Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/30PVN315.pdf DOI: 10.15862/30PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/30PVN315)
УДК 378.4
Калинин Дмитрий Александрович
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина» Россия, Нижний Новгород1 Аспирант кафедры «Общей и социальной педагогики», специальность 13.00.08
«Теория и методика профессионального образования»
E-mail: kalinin@1cbc.ru
Трудности, испытываемые преподавателями в условиях
дистанционного обучения
1 603034, г. Нижний Новгород, Премудрова, 8/1, 65
Аннотация. Мы живем в мире постоянно развивающихся интерактивных информационных технологий. Создание, усовершенствование систем науки и образования — то, к чему необходимо стремиться. На сегодняшний день целью современной образовательной системы является проектирование более эффективных моделей обучения и мотивирование учащихся к изучению тех или иных предметов. Развитие средств связи и телекоммуникаций порождает в системе образования создание новых технологий, способов и методов организации учебного процесса. С каждым годом, по мере развития информационных технологий, программных средств и программного обеспечения появляются новые формы взаимодействия. Одной из ныне развивающихся образовательных технологий является дистанционное обучение. Почему мы задаемся вопросом о необходимости внедрения данного вида обучения? Потому что создание таких условий для образовательных учреждений, при которых появится возможность проводить лекции или семинарские занятия, собрав вместе участников образовательного процесса со всей страны или даже мира — есть новый этап развития системы высшего профессионального образования. Безусловно, внедрение такой системы обучения предполагает под собой ряд трудностей. В данной статье рассмотрен ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели, применяющие дистанционную форму обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение; электронное обучение; интерактивные формы взаимодействия; переподготовка педагогического состава.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Калинин Д.А. Трудности, испытываемые преподавателями в условиях дистанционного обучения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/30PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/30PVN315
В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационных компьютерных технологий в систему высшего образования, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения новыми методами и технологиями. Наиболее популярной и доступной является дистанционная форма обучения. В виду относительно новых подходов, методов и средств обучения, характерных для дистанционного обучения, преподаватели испытывают трудности в освоении новых форм взаимодействия. В связи с этим, встает вопрос о готовности высших учебных заведений к использованию данной формы обучения. Ответом на этот вопрос является не только готовое техническое оснащение высших учебных заведений, но и готовность к преподаванию и обучению в рамках дистанционной формы профессорско - преподавательского состава.
Дистанционное обучение понимается сегодня не как форма обучения, а как технология. Многие высшие учебные заведения предполагают обеспечение технической составляющей: улучшение мультимедийного оборудования, оснащение новейшим программным обеспечением, проведение и настройка сетей и каналов связи. Но есть не менее важный вопрос - это переподготовка педагогического состава. В связи с этим возникает ряд проблем:
1. Пробелы в законодательной базе, касающиеся дистанционного обучения (учет труда преподавателей дистанционного обучения).
2. Роль преподавателей дистанционного обучения. Отсутствие понимания преподавателями своей роли в дистанционном обучении.
3. Отсутствие педагогических навыков при реализации дистанционной формы обучения.
Многие преподаватели, не знакомые напрямую с формой дистанционного обучения считают, что это процесс передачи электронных учебных материалов посредством сети интернет. Однако без преподавателя обучение не может быть организовано. Ранее дистанционное обучение отождествляли с заочным обучением, однако, это совсем не так. [1, а 6]. Дистанционное обучение - это процесс интерактивного взаимодействия участников учебного процесса друг с другом и со средой обучения посредствам разнообразных мультимедийных технологий. Некоторые руководители высших учебных заведений считают, что дистанционное обучение разгрузит преподавателей. На самом деле учебный процесс в дистанционной форме более трудоемкий, он имеет индивидуальный подход. Под собой он подразумевает более индивидуализированный процесс конструирования материалов и занимает гораздо больше времени на подготовку. Кроме того, существуют различные модели дистанционного обучения. Они различаются по методике проведения занятий, по формам взаимодействия, также различаются организацией и представлением учебных материалов. Линейное представление учебного материала в дистанционной форме неприемлемо. Преподаватель должен выстроить учебный материал таким образом, чтобы дать наиболее понятное представление о нём. Информация должна даваться порционно. Суть материала должна быть доступна и понятна. Для разработки подобных материалов необходимо привлекать специалистов, методистов, специалистов по информационным технологиям. Нужно подготовить преподавателя таким образом, чтобы он мог совмещать в себе все эти функции.
В настоящее время наблюдается динамика роста и развития знаний по предметным дисциплинам, в области современных методов организации и информационных технологий обучения, а также в педагогике и психологии. На ближайшее обозримое будущее такая тенденция, несомненно, сохранится. Чтобы в этих условиях не оказаться безнадежно отставшими в конкурентной борьбе, помимо внедрения перспективных средств и методов
технологии обучения, возникает необходимость приведения уровня подготовки преподавателей в соответствие с требованиями даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. С учетом скорости изменения требований повышение квалификации преподавателей должно стать непрерывным и постоянным процессом. Это связано с постоянным обновлением информационных обучающих технологий. Ускоренный прогресс во всех областях знаний приводит к тому, что значительная часть информации, представленная в действующих учебных материалах, довольно быстро утрачивает свою актуальность и нуждается в обновлении. Поэтому в процессе повышения квалификации преподавателей необходимо уделять внимание последним достижениям психологии и педагогики, а также механизмам внедрения в учебный процесс новых форм и средств обучения. Очевидно, что без специальной подготовки преподавателей процесс реализации дистанционного обучения невыполним. Необходимо разработать программу, охватывающую большую чать тем, касающихся дистанционного обучения. Эта программа должна включать в себя законодательную базу, компьютерную грамотность, применение информационных систем, которые используются в дистанционном обучении, а также психолого - педагогические особенности реализации дистанционного обучения. После успешного изучения программы подготовки преподавателей в качестве итогового контроля должна выступать аттестация по выбранной дисциплине.
Для проведения констатирующего эксперимента автором был разработан перечень вопросов, которые были предложены преподавателям Нижегородского института развития образования. Институт использует дистанционную форму обучения уже несколько лет. В опросе приняло участие 30 человек. Для начала, представим полученные в результате опроса сведения относительно начального уровня компьютерной грамотности. Результаты на рисунке.
вал у в вс ао
10% 5%
Рисунок. Уровень компьютерной грамотности
A. Отсутствие навыков работы с ПК.
B. Владение компьютером на начальном уровне (знание платформы windows xp).
C. Владение компьютером на среднем уровне (знание платформы windows xp/7, работа в сети Internet).
D. Владение компьютером на высоком уровне - опытные пользователи ПК (знание платфоры windows xp/7/8, умение работать с мультимедийными программными средствами, работа в сети Internet).
Как показывают результаты опроса, большая часть преподавателей владеют компьютером на среднем уровне в рамках применения программных средств дистанционного
обучения. Тем не менее, часть преподавателей испытывает ряд трудеостей. На основании проведённых исследований автором были выделены основные трудности, которые испытывают преподаватели в системе дистанционного обучения, а также возможные их последствия:
• субъективные трудности начинающих пользователей ПК (зрительное, умственное и мышечное утомление) при несвоевременном их устранении, приводят к утрате контроля над всей учебной и познавательной деятельностью в связи с неосвоенностью новых программных средств и подходов в обучении.
• стресс, который приводит к утрате контроля над деятельностьюю
• отсутствие уверенности, обуславливающие низкую активность и стремление избегать ситуаций, способных нанести ущерб самооценке.
Кроме того, автором был проведен опрос на тему специфики дистанционного обучения. Большинство участников данного опроса считают, что для работы по дистанционной технологии преподавателям необходимо пройти курс повышения квалификации. Так на вопрос «Насколько влияет специфика дистанционного обучения на работу преподавателя?» Ответы распределились следующим образом (Таблица 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Насколько влияет специфика дистанционного
обучения на работу преподавателя?»
№ Полученные ответы %
1 Практически не влияет 10
2 Незначительно, в период освоения 30
3 Довольно серьёзно и требует дополнительной подготовки и особых качеств для её успешного применения 60
Выше уже отмечалась исключительно важная роль преподавателя в системе дистанционного обучения и то, как сложно некоторым из преподавателей, работающим по традиционным формам обучения перестроиться на дистанционную.
Таким образом, необходимость использования инновационных образовательных технологий, как действенного средства повышения качества образовательного процесса, ставит перед системой повышения квалификации, следующие задачи:
• Обучение преподавателей идеологии дистанционного образования, а также изучение организационно - технологической среды как целостной большой системы;
• Непрерывное освоение преподавателями в учебном процессе перспективных информационных технологий обучения;
• Постоянное обучение новейшим достижениям психологии и педагогики;
• Обучение формам контроля знаний учащихся.
Обобщая основные трудности, с которыми столкнулись преподаватели в условиях дистанционного обучения, можно сделать выводы, что они вызваны рядом причин (Таблица 2).
Таблица 2
Характер основных причин, вызывающих затруднения у преподавателей в условиях
дистанционного образования
№ Характер основных причин %
1 Низкий уровень информационной культуры 37
2 Неумение организовать эффективное взаимодействие с учащимися 35
3 Неумение перестроиться с традиционных форм обучения на новые формы 21
4 Неумение использовать активные методы обучения 44
5 Консерватизм, отсутствие гибкости у преподавателя 34
6 Неприятие новых педагогических технологий 27
Таким образом, как показал констатирующий эксперимент, в условиях дистанционных форм обучения значительная часть преподавателей испытывают определённые трудности, которые становятся серьёзным препятствием в организации дистанционной формы обучения. Однако, при прохождении специальной подготовки, большую их часть можно устранить или свести до минимума. При этом можно значительно ускорить адаптацию учащихся и преподавателей к новым формам организации обучения. Тем самым было получено опытно -экспериментальное подтверждение необходимости организации подготовки преподавателей к условиям дистанционного обучения. К изучению предлагается 11 тем, необходимых для понимания наиболее важных аспектов дистанционной формы обучения (Таблица 3).
Таблица 3
Перечень тем, необходимых к изучению для работы по дистанционной форме
№ Наименование темы
1 Цели, задачи и приоритеты дистанционного обучения.
2 Воздействие дистанционного обучения на процессы реформирования образования.
3 Особенности виртуально-тренинговой системы обучения.
4 Информационная поддержка учебного процесса.
5 Формы и средства обучения в дистанционном обучении.
6 Использование возможностей аудио и видео конференций в организации учебного процесса, повышении культурного и профессионального уровня студента.
7 Психологическая поддержка учащихся в период адаптации к содержанию и организации учебного процесса в системе дистанционного обучения.
8 Основы организации совместной творческой деятельности.
9 Технология создания психологически комфортной атмосферы на занятиях.
10 Роль преподавателя в учебном процессе при дистанционной системе обучения.
11 Алгоритм образовательных шагов учебного процесса в условиях дистанционного обучения в течение семестра.
Для дополнительной подготовки преподавателей к работе с компьютерными программами, используемыми в дистанционной форме был также разработан перечень основных тем необходимых к изучению. Всего их было отобрано четыре. Список тем представлен в Таблица 4.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (май - июнь 2015)
http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru
Таблица 4
Перечень тем, необходимых к изучению по основам работы с программами, используемыми в дистанционном обучении
№ Наименование темы
1 Порядок работы с сетью Internet. Порядок работы с интернет - браузерами. Порядок работы с электронной почтой.
Порядок работы с образовательными сайтами. Общие сведения о возможностях образовательных сайтов. Обозначение целей и задач образовательных сайтов.
2 Ознакомление со структурой сайтов. Подготовка содержания образовательного сайта. Добавление материалов на образовательный сайт. Создание внутри сайта новых разделов, подразделов и катеорий.
Порядок работы с мультимедийными программами. Общие сведения.
3 Установка программного обеспечения. Основные возможности. Использование аудиоконференций. Использование видеоконференций. Администрирование на начальном уровне.
Порядок работы с программами удаленного доступа. Общие сведения.
4 Установка. Основные возможности. Порядок подключения к удаленному рабочему столу.
Таким образом, был завершён диагностико - прогностический этап экспериментальной работы, в процессе которого были подведены итоги. В результате было выявлено следующее:
• Преподаватели испытывают ряд трудностей в условиях дистанционного обучения;
• Основными трудностями являются:
1. Неумение работать по новым образовательным технологиям.
2. Низкий уровень информационной культуры у отдельных преподавателей.
3. Психологические трудности.
4. Неумение организовать совместную познавательную деятельность со студентами.
После тщательного анализа основных трудностей встает вопрос о необходимости создания специальной Комплексной адаптационной программы для преподавателей, приступающих к преподаванию в условиях дистанционного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.А. Введение в интернет-образование. - М.: ЛОГОС, 2003. - с. 37-43.
2. Вайндорф - Сысоева М.Е., Шитова В.А. Технология работы педагога в виртуальной образовательной среде МГОУ: Учебно-методическое пособие. -М.: ООО «Диона», 2008. - с. 25-52.
3. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения. - Барнаул: Алтайский гос. ун - т, 2008. - 59 с.
4. Калинин Д.А. Использование кейс - технологии в видеокоммуникативном обучении // «Спутник +»: XVII Международная научно - практическая конференция «Новые педагогические технологии». - М.: 2014. - с. 43-45.
5. Левицкий А.А., Сарафанов А. В., Толстоногов А.В., Трегубов С.И. Подготовка учебных материалов для использования в образовательном процессе с применением дистанционных технологий. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. - 43 с.
6. Ловыгина Ю.И. Дистанционное образование: Методические материалы для учителей. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010 - 65 с.
7. Мицель А.А., Молнина Е.В. Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства. - Открытое образование. - 2006. - №2. - с. 59-65.
8. Моисеева М.В., Троян Г.М. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса. - М.: Изд. Дом «Обучение - Сервис», 2006. - 16 с.
9. Полат Е.С., Моисеева М.В. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006. - с. 102-150.
10. Полат Е.С, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. - М.: Издательский дом «Академия», 2004. - с. 337-340.
11. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. -Улан - Удэ: Бурятский гос. ун - т, 2010. - 272 с.
12. Moore, Mkhael G.; Greg Kearsley. Distale Еёисайоп: A Systems View of Online Learning, Se^nd Edition. Belmont, CA: Wadsworth., 2005. 347.
13. Burns, Mary. Distale Ed^ation for Teaser Training: Modes, Models, and Methods. Ed^ation Development Center, 1пс. Washington, DC. 2011. 338.
Рецензент: Петров Ю.Н., доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
Kalinin Dmitry Alexandrovich
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin
Russia, Nizhny Novgorod E-mail: kalinin@1cbc.ru
Difficulties, experienced by teachers in distance learning
Abstract. We live in the world with always developing interactive information technologies. The creation, improvement of systems of science and education - something that we should doing. Today, the purpose of the modern educational system is the designing more effective teaching methods and motivating students to study those or other objects by means of the new interactive technologies. Development of communication tools and various methods of communication in the education system produces new ways and methods of interaction of participants of the educational process. Every year, with the development of information technology, software tools and software developed new forms of interaction. One of the developing educational technology it is a distance learning. Why do we need to use this type of training? Because the creation of conditions for educational institutions, in which it will be possible to hold lectures and seminars, bringing together participants in the educational process all over the country or even the world - there is a new stage in the development of higher vocational education. Of course, the introduction of such a system requires training under a number of difficulties. This article discusses a number of problems faced by teachers who use distance learning.
Keywords: distance learning; e-learning; interactive forms of interaction; retraining of the teaching staff.
REFERENCES
1. Andreev A.A. Vvedenie v internet-obrazovanie. - M.: LOGOS, 2003. - c. 37-43.
2. Vayndorf - Sysoeva M.E., Shitova V.A. Tekhnologiya raboty pedagoga v virtual'noy obrazovatel'noy srede MGOU: Uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: OOO «Diona», 2008. - c. 25-52.
3. Volzhenina N.V. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov v protsesse distantsionnogo obucheniya. - Barnaul: Altayskiy gos. un - t, 2008. - 59 s.
4. Kalinin D.A. Ispol'zovanie keys - tekhnologii v videokommunikativnom obuchenii // «Sputnik +»: XVII Mezhdunarodnaya nauchno - prakticheskaya konferentsiya «Novye pedagogicheskie tekhnologii». - M.: 2014. - s. 43-45.
5. Levitskiy A.A., Sarafanov A. V., Tolstonogov A.V., Tregubov S.I. Podgotovka uchebnykh materialov dlya ispol'zovaniya v obrazovatel'nom protsesse s primeneniem distantsionnykh tekhnologiy. - Krasnoyarsk: IPTs KGTU, 2003. - 43 s.
6. Lovygina Yu.I. Distantsionnoe obrazovanie: Metodicheskie materialy dlya uchiteley. - SPb.: GOU DPO TsPKS SPb «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva obrazovaniya i informatsionnykh tekhnologiy», 2010 - 65 s.
7. Mitsel' A.A., Molnina E.V. Distantsionnoe obrazovanie kak sostavlyayushchaya protsessa formirovaniya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva. - Otkrytoe obrazovanie. - 2006. - №2. - c. 59-65.
8. Moiseeva M.V., Troyan G.M. Osnovy deyatel'nosti t'yutora v sisteme distantsionnogo obrazovaniya: Programma spetsializirovannogo uchebnogo kursa. - M.: Izd. Dom «Obuchenie - Servis», 2006. - 16 s.
9. Polat E.S., Moiseeva M.V. i dr. Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya. - M.: Akademiya, 2006. - c. 102-150.
10. Polat E.S, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya: Ucheb. posobie dlya stud. Vyssh. Ped. ucheb. zavedeniy. - M.: Izdatel'skiy dom «Akademiya», 2004. - c. 337-340.
11. Ruliene L.N. Distantsionnoe obuchenie: sushchnost', problemy, perspektivy. - Ulan -Ude: Buryatskiy gos. un - t, 2010. - 272 s.
12. Moore, Michael G.; Greg Kearsley. Distance Education: A Systems View of Online Learning, Second Edition. Belmont, CA: Wadsworth., 2005. 347.
13. Burns, Mary. Distance Education for Teacher Training: Modes, Models, and Methods. Education Development Center, Inc. Washington, DC. 2011. 338.