Научная статья на тему 'Трофические ассоциации птиц в рыболовно-охотничьих хозяйствах дельты реки или (юго-восточный Казахстан)'

Трофические ассоциации птиц в рыболовно-охотничьих хозяйствах дельты реки или (юго-восточный Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
69
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трофические ассоциации птиц в рыболовно-охотничьих хозяйствах дельты реки или (юго-восточный Казахстан)»

рёзовка и Предгорное (60-70 км ниже Усть-Каменогорска) в ранних зимних условиях 8, 16 и 17 ноября 1976 Н.Н.Березовиков на одном и том же участке наблюдал охотящегося белого кречета с редкими тёмными пестринами (Березовиков и др. 2000). Других случаев появления этого сокола в пределах Западного Алтая нам не известно. В соседнем Южном Алтае он также очень редок и был отмечен единственный раз в Бухтарминской долине - 14 февраля 2006 в селе Катон-Карагай (Стариков 2006).

Литература

Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф., Хроков В.В. 2000. Материалы к орнитофауне поймы Иртыша и предгорий Алтая. Часть 2. Falconiformes, Columbiformes, Cuculiformes, Strigiformes, Caprimulgiformes, Apodiformes, Coraciiformes, Pici-formes // Рус. орнитол. журн. 9 (93): 3-20. Селевин В.А. 1935. Новые данные по распространению птиц в Западном Алтае и

его предгорьях // Бюл. Среднеазиат. ун-та 21: 115-126. Стариков С.В. 2006. Аннотированный список птиц Катон-Карагайского национального парка и прилегающих территорий Алтая // Тр. Катон-Карагайского национального парка. Усть-Каменогорск, 1: 147-241.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 658: 1010-1013

Трофические ассоциации птиц в рыболовно-охотничьих хозяйствах дельты реки Или (Юго-Восточный Казахстан)

Н. Н. Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 25 мая 2011

Река Или, впадая в южную часть озера Балхаш, образует обширную тростниковую дельту со сложной системой проток и озёр. В период подготовки естественно-научного обоснования создания Или-Балхаш-ского национального природного резервата мной с 3 по 24 июня 2010 посещены важнейшие участки илийской дельты, в том числе и рыбо-ловно-охотничьи хозяйства, возникшие за последние 10-15 лет в нескольких её местах. В них с успехом ловятся на удочки и спиннинги сазан Cyprinus carpió, сом Silurus glanis, судак Sander lucioperca, жерех Aspius aspius, белый амур Ctenopharyngodon idella, но особой популярностью пользуется подводная охота за балхашскими сомами

весом до 100 кг и крупными экземплярами сазана или белого амура. С 21 по 23 мая 2011 мной дополнительно посещена рыболовная база «За-сасай» на протоке Нарын в северо-восточной части дельты Или (45° 48' с.ш., 74°38' в.д.), в 20 км восточнее посёлка Караой. Это довольно труднопроходимая заболоченная низменность, покрытая барханами, среди которых расположены озёра, заболоченные и солончаковые низины, поросшие саксаулом, лохом, тамариксом, чингилом, тростниками, селитрянками и солянками. Одной из достопримечательностей этих мест является довольно глубокая протока Нарын шириной 10-15 м с быстрым течением, представляющая собой типичную пустынную реку. По её берегам 3-4-метровой стеной возвышается тростник, среди которого встречаются отдельные группы тальников и лоха. К правому берегу почти вплотную примыкают барханы, поросшие тамариксами и чингилом.

Характерными птицами поймы и прилежащих межбарханных и соровых озёр и разливов являются большая поганка Podiceps cristatus, серая цапля Ardea cinerea, большая белая цапля Egretta alba, лебедь-кликун Cygnus cygnus, пеганка Tadorna tadorna, кряква Anas platy-rhynchos, серая утка A. strepera, красноносый нырок Netta rufina, белоглазая чернеть Aythya nyroca, чёрный коршун Milvus migrans, болотный лунь Circus aeruginosus, перепел Coturnix coturnix, камышница Gallinula chloropus, лысуха Fulica atra, морской зуёк Charadrius alexandrinus, чибис Vanellus vanellus, ходулочник Himantopus himan-topus, шилоклювка Recurvirostra avosetta, травник Tringa totanus, озёрная чайка Larus ridibundus, хохотунья L. cachinnans, белокрылая крачка Chlidonias leucopterus, речная крачка Sterna hirundo, кукушка Cuculus canorus, зимородок Alcedo atthis, черноголовая трясогузка Mo-tacilla feldegg, восточная чёрная ворона Corvus corone orientalis (Evers-mann, 1841), широкохвостка Cettia cetti, дроздовидная камышевка Acro-cephalus arundinaceus, черноголовый чекан Saxicola torquata, южный соловей Luscinia megarhynchos, варакушка Luscinia svecica, усатая синица Panurus biarmicus, тростниковая овсянка Emberiza schoeniclus. Изредка встречаются курсирующие в поисках корма одиночки и мелкие группы кудрявого пеликана Pelecanus crispus и большого баклана Phalacrocorax carbo.

По саксаульникам, тамариксам и зарослям чингила по барханам живут обыкновенный курганник Buteo rufinus, туркестанский тювик Accipiter badius, чеглок Falco subbuteo, пустельга F. tinnunculus, семи-реченский фазан Phasianus colchicus mongolicus (Brandt, 1845), авдот-ка Burhinus oedicnemus, обыкновенная горлица Streptopelia turtur, домовый сыч Athene noctua, обыкновенный козодой Caprimulgus euro-paeus, сизоворонка Coracias garrulus, зелёная щурка Merops persicus, удод Upupa epops, туркестанский жулан Lanius phoenicuroides karelini

(Bogdanov, 1881), пустынный сорокопут Lanius meridionalis, сорока Pica pica, пустынная славка-завирушка Sylvia curruca halimodendri (Sushkin, 1904), каменка-плясунья Oenanthe isabellina, саксаульный воробей Passer ammodendri, жёлчная овсянка Emberiza bruniceps. В домах крестьянских хозяйств и рыболовной базы, а также в конструкциях мостов через протоку гнездятся деревенская ласточка Hirundo rustica и маскированная трясогузка Motacilla personata.

По обрывистым берегам Нарына на территории рыболовного хозяйства через каждые 300-500 м созданы места стоянок для рыбаков с открытыми подходами к воде и сооружены камышитовые навесы для защиты от ветра, дождя и солнца. Рыбалка в таких местах ведётся группами по 2-6 человек на удочки и спиннинги. Основным объектом ловли являются достаточно крупные сазаны массой З-б кг, а также сомы, белые амуры, судаки, караси Carassius auratus и плотва Rutilus rutilus. Некоторые рыбаки на глубоких плёсах ловят рыбу, используя подводное снаряжение.

За время пребывания в хозяйстве выяснилось, что целый ряд птиц имеет устойчивую кормовую связь с подобными местами рыбалки туристов. В первую очередь обратила на себя внимание довольно высокая плотность населения восточной чёрной вороны в рыболовном хозяйстве - б пар на 3 км речного русла, тогда как на пути от посёлка Карой по саксаульникам вдоль протоки на 20 км встречено лишь б пар. Гнездились вблизи стоянок и сороки — в среднем 1 пара на 1 км.

Сразу после отъезда рыбаков на месте их стоянки появлялись сороки и чёрные вороны из соседних гнёзд, которые до прилёта других птиц успевали собрать самые лакомые остатки пищи, оставшиеся у столов и кострищ или выброшенные в мусорную яму. Поедали они и рассыпанные зёрна отварной кукурузы, используемой в качестве прикорма рыбы. При этом они по З-б раз успевали унести корм птенцам в свои гнёзда. При использовании этой территории первыми двумя видами доминирующее положение всегда занимала чёрная ворона, время от времени предпринимающая отпугивающие атаки на приближающуюся сороку. Последняя, отлетев на б-10 м к ближайшим кустам, уже через несколько минут возвращалась к навесу и начинала обследовать самые укромные уголки стоянки, к которым обычно не приближалась ворона. Будучи более осторожной, ворона, прилетев к стоянке, совершает вначале несколько смотровых облётов территории, затем садится на крышу навеса, осматривается 2-З мин, после чего слетает на землю к замеченному корму. Сороки действуют более смело и эффективно, почти не тратя время на предварительные осматривания. При этом они первыми осматривают мусорные ямы и ближайшие кусты. Ворона же после осмотра территории у навеса обязательно слетает к воде, где остаются остатки разделанной рыбы и внутренности, которые она на-

чинает уносить в гнездо. Спустя 10-15 мин к сороке и вороне подключаются партнёры их пар.

Третьим обязательным участником этих сборищ является чёрный коршун, обычно курсирующий вдоль речного русла от одной стоянки к другой и нередко опаздывающий к началу пиршества. Появившись, он сразу же распугивает и разгоняет собравшихся ворон и сорок, после чего принимается облетать кругами и осматривать стоянку. Ему чаще всего достаются забытые или выброшенные людьми рыбины, а также отдельные их фрагменты, особенно рыбьи головы. Мелкие части, особенно внутренности, он поедает, присаживаясь рядом, а крупные уносит в гнездо и вскоре возвращается обратно. Иногда после долгих безрезультатных поисков корма коршун усаживается на крышу навеса, отдыхает и осматривается. Около стоянки коршун обычно задерживается на полчаса, после чего улетает к другой. Сороки и вороны продолжают прилетать к ней ещё не менее 2-3 ч, пока её не займёт очередная группа рыбаков. Четвёртым и менее успешным посетителем стоянок по Нарыну была хохотунья, нередко изгоняемая коршуном. Ей чаще всего доставались остатки рыбы или её внутренности, оставшиеся в воде и которые она доставала с глубины 10-15 см.

Таким образом, минимальный состав кормовых ассоциаций птиц, наблюдавшихся на рыбацких стоянках на протоке Нарын, был представлен 4 видами птиц: 1-2 сороки, 1-2 чёрных вороны, 1 коршун, 1 хохотунья. На дельтовых озёрах в районе Асаубая и Майтана в июне 2010 года доминирующее положение в подобных местах чаще занимали хохотуньи (5-10) и чёрные вороны (10-15 особей).

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 658: 1013-1015

Орнитологические наблюдения на северо-западном Байкале в районе БАМа

Д. М. Полушкин

Второе издание. Первая публикация в 1980*

Во время работы эколого-биогеографической экспедиции Лимнологического института СО АН СССР летом и осенью 1974 года, а также весной 1975 года на северо-западном Байкале в районе трассы Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) мы провели некоторые

* Полушкин Д. М. 1980. Орнитологические наблюдения на северо-западном Байкале в районе БАМа //Орнитология 15: 203-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.