Научная статья на тему 'ТРИ ВОЙНЫ «РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА». ЖИЗНЬ И СУДЬБА ПОЛКОВНИКА А.И. ГРИСЕНКО'

ТРИ ВОЙНЫ «РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА». ЖИЗНЬ И СУДЬБА ПОЛКОВНИКА А.И. ГРИСЕНКО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.И. ГРИСЕНКО / 2-Й ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАПОЛК / 304-Я ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАДИВИЗИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ПОДВИГ МАРЕСЬЕВА / ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА / A. GRITSENKO / 2ND FIGHTER AIR REGIMENT / 304TH FIGHTER AIR DIVISION / GREAT PATRIOTIC WAR / CIVIL WAR / A FEAT MARESYEV / SINO-JAPANESE WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буйло Сергей Иванович

В статье рассказывается о жизни и подвиге «ростовского Маресьева» полковника Александра Ивановича Грисенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE WARS OF "ROSTOV MARESYEV". LIFE AND FATE OF COLONEL GRISENKO

The article tells about the life and feat of «Rostov Maresyev» Colonel Alexander Gritsenko.

Текст научной работы на тему «ТРИ ВОЙНЫ «РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА». ЖИЗНЬ И СУДЬБА ПОЛКОВНИКА А.И. ГРИСЕНКО»

С.И. БУЙЛО S.L BUILO

ТРИ ВОЙНЫ «РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА»

Жизнь и судьба полковника А.И. Грисенко

THREE WARS OF «ROSTOV MARESYEV»

Life and Fate of Colonel Grisenko

_ _ _

Сведения об авторе, Буйло Сергей Иванович — главный научный сотрудник Института математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета, доктор физико-математических наук (г. Ростов-на-Дону. E-mail: sibuilo<s>yandex. ru).

Аннотация. В статье рассказывается о жизни и подвиге«ростовского Маресьева» полковника Александра Ивановича Грисенко.

Ключевые слова: А.И. Грисенко; 2-й истребительный авиаполк; 304-я истребительная авиадивизия; Великая Отечественная война; Гражданская война; подвиг Маресьева; Японо-китайская война.

Information about author. Sergey Builo — Chief Researcher of the Institute of Mathematics, Mechanics and Computer Science of the Southern Federal University. D. Sc. (Phys.-Math. Sc.) (city of Rostov-on-Don. E-mail; sibuilo@yandex.ru). Summary. The article tells about the life and feat of «Rostov Maresyev" Colonel Alexander Gritsenko. Keywords: A. Grisenko; 2nd fighter air regiment; 304th fighter air division; the Great Patriotic war; the Civil war; a feat Maresyev; the Sino-Japanese war.

V_J

За несколько дней до начала Великой Отечественной войны полковник А.И. Грисенко вооружил свой 2-й истребительный авиаполк полным боекомплектом под свою личную ответственность и без приказа вышестоящего командования1. И это притом, что в те дни из Москвы шли категорические требования: ничем не отвечать на провокации немцев! Грисенко грозило суровое (вплоть до трибунала) наказание, однако сделать это не успели: началась Великая Отечественная война.

-й истребительный авиаполк 36-й истребительной авиадивизии ПВО Киевского особого военного округа имел на вооружении 57 самолётов И-16, И-153 (из них 49 исправных) и был одним из двух самых боеспособных истребительных авиаполков, действовавших на киевском направлении {вторым полком был 43~й, имевший на вооружении на 3 самолёта меньше).

На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолётов. Лётчики полковника Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие самолёты и за весь первый день войны не имели боевых потерь от налётов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже третья по счёту война...

Талантливый человек редко бывает талантлив в чём-то одном. У Александра Ивановича

Грисенко была настолько удивительная судьба, что в ней нашлось место не только карьере выдающегося лётчика-истребителя, но и талантливого киноактёра!

Родился Александр Грисенко 29 июня 1904 года в городе Ростове-на-Дону в семье слесаря табачной фабрики. Шестнадцатилетним юношей вступил а комсомол и добровольцем ушёл в Красную армию. С 3 октября 1920 по март 1921 года воевал в Крыму и на Украине в составе 16-го полка 9-й (по другим данным, 2-й) Донской стрелковой дивизии2. Участвовал в боях на Южном фронте против войск генерала П.Н. Врангеля.

После окончания Гражданской войны вернулся в Ростов, где вместе с Мануэлем Большин-цовым, Семёном Брюмером, Шурой Ткачём и Борисом Фате-левичем создал комсомольский общественный театр (КОТ), а затем в 1924 году и единственную в России негосударственную комсомольскую киностудию

«Ювкинокомсомол». На этой киностудии Болыиинцов снял свой первый полнометражный (7 частей, 2289 метров) художественный военно-приключенческий фильм «Приказ №...» о подвигах молодых подпольщиков. Вот кра-

Гвардии полковник А.И.Грисенко

ШНиШО-НСТОРИЧЕСПИЙ ЖУРЛОЛ • № 3 - 2020

67

Два друга — будущие известные лётчики А. Грисенко и С. Брюмер (с револьвером). На съёмках эпизода «Схватка на крыше» фильма «Приказ №...»

1926 г.

Фото предоставлено дочерью С. И. Брюмера — ЕС. Брюмер

ткое содержание этого фильма. Небольшой южный городок оставлен войсками Красной армии, но борьба не прекращается. Подпольщики получают из Москвы известие о готовящемся наступлении красных войск и о необходимости поддержать их действия активной борьбой в тылу белых. Белогвардейской контрразведке удаётся получить список подпольщиков. Революционный комитет во главе с Зориным поручает комсомолке-подпольщице Анне любыми путями проникнуть в логово белых и уничтожить список. Анна выполняет задание комитета, чем спасает подполье от разгрома. Когда Красная армия переходит в наступление, рабочие поднимают в городе вооружённое восстание-

Главного героя (политкомис-сара Зорина) сыграл Александр Грисенко (он же был и помощником режиссёра). Съёмочная группа фильма оказалась прямо-таки золотоносной — трое из её состава за выдающиеся заслуги впоследствии были отмечены Сталинскими премиями! Недавно мне удалось идентифицировать некоторых кинематографистов на копии старой фотографии съёмочной группы этого фильма.

В верхнем ряду стоят слева направо: Владимир Шаховской

— актёр, сыгравший роль археолога Козловского, Евгений Славинский — выдающийся кинооператор, будущий лауреат Сталинской премии 1949 года. Ещё в 1908 году по заказу известной фирмы братьев Патэ он снял документальный фильм о ледоколе «Ермак», а в 1927 году впервые в СССР произвёл подводные съёмки из водолазного колокола. Далее стоит Александр Грисенко. В среднем ряду сидят слева направо: артистка Таисия Рыбалкина {сыграла роль подпольщицы Анны), режиссёр фильма Мануэль Большинцов и ещё один будущий известный лётчик Семён Брюмер3 {сыграл роль агента контрразведки).

Фильм вышел на экраны СССР в последний день декабря 1926 года и с успехом прошёл по всей стране, а М.В. Большинцов впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссёром, лауреатом Сталинской премии 1940 года. Сценарист этого и других фильмов «Ювки-нокомсомола» Михаил Блейман впоследствии также стал известным кинематографистом — одним из создателей культового фильма «Подвиг разведчика», за который в 1948 году также был удостоен Сталинской премии. Одними из последних фильмов М.Ю. Блеймана были «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна».

В Гражданскую войну красноармеец Александр Грисенко воевал в рядах Красной армии добровольно. А 9 ноября 1926 года он вновь, теперь уже по призыву, был зачислен курсантом а отдельную учебную роту связи 9-й Донской стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа4. В ноябре 1927 года уволен в запас.

В начале 1930-х годов Александр вместе со своей молодой женой Тамарой переезжает в Ленинград, где приступает к работе помощником режиссёра на киностудии «Ленфильм». Кинематографическому таланту Грисенко не суждено раскрыться до конца: в марте 1932 года из запаса его вновь призывают на военную службу и направляют во 2-й полк связи Ленинградского военного округа. Службу проходит командиром взвода связи и помощником начальника штаба полка5.

А в это время в ВВС происходили важные изменения. Дело в том, что в середине 1930-х годов авиация развивалась столь бурными темпами, что образовался острый дефицит командного состава. Для выхода из создавшегося положения было решено срочно призвать командиров-коммунистов других родов войск, направить во 2-ю авиационную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР в г. Борисоглебск, где по усиленной программе обучить их лётному делу. Автором этого начинания был тогдашний командующий ВВС Яков Иванович Алкснис.

Командир взвода связи Александр Грисенко подпадает под эту программу, проходит жесточайший отбор и в 1933 году оказывается в Борисоглебской авиашколе6. В ноябре 1935 года он оканчивает её, становится лётчиком-истребителем и в декабре того же года назначается командиром звена (обычному выпускнику авиашколы стать командиром звена можно было только ещё года через 2—3 и после дополнительного обучения) в 33-ю истребительную авиаэскадрилью 142-й истребительной авиабригады Белорусского особого военного округа в г. Бобруйск^.

68

Из а - 2020 « ИОСППО ИСТОРИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ

С. И. БУЙЛО. Три войны ^ростовского Маресьева»

ш

Исполняя обязанности командира истребительного авиаотряда, Александр Грисенко участвует в воздушных парадах над Красной площадью, тогда он и знакомится с корреспондентом «Комсомольской правды» Юрием Жуковым.

В 1938 году для капитана Александра Грисенко началась вторая война: он едет лётчиком-до-броволыдем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброволец Грисенко командует звеном8 {со слов самого Грисенко, он ехал в Китай командиром звена, но командовал там, как и в Бобруйске, авиаотрядом), лично и в группе сбивает четыре японских боевых самолёта. Боевые успехи «китайского добровольца» Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге журналиста «Комсомольской правды», а затем известного политического обозревателя Юрия Жукова9 «Крылья Китая. Записки военного лётчика». Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисенко, которому для сохранения секретности был присвоен псевдоним вымышленного китайского лётчика, некоего капитана Ван Си10. Вот как в ней описывает один из своих боёв «капитан Ван Си» (надо понимать, капитан Грисенко. — Прим. авт.): «...Я направляю свою машину прямо в лоб японскому "И-96". Будь что будет — или столкнёмся с ним, или запугаю его... Когда расстояние между нами измерялось считанными метрами, японец не выдержал и отвалил в сторону Я тут же пристроился в хвост японцу и дал очередь... Что это? А, чёрт возьми!.. Оказывается, прямо за хвостом у меня — второй японский истребитель, а у него в хвосте — Чен Лу... Неожиданно для самураев я разворачиваюсь и ударяю по мо-емупреследователю... Нажимаю гашетку пулемёта. Японский самолёт качнулся, свалился набок и отвесно пошёл вниз, окутанный чёрным дымом...»11.

За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 14 ноября

1938 года капитан А.И. Грисенко был награждён орденом Красного Знамени. Но, оказывается, пока «ходили» документы, ему почти за полтора месяца до указа, 26 сентября 1938 года, приказом народного комиссара обороны (НКО) Союза ССР N9 0737 «за особые заслуги» было присвоено сразу звание полковника12. 17 февраля 1939 года Грисенко был назначен командиром 2 иап 51-й авиабригады ВВС Киевского особого военного округа13. Головокружительная карьера: менее чем за шесть лет, с 1933 по 1939 год (из которых два года был курсантом авиашколы!), стать полковником, командиром авиационного полка! Сказать кому — поверят с трудом. Для этого надо было быть действительно талантливейшим лётчиком.

Третья война для А.И, Грисенко началась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный, самый тяжёлый для нашей страны период войны'". Только за её первые три месяца лётчики 2 иап совершили 180 вылетов на разведку войск противника и около 1000 самолёто-вылетов на штурмовые удары по наступавшим немецким танковым и механизированным колоннам'5.

В воздушных боях лётчики полка сбили за это время 58 фашистских самолётов и 18 уничтожили на аэродромах16.

В первые дни войны героический подвиг совершил командир звена 2 иап младший лейтенант Дмитрий Александрович Зайцев. 28 июня 1941 года он вылетел на самолёте И-16 на перехват шедшего к Киеву вражеского бомбардировщика. Увидев на высоте 2000 м Ю-88, Зайцев атаковал его, заставив сбросить бомбы в поле. Освободившись от груза, гитлеровец стал уходить. У Зайцева кончились боеприпасы, и он принял решение идти на таран. Ювелирным ударом фашистский самолёт был сбит, а Зайцев, хотя и с погнутым винтом, благополучно возвратился на свой аэродром. Это был один из первых таранов наших лётчиков с начала войны и первый всего из двух, официально зарегистрированных при обороне Киева. В последующих боях в районе Киева звено Зайцева уничтожило ещё 12 самолётов противника, 5 из которых Зайцев сбил лично. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2августа1941 года лётчик 2 иап младший лейтенант Д.А. Зайцев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»'7.

А. Грисенко и съёмочная группа фильма «Приказ №...»

1926 г.

ВОЕИНО-КСТаРНЧЕСКИЙ ЖУРПОЛ • № 3 - 2020

69

ULäJ

И это притом, что полк Гри-сенко самолётов новых типов не имел вообще и сражался с новейшими немецкими машинами на давно устаревших И-16 и И-153, уступавших немецким истребителям в скорости соответственно порядка 100 и 150 км/ч. Вот как оценивает боевые успехи Грисенко и его полка при обороне Киева её участник гвардии генерал-лейтенант С.И. Горшков (в 1941 г. — полковник, командир 206-й стрелковой дивизии. Выходил из окружения с группой своих бойцов и командиров в обмундировании, с оружием, документами и орденами. Был тяжело ранен, вынесен адъютантом и медсестрой):

«В начале августа 1941 г. я встретил полковника Грисенко и в сердцах упрекнул его, что они (лётчики) оставили пехоту без воздушного прикрытия, а сами перебрались за Днепр! Грисенко ответил без обиды: "А вы отгоните немца, и мой полк вернётся на Святошинский аэродром", Фашистов мы отбросили, а Грисенко сдержал своё слово, и до самого последнего часа героической обороны Киева, свидетельствую как её участник, истребители полковника Грисенко прикрывали нас»ш.

Для невоенного человека всё это может звучать как-то даже буднично, ведь прикрывать наземные войска — это и есть одно из основных предназначений истребительной авиации. Однако каких нечеловеческих усилий это стоило Грисенко и его полку! Далеко отогнать немцев от Святошинского аэродрома у пехотинцев не получилось, вследствие чего аэродром постоянно подвергался не только атакам немецкой авиации, но и обстрелам наземных войск противника. А к этому времени во всём 2 иап оставалось всего-то порядка двух десятков исправных самолётов, и ему одному (других боеспособных истребительных авиаполков а районе Киева уже не осталось) приходилось прикрывать как сам город, так и защищавшие его войска.

Летом 1942 года развернулись кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Полковник

Грисенко сумел организовать успешное переучивание лётно-технического состава своего полка на новые самолёты Як-1 безо всяких происшествий всего затри дня, с 12 по 14 июля 1942 года. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград были направлены новейшие образцы немецких самолётов под управлением лучших асов 4-го воздушного флота барона фон Рихтгофена. 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими лётчиками самолёт А.И. Грисенко был сбит, а сам он получил тяжёлые ранения и потерял левую ногу.

Подробности этого боя описаны в документальной повести10, вышедшей в Ростовском книжном издательстве уже после кончины Грисенко {книга была издана небольшим тиражом, и сейчас она — библиографическая редкость. — Прим. авт.). Вот краткий пересказ этого боя. Когда прозвучала команда: "Все в воздух!», почти все оставшиеся самолёты полка были на задании, и подняться в небо могли только три машины: Лобка, Ормакоева и его (Грисенко). Чтобы не допустить к полевому аэродрому армаду из нескольких десятков бомбардировщиков Ю-88, Грисенко и двум его лётчикам пришлось вступить в неравный бой не только с бомбардировщиками, но и с семью истребителями Ме-109. Грисенко атаковал и сбил самолёт ведущего группы истребителей. Другого немца завалил Орма-коев. И тут же самолёт Грисенко попал под пушечную очередь неизвестно откуда взявшегося восьмого Ме-109. Снаряд его авиапушки разорвался прямо в кабине, Грисенко почувствовал жгучую боль в ноге, и его сознание на какое-то время выключилось. Горевший самолёт нёсся к земле, из разбитых труб двигателя вырывалась горячая жидкость. Грисенко отстегнул ремни, отодвинул фонарь кабины и, преодолевая сопротивление воздуха, перевалился за борт. После приземления на парашюте Грисенко в полубессознательном состоянии от большой потери крови был

доставлен в санчасть, а оттуда в госпиталь.

Существует и другая версия спасения раненого Грисенко, согласно которой ему удалось посадить повреждённый самолёт на поле, после чего лётчика эвакуировали в госпиталь. Эту версию с чужих слов приводит в своей книге писатель Юрий Чернов20. Приверженец этой версии2' служил в описываемое время в соседнем 43-м полку, но его история спасения Грисенко лично у меня особого доверия не вызывает. Свидетелем самого боя он не был, кроме того, он утверждает, что всё это якобы случилось 10 августа, хотя на самом деле самолёт Грисенко был сбит 8 августа 1942 года.

Более полугода Грисенко провёл в свердловском госпитале, где перенёс несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию на должность заместителя командира 259-й истребительной авиадивизии. Пока в Москве решался вопрос его назначения, Грисенко посетил выставку трофейной техники, где ознакомился с тактико-техническими характеристиками новейших немецких самолётов22.

При этом Александр Иванович не забывал свой родной полк, живо интересовался его боевыми успехами и постоянно переписывался с ветеранами полка. Ещё под командованием А.И, Грисенко полк в январе 1942 года был представлен к званию гвардейского, и после ранения командира продолжал отлично воевать (приказом НКО СССР № 128 от 18 марта 1943 г. 2 иап был преобразован в 85-й гвардейский. — Прим. авт.).

22 февраля 1944 года А.И. Грисенко был назначен командиром 304-й истребительной авиадивизии, которая вместе с дивизией А.И. Покрышкина входила в 6-й гвардейский авиакорпус генерал-лейтенанта A.B. Утина,участвовавший в основных сражениях на направлениях главных ударов наших войск. Дивизия Грисенко и её командир воевали отлично, своими боевыми действиями со-

№3-2020 * иомна ИСТОРНЧГСКМН ЖЧРППЛ

С. И. БУЙЛО. Три войны «ростовского Маресьева»

действуя успешному продвижению наших наземных войск.

Вот как оценивает в своих мемуарах боевую работу А.И.Гри-сенко весной 1944 года генерал-полковник авиации С.Н. Гречко: «...Что касается полковника А.И. Грисенко, то он тогда только что вступил в должность комдива вместо погибшего в одном из боёв полковника И.К. Печенко... Боевой опыт у полковника Грисенко был немалый... Он был тяжело ранен, лишился ноги, но, продолжая летать, участвовал в воздушных боях и не раз выигрывал поединки в борьбе с "Мессерами"... Забегая вперёд, скажу, что в Уманско-Ботошан-ской операции истребительная дивизия полковника А.И, Грисенко действовала великолепно..У3.

И это притом, что Грисенко с протезом вместо ноги летал на американском истребителе «Аэрокобра», который в отличие от наших истребителей имел ножные тормоза и был очень требователен в управлении при посадке.

Согласно записям в лётной книжке А.И. Грисенко его боевой налёт в Великой Отечественной войне составил 75 часов. Сделано 60 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбиты 4 самолёта противника (поданным Военного биографического словаря24, сбиты лично 4 и в группе 7 вражеских самолётов. В наградных документах на А.И. Грисенко количество лично сбитых самолётов не указано. — Прим. авт.). Полковник А.И, Грисенко умело и с наибольшими потерями для противника организовывал боевую работу вверенных ему подразделений. Так, 304 иад, которую Грисенко принял 22 февраля 1944 года, только за первые 6 месяцев под его командованием сбила в воздушных боях 231 самолёт противника, потеряв при этом 24 своих самолёта и 15 лётчиков25. Боевые заслуги Грисенко были трижды отмечены орденами Красного Знамени {14 ноября 1938 г., 6 ноября 1941 г., 16 октября 1944 г.), орденом Отечественной войны 1-й степени (5 ноября 1942 г.), орденом Красной Звезды (1944 г.), медалями «За оборону Сталинграда» (22 декабря 1942 г.),

«За победу над Германией» {9 мая 1945 г.) и др.26

Интересна история награждения его вторым орденом Красного Знамени осенью 1941 года. За боевые подвиги при обороне Киева полковник А.И. Грисенко командованием 36-й авиадивизии был представлен к ордену Ленина27. Однако по этому представлению получил только второй орден Красного Знамени28, т.к. сам Грисенко в это же время представил к ордену Ленина лётчика своего полка младшего лейтенанта М.К. Викторова, который этот орден и получил29. Давать второй орден Ленина (т.е. половину из всех полученных Южным фронтом) на один и тот же полк — это было бы уже слишком. К сожалению, судьба этого талантливого лётчика сложилась трагически: в 1943 году капитан М.К. Викторов (якобы за самовольный выход из боя и враждебную пропаганду) был осуждён военным трибуналом и отсидел 10 лет.

Войну Александр Иванович закончил в Вене, затем командовал 16-й гвардейской истребительной авиадивизией в Заполярье и 178-й истребительной авиадивизией в Харьковском военном округе, а с 7 февраля 1946 года — Чугуевским (Харьковским) военным авиационным училищем лётчиков. Великолепно летал на истребителях Як-3 и Ла-9. Его воспитанник тех лет Михаил Лан-рат стал генералом, а курсант

Георгий Добровольский — лётчиком-космонавтом, командиром космического корабля «Союз-11» и первой в мире орбитальной станции «Салют».

Вот что написал о Грисенко в начале 1970-х годов в своих воспоминаниях выпускник 1949 года генерал-майор авиации Михаил Мефодьевич Ланрат: «В 1946 году я был курсантом Чугуевского авиационного училища. В то время им командовал Александр Иванович {Грисенко). Мы много раз видели, как он мастерски летал на самолёте-истребителе "Як-3". Мы восторгались мужеством Грисенко и вполне заслуженно называли его настоящим человеком. Многие авиаторы нашего поколения благодарны Александру Ивановичу за обучение лётному делу и воспитание»30.

С сентября 1947 года А.И. Грисенко — заместитель командира 3-го гвардейского авиационного корпуса, базировавшегося в то время в Туркмении, в г. Красно-водске (в настоящее время г Тур-кменбаши). В 1948 году судьба приготовила для Александра Ивановича новое испытание: во время землетрясения в Средней Азии он попал под развалины, получил серьёзные травмы и был вынужден уйти с военной службы. Демобилизовавшись по болезни (30 июля 1948 г.), Грисенко теперь уже окончательно вернулся в родной Ростов.

Начальник Чугуевского военного авиационного училища лётчиков А.И. Грисенко вручает курсантам «путёвки в небо»

31

апЕммон сто ри чеса и и журнал ¿п^о

МА

13

ГШ?!

В 1951 году ветеран войны А.И. Грисенко получил квартиру в нашем доме № 96 (теперь № 82) по улице Максима Горького (г. Ростов-на-Дону). Впервые об удивительной биографии А.И. Грисенко я узнал от моего отца, у которого тоже была бурная комсомольская молодость и который ещё в конце 1920-х годов пересекался с «Саней» Грисенко по комсомольской работе. Умер А.И. Грисенко 16 июня 1969 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронили его не на центральном городском, а на небольшом татарско-еврейском кладбище (жена Грисенко Тамара Исааковна была еврейкой по национальности. — Прим. авт.) менее чем в получасе ходьбы от дома. У четы Грисенко детей не было, и после кончины Александра Ивановича его супруга переехала в Ленинград, где её следы потерялись. Время неумолимо.

Жаль, что такой отважный лётчик, воевавший с первого до последнего дня войны, так и остался в чине полковника. Гвардии полковнику А.И. Грисенко сильно не повезло с сохранностью документов. Штабная документация, в т.ч. журнал боевых действий с 22 июня по 29 сентября 1941 года (т.е. с первого дня войны и до окончания обороны Киева) по 36-й авиадивизии (включая и полк Грисенко), была уничтожена31, т.к. штаб дивизии попал в окружение а районе г. Киева. Видимо, благодаря своей принципиальности и далеко неординарной личности (сказывалось «кинематографическое» прошлое) Александр Иванович сумел нажить себе достаточное количество недоброжелателей. Так, в 2003 году на Украине, во Львове, вышли воспоминания32 бывшего авиационного политработника, в которых на полном серьёзе утверждается что якобы Грисенко «панически боялся летать(!), не имел боевого опы-та(!}, и после ранения его лётная карьера вообще закончилась.,,»! Этот политработник действительно лично знал А.И. Грисенко, т.к. служил под его командованием во 2-м авиационном полку комиссаром одной из эскадрилий, но,

не сработавшись с Грисенко, ещё весной 1939 года был переведён в другой полк.

Время, повторюсь, неумолимо. Подвиг Грисенко как-то постепенно забылся, идо недавнего времени даже найти фото Александра Ивановича было большой проблемой. Свидетельством тому служит книга33, вышедшая к 60-летию Чугуевского (Харьковского) высшего военного авиационного училища лётчиков (ХВВАУЛ). В ней нет ни одной фотографии А.И. Грисен-ко, а среди всех послевоенных начальников училища отсутствует только его фотография! И ни слова, что он повторил подвиг Маресьева и обучал курсантов фигурам высшего пилотажа, летая без ноги!

Даже администраторы великолепного сайта выпускников ХВВАУЛ до недавнего времени не знали, что командовавший их училищем в 1946—1947 гг. гвардии полковникА.И. Грисенко летал без ноги! Когда же они узнали об этом, тут же обратились к ныне покойному ветерану училища, выпускнику 1949 года полковнику в отставке Владимиру Александровичу Филатову, который очень высоко отозвался о Грисенко как начальнике училища и лётчике. Он подтвердил, что «начальник училища гв. полковник А.И. Грисенко действительно летал на истребителе, обучал курсантов на Ла-9 и даже лётчиков-инструкторов в технике пилотирования проверял!».

С тех пор на сайте появилась следующая запись: «...Так вышло, что мы, выпускники Харьковского ВВАУЛ, совершенно не представляли, что два года наше лётное учебное заведение возглавлял легендарный авиатор, который совершил не оценённый при жизни подвиг. Во время Великой Отечественной войны лётчик-истребитель полковник А.И. Грисенко повторил подвиг Алексея Маресьева, ставшего широкоизвестным благодаря "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого. Подвиг же Александра Ивановича менее известен. Можно сказать, вообще неизвестен в широких кругах авиаторов. Об этом ничего не слышали даже ветера-

ны училища, выпускники ЧВАУЛ 1949—1951 гг.»34.

К сожалению, в известном справочнике35 В. Анохина и М. Быкова и в ссылающихся на него публикациях в дате назначения А.И. Грисенко командиром 2 иап допущена ошибка: якобы он был назначен командиром 2 иап только в июне 1941 года. При этом авторы ссылаются на имеющиеся в ЦАМО РФ сводные данные по 85-му гвардейскому (бывшему 2-му) истребительному авиаполку. Эта информация ошибочна, т.к. согласно записям вУПКА.И. Грисенко35 Александр Иванович назначен командиром 2 иап приказом НКО № 0737 от 17 февраля 1939 года. Эта ошибка в данных по 85 гв. иап появилась вследствие того, что в июне 1941 года полковник Грисенко действительно был назначен командиром того же самого 2-го полка, но новым приказом37 вследствие переподчинения части Юго-Западному фронту. В Военном биографическом словаре38 В.П. Горемыкина время назначения А.И. Грисенко командиром 2 иап указано правильно {зима 1939 г.). Именно это время мне называли сам Александр Иванович и его супруга. Это же время подтверждается наградными документами на второй орден Красного Знамени39 и воспоминаниями ветеранов полка. По мере сил пытаюсь исправить все эти неточности.

К сожалению, какая-то возня вокруг имени гвардии полковника А.И. Грисенко продолжилась и в наши дни. Так, с чьей-то «нелёгкой» руки почти во всех публикациях об А.П. Маресьеве среди повторивших его подвиг лётчиков звание Грисенко до недавних пор ошибочно указывалось как подполковник40 или даже майор. И это притом, что на самом деле именно Александр Иванович Грисенко был единственным полковником среди лётчиков-истребителей, вернувшихся после ампутации ноги в действующую армию! Неточность в воинском звании Грисенко проникла и на телевидение, где в конце фильма41 , снятого в 2005 году к 90-летию А.П. Маресьева, воинское звание А.И. Грисенко также оши-

№3-2020 ■ И ОЕТШО-историческим журнал

С.И. БУЙЛО. Три войны tростовского Ma

бочно указано как подполковник. При этом авторы в конце своего фильма показали фотографии всех (кроме Грисенко!) лётчиков, повторивших подвиг Маресьева. Очевидно, фотографию гвардии полковника А.И. Грисенко они на тот момент времени, как и многие другие журналисты, просто не смогли найти.

Серьёзное беспокойство вызывает нынешнее состояниезахоронения А,И. Грисенко. Простенький памятник на его могиле был поставлен коллективом Донской государственной табачной фабрики ещё много лет назад, вследствие чего фото на памятнике находится в ужасном состоянии. Лицам, ответственным за сохранение могил участников войны, стоит подумать об установке нового современного памятника отважному лётчику, именем которого названа улица в их районе.

Память об Александре Ивановиче Грисенко жива в наших сердцах. С недавних пор и в Ви-кипедии наконец-таки появилась (хоть и с ошибками) небольшая статья о гвардии полковнике А.И. Грисенко. А 22 июня 2017 года на примере его подвига в прямом эфире южного региона вещания радио «Комсомольская правда» (радио «КП») состоялась почти часовая передача, посвященная забытым подвигам Великой Отечественной войны. На следующий день она была повторена в записи по всем другим регионам вещания радио «КП», Аудиозапись передачи выложена в Интернете42.

В 1980 году одна из улиц в Первомайском районе города Ростова-на-Дону названа именем Грисенко, а на нашем старом доме установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев Ростова, гвардии полковник авиации, отважный лётчик А,И. Грисенко». Нынешнее поколение граждан России должно знать о подвигах их отцов и дедов!

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Жуков Ю. Люди сороковых годов. М,: Советская Россия, 1975. С. 349: БушюС.

Три войны «ростовского Маресьева» // Вечерний Ростов, 2002, 6 июня; он же. Поиестьо настоящем полковнике // Вечерний Ростов. 2014. 21 февраля.

1 Горемыкин В.П. и др. Великая Отечественная: комдивы: воеиныйбиографический словарь. Т. 2, М.: Кучково поле, 2014. С. 503—505; Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Картотека учётно-послужных карточек (УПК). УПК А.И. Грисенко.

3 Брюмер Семен Ильич (22 мая 1906

— 22 февраля 1956) — киноактёр и известный лётчик. Рол идея в г. Керчь, В качестве актёра снялся в двух фильмах ростовской киностудии «Ювкиноком-сомол»; *КоммуНиТ»в 1925 г. и «Приказ №,.,» в 1926 г. Работал кинооператором на киностудии Мосфильм. В 1931 г., как и его друг А. Грисенко, по партийкой мобилизации уходит в авиацию и оканчивает Военную школу лётчиков в Сталинграде. В 1936 г. по состоянию здоровья переходит в гражданскую авиацию. Работал начальником аэропорта Минеральные Воды, начальником Таджикского Управления ГВФ, начальником Управления Воздушной магистрали Москва — Иркутск, С июля 1941 г. С.И. Брюмер — командир Юго-Западной авиагруппы особого назначения (ЮЗАГОН). осуществлявшей по воздуху снабжение, доставку боеприпасов и эвакуацию раненых из осаждённой Одессы. Был военным консультантом одного из лучших советских фильмов времен войны «Жди меня» (втитрах не указан). В конце 1944 г. назначен начальником Роетовского-на-Дону аэропорта. Проживал в г, Ростове-на-Доиу.

4 ЦАМО РФ. Картотека УПК. УПК А.И. Грисенко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

* Горемыкин В.П. и др. Указ. соч. С. 504.

'Жуков Георгий (Юрий) Александрович

(10 апреля 1908 - 31 мая 1999) — известный журналист, писатель, государственный и общественныйдеятель. в

1939 г. в журнале «Новый мир», а в 1940 г. отдельной книгой под вымышленной фамилией опубликовал «Записки капитана Ban Си. Крылья Китая», написанные со слов советского военного лётчика А.И. Грисенко. Во время ВОВ

— корреспондент, затем начальник отдела фронта «Комсомольской правды». С 1946 г. заместитель ответственного секретаря газеты «Правда», затем обозреватель по международным вопросам, С 1952 г. — заместитель главного редактора «Правды». В 1957—1962 гг. — председатель Госкомитета Совмина СССР по культурным связям с зарубежными странами. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Автор более 25 книг.

10 Ван Си. Крылья Китая: записки военного летчика //Пер. с kilt. Ю. Жукова, М.: Гослитиздат, 1940, 216 с, В этой книге, а также в вышедшей в 1939 г. в Воениздаге под другим китайским псев-

донимом Фын Ю-Ко небольшой брошюре «Записки китайскихлётчиков» журналиста Ю. Корольковасоветские лётчики-добровольцы были названы вымышленными китайскими именами: Ли Си-цын (Лисицын), Ван Ю-шин (Ванюшин), Ху Бен-хо (Губенко) и др. Впоследствии эти два произведения (особенно после корейской войны) стали основой для армейского фольклора о подвигах «китайских» лётчиков Ли Си-цына и Ван Ю-шина.

11 Там же. С. ¡76, 177.

12 ЦАМО РФ, Картотека УПК. УПК А.И, Грисенко.

15 Там же.

иЛюбаров Г, Герои Отечественной войны. Командир// Сталинский сокол. 1942. 18 февраля.

15 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Л. 50.

"' Там же.

17 Там же. Он. 682523. Л. 6.

" Тшпаренко В., Бондаренко В. За облаками солнце / Под ред. Ю. Жукова, Ростов: Ростовское книжное издательство, 1973. С. 164, 165.

"Тамже. С.49-52.

м Черное Ю. Рассказывают фронтовики, 1941—1945 // На земле, в небесах и на море. Т. 7. М.: Восниздат, 1985. С. 152.

11 Панов Д. Русские на снегу. Львт: СПОЛОМ, 2003. С. 636.

" Грисенко А. Старые знакомые // Комсомольская правда. 1943. 23 июня.

21 ГречкоС.Н. Решения принимались на земле, М.: Воемиздат, 1984. С. 187.

24 Горемыкин В.П. и др. Указ. соч. С. 504.

25 ЦАМО РФ.Ф. 33. Оп. 690155. Л. 81.

26 Там же. Картотека УПК. УПК А.И. Грисенко.

Там же. Ф. 33. Оп. 682524, Л, 50.

м Там же. Л. 3.

21 Там же. Л. 2.

30 Татаренко В., Бондаренко Я Указ. соч. С. 207.

31 ЦАМО РФ. Ф. 20098. Оп. I. Д. 10. Л. 2.

и Панов Д. Указ. соч. С. 635, 636.

31 Бобейко Л.В. и др. Крылатые годы: страницы истории ХВВАУЛ. Харьков; Прапор, 1990, С. 63, 115.

м Интернет-ресурс: Ьир://\¥\¥,лгл,31е(. ш (дата обращения: 23февраля 2019 г.).

и Анохин В., Быков М Все истребительные авиаполки Сталина: первая полная энциклопедия. М.: Яуза, 2014. С. 163.

и ЦАМО РФ. Картотека УПК. УПК А.И, Грисенко.

" Там же.

и Горемыкин В.П и др. Указ. соч. С. 504.

55 ЦАМО РФ. Ф, 33. Оп. 682524. Л, 50.

40 И н те рне.т-ресурс: 1тр://кгаьуогйц11. П1 (датаобращения: 23 февраля 2019 г.); http://www.azbyka.kz (дата обращения: 23 февраля 2019 г.).

41 «Судьба настоящего человека» {телеканал «Россия», 2005 г., режиссёр А. Славин, 53 мин). См. иитернет-ре-сурс: https://www.youtLibe.com (дата обращения; 23 февраля 2019 г.).

42 Интернет-ресурс; rostov.kp.ru (дата обращения: 23 февраля 2019 г.). ■

КПЕЛКО-НСТаРИЧЕСПИЙ ЖЧРМПЛ • Ht Я - 2020

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.