бы уточнить, что мы сталкиваемся с первой проблемой — под совокупным объемом продаж/отпуска лекарственных препаратов мы ранее подразумевали (как, впрочем, и все участники рынка) конечное потребление, т.е. оплаченные поставки. В настоящий момент ситуация с лекарственным обеспечением сложилась таким образом, что отпущенный рецепт не означает оплаченный! Кроме того, мы не можем быть уверенными на 100%, что этот рецепт будет оплачен. Существуют различные объ-

ективные причины, по которым данный рецепт может быть не оплачен, например, неправильно оформлен.

Далее проблемы получения и оценки такой информации связаны с тем, что все также отсутствует централизованный статистический учет отпущенных препаратов. Вот тут исследовательские компании готовы подставить свое плечо, однако дополнительную сложность создают обстоятельства — непрозрачности данного сегмента. Отсюда третья проблема — это вопрос источников получения информации. По вполне понятным причинам выборочная методика для финансируемого из государственного кармана сектора малопригодна. Да и получить эту информацию в том или ином виде от розничных игроков представляется предприятием отчаянным и труднореализуемым.

В сложившихся условиях предоставить корректные и полные данные (пусть даже несведенные и необработанные) сегодня могут только участвующие в программе дистрибьюторы. Тем не менее вопрос оказался почти неразрешимым.

С каждым днем давление со стороны производителей, испытывающих информационный голод (отрицательно влияющий на их деятельность в России), становится все сильнее. Стоит еще раз повторить, что информационные проблемы в совокупности тормозят развитие фармацевтической отрасли. Но, на наш взгляд, они не являются неразрешимыми — необходима перестройка существующей системы информационных потоков (особенно в той части, которая касается государственного финансирования). Одним из путей решения является создание открытой для участников программы базы данных по отпущенным лекарственным препаратам в соответствии с интересами всех сторон. Проводниками этого процесса могут стать аналитические компании, имеющие достаточный опыт в обработке и представлении информации о структуре рынка. Тогда вопрос о точности отражения объемных показателей рынка отпадет сам собой. Пока же участникам рынка стоит запастись терпением — вопрос предоставления всей полноты данных обещает быть решенным в Ш—ТС кварталах 2005 г.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.