Научная статья на тему 'Трудности анализа лирических произведений в начальной школе'

Трудности анализа лирических произведений в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1096
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОНЯТИЕ / ЖАНР / АВТОР / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО / ИДЕЯ / LITERARY CONCEPT / GENRE / AUTHOR / GRAPHIC MEANS / IDEA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маматова Г.

Данная статья посвящена проблеме работы над стихотворными произведениями на уроках начальных классов. В ней раскрытии основные трудности, связанные с работой над стихотворними произведениями на уроках начальных классов а также способы их решения. В статье раскрыты своеобразные особенности создания учебного анализа при работе над стихотворным жанром в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This artikle is devoted to the problem of working under rhume janre at the lessons of Primariy Education. There are described the main difficulties connected to the working under rhume composition at the lessons of Primariy Education, and the ways of there solving.There are shown different teatures of ereating study analysis working under rhume of primariy education with patterns in the article.

Текст научной работы на тему «Трудности анализа лирических произведений в начальной школе»

Маматова Г. ©

Ташкентский государственний педагогический университет

ТРУДНОСТИ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме работы над стихотворными произведениями на уроках начальных классов. В ней раскрытии основные трудности, связанные с работой над стихотворними произведениями на уроках начальных классов а также способы их решения. В статье раскрыты своеобразные особенности создания учебного анализа при работе над стихотворным жанром в начальных классах.

Summary

This artikle is devoted to the problem of working under rhume janre at the lessons of Primariy Education. There are described the main difficulties connected to the working under rhume composition at the lessons of Primariy Education, and the ways of there solving. There are shown different teatures of ereating study analysis working under rhume of primariy education with patterns in the article.

Ключевые слова: литературное понятие, жанр, автор, изобразительное средство, идея. Keywords: literary concept, a genre, the author, graphic means, idea.

Основная задача учителя на уроках чтения научить их читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его.

Что значит научить читать художественный текст? В чем особенности восприятия этого вида текста и почему этому надо учить специально?

Читатель, читая художественный текст, представляет картины, которые нарисовал автор-художник; сочувствует его героям и выходит на понимание идеи произведения, его главной мысли. Разница между художественным и нехудожественным текстом - в способе отображения действительности.

Автор художественного произведения изобразил словами дождь - явление природы. И читатель художественного текста представляет себе эти дожди, и не только сами дожди, но и рябую от ямочек, оставляемых каплями, поверхность реки, кажется, ощущает теплую воду этих луж и даже слышит этот стеклянный звон. Представляет, если автор нарисовал. А если - нет?

Лирика - один из древнейших родов художественной литературы. Она связана с музыкой и пением, это - песнь под аккомпанемент; чаще всего в древности стихотворения «произносились» под звуки лиры. Лирика - изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств. В лирических произведениях жизнь, ее закономерности изображаются не через события, как в эпическом тексте и в драме, а через восприятие этих событий поэтом. Чаще всего изображаемые события или пейзаж выступают как источник, основа лирических переживаний автора.

Лирику иногда определяют как «мое слово» о «моем переживании». Но герой лирики и автор - не всегда одно и то же лицо. На самом деле если бы в каждом произведении автор рассказывал о себе, о фактах из своей жизни, мы бы решили, что он много раз влюблялся, что жил во многих странах мира. «В каждом лирическом стихотворении у истинного поэта новое "я", - говорил поэт В. Брюсов. - Лирик в своих созданиях говорит разными голосами, как бы от имени разных лиц...» И поэтому когда в лирике образ автора не совпадает с обликом самого поэта, употребляют понятие лирического героя. В лирическом произведении

© Маматова Г., 2016 г.

может вообще не быть сюжета в эпическом смысле этого слова, а если и рассказывается о каких-то событиях, то для того, чтобы показать отношение автора к изображаемому, его чувства, возникающие при изображении события. И вызвать ответное чувство у читателя.

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьезной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературы в школе. И не только потому, что при изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирика может оказывать очень сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важны приобщение к поэзии в детстве, правильная организация процесса восприятия лирических текстов в школе.

Лирическое произведение - это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать» (С.Я. Маршак). И чем богаче и полнее эта работа, тем сильнее воздействие лирики на читателя, тем больше он воспринимает - «в себя принимает» - тех ценностей, которыми делится с ним поэт. Специфика этого литературного рода такова, что именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов.

При изучении лирического текста в начальной классах учитель является таким же читателем, как и ученик, но читателем с большим жизненным и чувственным опытом, больше знающим, более образованным. Прежде чем идти на урок, учитель, конечно, проанализировал произведение и заранее знает то, к чему должен «привести» учеников, но в разговоре с детьми произведение может повернуться новыми гранями - ведь коллективное восприятие всегда богаче и объемнее, и в процессе учебного полилога открывается многогранность и бездонность художественного текста. В этом смысле, наверное, невозможно говорить о единственно верном, «правильном» анализе лирического произведения, но, допуская свободу толкования, уважительно относясь к личностному восприятию текста учениками-читателями, необходимо предупредить неправильное, искаженное или примитивное его понимание.

Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода:

- организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;

- формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

- формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи; обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Говоря о развитии ребенка, понимая его как переход из одного состояния в другое, более совершенное, мы должны отдавать себе отчет в том, что читательское развитие - это способность воспринимать и понимать тексты, с которыми ученики встретятся уже за пределами школы, и самое главное - любовь к чтению. А это значит, что нашего ученика-читателя, который живет в ХХ1 веке, надо научить читать и вычитывать все, что автор вложил в свое произведение, анализировать и понимать художественные тексты любого типа, любой сложности, чтобы он смог воспринять новейшую литературу, ту, которая еще не написана, тем более что и литература тоже развивается. Но все же и традиционные методы и способы работают, особенно при анализе классических текстов.

Медленное чтение великих лирических произведений, вглядывание в каждое слово художника формирует прежде всего интерес к слову, понимание того, что в слове заключается великий смысл. И это открытие, сделанное в детстве, может и должно остаться у человека на всю жизнь. Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и

письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Медленное чтение вершинных художественных текстов, осознавание учениками-читателями смысла и красоты работы художника слова воспитывает не только вкус, но и желание подражать, создавать, творить по законам красоты.

В анализе лирического произведения очень эффективна работа с системой образов произведения, или с его структурной схемой. Она позволяет соединить несоединимое: объективность системного подхода и свободу интерпретации, казалось бы, не поддающихся анализу чувств, настроений, отношений.

Иногда лирическое произведение представляет собой описание природы, но это изображение - повод для того, чтобы выявить внутреннее состояние автора, поскольку всегда это - картина природы, воспринимаемая душой поэта. «Произведение представляет как бы картину, между тем как в нем главное дело не сама картина, а чувство, которое оно возбуждает в нас» (М. Рыбникова).

Итак, анализ лирического текста, освоение смысла лирического произведения требуют серьезного духовного труда, напряжения не только мысли, но и чувства, воображения и фантазии ученика.

Литература

1. Баевский В.С. История русской поэзии. М., 1996.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М., 2004.

3. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.

4. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят...» М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.