Научная статья на тему 'Триумфальные арки по случаю въезда Яна III Собеского в вильн'

Триумфальные арки по случаю въезда Яна III Собеского в вильн Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА / ВИЛЬНО / ЯН III СОБЕСКИЙ / П. Б. ВОЗНИЦЫН / CEREMONIAL ARRIVALS OF THE KINGS / "PORTA TRIUMPHALIS" / VILNA / JAN III SOBIESKI / P. B. VOZNICYN / ARCHIVAL SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богатырев Арсений Владимирович

Исследуется неизвестный архивный источник, позволяющий восстановить внешний облик произведений искусства конца XVII в. триумфальных арок в честь въезда Яна III Собеского в город Вильно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lost triumphal archs on the occasion of the entry of Jan III Sobieski in Vilna

In the scope of the study is an unknown archival source that allows us to restore the appearance of works of art of the late XVII century triumphal arches in honor of Jan III Sobieski’s entry into the city of Vilna.

Текст научной работы на тему «Триумфальные арки по случаю въезда Яна III Собеского в вильн»

А. В. Богатырев (Тольятти)

Триумфальные арки по случаю въезда Яна III Собеского в Вильно

Исследуется неизвестный архивный источник, позволяющий восстановить внешний облик произведений искусства конца XVII в. - триумфальных арок в честь въезда Яна III Собеского в город Вильно.

Ключевые слова: триумфальная арка, Вильно, Ян III Собеский, П. Б. Возницын.

Деятельность одного из выдающихся мужей XVII в. - короля Речи Посполитой Яна III Собеского, победителя турок в знаменитой битве под Веной 1683 г., исследована достаточно подробно. Поэтому любой новый артефакт, дополняющий и углубляющий сведения об этой личности, крайне ценен. Подобные реликвии мы обнаружили в процессе работы с хранящимся в Российском государственном архиве древних актов статейным списком российской дипломатической миссии Прокофия Богдановича Возницына, находившегося в Польше в 1688-1689 гг.

Рассказывая о первом пребывании короля в литовской столице -Вильно, Возницын оставил подробное описание двух триумфальных арок, украшавших город 22 апреля 1688 г. в связи с торжественным прибытием в город кортежа Собеского.

Дипломат включил упомянутое сообщение в свой доклад, но, скорее всего, он не был его автором. На это намекает и приписка: «Да на... почте послана книга на латинском языке писанная триумф королевскому величеству»1. Тем более что поляки (как Станислав Клечиньский2) сами составляли «отчеты» о визитах важных персон. Вероятно, «Триумф королевскому величеству»3 - позаимствованный Возницыным перевод неизвестного сочинения анонимного характера: информации о нем нет ни в справочнике К. Эстрейхера, ни в «Новом Корбуте», ни у С. И. Николаева4.

Наиболее содержательно о событии 1688 г. поведали историки и литераторы Юзеф Игнацы Крашевский (1812-1887)5 и Леон Потоцкий (1799-1864)6, однако они умолчали о триумфальных арках. Авторы только писали, что по случаю приезда короля были украше-

ны Рудницкие ворота города (Brama Rudnicka)7. Похоже представляли ситуацию Миколай Балиньский и Мечислав Яцкевич8. Работы Л. Яновича, М. Космана, Э. Малаховича9 и других исследователей не добавили ничего принципиально нового.

В своих трудах Крашевский и Потоцкий опирались на ограниченный круг источников: акты виленской «думы», весьма общее свидетельство французского аббата Габриеля Франсуа Койе10, который не был очевидцем события и жил в XVIII столетии (1707-1782 гг.)11. Хотя известны примеры декорирования под триумфальные арки городских ворот12, судя по материалам Возницына, Ян III проезжал в Вильно все же именно через две триумфальные «брамы», специально сооруженные к его прибытию.

В барочной традиции въезды королей обставлялись с большой роскошью: с музыкой, театрализованными представлениями, громкими речами. Государь вступал в город сквозь триумфальные арки («башни», «porta triumphalis»), создававшиеся на время торжества из легких материалов - дерева и холста13. Сооружения, подлинные «арт-объекты», богато расписывались, украшались картинами, статуями богов и богинь. Мы видим манифестацию античной культуры, «римские» военные триумфы, возглавляемые Марсом и могучим Геркулесом14.

В основном по причине использования недолговечных технологий многие триумфальные арки не дошли до нас. Можно предположить, что такая участь постигла и башни в Вильно. Если бы имелись какие-либо изображения строений, как в случае с коронацией Яна III в 1676 г., запечатленной Францишеком де Грата Младшим и Ромей-ном де Хоге15, некий общий облик виленских сооружений был бы нам известен.

Найденное описание арок, по всей видимости, во многом соответствует устоявшимся «канонам»: обилие растительной символики, изображения ангелов (женские фигуры, персоны Славы - Fama)16, колонны («столпы»), образы атлантов («гиганты»)17.

Но есть здесь и интересные нюансы. Только в декоре виленских ворот встречается знак слона, отсутствующий на других знакомых нам арках Яна III18. «Элефант», однако, присутствовал в процессии германского императора Максимилиана I (1508 г.), а также в декорациях парижских церемоний 1571 г., где слон символизировал «религиозное почтение», долгожительство и вечность19. Виленская арка, пожалуй, в этом отношении походит на варшавскую «браму» 1637 г. Владислава IV, правда, там слон был ездовым животным Благоче-стия20, чего нет в случае с воротами из Вильно.

Появление представителя фауны в декоре «porta triumphalis» 1688 г. заставляет вспомнить дипломатические интересы Собеского, его балтийскую политику, поддерживаемые им (еще с 1670-х гг.) контакты с Данией21, эмблемой которой выступает слон22.

Виленские сооружения отличались от прочих арок Яна III и так называемыми «ганками». В польском языке «ganek» имеет несколько значений, в том числе - крытая галерея, балкон23. Как следует из текста «Триумфа», «ганки» ворот в Вильно предназначались для размещения певцов, музыкантов и актеров, славивших короля. Подобные архитектурные элементы использовались нечасто, замечены они лишь на «свадебной» арке королевича Якуба Людвика Собеского 1691 г., где «ганки» несли несколько иные функции: мест для гостей24.

Высказывалось мнение, что иезуиты Вильно не встречали короля театральным зрелищем25. Тем не менее, в описании арок читаем, что, приблизившись к башне, организованной «Орденом Иисуса», Ян III стал свидетелем театрализованного действа:

Егда же изволил прибыть до второи триумфалнои брамы, от езуви-тов устроеннои...

Тогда на тои браме. студент[ы] в разные рыцерские одежды убранные, говорили велегласно орацыи, ис которых един яко началне-иший воин, держа щит позлащенныи з гербом королевским, показуяся яко силныи или храбрыи оруженосец, той щит поднимая горе, и опущая доле, повращаяся туду и сюду велегласно орацыю свою простирал.

По тех наступили другие. имеюще одежды багряные, и власы накладные., на главах венцы лавровые. говорили орацыи. вслед вопия, поздравления отдавали.26

«Триумф королевскому величеству» также дает новые сведения о малоизвестном виленском художнике XVII в. Аксиновиче (Aksino-wicz), писавшем образы и эмблемы на холстах ворот 1688 г. Этим в целом и исчерпываются данные о мастере в «Словаре польских художников»27 и в более современном издании Генрика Дубовика28. Благодаря найденному архивному документу теперь мы можем в деталях воссоздать творение художника.

Важно, что у Возницына есть информация о том, кто принимал участие в создании арок, - члены религиозного ордена иезуитов и мещане. Это позволяет понять приоритеты каждой из этих «корпораций», узнать, каким представляли короля названные слои населения Вильно, сравнить их восприятие монарха.

К примеру, наряду с привычной антитурецкой «линией» на арке иезуитов можно распознать антишведские мотивы. Они «зашифрованы» в символах, украшавших башню: в одном месте читаем о расположенном под польским орлом шведском «грифе»; в другом - о Самсоне, разрывающем пасть льву, гербовому животному королей Швеции29. Эти дополнения, думается, появились вполне закономерно, в связи с определенной напряженностью в польско-шведских от-

30

ношениях30.

Кажется, Самсон в сюжете триумфальных ворот разит не грозного хищника, а самого дьявола - протестантское шведское королевство обычно рассматривалось приверженцами католицизма как пристанище еретиков, пострадавшие от шведов поляки-католики

" 31

частенько рядили в «свейские» одежды сатану31.

Оформление «брамы» мещан показывает: среди них особенно популярна ставшая традиционной тема борьбы с турками. Собеский выступает и в качестве «освободителя» (скорее, покорителя) подвластных Порте «волохов» (влахов, а также молдаван) - вильнюсцы были осведомлены о молдавских походах 1684-1686 гг. Впрочем, к триумфам Яна III их отнести сложно, молдавские кампании оказались не столь удачными.

В декоре арок в той или иной степени нашли отражение как ратные успехи Яна III, так и его дипломатическая деятельность: балтийская политика, Венская баталия 1683 г., участие в Священной лиге (с 1684 г.), Вечный мир с Россией 1686 г., дунайские походы.

Затрагивались и иные вопросы. Помещенные на врата «водоносы» (сосуды) с цветами говорят о росте (процветании)32, связаны с водой, водной стихией. Обнаруживают себя вынашивавшиеся с 1670-х гг. Яном III планы торговли на Балтике33: в барокко «aqua» интерпретировалась как движение, перемещение, бурные морские просто-ры34. «Морские» ассоциации рождает и преобладающий в цветовой гамме ворот зеленый цвет, вместе с голубым воплощавший море35.

Ян Собеский прославляется как служитель Аполлона, покровитель поэзии36, литературы, музыки: не вполне обычным было появление на арке изображения лютни, напоминавшей о музыкальном искусстве37. В самом деле, король поддерживал писателей и пиитов, посвящавших ему свои произведения38.

Снова обратимся к цветовой композиции ворот. Если смотреть в общем, цветовые характеристики в описаниях «брам» Яна III заявлены скромно, крайне мало их в свидетельствах о въезде короля в Гданьск, в черно-белых тонах представлен эскиз эльблонгской арки39.

Между тем, как известно, цвет в эпоху барокко мог о многом поведать. В сооружениях 1688 г. немало зеленого - указанная «фарба» помимо прочего обозначала плодородие, богатство, расцвет40. Очевидно, таким правление Яна III хотела видеть определенная часть жителей Вильно.

Можно проследить в «дизайне» арок и некий цифровой код, нумерология была еще популярна в XVII в.41 Прежде всего, несколько раз упоминается число четыре, имевшее особое значение в период барокко, «эона» природных стихий42. Знак «4» - глубоко мистический символ, отсылающий к четырем евангелистам, четырем сторонам креста43, четырем рекам Эдемского сада. Данная цифра также наводит на мысль о четырех участниках Священной лиги, гербы трех из которых совершенно явно помещены на «luk triumfalny». Есть здесь и намек на справедливого монарха, ведь «четыре» в барочное время символизировало правосудие44.

Особое «звучание» символика триумфальных арок обретает в контексте событий 1688 г. Убедившись, что план возведения на польский престол сына Яна III, королевича Якуба, осуществить не удастся, сторонники «двора» сорвали сейм в Гродно45. Это была весьма относительная, но все-таки победа короля над его противниками, мешавшими начинаниям государя46. Вступая в Вильно, в город, связанный с именами крупных литовских родов, находившихся в оппозиции Собескому, - семей Пац и Сапег47, польский король еще раз заявлял о политической «виктории» 1688 г.

Найденный у Возницына документ оказался информативным: он наполнил новыми фактами биографию Яна III Собеского, добавил неизвестные детали к истории королевского церемониала, раскрыл непрочитанные страницы литературы и изобразительного искусства Речи Посполитой XVII столетия.

В приложении публикуется извлечение из «Триумфа королевскому величеству» с описанием арок. Публикация осуществлена согласно «Правилам издания исторических документов» (М., 1990).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 79. Д. 234. Л. 143.

2 Dekoracja emblematyczna na wjazd Jana III do Warszawy (1677). URL: www.wilanow-palac.pl/dekoracja_emblematycz... (дата обращения: 16.06.16).

3 РГАДА. Ф. 79. Д. 234. Л. 134-143.

4 Elektroniczna Baza Bibliografii Estreichera. URL: http://www.este-icher.uj.edu.pl/ (дата обращения: 17.06.16); Bibliografia literatury polskiej «Nowy Korbut». Warszawa, 1963-1965. T. 1-3; Николаев С. И. Польско-русские литературные связи XVI-XVIII вв. СПб., 2008.

5 Kraszewski J. I. Wilno od pocz^tkow jego do roku 1750. Wilno, 1841. T. 3. S. 261.

6 Potocki L. Pami^tniki pana Kamertona. Poznan, 1869. Cz. II. S. 203-205.

7 Kraszewski J. I. Op. cit. S. 261; Potocki L. Op. cit. S. 204.

8 Balinski M. Dawna Akademia Wilenska. Petersburg, 1862. S. 164165; Jackiewicz M. Peregrynacje szcz^tkow sw. Kazimierza // Magazyn Polski. 2012. № 12 (84). S. 15.

9 Janowicz L. Wilno. Warszawa, 1990. S. 12; Kosman M. Wilno daw-niej i dzis. Torun, 1993. S. 37; Malachowicz E. Wilno. Dzieje, architektura, cmentarze. Wroclaw, 1996. S. 23.

10 Potocki L. Op. cit. S. 203-204.

11 Coyer (G. F.). History of John Sobieski, King of Poland. London, 1762. P. 416.

12 Sliwowska A. Uroczyste wjazdy monarsze do Wroclawia w latach 1527-1620 // Quart. 2009. № 1 (11). S. 101.

13 Wjazd, koronacja, wesele... krolowej... Cecylii Renaty w Warsza-wie roku 1637 / Oprac. A. Falniowska-Gradowska. Warszawa, 1991. S. 102.

14 Iwanoyko E. Emblematyczne Sobiesciana Gotfryda Peschwitza // Artium Quaestiones. 1983. II. S. 25, 26, 22, 23.

15 Widacka H. Jan III Sobieski w grafice XVII i XVIII w. Warszawa, 1987. S. 50, 126.

16 Gorska M. Dekoracja emblematyczna upami^tniaj^ca koronacja Jana III. URL: http://www.wilanow-palac.pl/dekoracja_emblematyczna_upa-mietniajaca_koronacje_ja-na_iii_gdansk_2_ii_1676.html (дата обращения: 16.06.16).

17 Zukowski J. Elbl^ska brama triumfalna Jana III A.D. 1677. URL: http://www.wilanow-palac.pl/elblaska_brama_triumfalna_ja-na_ iii_a_d_16-77.html (дата обращения: 17.06.16).

18 Widacka H. Jan III Sobieski.

19 Cooper R. The Theme of War in French Renaissance Entries // Ceremonial Entries in Early Modern Europe. London; New York, 2016. P. 25; Torre Fazio de la J. The Grand Entry of Elizabeth of Valois into Spain (1559) // Ibid. P. 158; Sandbichler V. Elements of Power in Court Festivals of Habsburg Emperors in the Sixteenth Century // Ibid. P. 177.

20 Zukowski J. Ephemeral Architecture in the Service of Vladislaus IV Vasa // Ibid. P. 203.

21 Matwijowski K. Sejm Grodzienski, 1678-1679. Wroclaw, 1985. S. 33.

22 Glasgow Emblem Studies. Glasgow, 2006. Vol. 11. The Emblem in Scandinavia and the Baltic. P. 36.

23 Schmidt J. A. E. Slownik polsko-rossyisko-niemiecki. Wroclaw, 1834. S. 110.

24 Zukowski J. Slub Jakuba Ludwika Sobieskiego A. D. 1691. URL: http:// www.wilanow-palac.pl/slub_jakuba_ludwika_sobieski-ego_a_d_16-91.html (дата обращения: 16.06.16).

25 Okon J. Odsiecz wiedenska Jana III w staropolskim teatrze szkol-nym // Pami^tnik Teatralny. 1984. T. 33. № 1-2. S. 106.

26 РГАДА. Ф. 79. Д. 234. Л. 137-138.

27 Maurin-Biaiostocka J. etc. Slownik artystow polskich i obcych w Polsce dzialaj^cych: Malarze, rzezbiarze, graficy. Wroclaw, 1979. T. 3. S. 4.

28 Dubowik H. Encyklopedia Ziemi Wilenskiej. Wilenski slownik bio-graficzny. Bydgoszcz, 2002. S. 8.

29 Kodres K. Magic of Presence: The Ceremony of Taking an Oath of Allegiance in 1690 in Tallinn (Reval) // Images and Objects in Ritual Practices in Medieval and Early Modern Northern and Central Europe / Ed. K. Kodres and A. Mänd. Newcastle upon Tyne, 2013. P. 195.

30 Jonasson G. Polska i Szwecja za czasow Jana III Sobieskiego // So-botka. 1980. № 2. S. 241.

31 Tazbir J. Obraz heretyka i diabla w katolickiej propagandzie wy-znaniowej XVI-XVII w. // Kwartalnik Historyczny. 1981. R. 88. № 4. S. 948, 951.

32 Gorska M. Dekoracja emblematyczna...

33 KomaszynskiM. Jan III Sobieski a Baltyk. Gdansk, 1983. S. 52, 54, 67.

34 Levin L. Metaphors of Conversion in Seventeenth-century Spanish Drama. London, 1999. P. 28.

35 Sell S. Masterpieces of Renaissance and Baroque Printmaking. Charlottesville, 1991. P. 114.

36 Знаки прошлого и настоящего: краткий словарь / Под ред. Н. Н. Романовой и др. М., 2007. С. 124.

37 Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996. С. 334, 340.

38 Kostecki J. Z dziejow mecenatu kulturalnego w Polsce. Warszawa, 1999. S. 66.

39 Zukowski J. Elbl^ska brama...

40 Pastoureau M. Green: The History of a Color. Princeton; Oxford, 2014. P. 45, 66; Andrews N. Everyday Christian Male's Guide to Modern Dating. Brownfish Publishing, 2009. P. 144.

41 Rudrum A. etc. The Broadview Anthology of Seventeenth-Century Verse and Prose. Calgary etc., 2000. P. 472.

42 Knapp B. L. Archetype, Architecture, and the Writer. Bloomington, 1986. P. 109.

43 SchimmelA. The Mystery of Numbers. Oxford, 1993. P. 94.

44 Tresidder J. The Watkins Dictionary of Symbols. London, 2008. https://books.google.pl/bo-oks?isbn=1780283571 (дата обращения: 07.07.16).

45 Wojcik Z. Jan Sobieski. 1629-1696. Warszawa, 1983. S. 430-431.

46 Slizinski J. Jan III Sobieski w literaturze narodow Europy. Warsza-wa, 1979. S. 80.

47 Podhorodecki L. Sobiescy herbu Janina. Warszawa, 1981. S. 309; Po ziarnie. Zbiorek Pami^tkowy. Wilno, 1861. S. 240.

ПРИЛОЖЕНИЕ Из описания королевского въезда в Вильно 12 апреля 1688 г.

(Л. 138) Описание брамы виленской триумфалнои, на въезд его королевского величества полского, построеннои от мещан:

(л. 138об.) Брама, в неи же въезды три, между ними столпы, а меж теми столпами по правои стороне стояли малеваные два рыцеря з голыми мечами. По левои так же два, един турчин, (л. 139) имеючий в руках венец зеленыи, другий по полску убраныи, з голым мечем.

Во входе брамном сверху намалеван щит, герб его королевского величества полского, на том щиту свет весь изображен: из изображения же света вырастали две ветви зеленые.

Над тем всем надпись такова:

«Сей щит защищает все християнство, а луну турскую побеждает».

Тамо же под щитом изображена луна турская, рогами к земли приклонилася (л. 139об.).

По стенам того ж входу все военное оружие, между тем оружием турки в оковах лежат [...]

С лица всея брамы столпов 6 по сторонам ганки, на которых была музыка, вверху на средине персона королевского величества на коне, на главе королевскои венец зеленыи, около тоя персоны изобра-

жены грады, и войска турские и полские. Под ногами королевскои персоны лежат рубленые и забитые турки, и их все военное оружие. На столпах по обеим сторонам, персоны женские, една по правои стороне держит в руках венец (л. 140) зеленый, а по левой ветвь масличную. Выше тех персон два водоносы, а из них растут изрядно разные цветы. По сторонам и выше тех водоносов 4 знамена: в самом верху два ангела с трубами держат корону над королем, около самои королевскои персоны также четыре ангела с трубами, ис которых труб надписи такие выходят:

Из 1 «Славному»; из 2 «Победителю»; из 3 «Яну Третиему»; из 4 «Отцу Отчизны».

Выше королевскои персоны надпис:

«Буди подножием Савроматия, (л. 140об.) которому никогда под ноги слатися непротивна. Превозношайся, великий чрез наклоненные въезжает головы турецкие, татарские, волоские, сим путем вшел на маестат, то кролем поляком Собеский належит, чтоб не слали под ноги суксон[у] (сумсону, Самсону? — А. Б.), доволно поганскои крови, для здравия отчизны выпитой».

На другой стороне брамы также 6 столпов, меж которыми гиганты два стоящие, един держит небо на главе, с надписанием таковым: «Мудрейший света», вторый держит древо великое с надписанием таковым: «Силнейший над геркулеса[ми?]». Над дверми насредине, венцем (л. 141) зеленым оплетены гербы коруннои и литовскои, в середине королевскои, наверху корона королевская, наисподи княжеская: по сторонам две персоны, первая держит солнце, другая столп. На самом верху персона славы, сидит на орле с лютнею, над нею два аггела с трубами и надписанием таковым: «Имяни твоему пою славу», выше того небо, на нем подпись: «Милость Божия».

Описание брамы 2, соделанные от езувитов Врата едины, по сторонам их (л. 141об.) с самаго фундамента с правой стороны лев, с левои стороны слон, выше их две персоны зброиные: вверху врат 5 персон наподобие девическое, 4 держат венцы зеленые на мечах; [...] посреди их персона мужеская зброиная, держит голои меч в единои, а в другои руке держит 4 лва обузданных: на тои же персоне висит щит, с надписью такою: «Храброму»; около его военное оружие. Над теми персонами ганок, так же и по сторонам два ганка, на правои стороне стояли спеваки, на левои стороне трубачи. А выше первого ганку двери, а в них на коне стоял воин зброиный (л. 142) з голым мечем, щит имеючий на себе, на кото-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ром щите надпись сицева: «Покой творящему». По рамам также два воина зброиные подле их два столпа, под первым столпом надпись такова: «Счастливостию», под другим столпом: «Волностию». На тех столпах также стояли персоны [на] изображение девическое, на первом столпе Слава; на втором Счастие; около тех столпов 4 воина з голыми мечами; под теми персонами, по левой стороне Сампсон челюсти лву растерзает; под ним надпись такова: «Еще далей». По правои стороне вторая персона держит жезл, на том жезле, надпись: «Доволно». Под тою персоною (л. 142об.) змий седмоглавый. Другий ганок, выше его Беллена, то есть богиня воины в зеленом венце, около ней разных родов звери. Выше ея венец из мечеи голых сплетен на копиях, в том венце надпись такова: «Славному». Выше того венца третий ганок, по концам того ганка два аггела на столпах, на том же ганку оружие военное: а выше того оружия персона кролевского величества, около персоны четырех государств гербы, то есть орел московскои, по левои стороне; орел цесаря христианского, по правой стороне. Наверху орел полской, а внизу гриф Шведции. На самом верху персона женская, держащая в правой руке небо (л. 143), в левои руке землю.

Российский государственный архив древних актов.

Ф. 79. Д. 234. Л. 138об.-143.

A. V. Bogatyrev Lost triumphal archs on the occasion of the entry of Jan III So-bieski in Vilna

In the scope of the study is an unknown archival source that allows us to restore the appearance of works of art of the late XVII century - triumphal arches in honor of Jan III Sobieski's entry into the city of Vilna. For the information published about this event previously a more detailed information is provided. The existence of two different unique features of the triumphal arches is proven. The attitude of certain groups in Vilna to the king is shown, and a "portrait" of the monarch is depicted as seen by the citizens. Key-words: ceremonial arrivals of the kings, "porta triumphalis", Vilna, Jan III Sobieski, P. B. Voznicyn, archival sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.