© 2005 Е.Н Пшизова УДК 316.334.2+349.2 ББК 60.025.22+67.305 П 93
Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и общества
Аннотация:
В данной статье рассматриваются труд в философском, психологическом, социальном, правовом значении, роль труда в жизни каждого человека и общества в целом, юридические гарантии трудовых прав граждан и юридические средства, обеспечивающие реализацию этих прав и устанавливающие ответственность за их нарушение.
:
, , , , , , , .
Труд как определяющая форма жизнедеятельности личности и важнейшая сфера общественной жизни издавна волнует лучшие умы человечества Труд сегодня изучается большим количеством наук с самых различных сторон и с использованием своих особых специфических методов: трудовое право, экономика труда, психология и социология труда, гигиена и охрана труда, эргология (теория производительности труда), эргономика (теория оптимальных условий труда), социология труда и т.д.
Но ни одна наука самостоятельно не в состоянии полностью познать такое глобальное явление культуры -.
значений различных наук о труде: право и социология, философия и психология и т.д. Для лучшего понимания специфики труда необходимо рассмотреть понятие <^уд» в широком контексте, поскольку труд — это явление , .
В «Краткой философской энциклопедии» труд определяется как «^оцесс, где сталкиваются энергия
». , « », « вещи и самого себя»1.
В «Фтгсофском энциклопедическом словаре» труд определяется как «целенащ>авленная деятельность ,
воздействует на природу и использует ее в целях создания
,
потребностей»2.
Крайне важны для нас взгляды на природу труда . ,
понимания трудовой деятельности, но и ставшие во многом фундаментом для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в более . . Маркса, всеобщее условие, «первая предпосылка всякого
», , всякого существования общества. Именно труд сделал
1 Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С.463.
2 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -. 696.
возможным выделение общества из мира природы, а человека из мира животных («создал самого человека»). И как таковой является необходимым фактором
,
. .
:
- труд - это целенаправленная деятельность;
- труд носит предметный и орудийный характер;
- ( )
,
бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т. е. преобразует самого (^удащегося) человека;
- (
« »,
« », « , , , является утверждаемым общественным или комбинированным трудом»)3.
В социальном плане труд выступает генеральной связью человека с обществом, сферой утверждения и развития его личностных ролестатусных позиций («поведение человека человеческим трудом»), а ,
структуры общества: «Труд и объединяет и разъединяет людей, он - основание социальной структуры общества»4.
Если взять в качестве критериев развития представлений о труде, представления о соответствии вклада человека в обшую пользу и благ, получаемых ( ),
выделить следующие основные этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствующие развитию самого человечества 1.
сложном не понятном и часто враждебном мире природы. Мы солидарны с точкой зрения, согласно которой груд, а — ( . . ), человека как носителя особого коллективного сознания.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. - С. 195.
4 Человек и его работа. М., 1967. - С. 19.
, ,
конкретного индивида определялось его эффективным участием в общих делах. Поскольку труд на данном этапе развития человечества оставался достаточно простым и понятным для большинства, то и представления о справедливом вознаграждении носили в основном коллективный, т.е. понятный и признаваемый .
2. , а позже и перед обществом. Через труд человек показывает « »
вообще может рассматривать себя как полноценного члена данной социальной системы. На данном этапе развития представлений о труде каждый конкретный человек ( ) -долг перед людьми и соответственно гахвоему гордиться , , . ,
разными у вождей и обычных членов общества
3.
труд все больше рассматривается как производственная и технологическая необходимость. Сам человек-ра&тник все больше становится элементом (позже стали говорить « ») .
,
все больше отдалялись от самого человека-ра&тника и было уже сложнее оценить свой реальный вклад в общее . ,
( ), . работнику все больше приходилось едоверять» в этом , , которые «^ъясняли» работнику, на что он может претендовать в плане оценки своего труда. Чувство сопричастности к тому или иному производству ( ),
производимым товарам все больше становится для работника основой для его самореализации и удовлетворения в труде. Это своеобразная компенсация ( ), характерна для капитализма времен XIX — начала XX .
такой сопричастности общественного мнения, а также
,
.
4.
рассматривается (и осознается конкретными людьми) как
- , статуса человека в обществе. Ставшее более образованным в области экономики, население ряда стран (в том числе и благодаря распространению идей К. Маркса) уже с гораздо большим пониманием рассматривало свой вклад в
( ),
получаемые за свою работу. Именно поэтому во всех цивилизованных странах начались забастовки и возникли .
рабочих за свои права В итоге западное общество достигло более или менее справедливого состояния, когда каждый труд стал вознаграждаться в зависимости от трудоемкости, необходимого уровня квалификации работников, а главное
—
населения. Иными словами, всемогущий «рынок» стал во многом определять и представления о «полезности» того или иного труда. Отсюда сам статус человека в обществе, а
соответственно и чувство удовлетворенности от труда, от которого во многом зависит и чувство собственного , ,
« » .
5. Труд как личностная потребность и условие развития человека Даже в рамках «рыночного» представления о ценности труда некоторых людей возникает внутренний протест против того, чтобы оценивать свой вклад в производимые блага через востребованность со стороны большинства людей (со стороны «рынка»). Например, в ситуациях, когда большинство населения ориентировано на достаточно ,
не могут получить удовлетворение от производства такой . «
».
По мнению К. Маркса, отчуждение труда, при котором труд становится лишь средством для поддержания :
приобретают самостоятельное бытие, независимое от воли и планов человека Поэтому в процессе труда рабочий относится к своей собственной деятельности как к чему-то , , рабочий не чувствует себя оторванным от самого себя. Отчужденный труд связан с отчуждением человека от себя как творящего существа, от других людей, от всего мира, который воспринимается как чужой и враждебный. Отчужденный труд разрушает креативные способности (
),
личность и превращает человека в вегць1.
И тогда важнейшим условием сохранения и развития чувства собственного достоинства становится труд, выполняемый в соответствии с личными представлениями работника об общественной пользе (а это может существенно расходиться с существующими
).
,
концепция создаваемого блага, работник получает возможность наиболее полноценно реализовать себя в .
,
большую часть заработанного им, его прежде всего лишают возможности ошущать себя подлинным , , радости за свой труд.
И тогда получается, что тот, кто честно и эффективно трудится, радуется этому, а тот, кто научился дорого продавать свой менее качественный труд или научился несправедливо определять чувство собственной значимости других людей с помощью различных коммуникативных игр и методов, тот и ощущает себя намного лучше («элитнее»).
Эти размышления близки пониманию «первичного », . Ролзом в его известной книге «Теория справедливости»2. По Дж. Ролзу, само «первое благо» — это прежде всего « ». основных аспекта Во-первых, «общение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - С. 639.
2 Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.
, , ». - ,
,
1.
,
, «
» , . . . Но человек живет и трудится в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей « », с другом в неизбежные противоречия. И только в « », . ,
должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т. е. едоговориться» и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в «справедливом обществе» неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном - в чувстве собственного достоинства Но только в этом , , чувстве собственного достоинства, человек и все общество получают гораздо больший выигрыш - стабильность этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества.
И именно здесь человек превращается из «отдельно » ,
,
« »2.
Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек- общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.
Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот ,
.
,
сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и
). , , что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по, . индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени,
,
, .
пониматься как <узел» общественных отношений.
Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их .
достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и
1 Там же. - С.385.
2 Адлер А. Понять природу человека. - СПб., 1997. - С. 364.
коллективистской (первично общество) интерпретаций . , постоянно дополнять друг друга: в постоянно
возобновляющемся процессе общество производит , .
Понятия «ичности» и «индивида» в своем развитии прошли долгую историю и, изменением своего , ,
. -социально-фгагсофская категория, синтетически характеризующая черты человека с разных сторон. И вряд ли на полное прояснение понятия личности может монопольно претендовать какая-либо одна наука. Это ,
охарактеризовано следующим образом:
1. -
,
какой-либо общности.
2. , .
,
,
, ,
.
Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. В своем первоначальном значении слово отичность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Древнегреческая философия рассматривала личность только в контексте полиса или общины. Однако сразу же высветилась проблема несовпадения реального поведения « », .
дальнейшем разнообразные философские направления по-своему старались ее разрешить.
В философии нового времени утверждается дуалистическое понимание личности, акцент делается на проблеме самосознания как отношения человека к самому
. , что с его помощью можно ответить на вопросы; какое место занимает человек в мире, чем он является, чем он может и должен стать; как индивидуальный потенциал человека реализован в его социальной предназначенности, как он играет свою социальную роль, какова его мера ответственности за слова и поступки, мера свободы; как он , , .
Современная наука понимает под личностью индивидуально определенную совокупность социально-значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях
3
между людьми .
- ,
- , индивида как члена того или иного общества или общ-
4
.
Понятие личности нельзя отождествлять с понятием « ». -ничного представителя некоего целого - биологического
3 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.
М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2002. - С. 187.
4 / Ред. кол.: В. И. Бородулин, А.П.Горкин, А.А.Гусев,
Н.М. Ланда и др. - М.: Большая Российская энцикл., 1998. -С. 408.
. ,
достигает самостоятельности в своей деятельности, когда он не <жряется» в той или иной социальной организации. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.
Человек вступает в контакт с окружающим миром. Он анализирует окружающую действительность, познает моральные и правовые правила поведения, социальные и , .
Личность максимально приспособлена к жизненным . . -,
,
.
друг друга явления, существующие лишь в неразрывном . , люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая на основе разделения труда
,
потребности общественного человека, выступает
материальным базисом- «источником всякого богатства»1-любого исторически известного общества.
Повседневную жизнедеятельность человека,
обеспечивающую его естественное и социальное
воспроизводство как индивида и личности, определяет одна из основных форм социально необходимой - , , .
В творчестве К. Д. Ушинского трудовая деятельность выделялась из всех других форм и видов деятельности , -тогенетическом развитии человека
Целительная и развивающая роль труда связана с такими его признаками, как общественно-ценный , , возможность проявления самостоятельности и творческого начала в труде.
Воспроизводство новых поколений трудящихся, как , , опирающейся на представления о «норме» трудовой деятельности и качествах человека - субъекта труда, а также на представления об отклонениях от этой нормы ( ), , , профилактики и коррекции.
В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) К. Д. Ушинский на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только свободный общественный труд может развить и поддерживать в человеке его высшие нравственные качества, чувство человеческого достоинства Человек, , , необходимости трудиться либо не воспитавший в себе потребности и удовольствия трудиться и живущий в условиях праздности, обречен, согласно К. Д. Ушинскому, на нравственную гибель, разрушение личности еще при . , « », ведут к разврату, извращению мыслей и поступков, к , . Поэтому одна из главных целей школьного и семейного , «... ».
Человек, по мнению К. Д. Ушинского, утративший или не
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. - С.195.
нашедший для себя дела, труда, становится либо жертвой , , жертвой добровольного самоуничтожения, опускается до
2.
В процессе трудовой деятельности человек не только создает необходимые средства существования, но и приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде. Производя те или иные материальные и духовные блага, он вступает во взаимодействие с другими людьми. Эти ,
отношения по поводу удовлетворения экономических, , , , составляют общество. Как писал Рубинштейн С Л.: «Шщественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных , , многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разнообразной деятельности для их
3
».
Труд в жизни каждого человека занимает одно из самых ведущих мест. Этот род деятельности движет
,
развитием техники и технологий, созидает богатство
, ,
,
,
нужд общества в целом, обладает огромной созидающей . , , качестве неотъемлемого признака, характеризующего как
,
человека и в качестве человеческого общества
Подчеркивая нераздельность человеческого общества
,
:
облекается трудовая деятельность, можно судить об обществе в целом, и наоборот, общество определенного типа и уровня развития использует свои специфические средства регулирования общественного труда. И, прежде
, ,
,
труда, является, конечно, право.
Без развития и совершенствования права, обеспечивающего максимально широкому кругу людей равную меру свободы и защиты основных прав, были бы невозможны современные индустриальные общества с их высокопродуктивным экономическим строем, широкой , . Основное назначение права состоит в регулировании ,
правового регулирования. Конечно, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом отношения, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства, так как с ними вполне управляются нормы морали, обычай, иные .
2 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. Т.9. М., 1950.
3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПитерКом, 1999. - С.522.
Предмет правого регулирования весьма подвижен. Он
,
отдельные нормы или целые их блоки. Но может и -
,
, .
, , другое социальное явление, нуждается в регулировании правовыми нормами особого характера со стороны .
.
общество заинтересованы в регулировании далеко не всех , , тому же не все эти отношения вообще нуждаются в .
регулировании и разнообразная деятельность,
осуществляемая человеком для поддержания собственной жизнедеятельности и удовлетворения личных .
Одним из элементов в правовой системе является отрасль трудового права, специально ориентированная на урегулирование трудовых отношений. Трудовое право, выделяя основных субъектов работника и работодателя, наделяет их субъективными правами и юридическими , . Однако, их правовое положение не одинаково. А.С. ,
трудового правоотношения лежит договор работника и
,
совместной трудовой деятельности единой цели и воле-воле руководителя1. Поэтому трудовое правоотношение оформляет включение трудящегося в кооперацию людей и связанное с этим подчинение его в процессе труда другой стороне правоотношения - работодателю. И, чтобы оградить работника от чрезмерной эксплуатации со ,
закреплен обязательный для всех работодателей комплекс трудовых прав работников.
Полное и беспрепятственное осуществление работниками трудовых прав, предоставленных трудовым
, ,
работодателя (его администрации), призванного обеспечивать это осуществление. Для этого работодатель четко должен исполнять возложенные на него
,
.
Первую группу составляет обязанность предоставить .
соответствии с трудовой функцией, указанной в трудовом .
, .
,
,
работником работы (проставить в пользование работнику необходимые вещественные факторы ; , отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
).
Ко второй группе можно отнести обязанность .
1 Трудовое право России / Под ред. А.С. Пашкова. - СПб., 1994. - С.89.
более простых по содержанию обязанностей. В главе I «Лновные начала трудового законодательства» Трудовой кодекс РФ в числе основных принципов правового регулирования отношений сферы трудового права называет обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой ,
существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального . 130
закрепляет основные государственные гарантии по оплате . : перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя; ограничение оплаты труда в натуральной форме; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных , ,
актами, коллективными договорами, соглашениями; сроки
. . 136
, ,
, , выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором, поскольку именно этими актами предусматривается возможность по письменному заявлению работника производить оплату его труда не только в валюте РФ ( ), , законодательству РФ и международным договорам РФ. Более того, в соответствии со ст. 4 Кодекса нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере относится к
, . 37
Конституции РФ он запрещен.
Право на труд, его охрана и другие трудовые права российских граждан детально регламентированы, являются непосредственным выражением организации труда, вытекают из нее, совершенствуют и закрепляют ее. Охране трудовых прав граждан в России служат различные
- , благоприятные условия для их реализации. Однако в реальности эти права нарушаются, и возникает необходимость их защиты. Поэтому значительное место в защите трудовых прав граждан занимает уголовное ,
наиболее опасные посягательства на данные права
В арсенале юридических средств, с помощью которых государство обеспечивает реализацию работниками предоставленных им прав, основное место занимает установление различных видов юридической ответственности работодателей за нарушение трудовых .
В теории права не сформулирована единая позиция по вопросу о сущности юридической ответственности. Так, в
,
негативную реакцию государства на противоправное
,
.
ответственность как обязанность правонарушителя
- , содержание и процедура применения которых
.
Вместе с тем, юридическое понятие ответственности не может быть оторвано от общего ее понятия. Наоборот,
это понятие должно рассматриваться как применение этого общего понятия к специфическим условиям и свойствам , ,
, .
Ответственность, наравне с долгом, честью, совестью, добротой и толерантностью, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл. В этой связи В. Франкл подчеркивал, что «быть человеком - это значит быть сознательным и ответственным»1.
В основе индивидуальной ответственности лежит « понимание и осознание личностью задач, стоящих перед ,
,
»2.
,
проблемы ответственности личности как представителя той или другой профессиональной группы, придерживаются мнения о том, что профессиональная
-
, ,
которое предполагает социальную ответственность за состояние и направление изменений в обществе и
определяют ее вслед за Ричардом Макклоном как « », «индивидуальную ответственность профессионала»3.
80-
юридических трудах стала утверждаться концепция о так называемой проспективной (позтивной, перспективной) социальной ответственности и ретроспективной
( ) , рассматриваются как две производные от социальной
4. . . , . . ,
. . , , рассматривают проблему ответственности в более широком философском, общественно- политическом,
- -
.
( ) , , состоит в обязанности субъекта ответственности (фуппы, , ) поведение общественно значимой необходимости, правильно понимать свою роль в социальном процессе, , ,
,
5. ,
социальная ответственность существует не только в случае нарушения субъектом ответственности (фуппой,
1 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С.576.
2 Завадская Ж.Е., Шевченко Л.В. Воспитание ответственности у старшеклассников. - Мн.: Нар. просвета, 1981. - С.6.
3 Муздыбаев К. Психология ответственности. - М., 1983.; Чавчавадзе Н.Э.Культура и ценности. - Тбилиси, 1988.
4 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Корельского и др. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2000.
5
//
механизм в правовой системе социализма. - Красноярск, 1989. - С.105.
, )
( ),
, ,
значении как ответственное отношение субъекта ответственности (фуппа, коллектив, специалист, ) профессиональным и гражданским обязанностям, как законопослушное поведение в виде позитивной проспективной (перспективной) социальной
ответственности (фуппы, коллектива, специалист -, ).
Этот факт подтверждается и законодательно закреплен основным законом страны - Конституцией РФ (ст. 2, 17, 18, 37, 42, 42, 58, 71, 72, 74). В ее преамбуле , « реальных прав и свобод фаждан с их обязанности и
», . 2 . 15 . 3
ст.17 устанавливается, что « фаждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» и что «гсуществление прав и свобод человека и фажданина не должно нарушать права и »6.
Изложенные в Конституции РФ нормы и правила поведения налагают на участников общественных отношений обязанность действовать должным образом, т.е.
,
главным основанием позитивного аспекта социальной :
существует как общеохранительное качество личности и призвана быть средством обеспечения и формирования
7.
Ответственность в указанном смысле рассматривается в качестве осознанной и воспринятой лицом социальной необходимости инициативного выполнения долга, всей суммы лежащих на нем обязанностей - социальных, политических, этических, правовых, профессиональных. Это ответственность личности за свое будущее поведение в позитивном (^юспективном) общественно полезном
.
()
« » столько с осознанием ее личностью, сколько, и что более
,
общества (общественно- моральное воздействие) или государства (юрвдическое воздействие и наказание
),
определяет негативный (^щественно вредный) вектор . « » представляет собой одно из специфических проявлений социальной ответственности и происходит от нее, но она неотделима от правонарушения, выступая его следствием, и связана с реализацией санкций правовых норм.
Юридическая ответственность лежит на лице, несущем в силу закона обязанность все время, в течение которого эта обязанность подлежит выполнению. Она выражается в осознании лицом необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности,
6 Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.И. Топарнина и др. - М., 1994. - С. 12-45.
7
//
механизм в правовой системе социализма. - Красноярск, 1989. - С.105.
необходимости неуклонно и добросовестно исполнять , , обществом и государством, в системе мер, которыми обеспечивается исполнение лицом лежащих на нем обязанностей. Неправильным является мнение, что юридическая ответственность наступает только тогда, когда лицо не выполнило лежащую на нем обязанность, нарушило закон1. Только в случае неисполнения или неправильного исполнения им своих обязанностей, когда лицо не оправдало оказанного ему доверия, юридическая ответственность принимает негативную форму осуждения, взыскания, принуждения, санкции.
Подробно и обстоятельно исследовав юридическую ответственность, Полетаев ЮЛ. сделал следующие : « - -
,
формирования основных элементов существования правового демократического государства Она является составной частью социальной ответственности, но имеет свои характерные черты. Юридическая ответственность является властно - принудительным способом воздействия на субъектов правоотношений, как и государственное .
ответственности состоит в наказании за нарушение .
осуждением субъекта правоотношения, привлекаемого к , ,
. ,
правовых актах представляет не что иное, как
.
ее применения является состав правонарушения,
предусматривающий вид санкций. Юридическая
ответственность может наступить только за виновный
.
основанием применения мер ответственности является наличие вины лица, нарушившего правовые обязанности. Юридическая ответственность всегда приобретает
характер наказания»2.
Если бы каждый работодатель понимал значение ответственности в таком широком понятии, и значение труда в жизни каждого человека в отдельности и общества , ,
своими работниками складывались более позитивно. Вместе с тем, постепенно работодатели осознают, что недопустимо стоять в стороне от социально-пудовых
,
из своей деятельности. Укрепление позиций отдельных работодателей невозможно без нормального развития общества в целом. Начинать необходимо с тех, с кем непосредственно связана эта деятельность - с работников . , будут продолжаться грубые нарушения трудовых прав .
В завершение, процитируем В.Н. Иванова, который , « - , права граждан на труд, занимают особо важное место в системе других мер уголовной защиты основных прав .
,
в жизни каждого гражданина Право на труд является основополагающим для всех основных прав. Без возможности осуществления права на труд другие права
3
теряют свои смысл и ценность»
1 Общая теория права. - Л., 1974. - С.396. -------------------------------------
2 Полетаев Ю.Н. Правопорядок и ответственность в 3 Иванов В.И. Уголовно-правовая охрана прав граждан. -
трудовом праве. - М.: Проспект, 2001. - С.68-69. М., 1967. - С. 53.