Научная статья на тему 'Три модели демократизации Российской высшей школы: подготовительные отделения в системе высшего образования'

Три модели демократизации Российской высшей школы: подготовительные отделения в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / IRKUTSK STATE UNIVERSITY / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / PREPARATORY DIVISION / РАБФАК / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СЛУШАТЕЛИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / WORKERS' COURSES / LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логунова Галина Викторовна

Статья посвящена обобщению опыта работы подготовительного отделения Иркутского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three Models of Democratization of the Russian Higher Education System: Preparatory Divisions in Higher Schools

The article attempts to summarise some activities of the Preparatory Division of the Irkutsk State University.

Текст научной работы на тему «Три модели демократизации Российской высшей школы: подготовительные отделения в системе высшего образования»

ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL POLICY

Серия «Политология. Религиоведение»

2013. № 1 (10). С. 115-122 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 378.4(571.53)

Три модели демократизации

российской высшей школы: подготовительные отделения в системе высшего образования

Г. В. Логунова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья посвящена обобщению опыта работы подготовительного отделения Иркутского государственного университета.

Ключевые слова: Иркутский государственный университет, подготовительное отделение, рабфак, преподаватели, студенты, слушатели, процесс обучения.

В новом законе об образовании предусмотрено создание подготовительных отделений в вузах для абитуриентов, имеющих льготы при поступлении, но не прошедших по конкурсу в рамках квоты, которая будет специально выделяться в бюджетном наборе. Подготовительные отделения не впервые создаются в вузах. На разных этапах развития высшего образования в нашей стране они создавались для решения различных задач.

После Октябрьской революции 1917 г. перед молодым государством наряду со многими проблемами, которые надо было решать, встала и проблема воспитания собственных квалифицированных специалистов, создания новой советской интеллигенции. Для успешного решения этой задачи 17 декабря 1920 г. СНК РСФСР издал декрет об организации рабфаков при высших учебных заведениях страны. А еще 19 августа 1920 г. рабочий факультет был создан при Иркутском университете (заведующим был назначен Д. Я. Райхбаум) [11, с. 13-14].

Рабфак при ИГУ просуществовал до 1938 г. Распоряжением Наркомпро-са 15 июля 1938 г. Иркутский рабфак был закрыт на год позже рабфака МГУ [11, с. 34]. Необходимость в существовании рабочих факультетов отпала. Нужное количество выпускников для формирования студенческого состава вузов теперь стали давать школы. Рабфаки успешно выполнили поставленные перед ними задачи по пролетаризации вузов. Рабочий факультет ИГУ внес немалую лепту в это общее дело. За годы деятельности рабфака было подготовлено около семисот человек, ставших впоследствии инженерами и

преподавателями, поэтами и писателями. Все они явились первыми кадрами советской интеллигенции в Сибири [16, с. 3].

К идее регулирования состава вузовского студенчества и подготовки к поступлению в вузы некоторых категорий молодежи вернулись в 1970-е гг. В 1970 г., в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969 г. № 681 «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях» [12, с. 77-80], в ИГУ было открыто подготовительное отделение, можно сказать, это было «второе издание» рабфака. И хотя старый термин «рабфак» при этом в официальных документах не использовался, в неофициальной речи, а потом и в вузовских документах и в СМИ он обрел вторую жизнь, нередко употреблялся даже без кавычек.

Рабфак и рабфаковец. Эти слова как бы заново родились, пришли из далеких 1920-1930-х гг., но приобрели несколько иной смысл. Рабфаки 19201930-х гг. являлись общеобразовательными учебными заведениями, осуществлявшими подготовку к поступлению в вузы молодежи, не получившей своевременно среднего образования. Рабфаки 1970-х гг. призваны были, повышая уровень общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, создавать ей необходимые условия для продолжения обучения в вузе. Эта новая форма обучения содействовала обновлению социальной структуры советского студенчества, обеспечивала более широкий приток в вузы молодежи, прошедшей жизненную школу, твердо определившей свое призвание.

Своеобразная связь и преемственность первых рабфаковцев и слушателей рабфака ИГУ 1970-1980-х гг. наблюдалась на протяжении всего периода существования подготовительного отделения. Ежегодно в начале декабря проводилось торжественное собрание, посвященное началу учебного года на подготовительном отделении. Часто на такие собрания приглашались рабфаковцы - ветераны 1920-1930-х гг.

Основной задачей подготовительных отделений было повышение общеобразовательной подготовки на безвозмездной основе уволенных в запас военнослужащих, рабочих и колхозников, создание им необходимых условий для поступления в вузы. В постановлении говорилось, что на подготовительные отделения принимаются лица с законченным средним образованием из числа передовых рабочих, колхозников и демобилизованных из рядов Вооруженных Сил СССР. Молодые рабочие и колхозники, поступающие на подготовительные отделения, должны иметь стаж практической работы не менее одного года. Отбор и направление молодежи на эти отделения осуществляются непосредственно руководителями промышленных предприятий, строек, организаций транспорта и связи, совхозов, колхозов, командованием воинских частей по рекомендации партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Лица, окончившие подготовительные отделения и успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачисляются на 1-й курс высших учебных заведений без сдачи вступительных экзаменов.

В постановлении было предусмотрено проведение занятий на подготовительных отделениях по дневной, вечерней и заочной формам обучения;

создание отделений при наличии на менее 100 слушателей, обучающихся с отрывом и без отрыва от производства; срок обучения с отрывом от производства - 8 месяцев, без отрыва от производства - 10 месяцев.

В 1970 г. на подготовительное отделение ИГУ впервые было принято 100 человек, их отобрали из 223 желающих [5, л. 25].

Перед слушателями подготовительного отделения ставилась задача: восстановить, закрепить и углубить знания за курс средней школы и быть готовым к выпускным экзаменам по предметам, необходимым для поступления на выбранные факультеты, в рамках школьной программы для поступающих в вузы. Конечно, важную роль в решении этой задачи должны были играть сами слушатели, проявляя настойчивость и трудолюбие. Однако без помощи преподавателей эту задачу им было не решить. А на подготовительном отделении за весь период его существования работали действительно замечательные педагоги. В 1971/1972 учебном году на подготовительном отделении было 7 ставок преподавателей [3, л. 18]. У истоков подготовительного отделения стояли Элеонора Ивановна Логунова, Ирина Михайловна Красовская, Любовь Васильевна Ощепкова, Нина Гдальевна Дорфман, Нина Вениаминовна Видинеева, Любовь Георгиевна Зверева, Маргарита Георгиевна Каза-рова. Немного позже пришли работать как в качестве штатных преподавателей отделения, так и почасовиков Зоя Георгиевна Сафонова, Мюда Борисовна Серебрянникова, Любовь Владимировна Сальникова, Вера Петровна Адельсон, Софья Моисеевна Меркулович, Лидия Константиновна Гаревская, Екатерина Георгиевна Малимонова, Тамара Ивановна Выборова, Галина Васильевна Оглезнева, Александр Евгеньевич Шубин, Вадим Петрович Шахе-ров, Татьяна Георгиевна Герасимова, Екатерина Григорьевна Попова, Альви-на Дмитриевна Федорова, Лидия Николаевна Велижанина и мн. др.

Становление подготовительного отделения шло трудно. Из 100 человек, принятых в 1970 г., только 55 успешно закончили подготовительное отделение и продолжили обучение на факультетах. Это был один из самых плохих результатов среди университетов страны [5, л. 25].

Но зато выпускники рабфака принесли с собой в студенческие коллективы идейную зрелость, трудолюбие, упорство, коллективизм, дисциплинированность. В 1972 г. из 100 человек, принятых на подготовительное отделение в 1971 г., выдержали экзамены и продолжили обучение на факультетах уже 80 человек [4, л. 61, 66]. В последующем, на протяжении 1970-х гг. год за годом увеличивался план набора и постоянно рос процент выпуска на факультеты.

Первые два года работы показали неэффективность обучения по вечерней форме, так как слушатели групп вечернего обучения не получали по месту работы надлежащих условий для обучения [3, л. 20-22]. Некоторое время обучение на подготовительном отделении осуществлялось только по дневной форме, в 1981 г. появилась заочная форма [4, л. 61; 6, л. 179].

В 1972 г. для отделения был выделен аудиторный фонд, кабинет для преподавателей в третьем корпусе университета (ул. Ленина, 3). Одна из аудиторий была оснащена необходимыми техническими средствами. Лекции и лабораторные занятия в технических группах проводились также в первом

корпусе университета (бульвар Гагарина, 20) [4, л. 61]. Впоследствии, в 1976 г., подготовительное отделение переехало во второй корпус университета (ул. К. Маркса, 1), а последние годы работы подготовительное отделение располагалось в восьмом корпусе университета (ул. Улан-Баторская, 10). Библиотека университета обеспечила слушателей необходимыми учебными пособиями, кроме того, силами слушателей и преподавателей был создан свой фонд необходимой учебной литературы [4, л. 62]. Иногородние ребята были обеспечены общежитием, со временем за подготовительным отделением было закреплено общежитие № 1 университета (ул. 25 Октября, 25). В распоряжении живущих в нем были читальный зал, кухня, оборудованная газовыми плитами [10, с. 1]. Всем успевающим слушателям выплачивалась стипендия.

Коллектив преподавателей подготовительного отделения искал наиболее эффективные и рациональные методы обучения, направленные на выработку правильных соотношений принципов школьного и вузовского образования. Необходимо было уделять должное внимание сближению и преемственности курсов подготовительного отделения и университета, укрепляя связь между их программами с тем, чтобы обучение в вузе явилось естественным продолжением обучения на подготовительном отделении. Практика, накопленный опыт показывали, что далеко не всегда были приемлемы школьные методы обучения, и в то же время полный переход на вузовские методы с самого начала обучения на подготовительном отделении вряд ли был целесообразен.

В результате основными формами занятий на подготовительном отделении стали лекции, практические и семинарские занятия, беседы, консультации, подготовка докладов и рефератов, система зачетов и экзаменов. Формально, по названиям, эти виды занятий совпадают с применяемыми в процессе обучения в вузе. Однако методика их проведения была различной. Одной из важнейших форм занятий на подготовительном отделении стали лекции, которые преследовали две цели. Первая - это необходимость приближения характера занятий к вузовскому методу. Вторая - компактное изложение максимума материала, при этом лекция не должна быть чрезмерно перегружена. Лекция должна была подвести слушателя подготовительного отделения к восприятию уже на факультете более объемного и сложного материала. Освоить и закрепить поданный в лекциях материал слушателям должны были помочь семинарские, практические и другие формы занятий.

Необходимо отметить, что с первого года начали складываться и умножаться традиции подготовительного отделения. По инициативе комсомольцев была создана самостоятельная комсомольская организация. Рабфак стал своеобразной кузницей студенческого актива: большинство слушателей активно работали в составе комсомольской и профсоюзной организаций. В 1974 г. на подготовительном отделении была создана партийная группа из числа коммунистов - преподавателей и слушателей. Коммунисты-выпускники отделения вносили большой вклад в укрепление общественной жизни университета. Только в 1977 г. в состав комитета ВЛКСМ университета входили 6 коммунистов-выпускников отделения. В 1980 г. 9 партгрупп университета из 31 возглавляли коммунисты-выпускники отделения [2, с. 2-3].

Партийная организация, совместно с комсомольской организацией, несомненно, играли большую роль в работе подготовительного отделения. Главным в их работе было всестороннее изучение причин, влияющих на успеваемость, развитие товарищеской требовательности и взаимопомощи, это должно было улучшить в целом учебно-воспитательную работу на отделении. В связи с этим большое внимание уделялось организации работы кураторов.

Для повышения успеваемости слушателей использовались стенная печать, рейды в общежитие, встречи со студентами-выпускниками отделения, беседы деканов и преподавателей факультетов о будущей профессии. Совместная целенаправленная работа преподавателей, партийной и комсомольской организаций давала положительные результаты: за период с 1976 по 1979 г., например, успеваемость слушателей подготовительного отделения возросла на 4 % и составила в 1979 г. 85 % [2, с. 2-3].

Важным направлением совершенствования учебно-воспитательной работы на отделении считалось повышение общественно-политической активности слушателей. С этой целью в группах проводились политинформации. Они проводились еженедельно по утвержденному плану. Один раз в месяц организовывались лекции о международном положении, о внешней и внутренней политике советского государства. Важной формой воспитания молодежи, развития их активности являлся Всесоюзный Ленинский зачет. Для того чтобы сдать зачет, комсомолец не только должен был изучать работы В. И. Ленина, но и повышать успеваемость, дисциплину и общественно-политическую активность.

Говоря о формировании традиций подготовительного отделения, необходимо отметить, что традиционным стало участие слушателей отделения во всех общеуниверситетских мероприятиях: воскресниках, смотрах художественной самодеятельности, соревнованиях на лучшее общежитие, смотрах стенной печати, встречах с ветеранами труда и войн, учеными, поэтами, актерами. Поступив на факультеты, вчерашние рабфаковцы продолжали вести большую общественную работу. Когда вчерашние рабфаковцы приходили на факультеты, они становились костяком, основой студенческого актива.

Уже во время учебы на отделении рабфаковцы старались ни в чем не отставать от студентов. За время существования отделения слушатели неоднократно создавали строительные отряды. Первый - «Премьера-73», потом был «Надежда-76». Настоящими бойцами большой армии студенчества показали себя ребята за время работы в ССО. Недаром в отзыве о работе ССО «Надеж-да-76» было написано: «Члены отряда достойны носить высокое звание бойцов Всесоюзного ССО». Рабфаковцы доказали, что они умеют работать по-ударному [1, с. 2]. В 1976 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил наиболее отличившихся участников и организаторов студенческих отрядов. Среди них были и бывшие рабфаковцы: В. Саунин и Г. Коровкин. В. Саунин был командиром сводного студенческого отряда ИГУ и был награжден орденом «Знак почета». Комиссаром сводного отряда был Г. Коровкин, награжденный медалью «За трудовое отличие» [15, с. 1].

В 1980 г. рабфак отмечал свое десятилетие. За эти годы 1252 слушателя подготовительного отделения стали студентами университета [14, с. 1].

К этому времени прошло уже четыре года, как слушатели первого набора успешно защитили дипломы, их было немного, но это были первенцы. Вот как вспоминала свое обучение на рабфаке одна из выпускниц первого набора З. Дылыкова: «Рабфак - это очень разумное дело. Не все после школы могут найти свое призвание, а просто идут работать, проработав - многое познают, находят любимое дело, а тут - знаний не хватает. Поступить в вуз не может, многое забыл. И вот на помощь приходит рабфак. Недостатков в работе нашего рабфака 1970-1971 года не помню, помню одни достоинства. Это - то же веселое студенчество, но не "зеленое"... Народ взрослый, познавший труд, относился ко всему по-серьезному» [8, с. 1].

В 1985 г., когда рабфак отмечал свое пятнадцатилетие, его окончили уже 2184 человека [13, с. 2].

Рабфаковцы 1980-х гг., как и рабфаковцы 1970-х гг., с огромной теплотой отзывались о подготовительном отделении, о своих товарищах, о преподавателях, которые помогали им наверстать упущенное, вспомнить забытое. «Жизнь на рабфаке самая интересная, рабфаковская дружба самая крепкая, память о рабфаке самая долгая!» [7, с. 2].

Рабфаковцы 1980-х гг. поддерживали лучшие традиции подготовительного отделения, активно участвовали в работе комсомольского оперативного отряда. Первый оперативный отряд был создан в 1976 г., он состоял из сорока девяти комсомольцев и коммунистов отделения. В 1977 г. бойцам оперативного отряда была вручена денежная премия обкома ВЛКСМ, а командир отряда Р. Замагулов был представлен к награждению нагрудным знаком ЦК ВЛКСМ «За работу по охране общественного порядка». Летом ребята работали на полях подшефных колхозов. В дни весенних каникул рабфаковцы всегда участвовали в организации следующего набора на подготовительное отделение.

Выпускники всех лет, а подготовительное отделение в ИГУ просуществовало 21 год, всегда отмечали, что рабфак дал им не только знания, он дал им привычку к учебе. Что ни говори, а несколько лет перерыва (служба в армии, работа на производстве) настроенности на получение знаний не прибавляют, скорее наоборот. И если человек пришел с желанием учиться и честно работает, проблем с учебой не возникает [9, с. 1].

На протяжении всего времени существования подготовительного отделения, а особенно последние годы его работы, много говорили о том, что рабфак университету не нужен, что с него на факультеты приходят слабые студенты, они плохо занимаются и быстро отчисляются. Вряд ли это соответствовало действительности. И среди студентов, пришедших в университет, минуя рабфак, было немало слабых и нерадивых. В целом же рабфаковцы, как правило, становились хорошими студентами, составляли основу студенческих коллективов, а затем становились выпускниками, которыми университет мог гордиться.

Итак, «второе издание» рабфака - подготовительные отделения 1970-1980-х гг. - выполнили поставленную перед ними задачу: регулирова-

ние социального состава студенчества, создание условий для поступления в вузы абитуриентов - рабочих, колхозников, демобилизованных из рядов Советской армии. В настоящее время вновь возникает необходимость в создании подготовительных отделений. Естественно, на новом этапе развития высшего образования перед ними ставятся другие задачи. Теперь не стоит задача формирования социального состава студенчества, однако остается задача подготовки определенной категории абитуриентов к поступлению и обучению в вузе. Речь идет об абитуриентах-льготниках, т. е. тех абитуриентах, которые имеют льготы при поступлении в вузы, а именно - зачисление вне конкурса. Это дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, различные категории военнослужащих и т. д. Таких абитуриентов, как правило, бывает достаточно много, не у всех из них бывают достаточно высокие результаты ЕГЭ. Однако они, как правило, возглавляют рейтинги при зачислении, зачисляются в вузы, но затем многие из них оказываются не в состоянии освоить вузовские программы. Теперь, в соответствии с новым Законом об образовании, для такой категории льготников будет выделяться определенная квота при зачислении на бюджетные места. В связи с этим зачисляться в вузы смогут, в первую очередь, те абитуриенты-льготники, кто будет иметь высокие результаты ЕГЭ. А для тех, кто остался «за бортом», и будут создаваться подготовительные отделения. Обучение на подготовительных отделениях позволит их слушателям как можно лучше подготовиться к поступлению в выбранный вуз, может быть, изменить свое мнение о выбранном направлении обучения, адаптироваться к вузовской обстановке. Все это должно будет облегчить им в дальнейшем процесс обучения. В связи с этим возникает необходимость обобщения и использование опыта работы подготовительных отделений 1970-80-х гг.

1. Белов С. Эволюция рабфака. Год седьмой // Иркут. ун-т. - 1977. - 19 янв.

2. Видинеева Н. В. С товарищеской требовательностью // Иркут. ун-т. - 1980. -14 мая.

3. ГАИО. Ф. 130. Оп. 1. Д. 242.

4. ГАИО. Р-71. Оп. 1. Ед. хр. 2741.

5. ГАНИ. Ф. 132. Оп. 1. Д. 237.

6. ГАНИ. Ф. 132. Оп. 1. Д. 277.

7. Донгак Ч. «Рабфаковец сегодня - рабфаковец всегда» // Иркут. ун-т. - 1985. - 4 дек.

8. Дылыкова З. Рабфак. Воспоминание // Иркут. ун-т. - 1980. - 14 мая.

9. Еныгин С. Рабфаковец о рабфаке // Иркут. ун-т. - 1990. - 11 апр.

10. Иркут. ун-т. - 1975. - 17 дек.

11. Иркутский государственный университет им. А. А. Жданова: Крупнейший учебно-методический и научный центр Восточной Сибири : крат. ист. очерк. - Иркутск, 1978.

12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. -М. : Полит. лит., 1972. - Т. 10 : 1969-1971.

13. Камагорова Е. Как первый учитель // Иркут. ун-т. - 1985. - 4 дек.

14. Логунова Э. И. Идут годы // Иркут. ун-т. - 1980. - 14 мая.

15. Созидательная романтика // Иркут. ун-т. - 1976. - 2 июня.

16. Шавелкин В. История первого рабфака // Иркут. ун-т. - 1984. - 14 марта.

Three Models of Democratization of the Russian Higher Education System: Preparatory Divisions in Higher Schools

G. V. Logunova

Irkutsk State University, Irkutsk

The article attempts to summarise some activities of the Preparatory Division of the Irkutsk State University.

Key words: Irkutsk State University, preparatory division, workers' courses, teachers, students, learners, learning process.

Логунова Галина Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и истории Иркутского государственного университета, 664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1, к. 410, тел. 8(3952)334372, e-mail: logunova@admin.isu.ru

Logunova Galina Viktorovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science and History, the Irkutsk State University, 664003, Irkutsk, Karl Marx St., 1, office 410, phone 8(3952)334372, e-mail: logunova@admin. isu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.