А. В. Костина, А. Я. Флиер
ТРИ ТИПА КУЛЬТУРЫ - ТРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(окончание)
В статье дано определение культуры, альтернативное по отношению к философии. Культура рассматривается как системная целостность и подвергается структурно- и историкотипологическому анализу. Выделяются разные функциональные культуры и культурные типы, предлагается объяснение их формирования в процессе культурогенеза, представлена сравнительная характеристика консьюмерной, традиционной и креативной культур.
Ключевые слова: культура, культурогенез, традиционная культура, элитарная культура, массовая культура, локальная культура, креативная культура, консьюмерная (потребительская) культура, традиция, творчество, функциональные культуры, культурные типы, культурные стратегии.
The article gives an alternative definition to culture in connection with philosophy. Culture is regarded as a systemic unity and is subjected to structural-typological analysis. The authors point out different functional cultures and cultural types and offer the explanation of its formation in culture genesis and comparative characteristics of consumer, traditional and creative cultures.
Key words: culture, culture genesis, traditional culture, elite culture, mass culture, local culture, creative culture, consumer culture, tradition, creative activity, functional cultures, cultural types, cultural strategies.
В связи со всем, сказанным в первой части статьи [6], можно по-новому осмыслить и процесс культурогенеза. По существу в общечеловеческом масштабе имели место три генезиса, соответствующих отдельным разнонаправленным стратегиям выживания - функциональным культурам. Они протекали не автономно друг от друга, но явились результатом совершенно разных обстоятельств социального бытия людей (в двух последних случаях - возникших в результате их деятельности) и потому породили общности трех разных типов: политическую, этническую и социальную.
На начальной стадии (в течение палеолита и мезолита) шел процесс трансформации способов актуального потребления, свойственных животному миру, в человеческие способы жизнедеятельности. Это было присваивающее потребление, дополняемое производством технического инструментария, оборудованием территории проживания и некоторыми видами символической деятельности, обусловленной как мировоззрением, так и социально регулятивными целями. Основным социальным регулятором выступали нормы биологического воспроизводства: те причины (и способы), по которым люди спла-
чивались в устойчивые коллективы, по сути не отличались от мотивации и практики стадного образа жизни животных.
После того как производящее хозяйствование стало преобладать среди основной социально лояльной части населения, актуальное потребление было оттеснено преимущественно в маргинальную зону социального существования. Оно стало культурой людей, занимающихся преступным промыслом или попавших в особые жизненные обстоятельства, при которых их объединение в устойчивые коллективы связывалось главным образом с процедурой пассивного потребления «из общего котла» (заключение, плен, рабство, военная служба). Такую культуру мы назвали «кэмп-культурой» - она присуща людям, оторванным от семей и живущим в более или менее лагерных условиях.
В Новое время на волне урбанизации миллионы людей оказались оторванными от привычных мест и традиционных режимов обитания и переместились в крупные города, где их основной объединяющей жизненной стратегией стало такое же актуальное потребление (в производственном отношении большинство из них оказались разбросанными по маленьким коллективам
39
сферы бытового и коммунального обслуживания). В этой среде сложился еще один тип потребительской культуры - массовая культура, в рамках которой они составляют уже кратковременные и неустойчивые коллективы электората, свидетелей, посетителей, зрителей, болельщиков. В конечном счете - это «культура улицы» - именно здесь человек такой культуры чувствует себя наиболее комфортно и безопасно. Следует отметить, что элита развитых обществ достаточно быстро поняла как опасность этой многомиллионной толпы социальных маргиналов1, так и возможности использования ее в интересах экономики. Так, в течение ХХ в. сложилась индустрия манипуляции сознанием массы и его ориентации в нужном властям направлении.
Безусловно, будет значительным преувеличением назвать массовую культуру национальной. Национальной мы полагаем совокупность, по крайней мере, двух рассматриваемых культур - креативной и кон-сьюмерной2, локализованную с большей или меньшей жесткостью границами того или иного государства. Однако ранее приоритет формирования национальной культуры принадлежал культуре специализированной, так как в первую очередь она обладала механизмом распространения смыслов, объединяющих граждан в нацию. Таким механизмом был сам способ передачи информации через коды письменной культуры, использование которого позволило
1 В этом смысле коммунизм и нацизм (политические режимы, опирающиеся на массовую культуру [1], идеологически базирующиеся на ее ценностях, а технологически - на манипуляции сознанием миллионов людей) послужили хорошим наглядным уроком.
2 По нашему мнению, традиционная культура в формировании национальной фактически не участвует. Функции культуры, регулирующей социальные обмены в условиях городской жизни, постепенно переходят к консьюмерной культуре в ее современных массовой и манипулятивной формах.
реализовать политико-идеологические задачи распространения единой системы символических значений, легитимированных государством в качестве приоритетных. Именно это и имел в виду Э. Геллнер, обозначающий приоритет в процедурах формирования национальной культуры института не власти и репрессий, а образования и науки и, соответственно, фигуры не «палача», а «профессора» [2].
Но уже со второй половины Х1Х в. во всех индустриально развитых странах в процесс нациестроительства активно включилась и массовая культура, обладающая более простыми знаково-символическими кодами. Ее, по преимуществу экранная, форма существования, простота и непосредственность восприятия были успешно использованы в политико-идеологических целях, а наиболее яркие (и политически эффективные) образцы национальной культуры были представлены советской и немецкой массовой культурой 1930-1940-х гг. Это, конечно, не означает, что именно продукция массовой культуры представляет национальную культуру. Однако, понимая национальную культуру как совокупность национально значимых смыслов, порожденных в различных областях высокоспециализированной культуры, авторы в то же время убеждены в том, что доводит значение этих смыслов до массового сознания прежде всего массовая культура. В значительной степени благодаря кино и телевидению каждый житель России знает, что «Пушкин - наше все» (по А. А. Григорьеву), «красота спасет мир» (по Ф. М. Достоевскому), а «в человеке все должно быть прекрасно» (по А. П. Чехову). Соответственно, можно утверждать, что усилия по формированию и поддержанию национальной культуры, предпринимаемые элитами - политическими, научными, художественными, -направлены на такой объект, как деперсонализированная масса - толпа людей со
40
«стертыми чертами индивидуальности»3. Именно такие люди являются самым очевидным и надежным объектом для манипу-лятивных практик управления и потребителями имитативной продукции. Судя по сегодняшней ситуации, массовая культура оказалась самой удобной и эффективной формой поддержания и воспроизводства национального самосознания, в наибольшей мере актуализируемой ныне, хотя, несомненно, содержательно ее не исчерпывающей.
Парадоксальным, на первый взгляд, является то, что консьюмерная культура, в наибольшей мере отображающая политическую общность людей, хронологически родилась первой. В науке принято считать раннепервобытные родовые общности протоэтносами [4]. Но какие основания мы находим для определения палеолитической культуры именно как протоэтнической? Уверенны ли мы в том, что этнические (т. е. по сути информационно-символические) факторы социальной организации были более значимым основанием единства палеолитических общин, нежели утилитарные проблемы воспроизводства, кормления и безопасности? Поставим вопрос шире: уверенны ли мы в том, что стада и стаи животных - это эко-этносы, а не эко-политические сообщества? Ведь палеолитические общности по основаниям своей солидарности не должны были существенно отличаться от животных коллективов. А современным продолжением родовой общины является нуклеарная семья. Можем ли мы назвать это объединение этнокультурным по своим основаниям? По нашему мнению, закономерно и показательно то, что именно родовой коллектив палеолита по основаниям солидарности являлся прежде всего политической общностью, что
3 Особенно экзотические формы апелляции к
массам практиковались в СССР и нацистской Гер-
мании.
подтверждается и функциональными особенностями его культуры4.
Так складывалась и развивалась экзистенциальная стратегия, подразумевающая не активное преобразование среды обитания, а пассивную адаптацию к ее конъюнктурному состоянию и потребление в сиюминутно доступной ситуации. Исторический и социальный генезис культуры этого типа, насколько мы знаем, еще никем специально не исследовался5.
В неолите значительная часть человеческих сообществ постепенно перешла к производящим формам продуктового обеспечения. Это была уже принципиально новая экзистенциальная стратегия, отличная от животного способа существования (метод присвоения). С этого момента и можно говорить о культуре как о специфически человеческом способе существования. «Человеческая» культура началась только с переходом к производящему хозяйствованию, до этого она была «предчеловеческой», принципиально не отличающейся от животного способа существования. Была выстроена стратегия активной адаптации к природно-климатическим условиям посредством выращивания в них биологических (растительных и животных) продуктов питания. Но поскольку природно-
климатические условия отличаются преобладающей стабильностью, то способы (технологии) продуктового обеспечения, исторически доказавшие свою достаточную эффективность, превратились в обычаи, закрепленные сакральной традицией. Таким образом сложилась традиционная культура,
4 Полития поддерживает, в первую очередь, порядок и безопасность от внешних угроз в процедурах потребления.
5 Разумеется, существует множество исследований генезиса присваивающей культуры палеолита, в том числе принадлежащих одному из соавторов настоящей работы, но их нельзя назвать целенаправленными исследованиями генезиса консьюмер-ной культуры как выделенного объекта.
41
основным принципом которой стало максимально точное воспроизводство социального опыта предков.
Подчеркнем, что в рамках этой стратегии существования производство и потребление были в основном неспециализированными (непосредственно жизнеобеспечивающими [7]) и приватными (дома, в семье). За рамками семьи люди были просто соседями, и отсюда в этой культуре такую значимость обрели нормы соседского общежития. Появился обмен, как фактор сосуществования человеческих микрокол-лективов6, а с ним процедура соседства, коммуникации и всего иного, что характеризует этнические отношения7. Традиционная культура - это, в первую очередь, культура семейно-соседского существования, вся символическая составляющая которой направлена на то, чтобы вымолить «милость от природы» и нормализовать соседские взаимодействия.
Традиционная культура формировалась в сельской местности на базе сельскохозяйственного производства. Со временем она распространилась и на город (по крайней мере, прижилась здесь и стала определяющей в среде мелких ремесленников и торговцев, чья деятельность в большей или меньшей мере являлась «внутрисемейной»). Такая привязанность к семейному производству и потреблению представляется важнейшей стратегической характеристикой традиционной культуры. Это прежде всего культура семьи и ее взаимоотношений с соседями.
В такой культуре сакральной является традиция (повторение и символическое воспроизводство деяний предков), обычай;
6 По данным биологии, между животными микроколлективами всегда наблюдается только соперничество [6].
7 Процедура потлача - ритуального дарения (обмена дарами) - рассматривается как символическая квинтэссенция этнизма [8].
42
к новациям относятся с опаской. Традиционная культура достаточно легко принимает новации в техническом инструментарии деятельности, настороженно - в технологиях, и практически не допускает в символике, нормах социальных отношений и нравах.
Традиционную культуру можно определить как системную совокупность норм, обычаев, символов, обрядов и ритуалов территориально-соседского общежития - т. е. всего, что обобщенно принято называть этнической культурой. Процедура генетического становления этой культуры многократно описывалась многими авторами. По существу вся литература по теории этноса и этничности - это исследования по генезису культуры традиционного типа. Есть свои концепции генезиса этнической культуры и у авторов настоящей работы [5; 10].
Третья экзистенциальная стратегия -креативная - начала складываться с образованием городских цивилизаций, но даже в городской жизни она возобладала, по нашему мнению, только с начала «осевого времени». Эту стратегию породили такие изменения в жизни общества, как профессионально-деятельностное расслоение населения и вызванное им социальное соперничество, а также возникновение политических форм организации и управления и вызванные этим международные (межгосударственные) отношения, войны, подавление внутренних социальных недовольств и т. п.
Очевидно, что часто меняющиеся исторические обстоятельства постребовали совершенно иной стратегии адаптации -посредством постоянного обновления технологий, инструментария и номенклатуры производимой продукции. Мы полагаем, что этот переход к преимущественно новационной (хотя бы по своим идеальным целям) деятельности стал результатом «революции осевого времени», которая по своей значимости в истории культуры не уступа-
ет «неолитической революции»8. Это вывело на первый план иной тип культуры -креативный.
Предметом абсолютизации теперь уже стали новизна, оригинальность, утилитарная эффективность и социальная значи-
9 тг
мость . К традиции начали относиться формально с почтением, но фактически с иронией. Традицию начали воспринимать как искусственно созданную резервацию для сохранения в практическом употреблении того, что по сути уже неконкурентоспособно, но еще символически важно и потому исполняется из идейных соображений. Но фактически речь идет о профанации традиции.
Далее события нарастали кумулятивно. С усилением новативности деятельности в большей степени дифференцировались сферы деятельности (специализации); чем активнее становилась конкуренция между акторами, тем сильнее иерархизирова-лись квалификации (а соответственно и социальные статусы людей). Однако для создания новых оригинальных идей требовались иные люди - с выраженными чертами индивидуальности, не боящиеся не соответствовать социальным стереотипам и предлагать нестандартные решения. Конечно, люди с такими генетическими задатками были всегда. Но именно с эпохи «осевого времени» они стали социально востребованы сначала эксклюзивно (на
8 О значимости культурного переворота «осевого времени» К. Ясперс писал, что именно в это время происходит рациональное переосмысление мира и отход от мифологического сознания [11, с. 32-50], что дает еще большие основания связывать с этим временем становление креативной культуры как социально доминирующей [9].
9 По существу набор формальных требова-
ний, ныне предъявляемых к научной работе (например, диссертации), - это и есть идеальное воплощение базовых принципов креативной культуры, т. е. наука есть креативная культура в ее предельном воплощении.
особо ответственные работы), а еще через две тысячи лет в эпоху Возрождения этот тип получил признание в Европе как основной (социально доминантный)10.
Креативную культуру можно охарактеризовать как преимущественно социальную - культуру специализированных производственных коллективов, профессиональной дифференциации людей и статусной иерархизации по уровням их социальной полезности. Ее генезису в целом посвящена история Древнего мира, а развитию - вся мировая историческая наука. Авторы настоящего исследования рассматривают генезис креативной культуры как особый культурный тип [5; 10].
Таким образом, с позиций понимания культуры как установленного порядка жизнедеятельности, мы пришли к выводу, что исторически первой возникла политическая культура (консьюмерная), наводившая порядок преимущественно в процедурах потребления, затем этническая (традиционная), обеспечившая порядок в процедурах неспециализированного производства и обмена, определяющих режимы соседского общежития и коммуникации, и, наконец, социальная культура (креативная), в которой воплотился прежде всего порядок в процедурах специализированного производства.
В заключение вернемся к вопросу о том, возможно ли в рамках рассмотренной ситуации существования трех достаточно автономных культур - разнонаправленных экзистенциальных стратегий существования - говорить о какой-то единой «культу-ре-вообще» и выстраивать ее универсальную
10 Конечно, все это не было одновременным по всему миру. Можно отметить, что в Древнем Египте и Месопотамии в силу скорости социальных процессов, протекавших в этих регионах, креативный тип людей был востребован несколько раньше «осевого времени». Но мы говорим о Старом свете в целом.
43
теорию? Представляется, что таком уровне, основанном на эмпирических наблюдениях, это становится все более сложной задачей. «Культура-вообще» выглядит категорией, которой должна заниматься скорее философия с ее уровнем умозрительнокатегориальных обобщений, нежели социально-гуманитарная культурология, как наука, безусловно, эмпирическая по своим основаниям. В этой связи вспоминается пафос позиции Л. Уайта, который предлагал наряду с существующей антропологией, изучающей многие культуры, учредить культурологию, которая будет изучать культуру в единственном числе, как категорию человеческого бытия [12]. Не рискуя
вступать в дискуссию с классиком, все же зададимся вопросом: а разве философия культуры уже не делает это?
Авторы данного исследования многие годы посвятили научной работе в отечественной культурологии и заслужили некоторое признание в профессиональном сообществе. Но теперь мы вынуждены поставить принципиальный вопрос: наша культурология занимается культурой или культурами? Настоящее исследование свидетельствует скорее о втором.
Хочется закончить вопросом, обращенным к каждому культурологу персонально: задумайтесь, сколько культур Вы изучаете?
Таблица
Сравнительные характеристики консьюмерной, традиционной и креативной культур
Характеристики Консьюмерная культура Традиционная культура Креативная культура
і 2 3 4
Общие характеристики
Определяющие лозунги «Все, что нужно, уже сделано без тебя. Пользуйся! Не отставай, а то затопчут» «Никогда не делай то, чего еще не умеешь. Исполняй! Не высовывайся, а то заметят» «Никогда не делай то, что уже умеешь. Твори! Высовывайся, а то не заметят»
Определение типа культуры Жизненная стратегия, ориентированная только на актуальное потребление (присвоение) в существующих внешних обстоятельствах. Культура людей, собирающихся во временные коллективы в процессе актуального материального или символического потребления, и являющихся объетами социальной манипуляции Жизненная стратегия, основанная на максимально полном и точном соблюдении обычаев, отселектиро-ванных и аккумулированных в историческом социальном опыте данного сообщества. Культура коллективов, складывающихся в процессе воспроизводства исторически оправдавших себя технологий жизнедеятельности Жизненная стратегия, ориентированная на непрерывную адаптацию к давлению внешних обстоятельств и порождение новых технологий и культурных форм. Культура людей, занимающихся новационной деятельностью («производством идей»)
Является продуктом Адаптации к экономической, политической и информационной конъюнктуре Адаптации к природным условиям существования Адаптации к историческим условиям существования
44
Продолжение таблицы
2
Предмет сакрализации и профанизации
Десакрализует старое и новое, иронизирует над тем и другим, превращая в предмет профанного потребления
Сакрализует старое и опасается нового - по определению профанного
Сакрализует новое и иронизирует над старым, тем самым профанируя его
Обеспечивает порядок прежде всего_____________
В совместном и индивидуальном потреблении
В обмене, соседском общежитии и коммуникации
В совместной производящей деятельности
Является культурой
Политической общности
Этнической общности
Социально-стратифицированной общности
Зоны применения и распространения
Потребление, досуг, сферы социального манипулирования, принуждения и правонарушения. Ныне распространена как основная среди маргинальных и низкостатусных горожан, в криминальной среде, местах ограничения свободы, и как дополнительная, досуговая среди всего городского населения (телезрителей)
Главным образом, на-
туральное хозяйство. Распространена в сельской среде, а в городе - в землячествах, кровнородственных кланах и семейных ячейках. Особый случай -конфессиональные общности
Деятельность в общественных интересах. Распространена в городской высокостатусной и профессионально специализированной среде
Время доминирования
Культуры палеолита и мезолита являлись культурами актуального потребления. Эта культура существовала как маргинальная кэмп-культура (преступники, рабы, заключенные и солдаты) в последующие времена. Стала высоко востребованной в конце индустриальной эпохи в больших городах (с их преобладающим некоренным -культурно маргинальным населением) под именем массовой культуры и культуры манипуляции массами
Сложилась в первобытную эпоху с переходом к производящему хозяйству в неолите. Абсолютно доминировала в сельской жизни в аграрную эпоху. В позднюю индустриальную эпоху отошла на культурную периферию как мало специализированная
Не существовала в первобытную эпоху. Начала формироваться в раннюю аграрную эпоху и стала доминировать как цивилиза-ционно определяющая с «осевого времени» (по мере расширения и углубления профессиональной специализации людей)
Динамика изменчивости
Можно говорить скорее о стабильной неустойчивости, что связано с обусловленностью культуры актуальными экономическими и политическими обстоятельствами и модой, весьма подвижными по своей природе и меняющимися по причинам непосредственно конъюнктурным
Низкая, стремящаяся к незначительной, что связано с обусловленностью культуры преимущественно местными природными условиями существования общества, исторически
сравнительно устойчивыми
Высокая, что связанно с обусловленностью культуры историческими условиями существования общества, динамичными по своей природе, темп изменчивости которых по ходу истории нарастает
Временная ориентированность
Актуальная
Мемориальная
Проективная
і
3
4
Продолжение таблицы
1 2 3 4
Иерархические порядки в культуре Гибкие, меняющиеся ситуативно в зависимости от конъюнктуры Жесткие, раз и навсегда заданные более или менее сакрализованной традицией Мобильные, меняющиеся под давлением внешних обстоятельств и по причинам недостаточной эффективности внутренних социальных технологий
Национальная ограниченность культуры Идеологически манифестируется, но практически отсутствует, хотя повсюду имеют место собственные содержательные и стилевые интерпретации интернациональных в целом форм Полная, размываемая только в пограничных зонах активных межэтнических контактов Относительная, идеологически стимулируемая, но фактически стремящаяся к профессиональной интернационализации
Глубина Отличается незначительной содержательно-символической глубиной. Поверхностные пласты обладают некоторой символической насыщенностью, но при углублении утилитарный компонент начинает преобладать. Внешние связи разнообразны и преимущественно ситуативны (нестабильны) Отличается большой со-держательно-символичес-кой глубиной. Поверхностные пласты выглядят как утилитарные, но чем глубже, тем больше усиливается их символическое содержание, хотя внешние связи с другими содержательными блоками сравнительно ограничены Отличается значительной содержательно-символической глубиной. Во всех пластах символическое содержание равноправно соседствует с утилитарным, имеют место многообразные и очевидные внешние связи. По мере углубления, символичность содержания и многообразие внешних связей усиливаются и усложняются
Участники
Общие характеристики акторов культурного процесса Люди с разной пасси-онарностью, воспринимающие мир корыстно (как источник доходов и средство получения удовольствий) и стремящиеся вписаться в его реалии. Потребители. Игроки Люди с низкой пасси-онарностью, воспринимающие мир упрощенно утилитарно (порой намеренно) и стремящиеся не нарушить привычный порядок существования. Реалисты-консерваторы Люди с высокой пасси-онарностью, воспринимающие мир интеллектуально и эмоционально, стремящиеся познать его и изменить к лучшему. Романтики-новаторы
Субъекты (производители культурных продуктов - вещей, символов, языков, текстов, нравов, поведенческих норм, миропредставлений, ценностных ориентаций и пр.) Представители креативной культуры, работающие на массовый успех или в сфере управления массами (манипуляторы). «Люди длинной воли» (нарушители обычая) Территориальная малая социальная группа, соседи, селяне. Местные Личности, деятели, творцы, управляющие, интеллектуальные производители, производители порядка, «молящиеся и воюющие». Социальнопрофессиональные и социально-статусные группы
Объекты (пользователи, потребляющие или присваивающие культурные продукты) Личности со «стертыми» чертами индивидуальности. Толпа, случайное собрание людей, социальные попутчики, посетители, зрители, туристы, «понаехавшие». Управляемые и манипулируемые. Аудитория СМИ, рекламы и политической Личности с «коллективным лицом». Семья, община, территориальная общность (земляки), конфессиональная общность (единоверцы), этнос Личности с высоко индивидуализированным лицом. Профессионалы, корпорация, общество, социальная общность (сословие)
46
Продолжение таблицы
1 2 3 4
пропаганды. Неквалифицированные рабочие, гастарбайтеры. Социальные маргиналы, внутренние и внешние мигранты, культурные неофиты, «солдатня», военнопленные, рабы, заключенные. Преступники по корыстным побуждениям, насильники, мародеры, уличные хулиганы, погромщики
Группировки акторов У производителей: профессиональная. У потребителей: по предмету увлечения (любители, поклонники, болельщики), территории принуждения (сокамерники, сослуживцы) или случайного объединения в действии (аудитория зрителей, посетители, агрессивная толпа, шайка) У производителей и потребителей: кровнородственная (родичи) и территориально-соседская (земляки) У производителей: профессиональная (коллеги) и иерархическая (начальники и подчиненные). У потребителей кровно-родственная и отчасти профессиональная
Иерархия признаков самоидентификации Имя и прозвище, принадлежность к группировке, сфера увлечения или промысла, откуда родом, эт-ничность, вероисповедание Имя, откуда родом, вероисповедание, нынешнее место жительства, сфера деятельности, семья, эт-ничность Имя, профессия, социальный статус, гражданство, место жительства, этнич-ность, вероисповедание
Требуемый уровень культурной компетентности акторов Определяется ситуацией и ролью, в данный момент исполняемой актором Высокий Разный в зависимости от сложности деятельности и социального статуса актора
Зона концентрации культурной компетентности Эрудированность в актуальной моде, владение атрибутивной лексикой, манерами и пр. Обычаи. Приобщенность к местным обычаям - главное условие, чтобы восприниматься «своим» Профессионально-деятельностная квалификация. Высшие оценки - «мастер», «профессионал», «учитель»
Социальная мобильность участников В связи с отсутствием устойчивой социальной стра-тифицированности акторов, мобильность не актуальна Предельно ограничена, имеет место в порядке исключения Высокая, зависящая от уровня образования, профессиональной квалификации и способностей актора
Что больше всего ценится в человеке Эффектность внешних проявлений, игровое «исполнение себя» Нормативность, предсказуемость Профессиональное мастерство и личностное своеобразие
Модальность деятельности (производство и потребление)
Цели деятельности Потребление среды. Осознанно: актуальное потребление и имитация форм креативной культуры. Латентно: престижное (в данном случае модное) потребление и игра как средство репрезентации Коллективное выживание в среде. Осознанно и латентно устойчивое существование в режиме соблюдения обычаев. Производство преимущественно для внутреннего (семейного) потребления. Коммуникация, обмен Преобразование среды. Осознанно: обеспечение интересов общества и престижное потребление. Латентно: саморепрезентация акторов и конкуренция между ними. Производство для общественного и престижного потребления
Что преодолевается Дефицит благ Дефицит понимания Дефицит возможностей
47
Продолжение таблицы
1 2 3 4
Сущность деятельности Утилитарное и символическое актуальное потребление с демонстративной символической составляющей, но фактически с утилитарными целями (удовлетворение и удовольствие) Формально утилитарная, но с глубоким символическим подтекстом, как правило, не рефлекси-руемым самими акторами Утилитарная и символическая. При этом в утилитарной деятельности очень важна ее символическая общественно-полезная и эталонная значимость, а в символической - ее прикладные (социально-регулятивные) смыслы
Типы деятельности Смешанный в производстве и обыденный в потреблении Обыденный в производстве и потреблении Специализированный в производстве и смешанный в потреблении
Мотивации деятельности Стремление к развлечению и получению удовольствия или корысть Витальная необходимость Стремление к социальной и профессиональной самореализации
Латентные установки деятельности Использование имеющегося как актуально приемлемого и пользующегося спросом Соблюдение достигнутого как достаточного и сакра-лизованного в своей традиционности Развитие достигнутого как недостаточного и ограниченно эффективного
Формы деятельности Экстенсивные без выраженных границ. Новые технологии в основном заимствуются из креативной культуры Экстенсивные с жесткими границами. Новые технологии, как правило, не порождаются Интенсивные или стремящиеся к интенсивным. Постоянно порождаются новые технологии
Инструментарий деятельности Как правило, подручный. Особым изыском считается умение «забивать микроскопом гвозди» Умеренно специализированный. Исторически совершенствуется, но медленно Высоко специализированный. Совершенствуется постоянно, по ходу истории все чаще и чаще
Деятельность регулируется Корыстными интересами акторов или конъюнктурой Соображениями витальной полезности Соображениями социальной полезности
Структурирование деятельности По типам потребления: насильственная (родовая община, корыстный криминал), ситуативная (в условиях ограниченной свободы - рабы, заключенные, армия), модальная (современная массовая), манипу-лятивная (политическая пропаганда, политкорректность, СМИ, реклама) и по сферам потребления: вещевая, символическая, досуговая, сексуальная и пр. По областям обыденной практики: хозяйственнобытовая, отхожая, символическая, коммуникативная и пр., и по сферам символизации: брачная, похоронная, хозяйственная, мироустроительная и т. п. По сферам общественно полезной практики: хозяйственная, политическая, правовая, интеллектуальная, религиозная, художественная, информационная и др.
Территория деятельности Производство в коллективе и потребление - преимущественно «толпой» (в том числе и семьей, но вне дома) И производство, и потребление преимущественно дома (на собственном участке), в семье Производство в специализированном коллективе, потребление преимущественно дома, в семье
48
Продолжение таблицы
1 2 3 4
Отношение к культурным смыслам и нормам деятельности На первобытном этапе неизвестно (возможно, мистическое). Позднее, имитация, редукция. «Перевод» смыслов, заимствуемых из креативной культуры, на язык потребителя и адаптация этих смыслов к его интересам и потребностям Нерефлективное исполнение Рефлексия, творческое развитие
Социальные функции культурной деятельности Потребление наличных форм и смыслов. Делокализация культуры. Трансляция цивилизационных признаков в аксиологиче-ски выхолощенном (мультиплицированном) виде Сохранение и воспроизводство традиционных форм и смыслов. Этническая локализация в культуре. Производство, хранение и трансляция цивилизационных признаков Порождение новых форм и смыслов. Социальная локализация в культуре. Производство, накопление и трансляция культурных ценностей
Социальные результаты культурной деятельности Разноуровневая потребительская универсальность акторов. Удовлетворение элементарных витальных и символических потребностей. Национальная унификация Низкоуровневая деятельностная универсальность акторов. Практическое и символическое удовлетворение витальных и социальных потребностей в малой группе. Этническая консолидация Высокоуровневая деятельностная специализирован-ность акторов. Удовлетворение витальных и социальных потребностей посредством обеспечения символических, статусных и престижных притязаний. Социальная стратификация
Отношение к новации в деятельности Это то, что пользуется спросом и может быть выгодно реализовано Это то, что еще не апробировано и потому опасно Это осознанная или латентная самоцель деятельности
Отношение к традиции в деятельности Не актуальна Это то, что исторически доказало свою практическую эффективность, и теперь сакрализовано Это то, что уже потеряло практическую конкурентоспособность, но исполняется по символическим причинам
Производимые и потребляемые блага Потребление благ, равно утилитарных и символических, имитирующих продукцию креативной и традиционной культур, но в редуцированном виде Производство и потребление благ, более утилитарных, нежели символических Производство и потребление благ, более символических, нежели утилитарных
Формы продукции Открытые, но с короткой дистанцией развития Закрытые, законченные, лишь незначительно варьируемые по обстоятельствам Открытые, условно законченные, предназначенные для развития
Преобладающие установки на производство Обновление продукции и технологий по мере выхода их из моды (падения спроса) Воспроизводство исторически зарекомендовавших себя продуктов (результатов) по технологиям, показавшим свою эффективность Постоянное творческое обновление номенклатуры продуктов (результатов) и технологий их производства
Преобладающие установки на потребление Иллюзорно символическое (престижное), но фактически утилитарное Осознанно утилитарное и латентно символическое (ритуальное) Осознанно символическое (престижное) и латентно утилитарное
49
Продолжение таблицы
1 2 3 4
Модальность социальных отношений
Отношение к общественным интересам Отстраненность от общественных проблем Общая социальная лояльность как дань традиции Осмысленная ответственность по отношению к обществу и лояльность к традиционной символике
Отношения между людьми Рационально-ролевые. Символически регулируются оппозицией «наши / не наши» (в локальногрупповом смысле) Рационально-функциональные. Символически регулируются оппозициями «свой/чужой» и «старший/ младший» Рационально-статусные. Символически регулируются оппозициями «начальник/подчиненный», «единомышленник/инакомыслящий», «союзник/противник»
Отношение к власти Коммунальное. Стремятся существовать параллельно власти, тайно или явно, но минимально вступая с ней в контакт Рациональное. Власть поддерживается настолько, насколько сама власть поддерживает существующий порядок Экспертное. С властью стараются не ссориться, но постоянно судят о применяемых ею технологиях, ее успехах и промахах
Основные инструменты регуляции социальной практики и отношений между людьми Мода, групповые интересы Обычай, родственные и соседские интересы Кодифицированные правила, социальный статус, престиж, социальные притязания, коллегиальные интересы, идеология
Основные механизмы инкультурации индивидов Государственные идеология и субкультура детства, СМИ, реклама, криминальная романтика, режим содержания Воспитание в семье, влияние непосредственного социального окружения Профессиональное образование, влияние профессиональной корпорации
Зоны преодоления неопределенности В межличностных и меж-групповых отношениях, возникающих в процессе актуального потребления В практических, хозяйственно-бытовых вопросах, повседневных обычаях и связанных с этим отношениях В понятиях, теоретических и образных представлениях и отношениях по поводу этих представлений
Предмет отторжения Иногрупповое Инокультурное Иносословное, иноста-тусное
Типы «приобщенности» к миру Мифологический, без попыток рациональной рефлексии Рациональный, но в плотной мифологической «упаковке» Рациональный, в режиме постоянной рефлексии собственной социальной полезности
Преобладающие ценности Символические и утилитарные остро актуальные, доставляющие сиюминутное удовольствие или удовлетворяющие сиюминутные потребности Непосредственно утилитарные и опосредованно вневременные Символические актуальные и вневременные
Зоны концентрации ценностей Мода (в разных социальных средах, включая и антисоциальную). Политическая и социальная мифология Ритуалы и обряды повседневной жизни. Праздники Религиозные, философские, художественные и публицистические тексты. Ритуалы и символы социальной престижности
Эталоны для соответствия Актуальная мода и ее кумиры. Право сильного Деяния успешных предков Символические идеалы
Продолжение таблицы
50
1 2 3 4
Преобладающие установки в ментальностях Ролевые Этнокультурные и хозяйственно-бытовые Социально-статусные, ролевые и абстрактно -идеальные
Все определяется Ситуацией, случаем, конъюнктурой Божественной волей, судьбой Высшими интересами, под которыми осмысленно или латентно подразумеваются интересы общественные
Функции добра Принесение удовольствия или упрощение возможности к его достижению Поддержание устойчивост ситуации и улучшение мате риального качества жизни Изменение ситуации к лучшему и обеспечение взаимодействия и коммуникации между людьми
Функции зла Лишение удовольствия Дестабилизация Нарушение конвенций
Красота Полезна Нормативна Оригинальна
Уродство Забавно Инфернально (печать проклятия) Печально и вызывает сочувствие
Истина Ситуативна Абсолютна Конвенциональна
Модальность отношений к миру
Иерархия времени Личное время, социальное время, вечность Вечность, социальное время, личное время Социальное время, вечность, личное время
Отношение к историческому времени Хорошо сейчас, а прошлое и будущее не актуальны Все хорошее было в прошлом, настоящее терпимо, а будущее не актуально Хорошо будет в будущем, настоящее терпимо, а прошлое было ужасным
Иерархия пространств Пространство деятельности, социальное пространство, пространство жизни, политическое пространство Пространство жизни, пространство деятельности, социальное пространство, политическое пространство Социальное пространство, пространство деятельности, политическое пространство, пространство жизни
Мировоззрение и его роль в практической жизнедеятельности Разное. Мировоззрение не оказывает никакого видимого воздействия на практическую жизнедеятельность Как правило, мифологическое или религиозное. Вера интегрирована во все формы жизнедеятельности и оказывает непосредственное регулятивное воздействие на них Исторически эволюционирует от преимущественно религиозного к преимущественно рациональному. Мировоззрение, как правило, существует параллельно с практической жизнедеятельностью и не оказывает на нее большого влияния (за исключением акторов, непосредственно работающих в духовно-гуманитарной сфере)
Картина мира Фрагментированная. Помимо непосредственно актуальной и практически используемой, включает бессистемные осколки любой информации, случайно попавшей в поле зрения Сегментарная. В выделенный сегмент попадает лишь то, что для человека имеет практический интерес. Неактуальная информация о мире, как правило, отсекается Тотальная. Формируется латентным стремлением систематизировать и включить в общую картину практически всю доступную информацию о мире
Образ жизни Определяется стремлением к получению непосредственного удовольствия в наличных реальных условиях Определяется соображениями практической необходимости и полезности, которым подчинена и его символическая составляющая Определяется приняты-ми нормами социально-статусной символики, не всегда адаптированными к реалиям жизни
Продолжение таблицы
51
1 2 3 4
Отношение к вечному Скептическое. Судьба -игра Подавленное. Понимается как то, что всем управляет Фаталистическое. Рассматривается как неподконтрольный фон рациональной деятельности людей
Отношение к новому и старому Отношение к новому и старому лишено какой-либо идеологичности, является непосредственно утилитарным и отчасти регулируется модой. Хорошо все, что функционально и доставляет удовольствие. Модным ситуативно может стать как новое, так и старое Новое вызывает настороженность и принимается только по крайней утилитарной необходимости. Старое сакрально и нередко ему оказывается предпочтение даже в ущерб функциональной эффективности Новое является целенаправленно преследуемым результатом деятельности и идеологически приветствуется. Отношение к старому, как правило, уважительное, но не лишенное иронии
Отношение к иррациональному Мировоззренчески иррациональное не актуально (при общем игровом отношении к судьбе), но как набор частных суеверий -очень востребовано В формах мифологии или религии иррациональное доминирует в мировоззрении. Бытовые суеверия очень распространены и востребованы Исторически меняется. В аграрную эпоху отношение к иррациональному определяло мировоззрение. Начиная с индустриальной эпохи, иррациональное присутствует как вспомогательная, психоадаптивная составляющая сознания. Суеверия не играют значимой роли
Отношение к жизни Как к возможности получить удовольствие. В жизнь следует поиграть Как к долгу, испытанию, посланному свыше. Жизнь следует вытерпеть Как к возможности сделать что-либо. Жизнь следует использовать
Отношение к смерти Игровое. Смерть как одна из ролей в спектакле жизни Фаталистическое. Бог дал жизнь - Бог ее и отнял Прагматическое. Как к неудобной (всегда не вовремя), но неизбежной необходимости
Отношение к свободе Как к естественному состоянию. Психологическая свобода от социальной ответственности является наиболее характерным признаком принадлежности к этой культуре Свобода - состояние социально опасное, предполагающее тот уровень ответственности, к которому человек психологически не готов Постоянное ощущение дефицита свободы и чувства психологического дискомфорта по этому поводу. Чувство социальной ответственности развито сильно
Отношение к удаче или неудаче Игровое. Как к случаю, не требующему рационального объяснения Фаталистическое. Как к проявлению Божественной воли Рациональное. Как к результату собственного верного или ошибочного решения или рационально объяснимому стечению внешних обстоятельств
Отношение к идеальному Как к состоянию дел, приносящему наибольшее удовлетворение сейчас Как к абсолютному успеху, достигнутому в прошлом мифологическими или мифологизированными героями Как к теоретическому эталону, технически недостижимому, но указывающему направление движения
Отношение к социальному Как к случайному ситуативно-ролевому взаимодействию, не обладающему самодостаточной ценностью Как к чему-то, заданному самой природой вещей и не подлежащему изменению Как к временной социальной конвенции, значимой в существующих обстоятельствах, но подлежащей коррекции при изменении обстоятельств
Продолжение таблицы
52
1 2 3 4
Отношение к материальному Корыстное, как к средству получения удовольствия Витальное, как к источнику существования Инструментальное, как к средству достижения цели
Отношение к телесному и сексу Утилитарное. К тому, что доставляет удовольствие и эксплуатируется как гарантированно успешный рекламный антураж Прагматическое. Секс -только средство продолжения рода. Любая его презентация табуирована Художественное. Тело допустимо как эстетическая форма, секс - как романтическая составляющая жизни
Модальность символики
Языки коммуницирова-ния, их понятийные составы, особенности лексики По своему понятийному составу вариативен и в существенной мере является ситуативно-ролевым, без четких границ между разными ситуативными лексиками. Насыщен жаргонными лексемами, играющими идентифицирующую роль для разных групп Преимущественно бытовой, насыщенный понятиями актуального хозяйственного обихода. Специальная лексика заимствуется в основном из мифо-религиозных текстов. Деления на социально-ситуативные лексики фактически нет В решающей мере определяется социальным статусом и профессией говорящего. Насыщен значительным числом специализированных понятий и лексем из актуальной сферы деятельности, вплоть до сложения профессиональных жаргонов. Выражено делится на специальные лексики приватного, профессионального, статусного и иного общения
Типы текстуальности Интертекст Контекст Текст
Типы кодировки Скрытое корыстное под видом явного игрового Скрытое символическое (мистическое) под видом явного рационального Скрытое рациональное (социально-регулятивное) под видом явного идеального символического
Преобладающие модальности понимания Ситуативное, полностью зависящее от сочетаний разных сиюминутно актуальных контекстов Буквальное, мало погруженное в разные контексты (объект понимания сам себе является контекстом) Контекстуально варьируемое, но жестко определяющее необходимый контекст
Контекстуальная зависимость Абсолютная и никакая одновременно. Информация об интересующих объектах воспринимается непосредственно чувственно, в смешении разных контекстов Высокая. Значительная часть информации об интересующих объектах воспринимается непосредственно чувственно, растворенной в контексте Низкая. Преобладающая часть информации об интересующих объектах воспринимается в кодифицированном виде, абстраги-рованно от контекста
Функциональная содержательная ориентированность порождаемых текстов Ориентированы на развлечение и доставление чувственного удовольствия или стимулирование стремления к такому удовольствию Ориентированы на обеспечение витальных и утилитарных целей, на достижение практической пользы, даже если сами тексты являются сугубо символическими Ориентированы на достижение общественной пользы, решение каких-то социально значимых задач или пропаганду идеальных ценностей
Образные системы Являются фрагментированными и в основном имитативными. Лишены системности и законченности, подчинены сиюминутной моде. Как правило, перемещают земное, взятое из иных образных систем, в вымышленный мир Основываются преимущественно на наблюдаемых в природе формах и реальных социальных коллизиях, переносимых в ирреальную среду. Воспроизводят хорошо знакомое земное в космических масштабах Сочетают в себе как наблюдаемые формы и коллизии, переносимые в вымышленную среду, так и искусственно выдуманные формы и коллизии, помещаемые в земные условия. Чаще показывают идеальное и космическое в узнаваемых земных формах
Символика и ее проблемное наполнение В основном фиксирует актуальные ситуативноролевые положения В основном нацелена на магическое инициирование каких-то практически полезных результатов деятельности или состояния природы, имеет функцию оберега В основном пропагандирует идеальные ценности или утверждает социальностатусные положения
53
Продолжение таблицы
і 2 3 4
Способы фиксации и трансляции культурных содержаний Устный, с ХХ в. также письменный и на иных технических носителях Устный, записываемый только внешними наблюдателями Письменный, с ХХ в. и на иных технических носителях
Репрезентации акторов Прежде всего в языке и внешнем виде, меньше в поведении. Социальностатусные различия, как правило, не акцентируются, но выделяются ролевые и особенно групповые отличия. Групповая символика репрезентаций реф-лексируется гипертрофированно Преимущественно в нормах поведения и много меньше в языке и внешнем виде (в ритуальных и праздничных ситуациях). Социально-статусные различия не акцентируются. Ролевые отличия выделяются по функциональной необходимости. Символика репрезентаций рефлек-сируется слабо В равной мере в поведении, языке и внешнем виде, ориентированных прежде всего на демонстрацию социального статуса носителя. Статусные, профессиональные и ролевые различия активно акцентируются. Символика репрезентаций постоянно активно рефлексируется
Дополнительные характеристики
Негативные и одиозные проявления Правовой и нравственный нигилизм, агрессия толпы, групповой экстремизм по интересам, мода на измененные состояния сознания, порнография, ненормативная лексика и др. Национальный и религиозный экстремизм Идеологическая нетерпимость, художественная экстравагантность
Современная государственная политика по отношению к данной культуре (общепринятая) По преимуществу государственное невмешательство в рыночную стихию актуальной практики. Активное использование в политической пропаганде. Ограничение особо одиозных форм Консервация в искусственно создаваемых резервациях. Ограниченное использование в идеологических целях. Имитация в массовой культуре. Контроль за экстремистскими проявлениями Охрана в качестве основного массива памятников культурного наследия. Государственная поддержка актуальной практики играет значимую роль в режиме существования этой культуры
1. Арендт, X. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт. - М.: Центрком, 1996. - 672 с.
2. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. - М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
3. Дольник, В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: Паритет, 2004. - 352 с.
4. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. - М.: Наука, 1986. - 574 с.
5. Костина, А. В. Национальная культура - этническая культура - массовая культура: «баланс интересов» в современном обществе / А. В. Костина. - М.: Либроком, 2009. - 216 с.
6. Костина, А. В. Три типа культуры - три функциональные стратегии жизнедеятельности / А. В. Костина, А. Я. Флиер // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2009. - № 2. - С. 23-36.
7. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры) / отв. ред. С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян. - Ереван: АН Арм. ССР, 1983. - 320 с.
8. Мосс, М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах / М. Мосс // Общества. Обмен. Личность. - М., 1996. - С. 85-111.
9. Назаретян, А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации. М.: ЛКИ, 2007. - 256 с.
10. Флиер, А. Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. - М., 1995. - 128 с.
11. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
12. White, L. A. The Concept of Culture / L. A. White // American Anthropologist. - Wash., 1959. -Vol. 61. - P. 227-251.
54