Научная статья на тему 'Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников'

Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
851
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / VALUE-BASED ATTITUDES / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / EFFECTIVENESS OF EDUCATION / PERSONAL RESULTS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинова Людмила Юрьевна

С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Новая задача духовнонравственного развития школьников потребовала пересмотра старой технократической парадигмы диагностики результатов воспитательной работы педагогов. Центральной идеей воспитания становится поддержка становления системы ценностных отношений ребенка, следовательно, педагогу необходимо уметь качественно оценить процесс духовнонравственного развития. Подчеркивается значимость такой работы в младшем школьном возрасте. Автором описаны особенности организации работы по диагностике проявления различных компонентов ценностных отношений младших школьников в соответствии с аксиологическим подходом. Сделан акцент на оценке эмоциональнооценочного компонента как наиболее сложного. Выявлены ключевые трудности проведения и интерпретации полученных результатов диагностики: неустойчивость в проявлении эмоционально-оценочного компонента: податливость в формировании оценки событий и явлений влиянию референтных взрослых, постоянное изменение изучаемого компонента и всей ценностного-смысловой структуры личности в силу особого сензитивного периода морального развития младшего школьника. Автор описывает возможные пути преодоления трудностей диагностики через использование нескольких методик, их повторение для определения устойчивости эмоциональной реакции, обязательного обсуждения с детьми полученных результатов, создания условия доверия и открытости, соотнесения проявления изучаемого компонента с другими и с проявлением ценностного отношения в целом. В тексте представлены названия, авторы и описания методик, приведены полученные в результате исследований в течение нескольких лет данные. Автором представлено подробное описание качественных характеристик уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений в соответствии с предложенными критериями и показателями. Приведены конкретные примеры качественных характеристик проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к семье, природе, Родине. Подчеркивается значимость правильной диагностики и интерпретации проявления изучаемого компонента и ценностного отношения в целом для организации результативного процесса воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савинова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties in diagnosing the emotional-evaluative component of primary schoolchildren’s value-based attitudes

The article is devoted to the description of the approach to assessing the dynamics of personal achievements in primary school in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education. The new goal of spiritual and moral development of schoolchildren has required us to review the old technocratic paradigm of diagnosing educational results. The central aim of education today is to support the formation of a child’s value attitudes system, therefore, the teacher must be able to qualitatively assess the process of child’s moral and spiritual development. The importance of such work at primary school age is highlighted by the author, who describes the evaluation system designed to measure the development of value attitude components. Emphasis is placed on the assessment of the emotional-evaluative component being the most complex. The key difficulties of administering assessment and interpreting the obtained diagnostic results are revealed. They are instability in component demonstration, the influence of reference adults, constant change of the studied component and the whole value-semantic structure of the child’s personality during this particularly sensitive period. The author suggests possible ways of overcoming the difficulties by means of several techniques, repetition to establish the stability of the emotional reaction, discussion of the results with the children in order to create the atmosphere of trust and openness, comparison between the manifestation of the studied component with others and the manifestation of the value attitude as a whole. The paper refers to the titles, authors, and descriptions of the methods, and presents the data obtained as a result of research conducted over several years. The author describes the qualitative characteristics of the levels of emotional-evaluative component of value attitudes in accordance with the proposed criteria and indicators, and provides specific examples of the qualitative characteristics of the emotional-evaluative component of the value attitude to family, nature, and homeland. The article emphasises the importance of correct identification and interpretation of single components component and the value attitude as a whole in the organisation of an effective education process.

Текст научной работы на тему «Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников»

Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 1 Comprehensive Child Studies, 2019, vol. 1, no. 1 _www.kid-journal.ru

УДК 37.06

DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-1-57-64

Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников

Л. Ю. Савинова01

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. Статья посвящена описанию подхода в оценке динамики личностных достижений младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Новая задача духовно-нравственного развития школьников потребовала пересмотра старой технократической парадигмы диагностики результатов воспитательной работы педагогов. Центральной идеей воспитания становится поддержка становления системы ценностных отношений ребенка, следовательно, педагогу необходимо уметь качественно оценить процесс духовно-нравственного развития. Подчеркивается значимость такой работы в младшем школьном возрасте. Автором описаны особенности организации работы по диагностике проявления различных компонентов ценностных отношений младших школьников в соответствии с аксиологическим подходом. Сделан акцент на оценке эмоционально-оценочного компонента как наиболее сложного. Выявлены ключевые трудности проведения и интерпретации полученных результатов диагностики: неустойчивость в проявлении эмоционально-оценочного компонента: податливость в формировании оценки событий и явлений влиянию референтных взрослых, постоянное изменение изучаемого компонента и всей ценностного-смысловой структуры личности в силу особого сензитивного периода морального развития младшего школьника. Автор описывает возможные пути преодоления трудностей диагностики через использование нескольких методик, их повторение для определения устойчивости эмоциональной реакции, обязательного обсуждения с детьми полученных результатов, создания условия доверия и открытости, соотнесения проявления изучаемого компонента с другими и с проявлением ценностного отношения в целом. В тексте представлены названия, авторы и описания методик, приведены полученные в результате исследований в течение нескольких лет данные. Автором представлено подробное описание качественных характеристик уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений в соответствии с предложенными критериями и показателями. Приведены конкретные примеры качественных характеристик проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к семье, природе, Родине. Подчеркивается значимость правильной диагностики и интерпретации проявления изучаемого компонента и ценностного отношения в целом для организации результативного процесса воспитания.

Сведения об авторе

Савинова Людмила Юрьевна, ORCID: 0000-0002-1351-7055, e-mail: [email protected]

Для цитирования:

Савинова, Л. Ю. (2019) Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников. Комплексные исследования детства, т. 1, № 1, с. 57-64. DOI: 10.33910/2687-02332019-1-1-57-64

Получена 11 марта 2019; прошла рецензирование 17 мая 2019; принята 17 мая 2019.

Права: © Автор (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ключевые слова: ценностные отношения, духовно-нравственное развитие младших школьников, педагогическая диагностика, результативность воспитательной работы, личностные результаты образования.

Difficulties in diagnosing the emotional-evaluative component of primary schoolchildren's value-based attitudes

L. Yu. Savinova

H1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika River Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. The article is devoted to the description of the approach to assessing the dynamics of personal achievements in primary school in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education. The new goal of spiritual and moral development of schoolchildren has required us to review the old technocratic paradigm of diagnosing educational results. The central aim of education today is to support the formation of a child's value attitudes system, therefore, the teacher must be able to qualitatively assess the process of child's moral and spiritual development. The importance of such work at primary school age is highlighted by the author, who describes the evaluation system designed to measure the development of value attitude components. Emphasis is placed on the assessment of the emotional-evaluative component being the most complex. The key difficulties of administering assessment and interpreting the obtained diagnostic results are revealed. They are instability in component demonstration, the influence of reference adults, constant change of the studied component and the whole value-semantic structure of the child's personality during this particularly sensitive period. The author suggests possible ways of overcoming the difficulties by means of several techniques, repetition to establish the stability of the emotional reaction, discussion of the results with the children in order to create the atmosphere of trust and openness, comparison between the manifestation of the studied component with others and the manifestation of the value attitude as a whole. The paper refers to the titles, authors, and descriptions of the methods, and presents the data obtained as a result of research conducted over several years. The author describes the qualitative characteristics of the levels of emotional-evaluative component of value attitudes in accordance with the proposed criteria and indicators, and provides specific examples of the qualitative characteristics of the emotional-evaluative component of the value attitude to family, nature, and homeland. The article emphasises the importance of correct identification and interpretation of single components component and the value attitude as a whole in the organisation of an effective education process.

Author

Lyudmila Yu. Savinova, ORCID: 0000-0002-1351-7055, e-mail: [email protected] For citation: Savinova, L. Yu. (2019) Difficulties in diagnosing the emotional-evaluative component of primary schoolchildren's value-based attitudes. Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 1, pp. 57-64. DOI: 10.33910/2687-0233-2019-1-1-57-64 Received 11 March 2019; reviewed 17 May 2019; accepted 17 May 2019. Copyright: © The Author (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Keywords: value-based attitudes, spiritual and moral development of primary schoolchildren, pedagogical diagnostics, effectiveness of education, personal results of education.

Обозначение проблемы

В 2009 г. в связи с выходом нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 кл.) в обиход специалистов по начальной школе вошло понятие «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся». Идеологической и методологической основой стандартов второго поколения стала Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней подчеркивалось, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед

лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» (Данилюк, Кондаков, Тишков 2010, 5).

Несмотря на очевидные трудности духовно-нравственного воспитания современных детей и критику разработанной Концепции (Понкин 2009), остается очевидной необходимость продолжать работу по воспитанию моральных норм и осознанного нравственного поведения детей (Граничина, Савинова 2011).

В особенности это важно осуществлять в начальной школе. Младший школьный возраст

характеризуется постепенным изменением соотношения внешнего контроля в поведении детей в пользу их внутренней регуляции. С точки зрения развития субъектности человека (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков и др.), младшие школьники вступают в стадию персонали-зации, на которой происходит превращение наиболее характерных для данного ребенка и ценностно значимых для других форм поведения в содержание его самосознания — представлений о себе («образ Я», самооценка).

Внутренняя позиция (Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.) и другие особенности возраста в обобщенном виде представляют собой сим-птомокомплекс кризиса 7 лет — «чувство социальной компетентности» (Н. И. Ганошенко, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова). Он характеризуется спроецированностью одновременно в три сферы отношений личности: к себе, к другим, к предметной деятельности.

Духовно-нравственное развитие личности определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» (Данилюк, Кондаков, Тишков 2010). Учителю необходимо создать психолого-педагогические условия для принятия детьми ценностей и все более устойчивого поведения, основанного на ценностных отношениях (Вергелес, Савинова 2015).

Ценностные отношения — содержательная основа современного воспитания

Понятие «ценность» определяется по-разному. Психологическая его трактовка наиболее близкая к сути духовно-нравственного развития и включает понятия «жизненная позиция» (А. И. Божович), «значение» и «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев), «психологические отношения» (В. Н. Мясищев).

Развитие личности, по Л. С. Выготскому, обусловлено освоением индивидом ценностей культуры. Значения и смыслы, зарождаясь в отношениях между людьми, посредством инте-риоризации затем «вращиваются» в сознание человека. Отношения человека представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с кем-либо или чем-либо, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях (В. Н. Мясищев).

По определению Н. Е. Щурковой, ценностные отношения — «это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека» (Щуркова 1999, 18).

Аксиологический (ценностный) подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей.

Логика формирования нравственных ценностей (А. В. Кирьякова) включает в себя следующие звенья: поиск, оценку, выбор и проекцию (или актуализацию ценности в совместной деятельности).

Воспитание отношений к базовым национальным ценностям — Родине, семье, природе, науке, труду и творчеству, искусству и культуре, человечеству — является содержанием современного воспитания.

Опираясь на исследования В. А. Ядова, мы предположили, что ценностные отношения имеют трехкомпонентную структуру:

♦ когнитивный компонент — понятия и представление о той или иной ценности и связанной с ней стороне жизни;

♦ эмоционально-оценочный компонент — переживания, связанные с ценностью событий, явлений, их оценка;

♦ мотивационно-поведенческий компонент — опыт действий, умения, навыки, поведенческая готовность к определенным социальным действиям в соответствии со смыслом ценности.

Уровень проявления каждого из компонентов и их взаимосвязи позволяет судить о сформи-рованности ценностного отношения или степени его проявления.

Предложенный в новом стандарте образования подход к оценке воспитательных результатов подтверждает необходимость опоры на трехкомпонентную структуру ценностных отношений: воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по следующим уровням:

♦ первый уровень результатов — усвоение ребенком социально значимых знаний норм и традиций того общества, в котором он живет, приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

♦ второй уровень результатов — развитие социально значимых (позитивных)

отношений ребенка к тем объектам и явлениям окружающего мира, которые считаются в этом обществе ценностями: к своему Отечеству, к труду, к природе, к культуре, к другим людям, к здоровью и т. п., ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• третий уровень результатов — приобретение ребенком опыта осуществления социально значимых действий, направленных на пользу общества, в котором живет ребенок, получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;

• четвертый уровень — овладение ребенком социально значимыми видами деятельности, это качественный скачок, который «происходит тогда, когда то или иное социально значимое действие, осуществляемое ребенком как составная часть ранее уже освоенной им более простой деятельности, приобретает собственный мотив и становится самостоятельной деятельностью» (Степанов 2013).

Диагностика проявления мотивационно-поведенческого и когнитивного компонентов ценностных отношений

Своевременная и регулярная диагностика проявления компонентов ценностного отношения по отдельности и отношения в целом позволяет педагогу оценивать качество уже проведенной работы, планировать дальнейшие действия, координировать воспитательное влияние других участников воспитательного процесса (Вьюнова, Подымова, Сергеева 2016; Кожурова 2015).

Наиболее показательной в плане проявления ценностного отношения является диагностика мотивационно-поведенческого компонента. К методикам, позволяющим измерить его сфор-мированность, чаще всего относят ситуации, в которых ребенок сталкивается с нравственным выбором и поступает в соответствии с ценностными приоритетами. Это «Акт добровольцев» и «Ситуации выбора» Л. В. Байбородовой, адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (Н. Е. Щуркова, адаптирован В. М. Ивановой, Т. Е. Павловой, Е. Н. Степановым), методика для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков) и др. В них младший школьник описывает свой опыт поведения или предполагает, как бы он поступил в сложившей-

ся ситуации. Не всегда можно получить точные данные по предложенным методикам, так как младший школьник склонен давать социально одобряемый ответ, поэтому необходимо подкрепить диагностику результатами наблюдений за ребенком в разных ситуациях. Устойчивость, способность аргументированно объяснить мотивацию и линию своего поведения являются показателями сформированности мотивацион-но-поведенческого компонента.

Когнитивный компонент ценностных отношений определяется по степени полноты, точности и обобщенности знаний о ценностях. Для этого в начальной школе используют анкеты, опросники, интервью и др. Наши исследования (Савинова 2004; Савинова, Сироткина 2013; Савинова, Иванова 2014) показали, что у младших школьников довольно высокие показатели сформированности этого компонента, что можно объяснить постоянным наполнением знаний за счет содержания учебной деятельности младших школьников. Учителя начальных классов часто сетуют, что они ведь «так много говорили и обсуждали ценности, расширяли представления детей», но в поведении отношение не проявилось. Сложность становления ценностных отношений связана с тем, что, увлекаясь наполнением когнитивного компонента, используя в основном словесные методы, взрослые «подталкивают» ребенка к проявлению ценностного отношения только на этом уровне. Но ребенок зачастую склонен поступать нравственно верно, еще не осознавая своего поведения, опираясь в большей степени на эмоционально-оценочную сторону отношения. Поэтому нам кажется чрезвычайно важным правильно диагностировать и работать именно с этим компонентом, особенно в начальной школе.

Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений

Младшие школьники внушаемы, податливы, доверчивы, эмоциональны, для них важна характеристика референтных взрослых — учителей, родителей, которые являются образцом поведения, примером для подражания. Эти психологические особенности помогают в воспитании ценностных отношений, но «мешают» при оценке сформированности эмоционально-оценочного компонента. В качестве трудностей диагностики его проявления стоит назвать:

♦ неустойчивость в проявлении эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений и ценностных ориентаций в целом;

♦ податливость в формировании оценки событий и явлений с точки зрения их ценностного содержания влиянию референтных взрослых;

♦ постоянное наполнение компонентов ценностного отношения, его развитие в целом, изменение всей ценностного-смысловой структуры личности в силу особого сензитивного периода морального развития.

Способы преодоления трудностей диагностики

Для преодоления этих трудностей в диагностике важно, во-первых, использовать несколько методик (лучше проективных), позволяющих правильно интерпретировать реакции и ответы младших школьников; во-вторых, повторять методики, наблюдая за устойчивостью проявления эмоционально-оценочного компонента; в-третьих, обсуждать с детьми полученные результаты для получения более точных представлений о мотивации и эмоциональном состоянии ребенка; в-четвертых, создавать такие условия, в которых ребенок захочет искренне и открыто реагировать, не пытаясь «подобрать» нужный ответ в оценке проявления ценностных отношений; в-пятых, соотносить проявление изучаемого компонента с другими и с проявлением ценностного отношения в целом.

Приведем примеры методик диагностики и критериев оценки полученных данных по разным ценностным отношениям.

Изучение эмоционального-оценочного компонента ценностного отношения к семье мы проводили с помощью методики «Сочинение "Моя семья"», позволяющей оценить наличие положительных или отрицательных эмоций по отношению к семье, силу и характер их проявления; методики мини-сочинения «Мой подарок семье», направленной на выявление положительных или отрицательных эмоций по отношению к семье, значимости семьи в жизни младшего школьника; рисуночной методики «Моя семья», цель которой — выяснить наполненность образа семьи, силу и характер проявления эмоций; методики «"Удовлетворенность взаимоотношениями в семье" Х. Г. Галямовой», определяющей уровень удов-

летворенности младшего школьника его семьей, семейными отношениями.

В результате обработки полученных данных были выявлены следующие уровни проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к семье.

Табл. 1. Качественная характеристика уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к семье

Наименование уровней Характеристика уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к семье

Низкий уровень Демонстрация резко отрицательного отношения к понятию «семья», нежелание проявлять эмоции, бедность, скудность характеристик семьи в высказываниях-оценках

Средний уровень Проявление чаще положительного отношение к обсуждению темы «семья», присутствие интереса, желания выполнять задания, неустойчивость эмоций, изменчивость оценок

Высокий уровень Желание и положительное отношение к обсуждаемой теме, устойчивое проявление положительных эмоций; эмоции яркие, богатые, положительно устойчивые

Для изучения эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к природе мы использовали методику «Рассказы», направленную на выявление окраски эмоционального отношения к природе. Младшим школьникам было предложено прослушать три коротких рассказа М. Пришвина о природе («Лесной доктор», «Зарастающая поляна», «Последние цветы»). Перед прочтением каждого рассказа фиксировалось желание детей слушать и обсуждать рассказы о природе. При этом учитывался не только положительный ответ на вопрос, но и активное восприятие рассказа, а также активное участие в его обсуждении.

Методика «Изготовление кормушки» позволяла не только выявить готовность ребенка к практической деятельности по охране природы и устойчивость эмоционального отношения к деятельности. Желание участвовать в изготовлении кормушки фиксировалось в момент предложения этой деятельности, в процессе ее подготовки (в течение недели) и непосредственно в момент изготовления кормушки.

В результате обработки полученных данных были выявлены следующие уровни проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к природе.

Табл. 2. Качественная характеристика уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к природе

Наименование уровней Характеристика уровней проявления эмоционального компонента ценностного отношения к природе

Низкий уровень Демонстрация отрицательного отношения к обсуждению темы природы, отказ от выполнения заданий, неадекватное проявление эмоций, нежелание давать оценку

Уровень ниже среднего Нейтральное отношение к обсуждению темы, формальное выполнение заданий,неспособность объяснить мотивы выполнения заданий, оценки неустойчивы, не объясняются

Средний уровень Проявление чаще положительного отношения к природе, проявление интереса к выполняемым заданиям, наблюдается неустойчивость в проявлении эмоций и оценок

Уровень выше среднего Наблюдается адекватный эмоциональный отклик на обсуждение темы природы, проявление устойчивых положительных эмоциональных реакций, неспособность объяснить мотивы своей деятельности, но сформированность оценочных суждений деятельности других

Высокий уровень Есть желание выполнять задания, проявление позитивного отношения к их содержанию, устойчивость проявления эмоций, способность объяснить мотивы деятельности, адекватное внешнее проявление эмоциональных реакций, сформи-рованность оценочных суждений о собственной деятельности и отношении к ценности других

Изучая эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения к Родине (Савинова 2003) у младших школьников, мы использовали методику «Цветок семьи» (семья рассматривалась нами как компонент образа Родины), в которой детям предлагалось выполнить рисунок цветка, каждый из лепестков которого представляет члена семьи; методику «Неоконченное предложение», предполагавшую продолжение фразы «Когда слышу слово "Родина", то я представляю...»; методику «Моя Родина» — выполнение рисунка на тему «Как я представляю свою Родину» и методику «Рассказы», построенную на обсуждении неоконченных рассказов из книги В. А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»,

связанных с проявлением своего отношения к Родине.

Табл. 3. Качественная характеристика уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к Родине

Наименование уровней Характеристика уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к Родине

Низкий уровень Демонстрация резко отрицательного отношения к обсуждению понятия «Родина», нежелание участвовать в дискуссии, бедность высказываний и оценок, неадекватное проявление эмоций

Уровень ниже среднего Ситуативность проявления желания вести дискуссию, при попытке стимулировать реакцию отказ от общения, отказ от оценки поступков и поведения героев, бедность и стереотипность образов

Средний уровень Проявление чаще положительного отношения к дискуссии, интерес и желание обсуждать ситуации, но неустойчивость мнения, неустойчивость эмоциональной ориентации относительно смысла обсуждаемых событий

Уровень выше среднего В ситуации столкновения различных точек зрения наблюдается адекватный эмоциональный отклик на высказывания участников, проявление устойчивых положительных эмоций, способность мотивировать выбор ответа, богатство и яркость образов

Высокий уровень Желание и позитивное отношение к обсуждаемой теме, устойчивость проявления эмоции, яркость, способность объяснить оценку явлений, стойкость собственной позиции в процессе столкновения точек зрения, адекватное внешнее проявление реакций, богатство и яркость образов

Исследователю эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений важно также учитывать, какую долю в них занимает данный компонент, так как необязательно все 3 компонента (когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий) должны в равной степени составлять ценностное отношение. Правильная диагностика и интерпретация проявления изучаемого компонента и ценностного отношения в целом требует не менее высокого уровня профессионализма учителя, чем организация процесса воспитания ценностных отношений.

Литература

Вергелес, Г. И., Савинова, Л. Ю. (2015) Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов. Начальная школа, № 1, с. 63-67.

Вьюнова, Н. И., Подымова, Л. С., Сергеева, Е. Д. (2016) Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника в современных условиях. Молодой ученый, № 5-6, с. 24-27.

Граничина, О. А., Савинова, Л. Ю. (2011) Российское начальное образование в контексте идей устойчивого развития: практический аспект. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 2, № 1, с. 3-11.

Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. (2010) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 24 с.

Кожурова, А. А. (2015) Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды. Якутск: Издательский дом СВФУ, 154 с.

Понкин, И. (2009) Концепция духовно-нравственного воспитания во многом ошибочна. Русская народная линия, 23 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2009/06/23/koncepciya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_vo_mnogom_oshibochna (дата обращения 10.03.2019).

Савинова, Л. Ю. (2003) Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к родине. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 21 с.

Савинова, Л. Ю. (2004) Диагностика проявления у младших школьников ценностного отношения к Родине. В кн.: Дошкольник и младший школьник в системе образования. Герценовские чтения: материалы Международной научно-практической конференции, 7-8 апр. 2004 г. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 171-177.

Савинова, Л. Ю., Иванова, М. Н. (2014) Диагностика проявлений ценностного отношения младших школьников к учению. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 5, № 1, с. 107-113.

Савинова, Л. Ю., Сироткина, Ю. Ю. (2013) Особенности проявления ценностного отношения к жизни у современных младших школьников. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 4, № 1, с. 30-35.

Степанов, П. В. (2013) Структура воспитательной деятельности педагога как объясняющая модель. Сибирский педагогический журнал, № 3, с. 49-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Щуркова, Н. Е. (1999) Ценностные отношения. Воспитание школьников, № 3, с. 17-22.

References

Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., Tishkov, V. A. (2010) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 24 p. (In Russian)

Granichina, O. A., Savinova, L. Yu. (2011) Rossiyskoye nachalnoye obrazovaniye v kontekste idey ustoychivogo razvitiya: prakticheskiy aspekt [Russian primary education in the context of sustainable development ideas: a practical aspect]. Gertsenovskiye chteniya. Nachalnoye obrazovaniye, vol. 2, no. 1, pp. 3-11. (In Russian)

Kozhurova, A. A. (2015) Formirovaniye tsennostnykh otnosheniy mladshikh shkolnikov k etnicheskim traditsiyam v usloviyakh polikulturnoy sredy [Formation of value relations of primary schoolchildren to ethnic traditions in a multicultural environment]. Yakutsk: M. K. Ammosov North-Eastern Federal University Publ., 154 p. (In Russian)

Ponkin, I. (2009) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya vo mnogom oshibochna [The concept of spiritual and moral education is largely erroneous]. Russkaya narodnaya liniya, 23 June. [Online]. Available at: http://ruskline.ru/analiti^ka/2009/06/23/koncepciya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_vo_mnogom_ oshibochna/ (accessed 10.03.2019). (In Russian)

Savinova, L. Yu. (2003) Pedagogicheskiye usloviya vospitaniya u mladshikh shkolnikov tsennostnogo otnosheniya k rodine [Diagnosis of manifestation in younger schoolchildren of value attitudes towards the motherland]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 21 p. (In Russian)

Savinova, L. Yu. (2004) Diagnostika proyavleniya u mladshikh shkolnikov tsennostnogo otnosheniya k Rodine [Diagnosis of manifestation in primary schoolchildren of value attitudes towards the motherland]. In: Doshkolnik i mladshiy shkolnik v sisteme obrazovaniya. Gertsenovskiye chteniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 7-8 apr. 2004g. [Preschool and Primary School children education. Herzen Readings: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 7-8 April 2004]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, pp. 171-177. (In Russian)

Savinova, L. Yu., Ivanova, M. N. (2014) Diagnostika proyavleniy tsennostnogo otnosheniya mladshikh shkolnikov k ucheniyu [Diagnostics of the value attitude of primary schoolchildren to the education]. Gertsenovskiye chteniya. Nachalnoye obrazovaniye, vol. 5, no. 1, pp. 107-113. (In Russian)

Savinova, L. Yu., Sirotkina, Yu. Yu. (2013) Osobennosti proyavleniya tsennostnogo otnosheniya k zhizni u sovremennykh mladshikh shkolnikov [Features of the value attitude to life in modern primary schoolchildren]. Gertsenovskiye chteniya. Nachalnoye obrazovaniye, vol. 4, no. 1, pp. 30-35. (In Russian) Shchurkova, N. E. (1999) Tsennostnyye otnosheniya [Value-based attitude]. Vospitaniyeshkolnikov — The Upbringing

of Schoolchildren', no. 3, pp. 17-22. (In Russian) Stepanov, P. V. (2013) Struktura vospitatelnoy deyatelnosti pedagoga kak obyasnyayushchaya model [The structure of educational activities of the teacher as an explanatory model]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal — The Siberian Pedagogical Journal, no. 3, pp. 49-56. (In Russian) Vergeles, G. I., Savinova, L. Yu. (2015) Pedagogicheskiye tekhnologii v podgotovke sovremennogo uchitelya nachalnykh klassov [Pedagogical technologies in the modern primary school teacher education]. Nachalnaya shkola, no. 1, pp. 63-67. (In Russian) Vyunova, N. I., Podymova, L. S., Sergeyeva, E. D. (2016) Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika mladshego shkolnika v sovremennykh usloviyakh [Nowdays psychological and pedagogical diagnostics of primary school children]. Molodoy uchenyj — Young Scientist, no. 5-6, pp. 24-27. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.