Научная статья на тему 'Триада "верховенство закона, единство и укрепление законности" как формула права'

Триада "верховенство закона, единство и укрепление законности" как формула права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1207
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / ЕДИНСТВО / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / УКРЕПЛЕНИЕ / ФОРМУЛА ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боев Александр Александрович

В статье автором рассматривается триада «верховенство закона, единство и укрепление законности» как формула права, ее основные признаки, такие как лаконично выраженное устойчивое правило правотворчества, правоприменения и правоконкретизации, а также нормативность, общеобязательность, принудительность. Проведенный анализ показывает, что данная формула права решает задачи вертикальной и горизонтальной синхронизации механизма правового регулирования путем приведения к единому основанию, к взаимосогласованному функционированию и развитию процессы правообразования и правового регулирования общественных отношений, что обеспечивает целостность права и всего законодательства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRIAD "RULE OF LAW, UNITY AND STRENGTHENING OF LEGALITY" AS A FORMULA IS RIGHT

In the article the author considers the triad «rule of law, unity and strengthening of legality» as a formula of law, its main features, such as a laconically expressed stable rule of lawmaking, law enforcement and concretization, and normativity, universality, compulsiveness. The analysis shows that this legal formula solves the problems of vertical and horizontal synchronization of the legal regulation mechanism by bringing to the common basis, to the mutually agreed upon functioning and development the processes of legal education and legal regulation of public relations, which ensures the integrity of the law and all legislation in general.

Текст научной работы на тему «Триада "верховенство закона, единство и укрепление законности" как формула права»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

10.5. ТРИАДА «ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА, ЕДИНСТВО И УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ» КАК ФОРМУЛА ПРАВА

Боев Александр Александрович, аспирант

Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

alex. boew@gmail. com

Аннотация: в статье автором рассматривается триада «верховенство закона, единство и укрепление законности» как формула права, ее основные признаки, такие как лаконично выраженное устойчивое правило правотворчества, правоприменения и правоконкретизации, а также нормативность, общеобязательность, принудительность. Проведенный анализ показывает, что данная формула права решает задачи вертикальной и горизонтальной синхронизации механизма правового регулирования путем приведения к единому основанию, к взаимосогласованному функционированию и развитию процессы правообразования и правового регулирования общественных отношений, что обеспечивает целостность права и всего законодательства в целом.

Ключевые слова: законность, единство, правотворчество, регулирование, укрепление, формула права.

THE TRIAD «RULE OF LAW, UNITY AND STRENGTHENING OF LEGALITY»

AS A FORMULA IS RIGHT

Boev Alexander A., postgraduate student

Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration

alex. boew@gmail. com

Annotation: in the article the author considers the triad «rule of law, unity and strengthening of legality» as a formula of law, its main features, such as a laconically expressed stable rule of lawmaking, law enforcement and concretization, and normativity, universality, compulsiveness. The analysis shows that this legal formula solves the problems of vertical and horizontal synchronization of the legal regulation mechanism by bringing to the common basis, to the mutually agreed upon functioning and development the processes of legal education and legal regulation of public relations, which ensures the integrity of the law and all legislation in general.

Keywords: legality, unity, law-making, regulation, strengthening, the formula of law.

Конституционное и муниципальное право, как и другие отрасли права, образующие юридическую основу правопорядка, характеризует не только нормативность, общеобязательность, обеспеченность публичной принудительной силой, но и формально-содержательная определенность правового регулирования, которая может быть выражена в форме формул права (лат. formula - форма, правило, предписание)1. Формул, которые, по мнению В.С. Нерсесянца, «выражают по существу нечто общее - всеобщие законы изучаемого мира (объекта всех наук), т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем (математически-числового, правового, физического, химического, биологического и т.д.)» [11, с. 4].

С помощью формул права, как и с помощью правовых идей, доктрин, императивов и принципов права могут фиксироваться и раскрываться формальные и содержательные закономерности организации правового пространства, взаимосвязи совокупности правовых актов (норм) конституционного, муниципального и других отраслей права. Ибо, как отмечает И.Л. Честнов, «существование внутреннего содержания невозможно вне его внешней формы» [14, с. 314].

В юриспруденции формула права как способ выражения сущности и закономерностей социального порядка (правопорядка), как правило, как требование к юридической деятельности, как форма обязывания возникла в глубокой древности. Так, в IV веке до н.э. в Древнем Риме Гней Фла-

1 Особая форма закрепления устойчивого в своей определенности порядка, правила поведения в римском праве.

вий опубликовал сборник юридических формул, которые по закону употреблялись в процессе (legis actiones). Этот сборник дополнил новыми исковыми формулами (ius Aelianum) в начале II в. до н.э. Секст Элий Пет, который также издал книгу, где соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами [10, с. 96]. В работах российского правоведа, доктора римского права И.А. Покровского отмечается, что «формула права была введена законом Эбуция, а затем расширена законом Августа» [10, с. 96].

В Римской империи с помощью формул права, формулярного процесса преторы осуществляли правотворчество и судопроизводство. Существенным элементом правовой деятельности юристов того времени было сообщение нужных формул права при заключении сделок (cavere), а также при ведении дела в суде (agere) [10, с. 96]. Формула права излагала юридическую сущность, рамки в которых должно было двигаться правовое производство. Примером подобного производства является петиторная формула: «Если окажется ...присуди, если не окажется .оправдай» [6, с. 472]. В целом, исходя из определения права, данного в римском праве, формула права реа-лизовывала функцию обеспечения добра и справедливости.

Значение формул права было настолько велико, что как отмечает В.С. Нерсесянц, они носили сакральный характер [10, с. 358]. Так, из истории права известно, что Ф. Бэкон «придавал важное значение составлению свода законов, куда должен был войти свод всевозможных процессуальных формул по каждому разделу права» [10, с. 208]. Гегель в работе «Наука логики» связывал точность познания, определенность пред-

Боев А. А.

ТРИАДА «ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА, ЕДИНСТВО И УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ» КАК ФОРМУЛА ПРАВА

ставления свободы, права, нравственности с исчислением и выражением их с помощью формул [4, с. 243].

В современной юридической науке и практике продолжают использоваться множество разных формул права. В их числе: «Дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе», «Запрещено все, кроме прямо разрешенного в законе». Данные формулы права решают задачу и определяют правила двух типов правового регулирования (общедозволительного и разрешительного). В числе формул права можно назвать: «закон смотрит вперед, а не назад», «в невозможном не может быть обязательств», «если ..., то ..., а в противном случае ...» и др. Следует отметить, что и в «Паспортах научных специальностей ВАК» используется выражение «формула специальности».

В то же время нельзя признать выражения «казнить нельзя помиловать» и «запретить нельзя разрешить» формулами права. И не из-за того, что в них отсутствует необходимый элемент (запятая), а в силу того, что данные выражения не содержит в себе правила решения юридических задач, не формулирует «устойчивое в своей определенности правило поведения» [5, с. 104].

В.С. Нерсесянц, обращая внимание на высказывание Соловьева относительно того, что «формула . существует лишь как общее идеальное условие всех положительных правовых отношений, в них и через них», указывает такую важную особенность данного атрибута права как идеальный образ того, как должно быть, в каких рамках должны решаться правовые задачи [10, с. 628].

Из вышеизложенного следует, что формула права фиксирует всеобщность конкретных, логически обоснованных правил правопорядка. В этой связи трудно согласиться с предлагаемой Холмсом формулой, изложенной в работе «Общее право» (1881 г.), что «жизнь права не имеет логики: она имеет опыт». Очевидно, что при помощи формулы права довольно сложные правила обеспечения правового порядка, законопослушного поведения могут быть логично изложены и зафиксированы в компактной удобной для использования форме. Форме, позволяющей более качественно осуществлять правотворчество, правореализацию, правообеспечение.

Из определения права данного С.С. Алексеевым вытекает, что формулой права является общее правило образования системы общеобязательных норм, признаваемых государством и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (предписанного, запрещенного) поведения [1, с. 76]. Исходя из определения права, данного В.С. Нерсесянцем и В.А. Четверниным, под формулой права следует понимать общее правило обеспечения единства равной для всех нормы и меры свободы и справедливости [11, с. 7].

Выражение «Верховенство закона, единство и укрепление законности» (ВЗ-ЕиУЗ) несомненно является формулой права. Данная триада ВЗ-ЕиУЗ содержит необходимые признаки формулы права. А именно: лаконично выраженное устойчивое правило правотворчества, правоприменения и правоконкретизации, а также нормативность, общеобязательность, принудительность.

Признание ВЗ-ЕиУЗ формулой права автор связывает со свойствами данного выражения выступать идеальным условием, быть общерегулятивным правилом, выступать универсальным предписанием порядка организации нормативно-правовой и институциональной системы правового государства, являться обязательным элементом правотворческой,

правоприменительной и правозащитной деятельности, правомерного поведения2.

Формула права ВЗ-ЕиУЗ обладает такими существенными признаками как: всеобщность, императивность, общезначимость, общеобязательность и универсальность. Она формирует и отражает актуальные закономерности развития правового государства. Формула права ВЗ-ЕиУЗ нацеливает на единообразное понимание и точное исполнение правовых предписаний, деятельность на основании и в порядке, установленном законодательством, стимулирование соблюдения закона, законности, недопущение отступления от закона и законности, произвольное толкование их, последовательную борьбу с правонарушениями, неотвратимость наказания за нарушение закона и законности [7, с. 41].

Раскрывая юридические зависимости правовой деятельности, формула права ВЗ-ЕиУЗ определяет правомочность толкования, иерархизации, классификации, систематизации, комментирования и верификации нормативно правовых актов. За счет присущих ей свойств, формула права ВЗ-ЕиУЗ дает возможность отличать правовую деятельность от неправовой.

Формула права ВЗ-ЕиУЗ выступает в качестве органичного правила принятия юридически значимых решений [13, с. 87]. Признание «верховенство закона, единство и укрепление законности» формулой права не отрицает признание «формулой юридического мира . принципа формального равенства» [11, с. 4].

Формулы права ВЗ-ЕиУЗ содержат юридические требования, предъявляемые как внешней форме нормативных актов, так и их содержанию. Данная формула права решает задачи вертикальной и горизонтальной синхронизации механизма правового регулирования путем приведения к единому основанию, к взаимосогласованному функционированию и развитию процессы правообразования и правового регулирования общественных отношений, что обеспечивает целостность права и всего законодательства.

Как способ организации правового регулирования формула права ВЗ-ЕиУЗ выступает системно-комплексным инструментом, составные части которого трактуются не отдельно, изолированно, а в единстве, контексте общей логики, в рамках единой цельной конструкции. Данная формула предписывает конструктивные, регулятивные и охранительные правила решения сложных многоуровневых отраслевых, межотраслевых и общеправовых задач.

В отличие от конкретных правоотношений, «в которых четко определены субъекты их взаимные права и обязанности» формула права ВЗ-ЕиУЗ порождает правоотношения общего характера, в которых не зафиксированы субъекты, их взаимные права и обязанности [8, с. 22]. Однако с данным требованием формулы права должны сообразовывать свою деятельность все субъекты конституционных и муниципальных отношений.

В отличие от формулы «закон есть закон» юридико-позитивистского понимания и истолкования права формулы Г. Райнера, выражающей всеобщий принцип естественного права - «каждому свое» [10, с. 96], формула права ВЗ-ЕиУЗ содержит ассоциативную последовательность вопросов «как?», «каким образом?» и резюмирующий ответ «только так!», «только таким образом!».

2 Особый способ конструирования (образования) и закрепления права, правовая конструкция, императивное правило поведения.

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

Формула права ВЗ-ЕиУЗ возлагает на субъекты права позитивную обязанность, которую они должны совершать точно в соответствии с предписанием и в полном объеме. Несоблюдение конструктивных, регулятивных и охранительных требований формулы права ВЗ-ЕиУЗ в теории и юридической практике порождает казуистику, несогласованность, противоречие, проблемы и коллизии в правовом регулировании.

Формула права ВЗ-ЕиУЗ нацеливает на единообразное понимание и точное исполнение правовых предписаний, деятельность на основании и в порядке, установленном законодательством. Посредством формулы права ВЗ-ЕиУЗ осуществляется: правовая «навигация», регламентация структуру правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция), единообразное понимание и точное исполнением правовых предписаний [7, с. 42].

Исходя из предмета конституционного права, определяемого М.В. Баглаем, формула конституционного права ВЗ-ЕиУЗ определяет правила в сфере «а) охраны прав и свобод человека (отношение между человеком и государством); б) устройства государства и государственной власти (властеотноше-ния)», в) взаимодействия правовых институтов между собой; «чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования» [2, с. 5, 29].

Очевидно, что применительно к формуле права ВЗ-ЕиУЗ требуется однозначно четкое взаимосогласованное понимание и определение содержания ее составных частей. Исходным в этом определении является уяснение содержания понятий «верховенство» и «законность».

В истории права имеются случая деформации содержания данной формулы права, когда верховенство закона подменялось диктатурой закона, правовая законность - деспотической, революционной, тоталитарной законностью, а также классовой, революционной, общенародной, социалистической, теологической законностью, а также единством и укреплением таковых. В подобных случаях налицо подмена формулы права, юридической формулой, где верховенство закона, законность используются не как способ реализации естественного права, а как способ подавления и устрашения, нарушения прав человека.

В правовом государстве это недопустимо. Функциональный диапазон формулы права ВЗ-ЕиУЗ позволяет говорить о ней как о высшем правовом требовании, словами Н.В. Витрука, идеи, системе реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Аналогичную позицию занимает В.А. Лебедев, указывающий на правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства [9, с. 35].

Очевидно и то, что не только «бесполезно издавать законы, если им не подчиняются» [12, с. 29], но и недопустимо в правовом государстве издавать законы, не отвечающие требованиям формулы права ВЗ-ЕиУЗ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,28%.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998.

3. Вологдин А.А. Римское право. М.: Юстиция, 2015.

4. Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

5. Голубева Л.А. Формула права: постановка вопроса. Журнал правовых и экономических исследований, 2013. № 4.

6. Зайков А.В. Римское частное право в систематическом изложении (Образцы важнейших римских формул). М., 2012.

7. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: научный доклад / Под общ. ред. О.С. Капинус. - М., 2015.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристь, 2002.

9. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права: учебное пособие: конспект лекций. М., 2003.

10. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. 4-е изд. М., 2004.

11. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 3-15.

12. Омельченко О.А. Римское право. М., 2000.

13. Чернобель Г.Т. Правовые принципы как идеологическая парадигма. Журнал российского права. 2010. № 1.

14. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб., 2012.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Боева А. А. «Триада «верховенство закона, единство и укрепление законности» как формула права» В современных условиях формула права «верховенство закона, единство и укрепление законности» (ВЗ-ЕиУЗ) решает проблему сложного многоуровневого межотраслевого характера взаимосвязи правовых норм на местном уровне, отраслевой юридической идентичности, конструктивной взаимообусловленности конституционного, муниципального права и других отраслей права. Поэтому статья Боева А.А., в которой рассматриваются характерные признаки верховенства и единства законности в системе местного самоуправления, написана на актуальную и востребованную тему.

Проведенный автором детальный анализ позволил прийти к научно обоснованному выводу о том, что «формула права ВЗ-ЕиУЗ в системе местного самоуправления выступает в роли специфической формы публично-властного принуждения, применяющего дополнительные основания обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, в том числе привлечение к ответственности».

Практические предложения, представленные в статье, могут представлять интерес для поиска новых направлений конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления в целях формирования особой среды правотворчества и правореализации на местном уровне.

Актуальность рассматриваемых проблем, концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации в научном издании.

Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

Г.Н. Щедролюбова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.