Научная статья на тему 'Три взгляда на Францию 1838-1839 гг. : П. А. Вяземский, В. М. Строев, М. П. Погодин'

Три взгляда на Францию 1838-1839 гг. : П. А. Вяземский, В. М. Строев, М. П. Погодин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
577
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ / РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОРОЛЬ ЛУИ-ФИЛИПП / ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I / П.А. ВЯЗЕМСКИЙ / В.М. СТРОЕВ / М.П. ПОГОДИН / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ РОССИИ И ФРАНЦИИ / JULY MONARCHY / RUSSIAN-FRENCH RELATIONS / KING LOUISPHILIPPE / EMPEROR NICHOLAS I / P.A. VYAZEMSKY / V.M. STROYEV / M.P. POGODIN / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS IN RUSSIA AND FRANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таньшина Наталия Петровна

В центре статьи анализ восприятия Парижа и Франции тремя российскими интеллектуалами: П.А. Вяземским, В.М. Строевым и М.П. Погодиным, оказавшимися во французской столице в одно время в тот период, когда отношения между странами были весьма напряженными по причине негативного отношения российского императора Николая I к режиму, рожденному Июльской революцией 1830 г. Ограничение взаимных контактов только подогревало неиссякаемый интерес россиян к Франции. Воспитанные французскими гувернерами, глубоко знавшие французскую историю и культуру, наши соотечественники испытали противоречивые впечатления от Парижа и Франции. Принадлежа к одной социокультурной среде, близкие по роду занятий и духу, они интересовались, прежде всего, политической, общественной и культурной жизнью Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three views on France in 1838-1839: P.A. Vyazemsky, V.M. Stroyev, M.P. Pogodin

The main issue of the article is the analysis of the perception of Paris and France by three Russian intellectuals: P.A. Vyazemsky, V.M. Stroyev, M.P. Pogodin, who stayed in the capital of France at the same time when the relations between the two countries were very tense because of the negative attitude of the Russian Emperor to the regime, caused by the July Revolution of 1830. The limitation of mutual contacts only aroused the endless interest of Russians to France. Our compatriots brought up by French tutors, who deeply knew French history and culture, had experienced contradictory impressions, being in Paris. Belonging to the same socio-cultural environment, having similar occupation and spirit, they were interested, first of all, in political, social and cultural life of France.

Текст научной работы на тему «Три взгляда на Францию 1838-1839 гг. : П. А. Вяземский, В. М. Строев, М. П. Погодин»

Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Н.П. Таньшина

Три взгляда на Францию 1838-1839 гг.: П.А. Вяземский, В.М. Строев, М.П. Погодин

В центре статьи - анализ восприятия Парижа и Франции тремя российскими интеллектуалами: П.А. Вяземским, В.М. Строевым и М.П. Погодиным, оказавшимися во французской столице в одно время - в тот период, когда отношения между странами были весьма напряженными по причине негативного отношения российского императора Николая I к режиму, рожденному Июльской революцией 1830 г. Ограничение взаимных контактов только подогревало неиссякаемый интерес россиян к Франции. Воспитанные французскими гувернерами, глубоко знавшие французскую историю и культуру, наши соотечественники испытали противоречивые впечатления от Парижа и Франции. Принадлежа к одной социокультурной среде, близкие по роду занятий и духу, они интересовались, прежде всего, политической, общественной и культурной жизнью Франции.

Ключевые слова: Июльская монархия, российско-французские отношения, король Луи-Филипп, император Николай I, П.А. Вяземский, В.М. Строев, М.П. Погодин, межкультурные коммуникации России и Франции.

В России всегда существовал глубокий и неподдельный интерес к Франции, ее культуре, истории, цивилизации. Между тем, история отношений между нашими странами, корнями уходящая еще в Киевскую Русь, показывает, что в них постоянно присутствовали и противоборствовали две тенденции: сближения и отчуждения. На разных этапах превалировала то одна, то другая. Причем вторая - чаще. Одним из таких «холодных» периодов явились годы существования

О" 2

во Франции режима Июльской монархии (1830-1848), возникшего "уё в ходе Июльской революции 1830 г., возведшей на престол короля ^ 2 г-с Луи-Филиппа Орлеанского, за которым закрепилось прозвище «короля 'о з ° баррикад». Для императора Николая I, ревностного защитника принци- § ¡ь па самодержавия и легитимизма, это был жестокий удар: на его глазах I ^ рушилась так старательно защищаемая им Венская система. Для Нико- > лая Павловича король Луи-Филипп так и остался узурпатором трона, о «похитившим» корону у малолетнего герцога Бордоского.

Несмотря на признание Николаем I режима Июльской монархии, контакты между нашими странами были предельно ограничены: император опасался, как бы его подданные не заразились во Франции революционными настроениями, поэтому разрешения на поездку в эту страну выдавались крайне неохотно. Согласно французским данным, в 1832 г. в Париже проживало всего лишь 310 русских [4, с. 873]. К 1839 г. в Париже проживало 1830 русских [Там же, с. 874-875].

Так получилось, что в 1838-1839 гг. в Париже оказались трое русских интеллектуалов, для которых путешествие в «столицу мира» было мечтой всей жизни. Это кн. Пётр Андреевич Вяземский, Владимир Михайлович Строев и Михаил Петрович Погодин1. Все они - публицисты, журналисты, литературные критики, писатели; Погодин и Строев - профессиональные историки. Весьма умеренных политических взглядов, по крайней мере, к этому времени. Вяземский в 1821-1828 гг. находился в опале, был вынужден оставить «Московский телеграф», даже думал об эмиграции, но после личного обращения к государю был принят на службу чиновником особых поручений при министре финансов. Погодин вместе с Н.Г. Устряловым развивал теорию официальной народности, придерживался консервативных взглядов.

Их интересовали сходные вещи, прежде всего, интеллектуальные течения, образ жизни, нравы, развитие культуры. Именно на это они обращали внимание и отражали в своих письмах и книгах. К режиму парламентского правления относились изначально настороженно, но политика их весьма интересовала, хотя Вяземского порой больше раздражала.

Каким образом эти люди оказались во Франции? Парижский меценат с русскими миллионами и итальянским титулом князя Сан-Донато,

1 Кн. П.А. Вяземский (1792-1878) - литературный критик, историк, переводчик, публицист, государственный деятель. Один из основателей и первый председатель Русского исторического общества (1866 г.), действительный член Академии наук (1839 г.). М.П. Погодин (1800-1875) - историк, коллекционер, журналист, публицист, писатель-беллетрист, издатель. В 1826-1844 гг. - профессор Московского университета. В 1841-1856 гг. издавал близкий к славянофилам журнал «Москвитянин». В.М. Строев (1812-1862) - историк, писатель, журналист и переводчик.

of

i Анатолий Демидов, понимая, что во Франции существовали крайне & ^ недостоверные сведения о России, задумал распространить в чужих § о краях объективную информацию о своем отечестве. Выбор пал на Стро-g il ева, который должен был собирать материалы и передавать их францу-

U

s g зам. Он приехал в Париж осенью 1838 г. Однако результатом этого путе-s шествия стала книга не о России, а о Франции - «Париж в 1839 году». Вяземский, долгие годы бывший «невыездным» и опальным, впервые выехал за границу в 1835 г., а во Франции оказался во время второй поездки летом 1838 - весной 1839 гг., причем полулегально, поскольку отпуск им был получен для лечения глаз в Германии. В 1838 г., путешествуя по Европе, Париж увидел и Погодин. Книга Строева была опубликована в Петербурге в 1841 г., «Дорожный дневник» Погодина - в 1844 г. в Москве (в 1841 г. публиковался в журнале «Москвитянин»), а письма Вяземского - только в 1937 г. в сборнике «Литературное наследство».

Все они сгорали от нетерпения увидеть Францию и особенно ее столицу. Для всех наших соотечественников сам факт того, что они оказались в Париже, был потрясением. Вот, действительно, «увидеть Париж и умереть»! У Вяземского не хватает слов для описания своих эмоций: «Не уж ли я в самом деле в... в... в... Сила крестная с нами! Выговорить не могу! Так дух и спирает. Чертенята в глазах пляшут, в глазах рябит, в ушах звучит, в голову стучит!» [1, с. 121].

Сходные чувства одолевали и Погодина, когда в дилижансе он направлялся из Марселя в Париж: «Чем более приближались мы к Парижу, тем нетерпение увеличивалось... Признаюсь, я был неспокоен, почти в смятении. Мысль, что сейчас увижу Париж, о котором с молодых лет столько слыхал, читал, думал, производила особое действие» [5, ч. 1-2, с. 210].

Однако самые первые впечатления от Франции оказались противоречивыми. У Вяземского идеальный образ этой страны вовсе не совпал с реальностью. В письме от 22 августа 1838 г., написанном по дороге из Страсбурга в Мец, он сообщал: «Странное дело! Я не нахожу Франции... Все тихо, все безмолвно! Нет ни одной водевильной сцены. Ни слова не слышу о политике. Cette belle France - Тамбовская губерния... Воля ваша, смешно сказать, а что-то есть унылое - может быть болезненное и недовольное - в общем чувстве Франции». Правда, Пётр Андреевич добавлял: «Может быть, и зеркало мое тускло, и без сомнения, и эта причина должна войти в воображение, но должна быть и правда, независимая от меня» [1, c. 120].

Париж произвел неоднозначное впечатление на наших соотечественников. Он их поражал, оглушал своим разнообразием, ритмом, шумом,

о" з ""

движением. «Народ так и кишит», - делился своим первым впечатлени- р 5 è ем Погодин [5, ч. 3-4, с. 3]. А вот как описывал Строев свое знакомство ^ s г-с с Парижем: «Первые впечатления от Парижа очень странны. На ули- з ° цах так много народа, что ходишь лавируя, а не прямо; такой шум, что è| р^

О

хочешь заткнуть уши... Все беспокойны, торопливы, как во время пожа- ^ е^ ра или наводнения... Даже гуляющие ходят скоро» [6, ч. 1, с. 3]. ^

А вот Вяземский как раз этого вечного движения и кипения жизни о не увидел: «Но между тем я все-таки стою на своем: мое первое впечатление противоречит ожиданиям. Нет этой кипучей бездны под глазами» [1, с. 122].

Сама инфраструктура Парижа, его улицы и особенно санитария, точнее, ее отсутствие, русских однозначно поражали. «Город неправилен, некрасив и нечист, как все старинные города, построенные мало-помалу, без определенного плана», - писал Строев [6, ч. 1, с. 4]. Именно грязь возмущала наших соотечественников прежде всего (в России в это самое время император Николай приказывал надраивать центр города): «Улицы невыразимо грязны. Кухарки считают улицу публичною лоханью и выливают на нее помои, выбрасывают сор, кухонные остатки и пр. Честные люди пробиваются по заваленным тротуарам, как умеют» [Там же, с. 6].

По словам Строева, «первые впечатления Парижа не только странны, но даже неприятны. На грязных, бестротуарных улицах теснится неопрятный народ в синих запачканных блузах, в нечищенных сапогах, в измятых шляпах, с небритыми бородами...» [Там же, с. 5-6]. Эту же неустроенность отмечал и Вяземский: «Между тем тут есть вонь, улицы... как трактирный нужник, и много шатающейся гадости в грязных блузках...» [1, с. 128]. Вообще, как верно подметил Строев, «с первого взгляда видишь, что Париж город людей небогатых» [6, ч. 1, с. 3].

Не обнаружили наши соотечественники и пресловутой французской галантности. Горожане показались россиянам невежливыми и неучтивыми: «Эта неучтивость (на улицах) дошла теперь до того, что все толкаются и никто не думает извиниться», - отмечал Строев [Там же, с. 5-6]. Возмущается этим и Вяземский: «Толкаются, ходят по ногам, только что не по голове, и заботы нет. Если вы услышите: excusez, то знайте, что это иностранец» [1, с. 138].

Но вот что понравилось нашим путешественникам, так это возможность курить на улицах! Ведь на родине, в России, Николай I, не куривший сам и не выносивший курильщиков, запрещал курить на улицах столицы. Как писал Строев, «франты курят на улицах сигары и пускают дым под дамские шляпки» [6, ч. 1, с. 3]. Вяземский вообще возможность курить на улицах называл «одной из главных вольностей здешней

те

I конституционной жизни». Вторая вольность - возможность справить

& 5 нужду где придется. Хотя в целом, по мнению Петра Андреевича,

о т г

^ о «...как и везде здесь, и гораздо более запретительных мер, нежели у нас:

¡2 1 тут не ходи, здесь не езди, и проч.» [1, с. 126].

^ Р Всех русских поражал кипучий и бурлящий ритм многообразной ы парижской жизни. «Время течет здесь как вода, как деньги; не успеешь оглянуться, как уже нет дня, недели» [5, ч. 3-4, с. 82], - делится впечатлениями Погодин. «День проходит в Париже незаметно» [6, ч. 1, с. 12], - солидарен с ним Строев. «В Париже - жизнь легка, не давит своею медленностью; часы бегут с быстротою молнии... В Париже нет часов, дней и месяцев; вся жизнь - один день, веселый, разнообразный, пролетающий скоро, не отягчающий своим присутствием» [Там же, с. 17-18].

Жизнь в Париже настолько разнообразна и интересна, что наши соотечественники хотят увидеть все, им не хватает 24-х часов в сутках! Вяземский отмечал: «Пишу как угорелый. Нет времени собраться с мыслями. Каждое утро здешнее стоусое и сторукое чудовище ревет и машет, и призывает в тысячу мест. Как тут успеть, и как голове не кружиться» [1, с. 124].

Маршруты, места посещения и занятия у всех - одни и те же: парижские кафе (там можно вкусно поесть и почитать газеты), многочисленные театры, обязательное посещение Палаты депутатов, светских салонов, Сорбонны, где можно послушать и увидеть светских и политических знаменитостей. Как писал Строев, «является непреодолимое желание посмотреть на людей, знакомых нам только по книгам, по газетным известиям и журнальным статьям. Мы редко отделяем литератора от человека, и личное знакомство с знаменитым писателем всегда нам приятно» [6, ч. 1, с. 144].

Знаменитых людей можно было увидеть в светских салонах и в парламенте, причем это были, как правило, одни и те же персоны: в Париже времен Июльской монархии свет и политика, свет и салон являлись категориями взаимосвязанными. Эту черту очень тонко подметил Вяземский: свет и политика - «это два сросшиеся сиамца» [1, с. 137]. Июльская монархия ввела моду на политику, Палата депутатов стала модным местом, активно посещаемым светским бомондом. Заседания палат Вяземский называл не иначе, как «утренним спектаклем» [Там же, с. 132].

Итак, заседание палат - утренний спектакль, светские салоны - спектакль дневной или вечерний. Вяземский из парижских салонов выделял именно русские: «Замечательно, что три русские дамы, каждая в своем

роде, играют здесь первейшие роли: Свечина1 по духовному отделению к[нягиня] Ливен2 по политическому, Мейендорф3 по артистическому

о-в ^

т ^ о:

и — ^

2 по политическом™ Мейендорф3 по артистическому ^ 2

и элегантному. Причислите к ним Завадовскую4, которая, разумеется, 'о з ° первенствует здесь в пластическом мире, ибо красотою далеко превос- § ^ ходит всех прочих... и скажите невольно: знай наших!» [1, с. 144]. ^ Е|

Парижские салоны Вяземскому не понравились: в них было «мало >! приветливости». «Все так сыты до пресыщения, до удушия, что нужно о разве много времени, или особенный случай, чтобы залакомить собою. Общества все очень многолюдны и народ, все кочующий из одного салона в другой: это беспрерывная ярмонка (Так в тексте. - Н.Т.)» [Там же, с. 137-138].

А вот Палата депутатов была местом, куда наши соотечественники жаждали попасть. То, что парламент превратился в светское место, у россиян вызывало негодование. Строев писал: «Легкомысленные парижане превратили и палату депутатов в театр, и ходят туда как в спектакль, любоваться любимыми своими политическими актерами, смотрят на их парламентские поединки и потом рассуждают хладнокровно о трагедиях государственных, как будто дело идет о каком-нибудь водевильчике или балете. Чудный народ!» [6, ч. 2, с. 139].

Для россиян, не имевших опыта представительного правления, Палата депутатов являлась крайне любопытным местом. «Беспрерывная стычка партий, борьба ораторов... падение одних и возвышение других - все это так ново, так занимательно, так поучительно!», - писал Строев [Там же, с. 107].

В Палату попасть мог любой желающий, но, поскольку таковых было много, а количество мест - ограничено, предварительно нужно было отстоять очередь, особенно в те дни, когда должны были выступать известные ораторы. Как писал Погодин, «думал было сходить в Палату Депутатов, но собрание, говорят, незанимательное» [5, ч. 3-4, с. 12]. А вот когда заседание намечалось «занимательное», наши аристократы послушно стояли в очереди, если им не доставался заветный пригласительный билет. Для них визит в Палату депутатов являлся настоящей

1 Софья Петровна Свечина (1782-1857), урожденная Соймонова - писательница, одна из наиболее влиятельных русских католиков.

2 Дарья Христофоровна Ливен (1785-1857), урожденная Доротея фон Бенкендорф -знаменитая светская львица, тайный агент русского правительства в Лондоне и Париже.

3 Елизавета Васильевна Мейендорф, жена барона Александра Казимировича Мейен-дорфа (1773-1854), в 1830-х гг. направленного Департаментом мануфактур и внутренней торговли во Францию агентом по части мануфактурной промышленности и торговли. Занималась живописью.

4 Елена Михайловна Завадовская, урожденная Влодек.

сс ^

=ё авантюрой. Вот как описывал свое посещение парламента Погодин:

сТ ^ «Князь Г. обещал достать билеты в Палату депутатов. Билетов не полу-

ё о чили, пошли занимать очередь в Палату. Охотников было уже много,

£ 1 стоявши в ряд перед рогаткою, у крыльца - гораздо больше 33-х, числа,

^ и

^ р которое имеет право занимать места в трибунах, или ложах для публи-^ ки» [5, ч. 3-4, с. 32]. В результате место в очереди Погодину пришлось купить: «Есть промышленники, которые живут местами; они приходят сюда с рассвета, становятся первые к рогатке, и потом за деньги продают их позднейшим гостям» [Там же, с. 34].

Церемонию допуска в Палату живописно описал В. Строев: «Толпа стоит у входа в палату и ждет; в известный час двери отворяются и желающие входят по очереди, один за другим, точно, как в театр. Как скоро все места заняты, двери затворяются, и любопытные, не попавшие в очередь, остаются на улице и отлагают на завтра намерение послушать Беррье или Тьера» [6, ч. 2, с. 139].

И вот, счастливый момент, посетители оказались внутри: «Надо было видеть, как впущенные поскакали по лестнице, через три ступеньки на четвертую, по портику, через сени, и, наконец, на узкую лесенку, ведущую к публичным трибунам. Я опомнился только, когда уже сидел на месте, подле колонн. Пот катился с меня градом», - вспоминал Погодин [5, ч. 3-4, с. 36]. А дальше начинается действо: «В ложах сидят тихо, скромно, чинно; не смеют изъявлять ни гнева, ни удовольствия, ни печали, ни радости. За малейший шум президент прикажет очистить ложи и всех без изъятия выгонят вон» [6, ч. 2, с. 139].

Но, в целом, впечатления неоднозначные. Погодину заседание не понравилось: «...палата, пустая, произвела во мне впечатление гораздо сильнее, чем после, наполнившись. Я воображал здесь выборных людей... представителей народа... приходящих сюда со всех сторон государства рассуждать о благе общественном... а в самом деле ораторы представились какими-то просителями, которые, всходя на кафедру, умоляли о внимании... А слушатели похожи на господ, которые из снисхождения уделяют им по несколько минут, предоставляя однако ж себе право изъявлять скуку, нетерпение...» [5, ч. 3-4, с. 40-41].

Строев испытал аналогичные чувства от посещения Палаты: «Когда войдешь в первый раз в палату, думаешь, что попал в огромный театр, в котором слушатели соскучились. Депутаты разговаривают, читают, пишут; некоторые повернулись спиною к оратору, который, углубляясь в огромную тетрадь, читает себе какое-то рассуждение... Так всегда бывает, когда оратор читает речь» [6, ч. 2, с. 116].

Однако, по словам Строева, «палата принимает совсем другую физиономию, когда на кафедру входит оратор-импровизатор» [Там же].

О" 2

Именно на таких ораторов, как на популярных театральных актеров, ¡2 5 ^

и _а

ходила публика. Правда, некоторые «импровизаторы» тщательно заучи- ^ 2 г-с вали речь дома, как, например, любимец светских дам Альфонс Ламар- оз ° тин: «Когда Ламартин появляется на ораторской кафедре, вся Палата § ^

о

смеется: известно, что Ламартин пишет свои импровизации наперед, ^ ^ выучивает их наизусть и потом произносит в Палате» [6, ч. 1, с. 145-146]. ^ Наибольший интерес у наших соотечественников вызывал Адольф о Тьер - и как политик, и как один из самых запоминающихся ораторов. «Он - удивительный оратор-фокусник. Речи его не подготовлены, не выучены наизусть, но текут быстро, живо; слушать его занимательно и весело, и обо всем говорит он с равной легкостью. Дайте ему день срока, он станет спорить о чем хотите: об астрономии, артиллерии или канализации, ему все равно», - писал Строев. Однако, по его словам, «такой человек не годится в государственные люди, и Франция каждый раз терпела, когда он бывал министром» [Там же, ч. 2, с. 121].

Что касается в целом парламентского образа правления, то наши соотечественники его не понимали и не одобряли. Все они оказались в Париже в разгар очередного министерского кризиса. Строев писал: «Все жалуются на министров; все бедствия Франции относятся к нерадению или неспособности министров; а что могут сделать умнейшие министры, когда встречают в палатах ежеминутную оппозицию..?» [Там же, с. 137]. Министерство, в свою очередь, «всегда имеет средства подкупить депутатов местами, деньгами, наградами» [Там же]. О министерской чехарде писал и Погодин: «Министры беспрестанно изменяются, и ни один дельный человек не может, следовательно, приносить надлежащей пользы» [5, ч. 3-4, с. 69].

Весьма негативное впечатление партийная борьба, точнее, борьба «шаек», производила на Вяземского, по его словам, просто тошнило «от всей этой каши» [1, с. 122]. По его убеждению, политическая борьба только ослабляла режим Луи-Филиппа: «Монархия июльская... не довольно еще оселась и раздобрела, чтобы можно было поминутно в глазах ее внутренних противников легитимистов, республиканцев и наполеонистов и в глазах недоброжелательной к ней Европы ажити-ровать вопросы, которые более или менее касаются до самого ее существования [Там же, с. 133-134].

Столь же негативно Вяземский отзывался и о французских политиках как таковых: «Присвоили себе неограниченную свободу все говорить, все писать, не уважать ни единством времени, ни единством истины и святости некоторых начал, которые везде и всегда должны пребыть нерушимы, присвоили себе выражение, но не присвоили смысла...» [Там же, с. 134-135]. Французы, по словам Вяземского, все «...пересолили,

cc CU

и перебагрили кровью, расшибая лоб себе и другим излишним усер-сТ ^ дием... Все понятия сбиты с места... Здесь, например, скульптор Давид ё о влюблен не в Галатею, а в депутатство, спит и видит, как попасть в пала-gl ту и попадает» [1, с. 135-136].

U

s ¡2 Смотреть на видных политиков, знаменитых людей ходили не только s в Палату, но и в Академию наук, в Сорбонну, наносили личные визиты. Причем круг этих лиц - все тот же; не случайно Июльскую монархию называют «правлением профессоров» и «правлением интеллектуалов». Профессор Московского университета Погодин очень хотел познакомиться с Франсуа Гизо, не только министром, но знаменитым историком, профессором Сорбонны. Погодин нанес ему личный визит, отправившись к нему домой на улицу Виль Эвек. «Гизо принял меня очень ласково, и начал тотчас расспрашивать об университете, курсах, профессорах, студентах, библиотеках, состоянии ученых в России» [5, ч. 3-4, с. 105]. Славянофил Погодин рассказал Гизо и о своем впечатлении от «Истории цивилизации в Европе», заявив, что книге Гизо «...недостает половины, а именно восточной Европы, славянских государств» [Там же].

Если Гизо вне Палаты можно было застать в салоне княгини Ливен, то Тьер имел собственный салон в роскошном особняке. Тьер для русских - персона удивительная. Если для западного человека Тьер -пример self-made man, то для русских - вариант «из грязи в князи». Наши соотечественники подчеркивали, что это характерная тенденция во Франции Июльской монархии. Строев писал о Тьере: «Осужденный рождением и бедностию на безвестность, но выброшенный из грязи на верхние ступени общества Июльскою революциею... Никто не знает, кто был его отец; знают только, что он родился в Марселе, от бедных родителей. Говорят, он чистил сапоги у проходящих, на марсельском бульваре; но это, кажется, сказка» [6, ч. 2, с. 120].

Бывал в особняке Тьера на площади Сен-Жорж и Вяземский. Как известно, Тьер не преуспел в светской жизни, а его жена и теща так и не стали настоящими великосветскими хозяйками Салона. «Тут ни слова о Франции, о государственных началах, о нравственной политике, а сплетни о министрах и своих противниках... Теща Тьера, рыбачка настоящая... кричит и ругает противников зятя своего». Но Вяземский был в восторге от превосходного особняка Тьера с роскошным садом с газелями, колибри и экзотическими растениями [4, с. 209]: «...дом их прекрасен, что-то италианское в наружности, с садом, двором, устланном по сторонам зеленым дерном» [1, с. 134].

Не только французские политики интересовали россиян, но и писатели, тем более, годы Июльской монархии - это настоящий бум

о" 2

в развитии французской литературы. Особенно французские торы интересовали Строева, не только писателя, но и самого извест- ^ s г-с ного тогда в России переводчика с французского и немецкого: именно з ° он переводил романы популярных в России А. Дюма и Э. Сю. Вот что è| р^

о

он писал: «Теперь Франция наводнена писателями. Кого ни увидишь ^ ^ в кафе, в театре, в Палате, в гостиной, - всяк написал что-нибудь, или ^ повесть, или брошюру, и называет себя homme de lettres (литератором)» о [6, ч. 1, с. 168]. Гюго, Дюма, Бальзак, Жорж Санд, Шатобриан - Строев ^ создал целую галерею превосходных образов французских писателей.

Вяземский, Строев и Погодин - это профессиональные журналисты и публицисты. Отсюда их пристальное внимание к французской прессе. Всех их поражало огромное количество выходивших газет и влияние прессы на жизнь страны; она - настоящая четвертая власть. Строев писал: «Сила парижских журналов во Франции невообразима... При легкомысленности, при смешении мнений, если журналы захотят повторять одну и ту же мысль в продолжение трех месяцев, нет сомнения, что она укоренится во французском народе и удержится до тех пор, пока те же журналы не заменят ее другою» [Там же, ч. 2, с. 67-68].

Характерная черта, отмечаемая нашими соотечественниками, - партийный характер прессы и возможность ее «купить». Вот что писал Строев: «Парижский журналист - человек продажный. Торговля жур-нальною совестью так обыкновенна в Париже, что не почитается за стыд или преступное дело... наглые продавцы торгуют своим убеждением, как лавочники мылом, или слесари замками» [Там же, с. 71].

По мнению же Вяземского, именно пресса являлась источником социальной напряженности во Франции: «Здешний народ не беспокойнее другого, но ему подливают каждое утро чашку дурмана: журналы, вот что мутит народ» [1, с. 123].

Особое негодование россиян вызывала сатирическая газета «Шарива-ри». Как писал Строев: «У Шаривари нет друзей, нет приятелей: все его враги, на всех он нападает, начиная с короля до последнего водоноса» [6, ч. 2, с. 85]. Погодин возмущался, говоря о «Шаривари»: «Вещи непозволительные! Что останется священного в государстве после таких выходок» [5, ч. 3-4, с. 101].

Наши соотечественники обратили внимание на такую важную деталь, как газетные утки - «статьи чисто выдуманные, для возбуждения ужаса на бирже или в гостиных» [6, ч. 2, с. 90]. Причем, как отмечал Строев, про Россию и русских «выдумывать легче всего, ибо нас в Париже совсем не знают...» [Там же, с. 91]. Погодин, направляясь из Марселя в Париж, разговорился в дилижансе с двумя случайными старушками, задававшими «смешные» вопросы о России, например,

af

=ë «...есть ли у нас постели, раздеваемся ли мы, ложась спать, и тому £ | подобное» [5, ч. 1-2, с. 206].

Какая Франция без мятежей и бунтов! Оказаться в Париже, в этом g 1 эпицентре революций, и не увидеть хоть какой-нибудь заварушки -

U

s g практически понапрасну съездить! Нашим соотечественникам так хоте-s лось стать свидетелями «бунта», что они готовы были увидеть его там, где ничего подобного не было! Так, например, Вяземский принял ночной шум карнавала за беспорядки: «Карнавал бесится: ночью по улицам такой шум, вой, что подумаешь, не [дни] глориозные затеваются? Нет, ничуть. Маски изволят забавляться...» [1, с. 122]. Хотя однажды Петру Андреевичу все-таки удалось увидеть нечто похожее на бунт. В письме от 29 ноября 1838 г. он сообщал, что теперь мог со спокойной совестью уехать, ибо видел главное - бунт, «émeute, не большую, но порядочную» - выступление студентов против профессора [Там же, с. 131].

Свидетелем ночных беспорядков с перестрелкой явился и Погодин. Наутро из газет он узнал, что «какая-то толпа негодяев, человек 400, разграбила вчера в 4 часа оружейный магазин Лепажа, напала на присутственные места, убила офицера, и устремилася в Префектуру полиции и городскую уму с криком: за здравствует Республика!..» [5, ч. 3-4, с. 61-63].

Ну и, конечно, какой Париж без парижанок! Удивительно, но парижанки не произвели на наших путешественников ожидаемого впечатления. По мнению Вяземского, в Париже вообще мало красивых женщин: «На улице красивых хорошеньких женщин очень мало, этих картинных гризеток нет, следовательно, глазам заглядываться нечего» [1, с. 139]. Если красивая, значит, иностранка. Ему вторит Строев: «Разберите Парижанку по частям: в ней нет ничего особенно прекрасного». Однако парижанка, убежден Строев, «...рождена кокеткою; умеет пользоваться малыми своими средствами; умом, одушевлением, чувством, часто притворным, заменяет и белизну, и румянец» [6, ч. 1, с. 120].

Каковы же итоги путешествия в Париж и впечатления от Франции наших соотечественников? Очень неоднозначные. Не то, чтобы разочарование от увиденного, но не эйфория. Вяземский, понимая, что его письма получаются весьма критичными, отмечал: «Довольно ли наблевал я желчи на Париж?» В то же время, по его словам, он все-таки питал «какое-то тайное, внутреннее убеждение, что здесь со временем можно ужиться и хорошо устроиться» [1, с. 140]. Вероятно, Вяземский, как аналитик, рассуждающий и болеющий за судьбу России, размышляет и о будущем Франции, причем без особого оптимизма. Он полагал, что «французы еще долго будут безумствовать и пакостить. Унять же нельзя... а сами они не уймутся. Разве два-три поколения передижерируют

(переварят. - Н.Т.) эту кашу, а не прежде» [1, с. 142]. Как показала дальнейшая история Франции, во многом Вяземский оказался прав. ^ s г-с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная причина социальной нестабильности Франции, по его мне- з ° нию, заключалась в том, что «...представительное правление не годит- è| р^ ся для французов» [Там

же, с. 136]. Он верно подметил, что французы ^ ^ «...не умеют обходиться с свободою: свобода должна быть религия, ^ а французы или фанатики, или кощуны... Из представительного прав- о ления взяли они одну театральную, декоративную представительность» [Там же]. Как и Николай I, Вяземский опасался, что Франция будет постоянным источником нестабильности для Европы и едко сравнивал ее с больницей, «...в которой содержатся бешеные без присмотра: они могут разбежаться и наделать много шума и бед... Нельзя предвидеть, чем все это окончится, но так устоять не может» [Там же].

В то же время, не испытывая никаких симпатий к представительному правлению и критически воспринимая Июльскую монархию, Вяземский рассматривал этот режим как меньшее из зол: «Если французы неспособны к представительной монархии, то еще менее способны они к республике...» [Там же]. И далее он очень здраво рассуждает о позиции европейских держав, которую они должны были занять после Июльской революции: «...зная французов, должно было сказать им спасибо и за то, что они не сделали хуже... Новому правительству должно было дать руку помощи, non pour son beaux yeux1, но для собственной пользы, ибо в лице Филиппа, как ни называй его usurpateur (узурпатором. - Н.Т.), все-таки сосредоточилось правило монархическое, хотя несколько искаженное, но еще довольно могущее» [1, с. 137].

Если Вяземский причины нестабильности усматривал в представительном правлении, то для Строева корень неурядиц крылся в самом характере парижан, а именно - их честолюбии и корыстолюбии: «Всяк хочет быть первым, начальствовать, управлять, забывая, что на такое огромное число начальников не достанет наконец подчиненных» [6, ч. 1, с. 111]. Причину честолюбия Строев усматривал в «...бесконечных переворотах, потрясавших Францию, и доставивших известность таким людям, которые, казалось, родились для горького забвения» [Там же, с. 149]. Непомерное честолюбие влечет за собою другое зло, чрезвычайную жажду обогащения: «Кратчайший путь в министры идет через депутатство... нельзя быть депутатом, не быв богатым человеком... Стало быть, парижские честолюбцы, стремящиеся в депутаты, непременно должны начать свое поприще обогащением» [Там же, с. 112].

1 Не ради красивых глаз (франц.).

те ^

ш

Как видим, и на бытовом уровне, и на уровне политической системы, и на уровне нравов, Париж и парижане вызвали весьма противоречивы о вые впечатления у наших соотечественников. Вяземскому и «бороду ¡2 1 долго бреют», и «белый хлеб не хорош», и «мороженое снеговато»,

^ и

^ ¡2 но все это, по-видимому, мелкие придирки. Скорее всего, на восприятие ы Парижа Вяземским наложили отпечаток его личные проблемы, смерть детей. Хотя, подводя общий итог, Пётр Андреевич делает такой вывод: «...я далеко не обворожен, хотя многое и нравится. Но по уму и соображениям полагаю, что здешнее житье должно со временем иметь большую и непобедимую прелесть привычки... Чувствуешь, что здесь можно жить как хочешь» [1, с. 129].

Строев, обвиняя парижан в честолюбии и корыстолюбии, в то же время именно Париж выделял из европейских столиц: по его мнению, Париж «соединяет материальную жизнь с умственною, и мастерски находит наслаждения как в той, так и в другой» [6, ч. 1, с. 18]. После Парижа он отправился путешествовать дальше: его ожидали Англия, Бельгия, Голландия, Швейцария и Италия. Примерно по такому же маршруту отправился путешествовать дальше и Погодин: лечение на водах, Англия, Бельгия, Голландия, земли по Рейну. Вяземский, который и так надолго задержался в отпуске, успев за это время трижды побывать в Париже, чередуя это с лечением в Германии и Англии, был вынужден в апреле 1839 г. покинуть французскую столицу.

Наши соотечественники успели побывать за границей вовремя. В 1839-1840 гг. резко обострился «восточный вопрос», что спровоцировало осложнение российско-французских отношений и русофобскую волну во Франции. Россия пошла на еще большее ограничение контактов с Европой: в 1840 г. была повышена пошлина на оформление паспортов. В тот самый год, когда наши интеллектуалы посетили Париж, в России побывал маркиз Астольф де Кюстин, а в 1843 г. увидела свет его книга «Россия в 1839 году», ставшая самой известной работой о России, в массовом сознании воспринимаемой не иначе, как русофобская. В 1844 г. пошлина на оформление паспортов достигла заоблачных 700 руб. ассигнациями, которые могли заплатить только весьма состоятельные люди. В этом же году был установлен возрастной ценз для выезжающих за границу. Отныне туда мог попасть россиянин не моложе 25 лет [2, с. 87]. А Париж, тем более запретный, продолжал оставаться таким же манящим и загадочным...

Библиографический список

1. Вяземский П.А. Письма П.А. Вяземского из Парижа 1838-1839 гг. // Литературное наследство. Т. 31/32. Русская культура и Франция. Ч. 2. М., 1937.

2. Ляшенко Л.М. Николай I. Случайный император. М., 2013.

3. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж». М., 1998.

4. Мильчина В.А. Париж в 1814-1848 гг.: Повседневная жизнь. М., 2013.

5. Погодин М.П. Год в чужих краях (1839). Дорожный дневник. Ч. 1-4. М., 1844.

6. Строев В.М. Париж в 1838 и 1839 годах. Ч. 1-2. СПб., 1841-1842.

о _о 1—

т ^ 01

к и 2

и _о

Ф 2 г-С

и

- о

О ^ г^

ср

ы ч

и

>

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.