Научная статья на тему 'Трудности изучения темы "имя прилагательное" учащимися тувинской начальной школы'

Трудности изучения темы "имя прилагательное" учащимися тувинской начальной школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1815
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / ADJECTIVE / ТРУДНОСТИ / DIFFICULTIES / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / PRACTICAL GOALS / ЛЕКСИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ / LEXICAL COMBINATIONS / ФОРМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ РОДА / FORMAL SIGNS KIND OF GENDER / ПРИЗНАК ПРЕДМЕТОВ / SIGNS OF OBJECTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бартан Ф.М., Кечилоол С.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением темы «Имя прилагательное» в начальной школе с родным (тувинским) языком обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бартан Ф.М., Кечилоол С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS’ DIFFICULTIES IN STUDYING THE TOPIC OF "NAME ADJECTIVE" IN TUVAN NATIONAL ELEMENTARY SCHOOL

The article discusses issues related to the study of the topic "Name adjective" in elementary school with native (Tuvan) language learning.

Текст научной работы на тему «Трудности изучения темы "имя прилагательное" учащимися тувинской начальной школы»

почему бы с тобой не съездить? - охала и ахала бабушка'. В них содержится вопрос о возможности, осложненный советом или утверждением.

В повторах вопрос о возможности совмещается с эмоциональной реакцией (возмущения, негодования, одобрения/неодобрения, возражения, несогласия): арер мында прайзы таныссар, че сии мим чалгызан артыспассыц, неке? — А нога артыспасха? (Н.Тин.) 'Здесь вы все знакомые, но ты меня, наверное, не оставишь одну? - А почему не оставить?'.

16. Предложения типа Хайди (за) /ди? 'Как (же это) так?' означают реакцию на что-либо. Это может быть:

а) разочарование: Чох, олганнар аязыи сизЫмипЫрлер. - Хайди /ди? Прай чоохталган полган (Л.Чеб.) 'Нет, дети этого не заметили. - Как же так? Все было сказано';

б) недоумение: Пу тогыс идшбин халтыр, Пакайа. - Хайди /ди, а? Чоохтасхан полбаабыс па пу тусха? Хайди /ди? Пгл полбиичам (С Чар.) 'Эта работа осталась невыполненной, Пакайа. - Как же так, а? Разве мы не договаривались к этому времени? Как так? Не могу понять';

в) неожиданное удивление: Аргыстар, пууи олганнар айланча. Удурлацар. - Хайди 1ди? Амох па? - Иа, олганнар айланчалар (В Шул.) 'Товарищи, сегодня дети возвращаются. Встречайте. -

Как так? Уже сейчас? — Да, дети возвращаются'.

17. Предложения типа С'хрер \ои санапчазар? 'Вы так считаете?', арер /ди корчезер? 'Вы так смотрите?1. С1рер /ди итчезер? 'Вы так делаете?', арер /ди полчазар? 'Вы так поступаете?' содержат вопрос, выражающий неожиданное, восторженное удивление, связанное с радостью.

18. Устойчивые образования Мынзы ниме? 'Это что такое?', Пу ниме? 'Это что такое' содержат вопрос как непосредственную реакцию на что-либо: Тура кисттде ниме-де тохли тускен. - А мынзы ниме? - сурган Паскир, оларзар айланып (И.Кост.) 'За домом что-то грохнуло. — А это что такое? — спросил Паскир, поворачиваясь к ним'.

Предложенный обзор фразеологизи-рованных образований хакасского языка с акцентирущими местоименными словами в своей структуре не может считаться полным, но он показывает, насколько богат и своеобразен в хакасской разговорной речи круг конструкций, строящихся не по активно действующим грамматическим правилам, а по устойчивым и закрепившимся в языке моделям идиоматического характера.

Литература:

Грамматика хакасского языка. - М., 1975.

ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» УЧАЩИМИСЯ ТУВИНСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ф.М. Бартан, С. В. Кечил-оол

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE STUDENTS' DIFFICULTIES IN STUDYING THE TOPIC OF "NAME ADJECTIVE" IN TUVAN NATIONAL ELEMENTARY SCHOOL

F. Barton, S. Kechil-ool

Tuvan state university, Kyzyl

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением темы «Имя прилагательное» в начальной школе с родным (тувинским) языком обучения.

Тувинский государственный университет

Ключевые слова имя прилагательное, трудности, практические цели, лексические сочетания, формальные признаки рода, признак предметов.

The article discusses issues related to the study of the topic "Name adjective" in elementary school with native (Tuvan) language learning

Key words: adjective, difficulties, practical goals, lexical combinations, formal signs kind of gender, signs of objects.

Имя прилагательное в качестве учебного материала по грамматике в программе и учебниках начальной школы с родным (тувинским) языком обучения занимает значительное место.

Изучение темы «Имя прилагательное» в первых и вторых классах преследует чисто практические цели, а именно, привитие навыков согласования прилагательных с именами существительными в роде и числе, практическое усвоение наиболее употребительных сочетаний имен прилагательных с существительными в косвенных падежах. В программе и учебниках вводятся в лексическом плане при именах существительных наиболее доступные качественные имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой? какая? какое? какие?»

В период предварительного устного курса и обучения грамоте путем ответов на указанные вопросы и многократных повторений форм прилагательных и лексических сочетаний ученики усваивают не только лексическое значение отдельных прилагательных, но и практическое употребление их родовых форм в сочетании с именами существительными без осознания грамматической сущности.

В третьем классе вводятся термины «мужской, женский и средний род», формальные признаки рода и числа. Для обогащения словарного запаса, расширения и развития речевых навыков в 1-4 классах начинается практическое усвоение наиболее употребительных имен прилагательных в косвенных падежах в сочетании с именами прилагательными.

В четвертом классе дается грамматическое понятие об имени прилагательном как части речи, дается определение (с переводом термина «демдек

иОы>>). Также расширяются и закрепляются навыки согласования имен прилагательных с существительными единственного числа во всех косвенных падежах.

При отсутствии у учащихся-тувинцев прочных навыков живой русской речи формальные признаки (родовые и падежные окончания) являются единственным средством, при помощи которого они могут различать прилагательные по родам и падежам. Поэтому мы считаем, что даже на самом раннем этапе обучения следует выделять окончания и добиваться их запоминания. Но нужно давать окончание не отдельного слова, а группы слов, чтобы учащиеся могли представить, что в русском языке окончания прилагательных группируются по родам: сначала мужской и женский, затем средний род как менее употребительная форма. Аналогичным путем следует преподносить и падежные окончания в третьих и четвертых классах.

Изучение имен прилагательных русского языка в начальной школе, несмотря на незначительность

программных требований, представляет для тувинских учащихся большую трудность. При привитии навыков правильного употребления их в речи лексическое значение и синтаксические функции прилагательных в русском и тувинском языках почти не отличаются. Это нетрудно установить по тем вопросам, на которые отвечают имена прилагательные и демдек ады: какой? белый, кандыгЧ Значения вопросов и ответов в данном случае совершенно эквивалентны. Больших различий нет и в определении имени прилагательного, данном в «Грамматике русского языка АН СССР» (Гопреде^

гд^мбек а о ы )/|4], дащш м в «Грамматшс^/

"тувинского языка>7^2]Г^

В обоих трудах отмечается, что прилагательные обозначают признак предметов непосредственно (своим лексическим значением) или указывают на отношение предметов друг к другу. На этом основании прилагательные делятся на два разряда: качественные и относительные. Как в русском, так и в тувинском прилагательные играют роль определения и сказуемого, например: соок кыш - холодная зима, су г соок - вода холодная. В числе относительных признаков предмета с помощью языковых средств особо выделяется отношение принадлежности предмета лицу (реже -животному), т.е. притяжательное отношение. Противопоставление качественных, относительных и притяжательных признаков предмета лежит в основе выделения трех лексико-грамматических разрядов прилагательных, в русском языке -качественных, относительных и притяжательных.

В тувинском языке отсутствуют притяжательные прилагательные. На тувинский язык они передаются именными словосочетаниями с притяжательной связью (тюркский изафет), например: лисий хвост - дилгинии кудуруу, отцов подарок - ачазыяыи белээ, сестрина книга -угбазынын ному, воронье гнездо -кааргаииыи уязы, рыбья чешуя - балыктыи казырыы [5].

Таким образом, в обоих языках «семантической основой имени

прилагательных являются понятие качества» [1]. Однако по своим формально-грамматическим признакам имена прилагательные русского языка резко отличаются от прилагательных тувинского языка тем, что они вызывают большую трудность при изучении тувинскими учащимися имен прилагательных. Ниже остановимся на основных формально-грамматических различиях прилагательных в обоих языках.

Хотя по значению в тувинском языке прилагательные связаны с именами существительными, но формально не согласуются с ними ни в числе, ни в падеже. Полная и краткая формы в

тувинском языке отсутствуют. Степени сравнения прилагательных в тувинском языке образуются аналитическим способом. Сравнительное и превосходное значения в тувинском языке могут выражаться описательно, например: сильнейший - дыка, ааэ/сок куштуг, высочайшая гора - дыка бедик даг.

Простая форма образования сравнительных степеней русского языка выделяется не только употребительностью, но и фонетическими изменениями в основе, например: гладкий - глаже (д//ж), сухой -суше (х//ш), крутой - круче (т//ч). Эти фонетические изменения усложняют усвоение тувинскими учениками форм сравнительной степени прилагательных русского языка.

Тема «Имя прилагательное» в программе это наиболее трудный раздел грамматики в изучении тувинскими учащимися. Ошибки, допускаемые учащимися, очень устойчивы и многочисленны.

В письменной и устной речи учащихся преобладающее большинство ошибок приходится на согласование прилагательных с именами существительными, например: ученик купил новая книга. Сегодня пасмурный погода. В голубой небе летают реактивный самолеты. Объяснение этому можно найти только в названных нами расхождениях формально-грамматических особенностей имен прилагательных.

В русском языке окончания прилагательных носят чисто формальный характер и не отражают «внутренних оттенков качественных значений» [1]. Если в именах существительных окончание числа или падежа выражает определенное лексическое значение, то формы рода, числа и падежа имен прилагательных указывают только на их формально-грамматическую связь с именами существительными. Можно сравнить следующие примеры: юбка и юбки, черная и черные. В первом случае окончания выражают «один предмет» и «много предметов», а окончания прилагательных -черная и черные - не выражают качество в количественном значении.

Тувинский государственный университет-

Таким образом. грамматические формы имени прилагательного - в отличие от форм имени существительного - не выражают никаких дополнительных лексических значений, кроме жачений согласуемого признака. ...и в силу ггого более абстрактны [1]. Для учащихся начальной школы, отличающихся конкретностью мышления, видимо, трудно усваивать путем конкретной логики формы прилагательных, не имеющих лексического значения. Вследствие этого учащимся приходится запоминать многочисленные родовые и падежные окончания. Кроме того. учащиеся-тувинцы, имея

определенный навык употребления прилагательных в родной устной и письменной речи переносят их особенности в свою русскую речь. Поэтому вначале ученики склонны употреблять русские имена прилагательные только в мужском роде, например: новый книга, интересный книга, старый тетрадь.

Учащиеся, имея представление о родах, об изменении прилагательных в русском языке, без достаточного навыка согласования прилагательных, начинают употреблять прилагательные в женском и среднем родах с ошибками, например: красная яблоко, быстрая конь, глубокая озеро. Поскольку качественные прилагательные в обоих языках имеют смысловое соответствие и по значению достаточно определенны и четки, то с них и следует начинать изучение прилагательных.

Первоначально крайне необходимо давать прилагательные в сочетании с существительными, как можно больше используя наглядность. На такую подачу материала ориентированы упражнения в учебнике первого класса тувинской школы. Подобные рисунки дают возможность наглядно представить признак предмета, его связь с названием предмета, и в какой-то мере указывается на наличие форм у одного и того же слова, например: большой и большая.

Для понимания имен прилагательных важно уже с первого класса направить

внимание учащихся на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В первом классе это конкретно выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету (с опорой на наглядность) и, во-вторых. развивают умение устанавливать с помощью вопросов связь слов в словосочетаниях и предложениях, т.е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного практически без термина. Позднее, в третьем, четвертом классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное.

Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.

Одной из важнейших задач при изучении имен прилагательных является развитие связной речи учащихся. Работа по развитию речи является неотъемлемой частью каждого урока русского языка. В каждой учебной теме есть уроки развития речи, место которых определяет учитель с учетом возможностей и условий работы с классом. Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления, расширением объема знаний. Первые и вторые классы - это начальный этап изучения частей речи (без терминов).

Обучение направлено на то, чтобы учащиеся восприняли слово как единицу речи, которая представляет собой название признака. Объем знаний о части речи минимальный: (вопросы какой? какая? какое? какие?), обобщенное лексическое значение (что обозначают?). У учащихся формируются умения ставить вопрос к слову, распознавать слово по вопросу и значению.

Постоянно обращается внимание учащихся на лексическое значение слова и

его употребление в предложении и тексте, наблюдение над словами, близкими по смыслу и противоположными, над употреблением в переносном значении.

Распознавание между собой слов, ответов на вопросы какой? какая? какое? по сути связано с пониманием рода имени существительного и синтаксической зависимости имени прилагательного от имени существительного. Род имени существительного и прилагательного изучается в 3 классе (с терминами). Третий класс представляет важный этап в системе языкового образования и речевого развитого образования младших школьников. Морфологический материал изучается на базе синтаксического.

В целях активизации познавательной деятельности учащимися теоретический материал чаще всего подается в учебнике как результат задачи, которую предлагалось выполнить, как вывод, полученный в ходе наблюдений над речью. Задания в упражнениях учебников разделены на ряд операций, которые учащиеся последовательно должны выполнить.

Вторая часть заданий носит конструктивный характер, третья часть заданий в упражнениях требует сравнения, четвертая - элементарного обобщения. Для того, чтобы заинтересовать учеников в изучении материала и организовать их поисковую деятельность, учебники 3-4 классов содержат вопросы и задания для размышлений. Новым для учащихся 4 класса является склонение имен прилагательных и правописание падежных

окончаний. Материал большинства упражнений представлен связными текстами, являющимися примерами употребления имен прилагательных в художественной речи. Большие трудности тувинские учащиеся испытывают при написании безударных окончаний имен прилагательных.

На уроках русского языка необходимо стремиться к реализации ведущего лингвометодического принципа, который обусловливает содержание начального курса русского языка, - это взаимосвязанное изучение всех его сторон: лексической, фонетической, грамматической и синтаксической. Такое изучение языка как целостного явления создает возможность для осознания его учащимися как средства общения людей.

В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого материала, и тема «Имя прилагательное» представляет для этого неограниченные возможности.

Литература:

1. Виноградов ВВ. Русский язык. Грамматическое учение о слове В.В. Виноградов. - М.. 1986.

2. Исхаков Ф.Г., Пальмбах А.А. Грамматика тувинского языка /Ф.Г. Исхаков. А.А. Пальмбах. - М.. 1%1

3. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов и лр. -М., 2004.

4. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю Шведовой и др.-М., 1980.

5. Салзынмаа Е.Б. Сопоставительная грамматика русского и тувинского языков / Е.Б. Салзынмаа. - Кызыл. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.