УДК 622.692.4
Б. Н. Кулумбаев, Н. С. Сембаев
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
В данной статье представлены сведения о процессе перекачке нефтепродуктов разных сортов, о разделении их по сортам в резервуары для накопления определенных объемов каждого сорта нефтепродукта.
Ключевые слова: трубопровод, нефтепродукты, транзит, сортировка, логистика, магистральный нефтепровод.
По своему назначению нефтепроводы делятся на следующие три группы:
1. Внутренние. Соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах.
2. Местные. По сравнению с внутренними имеют большую протяженность - до нескольких десятков километров. Местные нефтепроводы соединяют промыслы с головной станцией магистрального нефтепровода или нефтеперерабатывающие заводы с пунктами налива на железнодорожный транспорт или в наливные суда.
3. Магистральные. Характеризуется большой протяженностью (сотни и тысячи километров). Поэтому перекачка проводится не одной, а рядом станций, расположенных по трассе. Магистральный нефтепровод работает круглосуточно в течение всего года. Кратковременные остановки носят случайный характер или связаны с ремонтом. Магистральный нефтепровод имеет относительно большие диаметр и длину. Для перекачки жидкости создают давление 5-5.6 МПа. За год перекачивают миллионы тонн нефти и нефтепродуктов.
К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы протяженностью свыше 50 км диаметром от 219 до 1220 мм включительно, предназначенные для транспортировки товарной нефти из районов добычи или хранения (производства) до мест потребления.
Согласно СНиП 2.05.06-85 магистральные нефтепроводы в зависимости от диаметра подразделяются на четыре класса:
- первый класс - при условном диаметре от 1000 до 1200 мм включительно;
- второй класс - то же, от 500 до 1000 мм;
- третий класс - то же, от 300 до 500 мм включительно;
- четвертый класс - 300 мм и менее.
Магистральный трубопровод состоит из следующих комплексов сооружений:
- подводящие трубопроводы, связывающие источники нефти или нефтепродуктов с головными сооружениями трубопроводов. По этим трубопроводам перекачивают нефть от промысла или нефтепродукт от завода в резервуары головной станции;
- головная перекачивающая станция, на которой собирают нефть или нефтепродукты, предназначенные для перекачки по магистральному трубопроводу.
Здесь проводят приемку нефти (нефтепродуктов), разделение их по сортам, учет и перекачку на следующую станцию;
- промежуточные перекачивающие станции, на которых есть нефть и нефтепродукт, поступающие с предыдущей станции, перекачиваются далее;
- конечный пункт, где принимают продукт из трубопровода, распределяют потребителям или отправляют далее другими видами транспорта;
- линейные сооружения трубопровода, к которым относятся собственно трубопровод, линейные колодцы на трассе, станции катодной и протекторной защиты, дренажные установки, а также переходы через водные препятствия, железные и автогужевые дороги. Кроме того, к ним относятся вертолетные площадки, дома обходчиков, линии связи, грунтовые дороги, сооружаемые вдоль трассы трубопровода.
Линейные сооружения трубопровода. Основной составной частью магистрального трубопровода является собственно трубопровод. Глубину заложения трубопровода определяют в зависимости от климатических и геологических условий, а также с учетом специфических условий, связанных с необходимостью поддержания температуры перекачиваемого продукта выше температуры его застывания.
На трассе с интервалами 15 - 20 км в зависимости от рельефа устанавливают линейные задвижки для перекрытия участков трубопровода и сокращения потерь нефти в случае аварии.
Для сокращения длины трубопровода при выборе направления трассы обычно стремятся придерживаться кратчайшей геодезической линии между начальными и конечными пунктами. Отклонения от генерального направления допускаются только тогда, когда их целесообразность доказана техническими расчетами.
Для магистрального нефтепровода в последние годы применяют трубы диаметром до 1220 мм. Толщину стенок труб нефтепровода рассчитывают, исходя из максимального рабочего давления перекачивающих станций. Трубы для нефтепроводов применяют сварные, стыки их соединяют электросваркой.
Вдоль трассы строят линии телефонной связи, Эта связь в основном имеет диспетчерское назначение. Она является чрезвычайно ответственным сооружением. Прекращение работы связи, как правило, влечет за собой остановку перекачки по трубопроводам.
Вдоль трассы трубопровода на сложных участках могут предусматриваться усадьбы линейных ремонтеров на расстоянии 15-20 км друг от друга. В обязанности ремонтеров входят: сторожевая охрана трубопровода, наблюдение за исправностью линии связи и ее ремонт, а также наблюдение за станциями катодной защиты и дренажными установками.
Перекачивающие станции - самые сложные комплексы сооружений нефтепровода.
Головная перекачивающая станция предназначена для приема нефти с установок подготовки нефти и перекачки ее из емкости в магистральный нефтепровод. В состав технологических сооружений головной перекачивающей
станции входят: резервуарный парк, подпорная насосная, узел учета нефти, магистральная насосная, узел регулирования давления, фильтры-грязеуловители, узлы с предохранительным устройством, а также технологические трубопроводы.
Промежуточные перекачивающие станции размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчету. Среднее значение перегона между станциями для первой очереди 100-200 км, а для второй очереди 50-100 км. В составе технологических сооружений промежуточных станций отсутствуют резервуарный парк, подпорная насосная и узел учета нефти.
На магистральных нефтепроводах большой протяженности предусмотрена организация эксплуатационных участков протяженностью от 400 до 600 км. В начале эксплуатационных участков располагают нефтеперекачивающие станции, состав которых аналогичен головным станциям, однако резервуарные парки их имеют меньшую вместимость.
Кроме технологических сооружений на перекачивающих станциях имеются механическая мастерская, понизительная подстанция, котельная, объекты водоснабжения и канализации, подсобные и административные сооружения, культурно-бытовые сооружения, и жилые дома. Насосные станции оборудуют насосами и сложным энергетическим хозяйством, мощность которого достигает нескольких тысяч киловатт.
Все большее распространение в нефтепроводном деле получают автоматика и телемеханика.
Через цепь последовательно расположенных по трассе перекачивающих станций нефтепродукт поступает на конечный пункт нефтепродуктопровода. При перекачке нефти конечным пунктом трубопровода является нефтеперерабатывающий завод или перевалочная нефтебаза. Конечным пунктом нефтепродуктопровода обычно является крупная нефтебаза районного значения, расположенная в узле развитых транспортных артерий. На этой нефтебазе хранят необходимые запасы нефтепродуктов.
На конечном пункте нефтепродуктопровода осуществляют следующие операции: прием и учет нефтепродуктов; хранение запасов; перевалка нефтепродуктов на водный и железнодорожный транспорт; распределение нефтепродуктов районным потребителям.
Таким образом, на конечном пункте выполняют все операции, присущие обычной крупной перевалочной нефтебазе.
При последовательной перекачке нефтепродуктов разных сортов на конечном пункте должны разделять их по сортам и восстанавливать кондицию, ухудшенную из-за частичного их смещения. Поэтому на конечном пункте, как и на головной станции, предусматривают необходимое число резервуаров для накопления определенных объемов каждого сорта нефтепродукта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Абузова, Ф. Ф., Алиев, Р. А., Новоселов, В. Ф. и др. Техника и технология транспорта и хранения нефти и газа. - М. : Недра, 1992. - 320 с.
Материал поступил в редакцию 15.12.2015.
Б. Н. Кулумбаев, Н. С. Сембаев
Мунай жене мунай еншдерш кубыр ^^iciMeH тасымалдау
С. ТораЙFыров атындаFы Павлодар мемлекетлк университет^ Павлодар к.
Материал 15.12.2015 баспаFа тYстi
B. N. Kulumbaev, N. S. Sembaev Pipeline transport of oil and oil products
S. Toraighyrov Pavlodar state university, Pavlodar.
Material received on 15.12.2015.
Осы мацалада эр тYрлi сурыптагы мунай втмдерт алу ydepici туралы, мунай втмтщ эр сурыпыньщ белгш квлемдерт цоймаларга жинау ушт сурыптар бойынша олардыщ бвлiнуi туралы айтылган
This article provides information on the process ofpumping oil products of different grades, their separation by grades in the reservoirs for the accumulation of certain amounts of each grade of oil product.
УДК 681.269
А. А. Кусаинов, Н. Д. Ставрова
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар
ВЗВЕШИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БЕЗ ИХ ОСТАНОВКИ (WEIGH-IN-MoTioN: WIM)
В данной статье показано использование датчиков для взвешивания транспортных средств.
Ключевые слова: транспорт, датчик, взвешивание, логистика, дорожное полотно.
В настоящее время большое внимание уделяется экономической деятельности производственного характера. Основным критерием оценки деятельности является объем продаж. Это традиционный для маркетинга показатель, который обеспечивается различными функциями маркетинга (анализ рынка, сегментирование рынка, установление номенклатуры продукции, ценообразование и др.). Однако рыночная экономика становится наиболее эффективной только в случае ускорения оборачиваемости оборотных средств. Это ускорение в