Экономика. Интеграция
ТРИ ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ
ГРУППЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
А.Н. СЁМИН,
доктор экономических наук, профессор, Уральская ГСХА
Д.С. ДЕГТЯРЕВ,
соискатель, Уральская ГСХА
Цель и методика исследований
Типизация форм агропромышленной интеграции осуществлялась с использованием следующих основный, признаков:
- уровень правовой и хозяйственной самостоятельности участников интеграционных процессов;
- глубина производственно-экономических связей между партнерами по интеграции;
- степень взаимоучастия в капитале;
- уровень разделения труда и его кооперации;
- степень централизации управления партнерами в интегрированном агроформировании.
В результате типизации, проведенной в процессе анализа, из форм интеграции, используемыгх в агропромышленном комплексе, выщелены наиболее проявившие себя модели. Для удобства анализа модели быии объединены в три группы.
К первой группе отнесены формирования, интеграция в который, осуществляется на договорной основе юридически самостоятельными предприятиями. Это могут быть ассоциации, агросоюзы, некоммерческие партнерства.
Интеграционные модели второй группы отличает организационно-экономическое объединение предприятий, что характерно для фирм, корпораций и консорциумов.
Структуры, формирование которых осуществляется на основе централизации капитала, образуют третью группу интеграционных моделей. Сюда входят холдинговые компании, концерны, финансово-промышленные группы.
Что касается первой группы, то опыт функционирования в АПК объединений ассоциативного типа приводит к заключению, что гораздо эффективнее проявляют себя те формирования, участники которых объединены одним интересом, например, реализация готовой продукции или проведе-
В процессе научного поиска был проведен анализ моделей интеграционных формирований, получивших развитие в АПК Российской Федерации и Уральском федеральном округе.
ние ремонтных работ, или обеспечение материальнотехнического снабжения и т.д. В объединениях, где партнеры представляют различные этапы технологического цикла производства, где интересы разные, возникает необходимость в более сложных и более жестких формах интеграции.
Во второй группе моделей использование интеграции, как инструмента финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий, приводит, как правило, к одному из двух вариантов: или укрупнению сельхозпредприятий (в случае, если в роли сильного инвестора выступает экономически благополучное сельхозпредприятие), или формированию агрофирмы, где чаще всего в роли присоединяющего выступает не сельскохозяйственное предприятие.
Громоздкость в управлении и несовершенство внутрихозяйственных хозрасчетных отношений объясняют нежизнеспособность корпоративной формы интеграции в АПК. Корпорации и консорциумы, зарекомендовавшие себя в промышленности, где производственные процессы унифицированы и строго регламентированы, не получили массового распространения в аграрном секторе экономики. В АПК, как наиболее приемлемые модели, показали себя холдинговые структуры, то есть формирования, основанные на централизации капитала, которые мы относим к третьей группе интеграционных формирований.
Анализ деятельности холдинговых структур показывает, что при их формировании и развитии происходит преобразование одних форм собственности и хозяйствования в другие. При этом широко используются различные меры по выделению и разделению организационных форм, вступающих в объединения холдингового тина. Чаще всего это разделение неплатежеспособных и разорившихся предприятий на «старые» и «новые». «Старые» остаются с долгами и кредиторами, а «новые», как правило, в форме акционерного общества входят на правах дочернего предприятия в холдинговую компанию. Нередко наблюдаются случаи, когда интеграционные процессы развиваются от мелкотоварных форм к организации крупного производства с более сложной организационно-хозяйственной структурой.
В формировании интегрированных структур холдингового типа используются принципы присоединения и слияния предприятий АПК с целью создания единого рационального производственного процесса, начиная от производства продукции до ее реализации. Использование этих принципов позволяет:
- предоставить предприятиям возможность вхождения на правах дочерних в агрохолдинговую структуру;
- обеспечить согласованность между всеми звеньями системы и управляющей компанией;
- достичь сбалансированности ресурсного обеспечения в рамках агро-холдинговой структуры;
- провести процесс формирования учредителями холдинговой компании на добровольной основе.
В целом анализируя структуры, созданные на основе централизации капитала, можно сделать вытод, что агроформирования, функционирующие в виде концер-
Экономика. Интеграция
нов, финансово-промышленных групп и холдинговых компаний, позволяют:
- сохранить, развить и усовершенствовать производство в убыточных и низкорентабельных сельхозпредприятиях;
- обеспечить занятость населения, ликвидировать задолженность по зарплате и снизить социальную напряженность в обществе;
- аккумулировать средства за счет взносов участников для технического перевооружения и модернизации производства, для обеспечения гарантированных поставок сырья;
- направить средства от реализации пакета акций участников на расширение производственной базы, на развитие вспомогательных производств;
- исключить излишние посреднические звенья в цепи: «производство - переработка - реализация» и снизить трансакционные издержки.
Разработанные нами рекомендации содержат экономический механизм взаимодействия партнеров по интеграционному формированию, включающий три основных подсистемы:
- формирования производственного потенциала;
- ценовой механизм;
- распределения конечных результатов.
Что касается взаимодействия по формированию производственного потенциала, то анализ показывает, что нередко агропромышленная структура создается по инициативе экономически более крепких перерабатывающих или сельскохозяйственных предприятий, которые, создавая производственный потенциал интегрированного объединения, берут в аренду земельные участки, выжупают контрольные пакеты акций или присоединяют к своему предприятию на добровольных началах отдельные хозяйства, чтобы решить свои сыфье-вые проблемы. Имеют место факты, когда к птицефабрикам присоединялись сельхозпредприятия-производители зерна, в результате чего потребность птицефабрик в собственных кормах практически полностью удовлетворялась за счет зернопроизводящих хозяйств.
Распространенной формой взаимодействия по пополнению оборотных средств партнеров по интеграции является кредитование. Не менее распространенной формой взаимодействия участников интегрированного формирования стало авансирование друг друга под будущее выполнение работ, предоставления услуг и поставки сырья на переработку.
Среди закрыпых и открыгтых акционерных обществ одним из основных механизмов взаимодействия участников интегрированных агроформирований является обмен акциями. Одновременно с передачей контрольных пакетов акций перерабатывающих предприятий сельхозтоваропроизводителям возможна консолидация принадлежащих сельхозтоваропроизводителям акций путем передачи их в доверительное управление физическому или юридическому лицу.
Что касается ценового механизма, то чаще всего финансовые взаимоотношения, обеспечивающие равные экономические условия всем участникам, входящим в объединение, достигаются с помощью внутренних, расчетных цен. Такой вариант ценообразования осно-
ван, как правило, на нормативных затратах по всей цепочке от производителя до потребителя продуктов.
Использование ценового механизма в интеграционном процессе происходит по разным направлениям. Во-первых, ценовой механизм используется при материально-техническом обеспечении производственного процесса, когда головная компания обеспечивает дочерние предприятия ГСМ, удобрениями, семенами и т.д. по льготным ценам. Во-вторых, цена является неотъемлемой частью механизма взаимодействия при формировании сырьевой базы переработки зерна, картофеля, мяса, молока и т.д. В-третьих, ценовой механизм активно используется при реализации конечной продукции интегрированного агроформирования в зависимости от каналов реализации, наличия перевалочных баз, посредников, фирменных магазинов. И, в-четвертых, ценовой механизм определяет арендные и кредитные отношения, устанавливая плату за аренду земли и производственных мощностей, а также плату за предоставляемый кредит.
В рамках многоотраслевого производства, например, в агрофирмах, путем налаживания определенных договорных отношений между агрофирмой и предприятиями различных форм собственности и хозяйствования, разрабатываются ценовые программы, основными моментами который, являются:
1. Цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию устанавливаются на таком уровне, чтобы обеспечить: паритетность их соотношения; покрытие расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей; уплату процентов по кредитам; получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников других отраслей; получение прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.
2. Целевые цены (нормативные индикаторы) на сельскохозяйственную продукцию, сыфье и продовольствие используются в качестве основы для установления гарантированных цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие.
3. В целях содействия становлению и развитию рыночных отношений в АПК, стабилизации межотраслевых стоимостных пропорций организуется заключение между сельхозтоваропроизводителями и поставщиками материально-технических ресурсов (услуг) ценовых соглашений, направленных на поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги).
Ценовой механизм является основой финансовоэкономических отношений партнеров по интеграции, ставших первичными подразделениями головного хозяйства.
Особенностью ценообразования при интеграции является и тот факт, что цены устанавливаются не только на произведенный продукт и оказанные услуги, но и на земельные доли, полученные товаропроизводителями в процессе аграрных реформ и переданные в аренду агрообъединениям.
Анализ показывает, что методическая основа, на которой осуществляется построение механизма ценообразования в интегрированном агроформировании,
Экономика. Интеграция
предусматривает:
- создание сбалансированной системы закупочных, оптовых, розничных и внутренних расчетных цен, обеспечивающей межотраслевой эквивалентный обмен;
- определение устойчивых и равновыгодных условий для расширенного воспроизводства на всех стадиях выработки конечного продукта;
- обеспечение экономической обоснованности всех видов цен и усиление их стимулирующей роли в производстве конкурентоспособной продукции высокого качества;
- рациональное сочетание свободного ценообразования, приспособленного к платежеспособному спросу, с государственным механизмом регулирования цен.
При создании сбалансированной системы закупочных, розничных и внутренних цен агрообъединения, как правило, руководствуются следующими принципами:
- на всех стадиях формирования цена (закупочная, оптовая, розничная) должна отражать общественно-необходимые затраты, то есть, в расчет цены включаются не фактически сложившиеся затраты, а нормативные или среднесложившиеся в данном районе, области;
- цена должна отражать интересы всех интегрирующих сторон, при этом она должна обеспечивать равную прибыль всем участникам интеграции;
- цена должна способствовать достижению такого уровня рентабельности, который обеспечивает процесс расширенного воспроизводства;
- уровень цены должен учитывать платежеспособность основных потребителей конечной продукции.
Функционирование интегрированных агроформирований сопровождается построением системы цен на сельскохозяйственное сырье, производственные услуги и продукцию переработки, которая предполагает учет следующих факторов:
- общественно необходимый объем и ассортимент продукции;
- территориальные и отраслевые различия в темпах воспроизводства и нормах рентабельности, обеспечивающих эти темпы;
- оптимальность пропорций между накоплением и потреблением;
- обеспечение максимальной эффективности производства при имеющихся ресурсах.
При учете перечисленных факторов устанавливаются различные виды цен, наиболее распространенными из них являются три вида формирования цен:
- первый исходит из цены производства, то есть из затрат на него и реализацию продукции, и нормативной рентабельности;
- второй учитывает как уровень издержек, так и спрос на продукцию, когда на основе установленной цены определяется необходимый объем продаж, обеспечивающий безубыточное производство;
- третий ориентирован на цены конкурентов, которые могут быть равны или ниже фактического уровня себестоимости.
Что касается распределения конечных результатов, то интерес представляет механизм регулирования доходов партнеров по интеграции с помощью коэффициентов соотношения стоимости сырья и конечной продук-
ции. Данный механизм реализуется по следующей схеме:
1. Определяются нормативы:
- коэффициент соотношения между стоимостью сырья и конечной продукции;
- уровень торговых надбавок;
- отчисления в фонд потребления.
2. Рассчитывается нормативная величина выручки, а в торговых предприятиях - сумма валового дохода.
3. Сравниваются нормативные показатели с факти-
Экономика. Интеграция
ческими за отчетный период.
4. Изышается в централизованный фонд, сумма превышения фактической выфучки (валового дохода) и (или) фонда потребления по сравнению с нормативом.
Выводы
Прогнозы ведущих ученых, наши собственные исследования позволяют сделать вывод о том, что агропромышленный комплекс России и в дальнейшем будет развиваться на принципах кооперации и агропромышленной интеграции.
Литература
1. Авдашева С., Дементыев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах//Российский экономический журнал. - 2000. - №1.
2 Антонов Г.Д. Интегрированные компании в промышленности России: эффективносты и проблемы1 функци-онирования//Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2002. - J№4.
3. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист. - 2001. - №°4.
4. Иванова Олыга Петровна. Маркетинговый подход к формированию интегрированных компаний // Дис д-
ра. экон. наук: 08.00.05. - М.: РГБ, 2003.
5. Stanley Foster Reed. Alexandra Reed I .ajoux. “Искусство слияний и поглощений”. Алыпина. 2004.