Научная статья на тему 'Трихомикозы в детском возрасте: диагностика, лечение и профилактика'

Трихомикозы в детском возрасте: диагностика, лечение и профилактика Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1529
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОСПОРУМ / ТРИХОФИТОН / ДЕТИ / ГРИЗЕОФУЛЬВИН

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Ахмедова С. Д.

Исследована заболеваемость трихомикозами у 126 пациентов за 2012 год на базе детского кожно-венерологического диспансера №3 города Баку. Проведен анализ анамнестических, эпидемиологических, терапевтических и профилактических аспектов трихомикозов у детей. Доказано, что тщательный сбор анамнеза, своевременное выявление источников и контактов зараженных детей с проведением профилактических мероприятий в очагах инфекции, интегрирование работников дерматовенерологической и санитарно-эпидемиологической службы по профилактике трихомикозов, усиление мер по соблюдению санитарно-гигиенических норм в спортивных секциях являются важными факторами для снижения заболеваемости трихомикозами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трихомикозы в детском возрасте: диагностика, лечение и профилактика»

УДК 616.5-002.828-02-092-08-084

ТРИХОМИКОЗЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Исследована заболеваемость трихомикозами у 126 пациентов за 2012 год на базе детского кожно-венерологического диспансера №3 города Баку. Проведен анализ анамнестических, эпидемиологических, терапевтических и профилактических аспектов трихомикозов у детей. Доказано, что тщательный сбор анамнеза, своевременное выявление источников и контактов зараженных детей с проведением профилактических мероприятий в очагах инфекции, интегрирование работников дерматовенерологической и санитарно-эпидемиологической службы по профилактике трихомикозов, усиление мер по соблюдению санитарно-гигиенических норм в спортивных секциях - являются важными факторами для снижения заболеваемости трихомикозами.

Ключевые слова: микроспорум, трихофитон, дети, гризеофульвин.

В группу трихомикозов объединены микроспория, трихофития, фавус. Несмотря на повсеместное распространение трихомикозы чаще всего регистрируются в детском возрасте, преимущественно от 4 до 14 лет. Грибы поражающие волос, делятся на два основных типа: endotrix и ektotrix [2]. Первый тип характеризуется тем, что элементы гриба растут преимущественно внутри волоса, не вызывая резкой воспалительной реакции со стороны кожи [1,3]. Грибы, поражающие волос по типу ektotrix, растут преимущественно вокруг волоса и в эпителии внутреннего волосяного влагалища. Для типа endotrix характерно быстрое внедрение прорастающего гриба в волос, которое происходит в центре фолликула или в корневой части волоса. Здесь мицелий быстро развивается и распадается на споры; волос приобретает сходство с „мешком, заполненным орехами" [4,5]. Для типа ektotrix, которому свойственны быстрые темпы развития, характерно размножение мицелия гриба в волосе и вокруг него, в волосяном фолликуле. Гриб чехлом окружает волос, плотно заполняет его фолликулярную часть.

В Азербайджане особую предрасположенность к поражению волосистой части головы имеют Microsporum audouinii, Trichophyton violaceum, Trichophyton schonleinii. Клиническая картина микозов волосистой части головы вызванная зоофильными грибами (ektotrix) протекает в виде инфильтративно-нагноительных форм, антропофильными грибами (endotrix) в виде поверхностных слабовоспалительных поражений. Поверхностная трихофития волосистой части головы (Trichophytia superficialis capitis) возникает, как правило, у детей в возрасте от 6-12 лет. Основными возбудителями являются антропофильные грибы T. tonsurans и T. violaceum.

Микроспория волосистой части головы (Microsporia capillitii) отмечается почти исключительно у детей, взрослые больные составляют лишь 10 - 12%. Заражение детей чаще всего происходит в возрасте от 1 до 13, реже 15 лет. Возбудителями заболевания могут являться как антропофильные (M. audouinii, M. ferrugineum и др.), так и зоофильные (M. canis, реже M. distortium) грибы. Источники заражения и пути передачи инфекции при микроспории, вызванной антропофильными грибами, такие же, как при поверхностной трихофитии волосистой части головы, однако по контагиозности микроспория значительно превосходит трихофитию. Основными источниками заражения людей зоофильными микроспорумами являются больные кошки и собаки. Человек заражается при непосредственном контакте с больным животным (до 80% всех случаев заражения) или через предметы, загрязненные волосами или чешуйками кожи, содержащими M. canis. Заражение зоофильными микроспорумами людей непосредственно друг от друга наблюдается редко (3 - 4% случаев).

Микоз гладкой кожи может проявляться разнообразно, протекать остро или хронически. Острые формы микоза гладкой кожи вызываются антропофильными трихофитонами (T.violaceum, T.tonsurans) или антропофильными и зоофильными микроспорумами (M.audoinii, M.ferrugineum, M.canis). Хронический микоз гладкой кожи может быть обусловлен T.violaceum, T.tonsurans (хроническая трихофития гладкой кожи) или T.rubrum (руброфития, рубромикоз).

Несмотря на совершенствование методов диагностики и терапии микотических поражений волосистой части головы, практические врачи сталкиваются с трудностями в ведении данного контингента больных. Ошибки в диагностике трихомикозов являются одной из главных проблем. В литературе обсуждаются разные методы лечения трихомикозов [6]. Несмотря на наличие имидазольных препаратов, в педиатрической практике их назначение разрешено с 12 лет. Однако, препаратом выбора остается гризеофульвин, так как на практике он эффективнее тербинафина [7].

Целью работы было изучение клинических особенностей течения трихомикозов.

Материал и методы исследования. В 2012 году в стационаре инфекционного отделения Детского кожно-венерологического диспансера №3 города Баку зарегистрировано 126 детей в возрасте от 3 до 16 лет, страдающих трихомикозами, а также сочетанными формами трихомикозов и гладкой кожи. Проведено

микроскопическое исследование патологического материала: с волос взятых из очагов поражения, а также с чешуек с пораженной поверхности гладкой кожи. Одновременно проводили бактериологическое изучение исследуемого материала. Далее посев материала производили на среде Сабуро и инкубировали при 37° в течение 7-15 дней одновременно в аэробных условиях по общепринятому методу. Выделенные культуры идентифицировали до вида. Микробиологические исследования патологических материалов, взятых у больных проводили на кафедре микробиологии и иммунологии АМУ.

Результаты исследования и их обсуждение. Микроспория обусловленная M. Ferrugineum, диагностирована у 31 больного, характеризовалась наличием на волосистой части головы 1 - 2 крупных правильно округлой или овальной формы, резко ограниченных, не имеющих тенденции к слиянию очагов. Кожа в области этих очагов была слегка гиперемирована, немного отечна и густо покрыта серовато - белыми, отрубевидными чешуйками. Все волосы в очагах поражения были обломаны на высоте 4 - 6 мм над уровнем кожи и выглядели коротко подстриженными. Обломанные волосы имели серовато - белый цвет, были тусклыми за счет наличия на каждом из них чехла из спор гриба. По краю очагов поражения волосы легко выдергивались.

Микроспория, вызванная M. adouini, диагностирована у 25 больных. При этом, было характерно наличие одного большого очага и вокруг него - нескольких мелких. Очаги имели неправильную форму, нечеткие границы, часто сливались между собой. Они располагались в краевой зоне волосистой части головы и нередко распространялись на гладкую близлежащую кожу в виде фигурных высыпаний (дуг, колец, концентрических кругов и т. п.). Гладкая кожа на пораженных участках имела розовый цвет и покрыта небольшим количеством мелких чешуек. Скопление чешуек отмечалось, главным образом в устьях пушковых волос.

Глубокая трихофития волосистой части головы (керион Цельса) диагностирована у 41 пациента и была вызвана зоофильными трихофитонами (T.mentagrophytes и T.verrucosum), у 29 больных была обусловлена антропофильными (T.schonleinii). Заражение детей происходило, как правило, при непосредственном контакте с больным животным, реже через различные предметы, на которых имеются пораженные грибами волосы и чешуйки больных животных, а также в спортивных секциях по контактным видам спорта (каратэ, самбо, айкидо и др). Клинически эта форма характеризовалась инфильтратом полушаровидной или бугристой формы. Инфильтрат достигал размеров 6-8см в диаметре, имеет ярко-красный или синюшный цвет и резко очерченные границы. Количество очагов достигало нередко 5-6 у одного больного. Поверхность инфильтратов была покрыта глубокими пустулами и обломанными волосами. Со временем инфильтрат размягчался и покрывался гнойно-геморрагическими корками. После их удаления выявляются мелкие фолликулярные отверстия, напоминали медовые соты (kerion). При сдавливании инфильтрата из отверстий, как через сито, выделялись капли густого гноя. С корками и гноем легко отторгались пораженные волосы. Больные дети жаловались на болезненность в очагах поражения, так как, за счет всасывания продуктов распада грибов, пиококков и лизированных тканей наступала интоксикация организма, нередко развивался болезненный регионарный лимфаденит.

В связи с возрастным аспектом наблюдаемых, единственным доступным системным препаратом являлся гризеофульвин, при микроспории в расчете 20-22 мг, 18-20 мг на кг веса на 2-3 приема ежедневно до первого отрицательного анализа на грибы, с последующим снижением дозировки.

Из 126 пациентов у 83 микоз был ассоциирован с посещением спортивных секций по контактным видам спорта. У 25 пациентов в анамнезе отмечен контакт с домашними животными, у остальных 18 пациентов эпидемиологически отмечен семейный анамнез. Представленные данные свидетельствуют о том, что детский возраст является очень уязвимым при трихомикозах. Несмотря на редкость инфильтративно-нагноительной формы трихофитии в нашем исследовании эта форма трихомикоза наблюдалась в 55% случаев. Причиной инфильтративно-нагноительного течения глубокой трихофитии у детей являлись не только особенности возбудителей, но и сопутствующая пиококковая микрофлора. Без проведения соответствующего культурального исследования можно только предположительно отнести гриб, вызвавший трихомикоз к роду Trichophyton или Microsporum. Проведение неполноценного микологического исследования способствует ошибкам в диагностике трихомикозов и приводит к неэффективности лечения основного заболевания, назначению нерациональной топической стероидной терапии.

Тщательный сбор анамнеза, своевременное выявление источников и контактов зараженных детей с проведением профилактических мероприятий в очагах инфекции, интегрирование работников дерматовенерологической и санитарно-эпидемиологической службы по профилактике трихомикозов, усиление мер по соблюдению санитарно-гигиенических норм в спортивных секциях - являются важными факторами для снижения заболеваемости трихомикозами. Бактериологическая диагностика, культуральные исследования -являются важным подспорьем для практикующих врачей во избежание терапевтических ошибок и в повышении эффективности антифунгальной терапии.

1. Медведева Т.М. Ошибки в диагностике и лечении трихомикозов./ Т.М. Медведева, Л.М. Леина, Т.С. Богомазова // Клин дерматол и венерол 2003.- № 1.- С. 19 - 21.

2. Медведева Т.В. Трихомикозы.- история изучения, современные представления об эпидермиологии, этиологии, диагностике и лечении./ Т.В.Медведева, Л.М.Леина, Г.А.Чилина [и др.] // Клин дерматол и венерол 2011.- № 6.- С. 4 - 8.

3. Потекаев Н.С. Ламизил.- 10 лет в России./ Н.С. Потекаев, Н.Н. Потекаев, В.М. Рукавишникова // - М.:Медицинская книга.- 2003.- 96 с.

4. Потевааев Н.Н. Ошибки диагностики трихофитии у детей./ Н.Н.Потевааев, И.М.Корсунская, И.Я. Климова [и др.] // Клин дерматол и венерол - 2003.- №1.- С. 19 - 21.

5. Разнатовский К.И. Дерматомикозы. СПб.- / К.И. Разнатовский, А.Н. Родионов, Л.П. Котрехова // Издательский дом СПбМАПО - 2006.- 184 с.

6. Romano C. Tinea incognito in Italy.- a 15 - year survey./ C. Romano, E. Maritati, C. Gianni // Mycoses - 2006.- Vol.49.- № 5.- P.383 - 387.

7. Tey H.L. Meta - analysis of randomized, controlled trials comparing griseofvulin and terbinafine in the treatment of tinea capitis. / H.L. Tey, A.S. Tan, Y.C. Can //J Am Acad Dermatol - 2011.- Vol.64.- №4.-P. 663 - 670.

ТРИХОМ1КОЗИ В ДИТЯЧОМУ В1Ц1: Д1АГНОСТ ИКА, Л1КУВАННЯ ТА ПРОФ1ЛАКТИКА Ахмедова С.Д.

Вивчена захворювашсть трихомкозами у 126 пащен-пв за 2012 рк на базi дитячого шгарно-венеролопчного диспансеру №3 мюта Баку. Проведений аналiз анамнестичних, ешдемюлопчних, терапевтичних та профшактичних аспекпв трихомiкозiв у дгтей. Доведено, що ретельний збiр анамнезу, своечасне визначення джерел i контакпв шфкованих д™й з проведенням профшактичних заходiв у вогнищах шфекцп, штегрування пращвнимв дерматовенеролопчно! i санiтарно-епiдемiологичноi служби з метою профшактики трихомiкозiв, посилення заходiв з дотримання санiтарно-гiгiенiчних норм в спортивних секщях - е важливими факторами для зниження захворюваностi на трихомшози.

Ключов1 слова: мiкроспорум, трихоф™н, дiти, гризеофульвiн.

Стаття надiйшла 1.11.2013 р.

TRICHOMYCOSIS IN INFANCY: DIAGNOSTICS, TREATMENT AND PROPHYLAXIS Ahmedova S.D.

In 2012 in the hospital of infectious department of Children's Dermatovenerology Dispensary №3 of Baku, there were registered 126 children between 3 - 36 years, suffering from trichomycosis, and the mixed forms of trichomycosis and smooth skin. Without holding the appropriate cultural research it is only presumably possible to attribute fungus, causing trichomycosis to the race of Trichophyton or Microsporum. Bacteriological diagnostics, cultural researches are the important aid for practicing doctors to evade therapeutic mistakes and to increase the effectiveness of antifungal therapy.

Key words: microsporum, trichopytia, children, griseofulvin.

Рецензент Траверсе Г.М.

УДК617.764.1+617.7-089.243]-08

ЕФЕКТИВН1СТЬ Л1КУВАННЯ СИНДРОМА СУХОГО ОКА У ПАЦ1еНТ1В, ЯК1 ТРИВАЛИИ ЧАС КОРИСТУЮТЬСЯ М'ЯКИМИ КОНТАКТНИМИ Л1НЗАМИ

Згщно даних лгтератури синдром сухого ока зустрiчаеться, на сьогодш у 30 - 45% населення, причому контактш лшзи часто е причиною розвитку вторинного синдрому «сухого ока». Виявлено в основнш груш: у 17 (85%) пащент1в ознаки синдрому сухого ока рiзного ступеня вираженостг В контрольны групi цi симптоми спостеркалися лише у 5 (23%) пащент1в. При проведеннi функцiональних проб: в основнш груш тест Ширмера - 7,51 ± 1,03 мм; проба Норна - 6,0 ± 1,5 с; в контрольнш груш тест Ширмера склав в середньому 12±0,73 мм, а проба Норна 23±1,2 с. Для корекцii виявлених змiн в основнiй групi призначено очну емульсш циклоспорину по 1 краплi 2 рази на день на протязi не менше 3-х мюящв. Через 2 мiсяцi використання в основнш груш тест Ширмера 10,12 ± 1,4 мм, а проба Норна до 15,1 ± 1,1 с. Враховуючи, що режим використання препарату двiчi на день, пащенти змогли повернутися до користування контактними лшзами, продовжуючи iнстиляцii препарату до надягання та шсля зняття лiнзи.

Ключов1 слова: синдром сухого ока, контактш лшзи, циклоспорин.

Синдром сухого ока - це патолопчний стан, який проявляеться недостатшм зволоженням ока та його оболонок. Зпдно даних лиератури цей симптомокомплекс зустр1чаеться, на сьогодш у 30 - 45% населення [1,2]. Контактш лшзи е поширеним 1 ефективним засобом оптичноi корекцп аномалш рефракцп у всьому свт [6]. Однак за даними багатьох авторiв, контактнi лшзи часто е причиною розвитку вторинного синдрому «сухого ока» [1,3]. Через це щорiчно значне число пащенпв вщмовляеться вщ носiння контактних лшз внаслiдок дискомфорту, однiею з основних причин якого i е дисфункщя слiзноi плiвки. Наслiдками носiння контактних лшз та виниклоi дисфункцп слiзноi плiвки е: поява симптомiв синдрому «сухого ока», таких як почуття стороннього тша, печи, сухосп в очах, можливе зниження зору, розвиток запальних ускладнень i непереносимосп контактних лшз [4]. Виникненню цього процесу сприяють механiчний вплив лiнзи на ропвку, виснаження компенсаторних механiзмiв рефлекторноi регуляцп сльозопродукцп та секрецп лшвдв чи муцину при тривалому впливi подразнення, зниження чутливостi рогiвки i порушення нейрорефлекторного механiзму сльозовидiлення, а також тривалий гiпоксичний стрес i можливий розвиток запалення [1]. Значну роль у виникненш та посиленш клiнiчних проявiв синдрому «сухого ока» вщграють фактори зовнiшнього середовища, пов'язаш з професiйною дiяльнiстю пацiента [7]. Функцюнальш та клiнiчнi ознаки симптоматичного «сухого ока» виявляються практично у кожного третього пашента, що користуеться контактними лшзами i мае порушення цшсносп епiтелiю рогiвки [ 5].

Метою роботи було визначення ефектившсп лшування порушень сльозопродукцii i вплив на стан ропвки у пащенпв, що довгостроково користувалися м'якими контактними лшзами.

Матер1ал та методи дослщження. Нами обстежено 42 пацiента у вщ вiд 18 до 40 роюв з гiперметропiею вiд +3,0 до 7,5 дптр та мютею вщ -1,5 до -10,5 дптр. Пацiенти були роздiленi на 2 групи: основна група - 20 оаб, якi тривалий час користувалися м'якими контактними лшзами для корекцп патологи рефракцп i пред'являли суб'ективш скарги на «сухiсть», печiю i «вiдчуття стороннього тiла» в очах, зниження зоровоi працездатностi через нестабшьшсть гостроти зору; контрольна група - 22 пащента, що не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.