СПОРТИВНАЯ жизнь
А. М. Деркач, А. А. Постникова, М. М. Муртазина, А. А. Кузьмина
тРИстА минут мировой ИстоРИИ: огонь XXVII всемирной летней универсиады 2013 в герценовском университете
XXVII Всемирная летняя Универсиада — Казань 2013*
Универсиада, или Всемирные студенческие игры, — международные спортивные соревнования среди студентов, проводимые Международной федерацией университетского спорта (ПБи). Традиция проведения Универсиад существует с 1905 года. Именно тогда в США состоялись первые международные состязания среди студентов. В 1919 году Жаном Птижаном была создана Конфедерация студентов. Под эгидой этой организации в 1923 году состоялись первые Всемирные игры студентов в Париже. В 1947 году был создан Международный союз студентов (ШЕ). В соревнованиях, проводимых этой организацией, почти не участвовали представители стран Запада. Последние игры, прошедшие под эгидой ШЕ, состоялись в Хельсинки в 1962 году. Правопреемницей Международной конфедерации студентов стала Международная федерация студенческого спорта (ПБи). Первыми играми, организованными ПБи и ее президентом доктором Полом Шлеймером, стали «Недели университетского спорта» 1947 года в Париже.
В настоящее время летние и зимние Универсиады проводятся каждые два года. В программах летних Универсиад — легкая атлетика, плавание, гимнастика, фехтование, прыжки в воду, водное поло, волейбол, баскетбол, теннис и один вид дополнительный по предложению страны-организатора. Программау зимних Универсиад составляют лыжные гонки, горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, фигурное катание, скоростной бег на коньках, хоккей.
На последних четырех Универсиадах Россия занимала почетное первое место в неофициальном общекомандном зачете. За последние 10 лет на Всемирных студенческих играх российские спортсмены получили 608 медалей.
31 мая 2008 года в Брюсселе было объявлено о победе Казани в праве проведения летней Универсиады 2013. Казань получила 20 голосов членов Исполнительного комитета Международной федерации студенческого спорта (ПБи) из 27 возможных. Миссия XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани состоит прежде всего в том, чтобы собрать молодых спортсменов со всего мира в городе с уникальным многонациональным наследием, продолжить российские спортивные традиции, послужить трамплином для новых поколений спортсменов, внести весомый вклад в формирование положительного имиджа России в мире.
2 июля 2012 года был объявлен старт Эстафеты огня XXVII Всемирной летней Универсиады 2013. Огонь торжественно зажжен в месте, где в 1923 году прошли первые Всемирные студенческие Игры — Университете Париж-Сорбонна, затем факел с пламенем отправился в кругосветное путешествие.
* От редакции. 150
Пятнадцатым городом России, принявшим огонь XXVII Всемирной летней Универсиады 2013, стал Санкт-Петербург. 29 мая Герценовский университет принял огонь XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 и дал старт его эстафете по Петербургу.
Ранним утром на Московский вокзал прибыл специальный поезд, доставивший транспортную колбу с огнем студенческих игр 2013. Затем огонь отправился в Герценовский университет, откуда позже стартовала эстафета.
В преддверии торжественной церемонии зажжения факела в Мариинском зале РГПУ им. А. И. Герцена прошла пресс-конференция. В ней приняли участие почетные гости: председатель Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Ю. В. Авдеев, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А. С. Максимов, ректор РГПУ им. А. И. Герцена В. П. Соломин, президент Российского студенческого спортивного союза О. В. Матыцин, президент Международной федерации студенческого спорта Клод Луи Гальен, знаменитая российская лыжница, шестикратная олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира, выпускница Герценовского университета Л. И. Егорова, директор по связям с общественностью Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» А. Е. Цыпкин.
Торжественная церемония зажжения факела прошла на площади перед главным корпусом Герценовского университета. Там к присутствующим присоединились председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.
Ректор Герценовского университета В. П. Соломин:
«Вы наверняка понимаете то волнение, ту радость, которую испытывает университет. В стенах Герценовского университета за 216 лет его деятельности произошло много событий — и исторических, и государственных. Но эстафету огня Всемирной Универсиады мы принимаем впервые.
Сегодня географическое пространство между Санкт-Петербургом и Казанью словно бы сжалось, а расстояние между двумя этими великими университетскими городами России фактически сократилось до нуля.
Впрочем, для сотрудников и студентов нашего университета Казань всегда была, наверное, гораздо ближе, чем для многих других петербуржцев, ведь мы входим на территорию университета именно с Казанской улицы.
Огонь Универсиады стал своеобразным символом: он зажигает сердца людей новыми стремлениями и добрыми чувствами. Именно в этом и есть смысл студенческого спорта; и здесь же мы видим глубокий смысл — ведь мы готовим педагогов — людей, чье призвание — зажигать сердца подрастающего поколения. Возможно, именно поэтому мы первые начинаем эстафету огня XXVII Всемирной летней Универсиады».
Председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга А. Н. Пархоменко:
«Я искренне рад тому, что сегодня огонь Универсиады горит в самом красивом городе планеты — Санкт-Петербурге. Надеюсь, что он зажжет сердца многих петербуржцев, и они почувствуют себя причастными к таким великим свершениям. Это прекрасный праздник!»
Директор по связям с общественностью Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» А. Е. Цыпкин:
«Олимпийским чемпионом можешь ты не быть, но заниматься спортом, пока ты студент — точно обязан! Мы рады, что наша компания поддерживает такое замечательное мероприятие».
Президент Международной федерации студенческого спорта Клод Луи Гальен:
«Идея создания Универсиады связана с традицией Олимпийских игр. Пламя Олимпиады и Универсиады зажигается от лучей солнца. В древние времена это носило рели-
Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2013
гиозный характер. В настоящее время шествие с факелом и сами игры — это символ единения человечества. Та страна, которая проводит Универсиаду, должна гордиться этим!»
Президент Российского студенческого спортивного союза О. В. Матыцин:
«Спорт и педагогика решают одну задачу — воспитание и образование через культуру. Огонь Универсиады символизирует объединение молодежи всего мира, а также дружбу. Спорт тесно связан с философией и историей педагогического университета. Он несет в себе образовательную и воспитательную функцию. Спортивная и образовательная составляющие и являются основанием концепции выбора Герценовского университета как базового вуза для проведения эстафеты».
Председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А. С. Максимов:
«Думаю, что Универсиада будет являться новой отправной точкой в развитии студенческого спорта как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом. Студенческий спорт выйдет на новую орбиту. Эстафета огня — знаковое событие. Губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко уделяет огромное внимание развитию студенческого спорта. Мы верим в наших студентов!»
Председатель Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Ю. В. Авдеев:
«Решающими факторам при выборе РГПУ им. А. И. Герцена в качестве стартовой точки эстафеты стали богатые традиции университета в сфере подготовки спортсменов самого высокого класса, а также то, что Герценовский университет, бесспорно, — символ Санкт-Петербурга и находится в исторической части города».
Герценовский университет стал первым пунктом следования огня Универсиады по Петербургу. Именно здесь прошли традиционная для событий такого масштаба пресс-конференция, грандиозный спортивный праздник, церемония зажжения факела от огня, бережно сохраняемого на пути его следования по миру в специальной капсуле, и, наконец, собственно старт петербургской эстафеты.
Более пяти часов — около трехсот минут из 359-дневного мирового трансконтинентального марафона — символ единства, дружбы и мира студентов планеты находился в исторических корпусах Герценовского университета на набережной Мойки.
Эти триста минут вписали Герценовский университет в историю мирового студенческого спорта и мирового спорта в целом. И здесь совпало все: богатые традиции подготовки спортсменов, сложившиеся в РГПУ им. А. И. Герцена, поколения российских учителей физкультуры, являющихся выпускниками Герценовского университета, эмоции наших студентов-паралимпийцев, только готовящихся сдать вторую в своей жизни экзаменационную сессию, и, конечно, планы организаторов сделать мероприятие как можно ярче и зрелищнее, подарить герценовцам, а также жителям и гостям Петербурга настоящий праздник.
Как подчеркнул ректор РГПУ им. А. И. Герцена В. П. Соломин, праздник и эстафета демонстрируют сопричастность Петербурга к Универсиаде, и не только к самой Универсиаде, но к ее действительно гуманистическим ценностям, объединяющим молодые умы и сердца. Универсиада в Казани рекордна по числу государств-участников, она соберет представителей 170 стран. Да и эстафета XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 не имеет аналогов в истории. Зажженный во французской Сорбонне, огонь Универсиады прошел через пять частей света, побывал в 51 городе мира, преодолел 104 тысячи километров и вызвал ликование полутора миллионов студентов, не считая тех, кто будет участвовать в самих соревнованиях на стадионах Казани и наблюдать за ними с трибун.
Петербург и Герценовский университет также внесли в этот праздник свою лепту. Триста минут в исторических корпусах одного из ведущих вузов России и Восточной
Европы, более полутора тысяч студентов и преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена, участвовавших в церемонии зажжения факела. Пять десятков представителей СМИ, освещавших событие в Герценовском университете и на первых этапах эстафеты огня на Казанской улице. До свидания, огонь Универсиады! Встретимся с тобой в Казани!
В. З. Кантор, А. Е. Митин, С. О. Филиппова
СтУДЕнты-ПАРАлИМПИйцы В ПЕДАГоГИчЕСКоМ УнИВЕРСИтЕтЕ: К проблеме формирования РЕАБИлитАционно-оБРАзоВАтЕльной СРЕДы
На нашей планете проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленными исследованиями доказано, что профессиональное образование является важнейшим аспектам реабилитации инвалидов. Однако инвалиды не всегда имеют равные с остальными возможности для получения профессии. Из более 3000 отечественных вузов только около 200 обучают в своих стенах людей с ограниченными возможностями здоровья и лишь в 50 из них можно насчитать более ста таких студентов.
По данным Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки России, в 2011 году по всем формам обучения в государственных и муниципальных вузах обучалось чуть более 19 тысяч инвалидов. Преимущественно они получают высшее профессиональное образование в обычных образовательных учреждениях (Н. Булгакова, 2012).
Кроме того, по сравнению с европейскими странами в России значительно уже спектр профессий, которые реально могут осваивать лица с ограниченной трудоспособностью, а те, которые традиционно предлагаются, не только не являются для них привлекательными, но и не имеют спроса на современном рынке труда.
Российский Союз ректоров в ноябре 2010 года провел опрос «Студенты-инвалиды в российский вузах» [2]. В опросе приняли участие 214 высших учебных заведений России, что составляет 25% от вузов, имеющих бюджетную форму обучения и дневное отделение. Были получены данные о 8 тысячах студентов-инвалидов. Целью исследования было выявление ключевых направлений активности вузов в области поддержки образовательного и профессионального становления молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
В итоге удалось зафиксировать параметры лояльности студенческого и преподавательского коллективов к учащимся-инвалидам; существующий уровень развития доступной среды; спектр специальностей, востребованных инвалидами, а также меры, посредством которых вузы обеспечивают им возможность получения высшего профессионального образования.
Однако в большей части вузов — участников опроса — отсутствует безбарьерная среда, связанная с установкой пандусов, лифтов, с созданием адаптированных рабочих мест, оборудования, специальной учебной литературы.
За рубежом ситуация значительно более благоприятная. Как отмечают в своем исследовании Дж. Холл, Т. Тинклин (2004), учреждения высшего образования достигли определенного прогресса в удовлетворении потребностей студентов с инвалидностью. Все они в настоящее время придерживаются сформулированных принципов доступности высшего образования для инвалидов, в каждом из них есть координаторы по вопросам инвалидности, оказывающие поддержку студентам и формулирующие проблемы перед руководством института. Информационные технологии улучшили доступ к учебным