Научная статья на тему 'Три «Образа» ВТО в российских газетах'

Три «Образа» ВТО в российских газетах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЛЕНСТВА В ВТО / АПК РОССИИ / АДАПТАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВТО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / RISKS AND POTENTIAL BENEFITS OF RUSSIA''S WTO ACCESSION / PUBLIC DISCUSSION / AGENDASETTING IN MEDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсукова С. Ю.

В статье на примере популярных российских газет «Аргументы и факты», «Ведомости», «Российская газета» анализируется дискуссия о последствиях и перспективах членства России в ВТО. Сравнивается тематика обсуждения, состав информантов, оценки ситуации. Особое внимание уделяется презентации этими газетами проблем сельского хозяйства и аграрного машиностроения как отраслей, наиболее уязвимых в новых условиях. Делается вывод, что эти газеты формируют различные «образы» ВТО, отражая позиции потребителей, бизнесменов и государственных управленцев. Анализируются статьи за период с августа 2012 г., когда Россия вступила в ВТО, по конец 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three «images» of the WTO in Russian newspapers

This article is devoted to the debate about the risks and potential benefits of Russia's WTO accession. The author pays particular attention to the arguments of supporters and opponents of Russia's WTO accession. The article deals with the specifics of position of authority, business and experts on this issue. The author analyzes three Russian newspapers «Argumenty i Fakty», «Vedomosti» and «Rossiyskaya Gazeta» since August 2012 to December 2013. Particular attention is paid to the presentation of these papers the problems of agriculture and agricultural engineering industries as the most vulnerable in the new conditions. It is concluded that these newspapers form different «images» of the WTO, reflecting the positions of consumers, business and government executives.

Текст научной работы на тему «Три «Образа» ВТО в российских газетах»

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 1

106 ВОЗРОЖДАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ТРИ «ОБРАЗА» ВТО Б РОССИИСКИХ ГАЗЕТАХ1

С.Ю. БАРСУКОВА,

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии, заместитель заведующего лабораторией экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва,

e-mail: svbars@mail.ru

В статье на примере популярных российских газет - «Аргументы и факты», «Ведомости», «Российская газета» - анализируется дискуссия о последствиях и перспективах членства России в ВТО. Сравнивается тематика обсуждения, состав информантов, оценки ситуации. Особое внимание уделяется презентации этими газетами проблем сельского хозяйства и аграрного машиностроения как отраслей, наиболее уязвимых в новых условиях. Делается вывод, что эти газеты формируют различные «образы» ВТО, отражая позиции потребителей, бизнесменов и государственных управленцев. Анализируются статьи за период с августа 2012 г., когда Россия вступила в ВТО, по конец 2013 г.

Ключевые слова: риски и перспективы членства в ВТО; АПК России; адаптация сельского хозяйства к работе в условиях ВТО; государственная поддержка сельского хозяйства.

THREE «IMAGES» OF THE WTO IN RUSSIAN NEWSPAPERS

S.Y. BARSUKOVA,

Doctor of Sociology (DSc), Professor of the Economic Sociology Department, Deputy Director of Laboratory for Studies in Economic Sociology, National Research University Higher School of Economics, Moscow,

e-mail: svbars@mail.ru

This article is devoted to the debate about the risks and potential benefits of Russia's WTO accession. The author pays particular attention to the arguments of supporters and opponents of Russia's WTO accession. The article deals with the specifics of position of authority, business and experts on this issue. The author analyzes three Russian newspapers - «Argumenty i Fakty», «Vedomosti» and «Rossiyskaya Gazeta» since August 2012 to December 2013. Particular attention is paid to the presentation of these papers the problems of agriculture and agricultural engineering industries as the most vulnerable in the new conditions. It is concluded that these newspapers form different «images» of the WTO, reflecting the positions of consumers, business and government executives.

Keywords: risks and potential benefits of Russia's WTO accession; public discussion; agenda-setting in media.

JEL: Q17, Q18, O13.

1 Исследование осуществлено в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013-2014 гг., проект № 12-01-0027.

© С.Ю. Барсукова, 2014

Тематика ВТО интересует и обывателей, и предпринимателей. Для кого-то это вопрос выживания и развития бизнеса, для кого-то эта тема сводится к изменениям качества и цены семейного рациона. Добавим и гражданские чувства, возбуждаемые аббревиатурой «ВТО», -от болезненной памяти о проигранной борьбе против присоединения к этой организации до ликования, что России удалось-таки заскочить в последний вагон уходящего поезда и стать 157 членом мирового торгового сообщества (Барсукова, 2011; 2013). Так или иначе эта тема интересна многим. И поэтому масс-медиа не могут пройти мимо сюжетов, связанных с ВТО. В том числе - газеты.

Но сюжеты о ВТО могут быть очень разными. В них черпают вдохновение и обличители, и сторонники членства в этой организации - одни тянутся к газете, чтобы найти подтверждение своей правоте, резюмируемой вздохом «предупреждали же», другие ласкают глаз словами о грядущих победах российской экономики в рамках «окна возможностей», создаваемых членством в ВТО. Это что касается читателей. На другой стороне коммуникационной цепи те, кто непосредственно выступает на страницах газет, вполне прагматично используя газетные полосы как взлетные площадки для запуска тех или иных идей. Идей самых разных - от высекающих искры протеста по принципу «Не любишь ГМО - борись с антинародной властью» до пестующих гордые надежды, что вступление в ВТО неотвратимо облагородит отечественную экономику, научит «цивилизованно решать торговые споры» и вынудит производителей стать конкурентоспособными и эффективными.

В российских печатных СМИ представлен широкий спектр мнений о рисках и возможностях, связанных с вступлением страны в ВТО. Наша задача - показать, что ведущие российские газеты, освещая проблематику ВТО, выработали своеобразную специализацию, формируя тем самым разные «образы» ВТО. Конечно, было бы излишним упрощением считать, что, работая на разные аудитории, газеты монополизировали сегменты суждений, поделив простор мнений на газетные вотчины. Безусловно, это не так. Все без исключения серьезные издания, лишенные политизированной одержимости, дают представление о полном спектре проблем, связанных с адаптацией к ВТО, предоставляют слово выразителям разных позиций. Однако важное всегда кроется в мелочах: пропорции обсуждаемых проблем, степень аргументации различных мнений, стилистические подводки к непроговариваемым выводам приводят к тому, что газеты начинают отрабатывать разные версии того, что дает и может дать России членство в ВТО.

Мы выбрали три газеты: «Аргументы и факты», «Ведомости» и «Российскую газету». Наш выбор основан на рейтинге популярности печатных СМИ России - TPR (Title Popularity Ranking) (Ex Libris MRA, 2014)2. Данный рейтинг формируется исходя из таких параметров как тираж издания, цена рекламной полосы и цитируемость другими печатными изданиями. Таким образом, производится оценка популярности газеты или журнала на трех уровнях коммуникационного пространства - среди населения, рекламодателей и журналистов. Рейтинг обновляется раз в квартал. Рейтинговые позиции, конечно, меняются, но в целом среди лидеров популярных деловых газет устойчиво присутствуют «Ведомости», среди общественнополитических - «Российская газета», среди массовых новостных изданий - «Аргументы и факты»3.

Полные тексты этих газет содержатся в информационном ресурсе «Интегрум»4. Мы взяли для анализа газетные материалы с упоминанием ВТО за весь период после присоединения к этой организации (с 23 августа 2012 г.). Оказалось, что подавляющая часть публикаций не содержит оценок присоединения к Всемирной торговой организации, ограничиваясь простым упоминанием торгового клуба как символа глобализации. Такие статьи исключались из дальнейшего анализа как не релевантные задаче исследования. В результате пригодным для анализа стал массив из 107 статей, обобщающих опыт членства в ВТО с 23 августа 2012 г. по декабрь 2013 г. (см. табл. 1).

2 Рейтинг популярности российских СМИ составляется на основе открытых данных и не зависит от мнения отдельных экспертов.

3 На протяжении 2011-2013 гг. по данным TPR 1-2-е места среди массовых газет с переменным успехом делили «АиФ» и «Комсомольская правда», среди деловых - «Коммерсантъ» и «Ведомости», среди общественно-политических -«Российская газета» и «Известия».

4 «Интегрум» - база, содержащая полнотекстовые версии российских газет и журналов. Всего в ресурсе представлено около 500 отечественных журналов, более 250 центральных и 1000 региональных газет.

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 1

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 1

Таблица 1

Статьи в популярных изданиях по проблеме ВТО (сентябрь 2012 - декабрь 2013 гг.)

Издания Количество статей с упоминанием ВТО Количество статей, содержащих мнение о рисках и выгодах в связи с ВТО

Аргументы и Факты 32 15

Ведомости 201 46

Российская газета 295 46

Всего 528 107

Образ первый - «страшилка для потребителей»

Этот образ, рассеянный на страницах российских газет и журналов, наиболее концентрировано представлен в материалах «Аргументов и фактов». Смысловыми акцентами дискуссии является рост импорта низкокачественных продуктов питания и потеря Россией рычагов влияния на качество продовольствия как прямое следствие присоединения к ВТО. Частью этой дискуссии является обсуждение проблемы ГМО, поток которых устремился в Россию, заплатившую за членство во всемирном торговом клубе здоровьем своих граждан. Каждый четвертый материал «АиФ» (25%), обсуждающий результаты членства в ВТО, посвящен проблеме изменений качества продуктов питания, причем исключительно в худшую сторону (см. табл. 2). Лейтмотивом таких статей является простое и доходчивое утверждение: «в рамках ВТО запрещать «бяку» мы теперь не можем»5. Читая «АиФ», можно узнать, что «советские санитарные нормы для продуктов «исправляли», приближая к вольным западным и особенно американским, в рамках подготовки вступления России в ВТО» («АиФ» от 27.02.2013). Или что «в процессе переговоров по вступлению в ВТО на Россию было оказано давление, чтобы отказаться от ключевых элементов системы контроля качества и безопасности ввозимого продовольственного сырья и продуктов питания» («АиФ» от 20.03.2013). Как результат, «количество отравлений увеличилось в 2 раза с момента вступления в ВТО» («АиФ» от 15.05.2013).

Такая тематика вполне соответствует задаче привлечения читателей, интересующихся экономической политикой не вообще, а с точки зрения непосредственного влияния на жизненный мир в простом и незамысловатом проявлении. Учитывая, что для огромного числа россиян денег хватает преимущественно на еду, вопросы качества продуктов питания являются центром забот обычных людей, не тешащих себя иллюзиями, что при общем снижении планки качества им удастся спастись за счет особых магазинов с «экологически чистой» едой. Во-первых, у них нет денег на эти магазины, а, во-вторых, нет той степени наивности, которая необходима для веры в возможность вырастить «чистые» продукты в экологически неблагоприятной ситуации, используя корма и семена, содержащие ГМО.

Волнения вокруг качества продуктов питания естественным образом сочетаются с повышенным интересом к ситуации в сельском хозяйстве России. В пространстве печатных СМИ «АиФ» оказался одним из самых «проаграрных» изданий, если не считать специализированных СМИ. Вплоть до того, что «редакция «АиФ» обратилась к Владимиру Путину с просьбой принять срочные меры в связи с многочисленными сообщениями о гибели крупного рогатого скота по всей стране» («АиФ» от 13.03.2013). В целом, более половины всех статей (55%), анализирующих последствия присоединения к ВТО, фокусируются на сельском хозяйстве и аграрном машиностроении. Другие сферы за редким исключением обойдены вниманием.

Влияние ВТО на отечественное сельское хозяйство обсуждается в двух ипостасях - снижение таможенных пошлин и необходимость изменения форм государственной поддержки. Первое вызывает рост импорта продовольствия, второе грозит разорением аграриям, привыкшим хозяйствовать в условиях, когда около 70% госпомощи приходится на меры «желтой корзины». Именно эти «желтые» финансовые потоки Россия должна существенно сократить (с разрешенных 9 млрд долл. в 2013 г. до 4,5 млрд долл. в 2018 г.). Таможенные тарифы возвращаются к уровню 2000 г., тогда как в период 2000-2008 гг. тарифные ставки на многие ключевые продукты питания выросли с 10% до 18% (Liefert, Liefert, Shane, 2010).

Газета, с одной стороны, дает слово представителям власти, уверяющим, что делается все возможное для успешной адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО, в частности, разрабатываются алгоритмы помощи сельскому хозяйству, не подпадающие под штрафные санкции ВТО. С другой

5 Статья Д. Буравчиковой с симптоматичным названием «От Е-добавок до ГМО: в нашей еде все больше химии» (Буравчикова, 2013).

стороны, основная масса публикаций доказывает, что действия властей безуспешны, недостаточны и декларативны, в результате чего ВТО загоняет отечественных аграриев в тупик. Причем всех сразу, поскольку большая часть критических статей апеллирует к тяжелому положению в сельском хозяйстве в целом, без учета отраслевых различий.

Если же «АиФ» и приземляется на уровень отрасли, то это почти всегда свиноводство. Выбор беспроигрышный, ведь именно свиноводы пострадали от присоединения к ВТО наиболее наглядно - рост импорта дешевой свинины в результате существенного ослабления таможенной защиты совпал с ростом цен на корма, что поставило отрасль на грань банкротства. Менее заметны в пространстве «АиФ» проблемы производителей зерна и сельхозтехники. Но это вполне сообразно ориентации газеты на читателей-потребителей, которые, согласно опросам общественного мнения, упорно предпочитают отечественные продукты питания. Так, по данным Фонда общественного мнения (опрос 2006 г.) 84% россиян предпочитают отечественные продукты питания (База данных ФОМ, 2006). Рядовому потребителю хочется покупать отечественную свинину, но ему мало интересно, кто произвел технику по заготовке кормов для этих свиней.

Работая на массовую аудиторию, «АиФ» по минимуму обсуждает влияние ВТО на решение или обострение макроэкономических проблем, посвящая им только 15% всей аналитики. Вопросы связанных с ВТО изменений инвестиционного климата, качества институтов, макроэкономических пропорций, роста эффективности и пр., завернутые в специальную терминологию, не соответствуют специализации газеты.

Кто же является выразителем мнений, получая право на высказывания на страницах «АиФ»? Это три категории - чиновники, ученые и представители общественных организаций (Национальный союз защиты прав потребителей, Конфедерация обществ потребителей, общественная организация «Сельская Россия», общество защиты прав потребителей и пр.) (см. табл. 3). Практически не имеют голоса представители бизнеса и бизнес-ассоциаций. И это вполне логично, учитывая нацеленность газеты на «человека обыкновенного», который недолюбливает предпринимателей и больше верит обществу по защите прав потребителей. Позиция бизнеса не слышна, и критика мер по адаптации российской экономики к ВТО исходит от разного рода экспертов и представителей общественных движений. Реальный нерв экономической политики в виде диалога власти и бизнеса по вопросу членства в ВТО отражается на страницах «АиФ» через призму «власть - народ», где за народ выступают общественники и ученые, охотно комментирующие проблемы качества продуктов питания. Такая позиция эффектнее и безопаснее, чем критика макроэкономической политики правительства.

В целом газета придерживается критически-пессимистического настроя в обсуждении проблем ВТО, что созвучно настроению «человека обыкновенного». Напомним, что в августе 2012 г. ВЦИОМ и ФОМ провели опросы, посвященные присоединению России к ВТО (Центр гуманитарных технологий, 2012; ФОМнибус, 2012). Оказалось, что россияне преимущественно склонялись к тому, что негативных последствий от вступления в ВТО будет больше, чем положительных. По данным ВЦИОМ, 18% респондентов опасались, что «Россию завалят некачественными импортными товарами», а 29% тревожились, что вступление в ВТО не даст возможности развивать свою экономику. Газета предлагает развернутую картину материализации этих страхов. Выход видится в патриотически ориентированном правительстве, господдержке проблемных отраслей, возвращении рычагов контроля за качеством продовольствия.

Таблица 2

Тематика обсуждения проблем ВТО

Тематика «АиФ» «Ведомости» «Российская газета»

Проблемы АПК, в том числе 55 40 24

сельское хозяйство в целом 30 7 6

свиноводство 15 21 4

молочное животноводство - 4 4

аграрное машиностроение 5 4 2

зерно 5 2 4

пищевая промышленность - 2 4

Другие отрасли 5 24 25

в том числе автопром - 22 10

Экономика в целом (инфляция, инвестклимат и пр.) 15 36 45

Качество продуктов питания 25 - 6

Всего 100 % (N=20) 100 % (N=45) 100% (N=50)

ТЕІРІРА ЕСОЫОМСУБ ^ 2014 Том 12 № 1

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 1

Образ второй - «отраслевой лоббизм forever»

Площадкой для легитимации отраслевого лоббизма является газета «Ведомости». У этой газеты иная аудитория: на смену «человеку обыкновенному», жизненный мир которого в силу скудности финансов крутится вокруг продуктов питания, приходит «человек деловой», интересующийся бизнесом и экономикой в целом. И бизнесу не все равно, что этот человек думает о нем. Поэтому он старается рассказать о себе, о своих проблемах, заручиться поддержкой общественности в изнуряющей борьбе с властью, именуемой лоббизмом.

Вступление в ВТО не просто снизило таможенные пошлины и сократило возможности государственной помощи, но привело к принципиальному изменению стратегии лоббизма. Как и прежде, над лоббизмом развеваются знамена экономического патриотизма и звучат призывы поддержать отечественного производителя. Но прежде борьба шла за монополизацию ренты, отраслевой или региональной, получаемой за счет низкой конкуренции. После вступления в ВТО это исключено: границы открылись, конкуренты пошли в наступление. И теперь целью лоббизма стало получение от государства разного рода помощи и преференций как компенсации за урон, нанесенный членством страны в ВТО. Этот процесс возглавляют крупные предприятия, потому что именно они, а не ЛПХ или фермеры, являлись прежде основными получателями государственной поддержки (Wegren, 2010; 2011). Переформатирование лоббизма привело к тому, что отрасли вступили в ожесточенную конкуренцию по презентации себя в роли жертвы нового экономического порядка. И небезуспешно. Оказавшиеся в первых строках списка «пострадавших» были услышаны, свидетельством чего явились утилизационный сбор на автомобили, повышенная пошлина на импорт комбайнов, запреты на ввоз мяса, субсидии на товарное молоко и пр.

Наибольшую активность в этом направлении проявили свиноводы и автопромовцы. Они примерно на равных долях поделили между собой более 40% всего массива статей, обсуждающих последствия членства в ВТО (табл. 2). Помимо них на роль жертвы претендовали и другие отрасли АПК (аграрное машиностроение, молочное животноводство), но их успехи куда более скромные. Так, более половины материалов, посвященных рискам сельского хозяйства в условиях ВТО, сводились к обсуждению проблем свиноводов, которым удалось презентовать себя в публичном пространстве как самую значительную жертву, принесенную в угоду присоединению к ВТО. И у них были на то основания (скажем, таможенная пошлина на свиней в живом весе без ограничений по объему снизилась в восемь раз, с 40 до 5%, а пошлина на свинину в пределах квоты снизилась с 15 до 0%). Но едва ли меньшую роль сыграли организационные факторы - публичная неутомимость руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации С. Юшина.

Изменяется аудитория, меняется и содержание газеты. Обсуждая проблемы, связанные с ВТО, газета «Ведомости» практически игнорирует проблему качества продуктов питания, но активно обсуждает экономические последствия членства в ВТО для отдельных отраслей (64%) и экономики в целом (36%). Газета придерживается эмоционально нейтрального, делового стиля, что резко диссонирует с эмоциональными статьями «Аргументов и фактов». Ссориться с властью не входит в задачи бизнеса, поскольку конечной целью является получение помощи от государства. Основной тезис, продвигаемый бизнесом, сводится к тому, что ряд отраслей столкнулся с трудностями, вызванными членством в ВТО, но они решаемые, если государство поможет. Причем надежды возлагаются на самый высокий уровень власти - на правительство и лично В. Путина. Минсельхоз больше не рассматривается как серьезная сила и влиятельный союзник в построении бизнес-стратегии. «Создается впечатление, что министерство больше хочет дружить и не ссориться с другими ведомствами, делать красивые заявления, чем отстаивать интересы отрасли и работать на земле», - делится мнением президент «Мираторга» («Ведомости» от 12.12.2012).

Преимущественное право голоса при обсуждении проблем ВТО на страницах «Ведомостей» имеют представители бизнеса, на их долю приходится треть всей дискуссии (33%). Немногим меньше вклад бизнес-ассоциаций и отраслевых порталов (27%). Бизнес - в индивидуальном или ассоциированном виде - безусловно, задает тон дискуссии о последствиях присоединения к ВТО (см. табл. 3). Чиновники и научные эксперты вытеснены на обочину делового разговора, а представители общественных организаций к нему и вовсе не приглашаются.

Что же, по сути, говорит бизнес? Показательна дискуссия, инициированная представителями АПК, преимущественно свиноводами. Главная их мысль состоит в том, что они полностью поддерживают идею о пользе конкуренции как движущей силы рынка. Но конкуренция предполагает соревновательность при равных условиях. Однако условия у российского бизнеса и у западных конкурентов не равны как минимум по трем основаниям. Во-первых, у нас другой

климат, и значительная часть российской территории является неблагоприятной для ведения сельского хозяйства. Во-вторых, у нас другая деловая среда, что требует от бизнеса максимального сосредоточения всех хозяйственных функций, ограничения на использование аутсорсинга. За этим стоит низкая культура исполнения контрактов и неоперативность работы арбитража. В-третьих, условия, на которых Россия вошла в ВТО, закрепили колоссальные различия в разрешенной государственной помощи. Последнее обстоятельство особенно часто берется на вооружение в диалоге с властью. Цифры, демонстрирующие различия в помощи сельскому хозяйству «у них» и «у нас», смотрятся очень убедительно. «Европейцам и американцам можно поддерживать свое сельское хозяйство на сотни миллиардов долларов, России - в пределах $4,4 млрд, что меньше даже, чем в Швейцарии», - замечает президент ассоциации «Росагро-маш» («Ведомости» от 25.03.2013).

В целом, легитимация отраслевого лоббизма идет под лозунгом выравнивания условий конкуренции. Открытая симпатия к протекционизму не соответствует духу времени, и бизнес вынужден с этим считаться. Требования сохранить элементы протекционистской политики, переформатировать прежнюю помощь в новые формы, не подпадающие под штрафные санкции ВТО, звучат настойчиво и аргументируются ссылками на неравные конкурентные условия. В противном случае бизнес грозится уйти из сельского хозяйства. Например, президент «Мираторга» прямо заявляет: «Если после вступления в ВТО ухудшатся условия по субсидированию и господдержке, то под вопросом окажутся наши новые инвестиции в любом из секторов мясного производства» («Ведомости» от 12.12.2012). Ему вторит представитель агрохолдинга «Черкизово»: «Возникает ощущение, что многие решили сейчас полностью забить стадо и выйти из бизнеса» («Ведомости» от 14.02.2013). Вот и «Русагро» сигнализирует о том, что «несет серьезные потери от вступления России в ВТО» («Ведомости» от 21.05.2013). Бегством капитала грозит и президент «Росагромаша»: «Ростсельмаш» уволил 1000 человек после вступления страны в ВТО, ... условия [на российском рынке] толкают за границу не только нас, но и других машиностроителей» («Ведомости» от 25.03.2013). То есть бизнес не просто сетует, но и говорит о возможных последствиях игнорирования своих проблем по принципу «мы не пугаем - мы предупреждаем».

Особо отметим, что бизнес, потенциально выигрывающий от членства в ВТО (например, металлургия), воздерживается от участия в дискуссии, что делает более заметной позицию пострадавшего бизнеса.

Таблица 3

Субъекты высказываний на страницах газет

Субъекты высказываний «АиФ» «Ведомости» «Российская газета»

Чиновники федерального и регионального уровня 26 10 42

Научные сотрудники 22 6 16

Представители бизнеса 6 33 4

Бизнес-аналитики 6 12 8

Представители общественных организаций 22 0 2

Представители бизнес-ассоциаций, отраслевых порталов 0 27 18

Писатели, журналисты 12 8 8

Иностранные специалисты 6 4 2

Всего 100% (N=15) 100% (N=49) 100% (N=50)

Образ третий - «ВТО как горькое, но необходимое лекарство»

Призывы прекратить «алармистские настроения» по поводу членства в ВТО выражает «Российская газета». На ее страницах безусловными лидерами в подаче и интерпретации информации о ВТО являются чиновники разных уровней и ведомств - 42% статей транслируют их мнение, что позволяет считать эту газету рупором российской власти (табл. 3). За чиновниками с большим отрывом идут представители бизнес-ассоциаций и науки (18 и 16% соответственно). Предприниматели, представляющие свой бизнес, практически лишены слова на страницах этой газеты (4%), что соответствует нормативной рамке: власть ведет диалог только с ассоциированным бизнесом и прислушивается к науке.

ТЕІРІРА ЕСОЫОМСУБ ^ 2014 Том 12 № 1

ТЕ1^А ЕООМОМЮиБ ^ 2014 Том 12 № 1

Политическая ориентация «Российской газеты» исключительно центристская: газета не примыкает ни к левой критике присоединения к ВТО как довершения развала отечественной экономики антинародным режимом, ни к оппозиционерам либерального толка, считающим, что членство в ВТО не решит проблем, поскольку они коренятся в политической структуре и выстроенной ею экономической схеме6.

«Российская газета» ориентируется на «продвинутого читателя», интересующегося макроэкономическими проблемами, включая вопросы инвестиционного климата, деловой активности, инфляции, темпов роста и пр. Такой взгляд на российскую экономику рассматривается почти в каждой второй статье (45%), посвященной последствиям членства в ВТО (см. табл. 2). А поскольку, рассуждая логически, членство в ВТО должно вести ко всему хорошему (а так ли это на самом деле, можно будет увидеть только в отдаленной перспективе), то тональность большинства статей определяется как сдержанный оптимизм. Эту перспективу можно было бы назвать «с высоты птичьего полета», не будь чиновники слишком мало похожи на птиц.

Внимание «Российской газеты» к отдельным отраслям распределено более или менее равномерно (табл. 2). Лишь автопрому достается немного больше газетного пространства, что вполне укладывается в общее знание об особой опеке этого сектора государством. Из трех изданий, выбранных нами для анализа, «Российская газета» менее всего интересуется положением дел в аграрно-промышленном комплексе: меньше четверти статей, обсуждающих тему ВТО, касается ситуации в сельском хозяйстве, несмотря на явные проблемы, возникшие у аграриев с адаптацией к работе в условиях торгового клуба. На фоне «АиФ» и «Ведомостей» очевидно относительное игнорирование «Российской газетой» аграрных проблем, что в очередной раз показывает иерархию отраслей в экономической политике правительства.

Если «Ведомости» в каждой пятой статье по тематике ВТО обсуждают проблему свиноводства, придавая ей особый, выделенный статус «горячей точки», то «Российская газета» подчеркнуто ставит свиноводов в один ряд с другими отраслями сельского хозяйства, равномерно распределяя между ними газетное пространство. Принципиальная позиция власти состоит в том, что если где-то и возникают негативные последствия членства в ВТО, то это обычный рабочий момент, по поводу которого нет необходимости разворачивать публичную дискуссию. Минимального упоминания в газете достаточно, чтобы сигнализировать: власть знает, помнит, заботится. По возможности, конечно. Если меры не принимаются, значит, нет возможностей. Надо терпеливо ждать, пока «идут согласования между ведомствами».

Отрицаются ли риски для российской экономики, связанные с вступлением в ВТО? Ни в коем случае. Однако они трактуются как временные трудности, преодолев которые, проблемные отрасли обретут новое качество. Тем самым ВТО вызывает аналогию с горьким лекарством, которое необходимо принять, несмотря на массу опасных побочных действий, вплоть до комы. Но этот риск оправдан, потому что на кону «новая конкурентоспособная экономика». «...Агропромышленный комплекс, легкая промышленность и машиностроение могут понести серьезные потери на первом этапе вступления России в ВТО» («РГ» от 05.09.2012). «Вступление в ВТО будет способствовать уходу с рынка неэффективных предприятий. Это болезненный процесс, но он неизбежен, когда-то это надо делать» («РГ» от 07.09.2012). «Ожидаемое после присоединения к ВТО усиление конкуренции нужно использовать для ускорения структурной перестройки российской экономики» («РГ» от 12.10.2012). То есть ВТО уподобляют палке, которой будут бить по ногам ленивых, чтобы они прыгали выше.

При этом государство готово помогать, и в недрах власти вызревают планы адаптации российской экономики к ВТО. Но, несмотря на то, что «власти сделали все необходимое для того, чтобы отечественные компании смогли приспособиться к новым условиям работы, есть такие отрасли, где могут возникнуть особые проблемы. Это определенные сектора животноводства, сельхозмашиностроения, автомобилестроения, пищевой промышленности» («РГ» от 23.11.2012). Эти «особые проблемы» отдельных отраслей решаются в рабочем порядке, т. е. все «под контролем». Оставаясь в рамках больничной терминологии, вызванной сравнением ВТО с необходимым для России лекарством, можно сказать, что российская экономика находится «под

6 Последняя точка зрения наиболее отчетливо выражена «Независимой газетой».

наблюдением опытных врачей» в лице ведомств экономического блока. Ситуация, как ее охарактеризовал директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития М. Медвед-ков, обнадеживающая: «Мы видим, что ничего не произошло: ни хорошего, ни плохого» («РГ» от 15.10.2012). То есть пока лекарство не помогает, но и побочных действий нет. Последствия скажутся в отдаленной перспективе.

* * *

Подведем итоги. Адаптация российской экономики к условиям ВТО является сложным процессом, затрагивающим интересы разных групп - потребителей, бизнесменов, государственных управленцев. Несовпадение их позиций, различие дебатируемых проблем и способов их решения отчетливо проявляется в пространстве СМИ. На примере трех популярных российских изданий -«Аргументы и факты», «Ведомости» и «Российская газета» - удалось выявить основные модели презентации проблем ВТО. Эти газеты знакомят с позицией расстроенного потребителя, обеспокоенного бизнеса и деловитой власти (табл. 4).

Таблица 4

Краткая характеристика дискуссии о членстве в ВТО на страницах газет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии «АиФ» «Ведомости» «Российская газета»

Оценка последствий членства в ВТО Преимущественно негативная Нейтральная Сдержанно оптимистичная

Основные темы обсуждения в связи с ВТО Ситуация в АПК и качество продуктов питания Ситуация в АПК и в автопроме, макроэкономические последствия Макроэкономические последствия (инфляция, инвестиционный климат, реорганизация госпомощи)

Потенциальная аудитория Население как потребитель продуктов питания («человек обыкновенный») Бизнес-сообщество («человек деловой») Население, интересующееся изменениями в экономической политике («человек продвинутый»)

Предмет тревоги Риски для сельского хозяйства страны, рост импорта низкокачественных продуктов питания, потеря рычагов влияния на качество продовольствия Ситуация в отдельных отраслях (свиноводство, производство сельхозтехники, автопром) и на рынке в целом (инфляция, инвестклимат) Ситуация в экономике в целом

Основной вывод Необходима господдержка отечественных производителей продовольствия Ряд отраслей столкнулись с трудностями, но они решаемые, если государство поможет. У российской экономики появился стимул стать более конкурентной.

Рекомендации для экономической политики Нужно патриотически ориентированное правительство, господдержка проблемных отраслей, возвращение рычагов контроля за качеством продовольствия Государство должно активно участвовать в решении отраслевых проблем, вызванных членством в ВТО Нужно реструктуризировать госпомощь и использовать членство в ВТО как стимул для роста конкурентоспособности отечественной экономики

Основные информанты Чиновники, представители науки и общественных организаций Представители бизнеса и бизнес-ассоциаций Чиновники

Позиционирование СМИ Защитник интересов потребителей Площадка для отраслевого лоббизма Рупор экономической политики государства

Роль государства в процессе адаптации к условиям ВТО Контроль за качеством продуктов питания Защита отечественного бизнеса путем выравнивания условий конкуренции Макроэкономическая стабилизация и модернизация

ТЕ!1!А ЕСОЫОМСиБ ^ 2014 Том 12 № 1

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 1

ЛИТЕРАТУРА

База данных ФОМ (2006). Как российский АПК кормит страну? 20 июля // Доступно на: http:// bd.fom.ru/report/map/dd062838.

Барсукова С.Ю. (2011) Рынок продовольствия в идеологических координатах // Terra Economicus, т. 9, № 2, с. 9-16.

Барсукова С.Ю. (2013) Присоединение России к ВТО: неизбежные потери и возможные приобретения для агробизнеса // Вопросы статистики, № 3, с. 76-81.

Буравчикова Д. (2013). От Е-добавок до ГМО: в нашей еде все больше химии // АиФ, 27 февраля.

Ex Libris MRA (2014). Рейтинг популярности российских СМИ // Доступно на: http://www. exlibris.ru/rejting-izdanij/

«ФОМнибус» (2012). На пороге вступления в ВТО. О положительных и отрицательных последствиях вступления России в ВТО // Доступно на: http://fom.ru/Ekonomika/10580#

Центр гуманитарных технологий (2012). Исследование ВЦИОМ: мнения россиян о Всемирной торговой организации, 28 августа // Доступно на: http://gtmarket.ru/news/2012/08/27/4916.

Liefert W., Liefert O., Shane M. (2010) Russia's Agricultural Imports: Will the High Growth of the 2000s Continue? // Publications from USDA-ARS / UNL Faculty. Paper 568. Available at: http://digital-commons.unl.edu/usdaarsfacpub/568/

Wegren S.K. (2010). Russian Food Policies and Foreign Policy // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, vol. 18, № 3.

Wegren S.K. (2011). Food Security and Russia's 2010 Drought // Eurasian Geography and Economics, vol. 52, № 1.

REFERENCES

Barsukova S.Y. (2011). Food market in the ideological coordinates // Terra Economicus, vol. 9, no. 2, pp. 9-16. (In Russian.)

Barsukova S.Y. (2013). Russia's accession to the WTO: the inevitable loss and possible acquisitions for agricultural business // Voprosy Statistiki, no. 3, pp. 76-81. (In Russian.)

Buravchikova D. (2013). From E numbers to GMOs: Our food is becoming increasingly chemical. Argumenty iFakty, February 27.

Centre for Humanitarian Technologies (2012). WCIOM’s studies: Russians' opinions on the World Trade Organization, August 28. Available at: http://gtmarket.ru/news/2012/08/27/4916. (In Russian.)

Database of Public Opinion Foundation (2006). How does Russian agriculture feed the country? July, 20. Available at: http://bd.fom.ru/report/map/dd062838. (In Russian.)

«FOMnibus» (2012). Positive and negative effects of Russia's WTO accession. Available at: http:// fom.ru/Ekonomika/10580#. (In Russian.)

Ex Libris MRA (2014). Title Popularity Ranking (TPR) // Available at: http://www.exlibris.ru/re-jting-izdanij/ (In Russian.)

Liefert W., Liefert O. and Shane M. (2010) Russia’s Agricultural Imports: Will the High Growth of the 2000s Continue? // Publications from USDA-ARS / UNL Faculty. Paper 568. Available at: http://digital-commons.unl.edu/usdaarsfacpub/568/

Wegren S.K. (2010). Russian Food Policies and Foreign Policy. Demokratizatsiya: The Journal of PostSoviet Democratization, vol. 18, № 3.

Wegren S.K. (2011). Food Security and Russia’s 2010 Drought. Eurasian Geography and Economics, vol. 52, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.