Научная статья на тему 'Тромбоэмболия легочной артерии: диагностика, лечение и профилактика'

Тромбоэмболия легочной артерии: диагностика, лечение и профилактика Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тромбоэмболия легочной артерии: диагностика, лечение и профилактика»

BIS-ИНДЕКС И ЕГО ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ АДЕКВАТНОСТИ КОМБИНИРОВАННОЙ АНЕСТЕЗИИ

Танатаров С.З.

Региональный онкологический диспансер, Семей, Казахстан

В^-индекс - параметр, объективно характеризующий адекватность анестезии. Однако при проведении анализа, определяющего средние величины данного параметра в ходе наркоза, не учитываются возможные быстрые изменения, связанные с изменениями степени хирургической агрессии или вариациями реакции организма на наркоз. Последние могут быть учтены в формате исследования вариабельности В^-индекса и сравнены в ходе анестезии с использованием различных препаратов и их комбинаций.

Цель исследования - сравнительный анализ динамики В^-индекса и его вариабельности при осуществлении анестезии севофлюраном и комбинированной анестезии севофлюран + пропофол

Обследованы две группы больных. Ингаляционная анестезия осуществлялась в обоих случаях препаратом севофлюран (севоран) В группе сравнения (40 пациентов) данный способ анестезии использован в качестве единственного (учитывая необходимые способы премедикации и компоненты вводного наркоза до интубации), в основной группе использована комбинированная анестезия с применением севофлюрана и внутривенного анестетика пропофола (рекофол). В основную клиническую группу обследованных были включены 68 больных с хирургическими заболеваниями органов грудной и брюшной полости, в т.ч.: с раком легких - 9; раком желудка - 19; раком пищевода - 8; раком шейки матки - 6; эндометриозом - 7, раком яичников - 7; кистомой яичников - 5 и раком почек - 7.

Показатель В1Б-индекса не имел существенных различий между группами в зависимости от проводимой анестезии. Имелось наиболее значительное снижение относительно исходного уровня при осуществлении вводного наркоза, далее эти показатели удавалось поддерживать в среднем в области значений, которая считается адекватной для анестезии при хирургических вмешательствах (40-60 ед.). Показатели восстановления сознания при завершении операции были также примерно сходными.

Однако данные средние показатели никак не могли свидетельствовать о равномерности эффекта анестезии на протяжении всего периода вмешательства, поскольку обследование значительного количества больных нивелировало временные различия, которые приходилось компенсировать вручную, главным образом за счет изменения подачи ингаляционного анестетика.

Для оценки этого компонента нами была исследована вариабельность В1Б-индекса, которая, согласно разработанному нами подходу, определялась величиной среднеквадратического отклонения В^-индекса от средней величины за период анестезии (от момента интубации и до прекращения подачи ингаляционного анестетика), определяемого через каждые 5 минут, стандартизованного в отношении каждого часа вмешательства и анестезии. Вариабельность В^-индекса в группе сравнения была значимо выше, чем у пациентов группы применения сочетания севорана и рекофола. Различия между указанными группами колебались в пределах от 27,9% до 34,0%, причем на всем протяжении периода анализа были статистически значимыми (р<0,05), а при сравнении за весь период анестезии достигли 33,4% (р<0,05) в пользу основной группы. Снижение вариабельности В^-индекса позволяла анестезиологу в меньшей степени вмешиваться в процесс наркоза, вручную корректируя содержание ингаляционного анестетика в газовой смеси.

Выводы:

1) Имеются различия в отношении динамики В^-индекса при применении различных методов анестезии, которые могут быть выражены в виде показателя вариабельности.

2) Вариабельность В^-индекса в проведенном исследовании была меньшей при комбинированной анестезии.

ТРОМБОЭМБОЛИЯ ЛЕГОЧНОЙ АРТЕРИИ: ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Артыкбаев Ж.Т., Миербеков Е.М., Святова ПС.1, Коспанов Н.А., Поцелуев Д.Д., Мухамеджанов И.Х., Архипов В.А. Национальный научный центр хирургии им. А.Н. Сызганова, Алматы, Казахстан Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии1, Алматы, Казахстан

Цель работы: улучшение результатов лечения больных тромбоэмболией легочной артерии (ТЭЛА) с использованием современных методов диагностики, терапии и профилактики.

Материал и методы. Обследованы 126 больных с ТЭЛА в возрасте от 14 до 86 лет. В диагностике ТЭЛА и тромбоза глубоких вен (ТГВ) применяли электро-, эхокардио-, рентгенографию, УЗИ вен и каваграфию, перфузионную сцинтиграфию легких, ангиопульмонографию, компьютерную томогра-

фию. У больных изучали состояние центральной гемодинамики, легочного кровообращения, газообмена, гемостаза, проведены исследования генетических нарушений факторов свертывания крови (Лейденская мутация, протромбин II).

По способу лечения больные ТЭЛА были разделены на группы: I группа - без специфической (антикоагулянтной и тромболитической терапии); II группа - с антикоагулянтной терапией гепарином; III группа - с тромболитической (фибринолизин, стрептокиназа, тканевой активатор плазминогена) и антикоагулянтной терапией. Гепаринотерапию проводили в течении 10 дней. За 3-5 дней до предполагаемой отмены гепарина назначали антикоагулянты непрямого действия. Тромболитическую терапию проводили на 1-7 сутки от момента эпизода ТЭЛА. На 1-3 сутки после тромболитической терапии осуществляли ангиографический контроль степени реканализации в легочной артерии или проводили перфузионную сцинтиграфию легких. После тромболитической терапии продолжали введения гепарина или клексана, с последующим переходом на антикоагулянты непрямого действия (варфарин). Введение тромболитических препаратов, гепарина и других медикаментов осуществляли через катетер, установленный в плечевой или центральной вене. При селективной тромболитической терапии препараты вводили через ангиографический катетер, установленный в легочной артерии.

Результаты исследования. Исследования на выявления Лейденской мутации и мутации фактора II (протромбина) показали, что среди больных без тромбоза данные мутации выявлены у 3,4% больных, с венозными тромбозами - у 33,3 %, при этом риск возникновения венозных тромбоэмболи-ческих осложнений увеличивается при носительстве Лейденской мутации в 2,4 раза, мутации в гене протромбина - в 10 раз, а при их сочетании - в 16,3 раза.

Лучшие результаты были в III группе, где применяли тромболизис (выздоровевших - 63,6%, умерли - 36,4%), затем во II группе с применением антикоагулянтов (выздоровевших - 42,4%, умерли - 57,6%. В I (контрольной) группе (без специфической терапии) - летальность составила 97,7%.

На основании проведенных исследований был разработан алгоритм диагностики с включением в методы диагностики при подозрении на легочную эмболию молекулярно-генетические исследования на выявления мутации в гене V и II фактора. Был разработан алгоритм выбора лечения в зависимости от локализации и клинического течении. Профилактическая установка кава-фильтра проведена 20 больным. Ни в одном случае рецидива легочной эмболии не было.

Результаты исследования свидетельствовали о том, что широкое использование современных методов диагностики, лечения и профилактики позволило в два раза снизить летальность и улучшить результаты лечения больных ТЭЛА.

ГОМЕОСТАЗ КАЛЬЦИЯ КАК ФАКТОР ЛИМИТА ЖИЗНИ

Толмачев В.С., Боровицкая Е.И., Манасова И.К., Кудрина Н.О., Смагулова Г.К.

РГП Научный Центр акушерства, гинекологии и перинатологии МЗ РК,

Алматы, Казахстан

Важная роль в процессе клеточного деления, дифференцировки и апоптоза принадлежит йонам кальция. Са2+ необходим для осуществления целого ряда жизненно важных процессов у организмов - мышечное сокращение, передача нервных импульсов, секреция гормонов, построения скелета и реакций метаболизма. Внутриклеточный Са2+ являясь вторичным мессенджером в трансдукции окружающих стимулов, взаимодействует с фосфатными остатками ДНК и приводит к компактизации хроматина и контролирует клеточный цикл. Малейшее изменение кальциевого гомеостаза приводит к значительным изменениям в функционировании клеточных систем, таких как хранения и реализации генетической информации - структура ДНК и РНК, механизмы репликации, транскрипции и трансляции. В связи с этим, определение накопления ионизированного кальция в мононуклеарах (МНК) пуповинной крови (ПК) во время культивирования, является важным моментом в изучении клеточного старения in vitro. Для определения количества связанного с ДНК ионов Са2+ использовали количественный цитохимический метод Пиччолато. Результаты анализа накопления ионизированного кальция (Са2+ - ДНК) в МНК в процессе культивирования свидетельствуют о достоверном (от 3,75±0,35 до 9,33±0,64) увеличении показателей по сравнению с контролем. Отмечена четкая динамика по срокам культивирования. Количество клеток, не содержащих гранул Са2+-ДНК, достоверно изменяется (р<0,001) в процессе культивирования. Также изучали структурные и функциональные свойства ДНК хроматина МНК ПК. Выявлены закономерности структурной организации интерфазного хроматина МНК, которые проявляются в уменьшении связывания АО, актиномицина Д и риванола SO2 с ДНК, снижении связывания прочного зеленого при рН 1,2 с негистоновыми белками и увеличении окраши-ваемости гистонов примулином и прочным зеленым по сравнению с контролем. Обнаруженные изменения по связыванию красителей АО и Н3АМД отражают усиления взаимодействия дНк с белками и свидетельствуют о понижении активности хроматина МНК ПК. Изучение ступенчатой депротинизации хроматина МНК, р-м хлорида натрия, указывает о влиянии на репрессию хроматина экстрагируемых в этих условиях НГБ и гистонов. Формирование комплекса ДНК с белками хроматина, необходимо для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.