Научная статья на тему 'Три сонаты И. Брамса. К вопросу о формировании некоторых черт стиля композитора'

Три сонаты И. Брамса. К вопросу о формировании некоторых черт стиля композитора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1373
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Музычук О. Г.

В ряду произведений раннего периода, сонаты являются наиболее крупными и поэтому в них в концентрированном виде проявляются черты музыки Брамса. Написанные в один период, они конструктивно очень близки между собой. Эти произведения начинают тенденцию, которая станет очень характерной для последующего творчества композитора,тенденцию, своеобразной циклизации на уровне обращения к одному жанру и объединения произведений единым образным развитием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Три сонаты И. Брамса. К вопросу о формировании некоторых черт стиля композитора»

УДК 778

Музычук О. Г.

ТРИ СОНАТЫ И. БРАМСА /К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ЧЕРТ СТИЛЯ КОМПОЗИТОРА/.

В ряду произведений раннего периода, сонаты являются наиболее крупными и поэтому в них в концентрированном виде проявляются черты музыки Брамса. Написанные в один период, они конструктивно очень близки между собой. Эти произведения начинают тенденцию, которая станет очень характерной для последующего творчества композитора,- тенденцию, своеобразной циклизации на уровне обращения к одному жанру и объединения произведений единым образным развитием._

Фортепианная музыка Брамса стоит в центре внимания исследователей. Особое место занимают аналитические работы, связанные с вариациями, рапсодиями, интермеццо. И значительно меньше уделяется внимание тем произведениям, которые можно считать этапными в творчестве Брамса. Так, мало изученными являются три сонаты Брамса [1].

Целью данной работы является попытка рассмотрения некоторых стилевых черт на примере фортепианных сонат Брамса.

Несмотря на широкий круг настроений вся образная сфера сонат выверена и подчинена отражению единой фабулы, что объединяет эти произведения. В сонате C-dur главной является идея жизнеутверждения. Все развитие подчинено отражению централизующей линии цикла. Так обрамлена соната героической темой. Вторая часть - это философски- сосредоточенные раздумья, не исключающие напряженных моментов. Третья часть - это выражение страстного эмоционального накала. Сонате fis-moll присущи черты неуверенности, мятежности. Как и в первой сонате C-dur, композитор использует прием обрамления темами, близкими в интонационном плане: мятежная тема главной партии 1ч. И архаичная, суровая тема вступления к IV ч., которая строится на интонациях "темы-креста". Вторая часть — своеобразное лирическое отступление, выраженное в сопоставлении созерцания и возвышенных порывов. Третья часть, несмотря на танцевальную основу, носит драматический напряженный характер. В сонате f-moll происходит обобщение и предельная концентрация всех образных сфер. Жизнеутверждающее начало, характерное для сонаты C-dur преобразовано в гимническое высказывание /пример, с. 82, 96/. Мятежность, присущая сонате fis-moll, перерастает в трагизм /пример, IV ч. Интермеццо/. Лирика в последней сонате представляется как возвышенно-поэтический образ /пример, поб. П. с. 71/.

При воплощении драматургического содержания сонат проявилась черта музыки Брамса - множественность образов. Так, драматизм /впрочем, как и лирика/ в сонатах проявляется в различных аспектах. Внешне спокойный образ, так называемого драматизма "застывающих порывов", передан в теме вступления IV ч. сонаты. Другая сторона драматических высказываний связана с образами тревоги /пример, св. п. I ч. Сонаты fis-moll/. Одной из образных сфер, претворенной в сонатах, является героическая сфера /пример, финал сонаты С-dur/. Встречаются в сонатах темы, где героика преобразована в гимнические образы /пример, гл. п. в разработке и Коде сонаты f-mollL Одной из сторон драматизма является проявление скорби и отчаяния /пример, с. 90/.

Уже в сонатах композитор широко использует лирику, которая характерна для творческого облика композитора. Присуща ему объективность искусства, накладывает отпечаток и на характер лирики - сдержанной, строгой, но тем не менее, проявляющейся в различных аспектах. Так, образное содержание темы первого эпизода финала сонаты C-dur /с. 24/ является примером светлой поэтической лирики. Примером выражения лирико-элегического начала может служить тема поб. п. I ч. C-dur. Уже в сонатах найдет свое отражение /особенно присущее музыке позднего периода/ лирико-психологической углубленности, которое передано в теме Andante I ч. сонаты С-dur. Балладно-повествовательная лирика — новый аспект лирики Брамса, который найдет свое воплощение в некоторых последующих произведениях /Баллада соч. 10 №1/. Эта образность встречается уже в сонатах /пример, гл. п.

IV ч. Сонаты Jis-moll!. Следующий аспект лирики Брамса - лирико-эпический, который найдет свое отражение, например, в Интермеццо ор. 116, №2. А, например, в сонатах воплощается во Второй вариации из Andante сонаты C-dur /пример, с. 13/. Меньшее место, по сравнению с лирикой и драматизмом, занимает жанровое начало. Композитор использует бытовые жанры в скерцо сонаты C-dur, где тема крайних частей Скерцо / пример, с. 16/ - это своеобразное претворение венского вальса, к которому Брамс обратится еще ни раз /например, вальсы соч. 39, некоторые темы симфоний/. Обращение к народно-танцевальному мелосу проявилось, например, в теме средней части Скерцо сонаты C-dur /пример, с. 16/.

Зачастую грани в образном определении темы, например, лирической или драматической в ее различных ипостасиях, стираются, так как Брамс стремился не только к содержательно-наполненному развитию, но и к выработке предельной сжатости, концентрированной мысли, что особенно цельно проявится в поздний период творчества.

Специфика становления брамсовского стиля проявилась не только в многообразии тематизма, но и различных способах его преломления и развития. Уже в сонатах вырабатываются основные принципы построения тем. Диалектика брамсовского тематизма проявляется в показе начальных тем в развитии /например, темы: I ч. гл. п., сонаты C-dur, I ч. поб. п. сонаты Jis-moll/, в этом случае сочетание экспозиционных моментов ведет к тому, что размеры темы расширяются и она /тема/ оформляется в своеобразную миниатюру, что влечет за собой увеличение масштабов экспозиции. Обращает на себя внимание прием интенсивного преобразования исходного материала, в результате чего происходит образно-смысловая модификация темы. Примером может служить тема поб. п. из I ч. Сонаты C-dur, которая в экспозиции носит элегический характер, а в разработке, путем различных трансформаций приобретает героические черты. Уже в сонатах формируются два основных Метода развития, свойственных произведениям Брамса: вариантно-вариационный и мотивно-разработочный. Вариантно-вариационный способ часто применяется внутри темы, как например, в теме гл. п. I ч. Сонаты f-moll Немаловажную роль прием вариационного преобразования играет в разработочных разделах. Так, например, вариацией можно считать проведение темы поб. п. I ч. Сонаты C-dur /с. 6/, которая проходя здесь целиком, подвергается полифоническому развитию. Новым этапом ее вариационного изменения является проведение в репризе /с. 11/, где она подвергается имитационному развитию.

Синтез вариантно-вариационного метода развития с мотивно -тематической разработкой в сонатах приводит к синтезу сонатного и вариационного принципов в формообразовании. Данная особенность сонат, ведущая к обновлению формообразования, станет одной из разновидностей новых типов музыкальной формы в последующем периоде творчества.

Принцип производного контраста, характерный для тематизма Брамса, и свойственный всем сонатам, позволяет говорить о единстве цикла не только на композиционном уровне, но и на уровне интонационно-тематических аналогий. Так, например, интонационные связи темы Andante сонаты C-dur и Andante сонаты Jis-moll, а так же I ч. первого раздела Andante и Интермеццо сонаты J-molL

Одной из важных черт сонат, которая станет традиционной в творчестве композитора, является проявление синтеза романтической образности, экспрессивности высказывания в сочетании с четкой логической структурой классического цикла. Таким образом, Брамс избирая масштабный цикл /сонаты C-dur и Jis-moll 4-ч частные, a J-moll - 5-ти частный, что даже превышает бетховенские циклы/ осуществляет своего рода, пробу пера в освоении цикла, как целого, и в дальнейшем, не обращается к циклу фортепианной сонаты, он переносит этот опыт на другие циклические произведения: концерты, камерные ансамбли и др.

Принципиально важным значением сонат является то, что в них Брамс обогатил и развил свой же фортепианный стиль. Сюда относится целый ряд

характерных технических приемов тематического и фактурного оформления, таких как, параллельное движение интервалами /в "сексту", в "терцию"/, дублирование мелодии в октаву, вуалирование основной темой в средних голосах, что сообщает ее звучанию несколько затушеванный характер, мерцающий колорит, насыщение тематизма почти всех компонентов фактуры, использование полнозвучной аккордовой техники, придающей оркестральный колорит, энергичные пунктирные и синкопированные ритмы, а также полифонизация всех компонентов фактуры.

Некоторые перечисленные особенности сонат стали типичными для всего раннего периода творчества композитора. В той или иной степени они будут представлены и в произведениях его позднего периода.

Перечень ссыпок 1. Brams. Klavier-werke. Band 1,2. Edition.Peters.-1986.-80p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.