Научная статья на тему 'ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА'

ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3665
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ / ТЯЖЕЛАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Климова С.В.

В статье исследованы современные подходы к раскрытию понятия «трудная жизненная ситуация», широко используемого в практике социальной работы. Автором проведен сравнительный анализ трактовок данного термина, предложенных в словарях и нормах федерального законодательства. В ходе системного и сравнительного анализа выявлены ключевые характерологические признаки различных трудных жизненных ситуаций, встречающихся в практике социальной работы. По итогам исследования предложена уточненная авторская интерпретация понятия «трудная жизненная ситуация», рекомендуемая для использования в современных социальных науках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULT LIFE SITUATION IN SOCIAL WORK WITH YOUNG PEOPLE: CLARIFICATION OF THE CONCEPTUAL CONTENT OF THE TERM

The article examines modern approaches to the disclosure of the concept of «difficult life situation», widely used in the practice of social work. The author conducted a comparative analysis of the interpretations of this term proposed in dictionaries and norms of federal legislation. In the course of a systematic and comparative analysis, the key characterological signs of various difficult life situations encountered in the practice of social work are identified. Based on the results of the study, a refined author's interpretation of the concept of «difficult life situation» is proposed, which is recommended for use in modern social sciences.

Текст научной работы на тему «ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА»

УДК 364.2-053.81

ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА

С.В. Климова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье исследованы современные подходы к раскрытию понятия «трудная жизненная ситуация», широко используемого в практике социальной работы. Автором проведен сравнительный анализ трактовок данного термина, предложенных в словарях и нормах федерального законодательства. В ходе системного и сравнительного анализа выявлены ключевые характерологические признаки различных трудных жизненных ситуаций, встречающихся в практике социальной работы. По итогам исследования предложена уточненная авторская интерпретация понятия «трудная жизненная ситуация», рекомендуемая для использования в современных социальных науках.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, опасная ситуация, тяжелая жизненная ситуация, социальная работа с молодежью.

В современной практике социальной работы с молодежью в России повышенное внимание уделяется вопросам оказания помощи и поддержки молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это не случайно, поскольку молодежь в попадает в такие ситуации чаще, и этому обычно способствует одновременно несколько факторов: поведенческий (отсутствие у молодых людей сформированных моделей поведения в той или иной проблемной ситуации); когнитивный (недостаток у молодежи знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в новых для них обстоятельствах, в том числе кризисных); витальный (субъективное ощущение перелома и невозможности существовать в сложившихся новых, травмирующих обстоятельствах); экзистенциальный (пережива-

© Климова С.В., 2021

ние в сложных ситуациях состояния «экзистенциального вакуума», требующего ревизии всей прежней системы ценностных ориентаций и преодоления дискретности образа «Я»); наконец, вероятностно-прогностический (сложности в адекватной оценке вероятности исхода трудной жизненной ситуации) [1, с. 57-58]. Все вышеперечисленные факторы обусловливают то, что молодые люди не всегда социально и психологически готовы пережить трудную жизненную ситуацию, выйти из нее без серьезных жизненных потерь. Именно это актуализирует необходимость оказания профессиональной социальной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время в системе учреждений высшего профессионального образования России стали разрабатываться специализированные учебные курсы, нацеленные на повышение компетентности в этом вопросе будущих организаторов работы с молодёжью, а также специалистов по социальной работе, молодежной политике, работающих с детьми и молодежью в государственных и общественных организациях [2].

Однако при этом следует отметить, что, хотя в современных гуманитарных науках разнообразные сложные, кризисные и проблемные жизненные ситуации, возникающие в молодежной среде, являются частым объектом научного анализа, тем не менее, само широко используемое ключевое понятие «трудная жизненная ситуация» в содержательном отношении является недостаточно проработанным. Осознать это позволяет последовательное сопоставление термина с близкими к нему по смыслу понятиями.

Прежде всего, следует обратиться к понятию «ситуация», которое является базовым для понимания сути трудной жизненной ситуации. В общем словарном прочтении ситуация (от средневекового лат. situatio - положение) подразумевает под собой «сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение» [3].

Понятие «ситуация» употребляется очень широко, как применительно к обстоятельствам жизни человека, так применительно к различным социальным явлениям и обстоятельствам (например, говорят: «ситуация на рынке», «ситуация в здравоохранении» и пр.). Основу смыслового значения слова «ситуа-161

ция» составляют концепты «обстановка», «положение». Исходя из этого, можно говорить, что любая ситуация - это некоторое достаточно устойчивое положение вещей, статус-кво, сложившееся в определенном месте, сфере деятельности на определенный период времени. Любой ситуации присуща определенная внутренняя целостность, не случайно Б.Ф. Ломов указывает, что ситуация есть «система событий», т.е. ситуация рассматривается как целое, между элементами которого существует определенная взаимосвязь [4].

Важно понимать, в том числе и для дальнейшего анализа трудных ситуаций в жизни молодежи, что любая ситуация в определенный промежуток времени обладает некоторыми признаками устойчивости, постоянства, константности, т.е. образующие ее обстоятельства и условия сложились в некоторую относительно устойчивую целостность, оказались связаны между собой, и потому для изменения ситуации требуется приложить определенные усилия.

Как было отмечено выше, понятие «ситуация» универсальное и применяется к самым разным объектам, как одушевленным, так и неодушевленным. Когда речь заходит о положении дел в жизни человека, как правило, используется словосочетание «жизненная ситуация», т.е. ситуация, возникшая в ходе жизни, на определенном этапе ее развития. Исследователи отмечают, что понятие «жизненная ситуация» в терминологическом ключе стало использоваться в гуманитарных науках, прежде всего, в психологии и социальной работе довольно поздно, с начала XX в. [5]. При этом со временем оно расширило сферу своего употребления и к настоящему времени применяется в самых разных социальных науках - везде, где приходится иметь дело с теми или иными обстоятельствами жизни людей. Например, сотрудники налоговых органов при обработке электронных обращений граждан оперируют понятием «типовая жизненная ситуация» [6].

Поскольку термин стал использоваться широко, сложилось множество его трактовок. Так, С. Трошина характеризует жизненную ситуацию как «определенные в отношении конкретного человека условия, обстоятельства, потребности, ценности и представления, в совокупности влияющие на поведение и миро-

воззрение человека на этом конкретном этапе его жизни» [5]. Из этой формулировки можно выделить следующие основные признаки жизненных ситуаций:

- во-первых, каждая жизненная ситуация связана с определенным этапом личной биографии человека, в этом смысле она исторична и биографична;

- во-вторых, жизненная ситуация в силу совокупности образующих ее обстоятельств способна оказывать влияние на личность человека, т.е. на его установки, мнения, идеалы, ценности, с одной стороны, и на их проявление в поведении, с другой.

Существуют и другие подходы к определению понятия «жизненная ситуация». Например, в социальной педагогике жизненные ситуации рассматриваются как «сочетание условий и обстоятельств, определяющих своеобразие жизнедеятельности и поведения человека в данный конкретный момент времени» [7, с. 216].

Как видно из словарной формулировки, в данном случае авторы определения также указывают на историчность жизненных ситуаций, но более узко определяют их признаки. В частности, они говорят только о воздействии жизненных ситуаций на поведенческие характеристики личности, но ничего не указывают о влиянии жизненных ситуаций на мировоззрение, установки, внутренний мир личности. Это несколько сужает объем понятия, что вряд ли целесообразно.

Также в словаре представлено еще одно прочтение термина «жизненная ситуация», указывается, что это понятие определяет «различные периоды в процессе жизнедеятельности отдельного человека, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни» [7, с. 216].

В этом определении, с одной стороны, отсутствуют некоторые из указанных выше и действительно значимых характеристик, в частности, способность жизненной ситуации влиять на мировоззрение и поведение человека. С другой стороны, здесь выделен новый значимый признак жизненных ситуаций - их не-

которое постоянство, константность на протяжении определенного промежутка времени.

Действительно, нельзя, например, признать жизненной ситуацией кратковременное, сиюминутно возникшее раздражение, недовольство собой, своей жизнью, грусть, тоску и пр. Для таких временных, непостоянных (в течение определенного, довольно длительного времени) явлений уместнее применять термин «жизненный факт», обозначающий нечто непродолжительное, объективно случившееся и не повлекшее за собой каких бы то ни было значимых последствий. В отличие от жизненных фактов жизненные ситуации обладают определенной длительностью во времени и определенной константностью (постоянством) своего содержания, своей внутренней структуры и направленности ключевых процессов.

Все перечисленные выше общие черты ситуаций как таковых и жизненных ситуаций в частности присущи и так называемым «трудным жизненным ситуациям», которые также:

- исторически конкретны;

- жизненно-биографичны;

- относительно устойчивы, константны по своему содержанию, структуре и направленности процессов на определенном этапе жизни человека;

- процессуальны, т.е. имеют определенную временную длительность, протяженность, в ходе которой образующие трудную жизненную ситуацию процессы развиваются, видоизменяются, слабеют или, наоборот, приобретают силу;

- способны влиять на мировоззрение, установки и поведение личности.

Однако по сравнению с множеством нейтральных по своему характеру жизненных ситуаций трудные жизненные ситуации обладают рядом особых черт, которые позволяют выделять их в качестве самостоятельного объекта анализа. Чтобы охарактеризовать эти особенные черты, следует рассмотреть определения понятия «трудная жизненная ситуация», которые даются в научных публикациях по теме. Сегодня таких определений сравнительно немного, поскольку, как отметил Ю.Ф. Беспалов,

«ученые довольно редко обращаются к исследованию сущности понятия «трудная жизненная ситуация» [8, с. 30].

Рассмотрим некоторые из имеющихся трактовок. Прежде всего, внимания заслуживает официальное определение трудной жизненной ситуации, закрепленное в Федеральном законе «О государственной социальной помощи». Здесь в ст. 1 трудная жизненная ситуация определяется как «обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно» [9].

Как видно из цитаты, законодателями акцентируется два основных признака трудной жизненной ситуации:

- ее негативное влияние на условия жизни человека, ухудшающие его положение относительно некоторого прошлого вполне благополучного положения вещей;

- невозможность человека самостоятельно преодолеть такую ситуацию.

Законодательная трактовка термина также указывает, что возникновению трудной жизненной ситуации могут способствовать как единичные обстоятельства, так и их совокупность.

Можно говорить, что в целом в законе выделен ряд базовых признаков, действительно объективно характеризующих трудные жизненные ситуации. Не случайно, многие исследователи в своих работах идут вслед за законодателем и используют схожие трактовки этого понятия.

Например, Н.Н. Соколенко и Л.А. Ханчукаева характеризуют трудную жизненную ситуацию как «обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности гражданина, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно» [10]. Однако важно понимать, что одними только признаками, определенными в законе, сущность трудных жизненных ситуаций не исчерпывается.

Не случайно, некоторые исследователи стараются идти дальше и представить более развернутое и точное определение трудной жизненной ситуации. Одним из таких авторов является Ю.Ф. Беспалов. В своей работе он дает альтернативную, более емкую характеристику трудной жизненной ситуации, определяя

ее как «сложившуюся у конкретного человека (...) совокупность, как правило, взаимосвязанных жизненных обстоятельств, свидетельствующую о его неспособности самостоятельно и полноценно существовать, осуществлять какую-либо деятельность, восстановить нормальную жизнедеятельность и вызывающую необходимость особой заботы о нем со стороны» [8, с. 32]. По мнению ученого, ключевым показателем трудной жизненной ситуации является зависимость человека, его жизнедеятельности по каким-либо основаниям от других лиц и общества. Этот признак отсутствует в законодательном определении термина. Помимо этого, к признакам трудной жизненной ситуации автор относит:

- наличие определенных объективных обстоятельств негативного рода, которые сложились вокруг человека и которые не позволяют ему благополучно развиваться, препятствуют обеспечению его полноценной жизнедеятельности;

- нуждаемость личности, находящейся в трудной жизненной ситуации, в поддержке со стороны общества.

Можно говорить о том, что определение трудной жизненной ситуации, предложенное Ю.Ф. Беспаловым, существенно уточняет законодательное определение данного термина.

Рассматривая понятие трудной жизненной ситуации, следует отметить, что в современных социогуманитарных науках термин «трудная жизненная ситуация» не является универсальным. Анализ правовых и научных источников по проблеме показал, что нередко для определения жизненных ситуаций, в которых человек испытывает те или иные трудности, могут применяться и другие, близкие по своему значению термины и понятия.

В частности, в действующем национальном стандарте России ГОСТ Р 52551-2016, принятом в 2016 г., используется понятие «опасная ситуация» [11]. Оно в определенных случаях и контекстах может применяться в качестве синонима или заменителя термина «трудная жизненная ситуация», особенно тогда, когда жизненная ситуация, в которую попал человек, приобретает для него угрожающий характер и начинает нести с собой опреде-

ленные опасности для его жизни и здоровья (физического, психического или ментального) и пр.

Исходя из приведенного выше определения, можно говорить, что трудная жизненная ситуация может признаваться опасной ситуацией, если имеются следующие признаки:

- существует опасность для человека;

- есть риск причинения ущерба человеку вследствие фактической реализации той или иной опасности.

Возникает вопрос, насколько взаимозаменимыми могут быть понятия «трудная жизненная ситуация» и «опасная ситуация» в социальной сфере в целом и в социальной работе с молодежью в частности. Для ответа на этот вопрос, следует определиться с тем, все ли трудные жизненные ситуации несут в себе угрозы и опасности для человека или некоторые из них, создавая человеку определенные трудности, ничем существенным ему не угрожают и не являются опасными.

Думается, что трудная жизненная ситуация - это, прежде всего, такая ситуация, которая наделена признаками трудности, т.е. ее обязательной чертой является трудность. Л.В. Малышева отмечает, что конструкт «трудность» на сегодняшний день плохо определен в литературе [12].

В словарях под трудностью понимается такое свойство объекта (в нашем случае - жизненной ситуации), которое обусловливает необходимость приложения человеком больших усилий при работе с ним, нежели обычно. Важно, что в самом лексическом значении слова «трудность» лежит сема «труд». То есть в исконном значении трудность - это то, что порождает необходимость человека заниматься трудом, трудиться. В этом смысле трудная жизненная ситуация - это, прежде всего, ситуация, когда личности приходится заниматься тем или иным «трудом», которым данная личность прежде в своей привычной жизни не занималась. Безусловно, возникновение трудностей в жизни человека, требующих от него осуществления определенного труда в тех или иных сферах (личной, рабочей и др.), не всегда несет с собой очевидные угрозы для человека или опасности для развития его личности. Многие трудные жизненные ситуации в этом

смысле нейтральны, а потому называть их «опасными ситуациями» будет терминологически неверно.

Таким образом, развернутый анализ и сопоставление между собой понятий «трудная жизненная ситуация» и «опасная ситуация» позволяет говорить о том, что эти термины не тождественны.

Еще одно понятие, применяемое на практике в качестве аналога трудной жизненной ситуации, это «тяжелая жизненная ситуация». Оно используется, в частности, в некоторых нормативных правовых актах, например, в Указании Москомархитектуры от 23.01.2002 № 7, при этом тяжелая жизненная ситуация применяется там только в отношении детей и подростков и определяется как «ситуация, с которой ребенок не может справиться без помощи взрослого и (или) специалиста (например: конфликт в семье, конфликт в школе и т.п.)» [13]. В такой трактовке понятия «трудная жизненная ситуация» и «тяжелая жизненная ситуация», безусловно, являются близкими контекстуальными синонимами. Однако широкого распространения в научных изданиях понятие «тяжелая жизненная ситуация» не получило.

Обобщая сказанное и опираясь на все ключевые характеристики трудной жизненной ситуации, выделенные выше, можно уточнить принятую на сегодняшний день трактовку данного термина, закрепленную в законе и широко используемую в социальной работе. Представляется, что с учетом современных реалий под трудной жизненной ситуацией в сфере социальной работы с молодежью следует понимать определенные в отношении конкретного человека условия или обстоятельства его жизни, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов и которые в совокупности негативно влияют на поведение и мировоззрение человека на конкретном этапе его жизни, ухудшают условия его жизнедеятельности, при этом последствия данных условий и обстоятельств он не может преодолеть самостоятельно. Предложенная трактовка, как представляется, носит универсальный характер и поэтому может применяться как в сфере социальной работы с молодежью, так и при ведении социальной работы с иными

категориями населения, нуждающимися в социальной помощи и поддержке в трудных жизненных ситуациях.

Библиографический список

1. Василевская К.Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики // Социальные технологии, исследования. 2004. № 1. С. 57-60.

2. Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации: курс лекций / авт.-сост. В.В. Митрофаненко. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. 134 с.

3. Ситуация // Большой энциклопедический словарь URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/272618 (дата обращения: 25.04.2021).

4. Гущина Т.В. Типология трудных жизненных ситуаций в семье. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1038 (дата обращения: 25.04.2021).

5. Трошина С. Трудная жизненная ситуация - что это в психологии. Поддержка и помощь, оказываемая в трудной ситуации / Советы психолога. URL: https://psychologist.tips/1337-trudnaya-zhiznennaya-situatsiya-chto-eto-v-psihologii-podderzhka-i-pomoshh-okazyvaemaya-v-trudnoj-situatsii.html#i (дата обращения: 25.04.2021).

6. Распоряжение ФНС России от 31.08.2018 № 214@ «Об утверждении Временного порядка взаимодействия структурных подразделений территориальных органов ФНС России при обработке в системе электронного документооборота формализованных обращений граждан, направленных через интернет-сервис "Обратиться в ФНС России"» (ред. от 16.11.2020). URL: https://docs.cntd.ru/document/551458139 (дата обращения: 20.04.2021).

7. Социальная педагогика. Краткий словарь понятий и терминов. М.: РГСУ, 2014. 362 c.

8. Беспалов Ю. Ф. Трудная жизненная ситуация ребенка в РФ: социально-правовой аспект // Нотариус. 2018. № 3. С. 30-33.

9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 29.12.2020). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14146/page/2 (дата обращения: 25.04.2021).

10. Соколенко Н.Н., Ханчукаева Л.А. Социальный контракт как мера государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: некоторые проблемы правового регулирования

// Социальное и пенсионное право. 2019. № 1. С. 14-19.

11. ГОСТ Р 52551-2016. Национальный стандарт Российской Федерации «Системы охраны и безопасности. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1743-ст). URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1200141714 (дата обращения: 20.04.2021).

12. Малышева Л.В. Об определении и взаимосвязи понятий «сложность» и «трудность» в контексте исследования интеллекта // Территория науки. 2007. № 4(5). С. 536-543.

13. Указание Москомархитектуры от 23.01.2002 № 7 «Об утверждении Рекомендаций по проектированию межрайонных центров по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних». URL: https://lawrussia.ru/texts/legal_149/doc149a920x930.htm (дата обращения: 10.05.2021).

DIFFICULT LIFE SITUATION IN SOCIAL WORK

WITH YOUNG PEOPLE: CLARIFICATION OF THE CONCEPTUAL CONTENT OF THE TERM

S. V. Klimova

Perm State University

The article examines modern approaches to the disclosure of the concept of «difficult life situation», widely used in the practice of social work. The author conducted a comparative analysis of the interpretations of this term proposed in dictionaries and norms of federal legislation. In the course of a systematic and comparative analysis, the key characterological signs of various difficult life situations encountered in the practice of social work are identified. Based on the results of the study, a refined author's interpretation of the concept of «difficult life situation» is proposed, which is recommended for use in modern social sciences.

Keywords: difficult life situation, dangerous situation, difficult life situation, social work with young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.