Научная статья на тему 'ТРЕЗВУЧИЯ И СЕПТАККОРДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНЬ - ЯН'

ТРЕЗВУЧИЯ И СЕПТАККОРДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНЬ - ЯН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЬ / ГАРМОНИЯ / ЛАД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пэн Чэн

Статья посвящена дуализму и цикличности европейской системы аккордов с терцовой структурой под углом зрения китайской концепции инь - ян. В ней рассматривается соединение концепции инь - ян с особенностями трезвучий и септаккордов, а также существующий в системе аккордов закон "круга". Основной вывод касается взаимодействия инь и ян внутри данных звуковых вертикалей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRIADS AND SEVENTH CHORDS FROM YIN-YANG STANDPOINT

The paper is devoted to the dualism and cyclicity of the European chords system from the perspective of the Chinese concept of yin-yang. The author examines the connection of the concept yin-yang with features of triads and seventh chords and “circular law” in the system of chords. The main finding is the existence of the interaction of yin and yang within these vertical sound buildings.

Текст научной работы на тему «ТРЕЗВУЧИЯ И СЕПТАККОРДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНЬ - ЯН»

© Пэн Чен, 2013

ТРЕЗВУЧИЯ И СЕПТАККОРДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНЬ—ЯН

Статья посвящена дуализму и цикличности европейской системы аккордов с терцовой структурой под углом зрения китайской концепции инь-ян. В ней рассматривается соединение концепции инь—ян с особенностями трезвучий и септаккордов, а также существующий в системе аккордов закон «круга». Основной вывод касается взаимодействия инь и ян внутри данных звуковых вертикалей.

Ключевые слова: инь; ян; трезвучие; септаккорд; лад; гармония

Инь (||) и ян (ГО) соответствуют основным положениям древней философской книги «И-цзин», которая считается важнейшим источником китайской культуры1. Они представляют в первоначальном состоянии мира (хаосе) его легкие частицы (небо) и частицы тяжелые (землю). Развитие древнейших представлений об инь и ян — антагонистических и в то же время взаимодействующих силах — продолжалось на протяжении последующих столетий. Вначале они являлись олицетворением тьмы и света, теневой и освещенной сторон горы, холода и тепла, податливости и упорства, женского и мужского начал, инь и ян символизируют все противоположности мира: землю и небо, ночь и день, луну и солнце, грусть и радость ит. д.

янекий лад

В древнекитайской системе двенадца-тизвуковой строй «люй-люй» (^В) поделен на две части — инь и ян. Ю. Холопов связывает этот строй с симметричными ладами [5, с. 215].

1. Строй «люй-люй»

1

В моей работе «Ладовая система музыки под углом зрения инь-ян» [3] приводятся свойства мажорного и минорного трезвучий в связи с данной концепцией. Ясно, что мажорное трезвучие соответствует ян-скому явлению, а минорное — иньскому.

2. Мажорные и минорные лады и трез-

вучия

янские трезвучия

§ И II

иньекии лад

иньские трезвучия

I. Свойства трезвучий и септаккор-

дов

В книге «И-цзин» говорится: инь и ян порождают сы-сян, то есть четыре символа, а сы-сян порождают ба-гуа (восемь триграмм) . Среди четырех символов сы-сян выделяются младший ян, старший ян, младшая инь и старшая инь. Когда янская основа соединяется с иньским дополнением, получаем младший ян, а с янским дополнением — старший ян. Наоборот, иньская ос-

нова с янским дополнением — младшая инь,

3

с иньским дополнением — старшая инь .

Четыре символа соответствуют видам трезвучий: мажорное трезвучие появляется на основе большой терции с добавлением малой терции, так образуется младший ян. Минорное, в основании которого лежит малая терция и добавленная большая терция, — это младшая инь. Две большие терции образуют увеличенное трезвучие (старший ян), а две малые терции — уменьшенное (старшая инь)4.

3. Трезвучия и четыре символа

старшин ян ув.трезвучие

II

младшая инь м.трезвучие

старшая инь ум.трезвучие

В схеме 3 линии, расположенные ближе к центру, являются основными, а дальше яш-

от центра — дополнительными. Сплошная линия символизирует ян, а прерывистая — инь. Линии называются «яо». У каждого из четырех символов два яо. Современные исследователи часто показывают яо арабскими цифрами 1 (янское) и 0 (иньское) в системе инь-ян, поэтому можно описать свойства трезвучий двумя цифрами: мажорное трезвучие — 10, минорное трезвучие — 01, увеличенное трезвучие — 11 и уменьшенное трезвучие — 00.

4. Яо в трезвучиях

инь

I

ТТЛ?

TTtt

ув.трезвучие

маж.трезвучие

мин.трезвучие

ум.трезвучие

С добавлением инь или ян на основу из четырех символов получаются восемь триграмм. В гармонии образуются септаккорды, каждый из которых состоит из трех терций.

Считая только большую и малую терции, в музыкальной теории обычно выделяют семь септаккордов. Теоретически, их тоже восемь. Кроме семи «обычных» можно обнаружить увеличенно-увеличенный септаккорд, которому в двенадцатиступенной равномерно темперированной системе равно увеличенное трезвучие с повторением основного тона. Например, в аккорде до, ми, соль-диез, си-диез, читая си-диез как звук до, получаем аккорд до, ми, соль-диез, до. Аккорд формируется на основе старшего ян (увеличенного трезвучия), к которому добавлен ещё ян (большая терция). Его название в системе восьми триграмм Цянь-гуа 111). Это самый янский. Увеличенное трезвучие с малой терцией порождает большой увеличенный септаккорд — до, ми, соль-диез, си (дуй-гуа, Й^К 110).

На основе младшего ян (мажорного трезвучия) появляются большой мажорный септаккорд — до, ми, соль, си (Ли-гуа, 101) и малый мажорный — до, ми, соль, си-бемоль (Чжэнь-гуа, ММ, 100).

На основе младшей инь образуются большой минорный септаккорд — до, ми-бемоль, соль, си (Сюнь-гуа, ЩМ, 011), и малый минорный — до, ми-бемоль, соль, си-бемоль (Кань-гуа, ШМ, 010).

Из уменьшенного трезвучия рождаются малый уменьшенный септаккорд — до, ми-бемоль, соль-бемоль, си-бемоль (Гэнь-гуа, ДМ, 001), и уменьшенный — до, ми-бемоль, соль-бемоль, си-дубль-бемоль (Кунь-гуа, ЩМЬ, 000). Последний аккорд, образующийся из трех малых терций, является самым иньским септаккордом.

5. Септаккорды и восемь триграмм

ув.ув.

ум.

Свойства трезвучий и септаккордов зависят от их основных терций. Аккорды

на основе большой терции — это увеличенное и мажорное трезвучия, увеличенно-увеличенный, большой увеличенный, большой мажорный и малый мажорный септаккорды. Когда нижняя терция является малой, аккорды являют иньскую природу — это минорное и уменьшенное трезвучия,

Ян ч-

большой минорный, малый минорный, малый уменьшенный и уменьшенный септаккорды. Хотя большинство этих аккордов по своему характеру неоднозначны.

6. Генезис и природа трезвучий и септаккордов

Инь

I I I-1

ув.ув, б.ув. б.маж. м.маж, б,мин, м.мин. м.ум. ум, Восемь триграмм — — — — - - — — — — Септаккорды

цянь дуй ли чжэнь сюнь кань гэнь кунь ]

Четыре символа

т

ув.

т

т

ум.

Трезвучия

мл,инь ст.инь

Инь

Специфика трезвучий и септаккордов, которая может быть показана с помощью концепции инь—ян, совпадает с концепцией четырех символов и восьми триграмм. С этой точки зрения могут быть показаны свойства всех аккордов с терцовой структурой.

II

III IV

нонаккорды

1

Например, в натуральном мажоре (в принципе, такие же аккорды существуют и в натуральном миноре) присутствуют следующие нонаккорды, ундецимаккорды и терцдецимаккорды с показаниями свойств инь-ян:

7. Нон-, ундецим-, терцдецимаккорды в натуральном мажоре V VI VII

А

ундецимаккорды

терцдецимаккорды

1 '

Здесь мы можем найти много интересного. Например, из этих нонаккордов две пары — с одинаковыми свойствами — I—IV (1010) и II—VI (0101), их характеры противоположные. Также симметричные структуры появляются в других двух аккордах —

III (0100) и VII (0010). Свойство большого доминантового нонаккорда, который встречается в музыке чаще всего, «одинокое» (1001)5.

Если идти дальше по пути инь-ян, то восемь триграмм дают шестьдесят четыре

гексаграммы, которые напоминают структуру книги «И-цзин». Каждая гексаграмма образуется двумя соединенными триграммами. Восемь разных триграмм над восемью образуют шестьдесят четыре гексаграммы (8 х 8 = 64), которые отражают еще более сложное взаимодействие инь и ян.

Фактически, терцдецимаккорд является самым сложным созвучием с терцовой структурой в натуральной ладовой системе. Природа терцдецимаккордов показывается именно гексаграммами. Терцдецимаккорды в мажоре в соответствии с названиями гексаграмм в книге «И-цзин» обозначают следующим образом: I — би (101001, II — вэй-цзи (010101, III — кань (010010,

Ж), IV — цзи-цзи (101010, V — ши-

хэ (100101, ®П1), VI — цзе (010100, Щ), VII — цзянь (001010, Ш).

II. Закон «круга» в системе трезвучий и септаккордов

Концепция инь—ян связана с дуализмом. Но она отличается от концепции души и тела в философии ученого Рене Декарта, которая признает равноправие идеального и материального, что не вполне совпадает с китайской идеей антагонизма добра и зла. В книге «И-цзин» инь и ян не статичны, они всегда изменяются и взаимодействуют друг с другом. Именно из этого взаимодействия и происходят все явления. В «И-цзин» говорится, что «переменами инь и ян является дао»6. Как написано в древнекитайской книге «Люйши Чуньцю» ( ((ВЙ^^)) ) — «до края, то наоборот»

Перемены инь и ян не мгновенны, а постепенны. Количественные изменения порождают качественные. Движение здесь круговое, цикличное и вечное. Конец круга является его началом. Это очень важный принцип концепции инь-ян.

Мы представили в работе «Ладовая система китайской музыки и ее претворение в творчестве композиторов ХХ века» закон «круга» в натуральной ладовой системе. По семи ладам — от самого янского до иньско-го получаем следующее:

Лидийский лад (до) ^-понижаем четвертую ступень^-

Ионийский лад ^-понижаем седьмую ступень^-

Миксолидийский лад ^-понижаем третью ступень^-

Дорийский лад ^-понижаем шестую ступень^-

Эолийский лад ^-понижаем вторую ступень^-

Фригийский лад ^понижаем пятую ступень^

Локрийский лад ^понижаем первую ступень^

Лидийский лад (от до-бемоль)...

Ясно, что соседние лады отличаются друг от друга одной ступенью, при движении от ян до инь происходит понижение ступеней (а если идти от инь до ян, то — повышение). Когда мы доходим до самого иньского, локрийского лада, то следующий шаг (понижаем первую ступень) дает новый лидийский (полутоном ниже первого лидийского). То есть, начинается новый цикл.

В системе трезвучий действует такой же закон. Когда в увеличенном трезвучии (старший ян) понижается квинта, появляется мажорное — янские факторы уменьшаются. Идем дальше, повышаем основной тон мажорного трезвучия и получаем уменьшенное — иньский «край» в системе. Повышаем его квинту — получаем минорное трезвучие, то есть на иньской основе себя проявляет янский фактор. Дальше понижаем приму, возвращается увеличенный аккорд. Начинается новый «круг».

Терцовый тон трезвучия не двигается. Он является «опорным звуком». Трезвучия всего четыре — «круг» достаточно маленький. Такие же движения в системе септаккордов показывают более детальный процесс изменения.

8. «Круг» септаккордов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

септак-

септак-

увеличенно-увеличенный

корд^-понижаем септиму^ большой увеличенный

корд^понижаем квинту^ большой мажорный септаккорд^понижаем септиму^

малый мажорный септаккорд^-повышаем примут

уменьшенный септаккорд^-повышаем

септиму^

малый уменьшенный септак-

корд^-повышаем квинту^ малый минорный септаккорд^-повышаем септиму^

большой минорный септаккорд^понижаем примут

увеличенно-увеличенный септаккорд...

(новый цикл).

Мы считаем, что у каждого аккорда с терцовой структурой свой характер с точки зрения инь-ян, и такие свойства трезвучий и септаккордов соответствуют музыкальной практике и слуховым ощущениям. Закон «круга» в музыкальной теории соответствует не только областям ладов и аккордов, но

эта теория нуждается в дальнейшем музыкально-теоретическом обосновании.

Примечания

1 «И-цзин» в русском языке: «Книга перемен» или «Канон перемен».

2 В одиннадцатой главе первой части «Си-цы».

3 Кто-то считает названия младших и старших инь или ян наоборот (так и было в моих работах). Это проблема наименований, не касается принципа нашего вопроса.

4 В этой статье мы не будем изучать альтерированные аккорды и аккорды с нетерцовой структурой.

5 Ясно, что у малого доминантового нонаккорда знак 1000.

I

В пятой главе

второй части «Си-цы — коммента-

рия «И-цзин». Дао («путь») — безличный мировой закон, которому подчиняются и природа, и люди [6, с. 32].

Литература

1. Бершадская Т. Лекции по гармонии. 2-е изд. Л.: Музыка, 1985. 238 с.

2. Грубер Р. Всеобщая история музыки. 2-е изд. М.: Музгиз, 1960. 488 с.

3. Пэн Чэн. Ладовая система музыки под углом зрения инь—ян // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. № 2 (18). С. 11—19.

4. Способин И. Элементарная теория музыки. М.: Музгиз, 1961. 202 с.

5. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. 511 с.

6. Чанышев А. Курс лекции по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. 374 с.

' ¿Ш : ' 2003

335Шо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.