Научная статья на тему 'Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и общества'

Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7128
761
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшизова Елена Насрудиновна

В данной статье рассматриваются труд в философском, психологическом, социальном, правовом значении, роль труда в жизни каждого человека и общества в целом, юридические гарантии трудовых прав граждан и юридические средства, обеспечивающие реализацию этих прав и устанавливающие ответственность за их нарушение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и общества»

© 2005 Е.Н Пшизова УДК 316.334.2+349.2 ББК 60.025.22+67.305 П 93

Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и общества

Аннотация:

В данной статье рассматриваются труд в философском, психологическом, социальном, правовом значении, роль труда в жизни каждого человека и общества в целом, юридические гарантии трудовых прав граждан и юридические средства, обеспечивающие реализацию этих прав и устанавливающие ответственность за их нарушение.

:

, , , , , , , .

Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и важнейшая сфера общественной жизни издавна волнует лучшие умы человечества Труд сегодня изучается большим количеством наук с самых различных сторон и с использованием своих особых специфических методов: трудовое право, экономика труда, психология и социология труда, гигиена и охрана труда, эргология (теория производительности труда), эргономика (теория оптимальных условий труда), социология труда и т.д.

Но ни одна наука самостоятельно не в состоянии полностью познать такое глобальное явление культуры -.

значений различных наук о труде: право и социология, философия и психология и т.д. Для лучшего понимания специфики труда необходимо рассмотреть понятие <^уд» в широком контексте, поскольку труд — это явление , .

В «Краткой философской энциклопедии» труд определяется как «^оцесс, где сталкиваются энергия

». , « », « вещи и самого себя»1.

В «Фтгсофском энциклопедическом словаре» труд определяется как «целенащ>авленная деятельность ,

воздействует на природу и использует ее в целях создания

,

потребностей»2.

Крайне важны для нас взгляды на природу труда . ,

понимания трудовой деятельности, но и ставшие во многом фундаментом для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в более . . Маркса, всеобщее условие, «первая предпосылка всякого

», , всякого существования общества. Именно труд сделал

1 Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С.463.

2 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -. 696.

возможным выделение общества из мира природы, а человека из мира животных («создал самого человека»). И как таковой является необходимым фактором

,

. .

:

- труд - это целенаправленная деятельность;

- труд носит предметный и орудийный характер;

- ( )

,

бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т. е. преобразует самого (^удащегося) человека;

- (

« »,

« », « , , , является утверждаемым общественным или комбинированным трудом»)3.

В социальном плане труд выступает генеральной связью человека с обществом, сферой утверждения и развития его личностных ролестатусных позиций («поведение человека человеческим трудом»), а ,

структуры общества: «Труд и объединяет и разъединяет людей, он - основание социальной структуры общества»4.

Если взять в качестве критериев развития представлений о труде, представления о соответствии вклада человека в обшую пользу и благ, получаемых ( ),

выделить следующие основные этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствующие развитию самого человечества 1.

сложном не понятном и часто враждебном мире природы. Мы солидарны с точкой зрения, согласно которой груд, а — ( . . ), человека как носителя особого коллективного сознания.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. - С. 195.

4 Человек и его работа. М., 1967. - С. 19.

, ,

конкретного индивида определялось его эффективным участием в общих делах. Поскольку труд на данном этапе развития человечества оставался достаточно простым и понятным для большинства, то и представления о справедливом вознаграждении носили в основном коллективный, т.е. понятный и признаваемый .

2. , а позже и перед обществом. Через труд человек показывает « »

вообще может рассматривать себя как полноценного члена данной социальной системы. На данном этапе развития представлений о труде каждый конкретный человек ( ) -долг перед людьми и соответственно гахвоему гордиться , , . ,

разными у вождей и обычных членов общества

3.

труд все больше рассматривается как производственная и технологическая необходимость. Сам человек-ра&тник все больше становится элементом (позже стали говорить « ») .

,

все больше отдалялись от самого человека-ра&тника и было уже сложнее оценить свой реальный вклад в общее . ,

( ), . работнику все больше приходилось едоверять» в этом , , которые «^ъясняли» работнику, на что он может претендовать в плане оценки своего труда. Чувство сопричастности к тому или иному производству ( ),

производимым товарам все больше становится для работника основой для его самореализации и удовлетворения в труде. Это своеобразная компенсация ( ), характерна для капитализма времен XIX — начала XX .

такой сопричастности общественного мнения, а также

,

.

4.

рассматривается (и осознается конкретными людьми) как

- , статуса человека в обществе. Ставшее более образованным в области экономики, население ряда стран (в том числе и благодаря распространению идей К. Маркса) уже с гораздо большим пониманием рассматривало свой вклад в

( ),

получаемые за свою работу. Именно поэтому во всех цивилизованных странах начались забастовки и возникли .

рабочих за свои права В итоге западное общество достигло более или менее справедливого состояния, когда каждый труд стал вознаграждаться в зависимости от трудоемкости, необходимого уровня квалификации работников, а главное

населения. Иными словами, всемогущий «рынок» стал во многом определять и представления о «полезности» того или иного труда. Отсюда сам статус человека в обществе, а

соответственно и чувство удовлетворенности от труда, от которого во многом зависит и чувство собственного , ,

« » .

5. Труд как личностная потребность и условие развития человека Даже в рамках «рыночного» представления о ценности труда некоторых людей возникает внутренний протест против того, чтобы оценивать свой вклад в производимые блага через востребованность со стороны большинства людей (со стороны «рынка»). Например, в ситуациях, когда большинство населения ориентировано на достаточно ,

не могут получить удовлетворение от производства такой . «

».

По мнению К. Маркса, отчуждение труда, при котором труд становится лишь средством для поддержания :

приобретают самостоятельное бытие, независимое от воли и планов человека Поэтому в процессе труда рабочий относится к своей собственной деятельности как к чему-то , , рабочий не чувствует себя оторванным от самого себя. Отчужденный труд связан с отчуждением человека от себя как творящего существа, от других людей, от всего мира, который воспринимается как чужой и враждебный. Отчужденный труд разрушает креативные способности (

),

личность и превращает человека в вегць1.

И тогда важнейшим условием сохранения и развития чувства собственного достоинства становится труд, выполняемый в соответствии с личными представлениями работника об общественной пользе (а это может существенно расходиться с существующими

).

,

концепция создаваемого блага, работник получает возможность наиболее полноценно реализовать себя в .

,

большую часть заработанного им, его прежде всего лишают возможности ошущать себя подлинным , , радости за свой труд.

И тогда получается, что тот, кто честно и эффективно трудится, радуется этому, а тот, кто научился дорого продавать свой менее качественный труд или научился несправедливо определять чувство собственной значимости других людей с помощью различных коммуникативных игр и методов, тот и ощущает себя намного лучше («элитнее»).

Эти размышления близки пониманию «первичного », . Ролзом в его известной книге «Теория справедливости»2. По Дж. Ролзу, само «первое благо» — это прежде всего « ». основных аспекта Во-первых, «общение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - С. 639.

2 Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.

, , ». - ,

,

1.

,

, «

» , . . . Но человек живет и трудится в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей « », с другом в неизбежные противоречия. И только в « », . ,

должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т. е. едоговориться» и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в «справедливом обществе» неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном - в чувстве собственного достоинства Но только в этом , , чувстве собственного достоинства, человек и все общество получают гораздо больший выигрыш - стабильность этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества.

И именно здесь человек превращается из «отдельно » ,

,

« »2.

Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек- общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот ,

.

,

сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и

). , , что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по, . индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени,

,

, .

пониматься как <узел» общественных отношений.

Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их .

достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Там же. - С.385.

2 Адлер А. Понять природу человека. - СПб., 1997. - С. 364.

коллективистской (первично общество) интерпретаций . , постоянно дополнять друг друга: в постоянно

возобновляющемся процессе общество производит , .

Понятия «ичности» и «индивида» в своем развитии прошли долгую историю и, изменением своего , ,

. -социально-фгагсофская категория, синтетически характеризующая черты человека с разных сторон. И вряд ли на полное прояснение понятия личности может монопольно претендовать какая-либо одна наука. Это ,

охарактеризовано следующим образом:

1. -

,

какой-либо общности.

2. , .

,

,

, ,

.

Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. В своем первоначальном значении слово отичность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Древнегреческая философия рассматривала личность только в контексте полиса или общины. Однако сразу же высветилась проблема несовпадения реального поведения « », .

дальнейшем разнообразные философские направления по-своему старались ее разрешить.

В философии нового времени утверждается дуалистическое понимание личности, акцент делается на проблеме самосознания как отношения человека к самому

. , что с его помощью можно ответить на вопросы; какое место занимает человек в мире, чем он является, чем он может и должен стать; как индивидуальный потенциал человека реализован в его социальной предназначенности, как он играет свою социальную роль, какова его мера ответственности за слова и поступки, мера свободы; как он , , .

Современная наука понимает под личностью индивидуально определенную совокупность социально-значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях

3

между людьми .

- ,

- , индивида как члена того или иного общества или общ-

4

.

Понятие личности нельзя отождествлять с понятием « ». -ничного представителя некоего целого - биологического

3 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.

М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2002. - С. 187.

4 / Ред. кол.: В. И. Бородулин, А.П.Горкин, А.А.Гусев,

Н.М. Ланда и др. - М.: Большая Российская энцикл., 1998. -С. 408.

. ,

достигает самостоятельности в своей деятельности, когда он не <жряется» в той или иной социальной организации. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.

Человек вступает в контакт с окружающим миром. Он анализирует окружающую действительность, познает моральные и правовые правила поведения, социальные и , .

Личность максимально приспособлена к жизненным . . -,

,

.

друг друга явления, существующие лишь в неразрывном . , люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая на основе разделения труда

,

потребности общественного человека, выступает

материальным базисом- «источником всякого богатства»1-любого исторически известного общества.

Повседневную жизнедеятельность человека,

обеспечивающую его естественное и социальное

воспроизводство как индивида и личности, определяет одна из основных форм социально необходимой - , , .

В творчестве К. Д. Ушинского трудовая деятельность выделялась из всех других форм и видов деятельности , -тогенетическом развитии человека

Целительная и развивающая роль труда связана с такими его признаками, как общественно-ценный , , возможность проявления самостоятельности и творческого начала в труде.

Воспроизводство новых поколений трудящихся, как , , опирающейся на представления о «норме» трудовой деятельности и качествах человека - субъекта труда, а также на представления об отклонениях от этой нормы ( ), , , профилактики и коррекции.

В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) К. Д. Ушинский на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только свободный общественный труд может развить и поддерживать в человеке его высшие нравственные качества, чувство человеческого достоинства Человек, , , необходимости трудиться либо не воспитавший в себе потребности и удовольствия трудиться и живущий в условиях праздности, обречен, согласно К. Д. Ушинскому, на нравственную гибель, разрушение личности еще при . , « », ведут к разврату, извращению мыслей и поступков, к , . Поэтому одна из главных целей школьного и семейного , «... ».

Человек, по мнению К. Д. Ушинского, утративший или не

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. - С.195.

нашедший для себя дела, труда, становится либо жертвой , , жертвой добровольного самоуничтожения, опускается до

2.

В процессе трудовой деятельности человек не только создает необходимые средства существования, но и приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде. Производя те или иные материальные и духовные блага, он вступает во взаимодействие с другими людьми. Эти ,

отношения по поводу удовлетворения экономических, , , , составляют общество. Как писал Рубинштейн С Л.: «Шщественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных , , многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разнообразной деятельности для их

3

».

Труд в жизни каждого человека занимает одно из самых ведущих мест. Этот род деятельности движет

,

развитием техники и технологий, созидает богатство

, ,

,

,

нужд общества в целом, обладает огромной созидающей . , , качестве неотъемлемого признака, характеризующего как

,

человека и в качестве человеческого общества

Подчеркивая нераздельность человеческого общества

,

:

облекается трудовая деятельность, можно судить об обществе в целом, и наоборот, общество определенного типа и уровня развития использует свои специфические средства регулирования общественного труда. И, прежде

, ,

,

труда, является, конечно, право.

Без развития и совершенствования права, обеспечивающего максимально широкому кругу людей равную меру свободы и защиты основных прав, были бы невозможны современные индустриальные общества с их высокопродуктивным экономическим строем, широкой , . Основное назначение права состоит в регулировании ,

правового регулирования. Конечно, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом отношения, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства, так как с ними вполне управляются нормы морали, обычай, иные .

2 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. Т.9. М., 1950.

3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПитерКом, 1999. - С.522.

Предмет правого регулирования весьма подвижен. Он

,

отдельные нормы или целые их блоки. Но может и -

,

, .

, , другое социальное явление, нуждается в регулировании правовыми нормами особого характера со стороны .

.

общество заинтересованы в регулировании далеко не всех , , тому же не все эти отношения вообще нуждаются в .

регулировании и разнообразная деятельность,

осуществляемая человеком для поддержания собственной жизнедеятельности и удовлетворения личных .

Одним из элементов в правовой системе является отрасль трудового права, специально ориентированная на урегулирование трудовых отношений. Трудовое право, выделяя основных субъектов работника и работодателя, наделяет их субъективными правами и юридическими , . Однако, их правовое положение не одинаково. А.С. ,

трудового правоотношения лежит договор работника и

,

совместной трудовой деятельности единой цели и воле-воле руководителя1. Поэтому трудовое правоотношение оформляет включение трудящегося в кооперацию людей и связанное с этим подчинение его в процессе труда другой стороне правоотношения - работодателю. И, чтобы оградить работника от чрезмерной эксплуатации со ,

закреплен обязательный для всех работодателей комплекс трудовых прав работников.

Полное и беспрепятственное осуществление работниками трудовых прав, предоставленных трудовым

, ,

работодателя (его администрации), призванного обеспечивать это осуществление. Для этого работодатель четко должен исполнять возложенные на него

,

.

Первую группу составляет обязанность предоставить .

соответствии с трудовой функцией, указанной в трудовом .

, .

,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,

работником работы (проставить в пользование работнику необходимые вещественные факторы ; , отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

).

Ко второй группе можно отнести обязанность .

1 Трудовое право России / Под ред. А.С. Пашкова. - СПб., 1994. - С.89.

более простых по содержанию обязанностей. В главе I «Лновные начала трудового законодательства» Трудовой кодекс РФ в числе основных принципов правового регулирования отношений сферы трудового права называет обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой ,

существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального . 130

закрепляет основные государственные гарантии по оплате . : перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя; ограничение оплаты труда в натуральной форме; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных , ,

актами, коллективными договорами, соглашениями; сроки

. . 136

, ,

, , выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором, поскольку именно этими актами предусматривается возможность по письменному заявлению работника производить оплату его труда не только в валюте РФ ( ), , законодательству РФ и международным договорам РФ. Более того, в соответствии со ст. 4 Кодекса нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере относится к

, . 37

Конституции РФ он запрещен.

Право на труд, его охрана и другие трудовые права российских граждан детально регламентированы, являются непосредственным выражением организации труда, вытекают из нее, совершенствуют и закрепляют ее. Охране трудовых прав граждан в России служат различные

- , благоприятные условия для их реализации. Однако в реальности эти права нарушаются, и возникает необходимость их защиты. Поэтому значительное место в защите трудовых прав граждан занимает уголовное ,

наиболее опасные посягательства на данные права

В арсенале юридических средств, с помощью которых государство обеспечивает реализацию работниками предоставленных им прав, основное место занимает установление различных видов юридической ответственности работодателей за нарушение трудовых .

В теории права не сформулирована единая позиция по вопросу о сущности юридической ответственности. Так, в

,

негативную реакцию государства на противоправное

,

.

ответственность как обязанность правонарушителя

- , содержание и процедура применения которых

.

Вместе с тем, юридическое понятие ответственности не может быть оторвано от общего ее понятия. Наоборот,

это понятие должно рассматриваться как применение этого общего понятия к специфическим условиям и свойствам , ,

, .

Ответственность, наравне с долгом, честью, совестью, добротой и толерантностью, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл. В этой связи В. Франкл подчеркивал, что «быть человеком - это значит быть сознательным и ответственным»1.

В основе индивидуальной ответственности лежит « понимание и осознание личностью задач, стоящих перед ,

,

»2.

,

проблемы ответственности личности как представителя той или другой профессиональной группы, придерживаются мнения о том, что профессиональная

-

, ,

которое предполагает социальную ответственность за состояние и направление изменений в обществе и

определяют ее вслед за Ричардом Макклоном как « », «индивидуальную ответственность профессионала»3.

80-

юридических трудах стала утверждаться концепция о так называемой проспективной (позтивной, перспективной) социальной ответственности и ретроспективной

( ) , рассматриваются как две производные от социальной

4. . . , . . ,

. . , , рассматривают проблему ответственности в более широком философском, общественно- политическом,

- -

.

( ) , , состоит в обязанности субъекта ответственности (фуппы, , ) поведение общественно значимой необходимости, правильно понимать свою роль в социальном процессе, , ,

,

5. ,

социальная ответственность существует не только в случае нарушения субъектом ответственности (фуппой,

1 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С.576.

2 Завадская Ж.Е., Шевченко Л.В. Воспитание ответственности у старшеклассников. - Мн.: Нар. просвета, 1981. - С.6.

3 Муздыбаев К. Психология ответственности. - М., 1983.; Чавчавадзе Н.Э.Культура и ценности. - Тбилиси, 1988.

4 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Корельского и др. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2000.

5

//

механизм в правовой системе социализма. - Красноярск, 1989. - С.105.

, )

( ),

, ,

значении как ответственное отношение субъекта ответственности (фуппа, коллектив, специалист, ) профессиональным и гражданским обязанностям, как законопослушное поведение в виде позитивной проспективной (перспективной) социальной

ответственности (фуппы, коллектива, специалист -, ).

Этот факт подтверждается и законодательно закреплен основным законом страны - Конституцией РФ (ст. 2, 17, 18, 37, 42, 42, 58, 71, 72, 74). В ее преамбуле , « реальных прав и свобод фаждан с их обязанности и

», . 2 . 15 . 3

ст.17 устанавливается, что « фаждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» и что «гсуществление прав и свобод человека и фажданина не должно нарушать права и »6.

Изложенные в Конституции РФ нормы и правила поведения налагают на участников общественных отношений обязанность действовать должным образом, т.е.

,

главным основанием позитивного аспекта социальной :

существует как общеохранительное качество личности и призвана быть средством обеспечения и формирования

7.

Ответственность в указанном смысле рассматривается в качестве осознанной и воспринятой лицом социальной необходимости инициативного выполнения долга, всей суммы лежащих на нем обязанностей - социальных, политических, этических, правовых, профессиональных. Это ответственность личности за свое будущее поведение в позитивном (^юспективном) общественно полезном

.

()

« » столько с осознанием ее личностью, сколько, и что более

,

общества (общественно- моральное воздействие) или государства (юрвдическое воздействие и наказание

),

определяет негативный (^щественно вредный) вектор . « » представляет собой одно из специфических проявлений социальной ответственности и происходит от нее, но она неотделима от правонарушения, выступая его следствием, и связана с реализацией санкций правовых норм.

Юридическая ответственность лежит на лице, несущем в силу закона обязанность все время, в течение которого эта обязанность подлежит выполнению. Она выражается в осознании лицом необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности,

6 Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.И. Топарнина и др. - М., 1994. - С. 12-45.

7

//

механизм в правовой системе социализма. - Красноярск, 1989. - С.105.

необходимости неуклонно и добросовестно исполнять , , обществом и государством, в системе мер, которыми обеспечивается исполнение лицом лежащих на нем обязанностей. Неправильным является мнение, что юридическая ответственность наступает только тогда, когда лицо не выполнило лежащую на нем обязанность, нарушило закон1. Только в случае неисполнения или неправильного исполнения им своих обязанностей, когда лицо не оправдало оказанного ему доверия, юридическая ответственность принимает негативную форму осуждения, взыскания, принуждения, санкции.

Подробно и обстоятельно исследовав юридическую ответственность, Полетаев ЮЛ. сделал следующие : « - -

,

формирования основных элементов существования правового демократического государства Она является составной частью социальной ответственности, но имеет свои характерные черты. Юридическая ответственность является властно - принудительным способом воздействия на субъектов правоотношений, как и государственное .

ответственности состоит в наказании за нарушение .

осуждением субъекта правоотношения, привлекаемого к , ,

. ,

правовых актах представляет не что иное, как

.

ее применения является состав правонарушения,

предусматривающий вид санкций. Юридическая

ответственность может наступить только за виновный

.

основанием применения мер ответственности является наличие вины лица, нарушившего правовые обязанности. Юридическая ответственность всегда приобретает

характер наказания»2.

Если бы каждый работодатель понимал значение ответственности в таком широком понятии, и значение труда в жизни каждого человека в отдельности и общества , ,

своими работниками складывались более позитивно. Вместе с тем, постепенно работодатели осознают, что недопустимо стоять в стороне от социально-пудовых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,

из своей деятельности. Укрепление позиций отдельных работодателей невозможно без нормального развития общества в целом. Начинать необходимо с тех, с кем непосредственно связана эта деятельность - с работников . , будут продолжаться грубые нарушения трудовых прав .

В завершение, процитируем В.Н. Иванова, который , « - , права граждан на труд, занимают особо важное место в системе других мер уголовной защиты основных прав .

,

в жизни каждого гражданина Право на труд является основополагающим для всех основных прав. Без возможности осуществления права на труд другие права

3

теряют свои смысл и ценность»

1 Общая теория права. - Л., 1974. - С.396. -------------------------------------

2 Полетаев Ю.Н. Правопорядок и ответственность в 3 Иванов В.И. Уголовно-правовая охрана прав граждан. -

трудовом праве. - М.: Проспект, 2001. - С.68-69. М., 1967. - С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.