Научная статья на тему 'ТРИ ВСТРЕЧИ КОЛЬЧАТОЙ ГОРЛИЦЫ STREPTOPELIA DECAOCTO НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В 2020 ГОДУ - СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ НАЧАЛО НОВОГО ЭТАПА РАССЕЛЕНИЯ?'

ТРИ ВСТРЕЧИ КОЛЬЧАТОЙ ГОРЛИЦЫ STREPTOPELIA DECAOCTO НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В 2020 ГОДУ - СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ НАЧАЛО НОВОГО ЭТАПА РАССЕЛЕНИЯ? Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Иовченко Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРИ ВСТРЕЧИ КОЛЬЧАТОЙ ГОРЛИЦЫ STREPTOPELIA DECAOCTO НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В 2020 ГОДУ - СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ НАЧАЛО НОВОГО ЭТАПА РАССЕЛЕНИЯ?»

Яхонтов В.Д. 1963. Новые данные к орнитофауне Нижнего Амура // Вопросы географии

Дальнего Востока. Хабаровск, 6: 215-223. Blokhin A.Y. 1998. Breeding wader population on the marine coasts of north-eastern Sakhalin

// International Wader Studies 10: 221-224. Check-List of Japanese Birds. 2012. 7th Revised Edition. Ornithological Society of Japan: 1-439. Del Hoyo J., Collar N.J. 2014. HBW and BirdLife International Illustrated Checklist of the Birds

of the World. Vol. 1: Non-passeriformes. Barcelona: 1-903. Hoyt D.F. 1979. Practical methods of estimating volume and fresh weight of bird eggs // Auk 96: 73-77.

Moores N., Kim A. 2014. The Birds Korea. Checklist for the Republic of Korea // http://www.in-quiries@birdskorea.org

Nazarenko A.A., Gamova T.V., Nechaev V.A., Surmach S.G., Kurdyukov A.B. 2016. Handbook of the Birds of Southwest Ussuriland. Current Taxonomy, Species Status and Population Trends. Incheon: 1-256.

Pronkevich V.V. 1998. Migration of Waders in the Khabarovsk region of the Far East // Migration and international conservation of Waders. International Study Group: 425-430. Tomek T. 1999. The birds of North Korea. Non-Passeriformes // Acta zool. cracov. 42, 1: 1-217.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2267: 338-344

Три встречи кольчатой горлицы Streptopelia decaocto на северо-западе России в 2020 году -случайность или начало нового этапа расселения?

Н.П.Иовченко

Наталья Петровна Иовченко. Биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: natalia.iovchenko@gmail. com

Поступила в редакцию 19 января 2023

Хорошо известно, что человеческая деятельность меняет экологические процессы, облегчая внедрение определённых видов в экосистемы и способствуя их стремительному распространению и непомерному росту численности. Кольчатая горлица Streptopelia decaocto, тесно связанная в распространении с деятельностью человека, известна как вид, способный к феноменально быстрому расширению ареала как естественным путём, так и в результате интродукции.

В Европе она расселилась из Турции и стран Балканского полуострова в течение 30 лет в середине ХХ века, стремительно освоила почти все страны в Западной Европе (Stresemann, Nowak 1958). Уже тогда было установлено, что представители этого вида, окольцованные в основном на месте рождения, могут разлетаться на большие расстояния,

в разных направлениях, и это может происходить в любое время года. Причём место постоянного проживания эмигрировавших особей или пар иногда находится на расстоянии более 700 км от места рождения.

В годы интенсивного расселения с благоприятными погодными условиями птицы совершают броски на сотни километров, закрепляются в новых населённых пунктах, затем расселяются из них центробежно. По мере роста местного населения пустоты между очагами расселения постепенно заполняются (так называемое скачкообразное расселение) (Hudson 1972; Rocha-Camarero, de Trucios 2002).

В Америке кольчатая горлица, как предполагается, исходно была интродуцирована для содержания в неволе в 1974 году, но птицы, завезённые на Багамы, случайно улетели и быстро распространились по всему Карибскому региону. В начале 1980-х годов они вторглись во Флориду и быстро обосновались на юго-востоке США (Romagosa, Labisky 2000), а затем расселились и по всей территории страны. Проведённое там масштабное исследование дало дополнительные доказательства того, что расширение ареала этого вида имеет тенденцию следовать по ландшафтам, изменённым человеком, таким как дороги и сельскохозяйственные угодья (Fujisaki et al. 2010).

На северо-западе России появление кольчатой горлицы было отмечено в 1970-х годах (Мальчевский, Пукинский 1983) и происходило по такой же схеме, а именно в виде залётов в разные места региона, в ряде случаев с формированием небольших очагов размножения. Однако иногда встречающееся в публикациях утверждение, о том, что в 1970-е годы кольчатая горлица стремительно заселила Северо-Запад России, не соответствует действительности. Анализ опубликованных данных показывает, что фактических сведений немного и прослежена история её вселения только в некоторых районах Псковской и Ленинградской областей. Это вполне понятно по причине отсутствия в то время большого количества орнитологов и локализации их исследований на определённых территориях.

И всё-таки история «вселения» кольчатой горлицы в Ленинградскую область была достаточно кратковременной. Впервые этот вид отмечен в 1975 году в нескольких местах в Ленинграде и области. На весеннем пролёте две одиночные особи наблюдались 3 мая и 15 мая на юго-восточном побережье Ладожского озера на Ладожской орнитологической станции в урочище Гумбарицы (Носков и др. 1981). Летом токующих птиц отмечали в Луге и разных районах Ленинграда (Мальчевский, Пукинский 1983). В 1976 и 1977 годах количество сообщений о встречах кольчатых горлиц в Ленинградской области и смежных районах увеличилось.

В 1976 году отмечена попытка гнездования в деревне Мерёво в Луж-ском районе, ограничившаяся только токованием самца и строительством гнезда. Это единственная пара, история которой была прослежена

в дальнейшем. Она перезимовала здесь же, поскольку птиц регулярно подкармливали, и в 1977 году успешно воспитала два выводка — в июне и в конце июля. Кроме того, летом этого года в Мерёво в середине июля держалась стайка из 5 взрослых птиц. Однако все они, как и молодые, родившиеся в этой деревне летом 1977 года, осенью отлетели. Зимовать осталась лишь прежняя размножавшаяся пара. В январе 1978 года во время очень сильных морозов обе горлицы исчезли и в последующие годы сюда уже не возвращались.

Кроме этой пары, судя по карте, отмечены ещё два факта строительства гнезда в Лужском районе. В период с 1978 по 1980 год залёты кольчатых горлиц в Ленинградскую область были сравнительно редкими, а указаний на их гнездование больше не поступало (Мальчевский, Пукин-ский 1983).

Предположение А.С.Мальчевского и Ю.Б.Пукинского (1983) о том, что на Северо-Западе РСФСР продвижение этого вида, по-видимому, приостановилось, подтвердилось в последующие десятилетия. Вид не только не продвинулся на новые территории, но по существу отступил во многих местах. Определённую роль в этом процессе могла сыграть очень суровая зима 1978/79 года на значительной части европейской части России. Теперь прошло уже четыре десятилетия. За это время, несмотря на достаточно интенсивные исследования, Санкт-Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано лишь шесть встреч одиночных кольчатых горлиц в период между 1988 и 2000 годами (Иовченко и др. 2016). Кроме сведений К.Ю.Домбровского, предоставленных для этой монографии, в новой статье упоминается ещё одна встреча 23 мая 1988 года (Домбровский 2021). К этим данным следует также добавить кольчатую горлицу, отмеченную А.В.Бардиным 7 июля 1998 (Храбрый, Дву-реков 2020). Таким образом, в Ленинградской области с 1980 по 2000 год зарегистрировано в общей сложности только 8 птиц этого вида.

В Карелии и Мурманской области также отмечены лишь единичные встречи, последние, соответственно, в 1992 (Зимин и др. 1993) и в 2002 году (Иовченко и др. 2016). Следует отметить, что в Архангельской области вид регистрировался только в 1993 году. При этом информация о встрече одной птицы в окрестностях Архангельска в начале сентября (Рыкова 2013) со ссылкой на сообщение В.А.Андреева, позже была опровергнута этим автором (Андреев 2019). Он высказал также сильное сомнение относительно встречи пары кольчатых горлиц в деревне Бабо-негово (Асоскова, Константинов 2005).

После 1980 года на территориях Ленинградской области, Карелии, Мурманской и Архангельской областей зарегистрировано только 15 встреч кольчатых горлиц (или 14, с учётом выше упомянутого опровержения), причём последние встречи в этих регионах — соответственно, в 2000, 1992, 2002, 1993 годах (Иовченко и др. 2016).

В течение почти двух десятилетий никакой информации о кольчатой горлице в этой части Северо-Запада России не было.

Рис. 1. Кольчатая горлица Streptopelia decaocto в Парке 300-летия Санкт-Петербурга.

4 июля 2020. Фото автора

Рис. 2. Западная часть массива ели колючей — место встречи кольчатой горлицы. Парк 300-летия Санкт-Петербурга. 4 июля 2020. Фото автора

4 июля 2020 одиночная кольчатая горлица была встречена в парке 300-летия Санкт-Петербурга (рис. 1). Парк создан на намывной территории и, несмотря на неблагоприятные условия произрастания для многих деревьев, отличается большим разнообразием посадок древесных пород. В том числе одними из первых здесь были 300 экземпляров ели колючей Piceapungens, высаженные единым массивом, уникальным для Петербурга. В настоящее время это уже крупные деревья, местами с полностью сомкнутыми кронами. Между некоторыми рядами елей про-

ложены тропинки. Кольчатая горлица наблюдалась именно в этом массиве вблизи его западной границы (рис. 2). Птица замечена на земле и при попытке приблизиться к ней, чтобы сфотографировать получше, вылетела из массива.

Поскольку у меня был опыт находок гнёзд этого вида на голубых елях в других регионах (Франция, Германия, Саратов), я осмотрела деревья вокруг места встречи горлицы, хотя увидеть любые гнезда на этих деревьях достаточно сложно. Вернувшись через 25 мин к этому месту, я опять увидела горлицу и она опять улетела. При последующих регулярных посещениях парка до конца октября кольчатая горлица больше не наблюдалась.

19 июля 2020 одиночная кольчатая горлица наблюдалась в Кингисеппском районе Ленинградской области в окрестностях деревень Мо-розово и Кряково (Домбровский 2021). В мае 2020 года эта горлица отмечена также в деревне Дубровы в Новоржевском районе, расположенном в центре Псковской области (Григорьев 2020), где при регулярных наблюдениях с 1987 года зарегистрированы 3 залёта одиночных птиц в мае 1996, 1997 и 1998 годов, а в последний раз кольчатая горлица зарегистрирована в 2001 году (Григорьев 2016).

Несмотря на редкость встреч в конце 1980-х и начале 2000-х годов, обращает на себя внимание совпадение регистраций вида в близкие годы, в частности, во второй половине 1990-х годов в Ленинградской области и Новоржевском районе Псковской области; при этом последние встречи пришлись, соответственно, на 2000 (Иовченко и др. 2016; Домбровский 2021) и 2001 год (Григорьев 2016). Последние пары в Пскове также гнездились в 2000-2001 годах (Шемякина 2004). В Печорах, где история появления и динамики численности была прослежена наиболее полно, кольчатые горлицы появились в 1973 году, после пика численности в 1976-1980 годах с середины 1980-х их стало значительно меньше, в 2000 году осталась одна пара, а с 2001 года они больше не отмечались (Бардин 2001). После этого в Псковской области была отмечена лишь одна встреча: в 2005 году видели пару птиц в заповеднике «Полистовский» (Шемякина, Яблоков 2013; Бардин, Фетисов 2019).

Важно также отметить, что в этот период наметилась тенденция к сокращению численности кольчатой горлицы и в Прибалтике, которую этот вид освоил значительно раньше. В Эстонии она отнесена к категории птиц, встречавшихся с 1950 года, регулярно гнездящихся и зимующих; в период с 1980 по 2012 годы численность гнездящихся птиц оценивалась в 100-200 пар, при этом в течение данного периода наблюдалось сильное снижение (более 50%) (ЕИ^ вЬ а1. 2013). В Латвии, где кольчатая горлица впервые зарегистрирована в 1962 году, в 1980-х годах она обнаружена уже в 27 городах (55%), 11 посёлках городского типа (30%), а также в 55 сельских поселениях и 26 фермерских хозяйствах, в

основном в западной части страны (Viksne 2001). Однако в заключении автор отмечает, что «численность недавно снизилась по сравнению с 1980-ми годами» (Viksne 2001).

Конечно, при таком небольшом количестве данных сходные сроки появления птиц в разных местах на северо-западе России могут быть случайным совпадением, но примечательно, что и в 2020 году встречи также зарегистрированы в обеих областях. Поскольку единичные регистрации редких видов далеко не всегда служат поводом для их публикации, хотелось бы привлечь внимание орнитологов и любителей птиц к этому виду в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в других областях северо-запада нашей страны.

Внимательное отслеживание состояния кольчатой горлицы важно и с точки зрения общей неблагополучной ситуации с обыкновенной горлицей Streptopelia turtur (Белик, Мищенко 2017), занесённой не только в региональные Красные книги (Ильинский, Храбрый 2018; Храбрый, Иовченко 2018), но и в Красную книгу России (Мищенко, Белик 2021) и уже в 2015 году - в Красный список МСОП (BirdLife... 2023), причём с высокими категориями угрозы исчезновения. При этом общая численность кольчатой горлицы оценивается в 40-75 млн. особей при положительном тренде. Учитывая, что обыкновенная горлица на северо-западе России обитает у северной границы ареала, при её низкой численности возможны случаи гибридизации с кольчатой горлицей (Lehikoinen 1977; Hongell, Saari 1983). Есть также обоснованные сведения о наличии конкуренции между этими видами в разных странах (Fisher et al. 2018).

Литератур а

Андреев В.А. 2019. Замечание о «встрече» кольчатой горлицы Streptopelia decaocto под Архангельском // Рус. орнитол. журн. 28 (1838): 4955-4956. EDN: IJUXWL Асоскова Н.И., Константинов В.М. 2005. Птицы города Архангельска и его окрестностей. Архангельск: 1-286.

Бардин А.В. 2001. История появления кольчатой горлицы Streptopelia decaocto в городе Печоры Псковской области // Рус. орнитол. журн. 10 (141): 345-348. EDN: JKELLT Бардин А.В., Фетисов С.А. 2019. Птицы Псковской области: аннотированный список видов

// Рус. орнитол. журн. 28 (1733): 731-789. EDN: MLBQMH Белик В.П., Мищенко А.Л. 2017. Обыкновенная горлица Streptopelia turtur на пути к исчезновению //Рус. орнитол. журн. 26 (1538): 5259-5262. EDN: ZTTEPH Григорьев Э.В. 2016. Кольчатая горлица Streptopelia decaocto в деревне Дубровы (Новоржевский район Псковской области) // Рус. орнитол. журн. 25 (1361): 4310-4311. EDN: WXCULL

Григорьев Э.В. 2020. Встреча кольчатой горлицы Streptopelia decaocto в Новоржевском районе Псковской области в мае 2020 года // Рус. орнитол. журн. 29 (1952): 3364-3365. EDN: YVUVVG

Домбровский К.Ю. 2021. Встречи обыкновенной Streptopelia turtur и кольчатой S. decaocto горлиц в Ленинградской области в конце XX — начале XXI века // Рус. орнитол. журн. 30 (2125): 4832-4835. EDN: NDXRYC Ильинский И.В. Храбрый В.М. 2018. Обыкновенная горлица Streptopelia turtur (Linnaeus, 1758) // Красная книга Ленинградской области. СПб.: 438-439.

Иовченко Н.П., Артемьев А.В., Семашко В.Ю., Корякин А.С., Лапшин Н.В., Стариков Д.А., Тертицкий Г.М., Черенков А.Е., Яковлева М.В. 2016. Встречи птиц, редких для Северо-Запада России // Миграции птиц Северо-Запада России. Неворобьиные. СПб.: 575-604.

Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480.

Мищенко А.Л., Белик В.П. 2021. Обыкновенная горлица Streptopelia turtur (Linnaeus, 1758) // Красная книга Российской Федерации. М.: 789-791.

Носков Г.А., Зимин В.Б., Резвый С.П., Рымкевич Т.А., Лапшин Н.В., Головань В.И. 1981. Птицы Ладожского орнитологического стационара и его окрестностей // Экология птиц Приладожья. Л.: 3-86.

Рыкова С.Ю. 2013. Птицы Беломорско-Кулойского плато. Архангельск: 1-188.

Храбрый В.М., Двуреков И.В. 2020. Заметки к орнитофауне Назиевских торфоразработок и их окрестностей (Кировский район Ленинградской области) // Рус. орнитол. журн. 29 (1871): 3-31. EDN: JHAJAQ

Храбрый В.М., Иовченко Н.П. 2018. Обыкновенная горлица Streptopelia turtur (Linnaeus, 1758) // Красная книга Санкт-Петербурга. СПб.: 469-470.

Шемякина О.А. 2004. Птицы центральной исторической части г. Пскова // Северо-Западная Россия: проблемы экологии и социально-экономического развития. Материалы регион. обществ.-науч. конф. с международ. участием. Статьи и тезисы. Псков: 169-173.

Шемякина О.А., Яблоков М.С. 2013. Птицы заповедника «Полистовский» и сопредельных территорий // Вестн. Псков. ун-та. Сер. Естеств. и физ.-мат. науки 2: 81-104. EDN: RDFLXZ

BirdLife International. 2023. IUCN Red List for birds // http://www.birdlife.org

Elts J., Leito A., Leivits A., Luigujoe L., Magi E., Nellis R., Nellis R., Ots M., Pehlak H. 2013. Status and numbers of Estonian birds, 2008-2012 // Hirundo 26, 2: 80-112.

Fisher I., Ashpole J., Scallan D., Proud T. and Carboneras C. (compilers) 2018. International Single Species Action Plan for the conservation of the European Turtle-dove Streptopelia turtur (2018 to 2028). European Commission: 1-141.

Fujisaki I., Pearlstine E.V., Mazzotti F.J. 2010. The rapid spread of invasive Eurasian Collared Doves Streptopelia decaocto in the continental USA follows human-altered habitats // Ibis 152: 622-632.

Hongell H., Saari L. 1983. A mixed pair of Collared Dove Streptopelia decaocto and Turtle Doves S. turtur in Kokkola, W Finland, in 1978-79 // Ornis fenn. 60: 61-62.

Hudson R. 1972. Collared Doves in Britain and Ireland during 1965-1970 // Brit. Birds 65: 139155.

Lehikoinen E. 1977. Turturi- ja turkinkyyhkyn risteytyma Turussa [A hybrid between Turtle and Collared Dove in Turku, SW Finland] // Lintumies 12: 88-90.

Rocha-Camerero G., de Trucios S.J.H. 2002. The spread of the Collared Dove Streptopelia decaocto in Europe: colonization patterns in the west of the Iberian Peninsula // Bird Study 49, 1: 11-16.

Romagosa C.M., Labisky R.F. 2000. The Eurasian collared-dove in Florida // J. Field Ornithol. 71, 1: 159-166.

Stresemann E., Nowak E. 1958. Die Ausbreitung der Türkentaube in Asien und Europa // J. Ornithol. 99: 243-296.

Viksne J. 2001. Pigeons and Doves in Latvia // Naturzale 16: 59-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.