Научная статья на тему 'ТРИЗ в бизнесе: комплексная логистика перевозок (ТРИЗ в логистике и экономике)'

ТРИЗ в бизнесе: комплексная логистика перевозок (ТРИЗ в логистике и экономике) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИЗ / логистика / перевозки / ГАСУ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Фарбер С. Ш., Фарбер Борис Славинович

В статье рассматривается решение проблемы перевозок сельскохозяйственных и народно-хозяйственных грузов, сформулированной председателем НТО СССР Ак. А.Ю. Ишлинским на заседании в Москве, где мы с отцом были в качестве делегатов. Многие годы планированием перевозок сельскохозяйственных грузов, как важнейшей народно-хозяйственной проблемой, занимался Госплан СССР, в функцию которого входило планирование на пять, семь лет и не только на пятилетки, но и долгосрочное планирование. Проблемой занимались лучшие специалисты и институты страны, но их деятельность была не эффективной и не могла в принципе решить проблему. Это связано с тем, что они были «зациклены» внутри Госплана, а их инерция мышления на архаичных, устаревших методах планирования и статическом мышлении, интервалами длиной более пять лет, а не прогнозируемая динамика изменения погоды на местах и уровень развития качественных дорог, сводили к нулю эффективность всех их моделей и методов и перечеркивала их усилия. У нас было желание решить проблему, мы были не обременены знаниями и методами Госплана по планированию перевозок, но нашей философией был и остается ТРИЗ. В статье мы вкратце покажем, как нами была решена проблема и внедрен на практике, новый алгоритм по перевозке сельскохозяйственных грузов с переходом от статических, к динамическим методов планирования, где ритмика планирования синхронизировалась со стохастической плохо прогнозируемой ритмикой погоды. Только на основе ТРИЗ было возможно создать метод управления плохо прогнозируемого процесса, погодных условий, даже на небольшом временном интервале изменения, решить и имплементировать народно-хозяйственную проблему такого уровня в масштабах страны. О Госплане мы до того времени слышали только из стихов Маяковского (см. ниже). По возвращению, мы сформулировали решение проблемы с использованием ТРИЗ. и опубликовали результаты в журнале «Автомобильный Транспорт СССР.» Через некоторое время, нам позвонили из приемной председателя ГКНТ Совета Министров СССР Ак. В.М. Глушкова, а спустя два дня В.М. Глушков с коллегами прилетели в Винницу на коллегию обкома партии, где В.М. Глушков предложил создать при Винницком областном управлении автотранспорта первый в стране отдел Государственной Автоматизированной Системы Управления уборкой, транспортировкой и заготовкой сахарной свеклы (ГАСУ «Урожай»), с последующим внедрением системы в других автоуправлениях Украины и некоторых республик страны с назначением Славина Фарбера начальником отдела. Такой центр был создан. Мы опубликовали сотни работ по математическому моделированию в экономике, а Справочник по рентабельности перевозок, подготовленный впервые в стране, стал бестселлером. ГАСУ была внедрена по стране, и принесла сотни миллионов рублей экономического эффекта. В статье мы остановимся на неограниченных возможностях ТРИЗ, приведем пример области, где ТРИЗ крайне редко применялся в Мире, кратко расскажем, как с помощью ТРИЗ, не будучи экономистами, мы решили важнейшую для экономики страны проблему, и внедрили наш подход в рамках страны, с фактически подтвержденным многомиллионным экономическим эффектом, над которой безрезультатно несколько лет работали учёные ряда институтов и ведомств страны. Этой теме, с подачи академика В.М. Глушкова, придавалось такое огромное значение, что она была внесена в перечень первоочередных работ по линии ЦК КП Украины, Совета Министров УССР и Госплана СССР. Фрагменты настоящей статьи войдут в книгу «ТРИЗ в логистике перевозок», над которой мы завершаем многолетнюю работу и которая будет состоять из 5 частей. Нам неизвестны серьезные внедренные работы в логистике и экономике в Мире на основе ТРИЗ такого масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Фарбер С. Ш., Фарбер Борис Славинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРИЗ в бизнесе: комплексная логистика перевозок (ТРИЗ в логистике и экономике)»

Б01: 10.24412/С1-37095-2023-1-308-322

Фарбер С.Ш., Фарбер Б.С.

ТРИЗ в бизнесе: комплексная логистика перевозок (ТРИЗ в логистике и экономике)

Разработка и внедрение ситуационных методов планирования и управления автомобильным транспортом на основе ТРИЗ (на примере перевозок урожая сахарной свеклы

в Винницкой области)

Аннотация. В статье рассматривается решение проблемы перевозок сельскохозяйственных и народно-хозяйственных грузов, сформулированной председателем НТО СССР Ак. А. Ю. Ишлинским на заседании в Москве, где мы с отцом были в качестве делегатов. Многие годы планированием перевозок сельскохозяйственных грузов, как важнейшей народно-хозяйственной проблемой, занимался Госплан СССР, в функцию которого входило планирование на пять, семь лет и не только на пятилетки, но и долгосрочное планирование. Проблемой занимались лучшие специалисты и институты страны, но их деятельность была не эффективной и не могла в принципе решить проблему. Это связано с тем, что они были «зациклены» внутри Госплана, а их инерция мышления на архаичных, устаревших методах планирования и статическом мышлении, интервалами длиной более пять лет, а не прогнозируемая динамика изменения погоды на местах и уровень развития качественных дорог, сводили к нулю эффективность всех их моделей и методов и перечеркивала их усилия. У нас было желание решить проблему, мы были не обременены знаниями и методами Госплана по планированию перевозок, но нашей философией был и остается ТРИЗ. В статье мы вкратце покажем, как нами была решена проблема и внедрен на практике, новый алгоритм по перевозке сельскохозяйственных грузов с переходом от статических, к динамическим методов планирования, где ритмика планирования синхронизировалась со стохастической плохо прогнозируемой ритмикой погоды. Только на основе ТРИЗ было возможно создать метод управления плохо прогнозируемого процесса, погодных условий, даже на небольшом временном интервале изменения, решить и имплементировать народно-хозяйственную проблему такого уровня в масштабах страны. О Госплане мы до того времени слышали только из стихов Маяковского (см. ниже).

По возвращению, мы сформулировали решение проблемы с использованием ТРИЗ. и опубликовали результаты в журнале «Автомобильный Транспорт СССР.» Через некоторое время, нам позвонили из приемной председателя ГКНТ Совета Министров СССР Ак. В.М. Глушкова, а спустя два дня В.М. Глушков с коллегами прилетели в Винницу на коллегию обкома партии, где В.М. Глушков предложил создать при Винницком областном управлении автотранспорта первый в стране отдел Государственной Автоматизированной Системы Управления уборкой, транспортировкой и заготовкой сахарной свеклы (ГАСУ «Урожай»), с последующим внедрением системы в других автоуправлениях Украины и некоторых республик страны с назначением Славина Фарбера начальником отдела. Такой центр был создан. Мы опубликовали сотни работ по математическому моделированию в экономике, а Справочник по рентабельности перевозок, подготовленный впервые в стране, стал бестселлером. ГАСУ была внедрена по стране, и принесла сотни миллионов рублей экономического эффекта.

В статье мы остановимся на неограниченных возможностях ТРИЗ, приведем пример области, где ТРИЗ крайне редко применялся в Мире, кратко расскажем, как с помощью ТРИЗ, не будучи экономистами, мы решили важнейшую для экономики страны проблему, и внедрили наш подход в рамках страны, с фактически подтвержденным многомиллионным экономическим эффектом, над которой безрезультатно несколько лет работали учёные ряда институтов и ведомств страны.

Этой теме, с подачи академика В.М. Глушкова, придавалось такое огромное значение, что она была внесена в перечень первоочередных работ по линии ЦК КП Украины, Совета Министров УССР и Госплана СССР.

Фрагменты настоящей статьи войдут в книгу «ТРИЗ в логистике перевозок», над которой мы завершаем многолетнюю работу и которая будет состоять из 5 частей.

Нам неизвестны серьезные внедренные работы в логистике и экономике в Мире на основе ТРИЗ такого масштаба.

Ключевые слова: ТРИЗ, логистика, перевозки, ГАСУ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Сахарная свекла - высокодоходная культура. При урожайности 25 - 30 т. корнеплодов с 1 га., свеклосеющие хозяйства получали 600 -700 руб. прибыли с гектара. Доля её в денежных доходах хозяйств - 39 - 42 %, посевные площади сахарной свеклы в Винницкой области составляли свыше 230 тыс. га.

Ежегодная прибыль по области от продажи свеклы государству составляла более 2,5 млн руб. (курс был $1=0.64 руб.).

Сахарная свекла в Винницкой области и Украине

• Сахарная свекла - высокодоходная культура. При урожайности 25-30 т. корнеплодов с 1 га. свеклосеющие хозяйства получали 600 -700 руб. прибыли с гектара. Доля её в денежных доходах хозяйств - 39 - 42 %.

Ежегодная прибыль по области от продажи свеклы государству составляла более 25 млн руб (курс был $1=0.64 руб).

• Исследования по динамике роста корнеплодов п накопления в них сахара свидетельствуют об огромном экономическом эффекте, который возможен при выборе оптимальных сроков начала уборки с целью предотвращения потерь.

• добиться, чтобы сахарная свекла не потеряла своей сахаристости не менее важно, чем осуществление своевременного сева, ухода эа растениями и уборки урожая.

• Здесь главная роль принадлежит автомобильному транспорту.

От правильной организации труда на завершающем этапе сельскохозяйственных работ во многом зависит - сахара.

• посевные площади сахарной свеклы в Винницкой области составляли свыше 230 тыс. гектаров. Среднегодов млн. тонн.

Постановка задачи определяется важностью своевременной уборки и транспортировке сахарной свеклы.

Исследования по динамике роста корнеплодов и накопления в них сахара свидетельствуют об огромном экономическом эффекте, который возможен при выборе оптимальных сроков начала уборки. С целью предотвращения потерь, чтобы сахарная свекла не потеряла своей сахаристости, не менее важно, чем осуществление своевременного сева, ухода за растениями и уборки урожая своевременно убрать урожай. Здесь главная роль принадлежит автомобильному транспорту. От правильной организации труда на завершающем этапе сельскохозяйственных работ во многом зависит получение конечного продукта - сахара. Как планировалась организация перевозок сельскохозяйственных грузов автотранспортом в действительности на практике мы узнали только на совещании. Очередное совещание ответственных работников научно - технического общества СССР (Москва) проходило, как обычно, вяло и неинтересно. Первые ряды занимали активисты и те, кто пытался обратить на себя внимание руководства в надежде занять очередную ступеньку на лестнице восхождения в табор привилегированных. В средних рядах (попарно и по трое) мужчины обсуждали итоги футбольного матча. Женщины делились результатами посещений Гуам и ЦУМа. Задние ряды занимали те, кто по распоряжению своего руководства прибыл отметиться, чтобы данное

руководство не обвиняли в недальновидности и в уклонении от технического прогресса в стране. (Злачные места никто не хотел терять.) Они, традиционно, находились в полудремотном состоянии после ознакомления с культурно - просветительскими планами столичных ресторанов.

Об итогах, в своём докладе о проблемах перевозок сельскохозяйственных и народнохозяйственных грузов, на всесоюзном совещании НТО СССР в Москве доложил Александр Юльевич Ишлинский -ученый, академик АН Украины и АН СССР. С 1970 председатель Всесоюзного совета научно-технических обществ, в 1988 председатель правления Союза научных и инженерных обществ СССР. Президент Всемирной федерации инженерных организаций. Он всемирно известен своими работами) по общей и прикладной механике, механике деформируемых сред, автоматике, фундаментальным трудам по теории гироскопов, систем навигации, лауреат Ленинских и Государственных премий СССР. Он считал, что: "Учёный -не политик, он должен заниматься своими делами и на окружающий мир влиять, в основном, с помощью открытых им законов природы".

Академик долго излагал причины провала «новой стратегии организации перевозок сельскохозяйственных грузов», заострив внимание на, мягко выражаясь, некотором упуще-

НАШИ ПОЗНАНИЯ О ГОСПЛАНЕ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Не хочу, чтоб меня, как цветочек с полян, рвали

после служебных тягот.

Я хочу.

чтоб в дебатах_

потел 1'осплан

Миг Оина.ч

задания на ,'од.

Я хочу,

чтоб над мыслью

времен комиссар с приказаниями нависал... Я хочу,

чтоб в конце работы

завком

Запирал мои губы замком.

нии при разработке данной «стратегии».

А данное упущение заключалось в том, что для уборки и перевозки урожая сахарной свёклы в установленные сроки из различных областей перегоняли в Винницкую область 5-6 тысяч грузовых автомобилей. А как их использовали? Приведём пример.

В Немировский район дополнительно выделили 556 автомобилей. Половина из них была занята на доставке сахарной свеклы; остальные водители, либо искали временную работу, либо простаивали...

Как решалась задача учёными НИИ Министерства Автотранспорта УССР и ГИВЦА (главного информационно - вычислительного центра министерства автотранспорта УССР)?

• Задача по разработке новой методики использования автотранспорта на перевозке урожая сахарной свеклы была сформулирована без учёта реальных условий работы автомобильного транспорта.

• Расчёт потребности в транспортных средствах, был разработан учёными, во - первых, из расчета на идеальные условия работы, во - вторых, из расчета на предполагаемый валовой сбор продукции.

Использование экономико-математических методов и ЭВМ министерство автотранспорта УССР требовало и раньше, и созданный при министерстве ГИВЦ (главный информационно - вычислительный центр) ежегодно готовил к сезону уборки урожая соответствующие документы (расчёты и рекомендации), за что с автопредприятий взыскивали суммы денег для оплаты, заранее ная, что расчеты не применят, что эта работа выполнена согласно директиве министерства, отчитывающегося о внедрении нового на доставке урожая. Это было необычно.

Но это было начало, вызвавшее большое количество одобрений и восхищений, и.... ещё большее количество критических замечаний и обычного негодования со стороны, так называемых учёных ГИВЦа (головного информационно-вычислительного центра министерства автотранспорта Украины) и научно-исследовательского института министерства автотранспорта Украины.

В своё время НИИ создали себе прекрасные характеристики, способствуя более эффективному использованию автотранспорта: расчёт потребности в транспортных средствах, исходя из рентабельности его использования; разработка часовых графиков работы. На этом их прогрессивные разработки завершились, а они, уже потеряв своё значение, навязывались министерством, «чтоб не потерять лицо». И взимали плату с автопредприятий за бесполезный труд, пылящийся на полках.

Ученые разрабатывали план, устанавливаемый на период уборки урожая для (Внимание! объект планирования учеными НИИ) зоны сахарного завода, района, области, республики, страны. При этом было неверно выбрано основное звено воздействия изменяющейся стратегии перевозок. Наши, с отцом, познания о госплане до начала работы над проектом были практически нулевыми.

Госплан, планируя на год, понятие не имеет, что происходит в каждый определенный момент в конкретной точке процесса. Разомкнутые системы управления характеризуются тем, что в них задается необходимое значение регулируемой величины, но в процессе работы, значение регулируемой величины не контролируется, и система не реагирует на отклонение регулируемой величины от заданного значения. Другими словами, в разомкнутых системах управления выходная величина не сравнивается с входным сигналом, т. е, система не имеет обратной связи.

Подход к изобретательской ситуации

Выступающий академик явно не ведал, каково истинное положение и подлинное состояние научно - технического прогресса на местах, которое референты разрисовали в розовых тонах, соответствующих решению очередного исторического съезда КПСС.

Однако - надо отдать должное докладчику! - допускался определённый процент критики.

Нас заинтересовал один тезис из данной рубрики. Речь шла о неудовлетворительной научно-практической деятельности учёных ряда высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, занимающихся разработкой методов планирования и управления: при почти нулевом результате государство затратило огромную сумму денег.

Противоречие: для того, чтобы вовремя вывезти сахарную свеклу, весь комплекс работ должен быть запланирован заранее, но при этом невозможно учесть погодные условия, поскольку такое планирование не соответствует действительности. Т. е. планирование заранее должно быть и не должно быть.

Решение противоречия: планировать заранее, но предусмотреть все возможные ситуации и снабдить ими бригадиров комплексно-механизированных бригад.

Противоречие: после составления плана работ по перевозкам, осуществляется управление регионом (например, районом), но бюрократические много-иерархичные структуры региона на разных уровнях тормозят динамику организации управления транспортными средствами, которая отстает от динамики погодных условий.

Для организации управления транспортными средствами, структуры региона должны быть (кто-то должен управлять) и не должны быть, чтоб не тормозить процесс.

Решение противоречия: создание мобильных комплексно-механизированных бригад (КМБ)и управление ими непосредственно напрямую.

Противоречие: для того, чтобы перевести сахарную свеклу быстро, автомобилей должно быть много, а чтобы уменьшить расходы в случае непогоды и простоев, автомобилей должно быть мало.

С целью повышения эффективности деятельности агропромышленного комплекса и рентабельности свеклосахарного производства, необходимо было значительно увеличить количество привлекаемых автомобилей. Однако выполнение данного условия вело к повышению трудовых и материальных затрат, к снижению эффективности использования других технических средств на пунктах погрузки и разгрузки, неудовлетворительно отражалось на выполнении народнохозяйственных планов в ряде областей республики.

Решение противоречия: Автомобили со стороны не привлекать, а эффективно использовать КМБ.

ТРИЗ подход:

Мы написали веполь (см. рис) повышения управляемости системы ситуационных методов планирования и управления, и применили принципы ТРИЗ

Р1-П1 Поле управления перевозками грузов по алгоритмам Госплана СССР; Р2-П2-Поле управления перевозками грузов по алгоритмам Ситуационных Методов Планирования и Управления Группами Управления на местах; В1 -Объект управления Район;

В2-Объект управления КМБ (Комплексная Механизированная Бригада); В3-Объект управления- Бригадир КМБ.

Мы также использовали системный оператор: сахарный завод, район, область, республика, страна. Системный подход: а) статический, б) динамический, добавлено прошлое и будущее.

Принципы ТРИЗ в нашем проекте:

Принцип объединения: «Объединить во времени однородные или смежные опера-ции».На уборке и перевозке урожая сахарной свеклы заняты комбайнеры свеклоуборочных машин, автомобилисты, механизаторы погрузочных средств и разгрузочных механизмов. У каждой группы - свои начальники, задачи, временные ограничения и т. д. Создание районных оперативных групп во многом способствовало объединению усилий всех групп во имя выполнения главной задачи - в установленные сроки и без потерь убрать урожай сахарной свеклы. С переходом на новый этап планирования и управления уборочно-транспортно- заготовительным процессом, в план транспортного обеспечения колхозов района в период уборки урожая включают и другие народнохозяйственные объекты, на которых происходит централизованный завоз и вывоз грузов. (По данному вопросу в предыдущий период возникали большие проблемы).

• Сущность данного метода заключается в переходе от оперативного

плана, устанавливаемого на период уборки урожая для зоны сахарного

ОПОРНОМУ ПЛАНУ РАБОТЫ КОМПЛЕКСНО -

МЕХАНИЗИРОВАННОЙ БРИГАДЫ (основная организационная единица).

• В основу предложенного метода планирования и управления положен принцип предварительного набора типовых ситуаций для комплексно-механизированной бригады. Прогнозирование её поведения в различных ситуациях, учёт конкретных условий позволили осуществить переход к ситуационному плану, то — есть изменение деятельности комплексно — механизированной бригады выполнялось в

• Отпала необходимость в постоянных согласованиях, - особенно это важно в связи с тем, что на уборке урожая участвует транспорт, принадлежащий

Принцип предварительного решения- Принцип заранее подложенной подушки

• Исходя из принципа предварительного решения, - «Заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие с наиболее удобного места и без затрат времени на их доставку»,

• Во-первых, убранную свеклу накапливали в большие кагаты;

• Во-вторых, расположение этих кагатов приблизили к дорогам с твёрдым покрытием

• В результате применения принципа предварительного исполнения - плантации были разбиты на участки по - новому: непроизводительные переезды автотранспорта были ликвидированы, потери рабочего времени уменьшились до минимума.

Принцип непрерывности полезного действия:

а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);

б) устранить холостые и промежуточные переезды.

Принцип синхронизации работы частей системы. Анализ показал, что Система не синхронизирована. Подчеркну, что мы перешли от оперативного плана, устанавливаемого на период уборки урожая, к ситуационному опорному плану работы комплексно-механизированной бригады, основного звена в деятельности уборочно-транспортно-заготовительного конвейера.

Принцип замкнутого управления с обратной связью - Принцип замкнутого цикла (принцип обратной связи). Принцип заключается в том, что закон управления формируется на основе отклонения управляемой величины от задающего воздействия. Такое управление называется управлением по отклонению (рассогласованию), при котором управляемая величина оказывает влияние на управляющее воздействие. Система, реализующая этот принцип, называется замкнутой или системой управления с обратной связью.

Применение аналогии. Одна из наших фармакологических компаний - NOIGEL от прочтения в обратном порядке LEGION. Легион - основная организационная единица в войске Древнего Рима, времён поздней республики и империи. Каждому легиону придавались вспомогательные войска. В их состав входили многочисленные специалисты - сапёры, разведчики, врачи, знаменосцы, секретари, персонал метательных орудий и осадных башен, различные обслуживающие подразделения. С тех пор легионами называли и называют многие структурные единицы армий, организаций, объединений людей и вымышленных существ. Идея Легиона представлялась нам интересной, настолько интересной, что с годами я даже открыл корпорацию по разработке новых лекарств и назвал ее НОИГЕЛ-(прочесть ЛЕГИОН в обратном порядке).

РАБОТА КОМПЛЕКСНО - МЕХАНИЗИРОВАННОЙ БРИГАДЫ

Комплексно-механнзпровапные бригады, состоящие из специализированных звеньев, выполняющих разные виды работ, производимых последовательно во времени. Разделение труда в такой бригаде осуществляется как между звеньями, выполняющими определенный объем работ, так и между рабочими каждого звена в соответствии с их квалификацией и объемами работ определенной сложности.

Сущность метода

Сущность данного метода заключается в переходе от оперативного плана, устанавливаемого на период уборки урожая для зоны сахарного завода, района, к ОПОРНОМУ ПЛАНУ РАБОТЫ КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННОЙ БРИГАДЫ (основная организационная единица).

В основу предложенного метода планирования и управления положен принцип предварительного набора типовых ситуаций для комплексно-механизированной бригады. Прогнозирование её поведения в различных ситуациях, учёт конкретных условий, позволили осуществить переход к ситуационному плану, то есть изменению деятельности комплексно -механизированной бригады, которая позволяла динамически выполнять задания по перевозке грузов в минимальные сроки с учетом погодных условий. Отпала необходимость в постоянных согласованиях, - особенно это важно в связи с тем, что на уборке урожая участвует транспорт, принадлежащий различным министерствам и ведомствам. Даются задания, в которые заранее закладываются определённые действия: бригадир получает задание, в которое заранее закладываются определённые действия при переходе на тот или иной вариант работ, предложенный диспетчером, в зависимости от создавшихся условий (например, погодных, в случае повреждения моста, аварий на трассе и т. д.) Состав действий и порядок их осуществления не подлежат изменению - необходимо лишь чёткое исполнение предложенного решения. В итоге сокращаются потери времени, повышается надёжность, безотказность убороч-но-транспортного процесса, уменьшаются потери.

Предусмотрением - ЗАРАНЕЕ! - ВОЗНИКАЮЩИХ СИТУАЦИЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОГО ЗВЕНА ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНО - МЕХАНИЗИРОВАННОЙ БРИГАДЫ (ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ) РЕШАЕТСЯ ВОПРОС СВЕДЕНИЯ К МИНИМУМУ ВРЕМЕНИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, И ПЕРЕХОДА, НА РАССЧИТАННЫЙ ПЛАН, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗНИКШЕЙ СИТУАЦИИ.

Четыре варианта (наиболее встречающиеся на практике) поведения объекта в различных условиях -

А, В, С и Д: А - нормальные условия; В - усложнённые условия; С - сложные условия; Д - критические условия.

Происходит переход от оперативного плана к ситуационному опорному плану работы комплексно - механизированной бригады, основного звена в деятельности уборочно -транспортно - заготовительного конвейера.

С целью производительного использования материальных ресурсов н е о б х о д и м ы:

а) учёт конкретных условий; б) прогнозирование поведения связующего звена между уборочными комплексами и приёмными пунктами сахарных заводов - автомобильного транспорта, в различных, заранее запрограммированных ситуациях.

В этих условиях оперативные группы несут ответственность за качество выполняемого ими руководства работой уборочно - транспортной и погрузочно-разгрузочной техники, и за строгое соблюдение графика доставки корнеплодов на приёмные пункты сахарных заводов.

Мы перешли от оперативного плана, устанавливаемого на период уборки урожая, к ситуационному опорному плану работы комплексно-механизированной бригады, основного звена в деятельности уборочно-транспортно-заготовительного конвейера. Разработали, исходя из конкретных сведений о состоянии погоды, дорог, технических средств и психологических качеств водительского состава, четыре типовые ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с заданием и прогнозируемыми условиями работы для отобранной комплексно - механизированной бригады разработали варианты решения задачи с учетом:

1. Сложности управления работой комплексно-механизированной бригады. Сложность управления работой комплексно - механизированной бригады заключалась в постоянных изменениях обстановки, которая зависела от различных факторов:

2. Организации погрузочных работ;

3. Погодных условий;

4. Состояния дорог и подъездных путей;

5. Состояния технических средств;

6. Чёткости работы приёмного пункта, особенно - весовой;

7. Режима работы перерабатывающего предприятия.

При этом в объекте управления было установлено определённое число участвующих в выполнении задания водителей и автомобилей.

Работа комплексно-механизированной бригады

Комплексно-механизированные бригады, состоят из специализированных звеньев, выполняющих разные виды работ, производимых последовательно во времени. Разделение труда в такой бригаде осуществляется, как между звеньями, выполняющими определенный объем работ, так и между рабочими каждого звена, в соответствии с их квалификацией и объемами работ определенной сложности.

У истоков масштабного внедрения ситуационного метода планирования и управления. Во всесоюзном журнале «Автомобильный транспорт» была опубликована статья о ситуационных методах планирования и управления автотранспортом на уборке урожая сахарной свеклы, а также о первых практических шагах, об эксперименте и замечательных результатах, полученных винничанами от внедрения разработки лучших изобретателей министерства автотранспорта УССР Славина Фарбера, Бориса Фарбера. В фойе редакции постоянно на доске «Опыт новаторов» обновлялась информация по острым проблемам. Естественно, прибывающие в Москву по разным вопросам автомобилисты непременно заглядывали в уголок с информацией, брали адреса авторов, номера телефонов. Именно в этот момент в редакцию заехал заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технике Академик Виктор Михайлович Глушков- Пионер Информатики и Кибернетики Директор-основатель Института кибернетики НАН Украины, Вице-президент АН УССР, академик АН СССР, Заслуженный деятель науки УССР. Выдающийся ученый в области математики и вычислительной техники. Он поинтересовался, почему невозможно подойти к стенду с информацией и чем привлекла к себе статья журнала.

Получив доступ к статье и пробежав по ней глазами, Академик прошёл в кабинет ответственного секретаря журнала Н. В. Кадыкова. После короткого разговора, получив характеристику авторов (о передовом опыте винничан уже было известно), Академик позвонил первому секретарю обкома партии Л. Л. Криворучко и объявил, что на следующий день прилетит в Винницу по вопросу о ситуационных методах планирования и управления автотранспортом на уборке урожая сахарной свеклы. Он также просил обеспечить явку некоторых товарищей, что было выполнено.

Президент Академии Наук Украины, Академик Б. Е. Патона высоко ценил неординарные способности отца советской ЭВМ Академика В.М.Глушкова: "В Глушкове, как ученом поражала способность генерировать блестящие научно-технические и организационные идеи и увлекать ими. Многие не раз бывали обескуражены их неожиданностью, дерзостью, а потом зажигались, становились убежденными сторонниками, энтузиастами новых проектов и разработок."

Во всесоюзном журнале «Автомобильный транспорт» (Москва) на должности ответственного секретаря работал Николай Кадыков, в прошлом военный корреспондент, постоянно находившийся в поиске передовых методов воспитания, учёбы и практического применения Устава Вооружённых сил и инструкций. Первые наши статьи о достижениях рационализаторов автопредприятий Винницкой области были опубликованы благодаря его содействию. Естественно, обо всём передовом, заслуживающим внимания и распространения для использования на родственных предприятиях, мы направляли в «Автомобильный транспорт», в чём постоянно упрекали сотрудники журнала «Автодорожник Украины».

Материалом о ситуационных методах планирования и управления он чрезвычайно заинтересовался. (Оказывается, он был знаком с выступлением академика Ишлинского на том знаменитом совещании научно - технического общества СССР.) Статья была не только опубликована, но и помещена на Доску с материалами о прогрессивных методах работы автомобилистов страны, находившуюся в приёмной главного редактора журнала.

Именно в день обновления материалов «Доски» редакцию посетил заместитель Председателя Государственного комитета СССР по науке и технике академик Виктор Глушков, которому также были известны материалы приведенного выше совещания научно-технического общества СССР.

Оказывается, этой теме с подачи академика В.М. Глушкова придавалось такое огромное значение, что она была внесена в перечень первоочередных работ по линии ЦК КП Украины и Совета Министров УССР.

После детального ознакомления с сутью разработки Академик В. М. Глушков предложил создать отдел по внедрению и дальнейшей разработке ситуационных методов, а начальником отдела назначить Славина Фарбера. Методика применения СИТУАЦИОННЫХ -методов планирования и управления на уровне первичного звена - комплексно-механизированной бригады, разработанная нами, в дальнейшем позволила использовать для этой цели ЭВМ, что стало предпосылкой создания на Винничине, ВПЕРВЫЕ В СТРАНЕ, ГАСУ «УРОЖАЙ».

ГАСУ «УРОЖАЙ» - Государственной автоматизированной системы управления уборкой, перевозками и заготовками урожая сельскохозяйственных продуктов по зоне сахарного завода или административному району, с задачей свести до минимума общие затраты, повысить рентабельность всех звеньев уборочно-транспортно-заготовительных работ, а также свеклосахарного производства в целом.

Программа ГАСУ - это программа координации усилий организаций различных ведомств во имя достижения единой цели - высокого конечного результата.

"Академик резюмировал: - Дело чрезвычайной важности: отдел будет проводить работу на стыке, примерно, 10 министерств и ведомств... Ситуационные методы планирования и управления приобретают особое значение в развитии народного хозяйства страны. Я очень доволен, что эту непосильную, для ряда институтов, задачу решили практики..., иначе пришлось бы дискутировать ещё много лет. И, я думаю, будет сделан соответствующий вывод относительно качества подготовки учёных...

- Итак, - заключил он, - есть предложение... проект подготовить вам, - указал на меня.

- Есть! - я вскочил, как многократно поступал при получении приказа в отдельной десантной бригаде специального назначения, офицером которой я служил (выдержка из нашей книги).

ГАСУ «Урожай»

ГАСУ «Урожай» - межотраслевая программа. В её осуществлении принимают участие все министерства и ведомства, решающие вопросы Продовольственной программы страны

Автоматизированная система управления обеспечивает создание условий внедрения прогрессивных технологических процессов в каждом из звеньев, участвующих в уборочно -транспортно-заготовительном конвейере; при этом обеспечивается наиболее эффективное использование технических средств. На качественно новом уровне производится планирование организации управления уборочно-транспортно-заготовительными работами, повышается эффективность воздействия системы управления на затрачиваемый труд, максимально типизируются способы и средства управления, которые основываются на применении экономико-математических методов и ЭВМ. Заказчик создания ГАСУ «Урожай»-Государственный комитет СССР по науке и технике.

Исполнители:

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ГКНТ СССР (ВНИИПОУ);

ИНСТИТУТА КИБЕРНЕТИКИ НАН УКРАИНЫ;

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ АКАДЕМИИ НАУК КИРГИЗСКОЙ ССР;

ОБЪЕДИНЕНИЕ «ВИННИЦАГРУЗАВТОТРАНС»;

РАЙОННОЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГАЙСИНСКОГО РАЙОНА ВИННИЦКОЙ ОБЛАСТИ и многие другие.

Выполняется согласно Постановлению № 491 / 244 ГКНТ и ГОСПЛАНА СССР от 8 декабря 1981 года.

ЦЕЛЬ: определить оптимальный режим уборочных работ по хозяйствам сырьевой зоны завода. Проект получил наименование «Ситуационные методы планирования и управления автомобильным транспортом на перевозках урожая сахарной свеклы и других сельскохозяйственных продуктов».

Для перевозки урожая применяют автомобили различных типов и моделей. При выборе подвижного состава сравнивают показатели себестоимости и рентабельности. Однако потребность в транспортных средствах рассчитывали, исходя и с учётом среднестатистических погодных условий. И снова - ОДНАКО! - погода зачастую приносит такие сюрпризы... И применение экономика - математических методов с использованием ЭВМ отлично решало поставленные задачи в кабинетных условиях.

... Во время уборки урожая комплексно-механизированная бригада Тульчинского автопредприятия, возглавляемая А. Ярошевским, в составе восьми автопоездов ЗИЛ-130 и четырёх автомобилей Газ- 53А получила задание на перевозку сахарной свеклы из колхозов имени Калинина и «Маяк». Бригада была обеспечена погрузочными и разгрузочными средствами. Сырьё перевозили на Кирнасовский сахарный завод. График подачи автомобилей - ступенчатый.

При всех благоприятных условиях вывозки сахарной свеклы, в первый колхоз направляли пять автопоездов и два автомобиля Газ-53А, что соответствовало варианту А.

При выходе из строя погрузочных средств в колхозе имени Калинина использовали вариант В: два автопоезда перебрасывали в колхоз «Маяк», а три автопоезда и два автомобиля Газ-53А - в колхоз «Украина».

Пример практического осуществления

Во время осенних дождей грунтовые дороги и плантации стали труднопроходимыми. Водители комплексно - механизированной бригады переключились на работу по варианту С.

Сахарную свеклу доставляли тракторными прицепами и буксируемыми автомобилями к дорогам с твёрдым покрытием и выгружали в кагаты, из которых затем грузили в автомобили. В колхозе имени Калинина оставили три автопоезда и один автомобиль Газ-53 А, в колхозе «Маяк» - один автопоезд и два автомобиля Газ-53А. Четыре автопоезда и один автомобиль Газ-53А использовали для перевозки других народно-хозяйственных грузов. Иногда возникает ситуация с непредвиденными условиями, к которым не готовы ни диспетчер, ни члены оперативной группы. Например, не хватает тракторов для буксировки автомобилей или повреждены дорога либо мост по пути на сахарный завод; при этом расстояние перевозки увеличилось в 2,5 раза. Тогда используют разработанный запасный вариант Д, вариант для критических условий.

Впервые эксперимент по четырём типовым ситуациям был проведен в Тульчинском районе (директор автопредприятия грузовых автомобилей Григорий Сторожук лично изыскивал прогрессивные формы работы автотранспорта и нацеливал коллектив не только на заимствование передового опыта, но и на творческий подход к решению поставленных задач.)

Именно в Тульчинском автопредприятии был создан электрифицированный стенд, составляющий основу главного пульта районной оперативной диспетчерской службы. На стенде обозначены границы всех сельскохозяйственных массивов, указаны наиболее удобные подъезды к ним.

ГАСУ "Урожай' - Некоторые из наших 347 публикаций по организации перевозок^

государственная автоматизированная система управления уворкои урожая-

гасу „урожаи-

ТИПОВЫЕ

ПРОЕНТНЫЕ РЕШЕНИЯ НА НОМПЛЕНС ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УБОРНОЙ САХАРНОЙ СВЕНЛЫ

■ • • • • (••" ■ < ..... •«• ■

Дежурный оператор работает у пульта, на который поступает информация о работе комплексно-механизированных бригад всех хозяйств. При сообщении об изменении условий, переданном по радио или телефону, диспетчер НЕМЕДЛЕННО оценивает сложившуюся обстановку и, БЕЗ ВСЕВОЗМОЖНЫХ СОГЛАСОВАНИИ, закодированным сигналом отдаёт распоряжение бригадиру комплексно-механизированной бригады ПЕРЕЙТИ НА РАБОТУ ПО ДРУГОМУ ВАРИАНТУ.

Одновременно диспетчер ведёт учёт состояния дорог и подъездных путей, и, в случае ухудшения дорожной обстановки, ТАКЖЕ подаёт бригадиру сигнал по рации об изменении маршрута движения.

Разработка и внедрение ситуационных методов планирования и управления автомобильным транспортом на основе ТРИЗ, сначала была внедрена для перевозок урожая сахарной свеклы в Винницкой области, а потом на территории Украины, а затем и в других республиках, и в дальнейшем на территории всей страны, и не только для перевозок сахарной свеклы, но и других народно-хозяйственных грузов, принесла миллионы рублей экономии. Наши технологии отмечены золотыми медалями ВДНХ СССР, нами опубликовано 347 статей и книг по организации перевозок,

а" Справочник по рентабельности эксплуатации грузовых автомобилей" стал бестселлером и выдержал не одно издание.

Некоторые из наших 347 публикаций по организации перевозок

Метод определения оптимальных режимов движения машин в зависимым от колцжщ' передаточных чисел КПП 4

Поскольку одной из основных характеристик режимов движения машины является скорость движения, то данная методика основана на выборе моментов перехода с одной передачи на другую, в зависимости от расхода топлива.

Излагаемая методика предполагает, что число передаточных чисел КПП задано и основана на использовании математической территории параметрических рядов, где под пярамет-,. рнческнм рядом подразумевается ряд передаточных чисел КПП.

Математическая постановка задачи следующая. Если а — продолный уклон дороги, (¿¡I) ряд передаточных чисел КПП, ^ ") — множество моментов времени переходов с одной передачи на другую, —скорость движения, "

женни определится функционала.

расход топлива, то оптимальный режим дви* условия минумума следующего

Для минимизации о используется алгоритм на-

правленного перебора. Порядок операции выбора оптимальной программы движения приведен на рисунке..

Применение предлагаемой методики позволяет получить значительный экономический эффект от оптимизации режимов движения машин при массовых перевозках (карьеры, строительные материалы, с-х-продукты) и т. д.

Условия движения машин

Передаточные числа КПП

Передаточные числа КПП

Скорость движения машины

Расход топлива '

Минимум расхода топлива

и

А. А. ЧАЛЫИ В. Н. ТИЩЕНКО Б. С. ФАРБЕР

Разработка и внедрение ситуационных методов планирования и управления автомобильным транспортом на основе ТРИЗ,на примере перевозок урожая сахарной свеклы в Винницкой области - одна из немногих работ по ТРИЗу в логистике перевозок и, единственная по масштабам внедрения мировой практике, которая была внедрена на территории всей страны и принесла реальный многомиллионный экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.