Научная статья на тему 'Трудности формирования навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи'

Трудности формирования навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
337
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫК НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / VOCABULARY WRITING SKILLS / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / AUDITORY MEMORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бабкина Е. А.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать словарные слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки написания словарных слов в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме. В данной статье рассмотрены трудности формирования навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи. Подробно описаны условия для успешного формирования навыка написания словарных слов. Выделены ряд дидактогенных причин, оказывающих влияние на младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFICULTY OF FORMING WRITING SKILLS VOCABULARY WORDS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

One of the main tasks facing the primary school teacher is to teach the child to write vocabulary words without errors. The further education of the child at school, his spelling and speech literacy, and the ability to learn the written language in writing depend on how fully formed the skills of writing vocabulary words in primary grades are formed. This article discusses the difficulties of forming the vocabulary writing skills in primary schoolchildren with general speech underdevelopment. The conditions for the successful formation of the skill of writing dictionary words are described in detail. A number of didactogenic factors affecting the younger schoolchild were identified.

Текст научной работы на тему «Трудности формирования навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи»

ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Е.А. Бабкина, студент

Белгородский государственный университет (Россия, г. Белгород)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11849

Аннотация. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать словарные слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки написания словарных слов в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме. В данной статье рассмотрены трудности формирования навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи. Подробно описаны условия для успешного формирования навыка написания словарных слов. Выделены ряд дидактогенных причин, оказывающих влияние на младшего школьника.

Ключевые слова: навык написания словарных слов, младшие школьники, общее недоразвитие речи, слуховая память.

Формирование навыков грамотного письма является одной из важнейших задач обучения младших школьников русскому языку. Это предполагает усвоение детьми, прежде всего, орфографических правил, а также запоминание слов с непроверяемым написанием, то есть словарных слов, что способствует дальнейшему успешному обучению детей в школе, их орфографической и речевой грамотности, эффективному усвоению родного языка в письменной форме.

Работа по усвоению написания словарных слов должна быть связана с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.

Вопросы, касающиеся обучению навыкам написания словарных слов в начальной школе, изучались такими методистами, как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, А.В. Текучев, Д.И. Тихомиров,

К.Д. Ушинский.

В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание [3]. Слуховая память обеспечивает запоминание на слух фонем в морфемах. Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. Речедвигательная память опирается

на проговаривание, в результате которого фонемный образ слова запечатлевается в движениях органов артикуляции, задействована при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Моторная память формируется в процессе многократной записи одного и того же слова учеником.

В научно-методической литературе особую роль при формировании навыка написания словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи отводят использованию этимологического анализа слова, мнемонических приёмов при формировании словарных слов, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми [1].

Анализ литературы позволяет выделить несколько групп причин, приводящих к трудностям овладения навыком написания словарных слов детьми с общим недоразвитием речи.

Во-первых, это причины, связанные с особенностями речеязыкового и когнитивного развития детей с общим недоразвитием речи.

Во-вторых, причины, которые можно обозначить как дидактогенные, то есть возникающие по причине того, что педагогами не учитываются особые образовательные потребности учащихся с общим

недоразвитием речи и не всегда используются соответствующие методы и приёмы работы с ними.

Изучение словарных слов в начальной школе, как указывает Г.М. Зегебарт [1], строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание, поэтому очень важен достаточный уровень развития всех видов памяти: слуховой, зрительной, эмоциональной, тактильной. Практика показывает, что при овладении навыком написания словарных слов необходимо опираться одновременно на все виды орфографической памяти.

Для формирования навыка написания словарных слов младшими школьниками с общим недоразвитием речи необходимо:

1) развитие зрительного восприятия, слухоречевой и зрительной памяти;

2) включение в запоминание всех сохранных анализаторов детей;

3) активизация ассоциативного мышления младших школьников;

4) побуждение детей к выбору индивидуального способа запоминания (того приёма, который компенсировал бы недостатки памяти каждого);

5) развитие фонематического восприятия;

6) развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения).

На формирование навыка написания словарных слов младшими школьниками с общим недоразвитием речи влияют, в том числе, и дидактогенные причины:

1) неумение ребёнка видеть в слове ошибку;

2) незнание этимологического анализа слов и, как следствие, неправильное его написание. Заучивание словарных слов без

сформированности у детей понятия «орфографическая система»;

3) изолированность работы над словарными словами, в частности над непроверяемыми безударными гласными, её отрыв от остальной орфографической работы;

4) пассивность роли, которая отводится ученику при знакомстве со словами с непроверяемым написанием. Как правило, учитель сам знакомит школьников со словарным словом и анализирует его, оставляя ученику возможность только списать и заучить новое слово;

5) наглядно-иллюстративный материал из школьного «картинного словаря» не способствует запоминанию непроверяемой буквы, а лишь привлекает внимание учащихся.

У детей наблюдается недостаточное развитие фонематических процессов, слу-хоречевой и зрительной памяти, словесно-логического мышления (анализа, синтеза, сравнения), низкий уровень концентрации, произвольности, неустойчивости, объёма и распределения внимания.

Таким образом, трудности овладения навыком написания словарных слов детьми с общим недоразвитием речи обусловлены, прежде всего, структурой самого речевого нарушения, включающего в себя недоразвитие устно-речевых предпосылок, несформированность морфологических обобщений, недостаточность развития таких психических функций и процессов, как речедвигательная, слуховая, зрительная и моторная память. При этом значительную роль играет недостаточный учёт педагогами этих особенностей при организации работы по отработке навыка написания словарных слов.

какого-либо объяснения приводит к неБиблиографический список

1. Зегебарт, Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии: Учебно-методическое пособие для психологов, учителей и родителей. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2012. - 40 с.

2. Визель, Т.Г. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы / Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова // Российская Ассоциация дислексии. - М.: Изд-во Московского Социально-Гуманитарного Института (14-16 сентября 2004 года)

3. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. - М., 1996. Диссертация.

THE DIFFICULTY OF FORMING WRITING SKILLS VOCABULARY WORDS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

E.A. Babkina, Student Belgorod State University (Russia, Belgorod)

Abstract. One of the main tasks facing the primary school teacher is to teach the child to write vocabulary words without errors. The further education of the child at school, his spelling and speech literacy, and the ability to learn the written language in writing depend on how fully formed the skills of writing vocabulary words in primary grades are formed. This article discusses the difficulties of forming the vocabulary writing skills in primary schoolchildren with general speech underdevelopment. The conditions for the successful formation of the skill of writing dictionary words are described in detail. A number of didactogenic factors affecting the younger schoolchild were identified.

Keywords: vocabulary writing skills, elementary school students, general speech underdevelopment, auditory memory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.