Научная статья на тему 'Тройка по химии'

Тройка по химии Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
194
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Вера Колерова

Победители конкурса среди инновационных компаний на стартапконференции Startup Village — сплошь проекты родом из биомеда и органической химии. Из всех технологических направлений подобные разработки являются одними из самых затратных и трудоемких, довольно часто отпугивая частных инвесторов горизонтами планирования и нескорым возвратом инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тройка по химии»

СТАрТАп-КЛуБ ИШЫИ.ШИ

ТРОЙКА

по химии

ВЕРА КОЛЕРОВА

Победители конкурса среди инновационных компаний на стартап-конференции Startup Village — сплошь проекты родом из биомеда и органической химии. Из всех технологических направлений подобные разработки являются одними из самых затратных и трудоемких, довольно часто отпугивая частных инвесторов горизонтами планирования и нескорым возвратом инвестиций.

ПЕПТИД ПРОРВЕТСЯ

Проект «Айвикс», взявший первое место конкурса, разработал препарат, который для простоты восприятия обычно называют «женской виагрой». «Либикор» создан на основе сигнального пептида, модулирующего лимбико-гипоталамо-гипофизарный комплекс. Пептид влияет на центры головного мозга, участвующие в регуляции половой функции у женщин, и борется с сексуальными и репродуктивными дисфункциями. На российском рынке аналогичных лекарств нет.

Разработки шли с 2012 года, а в основу легли идеи академика Николая Мясоедова, директора института молекулярной генетики РАН. «Либикор» выпускается в форме спрея для носа. Это единственный способ доставить пептид в организм, объясняет управляющий проекта Дмитрий Голиков. Попадая туда таким образом, пептиды способны преодолевать гематоэнцефаличе-ский барьер — природную преграду на пути проникновения посторонних веществ в мозг.

По законам жанра «Айвикс» с самого начала ориентировался на международный рынок. Однако условия для создания подобного продукта в России не самые простые. По словам Голикова, в стране почти нет лабораторий мирового стандарта GLP (Good Laboratory Practice), по которому проводятся исследования на животных. При этом, прежде чем Минздрав выдаст разрешение на первую фазу клинических испытаний на людях, необходимо проделать до двадцати циклов исследований с животными. Для этого приходится задействовать зарубежные лаборатории. Фармпроизводство, отвечающее мировым стандартам, в России

найти тоже сложно, поэтому субстанцию для «Либикора» производят в Швейцарии, а сам препарат — в Великобритании. Зато с клиническими исследованиями у нас все в порядке: международные фармацевтические компании давно сотрудничают с нашими клиниками.

Подобные препоны делают традиционно капиталоемкие фармацевтические стартапы еще дороже и тяжелее на подъем. «По американской статистике, на один препарат уходит в среднем десять лет и миллиард долларов, — комментирует Голиков. — В России речь идет о сотнях миллионов рублей». В «Айвикс» фонд «Биопроцесс Капитал Венчурс» инвестировал примерно 150 млн рублей, и еще 100 млн проект получил в виде гранта от «Сколкова». Сейчас идут поиски инвестора под новый раунд — чтобы провести третью фазу клинических испытаний.

Первые две фазы исследований показали действенность препарата, преодолев основной риск — что формула будет неэффективной или токсичной. Однако риск не успеть выйти на рынок первыми остается. «В США есть один потенциальный конкурент, но он вряд ли пойдет в Россию, — говорит Дмитрий Голиков, а затем решительно добавляет: — А уж за европейский рынок мы поборемся, кто будет первый — мы или они». Продвигать препарат на рынок «Айвикс» рассчитывает с помощью партнера — одной из крупных фармкомпаний, которая выкупит лицензию на производство и дистрибуцию. Рассматривается и вариант продажи разработки за рубеж: с учетом достигнутых результатов Голиков оценивает свою компанию в сумму от 50 млн долларов.

48 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | июль-Август | #7-8 2017

от НЕФТЯНЫХ ПЯТЕН

На втором месте оказался уральский проект «БиоМикроГели», выпускающий инновационные моющие и чистящие средства. Это экологическая продукция на основе органического сырья — отходов деревообрабатывающей промышленности, корзинок подсолнечника, яблочного жмыха и пр. «В США на 80-90 % на полках бытовой химии — экосредства, — рассказывает гендиректор «БиоМикроГелей» Андрей Елагин. — В России экополка только формируется, поэтому у нас есть шанс стать лидерами». До сих пор стартап обходился без инвестора, развиваясь с помощью субсидий и грантов. При этом среди других победителей Startup Village 2017 «БиоМикроГели» — единственные, кто уже продает свой продукт.

С момента старта проект уже успел резко сменить свой курс. Поначалу (с 2012 года) основатели НПО предназначали свою технологию для промышленности. Ученые хотели решить задачу очистки воды от маслянистых жидкостей, в том числе нефти и нефтепродуктов. Для этого они использовали микрогели полисахаридов — специальные реагенты, которые раньше применялись только в медицине. Микрогель распыляется на нефтяное пятно и мгновенно обволакивает капли нефти, создавая вокруг них оболочку из полимерной пленки. Полученные микрокапсулы слипаются, образуя желеобразную массу, которую можно отделить от воды.

«Мы пытались стартовать с самого тяжелого, — вспоминает Елагин. — Инновации в промышленности — долгий процесс. План ликвидации аварийных разливов нефти готовится пять лет. Кроме того, крупные компании сразу нам объяснили: чтобы работать с ними, мы уже должны иметь промышленное производство, складские запасы, отработанную логистику». Но на руках стартаперы имели только реагент и идею, как его использовать.

После этого предприниматели сосредоточилось на менее неподъемной задаче — разработке составов моющих и чистящих средств для бытовой уборки. С грязью реагенты обходятся точно так же, как с нефтью: биомикрогели капсулируют загрязнение и препятствуют повторному осаждению, что позволяет значительно снижать или полностью исключать из состава такие вредные компоненты, как фосфаты, фосфонаты, анионные поверхностно-активные вещества, спирты и так далее.

На потребрынке дела пошли намного быстрее: в 2016 году начались тестовые продажи, а сегодня «БиоМикроГели»

продаются более чем в 230 точках двенадцати регионов. Начинали с магазинов «у дома» и дрогери, а теперь динамичнее всего поставки растут в сетевом ритейле. Сейчас важно сделать продукт конкурентоспособным по цене по отношению к брендам-лидерам, чтобы потом с еще большей силой давить на свое главное преимущество — экологичность.

Ныне проект находится на «зрелой» стадии переговоров с инвестором, с помощью которого планируется расширить производство и выйти на международные рынки: технология «БиоМикрогелей» уже защищена более чем 20 патентами и торговыми знаками в девятнадцати странах.

ЛЕКАРСТВО НА ПОРАЖЕНИЕ

На поиск молекул и формулировку гипотез, ставших основой для препаратов против острых лейкозов, у проекта «ОнкоТартис» ушло почти семь лет. Причем, как говорит директор компании Андрей Леонов, по статистике, при фармацевтической разработке инновационных лекарств только 1,2-2,5% исследованных молекул переходит на следующие этапы.

Идейный вдохновитель проекта, стартовавшего в 2010 году, — российско-американский биолог Лев Гудков, старший вице-президент по науке одного из крупнейших противораковых центров США Roswell Park Cancer Institute. Команда «ОнкоТатрис» работает сразу на двух континентах. «Уникальность нашего метода, — объясняет Леонов, — в том, что мы находим химические соединения, селективно и полностью уничтожающие все клетки определенной ткани, включая и нормальные, и раковые. Такая «противотканевая терапия» может быть использована для лечения рака тех тканей, которые либо не являются необходимыми для выживания организма, либо могут быть заменены, как в случае со всеми видами рака крови».

«ОнкоТатрис» 0Т-82 направлен на лечение лейкозов. Кроме того, разработан препарат против детской лейкемии с транслокацией гена MLL (трудноизлечимое онкогематологическое заболевание, наиболее часто встречающееся у детей). На разработки этих и еще нескольких препаратов, а также на исследования (на животных) у «ОнкоТатриса» ушло с 2012 года более 400 млн рублей. Основной инвестор проекта — фонд «Биопроцесс Кэпитал Венчурс», основанный РВК.

Результаты доклинических исследований для препарата ОТ-82 на мышах и обезьянах показывают, что он обладает высокой активностью и селективностью, а также меньшей токсичностью, превосходя представленные на рынке противораковые терапии. В начале 2018 года исследования будут проходить уже на людях. Однако до выхода на рынок еще далеко: на клинические испытания уйдет не менее пяти лет, а кроме этого, нужно зарегистрировать препарат в России и США. Доклинические испытания препарата против лейкемии с транслокацией гена MLL начнутся также в 2018 году.

Чтобы провести первую фазу клинических испытаний, компания ищет инвесторов. «А по результатам этого этапа мы рассчитываем заинтересовать компании Большой Фармы и лицензировать разработку», — сообщает Андрей Леонов.

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | ИЮЛЬ-АВГУСТ | #7-8 2017 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.